рефераты курсовые

Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха - (диплом)

Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. ГЕРЦЕНА КАФЕДРА СУРДОПЕДАГОГИКИ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

    Выполнил студент 5 курса IV группы
    факультета коррекционной педагогики
    Жук Михаил Викторович
    Научный руководитель
    Доцент, канд. пед. наук
    Кораблёва Любовь Витальевна
    Санкт-Петербург
    1999
    СОДЕРЖАНИЕ.
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. 5
    1. 1. Праздник – синтез искусств. 5
    1. 2. Деятельность в контексте праздника. 7
    1. 3. Классификация праздников. 14

1. 4. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей с нарушениями слуха. 17

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА 21

    2. 1. Этапы работы. 21
    2. 2. Особенности подготовки праздника. 24
    2. 2. 1. Речевая деятельность. 24
    2. 2. 2. Музыкальная деятельность. 27
    2. 2. 3. Изобразительная деятельность. 30

2. 3. Особенности проведения праздников в детском саду для детей с нарушенным слухом. 34

ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ. 36

3. 1. Сравнительный анализ организации праздников в детских садах №1 для глухих детей и №60 для слабослышащих. 36

    3. 2. Методические рекомендации. 42
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Приложение № 1. Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду №1 для глухих детей. 48

Приложение № 2. Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду №60 для слабослышащих детей. 53

    ВВЕДЕНИЕ.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства! ” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь–зрелищность, яркость и веселость. Но это в массовом детском саду. А в детском саду для детей с нарушенным слухом–это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития и обучения детей с нарушенным слухом. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

Несмотря на то, что праздник в практике работы детских садов рассматривается как важнейшее средство реализации задач развития, обучения и воспитания детей, подготовка праздника и его организация освещены в литературе недостаточно. В сурдопедагогике можно отметить только работы учителей-практиков школы №33, выпустивших сборник статей, посвященных творческой деятельности школьников и организации различных видов праздников в школе для слабослышащих детей. В дошкольной сурдопедагогике такого опыта нет. Отсутствием литературы по исследуемой проблеме, а также той значимой ролью, которую играет праздник в жизни детей и определяется актуальность исследуемой проблемы. Объект нашего исследования – воспитание детей с недостатками слуха. Предмет –процесс подготовки и организации праздников в детском саду с недостатками слуха.

Цель –обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушенным слухом, выявив характерные особенности данного вида работы.

    Цель определила следующие задачи:
    Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников (детский сад №60 и детский сад №1);

Выявить значение праздников для развития детей с недостатками слуха; Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников; Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников (детский сад №60 и детский сад №1).

    Предполагается использовать следующие методы исследования:
    Анализ литературы по проблеме;
    Наблюдение за процессом проведения праздника;
    Беседы с педагогами;
    Изучение и анализ материалов видеотеки детского сада №1.
    1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
    ПРОБЛЕМЫ.
    1. 1. Праздник – синтез искусств.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники–это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей с нарушенным слухом необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

Праздник –это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник–это речевая среда, которая так необходима детям с нарушенным слухом. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

    1. 2. Деятельность в контексте праздника.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности –это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности– общение.

Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. /16, с. 99/ Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Для нашего исследования является важным определение деятельности таких психологов, как Белов М. Я. , Выготский Л. С. , Гальперин П. Я. , Леонтьев А. Н. , которые понимают под деятельностью систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация: Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту. /8, с. 8/

Творческая деятельность –это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т. е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей с нарушенным слухом является деятельность репродуктивная, т. к. ведущий вид мышления–наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети с нарушенным слухом все действия выполняют “по шаблону”, их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом детском саду она состоит из песен и танцев. Разучивание и исполнение песен в детском саду для детей с нарушенным слухом– очень сложная и кропотливая работа. И самое трудное в ней –это, наверное, практическое отсутствие видимых результатов: у детей с большой степенью потери слуха, как правило, отсутствует слитность речи, словесное и логическое ударение, а так же интонация. Но все-таки пение представляется нам важным элементом обучения речи детей с нарушенным слухом, так как оно оказывает большую помощь в процессе развития слухового восприятия, развития голоса и произношения.

На праздниках в массовом детском саду, в музыкальной деятельности преобладают, как правило, песни, а в детском саду для детей с нарушенным слухом песни, напротив, встречаются крайне редко. И главенствующими в данном виде деятельности здесь становятся танцы.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям с нарушенным слухом через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике, как в массовом, так и в детском саду для детей с нарушенным слухом играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности в детских садах для детей с нарушенным слухом от массового заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре. Поскольку для детей со сниженным слухом, в связи с ограниченным объемом словаря, нарушениями голоса и произношения, чтение стихов представляет особые трудности, то данный вид деятельности недостаточно широко используется на праздниках. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т. к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям с недостатками слуха использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью есть возможность привлечь и другие сохранные анализаторы–осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания зрительного образа со словом у детей с недостатками слуха формируются представления об окружающем мире. /6, с. 25-26/ Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности и в том числе изобразительной. /5, с. 18-19/

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. И этот факт должен использоваться в работе с детьми с нарушенным слухом.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей с нарушенным слухом необходимо развивать координацию глаза и руки, так как и то, и другое участвует у детей с нарушенным слухом в процессе речевой деятельности. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т. п. ), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми.

Для нас представляет интерес точка зрения психологов (А. В. Петровского, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко и др. ) на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. И сурдопедагогу, воспитателю необходимо уловить начало этого общения, что б как бы невзначай, незаметно подвести детей к использованию именно устной речи, как средства межличностного общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. И очень важная задача для педагогов и воспитателей–создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка– праздник –не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

    1. 3. Классификация праздников.

В детских садах для детей с нарушенным слухом традиционно проводятся следующие праздники:

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год–самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам. мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним. “До свиданья, детский сад”. Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят учителей и воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы. В ходе подготовки этого праздника формируется положительная мотивация к обучению в школе.

    Эти праздники можно условно разделить на два типа:
    ПРАЗДНИКИ
    календарные тематические
    Восьмое Марта Праздник осени
    Новый Год До свиданья, детский сад
    Основные цели праздников
    Тип
    Название праздника
    Цели
    КАЛЕНДАРНЫЕ
    Восьмое Марта
    воспитание чувства уважения и благодарности к маме
    Новый Год

формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

    ТЕМАТИЧЕСКИЕ
    Праздник осени
    воспитание умения видеть прекрасное в природе
    До свиданья, детский сад

формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля–День… армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленница”, краеведческого праздника “Я - петербуржец”.

    1. 4. Влияние праздников на формирование и развитие
    психических процессов детей с нарушениями слуха.

Дошкольный возраст –время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Внимание рассматривается психологией как направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. /16, с. 231/

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством–новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка–это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание –это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий. Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

В процессе подготовки праздника сурдопедагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так “запускается” механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид–послепроизвольное внимание. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Поскольку у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом произвольное внимание очень неустойчиво, в основном, в процессе подготовки и проведения праздников используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Таким образом, подготовка и проведение праздников в детском саду для детей с нарушенным слухом является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью. /16, с. 291/ В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Двигательная память –запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев, жестовом пении, а также у детей с нарушенным слухом, в связи с использованием детьми дактилологии и жестовой речи, она тесно связана со словесно-логической памятью.

Эмоциональная память –это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Праздники всегда богаты различными эмоциями, а эмоциональная память всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Также психология выделяет и образную память –память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. В связи со снижением значения слуховой памяти, у детей с нарушенным слухом необходимо развивать и наполнять зрительную память, используя сохранный зрительный анализатор, т. к. зрительная память является основной опорой в процессе обучения ребенка со сниженным слухом. Поэтому праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом должен быть наполнен яркими зрительными образами. Оформление зала, костюмы также должны быть яркими и запоминающимися. Содержанием словесно-логической памяти являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Праздники в детских садах для детей с нарушенным слухом носят тематический характер и все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме. Над текстами на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром проводится большая работа, что позволяет детям не только заучить слова и их последовательность, но и понять смысл.

Двигательная, образная и словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, т. к. между собой связаны прежде всего соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. И для детей с нарушенным слухом, в связи с излишней детализацией мышления, очень важно формирование обширного, разностороннего и полного представления об окружающем их мире.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проведение красочных, интересных, эмоционально богатых праздников способствует развитию различных видов памяти у дошкольников с нарушенным слухом.

Праздник –одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка с недостатками слуха, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей с нарушенным слухом в дошкольный период как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Подготовка и проведение праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом –долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

    2. 1. Этапы работы.

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

    I этап – предварительное планирование.
    II этап – работа над сценарием.
    III этап – предварительное знакомство детей с праздником.
    IV этап – репетиции.
    V этап – проведение праздника.
    VI этап – подведение итогов.
    VII этап – последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Учителя, отсматривая программы по развитию речи, развитию слухового восприятия и произношения, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель вместе с учителем выбирают песню, которую дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом используется для закрепления изученного материала, подведение итогов. III. Когда сценарий готов, учителя и воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т. д. ) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит (см. 2. 3. )… и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап –это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап –последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития. 2. 2. Особенности подготовки праздника.

Представляется необходимым остановиться на особенностях подготовки праздников в детских садах для детей с нарушенным слухом. Любая деятельность детей с недостатками слуха отличается своеобразием по сравнению со слышащими. Поэтому мы рассмотрим различные виды деятельности, используемые в процессе подготовки праздника, с учетом специфики работы с глухими и слабослышащими дошкольниками.

    2. 2. 1. Речевая деятельность.

Речевая деятельность на праздниках в детских садах для детей с нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. В процессе изучения опыта работы детского сада № 60 мы выявили закономерность изменения соотношения речевого материала, используемого детьми на празднике. Так, в выступлении средней группы предпочтение было отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.

В процессе подбора речевого материала учитель отсматривает программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели за последнее время и подбирает стихотворения, руководствуясь данными критериями и тематикой праздника. Многие стихотворения при этом адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором песен, т. к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом.

При распределении речевого материала учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, учитель учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса.

В связи с тем, что у дошкольников с нарушенным слухом во много раз более ограниченный речевой опыт и более низкий уровень обобщений, чем у их слышащих сверстников, им недоступны стихотворная форма и переносный смысл текстов, рассчитанный на их слышащих сверстников. В этой связи им предлагают упрощенные тексты. /7, с. 273/

Для работы над стихотворением в детских садах для детей с нарушенным слухом используется методика обучения чтению рассказа Б. Д. Корсунской. Для знакомства детей со стихотворением учитель записывает его на доске и читает вместе с детьми вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы и стараясь конкретизировать возникающие у детей при чтении представления, максимально используя при этом наглядность (игрушки, картинки и т. п. ). Затем вновь прочитывают стихотворение хором. Если при первичном чтении детям ставятся вопросы, помогающие уточнить значение отдельных слов (особенно местоимений), то повторное хоровое чтение текста стихотворения под руководством педагога осуществляется без них. Двукратным чтением заканчивается первое занятие. На втором занятии дети не читают находящегося перед ними текста. Педагог задает детям вопросы, отвечая на которые дети могут пользоваться текстом. Это уже вопросы более обобщенные по сравнению с теми, которые ставятся детям в ходе чтения.

После такого разбора дети пересказывают текст стихотворения. Вечером по договоренности с педагогом воспитатель расспрашивает детей о прочитанном рассказе.

Если в процессе подготовки к работе над текстом обнаруживается необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Также проводится работа по составлению предложений со сложными для детей словами, встречающимися в тексте стихотворения (обычно наибольшие трудности вызывают глаголы). После такой работы над текстом стихотворения, оно дается одному из детей для заучивания наизусть. Эта работа проводится уже индивидуально. Если есть такая возможность, то текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией. Подобная работа проводится по каждому стихотворению, которое будет читаться на празднике.

Исходя из выявленных сложностей, разучивание стихотворений в детском саду для глухих детей начинает проводиться в старшей или подготовительной группе (в зависимости от уровня речевого развития), а при работе со слабослышащими детьми уже в средней группе.

Данная подготовительная работа предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл. Работа над песней занимает больше времени, т. к. сначала проводится разучивание ее текста по методике описанной выше. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой. Дальнейшую работу над песней мы рассмотрим ниже, т. к. она проводится на музыкальных занятиях и входит в состав музыкальной деятельности (2. 2. 2. ). Как мы уже отмечали в предыдущей главе, как особый вид деятельности выделяется общение. В данном параграфе нас интересует речевое общение детей с нарушенным слухом.

Какой-либо особой работы по развитию речевого общения в процессе подготовки и проведения праздника не проводится. Дети не обучаются каким-либо навыкам общения непосредственно к празднику. Скорее, наоборот: подготовка и проведение праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом–это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо проводить работу по развитию речевого общения.

    2. 2. 2. Музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике заключается в исполнении танцев и песен.

Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на динамические оттенки– различать силу аккордов, также способны различать темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных. Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче правой. Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т. д. /21, с. 11/

Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для использования его на празднике.

Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их основными действиями. Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах, но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т. к. овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям дифференциации двгательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие особенности моторики глухих, как: неуверенная шаркающая походка (В. И. Флери), неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау), малая подвижность (З. И. Пунина, И. Н. Мусатов), замедленность движений (А. О. Костанян). /15, с. 6/

Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с периодом подготовки к празднику.

Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных движений. Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки. /21, с. 14/

Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям –показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения. Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на слуховое восприятие. Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная; содержание песен должно быть доступно и известно детям.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты