рефераты курсовые

Доклад: Музыка и театр России 19 век

Доклад: Музыка и театр России 19 век

Доклад: Музыка и театр России 19 век Доклад: Музыка и театр России 19 век

Музыка России в XIX веке

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В

предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная

музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке

сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной

стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.

Доклад: Музыка и театр России 19 век Русские композиторы стали

выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального

искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение

к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских

композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции

национальной музыки.

Доклад: Музыка и театр России 19 век В XIX столетии в России

утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с

основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила

просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились

конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана

система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и

Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.

Доклад: Музыка и театр России 19 век В XIX веке огромное внимание

уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку

источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в

своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального

языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное

внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии

появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были

программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное

образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской

национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в

двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал

образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку.

«Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор

обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских

завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой

поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Интересны

работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие

известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,

«Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В.

Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», а

также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский

певец Ф.И. Шаляпин. Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической

красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры –

«Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра

«Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И.

Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла

признания в Европе. Творчество П.И. Чайковского – ярка страница в истории не

только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом

наследии композитора – 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»).

Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской

музыке.

Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт

для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих

произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно

из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал 10

опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.)

считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И.

Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная

музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и

«Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более

100 ).

Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый

русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли

проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом-

корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором

Кембриджского университета Великобритании.

Доклад: Музыка и театр России 19 век Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)

Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка»

- стали значительным явлением в русской музыке.

Доклад: Музыка и театр России 19 век Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и

незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора

центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные

-«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно»

(на стихи

М.Ю.Лермонтова).

Доклад: Музыка и театр России 19 век Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл

М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества

русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский

кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в

школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из

основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью

организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В

собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение

инструментальной музыке.

В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

Доклад: Музыка и театр России 19 век Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )

Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно- инструментальных

и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь»стала

образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с

глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим

сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд.

Оперу завешили друзья Бородина – Римский – Корсаков и Глазунов.

Доклад: Музыка и театр России 19 век Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по

произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г.

),

«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе

Островского ),

опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по Гоголю

), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и к

внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по

пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере сказка

«О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под

народный жанр. Римский – Корсаков

написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К.

Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с 1874г.

руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Доклад: Музыка и театр России 19 век Говоря о музыкальной культуре

XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их

исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в

русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и

музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он

основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.

Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал

основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )........

Театральная жизнь России в XIX веке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые

управлялись

«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было

3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в

Москве-

Большой и Малый.

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского

поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство

изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое

правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы

«Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря. Первой

исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина –

Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни,

новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого блистали

на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова,

М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой

половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти

потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах

Шекспира,

Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал утверждать

реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.

Мочалов – прямая противоположность Щепкину. Он играл главные роли в пьесах

русской и западной драматургии – Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме

Шиллера «Разбойники», Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские

актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика

восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно

перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал

специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и балете.

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.

Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено

очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены

благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами

здания, красотой отделки его зрительного зала.

Писатель Сергей Аксаков вспоминал: "Большой Петровский театр, возникший из

старых, обгорелых развалин... изумил и восхитил меня... Великолепное громадное

здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею

внешностью привело меня в радостное волнение..."

Перед началом спектакля публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове

и наградила его аплодисментами.

В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз"

<javascript:OpenIt1()> А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически

изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра

создал новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр. В прологе

были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел

Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры -

ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор <javascript:OpenIt2()>.

После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск

костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь

соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В.

Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция

театра решила повторить этот спектакль на следующий день.

Доклад: Музыка и театр России 19 век

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в

театре начался пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей

силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на

этого объятого огнем гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам

казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас

прекраснейшими мыслями и чувствами..."

Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало

развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне

безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века,

превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки,

редкие музыкальные инструменты.

Доклад: Музыка и театр России 19 век "Есть события в России,

которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде

чудес отдаленному потомству - писали "Московские ведомости" 17 января 1825 года

- Такая мысль естественно рождается в душе Россиянина при каждом происшествии,

приближающим отечество наше к среде держав Европейских, такая мысль возникает в

душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин

возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии".

Проект здания театра, составленный профессором А. Михайловым, был утвержден

императором Александром I в 1821 году, а строительство его было поручено

архитектору Осипу Бове <javascript:OpenIt3()>.

Один из крупнейших театров Европы, был сооружен на месте сгоревшего

театрального здания, но фасадом был обращен на Театральную площадь...

Большой театр 1856-1917 гг.

20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в

присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В.Беллини

"Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода

обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в

Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки

спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот"

Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета

Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.

Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество

П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и

балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра.

Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая

проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые

увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества

композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в

спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек"

в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом

оперного дирижера.

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888

года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-

Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем -

"Ночь перед Рождеством" (1898). В том же 1898 году театр впервые показал

зрителям оперу А.Бородина "Князь Игорь", а через два года любители

хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова "Раймонда".

С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки

лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм

добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Ромео и

Джульетта" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тангейзер", "Валькирия", "Лоэнгрин"

Р.Вагнера и др.

Оперная труппа театра конца XIX - начала XX века насчитывает многих

выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон

Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова,

Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена

которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом

- Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова.

Плодотворной была деятельность в театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и

за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Рахманинов повысил качество

звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова

связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше

дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

В 1899 году в Большом театре впервые пошла "Спящая красавица". Постановка

этого балета, утвердившая содружество музыки и танца в русском балетном

театре, являлась началом долгой и счастливой работы в Москве хореографа,

либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа

талантливых артистов - Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова,

Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, дирижер и композитор

Андрей Аренде и др. Для оформления новой постановки балета "Дон Кихот" (1900)

Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и

Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем

творчества Горского стал балет "Саламбо" А.Арендса (1910). Здесь хореограф

достиг гармоничного слияния музыки танца, оформления и литературной основы

спектакля.

Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что

многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в

спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда

Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа

была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V.

В конкурсе на проект восстановления здания театра победил план,

представленный Альбертом Кавосом.

Кавос <javascript:OpenIt2()>, сохранив планировку и объем здания Бове,

увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор. В

частности, по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами.

Современники отмечали вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда

смотришь на нее издали, и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью,

идущей вдоль театра.

Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для

создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта

(1805-1867), автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через

реку Фонтанку в Петербурге.

Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она

была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава,

покрытого гальваническим путем красной медью.

Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достигает 6,5 метров в

высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши

портика.

Доклад: Музыка и театр России 19 век

...Четверка лошадей, расположенная в один ряд, несется вскачь, увлекая за

собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими бог

Аполлон, его голова увенчана венком, в левой руке лира...

При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к

сцене, углубил оркестровую яму. Позади кресел партера, где раньше была

галерея, он устроил амфитеатр. Размеры зрительного зала стали: почти равная

глубина и ширина - около 30 метров, высота - около 20 метров. Зрительный зал

стал вмещать свыше 2000 зрителей.

Доклад: Музыка и театр России 19 век

В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших

внутренних и внешних перестроек.

Сам Кавос писал об архитектуре зрительного зала Большого театра:

постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в тоже время по

возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый

цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные

на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала -

большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров -

все это заслужило всеобщее одобрение."


© 2010 Рефераты