рефераты курсовые

Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц

25
25
25
25
25
25
25
25
Рис. 3. Схема функциональной организации высоко комфортабельной гостиницы большой вместимости: 1 – дирекция, 2 – бухгалтерия, 3 – касса, 4 – телефонная станция, 5 – туалет, 6 – администрация, 7 – дежурный администратор, 8 – портье, 9 – щитовая, 10 – вестибюль, 11 – ресторан, 12 – бар-кафе, 13 – зал для конференций и банкетов, 14 – клубное помещение, 15 – зал для завтраков, 16 – гардероб, 17 – кухня, 18 – заготовочные, 19 – помещение персонала, 20 – раздаточная с подъёмником, 21 – склад, 22 – гараж, 23 – подсобные помещения, 24 – хранение багажа, 25 - номера Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3 – 4 входов. Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.

2.2. Основные блоки помещений гостиниц

Главнейшими функциональными помещениями развитого гостиничного здания являются: - блок приёмно-вспомогательных помещений; - блок помещений жилой группы; - блок помещений питания; - блок помещений администрации; - блок подсобных и хозяйственных помещений. Все перечисленные блоки должны быть взаимосвязаны между собой с учётом специфики функционального процесса (рис.4 (А)). В зависимости от типа гостиницы в её структуру могут быть включены дополнительные блоки (рис.4 (Б)).

Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Восьмиугольник: Блок
 помещений жилой группы
Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Восьмиугольник: Блок 
помещений администрации
Восьмиугольник: Блок помещений питанияВосьмиугольник: Блок приёмно – вспомогатель-ных помещенийВосьмиугольник: Блок подсобных и хозяйственных помещенийА

Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц 1 Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Б Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Восьмиугольник: Блок 
помещений администрации

Восьмиугольник: Блок помещений культурно-массов. обслуж.Восьмиугольник: Блок 
помещений питания

Восьмиугольник: Блок спортивно-рекреационных помещенийВосьмиугольник: Блок приёмно – вспомогатель-ных помещенийВосьмиугольник: Блок
помещений жилой группы
Восьмиугольник: Блок подсобных и хозяйственных помещений 2 Рис. 4. Функциональная структура гостиниц: А - общего типа, Б - курортных и туристических; 1 - пешеходные коммуникации, 2 - транспортные коммуникации. 2.2.1. Блок приёмно-вспомогательных отношений с вестибюлем Является основным связующим звеном всех групп помещений гостиницы. Он создаёт первое впечатление о гостинице. В этом блоке осуществляется: приём, оформление и размещение приезжающих, расчёты с ними, выдача различных справок по гостинице, хранение и транспортировка багажа и пр. Функциональная организация помещений вестибюльной группы должна обеспечить рациональное взаимное расположение вертикальных коммуникаций и входов, с тем, чтобы движение основного людского потока было наиболее коротким. Функциональная связь между зонами и помещениями вестибюльной группы должна исключить пересечение людских потоков. В вестибюле должно соблюдаться чёткое зонирование, сводящее к минимуму пересечение потоков проживающих, уезжающих и приезжающих гостей, персонала, эпизодических посетителей и путей доставки багажа в номера и к автобусам. В вестибюлях предусматриваются следующие основные зоны: интенсивного пешеходного движения, экстенсивного пешеходного движения, рекреационная и вспомогательная. Зона интенсивного пешеходного движения включает маршрут транзитного движения к лифтам и лестницам. Зона экстенсивного пешеходного движения включает пешеходные подходы к вспомогательным помещениям гардероба, торговым киоскам, телефонам-автоматам и группе приёма. Нормативная площадь вестибюля с гардеробом принимается 0,74 м² на 1 место. В группе помещений приёма находятся: дежурный администратор, ведущий учёт занятых номеров, предварительных заказов; касса, где клиентами проводится оплата всех предоставленных услуг, автоматически зарегистрированных на индивидуальных карточках; портье, ведущий учёт ключей (а по ним присутствие клиентов), выдающий корреспонденцию выполняющий личные поручения. Вспомогательная зона включает следующие помещения: отделение связи, сберегательную кассу, транспортное агентство, парикмахерскую, пункты приёма вещей в ремонт, химчистку и прачечную, камеру хранения. Рекреационная зона обеспечивает кратковременный отдых отъезжающих и прибывающих гостей. Размещение функциональных зон может быть различным, его характеризуют следующие основные схемы: фронтальная, продольная и концентрическая (рис.5). Следует отметить, что состав зон и их планировочная организация зависит от типа гостиницы. Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 5. Схемы функциональной организации помещений естибюльной группы: I - фронтальная, II - продольная, III - концентрическая; 1 - вход, 2 - помещение вестибюля, 3 - участок вертикальных коммуникаций, 4, 5, 6 - помещения группы приёма, 7 - участок торговых киосков, 8, 9 – участок почтово-телефонно-телеграфной связи В четырёх пятизвёздных гостиницах предусматриваются магазины и торговые киоски. При вестибюлях должны иметься специальные помещения для сортировки багажа, откуда он специальным лифтом доставляется на соответствующие жилые этажи и в номера приезжающих и отъезжающих. Из помещений сортировки багажа должен иметься непосредственный доступ к подъезжающим и отправляющимся автобусам и автомобилям. Размещение вспомогательных помещений гостиницы вокруг её основного звена – вестибюля, должно предусматривать возможность быстрой ориентировки прибывающих, зрительного контроля за посетителями и исключать возможные (в туристических гостиницах) скопления групп туристов. Большое значение имеет выбор места установки лифтов. Лифты, как правило, компонуются группами по несколько в каждой. Места постановки этих групп должны обеспечивать кратчайшие пути попадания в номера; в вестибюле лифту следует располагать так, чтобы их можно было легко найти. Коридоры, как и вестибюль, составляют первоначальное представление о гостинице. Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нём легко могли разминуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора не мене 1,3–1,4 м, а двустороннего – 1,6–2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери открываются в коридор, ширина его соответственно увеличивается (Рис.6) Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 6. Нормативные размера ширины коридора в зависимости от организации входов в прилегающие помещения 2.2.2. Блок помещений жилой группы Является основным в гостиницах любого типа. Эти помещения составляют более 50% объёма здания и представляют собой жилые комнаты – номера, а также непосредственно связанные с ними вспомогательные и служебные помещения. Гостиничный номер включает в себя почти все элементы жилища человека (кроме кухни), здесь должно быть место для отдыха и сна, работы, приёма гостей. В нём есть передняя, шкаф для одежды, санузел. Номера размещаются на жилых этажах, где находятся также помещения для дежурного персонала, обслуживающего их, общие горизонтальные коммуникации, гостиные, лифтовые или лестнично-лифтовые холлы. Основные вертикальные коммуникации (лестницы и лифты) часто объединяют в единый лестнично-лифтовой узел, расположение которого зависит во многом от формы плана жилых этажей. Как показывает анализ практики проектирования и строительства гостиниц, жилую часть проектируют с прямоугольной, компактной, атриумной и усложнённой формой плана (Рис.7 и 8). Гостиницы с прямоугольной и усложнённой формой плана распространены больше, чем компактной и атриумной. На выбор формы плана влияют: градостроительные особенности участка строительства, его размер и форма, санитарно-гигиенические и противопожарные требования, технико- экономические соображения, а также творческий замысел архитектора. Прямоугольная форма плана применяется в зданиях гостиниц различной этажности и протяжённости. На основе прямоугольных планов обычно создают лаконичные объёмы зданий в форме параллелепипеда. Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 7. Форма плана жилых этажей гостиниц: прямоугольная (1-6), компактная (7-12), атриумная (13-14). 1 - "Мир", Москва; 2 - мотель на Минском шоссе, Москва; 3 - "Радиссон-Саут", Миннеаполис, США; 4 - "Виру", Таллин; 5 - "Спутник", Москва; 6 - "Штадт-Берлин", Берлин; 7 - "Тур-отель", Линц, Австрия; 8 - "Казахстан", Алма-Ата; 9 - "Бдапешт", Будапешт, Венгрия; 10 - "Кубань", "Солнечный Берег", Болгария; 11 - "Травелледж-Тюлламари", Мельбурн, Австралия; 12 - "Киев", Киев; 13 - мотель "Шератон", Сиэтл, США; 14 - мотель в Олимпии, Греция. Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 8. Усложнённая форма плана жилых этажей гостиниц: 1 - "Кашакра", Албена, Болгария; 2 - "Русский памятник", София, Болгария; 3 - "Колэраши", Румыния; 4 - "Мелия Костилла", Испания; 5 - "Познань", Познань, Польша; 6 - "Молодёжная", Москва; 7 - "Тауэр-отель", Лондон; 8 - "Алма-Ата", Алма-Ата, Казахстан; 9 - "Роял- Гарден", Лондон. Компактная форма плана (близка к кругу, эллипсу, квадрату, треугольнику) больше присуща многоэтажным гостиницам башенного типа. Узел вертикальных коммуникаций при такой планировке часто размещён в центральной части здания. Общие поэтажные коридоры не растянуты; расстояния от вертикальных коммуникаций до входов во все номера относительно небольшие. Гостиницы с компактной формой плана целесообразны на небольших участках, освобождающихся при реконструкции городов; в районах богатых зелёными насаждениями, при максимальном сохранении этих насаждений; в сложных грунтовых условиях (на горных склонах, скальных грунтах и т.д.). Усложнённая форма плана жилой части имеет много вариантов: «трилистники», «крестовины»; различные криволинейные формы. Изменение направления общих горизонтальных коммуникаций позволяет избежать впечатление монотонности коридора, возникающее в протяжённых зданиях с прямоугольной формой плана. Однако при сложных изгибающихся формах плана не все номера находятся в одинаковых условиях. Например, в номерах, расположенных во внутренних углах здания, ухудшаются условия освещения и инсоляции (возможно затенение номеров, особенно размещённых в нижних этажах), в ряде случаев не исключено «просматривание» номера из окон других помещений. Атриумная форма плана (с внутренним двором, застроенным по периметру) позволяет разместить на этаже большое количество номеров. Чаще всего во внутренний замкнутый двор обращают общие галереи или обслуживающие помещения. Иногда во внутренний двор обращены номера. При ориентации номеров во внутренний двор гостиницы они лишаются видовых качеств, ухудшается изоляция номеров от окон, расположенных напротив помещений. Во всех планировочных решениях основным структурным элементом жилого этажа является номер. На основе анализа практики проектирования и строительства гостиниц всё многообразие номеров можно свести к следующим основным типам: - однокомнатные номера на 1 человека; - однокомнатные номера на 2 человека; - однокомнатные номера на 3-4 человека; - номера с повышенным комфортом из 2-х комнат и более (люксы и апартаменты). Наибольшее распространение в мировой практике получили однокомнатные номера на одного и двух человек. В соответствии с ГОСТ 28681.4-95 в гостиницах одна звезда таких номеров должно быть 60%, две звезды – 80%, три и более звезд – 100%. Считается целесообразным, что «люксы» и апартаменты должны составлять 5-8% номеров. Современные номера, как правило, состоят из жилой комнаты (или комнат), передней, санитарного узла. Из общей площади однокомнатного номера жилая в основном занимает более 70%, передняя 12-15%, санузел – 13-22%. (Рис.11). 2.2.3. Блок группы помещений общественного питания Функциональная организация этой группы помещений решается с учётом категорийности гостиниц. В однозвёздных гостиницах питание гостей не предусматривается. В двух-трёхзвёздных должны быть рестораны или кафе. В 4 и 5-звёздных – рестораны, банкетные залы, бары, а в 5-звёздных и ночные клубы. Ночные клубы рассчитаны на показ зрелищных программ и строятся обычно по типу варьете с возможностью размещения посадочных мест в виде амфитеатра, с танцевальной площадкой, артистическими, помещениями для реквизита, светотехники и пр. Ресторан гостиницы включает в число своих посадочных мест банкетные залы, организуемые в ресторанной группе помещений, однако число мест в банкетных залах нормируется не свыше 20% общей вместимости ресторана. Тенденция рассматривать ресторанную группу помещений в курортных и туристических гостиницах как одно из мест возможного проведения досуга, обусловила появление в составе этой группы таких новых типов ресторанов, как ресторанов национальной кухни, гриль-рестораны, варьете, винные и пивные погребки, танц-бары, бары-дискотеки и пр. Такие предприятия питания получили наименование «развлекательного» и «занимательного» питания. Тенденция к их развитию в туристических и курортных гостиницах в настоящее время является весьма перспективной. Обеденные залы в столовых и ресторанах следует проектировать вместимостью не более 250 мест, поскольку при большой вместимости создаётся дискомфортная обстановка (шум, большое движение посетителей). Количество посадочных мест в буфетах определяется из расчёта не менее 10% вместимости гостиницы. Рационально их размещать с хорошей вертикальной или иной связью с блоком группы питания. Весь обслуживающий группу питания персонал должен иметь отдельный вход в гостиницу со своим вестибюлем, раздевалками, душевыми, санузлами, комнатами отдыха и административно-хозяйственными помещениями. 2.2.4. Блок группы помещений администрации Размещается обычно на первом или втором этаже здания гостиницы. Помещения администрации должны иметь удобную связь с блоками приёмно-вспомогательных помещений, жилья, общественного питания. В состав группы помещений администрации входят кабинеты директора и его заместителей, главного инженера, управляющего делами; комнаты отдела кадров, планового отдела, отдела снабжения, бухгалтерии, архива и др. В крупных современных гостиницах предусматривается помещение для электронно- вычислительных машин. Все административные помещения объединяются в группы по функциональным признакам: - помещения дирекции (кабинет директора, зам. директора, приёмная); - помещения инженерно-технического персонала (кабинет главного инженера и конторские помещения инженерно-технического персонала); - помещения планово-экономического отдела (кабинет главного экономиста и конторские помещения); - помещения бухгалтерии и кассы (кабинет главного бухгалтера, конторские помещения бухгалтерии, помещение кассы, приёмное помещение перед кассой); - помещение отдела кадров (комнаты начальника отдела и инспекторов). В гостиницах на 50–400 человек площадь административного блока исчисляется из расчёта 0,12–0,18 м² на одно койко-место. Для более крупных гостиниц также установлены соответствующие нормативы. 2.2.5. Блок помещений культурно-массового обслуживания Предусматривается в основном в туристических и курортных гостиницах. В гостиницах общего типа эта группа помещений отсутствует. Блок этой группы помещений состоит из зрительного зала, фойе – танцевального зала, библиотеки, бильярдной в гостиных. В курортных гостиницах в соответствии с заданием на проектирование могут предусматривать открытые и закрытые плавательные бассейны, финские бани, зимние спортивные залы. В гостиницах с высоким уровнем комфорта предусматривается также блок спортивно-рекреационных помещений, куда входят: универсальный зал для проведения конгрессов, культурных мероприятий и т.п., помещения для секционных заседаний, переговоров; экспозиционный зал (солон) для организации выставок, демонстрации произведений искусства, предназначенных для продажи; сауна с баром и залом спортивных тренажёров, массажный зал, зал игровых автоматов, комната (зал) для настольного тенниса и др. 2.2.6.Блок подсобных и хозяйственных помещений Имеется в гостиницах любого типа. Это помещения обслуживающего персонала, различные бытовые мастерские, склады, бельевые грязного и чистого белья и т.д. В небольших гостиницах (до 300 чел.) для них определён норматив площади 0,33–0,39 м² на одно койко-место. Установлена также норма на шкафы (бельевые) в хозяйственных комнатах небольших гостиниц: 0,06–0,04 м² на одно место; на гардеробные шкафы персонала: 0,07–0,05 м² на одного человека. Одним из важнейших хозяйственных помещений гостиницы являются центральные бельевые чистого и грязного белья. Они должны быть самостоятельными, изолированными друг от друга помещениями. Центральная бельевая чистого белья связывается грузовым лифтом с поэтажными бельевыми. При ней предусматривается место для починки и глажки белья. Центральная бельевая для грязного белья связывается с поэтажным бельепроводом. Иногда помещения для хранения использованного белья устраивают в подвале. Размеры бельевых комнат определяются строительными нормами. Большое внимание уделяется размещению и оборудованию технических помещений и установок. В зданиях больших многоэтажных гостиниц для устройства машинных и различных санитарно-технических отделений отводится целый технический этаж. Здесь размещаются бойлерные, помещения для кондиционирования воздуха, вентиляционные камеры, помещения для счётчиков, аккумуляторная, трансформаторные, а также ремонтные мастерские для энергетической, санитарно- технической, слесарной, столярной и прочих групп. III. ИНТЕРЬЕР И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОСТИНИЦ Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров. Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека. Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы. (Рис.9) Экологический комфорт создаётся оптимальным для организма человека сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла. Например, в состоянии покоя или при выполнении лёгкой физической работы температура зимой не должна превышать 18–22, а летом 23 - 25°С; скорость движения воздуха зимой должна составлять 0,15, а летом 0,2–0,4 м/с; относительная влажность – 40–60%. Важным компонентом микроклимата любого помещения является инсоляция (облучение помещений солнечными лучами и естественное освещение). Продолжительность инсоляции для многих помещений гостиниц в соответствии с санитарными нормами и правилами должна составлять не менее трёх часов в день. В помещениях гостиниц, где люди проводят большую часть суток, должен быть всегда чистый и свежий воздух и нормальный шумовой режим. Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 9. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы. Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осуществление всех функциональных процессов жизнедеятельности человека: сон, питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др. Разделение всех процессов жизнедеятельности человека в помещениях осуществляется приёмами функционального зонирования как общего пространства гостиницы с выделением функциональных блоков, так и микрозонированием. Микрозонирование осуществляется также посредством рационального набора оборудования и его оптимального размещения в любом интерьере. Эстетический комфорт предопределяет положительный эмоциональный настрой человека. Это обеспечивается благодаря средствам и приёмам, с помощью которых достигается объединение всех элементов интерьера в единое для восприятия целое. Эстетический комфорт интерьера зависит, в первую очередь, от гармоничности предметно-пространственного окружения, от того, насколько достигнута целостность и согласованность его элементов. Эстетическая организация среды, или достижение красоты интерьера, включает множество разнообразных задач. Главные из них – это композиция пространства, цветовое решение и отделка поверхностей, хозяйственная (дизайнерская) форма оборудования и мебели, решение декоративных деталей, освещение, озеленение и др. Таким образом, интерьер любого помещения гостиницы должен обладать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом (Рис.9). Экологический комфорт в интерьерах создаётся, в основном, благодаря системам инженерного обеспечения гостиниц: вентиляция, кондиционирование воздуха, централизованные пылеудаление, отопление и др. Функциональный комфорт в основном обеспечивается оптимальным набором мебели и оборудования. Мебель является одним из активных компонентов в формировании интерьеров многих помещений гостиниц. 3.1. Мебель в интерьере Специфика гостиничного хозяйства, многофункциональность помещений, находящихся в одном здании, обусловили дифференциацию мебели по назначению: бытовая (для отдыха, сна, работы за столом, приёма пищи, хранения платья, для одежды); конторская (или офисная); ресторанная и специальная (оборудование бара, парикмахерской, справочных, мест дежурных и т.д.). Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную). Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортностью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение гостиниц – номенклатуру мебели. При размещении мебели обязательно учитываются нормы разрывов и проходов между мебельными изделиями (Рис.10). Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 10. Габариты функциональных зон и проходов на основе антропологических данных: А - стена, Б - низкая мебель. Характер планировочной организации мебели зависит также от типа функционального блока гостиницы в котором она размещается. Так, например, номенклатура вида мебельных изделий приёмно-вспомогательных помещений с вестибюлем зависят от функции помещений этой группы, а также от динамики технологических процессов, происходящих в них. Организация единой формы обслуживания потребовала создание службы портье, в связи с чем произошла корректировка ассортимента мебели. Централизация этой службы, сосредоточение в вестибюле оборудования для ключей обеспечивает комфортность обслуживания и улучшает контроль за его состоянием. Набор мебельных изделий, предназначенных для вестибюльной группы, может быть следующим: см. табл.2 Таблица 2 Рекомендуемая номенклатура мебельных изделий помещений вестибюльной группы

Наименование

зоны

Состав зоны

Функция

зоны

Мебель и оборудование

Размеры мебели, см

12345
Зона интенсивного и экстенсивного пешеходного движения

Вход для посетителей

Специальный вход

Распределение людских потоков и багажа.

Доставка и хранение багажа

Стеллажи 70 см или на ширину камеры хранения
Зона приёма

Помещение гардероба

Рабочее место портье

Временное хранение одежды.

Оформление, регистрация, расчёт

Выдача ключей.

Предоставление услуг

Барьер гардеробный

Стол рабочий

Стойка-блок

Кресло рабочее

Тумба для картотеки

Шкаф для сейфа

Стол-приставка

Стенд для ключей

Стенд для информации

Барьер-блок

«банк-касса»

45 х 80

(45 х 120)

60 х 150

45 х 154

45 х 45

40 х 80

50 х 70

42 х 110

80 х 10

80 х 10

154 х 157

Торговая зона

Киоски периодической печати, сувенирный, табачный, парфюмерный, аптечный.

Отделение связи

Продажа товаров

Почтовые операции

Прилавок

Витринный шкаф

Барьер-блок

Рабочее кресло

Тумба для документов

Шкаф для сейфа

90 х 90

30 х 90

185 х 154

45 х 45

40 х 80

50 х 70

Рекреационная зонаМеста отдыхаОтдых, ожидание

Диван

Кресло

Банкетка

Журнальный столик

Подставка для цветов

66 х 198

75 х 75

66 х 63

60 х 120

63 х 68

Композиционные приёмы размещения мебели в помещениях этой группы зависят от размеров и объёмно-планировочного решения помещения, функциональных связей технологического процесса. Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна решать основную задачу: создать максимум удобств при минимальной площади. В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель: встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В результате такой меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов, облегчается уборка помещений и их эстетическое восприятие. Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гостиницы. Жилая площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9–18 м², однокомнатного двухместного – 12–25 м², в зависимости от категории гостиницы. Приёмы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации номера и его жилой площади, расположения оконных и дверных проёмов (Рис.11). наибольшей сложностью отличается меблировка однокомнатного номера, так как совмещает функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется встроенным шкафом и вешалкой (Рис.11(А)). Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера определяется их функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и журнальный столик) – в зоне просматриваемости от дверей; подставка для чемоданов – ближе к двери или блокируется с рабочим столом. Размеры функциональных зон номера определяются с учётом разрывов между мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в поперечном направлении складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним креслом равен 150 см (ширина журнального столика – 60 см, разрыв от столика до кресла – 30 см, ширина кресла – 60 см). Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины кровати – 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см. Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудованные кроватью, комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для чемодана, диваном-кроватью. Диван-кровать служит в качестве дополнительного спального места и имеет тумбочку для постельного белья. Меблировка 3–4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудняет функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати, особенно в молодёжных гостиницах (Рис.11(В)). Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 11. Планировочная организация гостиничных номеров: А - одноместный, Б - двухместный, В - трёх-четырёхместный, Г - двухкомнатный люкс, Д - номера-апартаменты Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отделяются друг от друга раздвижными и складывающимися перегородками, открытыми или застеклёнными дверными проёмами. Рациональная меблировка спальни определяется островным размещением кроватей, пристенным шкафом; в гостиной размещением мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а мебель для работы может включать навесной подоконный рабочий стол, являющийся одновременно подставкой для телевизора (Рис.11(Г)). Жилая часть трёхкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета. Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнатным, но здесь зона работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями. При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей – подставка для багажа. Трёхкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом уровне гостиная, прихожая, санузел, кухня-ниша, а на втором – спальня, кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на первом уровне. Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть скомпонованы из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения совещаний, собраний, для чего между номерами устанавливаются раздвижные перегородки и используется трансформирующаяся мебель (например кровать-шкаф). Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шкафом, вешалкой и зеркалом. В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в однокомнатных и простым проёмом. В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешалка с полкой для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зеркало, выделить место для платяной щетки. Мебель в гостиницах категории 3, 4 и 5 звёзд обычно отделывается фанерованным деревом дорогих твёрдых пород, применяются прочные покрытия, полировка и лакировка; для мебели II класса – окрашивание и лакировка. Большое внимание в гостиницах (особенно 4 и 5-звёздных) уделяется достижению эстетического комфорта. Он создаётся благодаря художественно-пространственной организации процесса жизнедеятельности человека с помощью целого ряда средств (см. Рис.9). Первоочередная задача – проектирование композиции пространства. Это означает такое построение интерьера помещения, при котором отдельные элементы воспринимаются в определённой системе (стилевом единстве). В настоящее время наиболее распространены три приёма художественно- пространственной организации интерьеров гостиниц – стиль «ретро», современный и смешанный. Интерьер в стиле «ретро» создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.). Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность. Интерьер, решенный в смешанном стиле, содержит элементы двух предыдущих приёмов композиции пространства. 3.2. Декоративные и мебельные ткани Большое декоративное значение в интерьере гостиниц имеют занавеси, гобелены, ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое решение и эмоциональную окраску помещений. Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера. Практические функции занавесей заключаются в регулировании естественного освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума. Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рассеивают и смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные условия для зрения. Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении – тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей может быть белым или чуть окрашенным, гладким или иметь малозаметные узоры. Выбор цвета зависит от цветового решения интерьера. Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влияний. Цвет плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбираются с учётом всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей. Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких занавесей должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны доходить до пола на 5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях средней плотности и тонких от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна. Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна. В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы: «пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся по преимуществу набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непосредственно связан со структурой материи, набивной рисунок как бы накладывается на ткань. Рисунок тканей для гостиниц может быть геометрический и изобразительный. Но характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений. Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной ткани, которая в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра. Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами мебель наиболее органично входит в интерьер, отвечая общему убранству. Ковры служат мягким и тёплым покрытием пола. Для одной кровати размер ковра достаточен 60 х 140 см; для двух кроватей, расположенные под углом, – 80 х 240 см; ковёр в торце спаренных кроватей должен быть не менее 60 х 200 см. Рекомендуются петельчатые и ворсовые ковры, однотонные или с рисунком. Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивочным тканям, во многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений, предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления интерьера. Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, – это комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели, применяемых в одном помещении. Из всех возможных вариантов можно к примеру рекомендовать следующий приём комплектации тканей. Занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр – с мелким. Обивка мебели гладкая разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая – в колорите ковра и т.п. Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость, транспортабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц. Нужно лишь отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его художественному средству. 3.3. Цвет в интерьере гостиниц Одним из важнейших элементов интерьера является цветовое решение помещений – окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пластик, керамика, гипрокартон и др.). Цветовое решение интерьера создаётся с использованием принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма. Цвет является активным средством архитектуры интерьера. Сочета­нием яркости и цвета формируют пластику интерьера, а также его про­странственную композицию. 3.3.1. Требования к цветовому решению гостиниц Цветовое решение опре­деляется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выбор цвета интерьеров гостиниц, являются природные условия, ориен­тация, архитектура здания и помещения, назначение помещений. Конечно, учесть влияние всех этих факторов на цветовое решение интерьера невозможно. Однако некоторые характерные особенности гостиниц позволяют определить основные требования к цветовому решению их интерьера. Так, например, номера характеризуются небольшими размерами и большой насыщенностью мебелью и оборудованием. В плане номера могут быть квадратными и удлиненными. Для них необходимо выбирать такую цве­товою гамму, при которой они производили бы впечатление свободных незатесненных. Особенностью помещений вестибюльной группы является единство внутреннего пространства. Таким образом, цвет может быть использован как средство композиционного объедине­ния пространства группы помещений. В то же время это единое прост­ранство должно быть расчленено цветом на отдельные функционально обособленные зоны и помещения. В зависимости от архитектурного замысла интерьера цвет должен подчеркнуть, выявить одни элементы, а другие, наоборот, замаскировать, облегчить зрительно или усилить ту или иную деталь конструкции поме­щения, видоизменить пропорции отдельных деталей или помещений. Помещения гостиниц различаются по сроку пребывания в них и по назначению. К категории помещений, предназначенных для длительного пребыва­ния приезжающих, относятся номера; для кратковременного — помеще­ния вестибюльной группы и группы связи. По назначению помещения подразделяются на следующие группы: приемные помещения — вести­бюль, операционный холл, бюро оформления; помещения для отдыха — холлы; проходные помещения — лестницы, лифтовые холлы, коридоры; жилые помещения — номера. Каждой группе помещений необходимо дать четкую цветовую характеристику, соответствующую их назначению. Немаловажное значение играет цвет как средство ориентировки при­езжающих. Архитектор М. Я. Гинзбург, например, считал, что с этой целью различным помещениям и даже этажам следует придавать различную окраску. Так, совершенно не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаются. Использование цвета как средства ориентировки приезжающих особенно необходимо в больших гостиницах, в которых можно легко нарушить эксплуатационный режим, внести суету и беспо­рядок. Цветом можно выделить место дежурного администратора, лиф­ты и лестницы; различную цветовую характеристику могут иметь кори­доры и холлы разных типовых этажей. Цветовое решение интерьера гостиниц необходимо выбирать с уче­том гигиенических требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать в чистоте, а горизонтальные поверхности мебели долж­ны быть темными, что позволяет легко заметить на них пыль. Обивка мебели и декоративные ткани должны исключать серые и бурые цвета, которые производят впечатление недостаточной свежести. Нельзя с полной достоверностью определить те сочетания цвета, ко­торые вызывают в нас именно те ощущения и создают то настроение, которые отвечали бы требованиям к цветовому решению гостиниц. Однако, используя данные исследований цветоведов, можно оценить цвето­вое решение интерьера со следующих точек зрения: - действует возбуждающе, успокаивающе или угнетающе; - воспринимается холодным или теплым, светлым или темным; - создает впечатление затесненного или свободного, единого или рас­члененного объема; - вызывают детали архитектуры ощущение тяжести или легкости. Критериями оценки цветового решения интерьера гостиниц с этих позиций будут являться различные свойства цвета и характер его воз­действия на человека. Известно, что красный, оранжевый, желтый цвета создают ощущение тепла; голубой и фиолетовый — холода. Светлые цве­та более веселые, темные более печальные. Теплые цвета возбуждают, холодные успокаивают. По степени возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком они расположены в спектре, — интенсивность зрительной чувствительности меняется в зави­симости от частоты волны. Наблюдается переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зе­леный, находящийся в середине спектра,—цвет физического равнове­сия. В общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводят­ся к следующему: красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызы­вает повышенные эмоциональные реакции, голубой — холодный цвет, действует успокаивающе; зеленый — освежающий цвет, успокаивает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаива­ет, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его надо употреблять с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый—печаль; черный, если он употребляется один, угнетает; белый — холодный цвет. Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходи­мо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её пси­хологического воздействия на человека: 1) При решении пространственной композиции интерьера большое зна­чение имеют явления выступания и отступания цветов. Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) от­ступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные — отступающими. Таким образом, явление выступания—отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений. 2) Объеди­няющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке номеров имеет объе­диняющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщен­ный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зер­кало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет ком­позиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Ин­терьер номера станет организованнее и лаконичнее. При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их рас­членения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора. 3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Ес­ли яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предме­тов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделя­ясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера. 4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение спо­собность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых раз­меров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой — по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в верти­кальном направлении, а второй — в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования. Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление раз­личной высоты помещения — горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным чле­нением стен увеличить его высоту. 5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цве­товых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета. Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тя­жесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматиче­ским, и к хроматическим, и к цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американ­ского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщен­ности; из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светло­ты более насыщенные кажутся более легкими. Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры ма­териала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных усло­виях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью. В гостиницах используется большой ассортимент отделочных материалов, различных по цвету и фактуре их поверхности. Поэтому при ре­шении интерьера следует выбирать материалы с учетом «тяжести» и «легкости» их цвета. Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цве­там, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разно­му воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вы­зывают чувство напряжения и тяжести. Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интерва­ла между цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев являются легкими, а средние — трудными сочета­ниями . При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентиро­ваться на использование легких сочетаний. На восприятие цвета большое влияние оказывает: - Другой цвет, кото­рый наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возни­кают явления одновременного и последовательного цветовых контрас­тов. Одновременным цветовым контрастом называется изменение цвето­вого тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматиче­ских цветов. Если цвет окружен хроматическим фоном, то он изменяет­ся в сторону цвета дополнительного к цвету фона. Всякий цвет, нахо­дясь на фоне своего дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности; находясь на фоне одинакового с ним цвета, но большей насыщенности, теряет в насыщенности. Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других элементов. Суть явления последовательного цветового контраста сводится к то­му, что если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном предмете, а затем отвести в сторону, то создается впечат­ление, что мы видим этот же предмет, но окрашенный в менее интенсив­ный дополнительный цвет. То же самое произойдет, если мы из окрашен­ного, скажем, в красный цвет помещения перейдем в помещение, окра­шенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зеленый цвет, то его окраска будет нам казаться еще насыщеннее. При выборе окраски гостиниц, где приезжающему приходится про­ходить ряд помещений, последовательный цветовой контраст можно ис­пользовать для усиления декоративности интерьера. - Освещение. - Цветность освещения, которая зависит от спектрального состава излучения источников света. Если последний отличается от спектрального состава дневного света, то даже при высокой освещенности происходит «искажение цвета». Поэтому при проектировании интерьера необходимо знать цветовые характеристики используемых источников света. Необходимо знать «видимый цвет» каждого типа лампы, чтобы правильно установить действие света на цвет интерьера. 3.3.2. Приемы цветового решения Цветовое решение гостиниц весьма раз­нообразно. Ниже приводятся наиболее характерные приемы цветового решения интерьера, отвечающие современным требованиям архитектуры гостиничных зданий. В некоторых гостиницах внутренний объем вестибюльной группы не расчленен на отдельные помещения и все же он имеет композиционно обособленные функциональные зоны. Это достигается с помощью цвета. Так, например, окраской пола и потолка в один цвет (чаще белый) мож­но достигнуть впечатления единства объема группы помещений. Диф­ференциация этого объема на отдельные зоны, отвечающие функциям вестибюля, операционного холла, фойе, зрительного зала и других по­мещений, может быть осуществлена с помощью цветовых акцентов. Цве­том часто акцентируются центральная лестница, зона бюро оформления и др. Выбор цветовых акцентов должен соответствовать функциям поме­щений. Красный цвет часто используется в зоне дежурного администра­тора, как привлекающий внимание; спокойный сине-голубой цвет ис­пользуется в вестибюле и т. д. Цветовая гамма интерьера, построенная на сочетании трех основных цветов — желтого, красного, синего, на общем белом фоне является оп­тимальной для функциональной окраски помещений. Она вызывает чувство приподнятости и бодрости, что соответствует назначению этих помещений. Важное значение цвет имеет в архитектуре всего комплекса. Так, связь внутреннего пространства с внешним можно решить применением в окраске интерьера цветов наиболее характерных для колорита самой гостиницы и окружающей застройки. Большая насыщенность цветовых тонов в окраске интерьера и контрастность сочетаний усиливают цвето­вое звучание ансамбля. Если цветом выделить основные конструктивные элементы (пол, по­толок или несущие конструкции), а второстепенные элементы (перего­родки, столбы) окрасить в нейтральные цвета, то внутреннее и внешнее пространство может восприниматься как единая среда. Для современных номеров характерно рациональное использование площадей. В небольших помещениях не должно быть впечатления тесно­ты. Большое значение в этом принадлежит цвету. Приемы использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее распространенными являются следующие: 1) каждое по­мещение решено в своей цветовой гамме; 2) все помещения имеют одну цветовую гамму. Первый прием применяется для больших номеров. В этом случае сте­ны передней и санузла окрашивают в насыщенные цвета (красный, си­ний, зеленый и т. д ), стены комнаты—в светлые тона малой насыщенности. Для номеров небольшой площади (9—12 м2) целесообразно при­менять единую цветовую гамму, способствующую композиционном объ­единению разных зон, отчего номера зрительно кажется свободнее. При выборе цветового решения номера необходимо принимать во внимание цвет общественных помещений жилого этажа. Часто цветовая композиция строится на контрастном сочетании цветов и яркостей. Если в номерах применяются мягкие сочетания тонов, а в коридорах и хол­лах— насыщенные тона, то номер производит впечатление тусклого, неинтересного. В других случаях ставится задача объединить цветом помещения жи­лого этажа с тем, чтобы номера можно было рассматривать не как изо­лированные замкнутые ячейки, а как часть жилого этажа. В коридорах и жилых комнатах часто применяются мягкие, спокойные цвета — жел­тый, светло-зеленый, бежевый и др.; в передних используются насыщен­ные цвета, которые можно рассматривать как цветовые акценты всего комплекса. Такой способ позволяет добиться композиционного объеди­нения холлов, коридоров и номеров. И, наконец, применяется еще один прием — это однотонная компози­ция, построенная на сочетании цветов, близких по цветовому тону. Цвет является одним из ос­новных средств в создании индивидуальных архитектурных решении интерьеров типовых помещений. Рассмотренные примеры позволяют сделать следующие рекоменда­ции по цветовому решению интерьера гостиниц: Цветовое решение не может рассматриваться как «последний штрих» в оформлении интерьера. Цвет интерьера и его пространственное реше­ние должны идти параллельно с самого начала проектирования здания. Цвет интерьера следует выбирать с учетом природных условий (ландшафт, освещенность, колорит среды и т. д.), архитектуры окружающих зданий, а также и самой гостиницы. При выборе цветового решения помещении следует принимать также во внимание месторасположение гостиниц и их ориентацию по странам света. Холодную и нейтральную гаммы цветовой отделки интерьера ре­комендуется выбирать для гостиниц, расположенных в южных районах России (южнее 45° северной широты), а также в центральных районах при световых проемах помещений, ориентированных на юг. Теплую гамму цветовой отделки интерьера следует выбирать в го­стиницах, расположенных в северных и центральных районах России (севернее 45° северной широты), при световых проемах помещении, об­ращенных на север. Необходимо учитывать зависимость цветового решения от назначения помещения и времени воздействия данной цветовой среды на человека. В соответствии с этим к цветовому решению помещений гостиниц предъявляют следующие требования. В номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечит условия для отдыха и работы. Цветовые акценты здесь применяются ограниченно. В вестибюле целесообразно использовать цвета средневолновой части спектра (жёлтые, голубые, зелёные) средней насыщенности, с большим коэффициентом отражения. Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во время работы они не попадали в поле зрения обслуживающего персонала. В проходных помещениях (лестницы, коридоры) можно применять любые цвета. Стены и потолок должны быть светлыми с большим коэффициентом отражения. В холлах не следует применять яркие цвета и резкие контрасты. Здесь должны преобладать цвета нейтральных и малонасыщенных тонов. Цвет целесообразно применять для ориентировки проживающих. С этой целью в районе дежурного администратора, лифтовых холлах и лестницах следует использовать «броские» цвета, привлекающие внимание приезжающих. Коридоры разных этажей рекомендуется окрашивать в цвета, контрастные по яркости или цветовому тону. Хроматические контрасты следует строить на использовании насыщенных цветов. Кроме функциональных задач, которые необходимо учитывать при цветовом решении интерьера, необходимо также добиваться гармоничного сочетания цветов всех элементов интерьера. Из многочисленных вариантов цветовой композиции интерьера вестибюльной группы наиболее рекомендуемой является композиция, построенная на сочетании светлых и нейтральных тонов общего фона с насыщенными и яркими цветовыми акцентами. Рекомендуются следующие цветовые акценты интерьера: - однотонные, построенные на использовании группы близких цветов. Для выявления центра композиции берётся более насыщенный цвет; - многоцветные, построенные на противопоставлении главных цветов или взаимно дополнительных. Для номеров целесообразны следующие цветовые композиции: - однотонные, построенные на одном главном цвете или группе близких цветов; - полярные композиции, построенные на противопоставлении двух главных цветов или двух групп близких друг другу цветов; - трёхцветные, построенные на трёх главных цветах. Следует использовать различные свойства цветов в целях корректировки размеров и пропорций номеров. При проектировании цветового решения гостиниц необходимо учитывать восприятие цвета при естественном и искусственном освещении. При этом нужно учитывать способность цвета снижать насыщенность и изменять цветовой тон как при интенсивном, так и при слабом освещении; снижать насыщенность света предмета на ярком фоне; изменять цветовой тон в зависимости от цветности излучения источника света. 3.4. Освещение в интерьере Важным элементом интерьера является свет и освещение. 3.4.1. Светораспределение в помещениях гостиниц Искусственное освещение в помещениях гостиниц выполняет утилитарную и эстетическую функции. Утилитарная функция определяется гигиеническими нормами, обеспечивающими нормальную зрительную работоспособность человека. Эстетическая функция определяется архитектурно-художественными требованиями. Искусственное освещение выявляет и подчёркивает внутреннее пространство и тектоническую систему, масштабность интерьера, обеспечивает единство стилистического решения с помощью форм светильников и их светораспределения. Освещение помещений гостиницы различают по функциям, выполняемым в этом помещениях: освещение жилых, общественных и административных помещений. Если освещение жилых помещений определяется как гигиеническими нормами, так и декоративными требованиями, то освещение общественных помещений определяется архитектурно-художественными требованиями, а административных – только утилитарными. Уровень освещенности помещения определяет его комфортность, которая зависит от выбранного приёма освещения. 3.4.2. Классификация искусственного освещения Современные принципы устройства искусственного освещения зависят от объёмно- пространственного решения помещения и его функций. Функции помещения влияют на выбор приёма освещения, который определяет виды источников света и светильников, их светораспределение и месторасположение, декоративность и систему освещения. В помещениях гостиниц могут использоваться как общие, так и местные систем освещения. Общее освещение – это освещение всего помещения в целом. Оно может быть равномерным (одинаковым) для всех частей помещения или локализованным (усиленным) над какой-либо одной его частью и является обязательным для всех помещений гостиницы. Местное освещение служит для освещения рабочих поверхностей. Подобное освещение применяется в жилых и административных помещениях гостиницы, а также может использоваться как дополнительное в торговых залах помещений общественного питания. В одном помещении возможно одновременное применение общего и местного освещения, в этом случае система освещения называется комбинированной. 3.4.3. Роль искусственного освещения в помещениях общественного назначения Выполняя утилитарное назначение, искусственное освещение участ­вует одновременно в общей композиции интерьера. Освещение влияет на зрительную оценку интерьера — восприятие его пространственного и планового решения. Роль света как худо­жественного средства особенно велика в архитектуре интерьера столь сложного комплекса, какими являются помещения общественного на­значения гостиниц. Решающее значение для художественной и психологической оценки искусственного освещения имеют следующие факторы: насыщенность по­мещения светом, яркость поверхности и ее распределение. Различные варианты насыщенности светом и распределения ярко­стей придают помещению индивидуальный характер, благодаря чему один и тот же интерьер может восприниматься при разных системах освещения по-разному. При выборе системы искусственного освещения необходимо прини­мать во внимание особенности помещения. Особенности помещений общественного назначения гостиниц заключаются в следующем: - единство пространства вестибюльной группы помещений; - разделение единого пространства на отдельные помещения и зоны; - различный характер помещений: парадный — вестибюля, интим­ный— холлов, официальный — бюро оформления и т. д.; - четкость ориентировки приезжающих. 3.4.4. Освещение и объемно-планировочное решение помещений вести­бюльной группы Свет имеет различное значение в решении интерьера. Так, общее освещение может создавать необходимые условия для вос­приятия объема и архитектурной пластики интерьера. Кроме собственно освещения свет может выполнять также компози­ционные задачи. С помощью освещения можно зонировать помещения. Это может быть достигнуто различным путем. Например, для этой цели может быть использована комбинированная система освещения. Здесь общее освещение осуществляется встроенными точечными светильника­ми, местное — подвесными светильниками. Принятый ритм встроенных точечных светильников («звездное небо») способствует композиционно­му объединению вестибюля, холла, фойе. Светильники местного освеще­ния используются как средство локализации отдельных зон. Однако освещение помещений только точечными светильниками (встроенными, подвесными и др.) зрительно «перегружает» помещение многочисленными светящимися элементами. Исходя из этих соображе­ний более предпочтительной следует считать так называемую локализо­ванную систему освещения, характерную тем, что каждая функциональ­ная зона имеет свое освещение. Например, для освещения стойки дежурного администратора можно использовать подвесные светильники, для подсвета зоны бюро оформления — встроенные, для освещения холла — потолочные точечные светильники. В результате различные по характеру и функциональ­ному назначению помещения локализуются освещением, создающим различную насыщенность светом и разные яркости поверхностей. Разделение пространства может быть осуществлено также цветно­стью свечения. 3.4.5. Освещение и тектоника В современных гостиницах широко используется встроенное освещение. В других случаях конструктивная структура элементов помещения подчеркивается расположением светильников на плоскости в виде деко­ративного орнамента. Более органично связаны с конструктивными элементами помещений устройства отраженного света. Различное размещение светильников по-разному влияет на размеры помещений. Расположение светильников в виде непрерывной полосы вдоль коридора зрительно удлиняет его, коридор кажется уже, чем есть в действительности. Расположение светильников над дверями номеров, зрительно уменьшает высоту коридора. При расположении светильников перпендикулярно продольной оси ко­ридора происходит зрительное сокращение его длины, одновременно он кажется шире. Та же иллюзия возникает при размещении осветительных приборов по обе стороны коридора. Зрительно сократить длину или увеличить ширину коридора можно и другими средствами. Например, для этой цели светильники располагают со смещением относительно продольной оси коридора. Сопоставление различных приёмов освещения коридоров показывает, что функционально-необходимое освещение должно быть использовано и как средство зрительной корректировки их размеров и пропорций. Наиболее оправданной с художественной точки зрения является одновременное использование для создания зрительной иллюзий света и цвета. 3.4.6. Освещение и декоративное убранство интерьера Освещение необ­ходимо для выделения декоративных элементов интерьера. Вместе с тем свет сам может быть декоративным элементом. В последнем случае ис­пользуются такие его свойства, как яркость, световой ритм, цветность , с помощью которых можно создать иллюзию декоративной отделки по­верхности. Если ровная поверхность ассоциирует у нас с неизменной ее яркостью, то рельефная кажется нам разной по яркости (грани рельефа образуют резкий переход яркостей, криволинейные формы — постепен­ный переход от одной яркости к другой). Использование цветности освещения всегда привлекало внимание архитекторов, работающих над интерьерами общественных зданий. В современных гостиницах широко используются элементы монумен­тально- декоративного и прикладного искусства и озеленение, в восприя­тии которых большое значение имеет освещение. Для подсвета элементов декоративного убранства интерьера целесооб­разно использовать общее освещение помещения или зоны. Специальное (локальное) освещение декоративных элементов целесооб­разно лишь в том случае, если оно является органической частью ком­позиции декоративного убранства интерьера. 3.4.7. Приемы освещения помещений Архитектурная организация осве­щения не должна решаться в отрыве от функциональных его задач. Од­нако имеются примеры, когда освещением можно сгладить различие функций помещений. Основной задачей при проектировании искусственного освещения яв­ляется выбор осветительных приборов и их расположение. В вестибюлях, холлах необходимо равномерное рассеянное освеще­ние; лестницу целесообразно выделять более интенсивным и контраст­ным светом как элемент, связывающий две различные части здания: общественную и жилую; освещение коридоров должно способствовать быстрой ориентации посетителей. При этом основной поток света дол­жен быть направлен на двери номеров. Местное освещение предназначается для освещения рабочих мест: бюро оформления, место отдыха, стол дежурного по этажу, прилавки киосков и витрины. Место администратора и бюро оформления считается хорошо осве­щенным, если его не затеняют ни работающий, ни посетители, если нет отражения от бумаги, ключей и других блестящих и ярких предметов. При этом необходимо, чтобы источник света оставался скрытым от глаз. Свет в холле должен быть мягким, рассеянным. Кроме общего освещения здесь должно быть также предусмотренно освещение местное: настольные светильники, подвесы или торшеры с колпаками из светорасеивающих материалов, а также встроенные устройства рассеянного и отражённого света. Место дежурного по этажу считается хорошо освещённым, если работающий также не затеняет рабочую поверхность; должно быть предусмотрено освещение места для ключей, почты и др. Соблюдение этих условий достигается расположением осветительного прибора с левой стороны, сверху или впереди. При этом светильник должен быть широкого светораспределения с применением рассеивателя (во избежание слепимости). Освещение киосков и рекламных витрин сводится главным образом к «эффектной» подаче рекламируемой продукции. Приёмы освещения, которые являются одним из главных художественных средств современной рекламы, весьма разнообразны. Таким образом, в разных помещениях вестибюльной группы должна быть предусмотрена различная освещённость и насыщенность светом пространства. Поэтому наиболее целесообразной считается локализованная система освещения, эфективная не только с точки зрения архитектурно-художественной, но и по эксплутационным соображениям. 3.4.8. Способы освещения номеров Для освещения номеров используется две системы – комбинированная и локализованная. Комбинированная система освещения номеров, получила широкое распространение в отечественной практике строительства гостиниц, характеризуется тем, что для освещения помещения применяют раздельные светильники общего и местного света. Это приводит к перегрузке помещения осветительными приборами и дополнительным затратам на приобретение светильников. При локализованной системе освещения номеров, функции общего света выполняют светильники местного освещения. Известны два вида локализованной системы освещения. Первый характеризуется тем, что общее освещение осуществляется светильниками, совмещающими функции общего и местного освещения различных зон, так называемое «зональное освещение». При зональном освещении, рациональном со светотехнической точки зрения, также имеется перегрузка помещения светильниками. Такое освещение возможно лишь в больших номерах, как, например, в гостиницах компании «Хилтон-отель», в которых однокомнатные номера имеют площадь 25 – 26 м². В номерах площадью от 9 до 17 м² зональную систему освещения нельзя считать рациональной. Второй вид локализованной системы освещения характеризуется тем, что общее освещение осуществляется светильником, совмещающим одновременно функции общего освещения и освещения какой-либо од­ной зоны. При таком способе освещения перегрузка помещения светиль­никами исключается. Светотехнические и экономические показатели освещения номеров с локализованной системой освещения значительно выше, чем в номерах с комбинированной системой освещения. В современном строительстве гостиниц широко применяется совме­щенное местное освещение, когда для освещения двух-трех зон исполь­зуется один светильник. Часто устанавливают светильники с передвиж­ным устройством светооптической части. Одним из прогрессивных способов освещения является встроенное освещение; оно более отвечает современным методам строительства. Помимо того, встроенные осветительные приборы экономичны, удобны, обладают большими возможностями в решении художественных задач интерьера. Светильники местного освещения можно монтировать в мебельные изделия и изготовлять одновременно с ними. 3.4.9. Роль освещения в интерьере номера Рациональные со светотех­нической точки зрения приемы и способы освещения (локализованное, совмещенное и встроенное) позволяют использовать осветительные при­боры самой разнообразной формы, конструкции и светораспределения. Светильники подразделяются по своим художественным особенностям на три основные группы: 1) Светильники нейтральной формы, являются композиционным элементом мебели, с которой они связаны функционально. Часто светильники связаны с мебелью и конструктивно. 2) Декоративные светиль­ники, которые могут играть значительную роль в архитектурном ре­шении интерьера. К декоративным светильникам относятся торшеры, настольные и настенные светильники, подвесы с декоративными рассеивателями и затенителями. 3) Встроенные светильники отраженного и рассеянного света, которые позволяют решать разнообразные задачи интерьера зрительного изменения размеров и пропорций помещения или усиления художественного звучания какого-либо декоративного эле­мента и т. д. Выбор того или иного светильника зависит от общего решения ин­терьера. Например, торшер с декоративным абажуром наряду с под­светом помещения выделяет зону отдыха как центр композиции ин­терьера и придает номеру вид гостиной . Вместо торшера в номере может быть встроенное устройство от­раженного света от потолка, выполняющее одновременно функции освещения зоны отдыха. В номерах целесообразно одновременно использовать осветительные приборы разных групп: декоративные, светильники нейтральной формы и встроенные устройства отражённого и рассеянного света. Осветительные приборы, совмещающие функции общего и местного освещения, следует использовать как элемент главного композиционного звена интерьера. В создании интерьера важно освещение не само по себе, а его взаимодействие с другими элементами интерьера. В этой связи следует отметить влияние света на восприятие цветового решения интерьера. Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение. 3.5. Озеленение гостиниц Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства, усовершенствовать его функциональную организацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях. Различают активную нейтральную системы озеленения. Так, в зоне работы создают нейтральную систему озеленения, а в зоне отдыха – активную. С помощью озеленения выполняют разделения пространства на зоны. Наиболее широко в гостиничных помещениях используют озеленение в вестибюлях, холлах, коридорах, ресторанах, кафе и в номерах. В гостиницах с высоким уровнем комфорта в вестибюлях создают зимние сады. Для озеленения интерьеров применяют, как правило, следующие виды растений: - декоративно-лиственные; - декоративно-цветущие; - вьющиеся и ампельные; - суккуленты. Включение озеленения в интерьер осуществляется как созданием естественных (живых, засушенных) природных композиций, так и искусственных. Наиболее широко используются декоративно-цветущие растения, ампельные, а также применяются эпифитные растения, т.е. растения (засохшие деревья), используемые для крепления других растений, особенно ампельных. К озеленению следует также отнести и стоящие в вазах живые цветы. Они всегда украшают интерьер, вносит уют, создают приятную атмосферу и повышают художественное качество декоративного убранства. Цветы рекомендуют ставить в гостиных многокомнатных номеров-люксов и в общих гостиных, холлах, на столах администраторов и дежурных по этажу, на столиках кафе и ресторана. Везде будут уместно и празднично выглядеть даже самые скромные букеты или веточки растений. Большое внимание уделяется искусству составления букетов (икебане). В икебане есть свои законы, принципы и правила, помогающие при составлении букета. Основным является закон пропорциональных соотношений и цветовых гармоний. Закон пропорциональных соотношений основан на принципе золотого сечения: меньшее так относится к большому, как большое ко всему целому. Пропорциональные отношения принимаются между элементами растительной композиции и между букетом и вазой. В букете составляется нечётное количество цветов, между высотами которых выдерживаются соотношения: длина самого низкого цветка равна 2/3 длины среднего, а длина среднего составляет 2/3 длины высокого цветка. Превышение букета над вазой составляет 2/3 общей высоты композиции, если ваза высокая; если ваза низкая, то высота букета в два раза больше диаметра вазы. Такое соотношение между элементами композиции получило название «линия Хогарта» по имени английского художника (Рис.12). Курсовая: Формирование предметно-пространственной среды и интерьера гостиниц Рис. 12. Аранжировка букетов (икебана). Примеры построения вертикальных композиций (свободного стиля, наклонного стиля) в высоких и низких вазах. Букеты надо составлять так, чтобы каждый цветок был виден, чтобы ни один не мешал почувствовать особенность формы, цвета и своеобразие другого. Большие букеты можно компоновать из цветущих веток сирени, жасмина, черёмухи, свободно поставленных в высоких и широкогорлых вазах; хороши и большие букеты полевых цветов вместе с травами. Их ставят обычно в керамическую посуду. В простых вазах из цветного стекла хорошо выглядит букет из нескольких ромашек или двух-трёх гвоздик, нескольких тюльпанов и т.д., а в низких и широких вазочках-чашах – фиалки, подснежники, незабудки, сон. Для букетов разной величины и из разных цветов – садовых и полевых – лучше всего брать вазы стеклянные или керамические, соответствующие по форме и характеру подобранной композиции. Вазы следует выбирать однотонные, красивых оттенков. Фарфоровые и майоликовые вазы ярких расцветок, особенно с реалистическими и сюжетными рисунками, под цветы брать не рекомендуется, поскольку они имеют своё самостоятельное декоративное значение. Относительно высокие хрустальные вазы, например в форме вытянутых бокалов, хороши для крупных садовых и оранжерейных цветов – роз, пионов, хризантем, орхидей, тубероз, гардений и других, поставленных по одному-два. Подбор цветов и зелени, выбор подходящей по величине и форме вазы или вазочки всегда является декоративной задачей, показателем хорошего художественного вкуса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой рассмотрены приёмы размещения гостиниц в планировочной структуре города. Изложены вопросы функциональной организации зданий гостиниц. Особое внимание уделено формированию предметно-пространственной сферы гостиниц с целью создания в них необходимого комфорта. Даны рекомендации по оформлению интерьеров и озеленению гостиниц. В связи с тем, что важными элементами интерьера являются цвет и свет, в курсовой подробно рассмотрены требования к цветовому решению, а также приёмы освещения помещений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспектива, сертификация. – К.: ВИРА-Р, 2001. 2. Байлик С.И. Проектирование и эксплуатация гостиниц. – К., 1995. 3. Колчанова Г.И. Интерьер современных гостиниц «Издательство литературы по строительству» М.: 1971. 4. Лукьянова Л.Г. Интерьер гостиниц. – К.: Выща шк., 1991. 5. Манучарова Н.Д. Мебелировка и эстетическое оформление гостиниц «Выща школа», 1973. 6. Москалёва В.Н. Гостиницы большой вместимости. – Челябинск, 1993.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты