|
Деятельность таможенного брокера - (диплом)
p>Все операции таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, либо выполнение им других посреднических функций в области таможенного дела, подлежат обязательному учету в письменной и электронной формах. Учет таких операций осуществляется таможенным брокером, его обособленными структурными подразделениями, таможенным органом, в регионе деятельности которого находятся таможенный брокер или его обособленные структурные подразделения, а также таможенным органом, выдавшим лицензию. Таможенный орган и таможенный брокер, ведущие учет, самостоятельно определяют порядок обмена сведениями, подлежащими учету, который должен обеспечить сопоставимость сведений учета с данными общей отчетности. В систему учета должны быть включены:а) книга учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером (приложение 16); б) книга реестра заключенных договоров с представляемыми лицами (приложение 7). Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров ведутся по календарным годам. Они должны быть предварительно сброшюрованы, прошиты и пронумерованы. Книги подписывает начальник таможенного органа (его заместитель), в регионе деятельности которого действует таможенный брокер или его обособленное структурное подразделение, после чего их заверяют печатью таможенного органа. После внесения таможенным брокером последней записи указанные книги передаются в таможенный орган на проверку. По окончании проверки книги возвращаются таможенному брокеру и хранятся им в течение установленного срока. Внесение дополнительных записей или исправлений после проверки книг не допускается. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров должны быть предъявлены уполномоченным должностным лицам таможенного органа по первому их требованию. Таможенный брокер и его обособленное структурное подразделение обязаны ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания квартала, представлять в таможенный орган, ведущий учет, обобщенный отчет обо всех операциях за отчетный период и выписку из книги реестра заключенных договоров с представляемыми лицами, обо всех договорах, действовавших в отчетный период. Отчет, составленный в соответствии с формой отчетности таких операций и подписанный руководителем таможенного брокера (его обособленного структурного подразделения) и главным бухгалтером, заверяют печатью (приложение 17). При осуществлении своей деятельности через структурные подразделения таможенный брокер подает сводный отчет по операциям всех своих структурных подразделений в таможенный орган, выдавший лицензию. Одновременно таможенный брокер передает в таможенный орган, ведущий учет, электронную его копию. Таможенный брокер не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет таможенному органу, выдавшему лицензию, годовую бухгалтерскую отчетность, а также годовой отчет об осуществлении его расчетов с таможенными органами. Таможенный брокер должен хранить документы, связанные с осуществлением им своей деятельности, в течение 5 лет, исчисляемых после окончания года, в течение которого была совершена последняя операция по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выполнены другие посреднические функции в области таможенного дела либо сделана последняя запись в книге учета операций и в книге реестра заключенных договоров. Таким образом, деятельность таможенного органа по таможенному оформлению товаров и транспортных средств строго регламентирована и подлежит обязательному контролю со стороны таможенных органов. Таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществляет деятельность таможенный брокер, с учетом специфики своей деятельности разрабатывает единый порядок осуществления таможенными брокерами операций по таможенному оформлению, в том числе и процедуру подключения и допуска таможенных брокеров к определенным разделам информационной сети таможенного органа для автоматической обработки информации и электронной передачи данных, необходимых при осуществлении таможенным брокером своей деятельности, с учетом требований по защите информации. Такой порядок утверждается соответствующим вышестоящим таможенным органом. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, может предполагать: а) упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств, в том числе с использованием электронных форм и копий документов, необходимых для таможенных целей в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера; б) таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера; в) выполнение под контролем таможенных органов Российской Федерации действий, относящихся к компетенции этих органов, в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России; г) возможность выступать в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России, в качестве гаранта (поручителя) перед таможенными органами Российской Федерации. Таможенный брокер может выполнять указанные операции только в совокупности и заявления о том, что он выполняет эти операции частично, или выполняет только отдельные операции не допускается. Таможенный брокер имеет право на информирование и консультирование таможенными органами по таможенным вопросам в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными актами ГТК России. Таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер, а также подведомственные ему таможенные органы представляют для доступного ознакомления в местах их расположения перечень всех действующих в данном регионе таможенных брокеров. Непосредственный контроль за деятельностью таможенного брокера осуществляют таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер, и таможенный орган, выдавший лицензию. Вышестоящие таможенные органы вправе осуществлять проверку деятельности таможенных брокеров в любое время. Решение о проверке деятельности таможенных брокеров оформляется приказом или распоряжением таможенного органа, выдавшего лицензию, или вышестоящего таможенного органа. Таможенный брокер не вправе препятствовать проведению проверки и обязан оказывать необходимое содействие в ее осуществлении. По результатам проверки составляется акт по установленной форме (приложение 7) в двух экземплярах (один из них остается у таможенного брокера), которые подписывают руководитель (лицо, его замещающее) таможенного брокера и уполномоченное должностное лицо таможенного органа. Обязанности таможенного брокера по совершению операций по таможенному оформлению вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таможенный брокер при участии в таможенном оформлении обязан заявлять по установленной форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, а так же таможенном режиме, под который они помещаются, посредством представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документов; проверять достоверность полученных от представляемого лица документов и сведений необходимых для таможенных целей; предъявлять товары и транспортные средства для досмотра таможенными органами; правильно исчислять и уплачивать все таможенные платежи; обеспечивать соблюдение представляемым лицом требований о распространении на товары мер нетарифного регулирования, в том числе мер экономической политики; производить другие действия по обеспечению соблюдения законодательства РФ и требований ГТК РФ. Таможенный орган не вправе создавать для отдельных таможенных брокеров (их объединений) более льготные условия для осуществления деятельности. Таможенный брокер, в том числе и его обособленные структурные подразделения, прекращают свою деятельность в следующих случаях: а) аннулирования или отзыва лицензии;
б) истечения срока действия лицензии;
в) ликвидации организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера; г) по собственному желанию с представлением соответствующего заявления в письменной форме; д) предусмотренных актами действующего законодательства Российской Федерации. Организация и ее обособленные структурные подразделения при прекращении деятельности в качестве таможенного брокера обязаны в течение 15 дней со дня прекращения этой деятельности представить в таможенный орган, ведущий учет операций, полный отчет об операциях по таможенному оформлению, произведенных со дня выдачи лицензии. При прекращении деятельности в качестве таможенного брокера организация обязана выполнить все обязательства перед таможенными органами, принятые ею при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера. Решение о прекращении деятельности в качестве таможенного брокера оформляется соответственно приказом по таможне, распоряжением заместителя начальника (его заместителем) регионального таможенного управления или распоряжением заместителя Председателя ГТК России. В приказе (распоряжении) должны быть указаны причины прекращения деятельности организации в качестве таможенного брокера. Прекращение деятельности организации в качестве таможенного брокера в связи с аннулированием лицензии отдельным приказом не оформляется. Приказ или распоряжение вручается таможенному брокеру непосредственно либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением. При прекращении деятельности в качестве таможенного брокера уплаченные сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия возврату не подлежат. Таким образом, круг обязанностей таможенного брокера довольно широк, что говорит о высокой компетенции и профессионализме специалистов, работающих в данной организации. Кроме того, серьезные меры таможенных органов в отношении нарушений со стороны таможенных брокеров влекут для них большие финансовые потери и ухудшение деловой репутации, что также является своего рода гарантией для потребителей данного вида услуг. 2. Деятельность таможенного брокера в структуре Государственного унитарного предприятия “Желдорэкспедиция” 2. 1 Структура предприятия “Желдорэкспедиция” и роль таможенного брокера в его деятельности В начале 90-х годов, для решения многих спорных вопросов, касающихся транспортировки, декларирования, оформления внешнеторговых грузов и обеспечения транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и населения, при перевозках грузов железнодорожным транспортом, на основании приказа Министерства Путей Сообщения № 17 от 25 октября 1991 года на Свердловской железной дороге было создано Государственное Унитарное предприятие (ГУП) “Желдорэкспедиция”. Основной контроль за деятельностью предприятия осуществляет руководство Управления Свердловской железной дороги, которое является Учредителем. Железные дороги России – важнейшее звено в обеспечении внешнеторговой деятельности. Несмотря на возросшую в последние годы активность в международных перевозках автомобильного транспорта, на долю железнодорожного транспорта сегодня приходится около 70 % объемов внешнеторговых грузов. Решение задач, связанных с перевозкой таких грузов (в том числе с таможенным оформлением и контролем, обеспечением доставки товаров, полным взысканием таможенных платежей, рациональным использованием транспортных средств, снижением транспортных издержек), зависит от взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и таможенных органов. В середине 90-х годов железнодорожная магистраль несла большие убытки от выдачи внешнеторговых грузов по поддельным документам, а порой и вообще без их оформления. Управление Свердловской железной дороги и Екатеринбургская таможня поставили перед собой цель полностью исключить выдачу грузов, следующих под таможенным контролем без соответствующего оформления. И уже через полгода на базе предприятия “Желдорэкспедиция”, являющегося экспедитором железной дороги был создан отдел таможенных услуг и получена лицензия таможенного брокера. Руководство предприятия “Желдорэкспедиция” с самого начала деятельности предприятия умело и профессионально осуществляет управление отделов и филиалов предприятия. Обеспечивает их ритмичную и бесперебойную работу по реализации и применению транспортно-экспедиционных услуг. Организационная структура ГУП “Желдорэкспедиция” предоставлена на рисунке:
Организационная структура ГУП “Желдорэкспедиция” ДИРЕКТОР Зам. директора по организационной работе Зам. директора по контрольной работе бухгалтерия экономический отдел отдел технической обработки документации транспортный отдел отдел таможенных услуг (таможенный брокер) Шарташский филиал Тагильский филиал Талицкий филиал Тюменский филиал Пермский филиал
Имея статус дочернего государственного предприятия Свердловской железной дороги и находясь в непосредственном подчинении Управления Свердловской железной дороги, “Желдорэкспедиция” является юридическим лицом. Оно может создавать дочерние предприятия с правом юридического лица. Наделяется уставным фондом в размере 200 тыс. руб. который может быть увеличен как за счет средств Учредителя, так и за счет средств предприятия. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, на которых в учреждениях банков хранятся денежные средства предприятия в российской и иностранной валюте. Открытие счетов и расчетные операции осуществляются в соответствии с требованиями законодательства. Владеет гербовой печатью со своим наименованием. Может создавать филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на добровольных началах вступать в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения, осуществлять совместные предприятия и организации, в том числе с иностранными партнерами на территории России и за рубежом. Предприятием “Желдорэкспедиция” создана внушительная сеть филиалов на станциях и отделениях дороги в крупных промышленных центрах - Перми, Тюмени, Н. -Тагиле, Талице, Шарташе. ГУП “Желдорэкспедиция” действуя на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Указами Президента России, приказами и нормативными актами Министерства Путей сообщения Свердловской железной дороги и своим Уставом. Предприятие имеет право от своего имени заключать договоры (за пять лет существования было заключено и выполнено 935 договоров, для сравнения в 1996 году - почти треть всей пятилетней программы - 341 договор), приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитраже, суде и третейском суде. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе. Источниками формирования имущества являются:
денежные и материальные взносы учредителя
доходы полученные от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности кредиты банков и других кредиторов иные источники не запрещенные законодательными актами России. Предприятие “Желдорэкспедиция” имеет право продавать и передавать другим предприятиям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду имущество, принадлежащее ему на правах собственности. “Желдорэкспедиция” планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на выполняемые работы и оказываемые услуги. Для осуществления уставных задач предприятие имеет право: создавать подразделения, необходимые для его хозяйственной деятельности приобретать, обменивать, арендовать, брать взаймы, использовать в своей хозяйственной деятельности здания, сооружения, оборудование, автотранспорт и другие материальные ценности пользоваться банковским кредитом на коммерческой основе. Свою продукцию работы и услуги “Желдорэкспедиция” реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Расчеты по своим обязательствам с государственными и другими предприятиями и организациями осуществляет в безналичном порядке через учреждения банков, а с гражданами - как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если это предусмотрено законодательством. Предприятие “Желдорэкспедиция” осуществляет бухгалтерский учет, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность, и представляет ее в установленные сроки в Управление Свердловской железной дороги. Финансовые ресурсы ГУП “Желдорэкспедиция” формируется за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг, кредитов и других финансовых средств. Из выручки от реализации продукции, работ и услуг и иных поступлений возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, расходы на оплату труда, уплачиваются налоги и проценты по кредитам, вносятся взносы Учредителю: 10 % - в первый год и не более 50 % начиная со второго года функционирования. Конкретные размеры отчислений, в том числе валютные, устанавливаются ежегодно (начиная со второго года) указанием начальника дороги. Остающаяся часть прибыли поступает в полное распоряжение предприятия. За счет чистой прибыли формируется фонд развития производства и фонд социального развития. Средства на оплату труда работников образуются на общих основаниях для основной деятельности железных дорог. Все расчеты, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, производятся в календарной отчетности. Перечисление или выдача денежных средств по счетам данного предприятия производится по распоряжению директора и главного бухгалтера. Главной задачей предприятия "Желдорэкспедиция" является организация комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и населения при железнодорожных перевозках, включая экспортные и импортные грузы, а также обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок и повышение доходности этой сферы деятельности. Свой ощутимый вклад в достижение этих целей вносит действующий на базе предприятия таможенный брокер, который значительно упрощает и ускоряет за счет отработанных схем взаимодействия с таможней, прохождение таможенных процедур. За 1999 год декларантами предприятия оформлено 2 500 деклараций, что принесло предприятию прибыль в размере 1 116 тыс. руб. и эти показатели продолжают расти с ростом известности и популярности таможенного брокерства в Уральском регионе. Предприятие "Желдорэкспедиция" осуществляет следующие виды деятельности: планирование по поручению грузоотправителей перевозок грузов в контейнерах, включая экспортные грузы и грузы назначением в районы крайнего Севера, в том числе и в контейнерах на условиях аренды; организация и осуществление комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев при перевозках железнодорожным транспортом (оформление перевозочных документов, визирование железнодорожных накладных, комплектование контейнеров согласно плану формирования, информация об отправлении); организация отгрузки грузов в контейнерах (среднетоннажных, большегрузных) с подъездных путей предприятий с осуществлением комплексного транспортного обслуживания; организация перевозок грузов в контейнерах замкнутыми маршрутами и отдельными группами; организация погрузки и отправления одиночных большегрузных контейнеров, в том числе с подъездных путей предприятий; прием к перевозкам на подъездных путях предприятий мелких отправок, комплектование их по назначению согласно плана формирования; заключение и организация выполнения договоров с грузовладельцами на представление им всего комплекса транспортных услуг по планированию, транспортно-экспедиционному обслуживанию, обеспечению транспортными средствами, включая экспортно-импортные грузы, в том числе на условиях аренды и обменного парка; организация доставки грузов со склада грузоотправителя до склада грузополучателя собственным автотранспортом и автотранспортом других предприятий на договорной основе; заключение и выполнение договоров с грузовладельцами, подразделениями железной дороги, филиалами, экспедиторскими группами "Желдорэкспедиции" на выполнение взаимных транспортно-экспедиционных услуг, в том числе по страхованию грузов и декларированию экспортных перевозок; разработка и заключение договоров с транспортно-экспедиционными организациями на других видах транспорта на предоставление взаимных услуг при перевозке грузов; организация сотрудничества с иностранными и экспедиторскими транспортно-экспедиционными и экспедиторскими фирмами по взаимному предоставлению услуг при перевозках экспортных и импортных грузов в контейнерах железнодорожным транспортом, а также по использованию парка контейнеров для перевозки указанных грузов; проведение консультаций по вопросам оформления перевозок, оплаты провозных платежей, тары и упаковки грузов и комплектованию сборных вагонов, розыску грузов, погрузке и креплению грузов на открытом подвижном составе, способам пакетирования. Совершенствуясь профессионально и постоянно расширяя свою деятельность, предприятие “Желдорэкспедиция” сегодня оказывает более 40 видов транспортных услуг, где предусмотрено все, чтобы выполнить заявку клиента и доставить временный груз по назначению, точно в срок “от дверей до дверей”. Рассмотрим основные услуги, которыми являются такие как: Проведение таможенных операций (составление деклараций, полное таможенное оформление грузов, расчеты таможенных пошлин и сборов и т. д. ). 2. Разработка оптимальных транспортных схем перевозок экспортно-импортных грузов, в том числе на стадии заключения контракта. 3. Экспедирование грузов с оплатой провозных платежей по России, Украине, Молдове, Казахстану, Узбекистану и другим странам СНГ. Оплата провозных платежей по территории России, странам Балтии и государствам дальнего зарубежья. Оплата услуг портов и морского фрахта на всем пути следования груза. Возможность постоянного информирования заказчика о движении груза. Полное обслуживание клиентов по приему и выдаче экспортных и импортных грузов и размещению грузов и транспортных средств на таможенных складах временного хранения. Комплексная организация перевозок грузов “от дверей до дверей”. Согласование экспортных планов перевозок грузов через железнодорожные пограничные станции и морские порты. Таможенный брокер “Желдорэкспедиция” применяет методы, соответствующие современным отношениям в сфере транспортно-экспедиционного бизнеса. На предприятии создан высококвалифицированный кадровый состав, который обеспечивает качественное обслуживание и бесперебойную работу всех подразделений, гарантируя тем самым рост прибыльности предприятия. Сотрудники таможенного брокера имеют специальное образование и практический опыт. Они хорошо подготовлены и всегда в курсе последних изменений, происходящих в тарифной политике и транспортном рынке. Они регулярно проходят аттестацию, тренинги и повышают свою квалификацию. Это профессионалы, прекрасно владеющие искусством коммуникаций. Они умеют слушать и понимать проблемы клиента и в соответствии с этим применять системы скидок и льгот, удовлетворяющие именно ваши потребности. Сотрудники, работающие с клиентами постоянно повышают качество и культуру обслуживания, добиваются того, чтобы услуги соответствовали требованиям, предъявляемым компании клиентами. Стремления компании стать высококачественной сервисной организацией, постоянно развиваясь для того, чтобы соответствовать современным требованиям, возлагаемыми на нее клиентами и партнерами. Естественной и неотъемлемой частью повседневной жизни компании - иметь хорошие отношения со всеми, с кем приходится иметь дело, в первую очередь с клиентами, которым в компании отведена главная роль. Девять лет успешного опыта в области транспортно-экпедиционных услуг позволило таможенному брокеру заметно расширить свои деловые связи и за короткое время завоевать себе имя и репутацию надежного партнера. Каждый клиент для предприятия - это ключ к развитию. А постоянно улучшающийся сервис помогает клиентам брокера добиться успеха в избранном ими бизнесе. Защита интересов клиентов - это одна из главных забот сотрудников “Желдорэкспедиции”. Услугами предприятия за пять лет воспользовались 2074 клиента, среди которых крупнейшие товаропроизводители - промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия, коммерческие организации. В 1996 году проэкспедировано 29400 вагонов и контейнеров. Основными потребителями услуг предприятия “Желдорэкспедиция” являются такие крупные экспортеры как: ЗАО “Цветметэкспорт” - это предприятие осуществляет торговую деятельность со странами дальнего зарубежья, Латвии, Эстонии, Финляндии, Нидерландов и Германии. Основным объемом экспорта являются лом, и отходы черных и цветных металлов. ЗАО “Сталепромышленная компания”, ЗАО “Тименс”, ЗАО “Екатеринбургвнештормет” и предприятие ООО “Ин-Урал”. Этим предприятиям предоставляются наиболее крупные скидки и отсрочки платежей. Оказываются льготы по уплате тарифа. По отправке пиломатериала за 1998-99 год услугами таможенного брокера “Желдорэкспедиция” воспользовались одни из самых крупных компаний-экспортеров, таких как ООО “Венгроимпорт”, ООО “Агролайн”, ЗАО “Ураллеском” ЗАО “Губернский лес”. Основными импортерами, пользующимися услугами таможенного брокера “Желдорэкспедиция” и создающими максимальный объем импорта являются предприятия ТПК “Бест-трейд” базирующееся на ввозе растительного масла из Венгрии и Украины и ЗАО Концерн “КАЛИНА” - поставки осуществляются из Германии, Австрии, Словении. Ввозится сырье для приготовления зубных паст и ароматических средств. Фирма “Ростеп - Урал” основной объем импорта осуществляется из Норвегии (морепродукты), Прибалтики. Все эти предприятия являются постоянными клиентами “Желдорэкспедиции” пользующиеся скидками и льготами в обслуживании. ГУП “Желдорэкспедиция” позволяет более полно охватить запросы клиентов и предоставить широкий спектр транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Не смотря на то, что “Желдорэкспедиция” является, генеральным и единственным экспедитором Свердловской железной дороги на рынке транспортно-экспедиторских услуг существуют предприятия конкуренты такие как: ЗАО “Урал Рейл”, АО “Петра”, ЗАО “Уралвнештранс”, ООО “Транс ТЭО”, ЗАО “Транзит”. Анализируя их деятельность можно увидеть слабые и сильные стороны предприятий конкурентов которые показаны в таблице:
Анализ деятельности конкурентов Предприятия конкуренты Сильные стороны Слабые стороны ЗАО “Урал Рейл”
Частный капитал – упрощает использование денежных средств. Скидки на железнодорожный транспорт до 30 % Отсутствие квалифицированных кадров
АО “Петра”
Отсутствие контроля и обеспечения подачи вагонов под погрузку. Тяжелое финансовое положение ЗАО “Уралвнештранс” Большой объем постоянных клиентов за счет качества обслуживания. Возможность льготных страховок груза. Высокие цены на обслуживание и экспедирование
ООО “Транс ТЭО”
Высокое качество обслуживания. Имеется своя погрузочно-разгрузочная площадка. Узкий круг операций и ограниченное количество клиентов
ЗАО “Транзит” Высокое качество обслуживания при отправке груза на Север. Отправка только в одном направлении
Таможенный брокер “Желдорэкспедиция” помимо всего прочего предоставляет заказчику ряд гарантий, таких как помощь в определении наиболее выгодных маршрутов следования грузов, в зависимости от того, каких результатов хочет добиться заказчик, занимаясь перевозками; консультации по вопросам транспортировки грузов и помощь в оформлении необходимых документов. Работа с таможенным брокером позволит участникам внешнеэкономической деятельности добиться стабильного успеха. Учитывая дальнейшее развитие “Желдорэкспедиции”, его филиалов, видна реальная возможность дальнейшего увеличения объемов деятельности экспедиторской структуры. На мой взгляд, этот вид бизнеса помогает клиенту получить полный комплекс услуг, чувствовать себя уверенно в условиях рыночной экономики. 2. 2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия “Желдорэкспедиция” Основными результатами деятельности предприятия являются выручка, затраты и, собственно, прибыль, как разница между выручкой и затратами, которая является источником пополнения средств предприятия, завершающим и начальным этапом нового витка производственного процесса. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как правило, осуществляется в рамках финансового анализа, основной целью которого является обеспечение руководства фирмы соответствующей информацией для принятия решений по управлению финансовыми ресурсами предприятия. К основным его задачам относятся: оценка имущественного положения, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия; оценка финансовой динамики предприятия. Одним из важнейших документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, является баланс. Результаты его анализа во многом способствуют получению объективной оценки финансового состояния предприятия. Актив отражает инвестиции, или привлечение капитала, пассив - финансирование, или источник капитала. На основании данных баланса может быть дана комплексная оценка финансового состояния предприятия. Без соответствующего обеспечения учетно-аналитической финансовой информацией невозможно принятие оптимальных управленческих решений в финансовой сфере. По данным бухгалтерского баланса ГУП “Желдорэкспедиция” за 1999 год можно сделать вывод, что предприятие имеет хорошее финансовое состояние, так как в основном собственные основные и оборотные средства финансируются за счет собственных источников средств, без привлечения заемных. Судить о финансово-хозяйственном состоянии предприятия можно также по структуре и составу имущества данного хозяйствующего субъекта. Из общей суммы имущества предприятия выделяют: оборотные (денежные средства в расчетах, расходы будущих периодов и т. д. ) и внеоборотные (здания, оборудование, сооружения и т. д. ) средства. Оборотные средства отличаются от внеоборотных тем, что жизненный цикл их, как правило, не превышает одного года, а для многих, равен производственному циклу это, прежде всего, производственные запасы, расходы будущих периодов, средства в расчетах и временно свободные денежные средства. Для общей характеристики состояния имущества “Желдорэкспедиции” проанализируем его структуру в динамике (приложение 9). Стоимость имущества уменьшилась за год на 0, 1 %. В составе имущества доля внеоборотных средств увеличилась, а доля оборотных фондов уменьшилась, это объясняется тем, что предприятие приобрело новое оборудование (краны, погрузочные машины, контейнеры), построило новый офис, для чего была изъята часть средств из оборота. Если посмотреть на эту ситуацию поверхностно, можно сказать, что финансовое состояние предприятия ухудшилось, так как здания, оборудование и сооружения приносят прибыль на каждый вложенный в них рубль гораздо медленнее, чем, например, денежные средства. Однако, в конкретном случае произошла модернизация оборудования, что существенно ускоряет производственный процесс, и, соответственно, ускоряет получение отдачи от денежных средств в расчетах, что говорит об увеличении ликвидности предприятия. С переходом к рыночной экономике, все более существенной характеристикой имущественного положения предприятия становится величина его чистых активов, то есть стоимость имущества, свободная от долгов различным кредиторам, такого как уставный капитал, оборудование, здания, нераспределенная прибыль. Другая интерпретация чистых активов - это активы, принадлежащие собственникам. Анализ чистых активов приведен в приложении 10. В целом чистые активы предприятия за 1999 год увеличились на 3, 1 %, хотя в общей структуре имущества предприятия чистые мобильные активы предприятия снизились на 4, 5 % вследствие увеличения доли внеоборотных активов в структуре имущества при одновременном снижении доли оборотных активов предприятия. Рост чистых активов положительно сказывается на финансовой устойчивости, он говорит о снижении зависимости предприятия от внешних инвесторов, т. е. об увеличении его рентабельности. При анализе, проводимом для выяснения финансового состояния, большое внимание уделяется определению ликвидности предприятия. Ликвидность – это способность оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Ликвидными считаются денежные средства, товары отгруженные, дебиторская задолженность, при высокой концентрации этих средств в общем имущества предприятия, предприятие считается ликвидным, т. е. продав некоторую часть своих средств оно может рассчитаться со всеми своими кредиторами. Общая схема анализа ликвидных активов включает изучение динамики состава и структуры активов в разрезе отдельных статей. Анализ состояния ликвидных активов ГУП “Желдорэкспедиция” за 1999 год представлен в приложении 11. На конец 1999 года произошел прирост по ликвидным активам ГУП “Желдорэкспедиция”. На первый взгляд это положительно характеризует финансовое состояние предприятия, однако рост ликвидности произошел за счет увеличения средств в расчетах, то есть дебиторской задолженности с 2204, 5 тыс. рублей до 2819, 8 тыс. рублей, а числящиеся на балансе несвоевременно оплаченные платежные документы свидетельствуют о нарушении финансовых взаимоотношений контрагентов. Поэтому следует улучшить работу по взаиморасчетам с заказчиками и предотвратить несвоевременность платежей. В практике финансового анализа существует система показателей, характеризующих состояние источников средств и их структуру. К их числу относятся следующие: 1. Коэффициент автономии (финансовой независимости):
Кн = Собственный капитал/Итог баланса * 100 % 2. Коэффициент концентрации привлеченного капитала Ккк = Привлеченный капитал / Итог баланса * 100 %
3. Доля краткосрочных кредитов и займов в заемных средствах К кр=Краткосрочные кредиты и займы / Все заемные средства *100% 4. Доля расчетов с кредиторами в общей величине заемных средств К кз = Кредиторская задолженность / Все заемные средства * 100 % 5. Коэффициент мобильности собственных средств определяет долю собственных оборотных средств в общей величине источников собственных средств: Км = Собственные оборотные средства / собственный капитал предприятия. Оценка источников средств ГУП “Желдорэкспедиция” за 1999 год представлена в приложении 12. За 1999 год собственный капитал предприятия уменьшился на 1, 6 тыс. рублей, привлеченный капитал уменьшился на 11, 4 тыс. рублей. В то же время возросла кредиторская задолженность предприятия. Это отрицательно отражается на состоянии предприятия, но коэффициент автономии находится в допустимых пределах т. е. в настоящее время предприятие все же не зависит от внешних кредиторов и относительно благополучно. Об этом же свидетельствует неизменный за 1999 г. коэффициент концентрации привлеченного капитала, то есть за анализируемый год у предприятия не возникло необходимости привлекать больше заемных средств, чем привлекалось на начало периода, следовательно финансовое положение предприятия стабильно. Коэффициент мобильности собственных оборотных средств находится в допустимых пределах, хотя за 1999 год он уменьшился на 11, 0 %. В целом, основываясь на показателях анализа, можно утверждать, что структура источников средств находится в удовлетворительном состоянии. В условиях рынка одним из главных значений для характеристики финансового положения является его финансовая устойчивость. Она оценивается по системе относительных показателей, рассчитываемых по данным пассива баланса и отражающих структуру капитала. Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансовых активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать. Анализ финансовой устойчивости предприятия охватывает следующие аспекты: 1. Анализ структуры источников средств и их использование 2. Анализ наличия собственных оборотных средств и оценка их достаточности для формирования оборотных активов. Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится всеми внешними и внутренними пользователями бухгалтерской отчетности. Основными показателями, характеризующими структуру капитала, являются следующие: Коэффициент финансовой независимости, то есть доля собственного капитала в общем капитале предприятия. Кн = Собственный капитал /Итог баланса * 100% Коэффициент финансовой зависимости – обратный показатель Кз = 100 – Кн Коэффициент соотношения собственных и заемных средств называют также коэффициентом финансовой устойчивости. Он рассчитывается по формуле: Кфу = Общая сумма обязательств/Собственные средства Коэффициент мобильности собственных источников средств показывает, какая часть собственного капитала направляется предприятием на формирование оборотного капитала, то есть на поддержание непрерывности производственного процесса, и определяется по формуле: Км = Собственные оборотные средства / Собственный капитал предприятия Наличие собственных оборотных средств должно покрывать необходимость предприятия в создании запасов и затрат, поэтому определяют обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, прежде всего, рассчитывают долю покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами (коэффициент обеспеченности материальных запасов - Ко) по формуле: Ко = Собственные оборотные средства/Запасы и затраты * 100%. Оценка финансовой устойчивости ГУП “Желдорэкспедиция” за 1999 год дана в приложении 13. За анализируемый год практически все коэффициенты находились в рекомендуемых пределах, что положительно характеризует состояние предприятия, однако наметилась тенденция их приближения к критическим значениям, а значит руководству предприятия необходимо вовремя предпринять меры по улучшения финансовой устойчивости. Платежеспособность предприятия является определяющим моментом при принятии решения о сотрудничестве и кредитовании. Она определяется наличием необходимых платежных средств для своевременных расчетов с поставщиками, рабочими и служащими по заработной плате, финансовыми органами, налоговой системой, банками, по платежным и другим обязательствам перед контрагентами. Платежеспособными средствами для покрытия краткосрочных обязательств являются текущие активы (денежные средства, дебиторская задолженность), и для обеспечения ликвидности возникает необходимость в течении короткого времени превратить оборотные активы в денежную наличность. Одним из способов оценки ликвидности предприятия является перегруппировка средств предприятия по скорости из реализуемости (ликвидности), и обязательств по степени их срочности (погашаемости). Средства предприятия подразделяются на: Быстрореализуемые - это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; Средней скорости реализации - дебиторская задолженность и прочие оборотные средства; Медленно реализуемые - запасы и затраты; Труднореализуемые - основные средства и прочие внеоборотные активы. Обязательства предприятия подразделяются на: наиболее срочные обязательства, срок оплаты которых наступает в текущем месяце; обязательства со сроком погашения до одного года; долгосрочные обязательства со сроком погашения более одного года; источники собственных средств (собственный капитал). В практике аналитической работы наиболее широкое применение имеет оценка ликвидности по системе финансовых коэффициентов, построенных на использовании классификации средств по степени ликвидности и обязательств по степени срочности. Как правило, рассчитывают три важнейших показателя ликвидности: Коэффициент абсолютной ликвидности определяют как отношение легкореализуемых средств к текущим обязательствам Наиболее мобильная часть всех оборотных средств - это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Они всегда готовы к платежу, на их основе рассчитывается и проверяется абсолютная ликвидность предприятия. Коэффициент критической оценки или промежуточный (уточненный) коэффициент ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам: Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств должна покрываться за счет ликвидных активов. 3 Коэффициент текущей ликвидности - это обобщающий показатель, который определяется как отношение всех оборотных средств к текущим обязательствам: В общем случае коэффициент текущей ликвидности означает сколько раз можно покрыть краткосрочные обязательства, если ликвидировать все мобильные активы. К числу критериев для оценки ликвидности можно отнести и показатель собственного оборотного капитала или, как его еще называют, работающего капитала. Он определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами предприятия. Предприятие ликвидно до тех пор, пока текущие активы превышают текущие пассивы, иными словами, пока оно обладает собственным оборотным капиталом. При этом минимальная величина собственного оборотного капитала должна быть не меньше величины краткосрочных обязательств. Оценка ликвидности ГУП “Желдорэкспедиция” за 1999 год представлена в приложении 14. По данным таблицы коэффициент абсолютной ликвидности = 0, что не соответствует нормативному значению, то есть предприятие не способно погасить свои срочные обязательства за счет денежных средств и других краткосрочных финансовых вложений. По данным таблицы следует вывод, что предприятие можно считать условно ликвидным при условии активного погашения дебиторской задолженности, замедляющей оборачиваемость средств и снижающей коэффициенты ликвидности до уровня ниже нормативного. В финансовые результаты “Желдорэкспедиции” свой вклад вносит и организованный в ее структуре отдел таможенных услуг, т. е. таможенный брокер. Как показано в приложении 15, каждый из четырех декларантов, работающих в отделе, за год увеличил объемы прибыли, приносимой предприятию. Этот рост обусловлен тем, что предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, которые ранее пользовались услугами декларантов, числящихся в штате, или прибегали к услугам других таможенных брокеров, стали обращаться за помощью в декларировании и прохождении таможенных процедур к декларантам таможенного брокера “Желдорэкспедиция”. Произошло это потому, что данное предприятие обладает значительным преимуществом перед конкурентами, а именно: имеет собственный склад временного хранения, что значительно снижает стоимость услуг по размещению груза на период таможенного оформления. Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что в 1999 году финансовое состояние предприятия “Желдорэкспедиция” было относительно устойчиво. Несмотря на близкие к критическим показатели, предприятию удалось сохранить стабильность и даже достичь некоторого роста. В течение года наблюдался прирост чистых активов, говорящий о том, что предприятие имеет надежную базу для привлечения инвестиций. Кроме того, произошел прирост ликвидных активов, и, несмотря на то, что обусловлено это, отчасти увеличением дебиторской задолженности, этот факт так же свидетельствует об увеличении ликвидности предприятия. В основном, обязательства предприятия обеспечиваются за счет собственных средств, о чем говорит коэффициент автономии, значение которого находится в допустимых пределах, но привлекает внимание рост кредиторской задолженности в течение анализируемого периода, что ослабляет финансовую устойчивость предприятия. Не следует упускать из внимания и наличие задолженности по отгруженным товарам и услугам, говорящей о нарушении финансовых взаимоотношений с контрагентами, наличие дебиторской задолженности тормозит развитие предприятия, так как средства, которые могли бы быть использованы для получения прибыли изъяты из оборота. Кроме того, настораживает уровень коэффициента текущей ликвидности, который ниже нормативного значения, чтобы не оказаться в кризисном состоянии предприятию необходимо разработать меры по повышению ликвидности. Для укрепления своего финансового состояния предприятию, в первую очередь, необходимо разработать меры по устранению дебиторской задолженности и по ускорению оборачиваемости оборотных средств. 2. 3 Проблемы и перспективы деятельности таможенных брокеров Деятельность современных таможенных брокеров должна, в скором будущем, произвести своего рода революцию на рынке таможенных услуг. На смену тысячам старых декларантов придут лишь несколько сотен новых брокерских структур. На первоначальном этапе в некоторых районах может даже возникнуть некий вакуум, когда не брокер ищет для себя клиентов, а клиенты сами становятся в очередь к брокеру. Однако такой вакуум достаточно быстро заполнится, поскольку многие солидные предпринимательские структуры в принципе готовы получить лицензии, даже с учетом больших финансовых затрат. Главная же проблема заключается в том, что старые декларанты, так называемые “черные брокеры”, не спешат сдавать свои позиции. Возникает противоестественная конкуренция, в которой легальные брокеры пока проигрывают. Преимущество действующих уже фактически нелегально декларантов на договорной основе заключается в том, что хотя они и перекладывают всю ответственность за свои действия на лицо, перемещающее товары, при этом их услуги стоят значительно дешевле. Национальная ассоциация таможенных брокеров, представляя интересы легальных предпринимательских структур в сфере таможенного дела, даже направляла обращение на имя председателя Государственного Таможенного Комитета РФ с просьбой принять самые жесткие административные меры, в том числе и правоохранительного характера, направленные на “отсечение” от таможенного оформления “черных брокеров”. ГТК России, также понимая необходимость наведения строгого порядка в сфере брокерских услуг, издал ряд правовых актов по данному вопросу. В распоряжении ГТК России от 17. 08. 99 № 01-14/994 “Об упорядочении работы таможенного органа с декларантами товаров и транспортных средств” [6 Таможенный вестник. 1999. № 20. ] содержится предписание таможенным органам при приеме ГТД и иных документов устанавливать и фиксировать сведения о физических лицах – представителях декларанта, об их полномочиях по таможенному оформлению, а также определять существующие между такими лицами и организацией, ввозящей-вывозящей товары, отношения трудового или гражданско-правового характера. Дело в том, что помимо таможенных брокеров полномочиями по декларированию товаров, несомненно, обладает и сама организация, перемещающая товары и транспортные средства через таможенную границу, в связи с чем, представители “черных брокеров” стали выдавать себя за сотрудников таких организаций. Приказом ГТК России от 1 октября 1999 г. № 665 “О мерах по упорядочению деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу” [7 Таможенный вестник. 1999. № 21. ] предусмотрено:
Страницы: 1, 2, 3
|
|