Курсовая: Творчество Нестерова на уроках
что задумал М.В. Нестеров дать в своей большой картине, было «Явление Христа
русскому народу»(10 стр 11)
На этой картине, по воле или против воли художника, в толпе идущей в своему
Христу, как бы еще не отношение к самому Христу. Ошибка ли это
художника, прямо перенесшего лица людей на картину с превосходных портретных
этюдов и не подчинившего выражение лиц, движение глаз общему смыслу
происходящего на картине? Или это не ошибка, а намерение художника показать
всю разность чувств и ощущений в толпе, вызванную появлением Христа, -от
светлого умиления до спокойного равнодушия и острого недоверия? Свет тихого
радостного общения с Христом светит только в ясных глазах деревенской
девочки. Случайность ли это или не случайность? Не есть ли это следствие
убеждения художника в истине евангельских слов: «Если не будете как дети, не
войдете в Царствие Небесное, не увидите и Христа».
Позже М.В. Нестеров написал картину «Душа народа» (хотя сначала назвал ее
«Христиане»). Эта картина стала его новой «Святой Русью». Всюду он искал и
находил людей, которых видел на своей будущей картине. Также он хотел чтобы в
нее вошли и представители интеллигенции (Л. Толстой, Ф. Достоевский,
Соловьев). Перешел с эскиза на картину и Алеша Карамазов, один из любимых
литературных героев Нестерова. В новый замысел «Христиан» должны были войти и
трудники исторического дела России, которые неотделимо по убеждению
художника, от духовного пути русского народа. В картине, кроме безвестного
иноческого «лика» и крестьянского люда, кроме жителей современного русского
города, кроме высшего круга интеллигенции, должны были появиться исторические
предствители церкви (священник, епископ), представители государственной
власти (царь), представители воинской силы (воеводы с воинством). Но он не
изображал определенные исторические личности. В это время была война, и все
восхищались солдатами, М.В. Нестеров тоже восторгался в них красотой души и
необычайной скромностью русского человека. Он решил, что именно такой русский
солдат, ослепший от газов, должен появиться на его картине, замыкая собою
исторический круг защитников русской земли.
Первое впечатление от картины у первых зрителей, было полнейшей
неожиданностью. Здесь был какой-то новый Нестеров, новый не в основе своей, а
новом качестве, которого как будто не было прежде. Привычная лирическая
ласковость живописного сказания М.В. Нестерова сменялась чем-то иным,
мужественным и строгим. Картина приковывала своей ширью и силою. Удлиненность
картины по диагонали, причем ближайшие фигуры правой стороны писаны в рост
человеческий, делали то, что представлялось, будто это плотная, тесная толпа
идет по луговине, движется упорно и неостановимо, а за ближайшими ее рядами,
двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет конца этому народному движению.
Ни на одной русской картине (кроме репинских «Бурлаков» и «Крестного хода»)
это движение, не передано с такой простотою, с таким лаконизмом, но и с такой
силою, как здесь у М.В. Нестерова.
Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна лишь
спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.
Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого, худого,
нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и бородой.
Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно отстраняет
руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит кого-то там,
за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек - Христа ради
юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают важным и
великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом, рассудком,
кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы внутри себя
выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.
Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко народной
фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»), это знал и
Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав юродивого
главной фигурой левого плана картины.
Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине
М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на
картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,
отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего не
поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он. Толстого
от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)
Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался изображать
Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе). Помыслы
художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с лишним лет
верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого не избирает
из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И мальчик, идущий
впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не ведет, но он
ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на которые столько
труда и усилий затратили многие.
«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись после
долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина на самой
картине, внизу слева.
А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда будет
конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины (а в них-
то и заключается мысль художника), ответ может быть только один: «Не войдете
в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ поистине
трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал трагедию
«души русского народа».
М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец, нашел в
себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную ясность, которые
искал давно, и сохранил при этом свойственную ему поэтическую взволнованность
которая здесь, в создании монументальном, вместо звучания лирического обрела
подлинно трагическую звучность.
Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему
характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно
необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о
личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий.
Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным и с
другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал писать
портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка в
красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась у
берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону
зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон
головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с
широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой
отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое, чуть
розовеющее вечернее небо.
В советское время работ в области религиозного искусства была для художника
невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре, М.В. Нестеров
создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и искусства (портреты
П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И. Павлова, Е. Кругликовой
и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев -
реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни,
разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике,
рельефное выражение душевного склада и настроения человека. М.В. Нестеров
продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа.
М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К жанру
портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери («Амазонка»), также
интересен двойной портрет «Философы», получивший большую известность, но
которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского - двух известных
русских ученых-философов.
Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935). Глядя на
него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой возраст,
крепок физически и полон живой, кипучей энергии.
Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими морщинами,
серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти черты очень
скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик академика, его
острый ум и вспыльчивость характера.
Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и портреты
И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень многих
близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны два
автопортрета.
Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной. М.В.
Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно из
разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал мастер
долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.
И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и
романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось глубоко
реалистическим.
Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только
незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в развитии
отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое собственное слово.
Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими событиями в жизни его
страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только понять все их значение, но и
найти художественную форму их выражения. Главным для него всегда было
познание природы и человека. Он умел понять, казалось бы, скрытую структуру
жизни, он желал проникнуть и проникал подчас в человеческое сердце и
изображал эту жизнь сердца.
[9]
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Специфика структуры уроков по МХК
Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего
поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на
душу человека, и поскольку оно обладает таким свойством, оно должно быть
включено в число предметов воспитания молодежи (30, стр. 12).
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает
его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по
«законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание человека в
определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.
В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в
душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного отражения
действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не
возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и
наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в
достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить
необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир
искусства, сделать его средством познания окружающей действительности,
развития мышления и нравственного совершенства. Для этого необходимо, чтобы в
каждой школе был предмет МХК (мировая художественная культура). Уроки по МХК
в общем плане воспитания школьников обозначают процесс формирования чувств в
области прекрасного. На уроках МХК это прекрасное связано с искусством, с
художественным отражением действительности в сознании и чувствах учащихся. С
помощью таких уроков дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни
и творить его. В этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации
разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной
на формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного
понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных
понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в
области искусства. Существенной стороной этих уроков является также познание
прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их направленность
на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития они должны
охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические и
нравственные потребности в познании искусства, в постижении художественных
ценностей. Существенным компонентом этого воспитания являестя овладение
знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения
(и взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим
связано формирование у учащихся отражения этой действительности в различных
видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и
нравственно-эстетическую направленность искусства. Большое место в содержании
уроков по МХК занимает формирование у учащихся художественного вкуса,
связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников
чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять
художественную взыскательность, а также стремиться к повышению культуры
поведения.
Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является приобщение
учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей
к изобразительному искусству, музыке и литературе.
Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их
направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства,
приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим
эстетическим суждениям.
В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная
подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и
эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или
изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в
различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми
внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их
эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в
приобщении к искусству.
Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное значение
имеет использование приема сравнения при изучении художественных
произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений,
стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного
отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов, направленных
на выяснение того, что детям нравиться в том или ином произведении, какая
картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к
оценочным суждениям. На уроках необходимо не только показывать школьникам
репродукции картин, но и широко использовать чтение стихов и прослушивание
музыки, песен. Также необходимо проводить экскурсии в музеи на выставки
картин. В основе таких экскурсий лежит знакомство школьников с музейным
предметом. У детей появляется возможность увидеть картины «живьем». Это
закладывает «навыки чувствования» произведений искусства, основы
эмоциональной культуры и эстетического отношения к реальности.
Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных
классах. Однако, основная работа в этом направлении осуществляется с
учащимися - подростками и старшими школьниками, обладающими для этого
необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства. Очень важно
в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах
передачи настроения человека, которое используется в избирательном искусстве,
музыке и литературе.
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве
большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция произведения,
его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и
мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном искусстве) и мн. др.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся
художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет
работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между различными
видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по
МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы.
Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова, можно при
показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», привести
строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций художников
Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова-Щедрина. Или
при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать одноименный романс А.
Варламова.
Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы
помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства
и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия
деятельности.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является
формирование у учащихся полноценных эстетических вкусов, умения отличать
подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества,
от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному
искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным
модернизмом - и недооценивают классики, и иногда и форм отечественного
искусства.
Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации,
дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и
кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно с
помощью уроков МХК - широким использованием классической литературы, лучших
образцов современной музыки и классики и художественного творчества.
При изучении произведений искусства также важнейшее значение имеет раскрытие
их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях
морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у
учащихся понимания того, что подлинное произведение искусства всегда
утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует
стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и
справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни
общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная
направленность произведений лучшей художественной классики. И учитель,
ведущий урок МХК, должен дать это понимание своим ученикам.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются
различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические
литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной
войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в
изобразительном искусстве» и т.д. (34, стр. 30-31). Эти мероприятия оказывают
большое влияние на интеллектуальную и эмоцонально-нравственную жизнь
учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей
и поведения.
Уроки МХК могут помочь развить у учащихся их творческие способности и
наклонности. Школьники, рассматривая шедевры мирового художественного
искусства, слушая прекрасную классическую музыку и красивые стихи, могут
понять и осознать, что они тоже готовы внести свою лепту в искусство. И тогда
они начнут активно заниматься тем видом творческой деятельности, которая им
больше по душе.
Можно придти к выводу, что дети от природы любознательны, также они творчески
активны, изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются как можно
раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно
помочь ему их развить. Уроки МХК, истории искусства и другие предметы,
связанные с искусством, тоже, как нельзя лучше подходят к этой роли.
[10]
2.2. Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников (30, 32,
33), следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника
конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах
общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках искусства
тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и утверждение
человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих других
талантливых художников, очень подходят к этой теме.
Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом уровне
восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных видах
изобразительного искусства.
Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему должны
быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд
его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных изучению творчества
М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-эстетического воспитания.
Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в
художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.
Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно
быть и на уроках искусства.
Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса,
ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. А
ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и дочь, отец и сын
на равных решали насущные жизненные вопросы.
По мнению Д.Б. Кабалевского (30, стр. 16), следует, что урок искусства
немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она
достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с
учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков
искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю необходимо иметь
много материала, такого как репродукции картин художника, слайды, книги,
описывающие и анализирующие его творчество, подходящие музыкальные и
литературные произведения. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь,
зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по поводу искусства, т.е.
эмоциональное вхождение в тему - это самые важные, бесценные минуты урока.
А.В. Луначарский писал (32, стр. 14): «Мы устроены так, что чувственное для нас
важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы
почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную
систему»[11].
Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению творчества
Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие собственное
переживание и впечатление, окрашенное детской радостью, эмоцией, совершенно
искренние всплески души и разума, а не просто правильные ответы школьников. И
именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную
форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства.
Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских образов,
вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше,
если зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая,
напевная, берущая за душу мелодия - это фон для проникновенных стихов
великого русского поэта Н. Некрасова:
«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взором цариц.»
И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца,
сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной
красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским
художником М.В. Нестеровым.
Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки»
необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова,
изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать
ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым - «Роман в
картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность
картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением
посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин,
женские портреты этого художника («Великий постриг» - четвертую часть «Романа
в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня
Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).
Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М.
Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной
природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый
избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.
Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин,
также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина,
сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.
С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью
М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту,
красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник
очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их
понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова,
но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские
облики на своих полотнах.
Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и потому, что
именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать
материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые
термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже
раскрывать содержание урока.
В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как познание и
утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень познания.
На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как
результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде.
Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с таким
художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт, портрет,
пейзаж; легенда, былина тоже им знакомы.
В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная вера,
чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и сравнения
двух картин М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Душа
народа» (1916) - можно показать ученикам, как художник сам понимал святость и
веру русского народа и как правдиво он передал эту веру на своих полотнах.
Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на подобных картинах, и
они правильно их воспринимают.
Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом
деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств,
опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок,
восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и уточнение
духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и
полихудожественного развития детей. Эти общие мысли полихудожественного
развития реализуются в содержании программ отдельных классов.
А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают, и уже
немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство формировать
нравственность, духовность в детях. Через искусство можно добиться того,
чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить школьников
сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более полнокровной, они смогут
более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное
искусство и многое другое. Одним словом, они поднимутся еще на одну ступеньку
общечеловеческой культуры. Вот почему необходимо создавать на уроке условия,
благоприятные для сопереживания. Например, некоторые картины Нестерова на
нравственно-религиозную тему, наиболее удачно демонстрировать под музыку
великого русского композитора С. Рахманинова. Смотря на такое монументальное
создание, картины «Душа народа», учащиеся почувствуют поэтическую
взволнованность, которая вместо звучания лирического здесь обретает подлинно
трагическое звучание.
Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как «Видение отроку
Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа» и многие другие, могут сказать, что
М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к
народному искусству, к сказке.
В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет
сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные
начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутинке,
животным. Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной
природе, дому, Родине.
И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, прошедшие через
душу ребенка становятся его собственными знаниями, его собственной точкой
зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и
безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в условиях
школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире искусства. Это
всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства.
Ребенка, когда он делает свои первые шаги поддерживают родители, и с каждым
новым движением он приобретает все большую уверенность.
Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно
поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир
искусства.
Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам
насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М.
Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с
человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру,
к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это
самая сложная и в то же время прекрасная работа - вглядываясь в человека,
изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 - 6-х
классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним,
стремиться к совершенству.
На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая
панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам целостно
воспринимать сущность этого жанра.
Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает
представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени
(«Портрет И.П. Павлова»).
Изучение портретов кисти М. Нестерова, дает еще и прекрасную возможность
пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и
прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека
должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.
Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК - опираясь на
представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли
воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях,
поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не
всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и
громкой.
[12]
2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе общеобразовательной
школы
В этом параграфе описывается экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м
классе общеобразовательной школы на тему: «Творчество русского художника
конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова.
Урок разделен на 4 части:
1. Общая характеристика живописи конца XIX начала XX в. Краткая биография
художника М.В. Нестерова.
2. Женские образы в творчестве М.В. Нестерова.
3. Святость и вера в картинах М.В. Нестерова.
4. М.В. Нестеров - портретист.
Цель урока: опираясь на личные впечатления учащихся, знания о живописи
русских художников, сформировать умение «читать» и понимать произведение
искусства - картину, портрет, составлять описание репродукции, развивать
устную речь, мышление, фантазию, память, работать над обогащением словарного
запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, литературными
произведениями.
Урок помогает воспитывать патриотизм, интерес к предмету, отечественной
культуре, прививает любовь к искусству, развивает художественный вкус.
К занятию готовится выставка репродукций картин М.В. Нестерова, книг по
искусству о творчестве М.В. Нестерова, словари. На доске оформлена запись (в
две колонки): словарь и эпиграфы.
Словарь: Эпиграфы:
Портрет «Постоянный труд, без
Автопортрет коего нет истинного великого, является
Пейзаж необходимым условием художественного
Лирика творчества»
А.С. Пушкин.
Акварель «В искусстве все являются учениками
Колорит друг друга, но каждый идет своим
путем».
Цвет
М.М. Пришвин.
Репродукция
Реставрация
Вернисаж
Плеяда
Легенда
Былина
Живопись
Красота
Истина
Шедевр.
На уроке звучит музыка великого русского композитора С. Рахманинова. Сначала
одному из учеников предлагается прочитать эпиграфы на доске. Потом учитель
читает словарь с доски, после каждого понятия ученики объясняют его значение,
если слово для них новое, учитель объясняет сам его значение.
Следующим этапом идет слово учителя. Педагог рассказывает тему урока,
показывает учащимся репродукции картин М.В. Нестерова, вместе с учениками
анализирует их, сравнивает.
Картины М.В. Нестерова очень лиричны, музыкальны, сказочны, поэтичны,
эмоциональны, красивы. А ведь воспитание чувств ребенка начинается именно с
красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств ребенка, его
эмоциональной отзывчивости.
Только на эмоциональной основе устанавливаются самые прочные связи ребенка с
окружающим миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Красота, в
каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, человечна, всегда
несет в себе добро.
Красота для ребенка это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта
ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого животного и т.д.
И от картин, написанных таким замечательным художником, как М.В. Нестеров,
веет именно добротой. И пятиклассники уже понимают, что красивым может быть
не только красивый яркий цветок, но и красивой может быть душа человека, его
внутреннее состояние, а не только внешнее.
После просмотра репродукций и их анализа рекомендуется провести с учащимися
творческие задания по изучению творчества русского художника М.В. Нестерова.
Например такие, как викторины.
1. Викторина на тему «Женские образы в творчестве М.В. Нестерова:
1) На какой картине М.В. Нестерова изображена девушка с гроздью рябины в
руках? («На горах»).
2) В какой картине М.В. Нестерова звучит драматический диалог между
мужчиной и женщиной? («За Волгой»).
3) Как называется написанная художником 3-я часть его «романа в
картинках»? («В лесах»).
4) На каком своем полотне М.В. Нестеров изобразил реальную сцену из
старообрядческого скита? («Великий постриг»).
5) Какой рисунок М.В. Нестерова приблизил его к написанию картины
«Христова невеста»? («У креста»).
6) Когда художник писал эту картину, ему казалось, что он музыкант. Это
картина - элегия. Какое это произведение? («Христова невеста»).
7) В какой картине М.В. Нестеров впервые проявил себя как пейзажист?
(«Христова невеста»).
8) В каком этюде художник как бы по-новому заглянул в глубину
человеческой души? («Небольшая картина»).
9) Как называется цикл поэтических картин, написанных М.В. Нестеровым о
женской судьбе? («Роман в картинках»).
2. Викторина на тему - Святость и вера в картинах М.В. Нестерова:
1) На какой картине М.В. Нестерова старец как бы предстает из дуба перед
мальчиком, мнится ему? («Видение отроку Варфоломею»).
2) Какая картина М.В. Нестерова осталась его любимым произведением на всю
жизнь? («Видение отроку Варфоломею»).
3) Какие еще картины М.В. Нестерова наглядно показывают святость и веру
русского народа? («Святая Русь», «Христиане», «Путь ко Христу», «Душа
народа»).
4) Каким картинам этого автора можно приписать высказывание из Евангелия:
«Не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное»? («Видение отроку
Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа»).
5) Какую картину М.В. Нестерова можно сравнить по схожести замысла с
произведением русского художника Иванова «Явление Христа народу»? («Святая
Русь»).
6) Как можно по-другому назвать произведение «Святая Русь»? («Явление
Христа русскому народу»).
7) Что является главным на картинах М.В. Нестерова «Святая Русь», «Путь
ко Христу», «Душа народа»? (Толпа, идущая к Христу, толпа молящихся людей).
8) Что общего между картинами «Видение отроку Варфоломею» и «Душа
народа»? («Изображение мальчика, верящего в Христа).
3. Викторина на тему «М.В. Нестеров - портретист»:
1) Портреты какой женщины, написанные М.В. Нестеровым, больше всего
удивляют своей мягкостью, женственностью, внутренним изяществом? (Е.П.
Нестеровой, жены художника).
2) Как называется портрет дочери художника, который считается наиболее
удачным и значительным в его портретном творчестве? («Амазонка»).
3) Как называется портрет двух людей, написанный М.В. Нестеровым, до
которого он еще не писал двойного портрета? («Философы»).
4) Кто изображен на картине «Философы»? (Булгаков и Флоренский).
5) В каком портрете более всего выражается характеристика человека с
помощью изображения его лица и рук? («Архиепископ»).
6) На каком портрете изображен философ-идеалист И.А. Ильин («Мыслитель»).
Также рекомендуется дать творческие задания, как выполнение домашней работы:
1. Выступление-справка о художнике М.В. Нестерове.
2. Выступление-анализ картины «Христова невеста». Устно: отзыв
об ответе. Как ученик понял содержание и замысел художника?
3. Выступление-анализ картины «Видение отроку Варфоломею».
Также устно.
4. Личные впечатления о картине «Пустынник».
5. Личные впечатления о картине «Душа народа».
В конце каждой четверти проводятся уроки-обобщения. Формы их проведения могут
быть самыми разнообразными.
Урок - состязание на тему «Творчество русского художника М.В. Нестерова.
Ученики делятся на две команды. Каждая команда придумала себе название,
связанное с искусством, выбрала себе капитанов. Одна стала называться
«Пейзажисты», другая - «Акварель». Командам сообщаются правила состязания:
1. Каждая команда может получить очко и за высокую активность в игре.
Первый этап игры - состязание команд. По всему курсу МХК 5-го класса
составлены вопросы, на каждый из них должны найти ответ команды. Но можно
выбрать для игры отдельную тему, одну, как например: «Творчество М.В.
Нестерова»
Игра является на таких уроках эффективным средством активизации памяти детей.
В классе лес рук.
Второй этап игры - конкурс знатоков. Отгадывают кроссворд. Если ответы на
вопросы будут правильными, то по стволу дерева-кроссворда сверху вниз можно
будет прочитать фамилию русского художника конца XIX начала XX в. (Нестеров).
вер н исаж
п е йзаж
кра с очность
пор т рет
аквар е ль
натю р морт
ик о на
жи в опись
Третий этап - учимся читать произведение искусства. Предметом разговора дети
должны стать две картины М.В. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» и «Душа
народа».
Вопросы: Что общего между этими картинами и чем они друг от друга отличаются?
Что вы почувствовали за образами героев каждой из этих картин?
Изучение истории искусства на уроках МХК, составляет столь важный предмет для
развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть
отведено в школе одинаковое место с другими предметами. Так учащиеся будут
шире и многосторонней знакомиться с реальной действительностью, изучать ее и
в то же время привыкать к правильному восприятию искусства.
[13]
2.4. Методические рекомендации учителям
В зависимости от содержания образования изменяются и цели преподавания курса
МХК.
Целями курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы является:
· Формирование духовной культуры личности;
· Приобщение к общечеловеческим ценностям;
· Овладение национальным культурным наследием.
Главной целью курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы ставится
проявление у детей ответственного отношения к миру, в котором они живут. Она
предполагает такое воздействие искусства на школьников, которое помогло бы им
ощутить себя целостной личностью, и способствует формированию у учащихся
эстетического отношения к действительности.
Следует отметить, что в обеих этих программах содержанием урока МХК являются
мысли, чувства, отношения, которые школьники открывают в себе и в других
людях (авторах художественных произведений) в процессе изучения творчества
многих художников и их произведений. Такое понимание содержания определяет
единые принципы и методы преподавания любых дисциплин, связанных с
искусством, и подход к знаниям, учениям, навыкам как средству для достижения
поставленной цели.
Много внимания уделяется освоению законов выразительности (изобразительной,
музыкальной, литературной). Рекомендуется, чтобы освоение шло на уровне
получения знаний. Такой подход предполагает открытый характер заданий,
уважение к творческой индивидуальности учеников, диалогическое общение
учителя со школьниками, и школьников друг с другом, сочетание индивидуальных
форм работы с коллективными, создает возможность обмена знаниями между
учащимися.
Стержневая задача таких уроков - развитие эстетического отношения к миру. Во
многих программах представлены хотя и частичные, но чрезвычайно важные задачи
преподавания:
§ Повышение уровня художественной образованности учащихся;
§ Расширение круга знаний учащихся об искусстве, о художниках,
скульпторах, архитекторах и их творчестве;
§ Развитие художественно-образного восприятия;
§ Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в искусстве;
§ Формирование творческой активности;
§ Формирование художественных знаний.
Уроки МХК, по мнению Харламова (34), выполняют роль эстетического воспитания
в развитии личности, в ее всестороннем формировании. И эту роль трудно
переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах
эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности,
говориться в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому
из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые
камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй
говорит: «Везу эту тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю
прекрасный храм». (34, стр. 42). Видеть в труде созидательное начало красоты
- значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий
мир. Таких же людей, выполняющих свою работу, трудящихся и рабочих можно
показать учащимся на произведениях многих замечательных художников. Например,
у талантливого русского художника М.В. Нестерова есть наглядные произведения
: «Портрет скульптора И.Д. Шадра» (1934), «Портрет скульптора В.И. Мухиной в
процессе работы» (1939-1940), «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).
Исключительно важно и многообразно влияние искусства как важнейшего отношения
к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую
познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств
личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г. Белинский отмечал (40), что в познании окружающего мира имеются два
пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал,
что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник -
образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь
статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса
ухудшилось или улучшилось, вследствие таких-то причин. Поэт же показывает эти
изменения с помощью образного, художественного изображения действительности,
воздействуя на фантазию и воображение читателей.
В этой связи В.Г. Белинский подчеркивал (40, стр. 59), что искусство
способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Также искусство большую роль играет в формировании нравственности учащихся в
их эстетическом воспитании.
Еще Аристотель писал (33, стр. 19), что музыка, изобразительное искусство,
литература способны оказывать влияние на эстетическую сторону души человека,
и, поскольку, они обладают таким свойством, они должны быть включены в число
предметов воспитания молодежи.
Можно привести пример, как многие наши воины в годы Великой Отечественной
войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им произведения
искусства. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом
Н. Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Н. Бирюкова
- автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой
Отечественной войны Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал, пораженный
жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть
мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю.
Искусство, в особенности живопись, музыка и литература, является могучим
средством духовного возвышения человека. Благодаря искусству, человек
переживает века, историю разных стран и эпох. Искусство оказывает влияние на
глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй сравнивал
искусство с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство
развивает эстетическую культуру человека.
Также искусство учит человека, а особенно ребенка, понимать прекрасное и
строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Учителям МХК было интересно ознакомиться со статьей из методического журнала
«Искусство в школе», написанной кандидатом наук г. Зеленограда В. Копцевой,
которая называется «Какой быть школе будущего?» (36, стр.22).
Актуальность этого вопроса несомненна: это и необъятность современного
научного знания (возможно ли все это поместить в голову одного, как правило,
среднего ученика?), и стремительность в изменениях этого знания (часто
сталкиваешься с тем, что новое открытие устаревает, пока дойдет до школьных
учебников), и психологические особенности современных детей и многое-многое
другое. Возможно, именно в поисках ответа о том, что приблизить детей к
прекрасному, к искусству, а также приблизить концепцию образования к
«построению» современного детства в контексте общего культурного развития
человечества, бросаемся ли мы в эксперименты, создаем новые программы по
существующим предметам и новые предметы, позволяющие, по нашим
представлениям, ученикам актуализироваться в культуре.
[1] См.: Грабарь И.Э. Архитектура XVIII-XX вв. -СПб.: Искусство, 1994.
Давыдова М.Д. Очерки истории русской живописи XVIII-XX вв. - М.: Искусство,
1974.
Дятлова Г.В., Ляхова К.А. Мастера портрета. М.: Вече, 2002.
Евгина И.А. Архитектурная теория в России второй половины XIX в - начала XX
в.- М.: Искусство, 1999.
Ильина Т.В. Русское искусство XIX в. - М.: Искусство, 1974.
Коваленская Н. История русского искусства XIX в. - М.: Искусство, 1962.
Энциклопедия искусства XX в. - М.: Олма-Пресс, 2003.
[2] См. Алтаева (Алатева М.В.) Памятные
встречи - М.: Искусство, 1962. Очерк «Под грохот войны».
Булгаков В. Из встреч с М.В. Нестеровым. - М.: Искусство, 1962.
Бучкин П. Встречи с М.В. Нестеровым - М.: Художник, 1962.
Дурылин С. Жизнь замечательных людей. - М.: Творчество, 1976.
Энциклопедия искусства XX - М.: Олма-Пресс, 2003.
[3] Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями, С. 48.
[4] Нестеров М.В. Из писем., С. 41.
[5] Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями, С. 39.
[6] Нестеров М.В. Из писем., С. 27.
[7] Дурыгин С. М.В Нестеров. Очерк , С. 6.
[8] Нестеров М.В. Давние дни. Встреча с воспоминаниями., С. 84.
[9] См.: Барютин Н. Ранние работы М.В. Нестерова. - М.: Искусство, 1985.
Дурыгин С. Нестеров - портретист. - М.-Л.: Искусство, 1942.
Дурыгин С. Жизнь замечательных людей. - М.: Творчество, 1976.
Дурыгин С. Нестеров. Очерк. - М.-Л.: Искусство, 1942.
Каменев В. Нестеров. - М.: Литература и искусство, 1942.
Корин П. Искусство есть подвиг. - М.: Творчество, 1962.
Кожевникова Т. Михаил Нестерова. - М.: Белый город, 2001.
Лапшин В. М.В. Нестеров-портретист.- М.: Искусство, 1962.
Михайлов А. М.В. Нестеров. Жизнь и творчество.- М.: Советский художник, 1958.
Никонова И. М.В. Нестеров.- М.: Искусство, 1984.
Нестеров М.В. Давние дни. Встречи с воспоминаниями. - М.: Искусство, 1959.
Нестеров М.В. Из писем.- Л.: Искусство, 1968.
Нестеров М.В. Альбом репродукций.- М.: Советский художник, 1959.
Николаев Д. (Дурыгин С.) Тринадцать портретов - М.: Советское искусство, 1935.
Ульянов Г. Поэзия жизни и легенд. II. Наука и религия//№ 10 - 1996.
Энциклопедия юного художника.- М.: Педагогика, 1085.
Популярная художественная энциклопедия. - М.: Просвещение, 1988.
[10] См. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 1991.
Деменкова И.А. Литература в школе. Поиск. Опыт. Мастерство. Научно-
методический журнал. 5//1996.
Теоретический и методический журнал «Воспитание школьников» - М.: Школа-
пресс. 12. 2000.
Харламов Педагогика. - М.: Гардики, 2000.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Искусство, 1988.
[11] Библиотека программ по искусству и
эстетическому воспитанию. Живой мир искусства., С. 14.
[12] См.: Гавриловец Н. В., Казимирская
Н.И. Нравственно-этетическое воспитание школьников - Минск: «Педагогика», 1988.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Искусство, 1984.
Лобковская Г.С. Эстетическая культура - эстетическое воспитание. М.:
Искусство, 1983.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Искусство, 1987.
Прасова Е. Л. В союзе с красотой. - М.: Искусство, 1987.
Никонова И. М.В. Нестеров - М.: Искусство, 1984.
Николаев Д. (Дуригин С.) Тринадцать портретов - М.: Советское искусство, 1935.
[13] См.: Библиотека программ по
искусству и эстетическому воспитанию. Живой мир искусства. - М.: 1999//3
выпуск.
Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» - М.:
Школа - пресс / 2. 2000.
Страницы: 1, 2
|