|
Финансы Украины - (шпаргалка)
Финансы Украины - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
1. Предмет, содержание и задачи курса.
Предмет - изучение объективн. закономерностей движения ден. ср-тв в общ-ве в процессе распред. и перераспред. СОП и НД. Курс состоит из блоков: 1) понятие ф-сов и упр-ие ими (ф-сы как эк. категория, использование ф-ов в усл-ях рын. хоз-ия, фин. мех-зм и фин. политика, упр-ие ф-сами У-ны). 2) гос. ф-сы (сущность ГБ, стр-ра его дох. и расх. части, динамика этой стр-ры, факторы, влияющие на стр-ру ГБ, дефицит ГБ, местные финансы, проблемы их форм-ия и исп-ия). 3) децентрализ ф-сы или ф-сы предпр-й. 4)Фин. рынки У-ны (фондовый, валютный, кредитный, страховой). 5) Ф-сы и цен-ие в У-не. Осн. задачей курса явл. изучение теор. вопросов ф-сов, рассмотрение фин. политики и фин. мех-зма, влияющего на развитие обществ. пр-ва и овладение практич. навыками в области бюдж. планир-я и бюдж. рег-ия, анализов бюдж. процессов, оценки эф-сти исп-ия ОФ и об. ср-тв, методика расчета некот. видов налогов. Курс “Ф-сы” носит собират. хар-ер. Это выраж. в том, что в данном курсе рассматриваются принцип. позиции по др. важнейшим фин. дисциплинам: ”Бюджет и бюдж. сис-ма У-ны”, “Ф-сы предпр-й”, “РЦБ”, “Инвест-ие”, “Страх-ие”, “Ден. обр. и кредит”, “Налоги и налогоообл-ие”. Методологич. основой курса явл. “Эк. теория”. Курс “Ф-сы” связан с статистич. дисц-нами : ОТС, СЭС, ст-ка ф-сов, кот. дают возможность проанализировать наиболее общие явления и разработать прогнозы относит. тех или иных фин. процессов
№4. Фин система Украины.
Функцион-ие фин-ов обесп-ся с помощью фин с-мы Укр - это совокупность фин отношений, сущ-их в рамках конкретной общественно-эк формации (в узком смысле система фин учреждений гос-ва). Более полно фин система - это совокупность взаимных сфер и звеньев фин отн-ий, присущих им централиз и децентр фондов ден ср-тв и аппарата управл-ия ими. Фин с-ма включ след объекты фин отнош-й: СОП, НД, госдоходы, прибыль, фонды пп. Субъекты фин отн-ий - гос-во, пп-я (произв, коммерч пп-я, страховые банковские структуры, бюдж организ-ии. В соотв с этим в общей совокупности выдел-ся след подсистемы фин системы: фин-ы гос-ва, пп-й, населения. В соотв с общей природой эк-х с-м выделяют обычно 2 типа фин с-мы. 1. демократического централизма, присущий админкоммандной экон. На первый план выдвигается не столько демократический характер, сколько ее коммандный характер. 2 тип. организ фин. с-мы наз-ся фискальным федерализмом. По такому типу построены фин. с-мы развитых индустриальных стран, в них гос. бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (в США), земель (в Германии) и т. д.
2. Роль фин-ов в воспроиз-ве СОП и НД.
В сфере хозяйст-ия благодаря фин-ам, являющ-ся инструм-ом стоимостн распр-ия обществ продукта, обеспеч-ся удовлетв постоянного меняющихся воспроизв потребн-ей. Фин-ы позвол приспособить пропорции пр-ва к нуждам потребления. Первоначально пропорции распр-ия стоимости общест продукта отражают структуру отн-ий пр-во - выручка, кот делятся пропорционально лимитам стоимости, отраж условия пр-ва товаров. Однако распредел-ая таким образом выручка не соответст потребностям изменяющегося общес пр-ва, что вызыв-ся необходи-мостью в ее распр-ии. Развитие общест потребностей приводит к изменению состава и структуры ден фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйст-ия. Если рассматр процесс воспр-ва в динамике, то он предст собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов, сост из четырех последоват стадий: пр-во, распр-ие, обмен и потребление. Каждый следующий цикл воспр-ва возможен лишь после того как созданная в пр-ве и реализованная в процессе обмена стоимость будет распределена или перераспределена, в рез-те чего будут созданы целевые и ден фонды, кот явл-ся основой удовлетворения разнообр потребностей. В ходе распр-ия созд-ся условия (предпосылки) для будущего удовлетв-ия потребн-ей, при чем происходит это в стоимост форме. Первонач сферой возникнов фин отнош явл процессы распр-ия стоимости общес продукта на составл элементы C+V+M и происходит образование различных форм ден доходов и накоплений. Фин-ы - это система эк отн-ий, складывающихся в обществе в проц распр-ия и перераспр-ия СОП и НД и реализуемых при форм-ии многообр ден фондов. Дальнейш рспр-ие ст-ти м/у субъектами хоз-я также происх. на основе фин-ов. Это перераспр-ие сопровожд такими процессами как уплата налогов, формир фондов инвестир. и кап. вложений. , фонд. соц защиты населения, фондов мат. стимулирования работников общ. пр-ва и ряда других фондов, посредством этих процессов осущ. перераспр. обществ. продукта и НД по всем звеньям общ. пр-ва и субъектам хоз-я.
3. Сущность и назначение фин-ов.
Как категория фин-ы имеют историч характер. Они возникли в усл товарно-ден отнош-ий, т. е. на конкретном этапе историч развития общества под влиянием потреб-ей и функцион назначения гос-ва. Фин-ы в переводе с латыни- платеж или доход. Впервые со значением ден платеж финансы стали широко исп-ся в 13-15 веках в Италии. Далее этот термин получил междунар распростр и стал употр-ся как понятие, связ с системой ден отношений, образований ден рес-ов и фондов, мобилизуемых Гос-ом для реализации своих соц, эк и политических и достижения хоз субъектами своих произв-коммерч целей. В литературе встреч различные определения для термина"Финансы". Некот авторы счит, что фин-ы - система эк отнош-ий складывающихся в обществе в проц распр-ия и перераспр-ия СОП и НД и реализуемых при форм-ии многоообр ден фондов. Др экономисты считают, что ф-сы это система ден отнош, возник в об-ществе в процессе форм-ия, распр-ия и использ-ия как централиз, так и децентрализ ден фондов страны. Встреч-ся также другие опред-ия фин-ов. Как науч понятие фин-ы обычно ассоц-ся с теми многочисл процессами, кот характеризуются движением ден ср-в. Вместе с тем движ-ие ден средств еще не раскр сущности фин-ов. Абстрагируясь от многочисл форм, в которых протекают фин процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет, т. е. лежащие в основе фин проц-ов отнош-ия между участниками пром пр-ва. Т. о. фин-ы это эк отн-ия, имеющие объект характер и специфич обществ назначение. Это характериз фин-ы как эк категорию. Фин науки изуч не ресурсы как таковые, а общест отношения и ак сфера эк отношений имеют след обществ назначение: 1) фин отн-ия делают возможным формир-ие целевых ден фондов в руках правит-ва, которые предназнач для выполнения обществ услуг, соц-эк и прочих функций; 2) с пом фин-ов гос-ом регул-ся осн пропорции в развитии общес пр-ва: между произв и непросферами, между фондом накопления и потр-ия, между сферами общес деят-ти и экономики; 3) через фин отн-ия осущ-ся воздействие на развитие фин-ов в низовых структурах общества и укрепления фин положения пп-й; 4)фин отношения явл-ся эк базисом в развитии междунар соц и трудовых отношений, в развитии междунар рынков капитала, труда и раб силы; 5) фин-ы служат также сферой реализ-ии го соц программы, соцзащиты и эк поддержки населения.
5. Осн звенья фин системы Укр.
Наличие разных общес потребностей у субъектов хоз-я и гос-ва приводит к возникн разнообр фин связей. Отличаясь друг от друга они одновременно хар. и некот общими чертами, позволяющими объединить фин отн-ия в отд, сравнительно обособленные группы. По своей природе фин отн-ия явл распр-ми. Это распр-ие ст-ти осущ прежде всего по субъектам, кот формир. ден. фонды целевого назначения. По роли хозяйств субъекта в обществ-м воспроизв. могут быть выделены 3 сферы фин. отн-ий: 1 фин-ы пп-й: а)фин пп, осущ ком. деят, б) фин пп, осущ неком. деят, в)фин общ орган .... 2. страхование а) личное б)имущ в)соц г)ответств.... 3. гос. фин-ы а) ГБ, б) внебюдж фонды в) гос кредит г) фин гос пп. Внутри каждой из назван сфер выдел-ся звенья, каждое звено фин. с-мы в свою очередь подразд на подзвенья в соотв с внутр структурой содерж-ся в нем взаимосв. Напр. в страх деят, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страх. в кач. звеньев выступают: соц. стр-е, имущ стр-е, и т. д. Сферы и звенья фин отн-ий взаимосвяз и образ в совокупности единую фин. сис-му. Термин “Фин. с-ма” употр для обознач по своей сути понятий: 1) совокуп-ть сфер и звеньев фин. отнош, взаимосв м/у собой; 2) сов. фин учр-ий страны, к кот. относ фин. органы и все подразд. гос. налог службы. Фин с-ма предст собой совокупность фин звеньев, призванных обеспеч гос-ву осущ. своих функц. По уровню централ. фин. с-му можно предст. в след виде: Фин с-ма: 1. центр. фин а)ГБ, б)Местн Б в) пенс. фонд г) фонд соц страх д)внебюдж фонды, е) фонд гос. кредита; 2. децентр. фин. а) фин отраслей б) фин. пп в) фин учр. непр. сферы г) фин общ орган. е) фонд Черн ж)фин. насел з) комм кредит. По уровню упр-ия 1. фин. субъектов хоз. а)собств ср-ва б) фин результатов 2. бюдж с-ма а)ГБ б) регион. Б 3. внебюдж. фонды а)гос внеб фонды б) негос внеб фонды 4. фин. непр. сферы а) бюдж фин-ы б) фин рез-т предпр. деят 5. фин. насел а) доходы в сфере мат. пр. б) доходы в немат сфере. 6. внешнегос фин обяз а) кредиты и помощь б) оплата по кред и долгам. 7. фин. инфрастр. а) законнод. уст обесп. б) с-ма фин. учрежд в) Науч-тех и правов. обесп. Каждую из привед структур можно разраб более детально. Расм-ая их, можно выделить осн звено в каждой из них. Такими ведущ звеньями явл 1. ГБ, как совокупность эк. отн-ий по форм-ию, распр-ию и исп. осн централ фонда страны. 2 по значимости явл. фин-сы пп-й. Фин с-ма тесно связана со стр-рой фин-ов В реальной действительности фин система включает многообр фин институты, кот общество использует с целью обесп-ия кругооборота фин рес-ов.
№6. Структура и состав централиз и децентр фин-ов Фин система может быть представлена в виде двух систем:
1. центр. фин-ы а)ГБ, б)Местн бюджеты в) пенс. фонд г) фонд соц страх д)внебюдж фонды, е) фонд гос. Кредита; ж) фонд госимущества и личного страхования; 2. децентр. фин: а) фин отраслей н/х; б) фин. пп-й; в) фин учр. непр. сферы г) фин общ орган. д) фонд Черн; е) комм кредит; ж) фонды коммерч структур; з) фонды страх компаний; и) гос фонд содействия занятости; к)фин. насел В соотв-ии с внутр структурой содержащихся в различн звеньях фин системы взаимосвязей, каждое звено подразд-ся на подзвенья. Ведущим звеном фин системы выступает госбюджет Укр, кот предст собой собой систему эк отношений, опосредствующих процессы формир-ия, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов, предназнач-ых для удовлетв-ия обществ потребностей. Регулирование фин отн-ий с помощью госбюджета осущ-ся на макроэк уровне. Важнейшим звеном фин системы выступ фин-ы пп-й, кот обеспеч процесс формир-ия и исп-ия доходов первичных произв структур и регулируют распред отнош-ия на уровне микроэкономики. Именно здесь созд-ся СОП и НД, являющиеся объектами дальн фин отн-ий. Функции фин-ов пп-й в усл рын экономики закл-ся в обеспечении фин ресурсами потребностей расшир воспр-ва на основе установления оптимального соотн-ия между средствами, направляемыми на потр-ие или накопление. Фонд госсоцстрахования - это специфич форма эк отн-ий, касающихся распр-ия и исп-ия части НД, направляемой на выплату пенсий, пособий, развитие оздоровит и физич культуры. Гос кредит это сфера ден отношений, возник между гос-ом как заемщиком ден ср-в, с физич и юрид лицами как кредиторами в связи с созданием централиз гос фонда ден рес-ов. Здесь гос-во на возвратных началах мобилизирует ден ср-ва населения, пп-й и орган-ий для удовлетвор общес потребностей. Осн сферы фин подсистемы находятся в тесной взаимосвязи: население и частные хоз-ва представляют пп-ям и гос-ву раб силу, получая в качетсве компенсации за свой труд з/п. В свою очередь гос-во за счет изъятия части доходов пп-й и населения в виде налогов в бюджеты разл уровней предоставляет “Общий товар” (содержание армии, защита окруж среды, обеспеч образования и соц гарантий, здравоохранения), который имеет общегос значение или же предоставл-ся в распоряжение больших соц групп.
№7. Фин-пром группы и их роль в управлении финансами.
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправл воздействия на обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важной областью управленч деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин. фин) посредством приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективн метода из числа имеющихся или создании усл-ий для рац исп-ия применяем методов с целью быстр. решения поставл цели. Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и субъекты упр-ия. Объектом управления явл. различн виды фин. отношений, а субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. Применительно к Укр. выделяются 3 группы объектов управл. : фин-ы пп-я, госуд ф-ы, страховые комп. К субъектам управления относят: фин. службы пп-я, страх органы, фин. органы и налог. инспекции. Субъекты управл функц. в каждом звене и в каждой сфере фин. отношний. Совок. всех орган. стр-р осущ. управление финанс. назыв фин аппаратом. Выдел несколько методов или приемов осущ упр-ия: 1)фин планир 2)операт упр-е 3)фин контроль. В системе гос управления фин-ми ведущ роль отво-ся гос регулир-ию. Его сон целью выступает фин обеспечение эк процссов, позволяющее предотвращать чрезвыч ситуации, связ с угрозой жизнедеят-ти общества в целом; улучшать экологическую обстановку; стабилизировать эк ситуацию в стране; оказывать эк поддержку мало обеспеченным слоям нас-я; стабилиз-ть цены; обеспеч деят-ть эк системы в целом; защищать демократию и др. Реализ-ся госфинуправление через правовую базу, налог с-му, перераспр-ие ден доходов и рес-ов. Управление фин-ми включ в качестве важнейшей составной части упр-ия фин-пром группами, которые предстают как средство реализ-ии селективной структурной политики гос-ва, обеспеч воспроиз-во, накопление, концент-ию, обращение фин, производит-го и товарного капитала, его инвестир-ие в приоирит области промышл-ти, повышения отдачи от инвестицион проектов. Фин-пром группы, как способ интеграции капитала пп-й и фин групп могут иметь различные организ-правовые формы, направления деят-ти, состав участников и структуру упр-ия. С точки зрения форм интегр-ии капитала фин-пром группа может формир-ся как АО, холдинг компания, траст (передача собств-ти в доверит пользование), перекрестное владение акциями (взаимоучастие в капитале), стратег альянс (объед-ие усилий, дающее каждому участнику доступ к совместно выполняемым проектам, программам, базам данных и др. )
№8. Фин менедж-т как с-ма упр-ия
Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Т. о. фин менедж-т включ в себя стратегию и тактику упр-ия. Под стратегией в данном случае поним-ся общее направление и способ использ-ия ср-в для достижения поставл цели. Этому способу соответствует опр набор правил и ограничений при принятии решения. Стратегия позвол сконцентрировать усилия на тех вариантах решения, кот ей не противоречат, отбросив все другие варианты. После достижения поставл цели стратегия прекращ свое сущест-ие. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика это конкр методы и приемы для достиж поставл цели в конкр условиях. Задачей тактики упр-ия явл-ся выбор наиболее оптимального решения и лучших в данной хоз ситуации методов и приемов упр-ия. Фин менедж-т как с-ма упр-ия состоит из 2 подсистем: управляемой и управляющей, или объекта и субъекта упр-ия. Объектом упр-ия в фин менедж-те явл-ся совокупн-ть услвий осущес-ия ден оборота, кругооборота стоимости, движ-ия фин рес-ов и фин отн-ий мкежду хоз субъектами и их подразделениями в хоз процессе. Субъект упр-ия - это спец группа людей, кот посредством различных форм управленч воздействия осущ-ет целенапр воздействие на функцион-ие объекта. Любой объект упр-ия, любой процесс представляет собой систему. Под системой понимается совокупн-ть взаимодейств элементов, составляющих целостное образование. Каждому элементу с-мы присущи разл свойства: элемент системы выполняет только ему присущую функцию, обладает способн-ю взаимодействовать с др элементами и интегрировать с ними. Свойства элементов фин с-мы позвол вывести общее правило фин менедж-та: всегда надо стремиться к фин устойчивости фин с-мы в целом, а не отдельных ее элементов, подсистем.
№10. Прогнозир и планир в фин менедж-те
Фин менеджмент направлен на упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Важная роль в фин менедж-те отводится планированию и прогноз-ию. Планир в фин менеджменте играет сущест роль. Для того, чтобы дать команду, нужно составить задание, программу действия, для чего разраб-ся планы фин меропр-ий, получения доходов, эффективн исп-ия фин рес-ов. Фин планир, как функция упр-ия фин-ми охватывает весь комплекс меропр-ий как по выработке плановых заданий, так и по воплощ их в жизнь. Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий фин состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозир не ставит задачу осущес-ия на практике разработанных прогнозов. Эти прогнозы предст собой предвидение соответств измен-ий. Особ-ю прогноз-ия явл-ся также альтернативность построения фин показателей и параметров, определяющая вариантность развития фин состояния объекта упр-ия на основе наметившихся тенденций. Прогнозир может осущ-ся как на основе экспертной оценки тенденций изменнений, так и на основе прямого предвидения изменений. Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы, выполнения фин планов и т. п. Контроль предполагает анализ фин результатов. Анализ - часть процесса планирования фин-ов. Следовательно фин контроль явл-ся оборотной стороной фин планирования и должен рассматр-ся как его составная часть контроль за выполнением фин плана, за выполн принятых решений. Упр-ие на основе планирования, предвидения и контроля требует выработки у фин менеджера чувства рын механизма и интуиции, а также способности принятия гибких экстренных решений.
№9. Знач и ф-ии фин менедж-та.
Фин менеджмент предназн для упр-ия движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в. Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма. Рассматривая функции фин менедж-та отметим, что они определяют формир-ие структуры упраляющей с-мы. Различ два осн типа фин менедж-та: выполнение функций объекта и субъекта упр-ия. К фуннкциям объекта упр-ия относ-ся: организация ден оборота, снабжение фин средствами и инвестиц инструментами, снабжение осн-ми и обор фондами, орган-ия фин работы и тд. Функции субъекта упр-ия предс собой общий вид деят-ти, выражающей направление осущест-ия воздействия на отношения людей в хоз процессе и в фин работе. Речь идет о таких функциях как планирование, прогнозир, орган-ия, регул-ие, стимул-ие и контроль. Фин планир, как ф-ция упр-ия фин-ми охват весь комплекс меропр-ий как по выработке плановых заданий, так и по воплощ их в жизнь. Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий фин состояния объекта в целом и его различных частей. Функция организации в фин менедж-те сводится к объед-ию людей, совместно реализующих фин програму на базе опр правил и процедур. Регул-ие в фин менедж-те - это воздействие на объект упр-ия, посредством котрого достигается состояние фин устойсивости. Координация в фин менедж-те - согласованность работ всех звеньев с-мы упр-ия и специалистов. Коорд-ия обеспе единство отношений объекта и субъекта упр-ия, аппарата упр-ия и отдельного работника. Посредством стимулирования в фин менедж-те осущ-ся управление распределением мат и духовных ценностей в зависим от кол-ва и качества затраченого кажд работником труда. Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы, выполнения фин планов и т. п. Контроль предполагает анализ фин результатов. Фин менеджмент должен базироваться на знании стандартн приемов упр-ия и на умении быстро и правильно оценить конкр фин ситуацию и при помощи использ-ия ф-ций фин менедж-та найти выход из этой ситуации (возможно, единственный).
№11. Ф-ии фин-ов в обесп обществ воспроиз-ва
Фин-ы явл. инструментом стоимостн распр. ; их специф назначение состоит в том, чтобы распр. и перераспр. ст-ть ВВП, выраженную в ден форме между разными субъектами хоз. и направлениями целевого исп... Сущность ф-ов как категории проявл-ся в конкр функциях фин-ов: 1. Распред-ая. Через эту ф-цию реал обществ назначение фин-ов - обесп-ие каждого субъекта хоз. необход. ему фин. ресурсами, исп. в форме ден. фондов спец. целевого назнач. Объектами действия этой ф-ции выступают ст-ть СОП и НД. С пом распред. функции осущ. 1. первичное распр-ие СОП на c+v+m на ст-ть возникающих ср-в пр-ва с, v, m. После первичн распр-ия СОП и в частности перераспр-ия вновь созданной ст-ти. Такое перераспр. происх за счет взымания налогов идуших в центр. ден фонды НД=m’+m+v, где m’идет в гос. бюджет, m остается на пп v - частично перераспр за счет под. налога, часть идет в гос и местн бюдж. Кроме того за счет фин-ов осущ. перераспр-ие ден ср-в м/у различн отраслями эк-и (произв и непроизв); внутри этих отраслей также осущ территор распр-ие фин рес-ов. Речь идет о бюдж ассигнованиях, выделяемых в слаборазв. экон районы. Через фин-ы осущ возд. на все без исключ сферы общ. пр-ва. Сюда относится возмещ стоим-и потр. ср-в пр-ва и образование доходов и фондов в различн формах. Распред ф-ия фин-ов заключ и в том, что создаваем с пом фин-ов внебюдж. фонды, бюдж. ресурсы, страх фонды позвол устранять отриц последствия, возник вследствие диспропорций в развит отд отраслей эк-и. Распр ф-ция фин закл и в том, что с ее пом осущ дифференц фин доходов нас-я. В усл рынка дифф наглядно проявл в том, что уже обозначились довольно разл соц группы насел. В этом нюансе проявл-ся и философия и политика фин-ов. Хотя фин-ы и явл-ся элем-ом базиса, они связаны с элементами надстройки с проведением опред политикии гос. 2. Контрольная. Основу контр ф-ции фин сост движение ден рес, происход как в фондовой и во внефондовой формах. Контр ф-ция осущ в проц форм, распр-ия и исп разл видов ден. фондов. Их форм-ие, фин контроль осущ в проц взыман разл видов налогов и налог платежей, мобил-ии др источников доходов, определении налогообл. базы, установление сроков поступлен доходов. При расход-ии фондов фин контроль обесп оценку эфф. исп-ия ср-в, а также их соответсивие целевому назнач-ию, особенно в обл бюджета. Важно отметить, что фин контроль также осущ за пр-ом, распред и потребл СОП и его важнейшего компонента НД, а также за соблюдением конкр пропорций, складыв-ся в проц перераспр-ия НД. Инструментов реализ-ии контр ф-ции выступает фин информ-ия, кот отраж-ся в фин показателях, имеющихся в бухг. , статистич и оперативной отчетности. Хотя фин. показатели явл разновидностью стоимостных показателей, их особенность закл. в том, что им присущ синтетический характер, отражение различных сторон хозяйственной деятельности предпр, орагнизации. С контрольной функцией напрямую связано понятие фин. дисциплины.
№11 (продолжение)
3. Функция обесп. сущ гос-ва ставит своей задачей создание мат. -фин. базы функц. гос-ва, а именно содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательнй и исполнительной власти, правоохранительных и там. органов, налоговых служб, т. е. содержание тех стр-р, без которых не представляется выполнения гос. своих политич, экон и соц. функций. Эта функц. осущ. за счет гос. бюджета, где на эти цели приходится от 6, 5 до 9, 5% в зависимости от того или иного года. Важное значение имеет также фин-ние ВЭД Укр: соедржание за счет бюдж. дипломат. представительтств Украины, взносы в межд. организации , членом которых является Украина и т. д. На этих цели гос-во трати т от 3 до 7% расходов гос. бюдж. 4. Социальная ф-я фин. наибеолееярко проявляется в совр условиях, в период перехода к рын. экон. Сейчас появилась принц. новая группа расходов. гос. бюджета - соц. защита населения, соц. обеспечение. Однако соц. ф-я фин. сводится не только к поддержке малообесп слоев населения, но и к содержанию учреждений непр. сферы.
№31. Контроль за исполнением бюджета и его значение.
Контроль за исполнением бюджета осущ-ся соответственно Верх советом Укр, Верх советом респ Крым, местными советами народных депутатов, которые самостоятельно определяют организацион формы осущест-ия такого контроля. Органами гос исполнит власти и исполнит органами местных советов народных депутатов вместе с органами Минфина Укр осущ-ся контроль за состоянием поступления доходов в соответствующий бюджет, средств внебюдж фондов и правильным использ-ем пп-ми, учрежд-ми и орган-ми выделенных им бюдж ассигнований, средств внебюдж фондов. Органы гос исполнит власти и исполнит органы местных советов народных депутатов высшего уровня осуществл надзор за ходом исполнения бюджета, исходя их требований действующего законодат-ва, решений органов гос исполнит власти высшего уровня, принятых в рамках их компетенции. в случае, если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территор уровня не использ-ся в установл срок или использ-ся не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные ср-ва подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. Минфин Укр несет персональную ответственность перед Верх советом Укр за соблюдение закона “О госбюджете Укр”. Минфин Укр обязан немедленно информировать Верх совет Укр о всех случаях нарушения органами гос исполнит власти исключительного права Верх совета устанавливать налоги и определять законность использ-ия бюдж средств.
№12. Сущность фин политики
В любом цивилиз обществе правит-во использует фин отн-ия для достижения определ целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи фин политика выступает активным орудием воздействия гос-ва как на эк интересы разл-ых слоев нас, так и общества в целом. Сущность фин политики состоит в разработке научно обоснованных концепций развития фин-ов, определнии осн направлений и способов исп-ия фин-ов на длительную перспективу и на текущ период с учетом целей эк и соц политики гос-ва, междунар факторов обществ развития, возможностей увеличения фин рес-ов страны, а также в осуществлении практич действий, направл на достижение конкр целей. Фин политика не представляется без присущих ей противоречий или конфл ситуаций. На гос уровне такое противоречие возник при разработке и построении госбюджета. Ведь для расширенного общес воспроиз-ва необх увеличение хоз расходов, которые ограничены объемом доходов бюджета. Здесь возникает противоречие при форм-ии доходной и расходной статей бюджета, кот проявляется в том, что увеличение расходов регул-ся лимитируемыми объемами налоговых поступлений. Задача успешной фин политики состоит в том, чтобы реально учитывать возникшие противоречия и находить границы и способы их разрешения.
№13. Страт и тактика в фин полит
В завис от длительн периода и характера решаем задач фин политика подразд на фин стратег и тактику. Фин стратегия это долговрем курс фин политики, расчитанный на длит перспективу решения крупномасшт задач, определяемых эк и соц стратегией правит-ва. Здесь прогноз-ся осн тенденции развития фин-ов, опр-ся факторы, оказывающие решающее влияние на это развитие, формир-ся концепции исп-ия фин-в, обосн-ся принципы оранизации фин отн-ий, произв-ся выбор долговрем целей, разраб целей фин программ. Фин тактика связана с решением конкр задач, стоящих на определенном этапе развития общества и реализ-ся путем своевременного изменения фин отношений, маневрирования фин ресурсами, перегруппировкой ден средств. Решающую роль в фин стратегии при преодолении фин-го и эк кризиса в Укр играет бюджетный процесс. Речь идет о том, чтобы в законе “О бюдж системе Укр” более четко выразить отношения между гос-ом и местными бюджетами в части распределения и перераспределения налогов и других платежей.
№14. Цель фин политики в Укр
Целью фин политики явл-ся наиболее полная мобилизация фин рес-ов страны, необх для удовлетв постоянно растущих потребностей общества. Сюда относятся политика инвестирования, развития инновац процессов, поддержание и развитие пр-ва важнейших отраслей промышл-ти и пп-й, политика взаимоотношений пп-й с бюджетом, установление рацион форм изъятия чатис прибыли или дохода в пользу гос-ва или местных органов госуправления. Фин политика носит многовариантн характер. Для принятия конкр решений в части фин стратегии или фин тактики прораб-ся несколько вариантов возможных ситуаций. Затем отбираются наиболее приемлимые из них, проводится гос или научная экспертиза и лишь затем принимается окончат вариант, утвержд прав-ом страны или Верх сов-ом Укр Положения, изложенные в докладах президента, а также исслед-ия ученых, напр на системную структуризацию проблем, позвол выделить след направления фин политики Укр на совр этапе:
- эк стимулирование пр-ва - сдерживание инфляц процессов - ограничен кредитной и ден эмисси - осн напр-ия расход-ия госбюджета - стимулирование бюдж поступл-ий
№15. Эк стим-ие пр-ва как составн часть фин политики на совр этапе Для эк стимулир пр-ва необходимо решить комплекс проблем, в т. ч. укреплять фин положение пп-й, стабилизировать уровень потребления населения, осуществить институционное изменение и др. На уровне антикризисных стратегий наивысший потенциальный вклад в преодолении эк, соц и фин-го кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что более чем на 17% превышает потенциал стратегии сдерживания инфляции. Стратегию стимул-ия пр-ва можно разделить на структурную перестройку, институц изменения в эконономике, укрепл фин положения пп-й, стабилизацию уровня потребления населения, усиление организац форм гос регул-ия экономики. Ощутимое доминирование стратегии эк стим-ия пр-ва обуславл высокую сравнительную важность ее политик. Так, для макроэкон специализ-ии важными политиками стимул-ия пр-ва явл-ся: структурная перестройка (потенциал 17, 3%), институц измен-ия в экономике (потенц 15, 1 %), укрепление фин положения пп-й в Укр(потенц 12, 3%). В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют: целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных изменений и стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также имеет укрепление фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении которого в перспективе будет иметь приватиз-ия гос пп-й. №16. Сдерж инфляц проц как сост часть фин полит на совр этапе В сдерживании инфляц процессов, как страгтегии фин политики, должны быть использованы виды политик, обеспеч регул-ие расходной части бюджета, совершен-ие формир-ия доходной части, стабилиз-ию торгового баланса и валютн курса. На уровне антикризисных стратегий наивысший потенциальный вклад в преодолении эк, соц и фин-го кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что более чем на 17% превышает потенциал стратегии сдерживания инфляции. Но возможности стратегии сдерж инфл-ии полностью не использ-ся (где-то на 27%). Стратегия сдерж инфляции делится на ограничения кредитной и ден эмиссии, регул-ие расходов бюджета, стимул-ие поступлений в госбюджет, стабилиз-ию торгового баланса, стабилиз-ию валютного курса. В наст время наиболее весомый вклад в решение проблемы преодоления фин-эк кризиса обеспеч: структурная перестройка (4, 5%), регул-ие расходов бюджета (4, 2%), а также ограничение кредитной и ден эмиссии (4, 1%). В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют: целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных изменений и стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также имеет укрепление фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении которого в перспективе будет иметь приватиз-ия гос пп-й.
№17 (продолжение)
министерств. На уровне рагиона этим заним фин управл, кот имеет опре стр-ру: Каб. Мин 1. фин. управл автон. городов. а) райотделы. 2. мин. фин. а) фин управл облисп б) горфинотдел в) райфинотдел г)сельск фин отдел. 3. Мин. фин АРК. В рассмотр. стр-ре важнейшее место занимают горфинотделы. Ведущим звеном в с-ме управления явл. Минфин в составе кот. выделяется целый ряд управлений, в т. ч. бюдж. управление кредитами и ЦБ, отдельно выделяется Казначейство, есть управл финанс. соц сферы, науки, управл методологии бухг. учета и отчетности, упр-е нал. службы и др. Гос. нал служба характ значит изменениями, направленными на повышение действенности гос упр-я.
№17. Управление фин-ми в Укр
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важн областью управленч деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин. фин) посредством приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции. Искусство упр-ия сост в выборе наиболее эффект метода из числа имеющихся или создании условий для рац исп-ия применяем методов с целью быстр. решения поставленной цели. Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и субъекты управления. Объектом управления явл. различн виды фин. отнош-ий, а субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. В Укр выдел 3 группы объектов управ: фин-ы пп-я, гос ф-ы, страх комп. К субъектам упр-ия относят: фин. службы пп-я, страх органы, фин. органы и налог. инспекции. Субъекты управл функц. в каждом звене и в каждой сфере фин. отн-ий. Совок. всех орган. стр-р осущ. упр-ие финанс. назыв фин аппаратом. Выделяют несколько методов или приемов осущ упр-ия: 1)фин планир 2)операт упр-е 3)фин контроль. Управл решения в процессе план. приним. на основе анализа фин. информации, кот. должна быть полной и достоверной. Фин. планир - это совок-ть мер по составлению и исполнению форм-ия и исп. ден. ср-в и накоплений. Фин планир пп-я явл сост частью бизнесс-плана и позвол достигать единство м/у произв. и фин. ресурсами, а также вызывать возможности для пополнения фин рес-ов. Планир в масштабах н/х включ в себя прежде всего бюджетное как основное звено фин. планирования. Оперативное управл предст. собой комплекс мер, разработанных на основе опер. анализа фин. ситуаций и достигающих цели получения мах фин. эффекта при мин. затратах с пом. оперативного перераспределения фин. рес. Сущность опер. планирования - это фин. маневриров. Контроль как элемент управления присутств. и в операт планиров и в управл. Фин контроль дает возможным сопоставлять получ фин. рез-ты с планир. и оперативно осущ корректировку фин. решений в каждый конкр момент времени. Различ стратегич и оперативное фин. упр-ие. Стратег. или общее управл. связано с разработками, касающимися прогноз. фин. ср-в в масштабах н/х и их эф-го исп. в макроэк. аспекте. Оперативное - это управл на микроуровне, осущ. всеми подраздел управл фин с-мы. Управление в совр усл-х требует более широкого исп. тех методов, которые сейчас исп. достаточно слабо, напр. метод маневрирования фин. ресрсами, метод широкого исп. фин. рынков, метод прогноз. фин. реш. В соотв с принимаемой Конст общее управл. фин-ми в Укр. возложено на высшие органы гос власти - ВС, аппарат През и правит-во. Операт финуправление осущ фин. аппарат (Минфин), с пом. которого правит, 1. располагает информ. о сост фин дел в том иил ином звене н/х, 2. через этот аппарат осущ работы по планированию, учету, анализу и контролю, по составлению и исполнению фин. планов. Фин управл на предпр. осущ спец. фин. отделами на уровне министерст, также фин. отделми или управлениями этих №18. Бюджет как эк категория в системе стоимостных категорий В системе централиз фин-ов вед роль отводится госбюджету. Бюджет как эк категория предст собой сложную систему соц-эк отношений, развивающихся в обществе в проц формирования, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов, создаваемых на разл уровнях управления н/х и предназначенных для обслуживания общес потребностей. Необходимость форм-ия централиз фондов (госбюджета) обусл прежде всего потребностями, возникающими у гос-ва в связи с выполнением своих эк-их, полит-их, национальных, экологических, внешнеэк-их и др ф-ций. Фин обслуживание произв и непроизв сфер экономики, в создании определ пропорций общес развития, содержание аппарата управления, налоговых, судебных и правоохр органов, нац гвардии предусм выделение необх фин ресурсов. Все перечисленные расходы производятся за счет средств госбюджета. Фин отношения, возникающие у гос-ва с пп-ми, учреждениями и населением в целом наз-ся бюджетными. Им присущ объект характер, т. к. исторически и логически фин средства всегда формир-ся в руках гос-ва для выполнения своих непосредст ф-ций - обеспечения сущест-ия гос-ва. Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они явл-ся элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения и здесь бюджет предст собой философию и идеологию общест развития. Являясь частью фин отн-ий, бюджет имеет те же характеристики, что и фин-ы в целом, но в то же время характеризуется опред особенностями: - бюджет явл-ся особой формой перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл частью НД в руках го-ва; - посредством бюджета осущ-ся перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем сферам экономики; - область бюдж распр-ия занимает центр место в составе гос фин-ов. Как эк категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:
1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД бюджет служит средством перераспр-ия этих категорий;
2) фин-ы, прибыль, налоги, кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет служит результатом распр-мя этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам деятельности и т. д.
№20. Роль бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва
В бюджете страны аккумул-ся знач часть вновь созданной стоимости - НД, распределяемого и используемого в соотв с рын законами общест развития (закона стоимости, спроса и предложения, закона повышающейся ПТ, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-ва и удовлетворения общегос потребностей. В усл рын отношений распр-ие НД произв-ся посредством образования, распр-ия и исп-ия ден доходов и накоплений (гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий, разл коммерческих и фин структур, банков, инвестиционных фондов и населния). Значит часть НД поступает в бюджет путем прямого распр-ия - налогообложений гос, частных и коммерч пп-й. Часть чистого дохода нас-ия перечисл-ся в бюджет в порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для осуществления перестройки структуры общест пр-ва. Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. При переходе к рын отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общест пр--ва и распр-ии НД. Осн направления этих преобразований сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приорит отралях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития экономики в целом. Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны. Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. №21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для осуществления перестройки структуры общест пр-ва. Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся выделение части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын отношений это относится прежде всего к поддержанию государством просвещения и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в структуре перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр органов и т. д.
Поступл ср-в от населения Амортиз отчисления
При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований - сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и в целом. Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны. Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-ия НД. Т. е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми субъектами, кто получает его для использования. №22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва - раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру, образование и переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически связана с расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с расх частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы, содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс потребления раб силы. Т. о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с населения) поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями, сферами общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т. д. Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме:
Трансферные платежи
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|