Доклад: Искусство семнадцатого века
Доклад: Искусство семнадцатого века
Астраханское художественное училище
им. П. А. Власова
Конспект
«ИСКУССТВО XVII ВЕКА»
ВЫПОЛНИЛА: Нестерович Е.
ПРОВЕРИЛ:
Астрахань 1999 г.
План
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВО ИТАЛИИ
ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ
ИСКУССТВО ИСПАНИИ
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных
культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших
национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как
условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в
каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Это позволяет
рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства.
По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 в. сложнее, противоречивее
в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира,
характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии гармони и ясности
оказывается недосягаемым.
Художественная культура 17 в. отражает сложность эпохи, подготовившей
победу капиталистического строя в передовых странах Европы. В творчестве
художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности.
Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Отдельные виды искусства
как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к
воссоединению руг с другом. Здания органически включаются в пространство улицы,
площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и
садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными
эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.
В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррациональному, к
мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим
напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане,
художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов, или панегирики
подвигам, триумфам.
В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с
точки зрения классицизма является лишь то, что упорядоченно, разумно,
гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они
сдержаны и величавы.
Черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и
даже в творчестве одного художника, порождая в нём противоречия. Наряду с
барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более
непосредственно мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых
элементов. Семнадцатому веку принадлежат величайшие мастера реализма –
Веласкес, Рембранд, Хальс, Караваджо и другие . . .
ИСКУССТВО ИТАЛИИ
Архитектура
Барромини. Свое крайнее выражение иррациональность, экспрессивность и
живописность барокко находят в творчестве Франческо Барромини (1599 - 1667). Не
считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые
линии и плоскости изогнутыми, скруглёнными, извивающимися.
На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба,
строит он план небольшой церкви Сан Карло у четырёх фонтанов в Риме (1634 -
1667). Её сложный волнообразный фасад, расчленённый двухъярусной колоннадой,
украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальным живописным
панно, разрывающим карниз и разрушающим равновесие.
Бернини. Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого
барокко Лоренцо Бернини (1598 - 1680) был разносторонне одарённым человеком.
Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном
заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства.
Одно из самых характерных его сооружений – церковь Сант Андреа аль Квиринале в
Риме (1653 - 1658).
Крупнейшая архитектурная работа Бернини – окончание многолетнего
строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним.
Сооружённые по его проекту, два могучих крыла монументальной колоннады
замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного западного
фасада собора, колоннады сначала образуют форму трапеции, а затем переходят в
громадный овал, подчёркивающий особую подвижность композицию, призванной
организовать движение массовых рецессий. 284 колонны и 80 столбов высотой в
19 м. Составляют эту четырёхрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй
венчают её аттик.
Скульптура
Бернини. В соборе св. Петра находятся и виртуозно исполненные скульптурные
произведения Бернини – алтарная Кафедра св. Петра с фигурами отцов церкви,
святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой.
Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создаёт ряд статуй и
портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Характер его
новаторских исканий проявляется в статуе «Давид» (1623, Рим, галерея
Боргезо).
Тонкость жизненного наблюдения пронизывает позднее произведение Бернини –
алтарную группу «Экстаз св. Терезы» (1644 – 1652, Рим, церковь Санта Мария
делла Виттория) послужившую образцом для многих барочных ваятелей не только в
Италии, но и в других странах.
Живопись.
Карваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 - 1610). К числу первых
картин относится «Девушка с лютней» (1595, Ленинград, Эрмитаж). Девушка
музицирет. Перед на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством
написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности,
осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура девушки, тёмный фон
подчёркивает насыщенность выступающих вперёд светлых тонов, предметность всего
представленного.
Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597 – 1601, Рим,
капелла Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези), где изображены два
юноши в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на
входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время, как третий юноша,
не поднимая головы продолжает подсчитывать деньги.
От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В
«Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком тёмном
фоне ярким светом выделяется тесно сплочённая группа близких к Христу людей,
опускающих его тел в могилу.
Болонская академия. Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев
Карраччи был Аннибале (1560 - 1609), автор большого числа алтарных образов и
картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо
Фарнезе в Риме (1597 - 1604).
Декоративная живопись барокко.
Необычной пышностью, нарядной праздничностью красок отличаются росписи Пьетро
да Кортона (1596 - 1669) в палаццо Барберини. Сложнейшие перспективные и
иллюзорные эффекты применяет в росписях Сант Иньяцио в Риме Андреа Поццо
(1642 – 1709).
Наряду с официальным барочным направлением, господствовавшим в крупных
центрах, на протяжении всего 17 в. в провинциях продолжали работать многие
художники, сохранявшие в своём творчестве традиции реализма. Среди них
выделялся особой эмоциональной насыщенностью искусства болонец Джузеппе Мария
Креси (1665 - 1747), пролагавший пути развития реализма последующего периода.
ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ
Живопись.
Рубенс. Питер Пауль (1577 - 1640). Родился в г. Зигене (Германия). Ранние
произведения (до 1611 –1613 гг.) хранят отпечаток венецианцев и Караваджо. Одна
из первых картин антверпенского периода «Воздвижение Христа» (ок. 1610 – 1611,
Антверпен, Собор) показывает, как переосмысливает фламандский живописец опыт
итальянцев.
Наиболее значимые работы: «Снятие со креста» (1611 - 1614), «Вакханалия»
(1615 – 1620, Москва, ГМИИ), «Похищение дочерей Левкиппа» (1619 – 1620,
Мюнхен, Старая пинакотека)
К 1622-25 гг. относится серия композиций на тему «Жизнь Марии Медичи».
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Эрмитаж).
30-е годы: «Портрет дочери», «Шубка», «Крестьянский танец», «Автопортрет»
Ван Дейк. Эволюция творчества Антониса Ван Дейка (1599 - 1641)
превосходила путь развития фламандкой школы второй половин 17 в. в направлении
аристократизаии и светскости. В лучших произведениях Ван Дейк сохраняет
приверженность реализму и, запечатлевая типические образы людей своего времени,
даёт представление о целой эпохе в истории Европы.
Ван Дейк начал вою деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров:
«Семейный портрет»(Эрмитаж), «Мужской портрет». Позже он работал в Генуе, где
стал популярным портретистом аристократии.
К позднему творчеству относится «парадный портрет Карла I» (ок. 1635, Париж,
Лувр).
Иорданс. Аристократической изысканности искусства Ван Дейка противостоит
близкое демократическим кругам фламандского общества, полное плебейской
грубости и силы искусство Якоба Иорданса (1593 - 1678), создавшего галерею
характерных народных типов. Известные полотна: «Сатир в гостях у крестьянина»,
«Праздник бобового короля».
Фламандский натюрморт. Снейдерс. Крупным мастером
монументально-декоративного натюрморта был друг Рубенса Франс Снейдерс (1579
- 1657). Выполненная Снейдерсом серия «Лавок для столового дворца в городе
Брюге» (1618 – 1621, Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.
Жанровая живопись. Браувер. Наиболее демократическую линию фламандской
живописи 17 в. представляло творчество Адрина Браувера (1605\06 - 1638),
который писал преимущественно небольшие картины из крестьянской жизни,
продолжая в них гротескно-юморстическую линию национальной живописи, идущей от
Брейеля. В середине 30-х гг. острая гротескность сменяется у Браувера мягким
юмором, сочетающимся с горечью и тоской. Он глубже проникает характер героев.
В его картинах среди курильщиков появляется образ мечтателя. погруженного в
раздумья.
Тенирс. В области жанровой живописи работал Давид Тенирс (1610 – 1690 ),
жанровые картины которого тяготеют к внешне занимательным и забавным сюжетам
(«Деревенский праздник», 1648, Ленинград, Эрмитаж). Черты идеализации,
нарастающие его искусстве, соответствовали аристократической верхушке
фламандского общества к концу 17 в.
ИСКУССТВО ГОЛЛАНИИ
Архитектура и скульптура.
Пути развития голландской архитектуры и скульптуры определялись новым
общественным укладом и специфическими общественными условиями.
|