Финансирование железнодорожного транспорта - (диплом)
p>Структура прочих операционных доходов по Тюменскому отделению дороги за 1997 год наглядно показана на рисунке 14.Рис. 14. Структура прочих операционных доходов и расходов по Тюменскому отделению дороги за 1997 год Таблица 13 Прочие внереализационные доходы и расходы по Тюменскому отделению дороги за 1997 год
(млн. руб. ) Прочие внереализационные доходы и расходы Доходы Расходы 1 2 3
Кредиторская и дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности
1094 0
Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в соответствии с указом Президента РФ от 20. 12. 94 №2204 (указание МПС от 23. 12. 94 №476 пру)
Х 2 1 2 3
Присужденные или признанные должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров:
из них: штрафы управления дороги 10730 9163 218
Суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров
716 1498
Структура прочих внереализационных доходов и расходов показана на рис. 15. Рис. 15. Структура прочих внереализационных доходов и раходов по Тюменскому отделению дороги за 1997 год Расчет прибыли по Тюменскому отделению дороги сводим за 1997 год в таблицу 14. Нераспределенная прибыль используется для отчислений в фонд потребления и на другие цели. Под фондами потребления понимаются средства, направленные на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), не приводящих к образованию нового имущества предприятия, а также на материальное поощрение коллектива предприятия.
Таблица 14
Расчет прибыли по Тюменскому отделению дороги за 1997 год (млн. руб. )
Наименование показателя Код строки Сумма 1 2 3
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей): в том числе:
- доходы от перевозок доходы от подсобно-вспомогательной деятельности местные доходы станций 010 011 012 013 1095069 979074 94617 21378 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг: в том числе: расходы по перевозкам
расходы по подсобно-вспомогательной деятельности (за минусом затрат по внутрихозяйственному обороту)
020 021 022 1032874 939898 92976 Прибыль от реализации (строки 010-020): в том числе: прибыль от перевозок (строки 011-021)
прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности (строки 012+013-021) 030
031 032 62195 39176 23019 Проценты к получению 040 166 Доходы от участия в других операциях: в том числе:
проценты по долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям 050
051 24 24 Прочие операционные доходы 060 93411 Прочие операционные расходы 070 95845
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (строки 030+040+050+060-070) 080
59951 Прочие внереализационные доходы 090 15935 Прочие внереализационные расходы 100 1848 Балансовая прибыль (строки 080+090-100) 110 74038 Продолжение таблицы 14 1 2 3 Внутридорожные расчеты по налогу на прибыль 120 14056 Отвлеченные средства: в том числе: -расходы по уплате в бюджет штрафных санкций 130 131 2489 2489 Нераспределенная прибыль (строки 110-120-130) 140 57493
К расходам за счет средств фонда потребления в части материального поощрения относятся суммы, выданные в порядке единовременной помощи работникам, а также суммы премий и вознаграждений, выплачиваемых из данного фонда за счет чистой прибыли предприятия. Средства фонда потребления на социальное развитие направляются в соответствии с утвержденными сметами на приобретение культурно-бытового инвентаря, а также оборудования для столовых, буфетов, домов отдыха, санаториев, клубов, детских учреждений и на приобретение для них транспортных средств и инвентаря. За счет средств этого фонда может производиться оплата счетов учреждений и организаций: - детских учреждений и профилакториев –на усиление питания детей, находящихся в детских учреждениях, и работников, проходящих курс лечения в профилакториях; - ОРСов –на удешевление стоимости питания в столовых предприятия, в первую очередь, для работающих в ночную смену; - дорожных советов общества “Локомотив” –на проведение спортивных соревнований и аренду спортивных сооружений (по согласованию с дорпрофсожами). К отчислениям на другие цели относятся: 1, 5% взносы в МПС в фонд поддержки учебных заведений; 1, 0% взносы в МПС в фонд поддержки здравоохранения; 1, 5% взносы в МПС в финансовый резерв; 0, 1% взносы в МПС в фонд социальной поддержки; отчисления на нужды работников центрального аппарата МПС РФ; списание непокрытого убытка прошлых лет; уплата процентов за кредит, полученный на восполнение недостатка оборотных средств, на приобретение основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов и по средствам, взятых взаймы у других организаций; затраты на пополнение собственных оборотных средств; плата за загрязнение окружающей среды (сверх нормы); расходы по возмещению убытков ЖКХ, горячему водоснабжению; разница в цене на топливо, реализуемое неработающим пенсионерам; средства, направляемые на долевое участие в строительстве; финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного назначения; расходы, связанные с отчислениями средств профорганизациям на цели, определяемые коллективными договорами; социальная помощь ветеранам и пенсионерам; расходы на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, для престарелых, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха; дотации предприятиям сельского хозяйства, торговли, снабжения и других видов деятельности; расходы на содержание предприятий массового питания (столовые), находящиеся на балансе основной деятельности; расходы по уплате штрафных санкций по взносам во внебюджетные фонды (включая фонды на социальные нужды); расходы по возмещению ущерба; выплата районного коэффициента работникам неосновной деятельности; оплата научно-исследовательских работ; добровольное страхование трудящихся; оплата счетов за проживание в общежитиях других предприятий; содержание по договорам органов охраны и правопорядка; налоги и внебюджетные платежи прошлых лет; культурно-массовая работа; помощь редакции газеты “Гудок”; подписка на журналы и газеты; ритуальные услуги; выплаты по коллективным договорам работникам при уходе на пенсию; медицинское обслуживание и прочие. Данные об использовании нераспределенной прибыли за 1997 год по Тюменскому отделению дороги приведены в таблице 15. Таблица 15 Использование нераспределенной прибыли за 1997 год по Тюменскому отделению дороги
(млн. руб. ) Наименование показателей Сумма 1 2 Отчисления в фонд потребления 378 Отчисления на другие цели 1, 5% взносы в МПС в фонд поддержки учебных заведений 1111 1, 0% взносы в МПС в фонд поддержки здравоохранения 740 1, 5% взносы в МПС в финансовый резерв 1111
Отчисления на нужды работников центрального аппарата МПС РФ 979
Плата за загрязнение окружающей среды (сверх нормы) 1 Расходы по возмещению убытков ЖКХ, горячему водоснабжению 23599
Разница в цене на топливо, реализуемое неработающим пенсионерам 2089 Расходы, связанные с отчислением средств профорганизациям на цели, определяемые коллективным договорами
545 Социальная помощь ветеранам и пенсионерам 2669
Расходы на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, для престарелых, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха
12802
Дотации предприятиям сельского хозяйства, торговли, снабжения и других видов деятельности
2698
Расходы на содержание предприятий массового питания (столовые), находящиеся на балансе основной деятельности
109
Расходы по уплате штрафных санкций по взносам во внебюджетные фонды (включая фонды на социальные нужды)
48516 1 2 Расходы по возмещению ущерба 114
Оплата счетов за проживание в общежитиях других предприятий 1581
Содержание по договорам органов охраны и правопорядка 66 Налоги и внебюджетные платежи прошлых лет 3769 Культурно-массовая работа 84 Ритуальные услуги 136
Выплаты по коллективным договорам работникам при уходе на пенсию 1267
Медицинское обслуживание 22 Прочие:
в том числе суммы выплат локомотивным бригадам компенсации за подвижной характер работы
6532 3249 ИТОГО 110918 Перерасход прибыли * 53425
Примечание: перерасход прибыли возникает вследствие недостаточности полученной прибыли для ее использования на цели, предусмотренные коллективным договором. Структура использования нераспределенной прибыли за 1997 год по Тюменскому отделению дороги показана на рисунке 16. Если доходы предприятия превышают его расходы, то оно считается рентабельным (прибыльным). При завышении расходов над доходами предприятие называется нерентабельным (убыточным). Рентабельность является показателем хозяйственной деятельности, характеризующим эффективность производства, комплексно отражающим степень использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Различают общую и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная рентабельность определяется отношением расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рис. 16. Структура использования нераспределенной прибыли за 1997 год по Тюменскому отделению дороги 2. 4. Финансовые взаимоотношения между отделением и управлением дороги Особенности процесса перевозок на железнодорожном транспорте отражаются на финансовых взаимоотношениях внутри отрасли. Они заключаются, прежде всего, в системе формирования доходов от перевозок. На отделении дороги планируется объем работы по показателям, на которые установлены доходные ставки. На основании запланированных объемов финансовым отделом составляется план доходов по перевозкам. Фактические сумма доходов отделения дороги по перевозкам ежемесячно определяется исходя из объема выполненных грузовых и пассажирских перевозок, начально-конечных операций и доходных ставок. Для расчета доходов по отделению дорожные вычислительные установки сообщают данные о количестве погруженных и выгруженных тонн грузов, о грузообороте, данные о пассажиро-километрах. Число сформированных на отделении пассажирских составов в прямом и местном сообщениях, а также фирменных поездов рассчитывают по графику исполненного движения поездов. В счет причитающейся суммы доходов отделение дороги получает авансовое финансирование на покрытие следующих затрат:
на выплату заработной платы (ФОТ);
на перечисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости), включая текущие платежи, недоимки и пени;
на платежи в местный бюджет; на погашение кредитов в банке; на оплату процентов за кредит; на капитальные вложения;
на оплату счетов (услуги связи, за коммунальные услуги, за выполненный капитальный ремонт подрядчиками и др. ); на прочие нужды (командировочные расходы, доплата за разъездной характер труда, услуги банков и др. ). Особенность финансовых взаимоотношений на железнодорожном транспорте заключается также в том, что часть необходимых платежей оплачивается централизованно, а именно:
приобретение материалов верхнего строения пути; оплата за электроэнергию на тягу поездов; оплата топлива на тягу поездов;
платежи по налогам (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость) в местный и федеральный бюджет. Окончательные расчеты между отделением и управлением дороги производятся в порядке внутрихозяйственных расчетов. 2. 5. Финансовые взаимоотношения между отделением дороги и его структурными подразделениями Линейные предприятия отделения дороги участвуют в общем перевозочном процессе, обеспечивая выполнение плана отправления и перевозок грузов при полном использовании вместимости и грузоподъемности вагонов, сокращении времени их нахождения под грузовыми операциями, а также выполнение плана формирование грузовых поездов и сокращение времени нахождения вагонов на технических станциях. Они отвечают за своевременное отправление и проследование пассажирских поездов, культурное обслуживание пассажиров. Кроме того, в их функции входит обслуживание, содержание в исправном состоянии и ремонт вагонов, локомотивов, железнодорожного пути, устройств электроснабжения и энергетики, СЦБ и связи, других основных фондов, а также обеспечение безопасности движения поездов. Финансирование линейных предприятий предусматривает формирование финансовых ресурсов (доходов), необходимых на покрытие расходов на перевозки. Для структурных подразделений отделения дороги установлены общие правила финансирования: Для соблюдения строжайшего режима экономии в использовании выдаваемых предприятию средств должны выполняться следующие условия: - финансирование только тех расходов или работ, которые предусмотрены в плане и выполнены с соблюдением качества и в установленный срок; - контроль за строго целевым распределением финансовых ресурсов в соответствии с балансом доходов и расходов. Финансовые результаты хозяйственной деятельности и порядок централизации накоплений на отделениях дороги определяются в соответствии с установленной методикой: - финансовые результаты по выполнению плана перевозок выражаются суммой экономии или перерасхода; прибыль по эксплуатационной деятельности не планируется; - финансовые результаты подсобно-вспомогательной деятельности предприятий выражаются фактически полученными суммами прибыли или убытка; - при определении общего финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, кроме результатов выполнения плана эксплуатационных расходов и плана прибыли по подсобно-вспомогательной деятельности, учитывается также результат по непланируемым поступлениям прибыли и допущенным убыткам. Общими для всех предприятий фондообразующими показателями являются производительность труда и себестоимость продукции (работы) или отсутствие перерасхода эксплуатационных средств, включая непланируемые прибыли и убытки. Отдел бухгалтерского учета и финансов отделения дороги ежемесячно уточняет состояние взаимных расчетов по финансированию линейных предприятий. Для этого на 1-е число каждого месяца составляется расчетная ведомость и по ней выверяются взаимные расчеты. Ежемесячный перевод средств предприятиям осуществляет отдел бухгалтерского учета и финансов отделения по предъявленным счетам с учетом выполнения задания по мобилизации внутренних финансовых ресурсов (снижению дебиторской задолженности, сверхнормативных запасов материалов и др. ). Чтобы более детально рассмотреть финансовые взаимоотношения между отделением дороги и линейными предприятиями обратимся к примеру Тюменского отделения дороги. Тюменское отделение дороги имеет сводный баланс и является юридическим лицом. В состав отделения входят предприятия согласно прилагаемому списку. Деятельность предприятий отражается в самостоятельных балансах. Оперативный учет финансовых результатов осуществляется помесячно. Периодом окончательных финансовых результатов является конец отчетного квартала. Итоги подводятся нарастающим итогом с начала года.
Доходы по перевозкам отделение дороги отдает предприятиям:
по локомотивным депо (ТЧ-7, 8) – по фактическим расходам, но не больше лимита; по вагонным депо (ВЧД-5, 7, 19) –по фактическим расходам, но не больше лимита, расходы по деповскому ремонту вагонов возмещаются в пределах установленного лимита; по дирекции обслуживания пассажиров (ДОП) – по фактическим расходам, но не больше лимита; по дистанциям пути (ПЧ-11, 12, 13, 28) –по фактическим расходам, но не больше лимита, расходы по снегоборьбе возмещаются в пределах установленного лимита; по дистанциям сигнализации и связи (ШЧ-7, 8, 18) – по фактическим расходам, но не больше лимита; по остальным предприятиям (ДС- Тюмень, Ишим, Войновка, ЭЧ-4, 14, ВОДЧ, НОДХ) – по фактическим расходам, но не больше лимита; по собственному хозяйству отделения дороги (НОДс) –фактические доходы, полученные от управления дороги за вычетом доходов всех предприятий. Предприятия при наличии прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (после уплаты платежей в бюджет и покрытия всех расходов из прибыли) могут у себя создавать фонды потребления (85%) и накопления (15%). Предприятиям, имеющим на своем балансе объекты социально-культурной сферы (ДКЖ, клубы, парки, оздоровительные лагеря, стадионы, профилакторий “Талица”), отделение дороги возмещает расходы по факту, но не выше сметы, которая составляется поквартально и утверждается местной администрацией. Отделение дороги раздает предприятиям долю расходов пропорционально численности работающих на этих предприятиях. Финансирование предприятий отделение дороги осуществляет по лимиту финансирования на месяц, разработанного и утвержденного отделением дороги. Предприятия ежеквартально передают отделению дороги отчисления по платежам в фонды МПС: фонд поддержки учебных заведений –в размере 1, 5 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; фонд поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС –в размере 1 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; финансовый резерв –в размере 1, 5 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС –в размере 0, 1 процента от доходов по перевозкам с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Эти отчисления отделение дороги передает в вышестоящую организацию. Предприятия при наличии прибыли, ежеквартально начисляют и передают в отделение дороги налог на прибыль, который централизованно платит управление дороги. Предприятия ежемесячно составляют расчет по налогу на добавленную стоимость, по установленной законодательством форме, и передают его отделению дороги, так как этот налог централизованно платит управление дороги. Предприятия ежемесячно начисляют амортизацию основных фондов в соответствии с “Указателем инвентарных объектов основных фондов железных дорог 1993 г. “. Амортизацию по основным фондам дороги (подвижной состав, железнодорожный путь с искусственными сооружениями, устройства СЦБ и связи, контактная сеть, тяговые подстанции со всем оборудованием) предприятия ежемесячно передают отделению дороги. Остальная часть амортизации остается на предприятии. Внутрихозяйственные расчеты между предприятиями и отделением дороги ведутся через 79. 9 счет. Передача основных фондов учитывается на счете 79. 7.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В настоящее время, когда объемы перевозок снижаются, на первый план выходит структурная реформа железнодорожного транспорта. Основными целями этой структурной реформы согласно Указу Президента РФ “Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий” № 426 от 28. 04. 97 и Программе Правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в 1997– 2000 годах” являются: усиление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте; стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг; повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг. Для достижения этих целей сформулированы главные направления: Разделение финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта по содержанию и эксплуатации инфраструктуры по грузовым и пассажирским перевозкам. Создание специализированных пассажирских компаний с самостоятельными балансами по перевозкам пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях. Прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, для чего необходимо резервирование в соответствующих бюджетах средств для дотирования этих перевозок. Выделение из системы железнодорожного транспорта в самостоятельные предприятия объектов вторичной инфраструктуры производственного назначения (ремонтные, строительные и др. ) и распространение на них общих условий рыночного хозяйствования и конкуренции. Создание конкурентной среды на рынке фрахта и экспедиторских услуг. Создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, обеспечивающих равный доступ к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава, имеющих соответствующие лицензии. Одной из задач реформы исходя из Приложения к приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118 является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь инвесторов, кредиторов и потребителей), так и внутренних (руководителей предприятий, работников административно-управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений). При проведении реформы предприятий стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятий являются:
максимизация прибыли предприятия;
оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
создание эффективного механизма управления предприятием;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:
проведение рыночной оценки активов;
проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет; разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;
разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;
проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия; проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия. Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия. Поэтому структурная реформа не может обойти стороной и систему финансирования. Согласно Постановлению Коллегии МПС “О совершенствовании системы управления финансами отрасли” № 16 от 05. 07. 97 предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию системы финансирования железнодорожного транспорта: сохранение лимита авансового финансирования; усиление контроля над финансовыми потоками, для чего вводится должность казначея в департаменте финансов, обязанностью которого является контроль за операциями по основному доходному счету дороги и поступлением выручки от перевозок, а кроме этого организуются службы внешнего и внутреннего аудита; утверждение, помимо прочих, планов по доходам, выручке, текущим расходам в разрезе отраслевых хозяйств, планов по капитальным вложениям и ремонту основных средств, по погашению кредиторской и дебиторской задолженности; установление четкого распределения обязанностей между железными дорогами и МПС (железные дороги рассчитываются с бюджетом и внебюджетными фондами, платят заработную плату, покрывают расходы на электроэнергию на тягу поездов, направляют средства на социальные программы и другие нужды в пределах имеющихся средств, а МПС РФ финансирует общеотраслевые и инвестиционные проекты, а также приобретает подвижной состав, оборудование, основные виды материально-технических и топливных ресурсов).
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 4. 1. Формы государственной отчетности по охране труда, их содержание и порядок их заполнения
Охрана труда –система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия. В статье 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 года определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Одним из таких направлений является “…установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний…”. В настоящее время применяются следующие формы государственной отчетности по охране труда: форма государственной статистической отчетности № 1-т (условия труда) “Отчет о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда”, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 12. 07. 94 № 104 (Указание МПС от 14. 10. 94 № 391 пр-у); форма федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве № 7– травматизм “Сведения о травматизме на производстве”; Приложение к форме № 7 –травматизм “Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев”, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 26. 07. 95 № 105.
4. 1. 1. Форма № 1-т (условия труда)
Сведения по форме № 1-т (условия труда) предоставляются предприятиями и организациями промышленности, строительства, транспорта, связи независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Эти сведения приводятся по всему персоналу организации и по всем категориям работников: рабочим, руководителям, специалистам и служащим. Численность женщин, находящихся в отпуске по беременности, родам и уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, в данные формы № 1-т (условия труда) не включаются. Форма № 1-т (условия труда) состоит из двух разделов. Раздел первый называется “Состояние условий труда”. Основой для заполнения первого раздела формы № 1-т (условия труда) являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, санитарно-техническая паспортизация условий труда цеха или специальные замеры параметров санитарно-гигиенических факторов условий труда. Оценка условий труда определяется в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести производственного процесса), утвержденными Госкомсанэпиднадзором России 12. 07. 94 № Р 2. 2. 013-94.
Опасными и вредными производственными факторами являются: уровень шума; уровень вибрации; уровень загазованности воздуха рабочей зоны;
уровень ионизирующего и неионизирующего излучения в рабочей зоне; неблагоприятный температурный режим в помещениях;
недостаточная освещенность рабочих мест и др.
Перечень этих вредных производственных факторов определен ГОСТом 12. 0. 003-74 ССБТ “Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”. Первый раздел формы № 1-т (условия труда) состоит из 11 строк, куда входят: Списочная численность работников (без находящихся в отпуске по беременности иродам и по уходу за детьми); Из данных строки 01: занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; Из данных строки 02 работающие под воздействием: повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука;
повышенного уровня вибрации; повышенной запыленности воздуха рабочей зоны; повышенной загазованности воздуха рабочей зоны; повышенного уровня неионизирующего излучения; повышенного уровня ионизирующего излучения; Занятые тяжелым физическим трудом;
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности; Контрольная сумма,
и которые заполняются в следующем порядке.
По строке 02 показывается количество работников, на рабочих местах которых фактическое значение хотя бы одного вредного (физического, химического, биологического) производственного фактора превышает его санитарно-гигиеническую норму. По строке 02 каждый работник учитывается только один раз независимо от количества действующих на него опасных и вредных производственных факторов. По строкам 03-08 показываются работники, на рабочих местах которых: шум, вибрация, неионизирующее излучение превышают установленные предельно допустимые уровни; запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны превышают предельно допустимые концентрации вредного вещества или промышленной пыли; ионизирующее излучение превышает норму мощности дозы внешнего излучения. Один и тот же работник может быть учтен по нескольким строкам, если на него одновременно воздействует ряд факторов, указанных в строках 03-08. Определение численности рабочих занятых тяжелым физическим трудом (строка 09), осуществляется в соответствии с гигиеническим нормативом физической нагрузки при выполнении работы для мужчин и женщин, содержащимся в Гигиенических критериях оценки условий труда № Р 2. 2. 013-94. Тяжесть физического труда оценивается по:
физической динамической нагрузке; массе поднимаемого и перемещаемого груза; стереотипным рабочим движениям; статистической нагрузке; наклонам корпуса; перемещениям в пространстве.
По строке 10 учитываются работающие на оборудовании, машинах, механизмах, не отвечающих требованиям системы стандартов безопасности труда. Данные по работникам включаются в строки 02-10 независимо от того, получают эти работники льготы за неблагоприятные условия труда или нет. Второй раздел формы № 1-т (условия труда) называется “Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда”. Во втором разделе приводятся данные по рабочим, руководителям, специалистам и служащим, получающим льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Причем при заполнении второго раздела формы № 1-т (условия труда) не принимаются во внимание льготы за работу в районах Крайнего Севера, обусловленные неблагоприятными природными условиями и в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Также не учитываются имеющие право на определенные льготы работники, занятые педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья. Второй раздел состоит также из 11 строк, к которым относятся: Списочная численность работников, которые за работу в неблагоприятных условиях труда пользуются правом: дополнительного отпуска;
сокращенного рабочего дня; бесплатного лечебно-профилактического питания;
бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов; повышенных тарифных ставок и окладов (включая повышенные тарифные ставки, в которых учтены условия труда), доплат за неблагоприятные условия и интенсивность труда; государственных пенсий на льготных условиях: по списку № 1; по списку № 2; прочие пенсии за особые условия труда, пенсии за выслугу лет, установленные законодательством; пенсии на льготных условиях, установленной самим предприятием за условия труда; Списочная численность работников, которым установлен хотя бы один вид льгот или компенсаций, перечисленных в стр. 12-20;
Контрольная сумма. Порядок их заполнения следующий.
По строке 12 показывается численность работников пользующихся дополнительным отпуском за работу с вредными условиями труда. С 1 января 1992 года установлен минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 рабочих дня. При этом, до принятия нового законодательства об отпусках сохраняются порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством. По строке 12 показывается численность работников, у которых сумма основного отпуска (12 рабочих дней) и дополнительного за работу с вредными условиями труда превышает 24 рабочих дня. По строке 13 показываются работники, пользующиеся сокращенным рабочим днем в соответствии с действующим “Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день”, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25. 10. 74 г. с последующими дополнениями и изменениями к нему, а также те, кому организация сама установила сокращенный рабочий день за работу в неблагоприятных условиях труда. По строке 14 показывается численность работников, получающих бесплатное лечебно-профилактическое питание в соответствии с действующим “Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда”, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07. 01. 77. По строке 15 показывается численность работников, бесплатно получающих молоко и другие равноценные пищевые продукты в связи с вредными условиями труда в соответствии перечнем работ и профессий, устанавливаемых администрацией предприятия по согласованию с местной профсоюзной организацией на основе перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного Минздравом СССР 4. 11. 87 № 4430-87 и действующего в настоящее время. По строке 16 показывается численность работников, в основе заработной платы которых лежат повышенные тарифные ставки (оклады), установленные за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. В строку 16 включаются работники, которые получают доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, установленные организацией в результате аттестации рабочих мест или специальных замеров уровней факторов производственной среды на рабочих местах. В строку 16 включается также численность рабочих, работающих на конвейерах, поточных и автоматических линиях, которым установлены доплаты за интенсивность за интенсивность труда. По строкам 17-19 показывается численность работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в отраслях, производствах, цехах, профессиях, должностях, работа в которых на основании Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” и дополнений к нему дает право на государственную пенсию на льготных условиях, включая работающих в этих производствах пенсионеров. По строке 19 показывается численность работников, имеющих право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда (статья 12 п. п. “В-Д”, “Ж-К” Закона): женщины, работающие трактористами-машинистами, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
работницы текстильного производства;
рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; водители грузовых автомобилей, непосредственно занятые в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы; рабочие, мастера, непосредственно занятые на лесозаготовках и лесосплаве; механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах; плавсостав морского, речного флота и флота рыбной промышленности; водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах. По строке 19 показывается также численность работников, имеющих право на льготную пенсию за выслугу лет: занятые на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (статья 78 Закона);
работающие в гражданской авиации (статья 79 Закона);
работающие на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота (статья 78 Закона). По строке 20 показывается численность работников, имеющих право на льготную пенсию, установленную самой организацией за тяжелые и вредные условия труда. По строкам 17-20 показываются и лица, уже воспользовавшиеся правом получения пенсии на льготных условиях и продолжающих работать на этих же местах. При заполнении строк 17-20 необходимо иметь в виду, что каждый работающий учитывается только один раз независимо от возможности получения пенсии на льготных условиях по нескольким основаниям. По строке 21 показывается численность работников имеющих за неблагоприятные условия труда хотя бы одну из выше перечисленных льгот и компенсаций, при этом работник учитывается только один раз независимо от того, пользуется ли он одной или несколькими видами льгот и компенсаций. 4. 1. 2. Форма № 7-травматизм и приложение к форме № 7-травматизм Статистическую отчетность по форме № 7-травматизм составляют юридические лица и их обособленные подразделения (предприятия, учреждения и другие организации всех форм собственности), осуществляющие деятельность в отраслях экономики. Организации установленного круга отраслей таких как:
электроэнергетика; топливная, угольная промышленность; черная, цветная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
промышленность строительных материалов; рыбная промышленность;
сельскохозяйственное производство (без рыболовства и охоты); транспорт; строительные организации, выполняющие работы подрядным способом, наряду с отчетом по форме № 7-травматизм, заполняют также приложение (один раз в 3 года–за 1995 г. , 1998 г. и т. д. ) о распределении числа пострадавших при несчастных случаях по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев на основании акта по форме Н-1, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 06. 95 № 558. Акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии по расследованию несчастного случая и представителем профсоюзной организации предприятия на котором произошел несчастный случай. В состав комиссии по расследованию несчастного случая входят руководитель предприятия или уполномоченное им лицо, который отвечает за достоверность данных указанных в акте, начальник отдела или инженер по технике безопасности, а также общественный ревизор по технике безопасности. Председателем комиссии является руководитель предприятия. Данные по структурным единицам, несамостоятельным подразделениям (производствам, цехам, отделениям и др. ) включаются в отчет той организации, на балансе которой они находятся. Объединение, в состав которого входят производственные единицы (т. е. предприятия, состоящие на балансе объединения) и подчиненные ему самостоятельные организации, расположенные на территории того же района, области, края, республики (в составе Российской Федерации), где находится и само объединение, представляет отчет в целом по объединению. По производственным единицам (филиалам) и самостоятельным организациям, входящим в состав объединений и находящимся на территории другого района, области, края, республики (в составе Российской Федерации), чем объединение, отчет по форме № 7-травматизм представляет объединение или по его указанию сами производственные единицы и самостоятельные организации статистическому органу по месту их нахождения. Объединения в этих случаях представляют статистическому органу по месту своего нахождения отчет только по производственным единицам и самостоятельным предприятиям, расположенным на территории данного района, области, края, республики (в составе Российской Федерации). Статистическая отчетность по форме № 7-травматизм и приложение к форме № 7-травматизм представляется статистическому органу по месту установленному статистическим органом республики, края, области, автономного округа и органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики. Отчет по форме № 7-травматизм состоит из 12 строк, в том числе: среднесписочная численность работающих всего;
из них женщин;
число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; из них: женщин;
подростков; число пострадавших со смертельным исходом; из них: женщин; подростков;
число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году;
материальные последствия несчастных случаев; израсходовано на мероприятия по охране труда; контрольная сумма.
Приложение к форме № 7-травматизм содержит 33 строки, в том числе: всего пострадавших; из них –пострадавшие по видам происшествий, приведших к несчастному случаю: дорожно-транспортное происшествие;
падение пострадавшего с высоты;
падения, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли и т. д. ; воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей; поражение электрическим током;
воздействие экстремальных температур; воздействие вредных веществ; воздействие ионизирующих излучений; физические перегрузки;
повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися; утопление;
убийство; повреждения при стихийных бедствиях; прочие; контрольная сумма;
из общего числа –пострадавшие по причинам возникновения несчастных случаев: конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования; несовершенство технологического процесса; нарушение технологического процесса;
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств; нарушение правил дорожного движения;
неудовлетворительная организация производства работ;
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории; недостатки в обучении безопасным приемам труда;
неприменение средств индивидуальной защиты; неприменение средств коллективной защиты; нарушение трудовой и производственной дисциплины;
в том числе нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
использование рабочего не по специальности; прочие; контрольная сумма.
При заполнении формы № 7-травматизм и приложения к форме № 7-травматизм используют следующие правила. В заголовочной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации. По строке “Почтовый адрес” организация указывает свой юридический адрес с почтовым индексом. Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами. Коды, поставленные в отчете, должны соответствовать кодам, указанным в акте по форме Н-1. В отчет по форме № 7-травматизм включают данные о несчастных случаях, происшедших на производстве с: работниками, выполняющими работу по трудовому договору (контракту); гражданами, выполняющими работу по гражданско-правовому договору подряда и поручения; студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящими производственную практику в организациях; военнослужащими, привлекаемыми для работы в организациях; гражданами, отбывающими наказание по приговору суда, в период их работы на производстве; иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающими в организациях, расположенных на территории Российской Федерации; гражданами, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учету подлежат следующие несчастные случаи:
травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом;
острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление;
поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся;
телесные повреждения, нанесенные животными;
повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой временную или стойкую утрату работником трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Данные о среднесписочной численности всех работающих, в том числе женщин, приводятся на основании соответствующего годового отчета по труду. Численность работающих женщин указывают по состоянию на 1 января года следующего за отчетным. Данные о пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, из них–женщин и подростков, приводятся на основании акта по форме Н-1, если в результате несчастного случая работнику выдан листок нетрудоспособности на один рабочий день и более или последовала смерть работника. Пострадавшие при несчастных случаях на производстве (без выдачи листка нетрудоспособности), в результате которых, в соответствии с медицинским заключением, возникла необходимость перевода пострадавших на другую работу на один рабочий день и более, в отчете по форме № 7-травматизм не учитываются. Сведения о пострадавших при несчастных случаях, на которые акты по форме Н-1 не составляются, в отчете по форме № 7-травматизм не отражаются. В число пострадавших со смертельным исходом, из них женщин и подростков, включаются пострадавшие, смерть которых наступила сразу после получения травмы или спустя некоторое время в течение отчетного года. В таком случае пострадавший будет показан по строке “Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более” и по строке “Число пострадавших со смертельным исходом”. Если в отчетном году наступила смерть пострадавшего при несчастном случае, происшедшем в предыдущем году, то данные о нем указывают только по строке “Пострадавшие со смертельным исходом” (в предыдущем году этот работник был учтен по строке “Пострадавшие с утратой трудоспособности”). Данные о числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших и о материальных последствиях несчастных случаев заполняются на основании “Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве с пострадавшим”. При этом следует иметь в виду следующее. Если временная нетрудоспособность у пострадавших продлилась с конца предыдущего года, то все дни нетрудоспособности по этим случаям и материальные последствия по несчастным случаям с утратой трудоспособности на один рабочий день и более (включая материальные последствия несчастных случаев со смертельным исходом) указывают в отчетном году. Материальные последствия несчастных случаев определяются по пострадавшим на производстве, включая пострадавших со смертельным исходом, пострадавшим с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году, и пострадавшим, частично утратившим трудоспособность и переведенным на другую работу.
К материальным последствиям несчастных случаев относятся:
доплата до прежнего заработка при переводе на другую работу; выплаты по листку нетрудоспособности; стоимость испорченного оборудования, инструмента и материалов; стоимость разрушенных зданий и сооружений (п. “Суммарный ущерб” из “Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве с пострадавшим”); выплаты по возмещению вреда, причиненного работнику в соответствии с “Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей” (данные о выплатах передаются работниками бухгалтерии лицу, ответственному за составление отчета по форме № 7-травматизм). В данные о средствах израсходованных на мероприятия по охране труда, отражают затраты на улучшение условий труда на производстве (включая затраты на средства индивидуальной защиты, лечебно-профилактическое питание и молоко) за счет всех источников финансирования. Лицу, отвечающему за состояние охраны труда, передаются сводные бухгалтерские данные и данные аналитического учета по накладным расходам о фактических затратах на охрану труда и улучшение условий труда. Данные о распределении пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе со смертельным исходом, по видам происшествий и причинам несчастных случаев заполняются организацией в соответствии с актом по форме Н-1 согласно Классификаторам, содержащимся в “Порядке заполнения акта формы Н-1”. В приложении к форме № 7-травматизм каждого пострадавшего при несчастном случае на производстве относят к одному из видов происшествия, приведшего к несчастному случаю, и к одной из причин возникновения несчастного случая. Данные о числе пострадавших, в том числе со смертельным исходом содержащиеся в отчете по форме № 7-травматизм и приложении к форме № 7-травматизм, должны совпадать. С введением в действие формы № 7-травматизм отменяется ранее действовавшая форма статистической отчетности о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве (форма № 7-твн). Таким образом, главной задачей выше перечисленных форм государственной отчетности по охране труда является предоставление информации об условиях труда на предприятии и травматизме на производстве, используя которую руководители предприятий должны принимать меры для улучшения условий труда и для сведения к минимуму случаев травматизма.
4. 2. Экспертиза рабочего места экономиста
Для экспертизы было выбрано рабочее место экономиста финансового отдела Тюменского отделения дороги. Экономист занимает отдельный кабинет на втором этаже в помещении администрации отделения дороги. Кабинет экономиста оборудован кондиционером. В оконных проемах установлены пластиковые окна, герметичные от дождя и ветра, имеющие хорошую шумоизоляцию. На окнах имеются жалюзи. На рабочем месте экономиста установлен однотумбовый стол. Имеется два телефонных аппарата, один для связи с предприятиями отделения дороги, другой напрямую связан с начальником финансового отдела. Работа экономиста заключается в сборе и анализе информации от экономистов и главных бухгалтеров предприятий отделения дороги. Экспертиза включает в себя следующие разделы: производственные факторы, определяющие санитарно-гигиенические условия; пожароопасность;
чрезвычайные ситуации.
Воздействующие на экономиста опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на физически опасные и вредные производственные факторы и на психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. К физически опасным и вредным факторам , воздействующим на человека, который работает экономистом относятся: шум, факторы, характеризующие микроклимат, освещение.
4. 2. 1. Шум
Шум –это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды и частоты. Шум мешает восприятию речи и работе и оказывает вредное воздействие на организм человека. Уровень шума для высококвалифицированной умственной работы, требующей сосредоточения и труда связанного исключительно с разговорами по средствам связи не должен превышать 55 дБ А [8]. Источники шума на рабочем месте экономиста практически отсутствуют, а от внешних источников человека защищают шумоизоляционные пластиковые окна и отсюда следует что уровень шума не превышает установленного ГОСТом.
4. 2. 2. Факторы характеризующие микроклимат
К ним в первую очередь относятся температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха. При работе, связанной с нервно-эмоциональным напряжением оптимальная величина температуры воздуха в помещении должна находиться в пределах 22-24 градуса по Цельсию, его относительная влажность– 40-60 %, а скорость движения воздуха –не более 0, 1 м/с [9]. Исходя из того, что микроклимат на рабочем месте экономиста контролируется кондиционером, можно прийти к выводу–факторы, характеризующие микроклимат, на данном рабочем месте отвечают требованиям ГОСТа.
4. 2. 3. Освещение
Освещение –это создание светового потока, падающего на поверхность предметов, обеспечивающее возможность зрительного восприятия этих предметов. Освещение подразделяется на два вида: на искусственное освещение и естественное освещение. Искусственное освещение это освещение создаваемое световыми приборами, к которым, в частности относятся лампы различных видов. Применение естественного освещения возможно лишь в светлое время суток, за исключением пасмурных дней. В кабинетах и рабочих комнатах рабочие поверхности должны располагаться на высоте 0. 8 м от пола, освещенность рабочей поверхности должна быть не ниже 300 люксов, показатель дискомфорта– 40, коэффициент пульсации освещенности – 15 %, коэффициент естественного освещения КЕО –1 [10]. Рабочее место экономиста отвечает этим требованиям и оборудовано в соответствии со СниПом местными штепсельными розетками для настольных ламп и прочих световых приборов, а также люминесцентными лампами. Люминесцентная лампа является газоразрядным источником света низкого давления, световой поток которого определяется в основном свечением люминофоров под воздействием ультрафиолетового излучения электрического разряда. Схема их расположения, а также расположения оконных проемов показана на рисунке 17.
4. 2. 4. Психофизиологические опасные и вредные факторы
К психофизиологическим опасным и вредным факторам, которые воздействуют на человека, работающего экономистом, относятся:
умственное перенапряжение; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; эмоциональные перегрузки.
Умственное перенапряжение вызывается большим объемом информации, которую надо анализировать и чтобы избежать умственного перенапряжения необходимо устраивать небольшие перерывы в течении рабочего дня продолжительностью не более 5 минут. К анализаторам относят все органы чувств, но при работе экономистом у человека вызывается перенапряжение только органов зрения и слуха. Чтобы этого избежать рекомендуется чередовать работу связанную большей частью с напряжением органов слуха (разговоры по средствам связи) с работой связанной с напряжением органов зрения (составление таблиц с оперативной информацией). Рис. 17. Схема расположения люминесцентных ламп и оконных проемов в кабинете экономиста финансового отдела Тюменского отделения дороги Монотонность труда экономиста вызвана тем, что это работа преимущественно сидячая и рабочие движения, которые выполняет экономист, являются однообразными. Для преодоления этого фактора рекомендуется также устраивать небольшие перерывы и стараться разнообразить свою работу. Эмоциональные перегрузки в работе экономиста вызваны спецификой работы. Эта специфика заключается в том, что сбор оперативной информации заключается в общении посредством телефона между экономистом и людьми предоставляющими эту информацию. И поскольку во время общения могут возникать различного рода конфликты, у экономиста возникает ощущение нервозности. Эти ощущения в конце рабочего дня могут привести к эмоциональным перегрузкам. Во избежание этого рекомендуется в течении рабочего дня избегать конфликтов. Все выше перечисленные психофизиологические опасные и вредные факторы отрицательно сказываются на здоровье человека, но полностью исключить их в работе экономиста не представляется возможным.
4. 2. 5. Пожароопасность
Пожар- это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Любой пожар начинается с загорания и чтобы локализовать пожар в процессе загорания, когда он не принес еще ощутимого вреда на рабочем месте экономиста предусмотрена установка пожарной сигнализации, в коридоре имеется пожарный гидрант. На случай возникновения пожара в кабинете имеется написанный на плакате номер телефона для вызова пожарной охраны, а в коридоре план эвакуации. Для того чтобы снизить опасность для здоровья и жизни людей при пожарах рекомендуется проведение ежемесячного инструктажа по правилам преодоления горящих и сильно задымленных помещений.
4. 2. 6. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайными ситуациями как правило являются стихийные бедствия. Стихийные бедствия –это явления природы, возникающие, как правило, внезапно; они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда гибели людей и уничтожению материальных ценностей. Применительно к Тюмени наиболее вероятным стихийным бедствиям является наводнение, ввиду того, что по территории города протекает река Тура. Наводнения - это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке. Они являются следствием сильных ливней и интенсивного таяния снегов. Наводнения могут привести к затоплению населенных пунктов и даже гибели людей. Масштабы и начало наводнений, вызываемых весенними, летними и осенними паводками могут прогнозироваться за месяц и более, а в случае внезапных наводнений население оповещается всеми имеющимися средствами, в том числе с помощью громкоговорящих подвижных установок. При наличии достаточного времени население эвакуируется из угрожающих районов, а при внезапном начале наводнения люди должны подняться на верхние этажи зданий и крыши домов. Для предупреждения паники при наводнении рекомендуется проводить регулярные занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, проведя экспертизу рабочего места экономиста финансового отдела Тюменского отделения дороги можно сделать вывод, что данное рабочее место отвечает всем требованиям безопасности и экологичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данном дипломном проекте автор рассмотрел действующую систему финансирования железнодорожного транспорта на примере Тюменского отделения дороги, привел опыт финансирования в Германии, выявил направления по совершенствованию действующей системы финансирования железнодорожного транспорта. Автор, опираясь на Постановление Коллегии МПС “О совершенствовании системы управления финансами отрасли” № 16 от 05. 07. 97 г. , предлагает осуществить на Тюменском отделении дороги следующие мероприятия по совершенствованию системы финансирования:
сохранение лимита авансового финансирования;
утверждение, помимо прочих, планов по доходам, выручке, текущим расходам, в разрезе отраслевых хозяйств, планов по капитальным вложениям и ремонту основных средств, планов по погашению кредиторской и дебиторской задолженности. Это позволит осуществлять контроль над финансовыми потоками и избавит от необдуманных расходов. Но следует также оговориться, что совершенствовать систему финансирования на отдельно взятом отделении невозможно. Для этого следует реформировать всю отрасль, а реформа в отрасли без совершенствования законодательной базы и без реформирования всего государства просто неосуществима.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон “ О федеральном железнодорожном транспорте”. Указ Президента РФ № 426 от 28. 04. 97 г. “ Об основных положениях в сферах естественных монополий”. Программа Правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”. Приложение к приказу Минэкономики России № 118 от 1 октября 1997 г. “Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)”. Постановление Коллегии МПС № 16 от 05. 07. 97 г. “О совершенствовании системы управления финансами отрасли”. Приказ начальника Свердловской железной дороги № 1 Н от 4 января 1998 года “О совершенствовании технологий перевозочного процесса в условиях изменяющихся объемов перевозок и повышении эффективности финансово-экономической деятельности дороги”. Положение о взаимоотношениях Тюменского отделения дороги с предприятиями, входящими в его состав на 1997 год от 27 марта 1997 года. Инструкция по заполнению формы государственной статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда (форма № 1-т (условия труда)). Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве (форма № 7-травматизм и приложение к форме № 7-травматизм).
ГОСТ 12. 1. 003-83 “Шум. Общие требования безопасности”.
ГОСТ 12. 1. 005-88 “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”.
СниП II-4-79 “Естественное и искусственное освещение”
Итоги работы Тюменского отделения дороги за 1997 год и задачи на 1998 год. Отчет о производственно-финансовой деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год. Временная методика автоматизированного анализа хозяйственной деятельности железных дорог. – М. ,1995. -108 с. Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог. – М. : ЗАО “МВП Инсофт”, 1997. -448 с. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог. – М. : Транспорт, 1986. -128 с. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: Учебное пособие для вузов. / В. Г. Гизатуллина, О. И. Пустоход, О. Г. Быченко, И. Г. Бойко. – Мн. : Вышейшая школа, 1989. -141 с. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: Учебник для техникумов железнодорожного транспорта. / Н. Я. Клещ, М. М. Толкачева, И. С. Лысенко, С. А. Никулин; Под ред. Н. Я. Клеща. – М. : Транспорт, 1987. -232 с. Белов И. В. , Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР: Исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в будущее. – М. : Транспорт, 1993. -415 с. Бондаренко В. О. Справочник инженера-экономиста железнодорожного транспорта. – К. : Технiка, 1987. -191 с. Виниченко Н. Г. Финансирование и кредитование железных дорог: Учебник для техникумов железнодорожного транспорта. –7-е изд. , перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1987. -224 с. Колесников Б. И. Социально-экономическая стратегия на железнодорожном транспорте в современных условиях. – “СВ – 96”, 1997. – 174 с. Маркетинг и конкурентоспособность железнодорожного транспорта в грузовых сообщениях / А. С. Мишарин, В. М. Самуйлов, М. Б. Петров, Т. Н. Федотова. - УрГАПС, 1998. - 44 с. Перестройка хозяйственного механизма на железнодорожном транспорте: Краткий справочник. – М. : Транспорт, 1989. -127 с. Самсонов Н. Ф. Финансы транспорта: Учебник для вузов по спец. “Организация управления на транспорте”. – М. : Высшая школа, 1986. -304 с. Советский энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1987. -1599 с. Транспортные тарифы: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. / А. П. Абрамов, В. А. Дмитриев, А. В. Крейнин, Л. А. Мазо. Под ред. В. А. Дмитриева. – М. : Транспорт, 1988. -232 с. Финансово-экономический словарь. / Под ред. М. Г. Назарова. - М. : АО “Финстатинформ”, 1995. -224 с. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / И. В. Белов, В. Г. Галабурда, В. Ф. Данилин и др. ; Под ред. И. В. Белова. - М. : Транспорт, 1989. -351 с. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов железнодорожного транспорта. / В. А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др. ; Под ред. В. А. Дмитриева– М. : Транспорт, 1996. -328 с. Экономический справочник железнодорожника. А. П. Абрамов, М. Г. Ахшарумова, Н. Н. Барков и др. Под ред. Шафиркина– 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1978. -398 с. Эскина А. И. Самофинансирование: показатели и нормативы. – М. : Финансы и статистика, 1990. -112 с. Ковалев А. Эффективно управлять финансами. Из выступления первого заместителя министра путей сообщения на расширенной коллегии МПС / “Гудок”. – 1997 – 12 июля. Diederich, H. , Allgemeinene Betriebswirtschaftslehre, 6. Aufl. , Stuttgart – Berlin – Koln 1992.
Страницы: 1, 2, 3
|