Экзаменационные вопросы по экономической истории России - (шпаргалка)
p>Первый съезд советов СССР. 30 декабря 1922 делегации республик в Москве подписали договор об образовании СССР. Вечером 30 декабря открылся первый съезд советов СССР. С докладом выступил Сталин и по итогам доклада съезд утвердил декларацию и договор, избрал Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) - высший орган власти в перерывах между съездами и президиум ЦИКа, а также 4 председателей: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нориманов от ЗСФР. Первая конституция СССР. 31 января 1924 2 съезд советов окончательно утвердил конституцию СССР. Основные положения: добровольность вхождения, право выхода, доступ в СССР существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам, право республик на любые законы, территория республик не может быть изменена без ее согласия, конституция утверждала единое союзное гражданство, ЦИК утверждался как двухпалатный орган: союзный совет и совет национальностей.Значение образования СССР. СССР продемонстрировал способность наций с совместному историческому государственному творчеству. Вывод: СССР - федеративное гос-во с тенденцией к унитарному. Федерация: форма госустройства, при которой входящие в состаув гос-ва -федеральные единицы имеют собственную конституцию, законодательные и исполнительные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы, единое гражданство, единые деньги и т. д. Унитарное гос-во: форма госустройства, которая не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы.
Перестройка в СССР: 1987-1991 годы.
1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился в декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части: 1985-87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка.
Ускорение: 1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.
2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель совмина - Рыжков. 3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка) 4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости страны, сползание экономики к кризису. 5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т. д. ) 6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. 7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986). Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин. 1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. 2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии. 3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный)Ю о 12 пятилетке забыли.
4). Начало перестройки в области экономики (87-89).
Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988). Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).
5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)
Экономический кризис продолжает разрастаться Ювырабатывается новая цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 днейЮпоэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост национального дохода 4. 4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989)Ютребование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991 новая волна забастовок. В авангарде опять шахтерыЮтребование отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа. 6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т. е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам. 7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе обществаЮвозраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Юодобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили. 8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991Юк концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул.
Билет 19 Оформление тоталитарной системы в 20-30-е годы. Распад СССР. Создание СНГ.
Конституция 1936 года. Идеологи и руководители страны в середине 30-х годов сделали вывод, что социализм в СССР в основном построен, социализм победил в экономике, в сфере общественных отношений, враждебные классы были ликвидированы. Основу общественных отношений составили рабочий класс и служащие (36%), колхозное крестьянство (58%) и интеллигенция (6%). Оформились социалистические нации и стала складываться новая общность - советский народ. Подготовка и обсуждение проекта конституции. В 1935 7 съезд советов образовал комиссию по подготовке проекта конституции (один из авторов - Бухарин). Проект был вынесен на всенародное обсуждение. В комиссию поступило около 2 млн. поправок. Принятие конституции. 8 съезд советов создает редакционную комиссию: Жданов, Калинин, Сталин, Микоян, Орджоникидзе, Косиор. 5 декабря 1936 года конституция была принята. Основные положения: СССР - гос-во рабочих и крестьян. Власть в нем принадлежит трудящимся, экономическую основу составляет социалистическая собственность в двух формах: государственная и колхозно-кооперативная, утверждена руководящая роль партии, главный принцип: от каждого по способности, каждому по труду; число союзных республик было увеличено до 11-ти, созданы новые органы власти: двух палатный верховный совет СССР, а в перерывах между его сессиями действовал президиум верховного совета; СНК- остался высшим исполнительным и распорядительным органом; утверждено всеобщее равенство, демократические свободы и их гарантии. Перестройка системы гос. органов. В 1937 состоялись выборы в верховый совет . в 1938 - первая сессия верховного совета СССР, на которой был избран президиум ВС и его председатель -Калинин. Положения конституции и реальность. Права человека и демократические принципы, которые декларировались в конституции, в реальности не соблюдались.
Распад СССР. СНГ: перспективы развития А. Предпосылки распада СССР: Вот факторы, носящие общепризнанный характер:
1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".
2) Разрушение советской системы - резкое оcлабление центра 3) Распад КПСС
4). Обострение межнаицональных отношений. Национальные конфликты подорвали гос. единство, став одной из причин разрушения союзной государственности. Факторы, наличие и роль который являются предметом дискуссий: 1) Подрывная деятельность иностранных спецслужб и "пятой колонны" внутри страны. 2) Республиканский сепаратизм и политическая амбтициозность местных лидеров 3) Общеисторические процессы - "все империи однажды ждет распад" - но был ли СССР империей в привычном смысле слова - это еще вопрос. Динамика ослабления центра: Совета оттеснили партию на обчину политической жизни, президент не допустил монополии советов, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул Б. Распад КПСС , цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии.
а) конец 89-90 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий б) 90 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС)
в) 90-91 гг. - многопартийность. В январе 1991 в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, байкотировать референдум 17 марта и распустить СССР. В. Ослабление власти советов - следующий этап ослбаления центра (материал в билете 18) Г. Национальные конфликты, " разбегание" республик, парад суверенитетов а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах) б) 1988 - начало армяно-азебайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур. в) 1990 - республики принимают Декларацию о суверенитете ( в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР. Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе г) Тбилиси - сент. 1989, Баку - янв. 1990, Вильнюс и Рига - янв. 1991, Москва август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (89-90 гг) : Фергана, Андижан, Душанбе, Ош. Д. Новоогоревский процесс (по названию резиденции Горбачева) 1) 90-91 гг. - Обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства) Дискуссии по проблемам: сильный центр - сильные республики, или наоборот. 2) 17 марта 1991 Всесоюзные референдум: 76, 4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР. 3) Новый проект обновленного СССР - ССГ (содружество суверенных государств конфедерация с сохранением президентской власти)
Е. События 19-21 августа 1991 года ("Слово к народу")
1) Август 91 Горбачев в Фаросе, на 20 августа намечено подписание нового Союзного договора 2) 18 августа Ряд высших должностных лиц предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение ЧП на территории всей страны. Прездиент отказывается. 3) 19 августа - ГКЧП берет в свои руки всю полноту власти (Янаев, Павлов, Пуго, Язов, Стародубцев и др) В обращении к стране говорили о сохранении Союза и социалистических завоеваний народа.
В Москву вводятся войска
4) 19-20 августа. ГКЧП бездействует. Ельцын организует сопростивление. 5) Арест ГКЧП, Горбачев в Москве. Причины нерешительности ГКЧП, характер "обороны" Белого Дома, роль Горбачева в событиях остаются предметом дискуссий. Ж. Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991) 1) 5 съезд народных депутатов (5 сент 91) объявляет о переходном периоде и сдает свои полномочия Госсовету СССР (высшие должностные лица республик) и Верховному Совету. 2) 9 сент. - Госсовет официально признает независимость Прибалтийских государств. 3) Попытки возобносить Ноогоревский процесс - 8 республик решились подписать новый союзный договор республик. Процесс затягивается 4) 8 декабря - Беловежское соглашение (Ельцын, Кравчук, Шушкевич) : СССР прекращает существование, Россия, Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5) 21 декабря Алма-Атинская встреча лидерорв 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)
6) Горбачев сложил свои полномочия.
7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.
З. СНГ: перспективы развития
1) За период существования СНГ подписано несколько сот документов. Вначале они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена и так далее. Затем был подписан Договор о коллективной безопаности стран челнов СНГ (подписали только 6 из 11 стран) . Руководители страны проводят регулярные встречи. Но интеграционный процесс сталкивается с определенными трудностями.
2) Основные проблемы СНГ.
а) проблема экономического собза: в 1993 распалась единая рублевая зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи. б) Проблема новых границ
в) Проблема соотечественников за рубежом
г) проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова)
д) гуманитарные проблемы (языковые и другие)
е) российско-украинские отношения: проблема ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т д) 3) Перспективы СНГ: " Тенденция к существенной углублению интеграции государств-членов СНГ при полном уважении суверенитета, принципов доброворльности и взаимной выгоды, уверенно преобладает теперь над тенденцией к "разбеганию" (Послание президента РФ к Федеральному собранию, РГ, 27. 09. 96)
4) Последние шаги по укреплению СНГ
- Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизии и РФ об углублении интеграции в экономической и гуманитраной областях (29 марта 199-? ) (глава межгосударственного совета "четверки" - Лукашенко)
- Договор между Белоруссий и Россией от 2 апреля 1996 (об образовании сообщества суверенных республик) Билет 20 Проведение индустриализации в СССР Индустриализация: 1926(29)-1940
1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. 2). Предпосылкииндустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческуюЮ необходимость индустриализации. 3). Необходимость индустриализации. экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая- без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь. 4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта. 5). Цели, методы, источники, сроки и сценарий индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: Внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных Методы: Гос. инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методыЮ планомерный характер индустриализации. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост пр-ти планировался 20% в год. Сценарий: опора на частный капитал и внешние связи (традиционный метод), сбалансированное развитие с/х и пр-ти (слишком долгие сроки), командно-административные методы за счет внутренних источников (был осуществлен) 6). Начало индустриализации. Декабрь 1925 - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. 1925 - закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 -начало практического осуществления индустриализации. В пр-ть вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2. 5 раза больше, чем в 25 году. В 1926-28 крупная пр-ть выросла в 2 раза, а валовая пр-ть достигла 132% от 1913. 7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломкиЮ поиск виновных.
8). Довоенные пятилетки
пятилетка - пятилетний план экономического и социалистического развития СССР. Всего 12 пятилеток. Последняя 86-90.
- 1932 - 1 пятилетка - 1937 - 2 пятилетка - 3 пятилетка
основные направления хоз. деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции 20%, главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке (урало-кузнецкий производственный комплекс), создание новых отраслей пр-ти, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированной рабочей силы и ЭТР. Кадры решают все. Председатель госплана - Куйбышев, председатель ВСНК - Орджоникидзе. 1930 -покончено с безработицей. 1 пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. 1929-1930 удельный вес пр-ти превысил объем с/х. С 1930 начинают создаваться отраслевые наркоматы с учетом усложнения задач по управлению промышленностью. 4. Главные новостройки первых пятилеток. Днепрогаз - самая мощная ЭС в Европе; Сталинградский и челябинский тракторные заводы; криворожский, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты; Уралмаш, Турсиб, московский и горьковский автозаводы; московский и горьковский станкостроительные заводы; беломор канал, канал москва-волга. 5. Трудовой энтузиазм и героизм. Роль и значение моральных факторов были велики. Соцсоревнования ДИП (догони и перегони капитализм). Движение“пятилетку в 4 года”, “стахановское движение” (Стаханов - забойщик). 9). Итоги и значение индустриализации. Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промпредприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная, валовая продукция пр-ти возросла в 6. 5 раз, в том числе группа А в 10 раз, по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения в стране). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции, индустриализация существенно повлияла на благосостояние советского народа. Значение: индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную, индустриализация продемонстрировала мобилизационные возможности социализма и неисчерпаемые возможности России.
Билет 21 Коллективизация в СССР. 1928 -1937. Внешняя политика РФ в 90-ые годы.
1). Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хоз-ва крупными обобществленными с/х производителями. Мелкие и частные хоз-ва заменяются крупными. 2). Ленин и коллективизацияЛенинский план кооперации предусматривал постепенность и поэтапность, т. е. движение от простейших форм кооперации к более сложным. Кооперация - сотрудничество, объединение усилий. Коллективизация - высший этап кооперации, который Ленин относил к проблемному будущему. Считать Ленина автором коллективизации некорректно. 3). Предпосылки коллективизации. Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России (крестьянская поземельная община ) и коллективизация и в какой мере строительство социализма предполагает коллективизацию. 4). Экономические предпосылки: с/х в 1925 - размер посевов почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее кол-во хозяйств - 24 млн. крестьянских хоз-в (основная масса середняки - 61%). 1926 -27 посевные площади на 10% превосходят довоенные. Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее кол-во хоз-в 25 млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). Базы: ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28 перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах карточек. Причины кризиса: низкая производительность, низкая товарность, хлебные стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов, жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискация, репрессии, раскулачивание. 4). Политические предпосылки. Связаны с волевым решением советского руководства - оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в сложившейся ситуации и ставит задачу обеспечения госконтроля над с/х и тем самым решается проблема бесперебойного поступления средств на индустриализацию. Попутно деревня становится социалистической и с/х принимает современные формы. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста и статистика Немчинова. Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927). Началу коллективизации предшествовала подготовка к ней. Она состояла: в технической помощи селу (тракторы), в создании МТС, в развитии кооперации, в финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в помощи рабочего класса. Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает крайней степени). Коллективизация и внутрипартийная борьба (правая оппозиция). Год великого перелома 1929. Статья Сталина, которая стала идеологическим обоснованием форсированной коллективизации: “В колхоз пошли середняки, значит можно начинать форсирование коллективизации. В 1929-1930 приняты ряд постановлений ЦК. ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса. Меры против кулаков: против активных противников советской власти - карательные меры, против кулаков 2 категории - выселение в отдаленные районы, против 3 категории - получали землю за пределами колхозного массива. Критерии разделения кулаков и подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне). Раскулачено около 1 млн. хоз-в. Перегибыв коллективизации: принуждение к вступлению в колхоз, необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой скота (уничтожена 1/2 поголовья), массовый выход крестьян из колхоза. 2 марта 1930 - статья Сталина“Головокружение от успехов”- осуждает перегибы. 14 марта 1930 - постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении - началось преодоление перегибов и как следствие резкое сокращение числа колхозов. Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год. К концу 1932 года в колхозах и совхозах состояло 60% хоз-в - сплошная коллективизация в основном была завершена. Голод 1932-33 причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности в связи с реорганизацией села и отсталой технической базой, рост заготовок (в города и на экспорт), голод властью использовался как урок непокорным. В начале 30-х в СССР был принят закон, предусматривающий десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. География голода - Украина, Юж Урал, Сев Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода- 3-4 млн человек. Завершение коллективизации. В 1932 была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 созданы политические отделы и МТС. В 1934 - было 280 тыс. тракторов. 1935 - отменена карточная система. 1937 - колхозам вручены госакты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хоз-в состояло в колхозах и совхозах. “Коллективизация - вторая октябрьская революция”. Сталин. Итоги коллективизации: негативные - сокращение с/х пр-ва, коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание), большие людские потери - 7-8 млн (голод, раскулачивание, переселение). Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства, создание условий для модернизации аграрного сектора. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии ВОВ. Обеспечение средств для индустриализации. Проблемные - колхоз - уникальная форма хозяйствования.
Внешняя политика РФ в 90-ые годы
Отношения с ближним и дальним зарубежьем (до конца 95 года министр иностранных дел - Козырев, сейчас - Примаков). Распад ССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее и дальнее зарубежье
ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
А. Общая характеристка внешней политики Россия - правопреемник СССР. Она унаследовала место Советского союза в ООН и СБСЕ, однако сложнейшие внутренние процессы, военное и экономическое ослабление России не могли не сказаться на международном положении нашей страны. "Медленно формировались новые внешнеполитические интересы России. Не всегда удавалось точно сбалансировать все факторы, были запаздывания, отклонения от утвержденных основ внешней политики, разница между провозглашенным курсом и реальным исполнением. "(Послание Президента РФ Федеральному Собранию 27. 02. 96). Объективные моменты дополнялись субъективными. Выдвинутая Козыревым идея стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала подчиненную роль Москвы в вопросах мировой политики. В обмен на согласие России быть меньшим братом Америки, от Вашингтона ожидалось содействие в деле финансовой помощи, притоки инвестиций и технологической модернизации. В результате Россия потеряла старых союзников, но не обрела новых. Прозападный курс Козырева не оправдал себя: надежды на Америку оказались тщетными.
Б. Россия и Запад
1) Общая характеристика отношений Отношения развиваются довольно динамично. Происходят регулярные встречи на высшем уровне, Россия принимает участие во встречах "большой семерки". Однако, Запад иногда пытается игнорировать, а то и противодействовать законным интересам России. Наибольшее беспокойство РФ вызывает стремление НАТО к расширению на восток. 2) Россия и США. Январь1993 - в Москве подписан договор ОСНВ-2 (ОСНВ-1 подписан Горбачевым в 19991, ратифицирован Верховным советом в 1992) Россия не спешит ратифицировать ОСНВ-2, т. к. по мнению ряда специалистов этот договор ущемляет оборонные интересы России и выгоден прежде всего США (в силу особой структуры американских ВС). В настоящее время между РФ и США сохраняются устойчивые отношения. Хотя и заметно значительное взаимное разочарование. 3) Россия и Западная Европа. Отношения РФ и Зап Европы постоянно укрепляются. РФ принята в Совет Европы. Но со стороны Запада предпринимались попытки противодействовать российским интересам в ходе югославского кризиса, в вопрсах баланса обычных вооружений и др Г. Россия и страны Восточной Европы. Ориентация восточноевропейских стран на Запад практически ничего не дала им в экономическом плане. В настоящее время страны Восточной Европы активно претендуют на членство в НАТО. Это не не беспокоить Россию. Во время недавней встречи с президентом Польши Квасьневским, Ельцин твердо заявил, что РФ не приемлет такого курса.
Д. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
1)Россия и Китай подготовили уникальное соглашение о мерах доверия и военной разрядки вдоль границ (из Послания Президента)
2) Россия и япония. По-прежнему сохраняется проблема Курил
3)Россия и Индия. 1993-визит Ельцина в Дели, где он лично обещал индийскому премьеру выполнить условия контракта по продаже Индии криогенных двигателей (с помощью Козырева Вашингтону удалось убедить Москву пересмотреть решение) 4) Россия и Иран. 1994-95 - Россия наотрез отказалась аннулировать сделку о продаже ирану атомных реакторов. Е. ИТОГ: Главный результат внешней политики - для России нет реальной военной угрозы. БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (страны СНГ и другие бывшие сов. республики). СНГ - 11 государств -- 15 республик минус 3 прибалтийские и Грузия 1) Общая характеристика отношений. Россия - самое мощное из новых государств, возникших на постсоветском пространстве. С ближним зарубежьем ее связывают исторические, политические, экономические и др связи. В ближнем зарубежье проживает 25 млн русских. Для многих стран Россия по- прежнему остается экономическим донором. Основные цели РФ в ближнем зарубежье следующие: обеспечение территориальной целостности и независимости России, предотвращение доминирования иных держав на территориии бывшего СССР, бесприпятственный доступ к стратегическим ресурсам (Разумеется на справедливой основе), предотвращение локальных войн и конфликтов, защита интересов соотечественников. 2)Отношения с прибалтийскими странами Носят не простой характер. Их осложняют территориальные, экономические политические и гуманитарные проблемы. Россия выступает против дискриминации своих соотечественников в прибалтийских государствах (особенно Эстонии), не приемлет попыток этих государств стать членами НАТО 3) Росси и Грузия Политические, экономические, духовные и исторические интересы во многом совпадают. Россия оказывает Грузии максимально возможную помощь в урегулировании грузино-абхазского конфликта 4) Россия и члены СНГ(более подробно билет 23). главное звено: российско-украинские отношения, которые осложняются проблемой Крыма, Черноморского флота и рядом политических факторов (Севастополь, ядерное оружие, отношение к НАТО)
-Россия и Белоруссия -Россия и Таджикистан Билет 22 1.
2. Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку. Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку. А. Необходимость реформ: экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и боджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами. Б. Цели реформ: формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России. В. Основные направления реформ: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности. Г. Законодательна база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности. Д. Ход реформ: 1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др. 2. Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки. 3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) рецепты оздоровления экономики ...... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам. 4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России , родившиеся до сентября 1992 года. Цель: компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации ( сделать всех собственниками средств производства). Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации этап денежной приватизации, введенной указом президента. 5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер. 6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано. 7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента. 8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам Ж. Предварительные итоги экономических реформирований. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не удалось 1. Цель первая- эффективная экономика и ответственный собственник: падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50 процентов (причем, машиностроение - 70 проц. , ВПК - 90). По данным Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года реформ на 64%. Физический объем ВВП России по итогам 1993 13, 6 % от ВВП США. (1990 - 23%) . В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55 месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний долг. В начале 1992 он составлял 64, 3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120 млрд $ (РГ, 16. 05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций. 40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно незначительны: 0, 02 - 0, 04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики, вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и контрольное управление при президенте. 2. Цель вторая- формирование среднего класса. Социальная структура российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев, уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50 тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6 миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений. 3. Третья цель - благполучие народа и процветание России. - численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За последние три года - на 52 тысячи. С 1995 года продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет ( мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая численность безработных - 5, 7 млн. человек. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 36, 6 млн. чел. По уровню питания мы перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ (указ N 608). ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|