|
Экономика переходного периода в России - (курсовая)
p>С этой макроэкономической ситуацией страна вступила в 1993 год. Экономическое положение в России в 1993 году оставалось сложным. ВВП по сравнению с предыдущим 1992 годом сократился на 11%, промышленное производство на 17%, капиталовложения на 12-15%. Высок уровень инфляции достигавший в отдельные месяцы почти 30%. Все это усугублялось продолжающими функционировать неэффективными производствами. Сырье и материалы продолжали потребляться в значительных количествах при сокращении объемов выпуска готовой продукции. Практически не снижается энергоемкость производства. Относительная стабилизация за счет смягчения кредитно-денежной политики, отсутствие резких изменений ценовых ориентиров при накопленном предприятиями опыте коллективной защиты ( в виде лоббирования ) от проводимой государством политике, практическое бездействие Закона о банкротствах - все это никоим образом не способствовало структурным, прогрессивным преобразованиям в экономике. Спад производства несет характер медленного приспособления к структуре платежеспособного спроса. Сохраняются негативные тенденции в сфере гос. финансов. Расходы продолжают увеличиваться, тогда как доходы продолжают сокращаться.Предприятия продолжают увеличивать доходность за счет увеличения цен, а не за счет модернизации производства. Как следствие к этому преобладает инфляция издержек. Продолжает оставаться острой проблема сокрытия доходов. По НДС недоимка составила 593 млрд. рублей по налогу на прибыль 574 млрд. В 1993 году сохраняется рост оптовых цен предприятий производителей по сравнению с потребительскими ценами. Однако это опережение носило не столь существенный характер. Рост цен на основные потребительские товары происходит меньшими темпами чем в 1992 году. При этом следует отметить что цены на продовольственные товары росли медленнее чем на непродовольственные товары и услуги. На фоне продолжающегося снижения общего объема производства товаров и услуг в меньшей степени сокращается производство товаров народного потребления, растет их импорт из стран дальнего и ближнего зарубежъя. Благодаря этому в целом уровень жизни в 1993 году перестал падать. Увеличилось потребление основных продуктов питания, выросла покупательная способность населения. Возросшие в сравнении с 1992 годом финансовые возможности населения все в большей степени способствовали ориентации производителей и импортеров товара на удовлетворение платежеспособного спроса. В течении 1993 года продолжился рост насыщенности торговой сети товарами народного потребления. В целом процессы происходившие на потребительском рынке дали возможность оптимистически смотреть на ситуацию в будущем году. Однако для 1993 года характерен и ряд негативных моментов. Сбалансированность рынка потребительских товаров была достигнута за счет увеличения цен, а не за счет увеличения товарного предложения. В условиях высокой инфляции население не заинтересовано в накоплении денежных средств и поэтому большая часть активов расходуется на текущее потребление. Противоречивая ситуация сложилась на рынке труда. На фоне относительно низкого уровня официально зарегистрированных безработных ( 0, 85% в целом по России ), происходило нарастание скрытой безработицы которая проявлялась в виде неполной занятости, неоплачиваемых отпусков и т. п. Центром экономической конъюнктуры размеры скрытой безработицы оцениваются в 7-9 млн. человек т. е. 8-11% от всего трудоспособного населения России. В развитии внешнеэкономических связей в 1993 году сохраняется ряд серьезных проблем. Не удалось создать действующую систему валютного контроля. Продолжалась утечка капитала и вывоз сырья за границу по демпинговым ценам. Много проблем создает отсутствие таможни со странами ближнего зарубежья. Отсутствие таковой приводит дополнительной утечке материальных ресурсов ( в том году, по моему, Эстония сама не производившая ни грамма меди вырвалась на первое место в Европе по ее экспорту). В условиях нестабильности денежно-финансовой и политической ситуации в стране средства в значительной мере использовались для трансферных операций в форме депозитов в иностранных банках. Таким образом несмотря на значительное положительное сальдо экспорта-импорта в 24, 3 млрд. долларов в России существовал определенный недостаток в валютных средствах для поддержки необходимой инвестиционной перестройки, стабилизации курса рубля и погашения внутреннего долга. Вместе с тем предпринятые правительством и Ц. Б. шаги на достижение стабилизации в сфере денежного обращения создали более благоприятную экономическую ситуацию в России по сравнению с 1992 годом. Отмена с 1 октября льготных кредитов, сочетание мер по изменению системы обязательной продажи валюты ( только через биржу ) привели к резкому улучшению позиций российского рубля и стабилизации его курса. Настойчивые действия правительства и Ц. Б. привели к тому что в конце года инфляция снизилась до 12% в месяц. Итак в 1993 году происходят такие позитивные изменения как: 1) Наметилась тенденция к восстановлению потребительского рынка. Расширилось товарное предложение. Физический объем предложения товаров и услуг растет на 1% ежемесячно. 2) Номинальные доходы населения начали опережать рост потребительских цен. В результате денежные доходы населения увеличились на 7%. 3) Выросло по сравнению с предыдущим годом потребление продуктов питания. 4) Значительные изменения произошли во внешней торговле. При некотором снижении объемов импорта, экспорт напротив несколько вырос что позволило добиться прироста сальдо внешней торговли. Валютные счета предприятий в 1993 году составили около 13 млрд. долларов. В том же году начало приватизации открыло доселе неизвестный бывшему советскому человеку фондовый рынок. Страна реально переходит к рыночным отношениям. Формируются структуры новой экономики России. Одно из главных достижений в реформировании экономики России - приватизация гос. имущества. Но ее другое значение в коренном изменении всей социально-экономической структуры народного хозяйства России. Действию официальных механизмов приватизации сопутствуют скрытые, глубинные процессы, в результате которых формируются новые общественные силы, разрешаются некоторые старые и появляются новые социальные противоречия. Рассмотрим для чего была нужна приватизация. Одной из главных задач которую власти пытались решить с помощью приватизации была создание в стране собственника. Как следствие должен был сформироваться средний класс на который впоследствии можно было опереться при проведении дальнейших реформ. Также очень большие надежды возлагались на инвестиции которые должен был привести в экономику новый хозяин. Государство к тому моменту абсолютно не могло инвестировать из-за недостатка ресурсов. Инвестиции должны были должным образом воздействовать на структурную перестройку экономику, на материальное перевооружение и увеличение эффективности производства. К сожалению многие планы не сбылись.
Последствия приватизации таковы:
1) Превращение руководителей предприятий из руководителей "де-факто" в хозяина "де-юре". При этом а) В большинстве коллективов происходит резкий скачок уровня устойчивости руководителя. б) В ряде случаев сторонний инвестор захватывает власть и убирает прежнего руководителя.
в) Уровень устойчивости руководителя не меняется.
2) Формирование фондового рынка в России, тем самым обеспечивающего ряд необходимых факторов для успешного проведения приватизации путем акционирования. Косвенное значение - формирование механизма переливания капитала. 3) Социально-экономическое расслоение и его закрепление. Первоначально существовавшая в России гипотеза о создании "среднего класса" в процессе приватизации себя не оправдала. Поляризация общества на богатых и бедных продолжается. 4) Но главное в процессе приватизации не это. Главное заключается в том что первоначальный раздел собственности именуемый приватизацией все-таки, ни смотря ни на что, произошел. Наиболее значимым событием 1994 года оказалось успешное завершение к концу июня первого, чекового этапа приватизаци. Доля занятых на промышленных предприятиях негосударственного сектора экономики заметно возросла и по некоторым оценкам составила более 50%. Вместе с тем главным достижением ваучерной приватизации стала как ни странно именно ее осуществление в условиях России 1992-1994 года. Эффективное перераспределение собственности, привлечение инвестиций, структурная перестройка производства, изменение характера менеджмента остаются главными задачами второго - денежного этапа приватизации. В развитии социально-экономической ситуации в 1994 году можно четко выделить 2 основных периода. Первый охватывает время с января по август, когда основные черты макроэкономической ситуации определялись тенденциями, сложившимися, в последнем квартале 1993 года. Наблюдалось постепенное снижение темпов инфляции, а падение валютного курса приобрело черты стабильности и предсказуемости. Повышение процентных ставок до реально положительного уровня в конце 1993 года способствовало началу роста сбережений населения и предприятий. К концу лета было отмечено нарастание импорта зарубежных портфельных инвестиций, появились первые признаки стабилизации промышленного производства. В сентябре наступил перелом. Его начало было отмечено ускорением темпов инфляции, валютной паникой завершившейся крахом рубля в "черный вторник" 11 сентября. Ускорение темпов инфляции вновь отбросило реальные процентные ставки к отрицательным величинам, что вновь снизило активность населения к накоплениям и остановило процесс сбережения. История совершила свой круг и новый 1995 год Россия встречает практически с теми-же проблемами, что стояли перед ней за 2 года до этого - зимой 1993 года + война в Чечне которая тяжелейшим бременем легла на российскую экономику. Когда происходят такие радикальные политические и экономические изменения в обществе, движение к рынку ускоряется и становится необратимым. Командная экономика прекращает свое существование в одних странах сразу - в других постепенно. Бюрократическое распределение товаров и ресурсов заменяется свободными коммерческими контрактами между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Развивается конкуренция, и появляется новая форма хозяйственных отношений - малое и среднее предпринимательство . Именно об этом наиболее ярком явлении переходной экономики России я бы и хотел поговорить.
Глава 4
Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям: -фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности; -управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; -фирма является независимой ( не представляет собой часть крупного предприятия). Границы между малым средним и крупным предпринимательством довольно раслывчаты (см таблицу ? 3) В российской экономике переходного периода еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия располагая 3. 4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1. 01. 1997 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8. 9 млн. человек , а с учетом вторичной занятости - 13. 8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посреднеческая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве. В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80% , то 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995г. произошло уже снижение их числа на 2. 2%. Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП, я считаю необходимым рассмотреть некоторые страницы их “новейшей истории”. Становление российского малого предпринимательства пришлось на переходный период как в экономической, так и политической истории России. За последние 10 лет оно уже прошло три этапа и находится накануне, вхождения в новый , четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-г. Огромные льготы всех видов , в том числе и за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к “ золотому веку” малого предпринимательства. Действительно происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Изнанкой “золотого века” было , однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства накапливаемые в малом предпринимательстве методом “доразграбления” госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий , всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. Однако нельзя не заметить, что “золотой век” малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко- унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий , регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата. Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии. Шоковая либерализация российской экономики привела к тому , что многие важные сферы жизнедеятельности страны оказались под угрозой деградации ( См. таблицу 2 ). Этот год характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2. 1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны к обесцениванию сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. Приведу некоторый пример. Я живу в городе Жуковский- в центре авиационной наки и техники. В городе существуют три крупных авиационных научно исследовательских института : ЦАГИ, ЛИИ, НИИП, на их базе существуют различные конструкторские бюро (им. Ильюшина, им. Сухого и т. п. )
Таблица 2 Показатели Пороговое значение Реально в России 1. Экономические Падение ВВП по отношению к базовому уровню % Уровень продовольственной зависимости (доля потре бляемого импорта продукта питания) % Ассигнования на науку, в % к ВВП 2. Социальные Отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных Количество преступлений на 100 тыс. населения Уровень депопуляции ( количество рожденных к количеству умерших) Количество психических патологий на 100 тыс. населения в ед. 3. Политические Уровень легитимности режима ( доля граждан не доверяющих центральным органам власти , %) 30 -40 30-35 2 10: 1 5 50: 50 284 40 свыше 50 50 0, 32 15: 1 6 50: 63 280 60-65
Начиная с 1990 г. на базе огромных производственных мощностей этих институтов стали появляется малые предприятия, состоящие из 1 -3-х человек. Основная задача этих МП сводилась и сводится к поиску заказов для предприятий, по большей мере эти заказы не связаны с авиацией, а если и относятся к ней, то в основном это разработки для Индии, Египта, Китая, тоесть для стран дальнего зарубежья. В общем в сфере науки число малых предприятий возросло в 3. 4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось 3. 1 раза. Затем следуют материально -техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2. 9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования(2. 8 раза). В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сферах материального производства. По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и продуктивного развития экономики страны и, в частности, для малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное , правда , не означает , что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое . Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение . Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерилезация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговля внутри страны создали благоприятные условия для торговой деятельности . Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаром, хотя и не очень качественных ( типа продукции китайского производства ) , но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя . Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращало их в капиталы средних размеров . Более того мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества , группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей , так и потребителей с высоким уровнем доходов . Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины , владельцы и работники которых нередко начинали с “ челночной ” деятельности. К позитивной роли посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей . Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европпы и пр. ) полная “закупорка” ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле деятельности для малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет огромных капиталовложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутреконцептуальных связей в российской экономике переходного периода. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей. Рывок малого предпринимательства в сторону торгово-посреднеческой деятельности стал закономерной реакцией не налоговый прессинг, введеный правительством. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70% -90% дохода малых предприятий. При это правительство и не рассчитывало на то, что кто либо будет сразу платить налоги в полной мере. Предпринимателя тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открыли большие возможности для ухода от налогов. В целом ситуация 1992 года может быть охарактеризована общепринятым термином “грюндерство”. Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планирование , что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочитании с развалом, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома. Иллюстрацией к вышесказанному может послужить массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную ”лучшую жизнь”( в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом. Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спад инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течении многих предшествовавших десятилетий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным сотрудникам надежду на самостоятельный выход из тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и 80-е годы. Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднеческой деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо деверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий, этап качественных изменений в динамике и структуре МП, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство а большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ним в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992 -1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов , то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющимся вокруг средней заработной платы по стране. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприяти оказываются первой жертвой таких поглощений Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков, возникли крупные, хорошо оформленные, торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции с крупными и средними фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению числа малых предприятий. Но я думаю, что в дальнейшем в связи со складывающимися хозяйственными отношениями во время переходной экономики новые крупные и средние предприятия будут активно стимулировать создание новых МП. На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий созданных еще по законам СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационную форму, а прекратившие свою деятельность - просто ликвидировались. Поскольку величина, числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации реально не работающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 г. в связи с введением в хозяйственную практику нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части, малые предприятия, имеющие форму товариществ ( а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным данным Госкомстата РФ, что более трети зарегистрированных МП либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и следовательно официальная ликвидация должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в Росси. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действовало чуть более половины зарегистрированных МП ( по данным Госкомстата), перерегистрация на данный момент уже внесла определенные коррективы в региональную структуру малого предпринимательства страны. Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1997 г. официальная безработица оставалась на уровне 3%-5% экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих ( пусть даже на “полуживых” предприятиях), пока он действует, создает социально- психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в малом бизнесе. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж и подсобных работ. Мне кажется, что как только правительство России не на словах, а на деле пойдет не банкротства многочисленных нерентабельных предприятий, рост безработицы вызовет новую волну увеличения числа МП. Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства, кстати, на мой взгляд характерная и неотъемлемая черта российского малого бизнеса и российского бизнеса вообще в переходный период. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Рассмотрим данное “ненормативное” явление в российском бизнесе. Вымогательства, угрозы - насущная проблема малых предприятий и их руководителей, практически каждую неделю в средствах массовой информации мелькает информация о покушении на того или иного бизнесмена. Известно, что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем. Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 год было убито 94 руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам. По данным Госкомстата, свыше 1/4 руководителей МП (26. 2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57. 1%) читают это нередким явлением, и только 16. 7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют. В 1993 г. 3/4 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен. Отчасти это связано с тем, что заданный четыре года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме , сужал проблему группового и организованного насилия. В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное изменение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые и крупные предприятия вынуждены искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три категории организаций: представители официальных правоохранительных органов (на коммерческой основе), официально зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, криминальные группировки, занимающиеся обеспечением так называемых “крыш”. В результате бизнесмены регулярно оплачивают услуги “своих” охранников и не платят “чужим”. Спектр силовых методов достаточно широк . Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение “братков” обходится в половину возвращенной суммы, официальные агентства берут от 15 до 40%. (Полянский А. “Выше “крыши”” - Эксперт, 1996, с 20) Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами . Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров. При отсутствии действенного законодательного и судебного регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль глуха, зарвавшихся возвращают в нормативные рамки более грубым и примитивным способом. И зона силовых методов судя по всему продолжает расширяться. Думаю стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого предпринимательства Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства. Криминал -одна из актуальных проблем российских предпринимателей, но есть и другие не менее важные: взяточничество и бюрократизм, невыполнение деловых обязательств, острая проблема финансирования и т. п. Рассмотрим некоторые из них. К “силовым методам”, только иного рода относится вымогательство со стороны чиновников. Проблемы бюрократизма обычно характеризуются высоким рейтингом среди наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители МП. Известно, что чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации - со всем этим предприниматель вынужден сталкиваться, еще не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают проверки по поводу и без повода. Представители властей не раз доказывали свою возможность разрушить любое предприятие, причем в кратчайшие сроки. Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы существуют в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50) наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы законодательных норм. Речь идет о “добровольно- обязательных” отчисления на разного рода муниципальные нужды. Власти обладают достаточно мощными “рычагами” для того, чтобы заставить предпринимателя стать “благотворителем”. И действия их, по сути своей незаконные, - в данном случае принимают вполне законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде взяток. Причем суммы взяток в настоящий момент достигли таких размеров, что даже в самом фантастичном сне не могли присниться советскому чиновнику. В современной России взятка помогает получит доступ к более дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части легальных платежей и избежать “благотворительных” сборов. Многое говорится об отсутствии деловой обязанности у новых русских предпринимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий заключенных договоров. Порой за ними скрывается хитрое мошенничество, порой элементарная неорганизованность. Сказываются конечно и обстоятельства независимые от роли нарушителя. Насколько распространенными эти явления кажутся самим предпринимателям? Сталкиваться с нарушением обязательств приходится большинству представителей малого бизнеса, более половины которых (52%) считают это нередким явлением, а, по мнению 41. 2% руководителей, такие нарушения встречаются часто. Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18% и 19% соответственно 1995 г. ). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-18. 7% и -5. 6%). В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0. 8%. Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной существующим законам. Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1996 г. в 4 раза причем в промышленности - в 7. 4 раза. Можно констатировать, что в 1995-96 гг. проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным снижением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП стали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике. Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания ( хотя пока и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирование сети бизнес-парков, налаживание эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также местными органами власти. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнедеятельности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности 1996 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах. Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех его уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнес, стимулирование его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно расширение научной и инновационной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Заключение
Непоследовательность проведения экономических реформ в России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ ( а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2, 8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес. Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал на ноги. Люди занятые в сферах малого бизнеса имеют неплохой доход зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить характерное изменение отношений производитель - потребитель. Наиболее яркий и примитивный пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к покупателю “продавщиц”, пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание которых порой бывает даже навязчивым. Во многом именно малому бизнесу в России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое главное качественные товары. Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”, ”спекулянтов”, “теневой” экономики, до относительно независимого малого предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее время малое предпринимательство в России становится все более похожим на европейский малый бизнес, как эталон “нормального”, цивилизованного предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем: криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств, бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т. д. Какие же существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому предпринимательству в России требуется более серьезная государственная поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату. В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых обязательств. Сегодня российское малое предпринимательство вступает в четвертый этап своего развития, и будем надеяться, что в скором времени оно будет соответствовать самым высоким стандартам рыночного предпринимательства.
Список использованной литературы Журналы: “Экономика и жизнь” №№ 1, 2, 3, 6, 7, 12 за 1996 г. “Экономика и жизнь” №№ 3, 4 за 1997 г. “Эксперт” № 4 за 1996 г. Книги: “Экономика переходного периода” учебник для ВУЗов 1996 г. “Тайны овального зала Кремля” Д. Валовой "Правда" 1991. “Неиспользованный шанс” Л. Абалкин "Политиздат" 1991. “Программа углубления экономических реформ в России” “Республика” 1992. Рецензия Дата сдачи: Руководитель Таблица 4
Вариант качественного определения размера фирмы по Х. Велу (1980 г. )
Малый бизнес Малый - средний бизнес Средний - крупный бизнес Крупный бизнес Цели Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно
Корректируются рынком и специальной стратегией, изобретательно Доминирование на рынке систематически и стратегичнски
Менеджмент Личный, авторитарный, прямой Личный, консультации сключевыми партнерами, специалистами
Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструкткра, консультационнная структура
Продукт Нет планирования, нет маркетинговых исследований Краткосрочное планирование без маркетинговых исслендований
Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несестиматические маркетинговые исследования Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования Персонал Личные отношения “босс - сотрудник” по принципу “большая семья”, высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет СТК Личные отношения “наниматель - коллектив сотрудникков”, некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, не СТК Отношения сотрудничества, организационная “ Среда”, некоторая степень вовлеченности, усиление влияния профсоюзов, совет трудового крллектива Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности ( только у топ- менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК
Финансы Семья, банк Семья, банк Семья, банк, акции Банк, акции
Страницы: 1, 2
|
|