рефераты курсовые

: Сексуальная символика в культуре

: Сексуальная символика в культуре

Реферат по сексологии на тему

Сексуальная символика в культуре

Студентки 5 курса

ПП факультета

СП 2

Авакян А.Ю

.Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными

явлениями и изменяется вместе с ними.

Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и

женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и мужской стиль

жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские «экспрессивными».

Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее

руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей тогда

как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую

солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло .Радикальное

изменение этой структуры по Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась

современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает

коренится прежде всего во внутренних делах семьи, где женщина выступает как

жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде

всего , в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его

функции в семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к

существованию. Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя

женщина начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное

равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы

качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью

изгладилась».Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей

подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки (инструментальность

мужских и экспрессивность женских ролей) широко распространен в обществах

разного типа

Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике.

Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях

довольно близка к теории В.А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает

обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как

взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные. Не

чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице

мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную

роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его

временное ритуальное превращение в женщину.

В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал

вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская

мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и

женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь»,а в мужчине «ЯН»; на

разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина. На

необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице

настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К.Юнг, утверждая, что в

коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа:

«Душа» анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий

мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое

развитие индивида.

Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными космическими

образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы

мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее

прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в

принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно

как активное культурное начало, а женщина – как пассивное природная сила.

С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный аспект

социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной

автономией от прочих полоролевых свойств.

Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества. Не

говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых

разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например, крест во

многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское

начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например,

древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх». Сочетание креста с кругом

обозначает соединение мужское и женского начал.

Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во

французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт,

около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их

семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в них

представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и

языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы

имеют более емкий не только физиологический смысл.

Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную

космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика

мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом

акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность,

субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив влагалище

чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то

ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы

мужского и женского начала вообще.

Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу,

могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому члену,

вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим

страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как

таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.

Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность,

причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном,

расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и

женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а

женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии

совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый

характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.

Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую

символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а

маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях между

мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.

Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание

связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать» и

«совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту

психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и

сексуальных ощущений.

Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет

инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем многочисленные

сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.

1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих

производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.

2. Намек на то , что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет

ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.

3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских

ругательствах)

4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение

ругаемого в женскую сексуальную позицию.

Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические

отношения или притязания.

В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана сексуальной

символикой.

Литература

1. И.С. Кон Введение в сексологию


© 2010 Рефераты