Бюджетная политика
Бюджетная политика
Дата добавления: март 2006г.
План. Введение. Экономическое содержание и роль бюджета.
Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
Источники формирования доходов государственного бюджета.
Расходы бюджета и повышение их эффективности – важнейшая часть . бюджетной политики
Снижение бюджетного дефицита – главная задача бюджетной политики.
Бюджетная политика в области управления государственным долгом.
Бюджетная политика Российской Федерации в 2002 году. Заключение. Введение.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. д. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс. Под бюджетной политикой понимают определение государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников и способов покрытия бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы; форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. Экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Бюджетная политика является основным инструментом государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовывать основные функции государственной власти через государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, Социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др. ). Огромное значение имеют расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система –это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации носит название консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет используется для аналитических и статистических целей. Входя в бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения–это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Источники формирования доходов государственного бюджета.
Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план Образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит доходной и расходной частей. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 6) доходы бюджеты–это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства. Налоговые доходы –это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и налог на доходы физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.
Таблица 1 Налоговые доходы федерального бюджета на 2001год Виды налоговых доходов Сумма, млн. руб. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 172647, 1 Налог на доходы с физических лиц 1903, 2
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации
381778, 2
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
134657, 8 Налог на игорный бизнес 452, 4 Акцизы 188040, 4 Федеральные лицензионные и регистрационные сборы 1272, 1
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
1604, 1 Налоги на совокупный доход 3073, 5 Налог на операции с ценными бумагами 400, 0 Платежи за пользование природными ресурсами 37184, 0 Ввозные таможенные пошлины 58673, 0 Вывозимые таможенные пошлины 131950, 5 Прочие налоги, пошлины и сборы 1691, 4 Всего 1115327, 7
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Он превышает 46% налоговых доходов федерального бюджета на 2001год. Вместе с таможенными пошлинами и акцизами налог на добавленную стоимость достигает четыре пятых налоговых доходов федерального бюджета на 2001год. Сумма неналоговых доходов, предусмотренных в доходной части федерального бюджета на 2001год, более чем в 17 раз меньше суммы налоговых доходов.
Таблица 2 Неналоговые доходы федерального бюджета на 2001год Виды неналоговых доходов Сумма, млн. руб.
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности
Из них: а) дивиденды по акциям, принадлежащим государству
б) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности в) доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства В том числе:
- консульский сбор в рублевом исчислении - плата за выдаваемые паспорта
- плата за о пробирование и клеймение изделий из сплавов из драгоценных металлов
- прочие доходы г) платежи (доходы) т государственных предприятий д. ) плата за пользование водными биологическими ресурсами
е) прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности
26833, 0 2000, 0 5611, 7 1880, 2 220, 0 997, 2 63, 0 600, 0 9469, 7 5786, 7 2084, 7 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 31498, 8 3. Прочие неналоговые доходы 5929, 5 Всего 64261, 3
Среди неналоговых доходов в 2001году половина приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности. В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, что составляет около 11% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экономический фонд, Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. ). Бюджетная политика в новых условиях хозяйствования нацеливает на повышение устойчивости доходной части бюджета. Взаимоотношения государства и предприятий по формированию бюджетных средств в перспективе устанавливаются на нормативной основе. Это дает определенную стабильность и позволяет теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства. С 2000 года Правительство РФ проводит налоговую реформу, направленную на оптимизацию и повышение эффективности налогообложения, чтобы обеспечить рационализацию структуры налоговой системы. Нововведения в налоговом законодательстве направлены на упорядочивание взимания налогов, создание более справедливого налогообложения. В целом предполагается сокращение налогообложения результатов труда и увеличение налогообложения ресурсов, перенос тяжести обложения налогов с бизнеса на физические лица. Расходы бюджета и повышение их эффективности – важнейшая часть бюджетной политики. Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т. п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Составление и исполнение бюджета базируются на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Бюджетная классификация предусматривает адресное выделение финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: - обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов;
- функционирование федеральной судебной системы; - осуществление международной деятельности;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; - государственная поддержка атомной энергетики; - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства; - формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; - пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации; - федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; - официальный статистический учет и др.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемые в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: - государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности; - обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений; - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации; - финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 24%). Третье место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное примерно 50%, на социальную политику– около 50%, культуру и искусство – более 20%. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 4% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство– свыше 30%. Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. Бюджетная политика в настоящее время ориентирована на повышение эффективности расходов федерального бюджета. Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств. Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику, прежде всего, за счет инвестиционной составляющей. Основным направлением в области повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики является постепенной переход от административных к корпоративным принципам управления. Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих. Главными приоритетами в бюджетных расходах будет: борьба с бедностью; обесценивание внутренней и внешней безопасности государства; судебная система; воспроизводство научного потенциала, социальная сфера. Для повышения жизненного уровня нуждающейся части населения предполагается ежегодно увеличивать из бюджета ассигнования на пособия. Возрастут расходы на образование и здравоохранение. Финансирование учреждений социальной сферы будет организовано таким образом, что размер бюджетных расходов должен находиться в зависимости от конечных результатов их деятельности. А в целом необходима концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач. Снижение бюджетного дефицита – главная задача бюджетной политики. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления доходов с расходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит–положительное сальдо бюджет, т. е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. За все послевоенные годы (1945-1990 гг. ) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т. е. с началом реформирования экономики, бюджет Российской Федерации стал дефицитным. Дефицит бюджета составил ( в млдр. руб. ) в 1991г. – 37, 6; в 1992г. – 641, 9; в 1993г. – 794; в 1994г. – 654, 9. В 1995г. – дефицит федерального бюджета составлял 60, 4 млдр. в новых рублях; в 1996г. – 88, 6; в 1997г. – 95, 4; в 1999г. – 101, 3. И только федеральный бюджет на 2002 год стал профицитным. Причин дефицита бюджета много. Но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит в годы реформ (1991 –2000 гг) будучи сам по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стал в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в сфере экономики. Бюджетный кодекс указывает на источники финансирования (покрытия) дефицита бюджетов. Так, ст. 94 Бюджетного кодекса РФ указывает, что источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации ( в рублях); - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - бюджетные сферы и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; - сумма превышена доходов над расходами по государственным запасам и резервам; 2) внешние источники в следующих формах: - государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций; - кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах: - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; - изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ; - займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ. Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика. С 1991 г. До 1995 г. Для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. Для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало выпускать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. На покрытие дефицита федерального бюджета направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов. В 2000 г. На покрытие дефицита федерального бюджета РФ были использованы: поступления от операций выпуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизаций (от продажи государственного имущества предприятий, фабрик, заводов др. ); драгоценные металлы и камни. Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Бюджетная политика в области управления государственным долгом. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 97) дано следующее определение: государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде. Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг –это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным ценным бумагам, размешенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода. Внешний государственный долг–это сумма задолженности с начисленными процентами кредиторам на мировом рынке. Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации–Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Наблюдается такая тенденция: чем хуже экономическое положение в промышленности и сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует средств, увеличивая объем государственного долга, растут долговые обязательства в разных формах. Чрезмерное увлечение Правительства России кредитами стало негативно сказываться на бюджете, а следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы. Стремительное увеличение бюджетных расходов, связанных с обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга, свидетельствует о том, что государственный долг не стал снижаться и в отдельные годы даже возрастал. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга (задолженности). В общих расходах федерального бюджета в 2000 году расходы, связанные с обслуживанием государственного долга составляли 25, 7%. Расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 2001 году составили огромную сумму–239, 8 млрд. руб. , в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга– 56, 6 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 183, 2 млрд. руб. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долларов. Это огромная сумма накопленных долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов. Долг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затянется до 3030 года и причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов (с учетом процентов). Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для снижения определенного результата. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики России. В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Стратегия бюджетной политики должна быть нацелена на смягчение “пиков” платежей, на улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания. Для этого следует создать единую систему управления государственным долгом, включающую в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Потребуется внести существенные изменения в нормативные документы, касающиеся государственного долга и государственных заимствований, активно использовать известные в международной практике рыночные механизмы для улучшения структуры долга. Единая система управления государственным долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а при возникновении потребностей государства в заемных средствах–их удовлетворение на максимально выгодных для страны условиях. Являясь частью бюджетной политики, политика в области управления государственным долгом должна быть увязана с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью. В нынешнем году Правительство Российской Федерации и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившую поддержку международных финансовых организаций. Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения кредитов МВФ. Такая политика проводится в 2002 году
Бюджетная политика Российской Федерации в 2002 году.
Эффективную экономическую политику во многом определяет глубина и комплексный характер анализа ситуации. Это позволило выработать четкие ориентиры бюджетной политики на 2002 год, выбора инструментов и механизмов ее реализации. В настоящее время бюджетная политика, отражающая содержание и направления деятельности государства по формированию доходов бюджетов всех уровней и структуры их расходов, разрабатывается под воздействием ряда факторов. Качественные параметры бюджетов и регулирующая роль федерального бюджета определяются официальными установками высших органов законодательной и исполнительной власти, законодательными и подзаконными актами государства, направленностью ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, последовательностью их исполнения. На бюджетный процесс существенное влияние оказывают ежегодные послания Президента страны Федеральному Собранию часть которых получила название бюджетных. Президент имеет полномочия обеспечить реализацию установок своих ежегодных посланий, в том числе бюджетных. Он располагает системой рычагов воздействия на качество работы правительства в процессе исполнения принятого закона о бюджете. “Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства. Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. Для этого он должен формироваться из двух частей. Первая его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры. Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен. На 2202 год предусмотрена бездефицитность федерального бюджета” [1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ “О бюджетном политике на 2002 год. ” // Финансы - 2001 -- №5 с. 3] Сегодня федеральный бюджет на 2002 год обеспечивает сбалансированность доходов и расходов и формируется с профицитом, чего нельзя сказать обо всех бюджетах субъектов РФ. В бюджете 2002 года впервые предусмотрен финансовый резерв, созданный для стабильного и гарантированного исполнения федерального бюджета 2202г. И бюджетов последующих лет, а также для уплаты долгов по внешним займам. Ожидается, что федеральный бюджет 2002 г. По доходам будет недовыполнен примерно на 24 млрд. руб. , что естественно не может не сказаться на уровне профицита. Ключевой задачей бюджетной политики на 2002 год является совершенствование межбюджетных отношений. Сложившаяся система бюджетных отношений требует глубокого и энергичного реформирования. Ее основной целью является установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ. Федеральный бюджет на 2002 год должен стать первым шагом на пути реализации программы межбюджетных отношений. В 2002 году продолжается реформа налоговой системы. Одновременно с проведением налоговой реформы продолжается работа по дальнейшему укреплению системы налогового администрирования, отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышению экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствованию налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения. В соответствии с концепцией среднесрочной программы страны в 2002 году в России должно завершиться формирования казначейской системы исполнения государственного бюджета с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В рамках этой концепции в стране должна быть закончена работа по переводу бюджетных счетов предприятий и организаций в территориальные органы казначейства. Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику прежде всего, за счет инвестиционной составляющей. Но основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, а их наращивание до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной экономики и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами. Однако изменение конструкции федерального бюджета требует осторожности. Во-первых, поэтому, что это–грамотная, взвешенная, сбалансированная и согласованная конструкция. Во-вторых, любые попытки изменения параметров бюджета неизбежно приведут к деформации системы компенсационных мер субъектов Федерации, которые встроены в эту конструкцию. В-третьих, технология формирования профицитного бюджета уже достаточно отработана и изменять ее можно только на базе теоретически и практически проработанной концепции развития и совершенствования бюджетной политики. Необходимость разработки такой концепции в настоящее время –одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что целевым критерием бюджетной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста–структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация, взятая сама по себе, в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе. Это означает необходимость подчинения финансовой политики государства задачам увеличения совокупного общественного спроса, защите позиций России на внутреннем и мировом рынке, формирования единой системы управления государственным долгом. В области бюджетной политики это предполагает достижение долгосрочного баланса между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества. Именно эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Заключение.
Степень влияния государства на экономику через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов. Проект федерального бюджета на 2003 год обеспечивает сбалансированность доходов и расходов и формировался с учетом проведения профицитной бюджетной политики, ориентированной на выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга. Проект бюджета на 2003 год–социально ориентированный с приоритетными направлениями, в число которых входит обеспечение оборонной безопасности страны, судебная реформа, поддержка науки и образования. Рост расходов по этим позициям значительно опережает другие направления расходования государственных средств. Основные направления бюджетной политики на 2003 год таковы: завершение налоговой реформы, способствующей снижению налогового бремени и благоприятствующей развитию экономической деятельности предприятий; прекращение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета; завершение разграничения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы и обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней. Важное направление финансово-бюджетной политики на 2003 год –создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов. Предстоит обеспечить реальную открытость и прозрачность всех бюджетов и бюджетных процедур. Бюджетная политика на 2003 год тесно увязана с денежно-кредитной политикой.
Список использованной литературы.
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ “О бюджетной политике на 2002 год. ” // Финансы. - 2001 №5 с. 3-6. 2. Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин). // Финансы - 2002 - №8 - с. 16-20. 3. Астапов К. Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы 2002 №10 - с. 19-23. 4. Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ). // Финансы - 2002 №3 - с. 3-13. 5. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации - М: “Дашков и Ко”, 2002. 6. Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики. // Экономист - 2002 - №6 с. 53-63. 7. Гореглад В. , Подпорина И. Ориентиры бюджетной политици. // Экономист - 2000 - №5 - с. 53-60. 8. Силуанов А. Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году // Финансы - 2001 - №9 - с. 3-6. 9. Финансы / Под ред. М. В. Романовского и др. М: “Перспектива”, “Юрайт”, 2000.
|