|
Основные направления западно-европейской экономической мысли 2-ой половины 19 века. - (реферат)
Основные направления западно-европейской экономической мысли 2-ой половины 19 века. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Выполнил: Шарипов Руслан
Казанский Государственный Технический Университет им. Туполева Оценка: 5
E-mail: rus_shar@chat. ru Реферат на тему:
Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века
Выполнил: Шарипов Руслан Галимович Содержание: Теория народонаселения Т. Р. Мальтуса Вульгарная экономическая теория Ж. Б. Сея Экономические взгляды Н. Сениора Теория народонаселения Т. Р. Мальтуса
По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей части населения страны. Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах утопического социализма (У. Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс. Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик. Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус. Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807 г. -профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В 1798 г. он опубликовал анонимный памфлет“Опыт о законе народонаселения”, который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить“Исследование о природе и возрастании ренты” (1815), “Начала политической экономии” (1820). Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся земельной аристократии Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах за аграрный протекционизм. Но там, где интересы землевладельца и капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса“Опыт о законе народонаселения”. По аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус“открывал”различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по утверждению Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия количество средств существования как 256 к 9, а через три столетия - как 4096 к 13 и т. д. В этом постоянном стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит, по словам Мальтуса, “закон народонаселения”, действующий якобы “неизменно и могущественно”, причем с “с самого происхождения общества”. Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; она якобы обусловлена“естественными законами и человеческими страстями”, скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому“народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях”. Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы. Есть только один выход - сокращение численности населения. Средствами против чрезмерного размножения он считал либо“нравственное обуздание”(воздержание от брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод, нищета, болезни, эпидемии, войны и т. д. ). Остается добавить, что Мальтус не считал нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он прямо, что при всеобщем распространении его“истин” насчет источника нищеты “низшие классы” “станут более миролюбивы и послушны; они не так легко будут готовы на возмущение”. а “опасные и зловредные учения” о необходимости “всеобщей ломки общественного устройства” потеряют свой кредит, и собственники обретут, наконец желанный покой. Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой беспримерной по циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении его памфлет не представлял собой ничего научного и оригинального. Основные идеи, касающиеся“принципа народонаселения”, он попросту украл у своих предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др. ) Маркс с полным основанием окрестил первое сочинение Мальтуса как“ученически - поверхностный и поповски -напыщенный плагиат”, , бесстыдный “пасквиль на человеческий род! ” “Доктрина”Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении. Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами производят и увеличивают средства существования. Недаром еще в свое время Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь открыть“вечный”закон народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи свои, особенные, имеющие исторический характер законы динамики населения. В частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том, что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение абсолютным. Мальтусовские прогрессии основаны на прямой фальсификации статистического и фактического материала. Так, свою геометрическую прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в 16-18 вв. , совершенно игнорируя ту“мелочь”, что этот рост происходил главным образом за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия. Достаточно сказать, что ее единственным“основанием” является пресловутый закон “закон убывающего плодородия почвы”, несостоятельность, которого уже давно доказана как теорией, так и практикой.
2. Экономические взгляды Н. Сениора
Экономические взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в “Основных началах политической экономии” (1836) и “Письмах о фабричном законодательстве” (1837). Сениор “обогатил” вульгарную политическую экономию двумя “открытиями”. Одна из них была теория воздержания. Учения Рикардо о труде как единственном источнике стоимости Сениор противопоставил тезис, согласно которому издержками производства стоимости являются два элемента - труд и капитал. Новым моментом в этой старой версии было лишь субъективное толкование этих факторов. Труд рассматривался Сениором как“жертва” рабочего, теряющего свой досуг и покой, капитал - как “жертва” капиталиста, который якобы “воздерживается”от личного потребления, обращая свой капитал в средства производства. Вознаграждением соответствующих“жертв”рабочего и капиталиста выступают заработная плата и прибыль. В изображении Сениора буржуазное общество теряет свою антогонистическую классовую природу, капитализм предстает как система производства, основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов. Высмеивая теорию воздержания, Маркс писал: “Поистине недосягаемый образец “открытий”вульгарной политической экономии! Экономическая категория подменяется сикофантской фразой Voila tout (Вот и все)”. В самом деле, вряд ли нужно доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и прибыли) вовсе не зависит от субъективного переживания агентов производства. Продукт, разумеется, нисколько не потерял бы в своей стоимости, если вместо неприятностей капиталист стал бы испытывать наслаждение от своего“воздержания”. К тому же как чисто пассивный акт воздержание вообще не может ничего создавать. Столь же вздорным является и другое “открытие” Сениора, иронически названное Марксом в “Капитале” “последним часом Сениора”. В 30-х годах 19 в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день. Фабриканты остро нуждались в аргументах против такого сокращения, и Сениор поспешил им на помощь. Он выдвинул“теорию”, согласно которой при 11, 5 - часовом рабочем дне (такой была его продолжительность в стране) за первые 10, 5 часа возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час создается прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли. А это отрицательно отразилось бы на экономическом положении Великобритании, поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут стимулы хозяйственной деятельности. На самом деле процесс производства товаров при капитализме есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной стоимости и прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы является носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли. Теория“последнего часа”была настолько абсурдной, что в последствии от нее был вынужден отказаться и сам Сениор.
Вульгарная экономическая теория Ж. Б. Сея
В конце 18 в. во Фанции разразилась величайшая из буржуазных революций в Западной Европе. Она до основания разрушила устои феодального режима в стране, открыла простор для развития капитализма. Однако, разделавшись с феодальными порядками, французская революция не удержалась в рамках, угодных крупной буржуазии. Напуганная радикализмом масс и революционной деятельностью якобинцев, французская крупная буржуазия уже в 90-е годы 18 в. становится на путь контрреволюции.
|
|