Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы - (диплом)
p>Второй сферой деятельности инвестиционных банков может стать их участие на рынке слияний и поглощений предприятий путем аккумулирования и продажи крупных пакетов акций.Например, услуги по продаже крупных (контрольных) пакетов могут понадобиться российским финансово-промышленным группам (ФПГ). в период своего бурного роста российский ФПГ (оформление таковыми или являющиеся ими по сути) при покупке новых компаний часто обходились без консультаций инвестиционных банков. Множество приобретений осуществлялось без четкого стратегического плана, компании нередко покупались только потому, что они очень дешевы и для того, “чтобы они были”. В итоге многие ФПГ оказались сильно диверсифицированными. Приобретать компании без четкого плана было несложно, а вот продать их, пытаясь оптимизировать структуру ФПГ, гораздо сложнее. Тут необходимо знание особенностей многих отраслей промышленности, способность правильно оценить компанию, найти покупателя. Вот тут и могут понадобиться российские инвестиционные банки, которые сумели создать достаточно сильные аналитические службы, наладить мониторинг рынков, и которые по роду деятельности имеют представление об эмитентах из многих секторов промышленности. Возвращаясь к обычным операциям на рынке слияний и поглощений, мы должны заметить, что тут российские инвестиционные банки, в случае проявления реального спроса на инвестбанковские услуги, вряд ли смогут составить заметную конкуренцию западным банкам. В таких сферах, как привлечение финансовых ресурсов (в основном на западных рынках), консалтинг по оптимизации структуры бизнеса, защита от недружественных поглощений, западные банки обладают несоизмеримо большим опытом, а главное, они обладают именем на рынке. А на рынке инвестбанковских услуг имя значит крайне много. В данной заметке мы попытались оценить возможности работы российских инвестиционных банков в двух важных сферах инвестиционно-банковской деятельности: андеррайтинге и рынке слияний и поглощений. Но эти услуги не единственные. Они могут предложить своим клиентам новые услуги, которые, в свою очередь, окажут существенное влияние на развитие российских предприятий.
6. Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России 6. 1. Препятствия на пути притока инвестиций
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др. Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скоре двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции– это не более чем “надувательство”, и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику. В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний. По оценкам, за последние годы в Россию вложено всего $15, 7 млрд. иностранных средств, в то время, как только в 1993 году Китай привлек $25 млрд. В 1995 году Россия привлекла меньше иностранных инвестиций, чем маленькая Венгрия. Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется госбюджет. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства. Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств. 6. 2. О некоторых проблемах инвестиционных процессов в России * В конце 80-х –начале 90-х годов разумно было ожидать, что Россия успешно завершит переход к рыночной экономике. У России были следующие предпосылки для благоприятного проведения преобразований: успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и Германии), наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;
огромный внутренний рынок;
целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т. д. ;
урбанизированное, грамотное и обученное население;
подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством; колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров;
огромные природные ресурсы.
---------------------------------------------------------------------- *В данном разделе содержаться выдержки из статьи зам. директора ОАО “Ростсельмаш” доктора экономических наук Т. В. Овчаренко. Журнал “Финансы и кредит” Однако вопреки ожиданиям экономические преобразования в России катастрофически провалились. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что Россия создала модель того, как не следует осуществлять переход к рыночной экономике. В результате такой политики в России ежегодный спад составляет 10-20 % - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11-12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция“съела” сбережения населения и разрушила средний класс –основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-экономической нестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и продовольствия. Что касается капиталовложений в народное хозяйство, то здесь следует сказать, что инвестиционный процесс в России находится в глубоком кризисе, который характеризуется всеобъемлющим сокращением инвестиций. А это граничит уже с настоящей хозяйственной катастрофой в отраслях промышленности вообще, и в сельскохозяйственном машиностроении, в частности. Ситуация здесь в настоящий момент такова, что без серьезной поддержки государства не обойтись, ибо большинство предприятий убыточны или малорентабельны. Не секрет, что сегодня Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно. Вряд ли ошибемся, если скажем, что наша экономика все больше работает на накопление богатства за границей, а внутри страны не находится инвестиций даже для поддержания простого воспроизводства. Причины неудач нам видятся в том, что при переходе к рыночной экономике (Гайдар и его команда) был сделан упор на таких трех китах, как стабилизация, либерализация и приватизация. Первая составляющая этой триады–стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием“шоковой терапии” стали и “великая депрессия”, и “великая инфляция”. Второй компонент –либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками. Третий компонент –приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики–все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная приватизация, проведенная управленцами, породила российских“предпринимателей”, состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентируются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производственной деятельности. Сегодня мы имеем ситуацию, когда объем взаимных обязательств центра и регионов определяется множеством факторов, но только не соображениями экономической эффективности. Необходимо переориентировать денежно-кредитную политику на обслуживание производственной сферы, иначе процесс высасывания денежных ресурсов из регионов в столичные финансовые пирамиды стимулирует на местах дальнейшее замещение рублей денежными суррогатами. Это может закончиться распадом экономического пространства России. Для оживления инвестиционной деятельности в России необходимо создание эффективного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные, перспективные направления развития отраслей народного хозяйства. В развитых странах накоплен опыт позитивного воздействия и стимулирования государством инвестиционных процессов в виде льготного кредитования инвестиций и пониженного налогообложения инвестируемой прибыли, предоставление субсидий за счет бюджета, выделения средств иностранного займа, снижения таможенных пошлин при ввозе сырья и оборудования из-за рубежа и вывозе готовой продукции. Однако реальность сегодняшнего дня обусловлена тем, что процессы характеризующие состояние инвестиционной сферы экономики страны, предопределяют режим воспроизводственных процессов, находящиеся под негативным воздействием таких факторов, как уменьшение эффективности и масштабов всего воспроизводственного процесса, а также сокращение реальных объемов инвестирования. Иначе говоря, процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным для инвесторов. Это обусловлено и отсутствием активной государственной политики, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики. Преодоление дезинтеграции экономики и предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы требует активных и адекватных усилий государства. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в подъем производственных инвестиций. Рядом ученых и специалистов предлагаются конкретные механизмы решения этой задачи посредством институтов развития и системы инвестиционных счетов, соответствующего регулирования рынка ценных бумаг, активного использования государственных гарантий. Тогда можно думать о неинфляционных возможностях восстановления нормальной денежной массы и преодоления кризиса неплатежей. В настоящее время именно структурная перестройка экономики России с ориентацией на структуру потребительского спроса должна быть подчинена приоритетам политики в области социальной переориентации экономики, переструктуризации отраслей промышленности с применением ресурсосберегающих технологий и опережающему росту экспорта наукоемкой продукции. Практика свидетельствует о том, что реализация таких приоритетных направлений осуществима только при мощной государственной политике с применением активного экономического регулирования, при стимулировании процесса формирования механизмов мотивации экономического поведения субъектов рынка инновационных услуг и активизации инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий. К важнейшим направлениям развития адаптивной стратегии управления инвестиционным процессом в условиях осуществления экономических реформ можно было бы отнести: переориентацию инвестиционной политики государства на наукоемкие отрасли, при одновременном создании благоприятного инновационного климата; сосредоточение инновационной деятельности на предприятиях, в ассоциациях, технопарках и т. д. ; использование биржевого механизма для ускорения развития инвестиционных процессов с созданием необходимой инфраструктуры, институционально-правовой и экономической среды для самостоятельной инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Это позволило бы в ближайшей перспективе удовлетворить требования потребительского рынка, создать механизм кредитования предприятий и ценообразования на наукоемкую продукцию приоритетного направления. Одновременно надо подчеркнуть, что в этом процессе исключительную роль должна играть государственная собственность, четкая инновационная система, основанная на государственной поддержке инноваций и стимулировании инновационной деятельности предприятий, как фактор роста экономики страны. В XXI веке нечего делать без развитой электронной промышленности, информатики, биотехнологий, атомной промышленности, активного использования космического пространства. В международной конкуренции выигрывают те страны и корпорации, которые добиваются технологических прорывов и опережают других по инновационному уровню. Главная задача инновационной деятельности –технологическая переструктуризация производства, нацеленная на достижение конкурентных преимуществ отечественных изделий на мировом рынке. Это важно не только с позиции развития экспортного потенциала, но особенно для удержания внутреннего рынка. В сельскохозяйственном машиностроении особенно необходима поддержка государством высокотехнических производств, которые должны сформировать конкурентные преимущества высокого порядка. Основными элементами инвестиционной политики в этой отрасли должны стать: поддержка сельхозпредприятий, которые несут в себе элемент экономического роста; инвестирование государственных средств в развитие отраслей инфраструктуры, что не под силу частным инвесторам; создание благоприятных условий для инновационной деятельности и ее инвестирования; восстановление контактно-платежной дисциплины, без чего любое предприятие и сбыт (реализация) теряют смысл. Совершенно очевидно, что экономический подъем и стабилизация развития требует обеспечения соответствия (пропорциональности) между производством и потреблением, а в условиях рыночной экономики формой этого соответствия является наличие рыночного равновесия спроса и предложения. По поводу рецептов оздоровления экономики в условиях рынка М. Фридмен точно заметил, что достаточно обеспечить стабильность денежной единицы, как производство под влиянием конкуренции, стимуляторов и рычагов рынка само начнет наращиваться и саморегулироваться. Естественно, это верно при условии, что рыночные институты сформированы, отлажены и действует механизм рыночной конкуренции. Однако в практике развитых стран есть другой путь решения проблемы стабилизации ситуации и последующего подъема экономики. Этот путь основывается на выводах Д. М. Кейнса о том, что в условиях спада эффективный спрос, стимулирующей производство, должен осуществляться государством с помощью сильной защиты населения и сложившегося уровня его доходов с регулированием ставки банковского процента и активизацией инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий. Думается, для возрождения экономики России необходима собственная концепция адаптационной стратегии управления инновационными процессами, учет теории кондратьевских циклов. Это позволит на базе инновационных технологий, взаимодействие которых будет предопределяться возможностью применения информационных компьютерных систем, способных адаптироваться к инновациям и их внедрению, развивать инновационную деятельность предприятий. Практика инвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной и инновационной деятельности оказывается успешной при мощном механизме привлечения денежных вкладов населения и собственных оборотных средств предприятий; развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей лизинговых и страховых компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования. Анализ мотиваций и стимулов вовлечения в инновационную деятельность предпринимателей в странах с развитой системой показывает, что успех вложения в нововведения, производство и экспорт наукоемкой продукции зависит от правильно выбранной стратегии управления инновационными процессами в условиях рынка. Так, в послевоенный период Япония осуществляла стратегию“переноса”, т. е. переноса и использования зарубежных нововведений в собственной экономике. В результате такой политики развитие собственного японского инновационного потенциала привело к тому, что экспорт японских технологий превысил их импорт, а Япония считается страной, обладающей передовой фундаментальной наукой. Стратегия “наращивания”, которую используют США, ФРГ, Франция и Англия, определяется развитием и использованием собственного потенциала с привлечением зарубежных ученых, способствует постоянному обновлению производимых видов продукции, активизации инновационной деятельности предприятия, что, естественно, обусловливает увеличение масштабов внедрения инноваций в производство. Что касается России, то для нее целесообразен, на наш взгляд, выбор такой адаптационной стратегии управления инвестиционным и инновационным процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их реализации на внутреннем и внешнем рынках. Результативность инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т. д. ); регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной среды и другие. Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем. Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного“голода”в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона“Об инвестициях”, Закона “О концессиях” и Закона “О свободных экономических зонах”. * Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован
-------------------------------------------------- * Пакет законов принятый правительством РФ в мае 1994 году.
Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы. В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить: принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок“под ключ”; создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости. Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций. 6. 3. Финансово-промышленные группы как фактор повышения инвестиционной активности российской экономики*
Залогом стабилизации современной отечественной экономики,
------------------------------------------------------------------ * В данном разделе содержаться выдержки из статьи др. эконом. наук М. А. Сажиной и проф. эк. наук Т. Э. Амброзевича. Журнал“Финансы и кредит” №6 2000г. усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако, финансовые ресурсы ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленности сегодня являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Деятельность ФПГ в России регулируется Законом “О финансово-промышленных группах”. * В нем финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной
----------------------------------------------------- * Федеральный закон от 30 ноября 1995 года.
деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков. В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного воспроизводства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяется, прежде всего, финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на происходящие изменения внутри группы и во внешней среде. Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения, создание, организация и функционирование ФПГ дает возможности для решения ряда задач: концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы; обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных, исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП; повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производства; осуществления прогрессивных структурных изменений в промышленности; формирования долгосрочных хозяйственных связей; улучшения инвестиционного климата и стабилизации производства; снижения рисков; долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гарантией их сохранения и целевого использования. Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991 – 1994 гг. и создавались различными путями: организации на базе бывших государственных структур с последующим развитием и диверсификацией производства (РАО“Газпром”); формирования крупным предприятием собственных банков, НИИ, торговых представительств (ВАЗ); целенаправленной скупки коммерческим банком контрольных пакета акций интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, “Роспром”). Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители преследовали ряд целей: инвестирование средств с высокой отдачей, поскольку в тот период банковская деятельность при процентной марже в 30– 40 % между привлечением и размещением средств обеспечивала высокую доходность; уменьшение риска потери собственных оборотных средств, размещенных в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от зависания денег за счет создания прозрачной структуры денежных потоков; получение возможности финансирования деятельности учредителей за счет доступа через банк к финансовым рынкам и инструментам: МВК, средствам предприятий и населения. В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела контрольные или“блокирующие”пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности. Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли оборотные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу; снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция предприятий в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступили в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ, (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т. п. ) являлась ценообразующей. Особенности ФПГ создают исключительно привлекательные условия для инвестирования. Во-первых, внутри группы накапливаются собственные инвестиционные ресурсы, которые формируются из денежных резервов, возникающих в результате рационализации финансовых потоков и минимизации налоговых отчислений. Во-вторых, ФПГ становится высококонкурентным объектом для стороннего инвестора, ибо любые программы по составлению бизнес-планов, в том числе и закупленные на Западе, предполагают существование устойчивой среды обитания с прогнозируемым рынком сбыта. 6. 4. Финансирование инвестиционной программы города в условиях формирования рыночных отношений: опыт Москвы. * Наиболее важной задачей, во многом определяющей функционирование и развитие экономики города, является задача ------------------------------------------------------------------- * Статья министра правительства г. Москвы, руководителя департамента финансов Ю. В. Коростелёва. “Российская газета” октябрь 2000г. привлечения инвестиций. Инвестиции –ключевой элемент экономического процесса и их роль на современном этапе экономического развития нельзя недооценивать. Важным преимуществом Москвы остается ее значительный инвестиционный потенциал, который позволяет поддерживать высокую предпринимательскую активность. Непоследовательные рыночные преобразования последних лет в России привели к разрушению ранее действовавшей системы финансирования инвестиций, но новых механизмов создано не было. По сути дела нет государственной, действующей на уровне Федерации, системы поощрения инвестиций. Поэтому в Москве, имеющей большой потенциал для инвестиций, что и было сделано. Основными составляющими этой системы являются: бюджетное финансирование, внебюджетный фонд, частные инвестиции и заемные средства. Бюджетное финансирование используется при строительстве муниципального жилья, развитии социальной инфраструктуры в новых микрорайонах и реконструкции объектов социальной инфраструктуры в“старых”районах города. За счет средств бюджета финансируется также инженерная подготовка строительства и реконструкция инженерных сетей. Следует сказать, что доля инвестиций в расходах бюджета города постоянно снижается: с 28 % в 1996 г. до 3 % в 1999 г. Внебюджетный жилищно-инвестиционный фонд по составу и размеру доходов и расходов утверждается Московской городской думой. Особенностью фонда является то, что он формируется за счет доходов от продажи вновь построенного жилья и нежилых помещений в жилых домах. Средства фонда используются исключительно на строительство жилья. Привлечение частных инвестиций осуществляется благодаря созданию в городе благоприятного инвестиционного климата, налоговых и иных льгот для инвесторов. Правительство Москвы исходит из того, что ни одно полезное для города дело не может быть невыгодным. Обеспечение удовлетворительной доходности тех видов бизнеса, которые нужны городу, осуществляется бюджетными дотациями, льготными кредитами, в том числе налоговыми, безвозмездным участием города в развитии инженерной инфраструктуры. Правительство Москвы готово даже оказывать некоторым видам деятельности финансовую поддержку. Когда московское правительство использует бюджетные средства города для стимулирования инвестиций, то старается тратить эти деньги не столько для наращивания собственных имущественных фондов, сколько для того, чтобы сделать выгодными для инвесторов вложения в нужную для города сферу. Это стимулирует приток частного капитала, создает партнерские отношения частного и общественного секторов. Инвесторам при реализации городских программ правительство Москвы предлагает следующие формы сотрудничества: создание совместных предприятий в форме акционерных обществ и других форм; создание предприятий со 100 %-ным частным капиталом; участие инвесторов в приватизации городских предприятий; заключение инвестиционных договоров в области недвижимости, предусматривающих долевое распределение площадей реконструированных зданий между городом и инвесторами; кредитование инвестиционных проектов; реализация проектов на концессионной основе; участие инвесторов в проектах на конкурсной основе; приобретение акций, облигаций муниципального займа и других ценных бумаг, недвижимости, прав долгосрочной аренды земельных участков. Потребности Москвы в инвестициях весьма внушительны. То наследство, которое мы получили от прежних времен, совершенно не соответствует уровню современного делового центра мирового значения. Поэтому город активно участвует в проектах по развитию и совершенствованию городской производственной инфраструктуры, включая строительство торгово-промышленных центров, гостиниц, объектов культуры и спорта. Все эти проекты не дают быстрой отдачи. В то же время в сегодняшней ситуации и город не может обеспечить их финансирование за счет собственных финансовых ресурсов. Для наиболее быстрого и продуктивного решения этих проблем в условиях ограниченности бюджетных средств существенную роль играют дополнительные вливания в городскую экономику частного, в том числе зарубежного капитала. С этой целью в Москве создана заемная инвестиционная система, которая отличается от систем других регионов тем, что не используется для финансирования текущих расходов и обеспечивается бездефицитным бюджетом. Заемные средства образуют составную часть совокупных финансовых ресурсов города. Только зная их общую величину, можно верно оценить потенциал его развития и верно поставить задачи. Надо сказать, что заемные средства труднее всего поддаются прогнозированию, так как их приток зависит от множества конъюнктурных и даже психологических факторов. А значит, от умения управлять городскими заимствованиями во многом зависит судьба финансовой политики города. Заемную систему города отличает инвестиционная направленность и четкая организационная структура. По существу, это успешный опыт крупномасштабной организации предпринимательских функций города. Основной формой заимствования финансовых ресурсов является выпуск субфедеральных облигационных займов. Они позволяют привлечь в регион финансовые ресурсы на более выгодных условиях, чем обычные кредиты. Ставка доходов по облигационным займам ниже, а срок обращения облигаций дольше. Администрация сохраняет контроль над эффективностью и целевым использованием различных по своим характеристикам ценных бумаг, исходя из интересов города и состояния финансового и фондового рынков. Руководство процессом заимствования осуществляет инвестиционный совет правительства Москвы, возглавляемый мэром. Совет проводит конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционную программу города. При этом учитывается окупаемость каждого проекта и степень его важности для решения городских проблем. Оперативную работу по подготовке эмиссии обязательств города и определению направлений использования земельных средств осуществляет Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка (Москомзайм). Учет поступления и расходования заемных средств осуществляют три внебюджетных фонда (финансовые фонды займов) по каждому из займов (а внутри займа– по каждому из выпусков и серий) и по каждому финансируемому проекту. На 1999 г. планируемый объем заимствований сокращен на 6, 5 млрд. руб. по сравнению с 1998 г. и предельный размер государственного долга (заимствований) города Москвы установлен в сумме 9 млрд. руб. в качестве инструментов заимствований будут использованы прямые кредиты, размещение облигационных займов, выдача поручительств, в зависимости от конъюнктуры рынка и с учетом минимизации расходов бюджета на их обслуживание и увеличения сроков предоставления средств. Городские власти активно привлекают средства отечественных и зарубежных инвесторов через залоговое кредитование, использование финансового и фондового рынков, займы, финансовый лизинг, вексельные кредиты с выходом, в том числе и на зарубежные финансовые рынки, другие инструменты. Так, например, за счет средств зарубежных банков в Москве построен мусоросжигательный завод, осуществляется программа реконструкции мостов в городе, финансируется поставка комплектующих изделий для сборочного производства автобусов“Икарус” и другие проекты. Правительство Москвы очень серьезно относится к займам в форме еврооблигаций. К сотрудничеству были приглашены крупные международные банки, юридические и консалтинговые фирмы мирового уровня. Москва стала первым регионом России, получившим международный кредитный рейтинг ведущих рейтинговых агентств (“Муудис” и “Стандарт энд Пурс”). Всего за истекший период был осуществлен выпуск трех внешних займов на сумму 500 млн. дол. США, 500 млн. немецких марок, 400 млрд. итальянских лир; двух выпусков сберегательного займа в объеме 600 млн. руб. ; семи выпусков внутреннего займа в объеме 6, 5 млрд. руб. Кроме того, в 1998 г. осуществлялось привлечение кредитных ресурсов всего в объеме 2, 6 млрд. руб. и 681 млн. дол. США. Сотрудничество правительства Москвы с зарубежными инвесторами и иными партнерами расценивается не только как путь привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов, но и как способ получения новых знаний, культуры труда и технологий, организационного опыта. Конкретные примеры привлечения инвесторов для осуществления проектов, имеющих большое историческое и деловое значение для нашего города– Московский международный деловой центр “Москва-СИТИ”, Торгово-рекреационный комплекс на Манежной площади, культурно-деловой Центр по Вознесенскому переулку, реконструкция гостиницы“Москва”, реконструкция Большого театра, Гостинично-деловой Центр на Новинском бульваре, реконструкция Старого Гостиного Двора, реконструкция“Китай-города” и др. Неизменно выполняя свои обязательства, Правительство Москвы заработало доверие и репутацию добросовестного делового партнера, что дает возможность в значительных объемах заемные ресурсы. Новым направлением экономической политики Правительством Москвы стало повышение качества инвестиций. Это не следует понимать прямолинейно–как снижение доходов инвесторов в пользу города. Инвесторы никогда не согласятся с подобной перспективой. Поэтому было бы правильным, если бы город по-прежнему обеспечивал инвесторам не меньший доход, но при условии создания в городе высокооплачиваемых рабочих мест, стимулирования внедрения высоких (наукоемких) технологий, развития городской инфраструктуры. Переход к такой системе привлечения инвестиций обеспечит получение доходов, в значительной степени обусловленных тем, что инвестиционные проекты реализуются в городе, являющемся не только центром деловой активности, но и финансовым, научным и культурным центром страны. Мы должны всячески стимулировать инициативу инвесторов, но при этом ставить их в такие правовые условия, когда они, преследуя свои личные материальные интересы, автоматически работают на город. Отсюда понятно, почему правительство города уделяет первостепенное внимание совершенствованию нормативной базы в данной сфере. В настоящее время разрабатывается проект закона Москвы“Об иностранных инвестициях”, который призван обеспечить стабильность условий работы иностранных инвесторов на определенный стартовый период. Начиная с 1998 г. через заемно-инвестиционную систему осуществляется финансирование строительства объектов так называемой“инвестиционной программы по городскому заказу”. И это –составная часть программы социально-экономического развития на год, которая включает совокупность инвестиционных заказов правительства Москвы в сфере создания и воспроизводства основных фондов, сбалансированных с источниками финансирования. Имеется в виду строительство жилья и объектов городской инфраструктуры, необходимых для развития и функционирования города. Использование возможностей привлечения заемных средств на реализацию городской инвестиционной программы в прошлом году позволило в целом по сравнению с 1997 г. почти на треть увеличить объемы капитальных вложений и довести их до 14 млрд. руб. при уменьшении абсолютных размеров бюджетного финансирования в 3 раза. Соотношение удельных весов заемных и бюджетных средств в источниках финансирования программы 1998 г. составляет соответственно 74, 3 и 25, 7 %. Такая политика позволяет сохранить уникальный производственный потенциал строительного комплекса города для дальнейшего решения социальных задач развития города, стоящих перед правительством Москвы. Поскольку бюджетные ассигнования являются гарантированными источниками финансирования, они, в первую очередь, направляются на строительство бесплатного муниципального жилья, а также–инженерных и социальных объектов городской инфраструктуры, обеспечивающих комплексность застройки новых жилых микрорайонов. Однако 1998 г. имел свои отличительные особенности –это разразившийся в августе финансовый кризис, вследствие которого резко упала инвестиционная активность и сократились возможности для привлечения заемных средств. Из планируемых 10, 4 млрд. руб. заемных средств на инвестиционную программу привлечено только 6, 3 млрд. руб. , или 60 %. Несмотря на это, задание по вводу объектов было выполнено в полном объеме, вопрос оплаты фактически выполненных работ остался открытым и будет решаться в текущем году по мере изыскания дополнительных средств в процессе исполнения бюджета. В 1999 г. структура источников финансирования городского строительного заказа претерпела некоторые изменения. Основным источником финансового обеспечения становятся заемные средства. Правда, общий объем инвестиций несколько сократился и составляет пока 11 млрд. руб. , но это вызвано тем, что объем заимствования города имеет предельную величину, которая устанавливается законом города о бюджете. В текущем году этот показатель установлен в размере 9 млрд. руб. и привлекаемые средства будут полностью направляться на финансовое обеспечение городской строительной программы. Что касается бюджета, то в бюджете предусмотрены средства на строительство муниципального жилья в сумме 2 млрд. руб. но это–не просто бюджетные ассигнования, которые определяются в процессе распределения общей суммы прогнозируемых доходов. Это–дополнительные инвестиции, поступающие в доход бюджета от продажи жилья, построенного для коммерческой реализации. В данном случае построенное за счет средств города жилье –само выступает как товар, и средства, вырученные от его продажи будут направляться на последующее реинвестирование в новое строительство коммерческого муниципального жилья. Актуальной задачей сегодня является привлечение дополнительных инвестиций за счет средств населения, желающего улучшить свои жилищные условия. Правительство Москвы проводит политику формирования благоприятного финансового климата в сфере жилищного строительства, создания условий для расширения форм участия москвичей в реализации жилищной программы в городе. Уже не первый год в Москве действует программа “Комбиинвест”. Организация этой работы проводится в префектурах и предназначена для очередников на получение муниципального жилья. Префектурами осуществляется подбор земельных участков для строительства жилого дома с привлечением средств заинтересованных инвесторов и населения. Средства, вырученные от реализации части жилой площади на коммерческой основе, позволяют уменьшить сумму взноса гражданина. Дальнейшей реализации этой программы будет способствовать принятие Московской городской думой закона города“О муниципальной системе жилищных строительных сбережений граждан”, который в настоящее время подготавливается. Одной из схем инвестирования жилищного строительства, в которой привлекаются средства населения, является развитие жилищных облигаций, при выпуске которых стоимость 1 кв. метра жилой площади реализуется по льготным ценам. На современном этапе созданы условия для развития жилищного строительства на основе ипотечного кредитования. Правительством Москвы разработана Концепция Московской ипотечной программы, и с конца 1998 г. начата реализация пилотного проекта. Положения Концепции учитывают опыт создания и функционирования ипотечного рынка в странах с переходной экономикой, наиболее близких к России по экономическим, финансовым и социально-психологическим параметрам. Она адаптирована к платежеспособному спросу москвичей, особенностям московского рынка жилья, нестабильной макроэкономической ситуации в России и особенностям функционирования российских финансовых институтов. Заложенные в ней инструменты вторичного ипотечного рынка способствуют быстрой оборачиваемости средств кредиторов и обеспечению процесса непрерывного рефинансирования ипотечного кредитования с выходом на полное рефинансирование в течение двух-трех лет.
Практическая часть. Анализ эффективности инвестиционной деятельности. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов.
Виды источников. Изменение их величины и структуры. Сравнительный анализ их стоимости. Успешное выполнение плана капитальных вложений во многом зависит от обеспеченности их источниками финансирования. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счёт прибыли предприятия, амортизационных отчислений, выручки от реализации основных средств, кредитов банка, бюджетных ассигнований, резервного фонда предприятия, лизинга и т. д. В связи с переходом к рыночной экономике доля собственных источников и кредитов банка возрастает, а бюджетное финансирование сокращается. Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с определёнными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов; получение кредита– выплаты процентов по ним, использование лизинга – выплаты вознаграждения лизингодателю и т. д. Поэтому в процессе анализа необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них. Основными источниками заёмного капитала являются ссуды банка и выпущенные облигации. Цена кредитов банка равна годовой процентной его ставке. Учитывая, что проценты за пользование кредитами банка включаются в себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую прибыль, цена этого ресурса меньше, чем уплачиваемый банку % (СП), на уровень налогообложения (Кн): Цкр = СП * (1 – Кн) Цена такого источника финансирования, как облигации предприятия, равна величине уплачиваемых по ним процентов (Р). Если затраты по выплате данных процентов разрешено относить на прибыль до налогообложения, то цена этого источника финансирования также будет меньше на уровень налогообложения: Цобл = Р * (1 – Кн) Цена акционерного капитала, как источника финансирования инвестиционной деятельности, равна уровню дивидендов, выплачиваемых по привелегированным акциям и обыкновенным акциям, рассчитанного по средней арифметической взвешенной. Реинвестированная прибыль также может занимать большой удельный вес в инвестициях. Цена этого источника финансирования на акционерных предприятиях равна примерно уровню дивидендов по обыкновенным акциям, так как операция реинвестирования прибыли равносильна приобретению акционерами новых акций. Сделаем сравнительный анализ цены источников финансирования на анализируемом предприятии. Ставка банковского процента – 40 %; уровень налогообложения – 30 %: Цкр = 40 (1 – 0, 3) = 28 %
Уровень дивидендов по обыкновенным акциям – 25, 3 %.
Следовательно, относительно более дешёвым источником финансирования является реинвестированная прибыль по сравнения с кредитами банка, но она ограничена в размерах. Кредиты банка теоретически не ограничены, но ихцена может существенно возрастать с увеличением доли заёмного капитала, как платы за возрастающий риск.
Ретроспективная оценка эффективности инвестиций.
Показатели эффективности инвестиций. Методика их расчёта и анализа. Пути повышения их уровня. Для оценки эффективности инвестиций используется комплекс показателей. Дополнительный выход продукции на рубль инвестиций:
Э = (ВП1 – ВП0) / И,
Где Э – эффективность инвестиций: ВП0, ВП1 – валовая продукция соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; И – сумма дополнительных инвестиций. Снижение себестоимости продукции в расчёте на рубль инвестиций: Э = Q1 (С0 – С1) / И, Где С0, С1, - себестоимость единицы продукции соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; Q1 –годовой объём производства продукции в натуральном выражении после дополнительных инвестиций. Сокращение затрат труда на производство продукции в расчёте на рубль инвестиций:
Э = Q1 (Т0 – Т1) / И,
Где Т0 и Т1 –соответственно затраты труда на производство еденицы продукции до и после дополнительных инвестиций. Если числитель Q1 (T0 – T1) разделить на годовой фонд рабочего времени в расчёте на одного рабочего, то получим относительное сокращение количества рабочих в результате дополнительных инвестиций.
Увеличение прибыли в расчёте на рубль инвестиций: Э = Q1 (П1 – П0) / И,
Где П0 и П1 –соответственно прибыль на единицу продукции до и после дополнительных инвестиций.
Срок окупаемости инвестиций: t = И / Q1 (П1 – П0), или t = И / Q1 (C0 – C1).
Все перечисленные показатели используются для комплексной оценки эффективности инвестирования как в целом, так и по отдельным объектам. Необходимо изучить динамику данных показателей, выполнение плана, определить влияние факторов и разработать мероприятия по повышению их уровня. Основным направлением повышения эффективности инвестиций является комплексность их использования. Это означает, что с помощью дополнительных капитальных вложений предприятия должны добиваться оптимальных соотношений между основными и оборотными фондами, активной и пассивной частью, силовыми и рабочими машинами и т. д. Важными условиями повышения эффективности инвестиционной деятельности являются сокращение сроков строительства и незавершённого производства, снижение стоимости вводимых объектов, а также правильная их эксплуатация (полное использование проектных мощностей, недопущение простоев техники, оборудования и т. д. ).
Анализ эффективности долгосрочных финансовых вложений.
Анализ доходности каждого вида финансовых вложений и среднего их уровня. Сравнительный анализ доходности инвестиционного портфеля с альтернативными вариантами. Оценка эффективности долгосрочных финансовых вложений производиться сопоставлением суммы полученного дохода от данного вида инвестиций со среднегодовой суммой данного вида активов. Средний уровень доходности (ДВК) может измениться за счёт: структуры ценных бумаг, имеющих разный уровень доходности (Удi); уровня доходности каждого вида ценных бумаг, приобретённых предприятием (ДВКi): Данные таблицы 1 показывают, что доходность долгосрочных финансовых вложений за отчётный год повысилась на 1, 4 %, в том числе за счёт изменения: структуры долгосрочных финансовых вложений:
уровня доходности отдельных видов инвестиций: Таблица 1.
Анализ эффективности использования долгосрочных финансовых вложений Показатель
Прошлый Год Отчётный год Изменение Сумма долгосрочн. фин. вложений, Млн. руб. В том числе: - в акции совместного предприятия - займы другим субъектам хозяйствован. 2500 2000 500 3000 2700 300 +500 +700 -200 Доля в общей сумме долгосрочных финансовых инвестиций, % - акции в совместное предприятие - займов другим субъектам хозяйствован 80 20 90 10 +10 -10 Доход от долгосрочных финансовых вложений, млн. руб. В том числе: от акций от облигаций 3500 300 50 462 432 30 +100 +132 -20 Доходность долгосрочных финансовых вложений, % В том числе: Вложений в совместное предприятие займов другим предприятиям 14, 0 15, 0 10, 0 15, 4 16, 0 10, 0 +1, 4 +1, 0
Более доходный вид инвестиций –вложение средств в акции совместного предприятия по производству сельскохозяйственной продукции. Причём наблюдается рост доходности этого вида инвестиций, в связи с чем увеличились вложения средств в данный проект и сократились займы другим организациям. Сравнивая финансовую эффективность долгосрочных инвестиций с отдачей капитала на анализируемом предприятии, нетрудно заметить, что она значительно ниже. Однако надо учитывать, что совместное предприятие является основным поставщиком сырья для анализируемого предприятия, причём на более выгодных условиях. Поэтому вложение средств в данный проект выгодно для предприятия. НА первый план здесь выдвигаются не дивиденды, а участие в управлении делами и интересами инвестора. Доходность ценных бумаг необходимо сравнивать также с так называемым альтернативным (гарантированным) доходом, в качестве которого принимается ставка рефинансирования или %, получаемый по гос. облигациям или казначейским обязательствам. Например, предприятие имеет 20 млн. руб. для вложения в ценные бумаги. Уровень дивидендов по акциям составляет 25 %, а средняя учётная ставка банковского процента– 20 %, стоимость облигаций при покупке – 10000 руб. , а при погашении – 13000 руб. Доход при вложении 20 млн. руб. в акции принесёт годовой доход предприятию в сумме 5 млн. руб. (20 * 25% / 100), при помещении денег в банк– 4 млн. руб. (20 * 20% / 100), при покупке облигаций – 6 млн. руб. (20 * 13000/ 10000 –20). Следовательно, наиболее выгодный и наименее рискованный вариант инвестирования в данном примере– вложение денег в облигации.
Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов.
Методы расчёта эффективности долгосрочных инвестиций, основанные на учётной и дисконтированной величине денежных потоков. При принятии решений в бизнесе о долгосрочных инвестициях возникает потребность в прогнозировании эффективности капитальных вложений. Для этого нужен долгосрочный анализ доходов и издержек. Основными методами оценки программы инвестиционной деятельности являются: а) расчёт срока окупаемости инвестиций;
б) расчёт отдачи на вложенный капитал;
в) определение чистого приведённого эффекта (чистой текущей стоимости (ЧТС)). г) расчёт уровня рентабельности инвестиций (RI) В основу этих методов положено сравнение объёма предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Методы могут базироваться как на учётной величине денежных поступлений, так и на дисконтированных доходах с учётом временной компоненты денежных потоков. Первый методоценки эффективности инвестиционных проектов заключается в определении срока, необходимого для того, чтобы инвестиции окупили себя.
Рассмотрим следующий пример. Стоимость млн. руб. Прибыль млн. руб. Первый год Второй год Третий год Четвёртый год Пятый год Шестой год Машина А Машина Б 100 50 50 10 5 5 100 25 25 25 25 25 25 Всего 120 150
Машины А и Б стоят по 100 млн. руб. каждая. Машина А обеспечивает прибыль 50 млн. руб. в год, а машина Б–25 млн. руб. Из этого следует, что машина А окупиться за 2 года, а машина Б за 4 года. Исходя из окупаемости, машина А более выгодная, чем машина Б. Метод окупаемости не учитывает сроки службы машин по годам. Если исходить только из срока окупаемости инвестиций, то нужно приобретать машину А. Однако здесь не учитывается то, что машина Б обеспечивает значительно большую сумму прибыли. Следовательно, оценивая эффективность инвестиционных проектов, надо принимать во внимание не только сроки окупаемости инвестиций, но идоход на вложенный капитал (ДВК) или доходность (рентабельность) проекта: Ожидаемая сумма прибыли
ДВК = ------------------------------------------------- Ожидаемая сумма инвестиций
Из этого примера видно, что необходимо приобрести машину Б, т. к. для машины Б ДВК = 120 / 100 * 100 % = 120 %, а для машины Б ДВК = 150 / 100 * 100 % = 150 %. Однако и этот метод имеет свои недостатки: он не учитывает распределения притока и оттока денежных средств по годам. В рассматриваемом примере денежные поступления на четвёртом году имеют такой же вес, как и на первом. Обычно же руководство предприятия отдаёт предпочтение более высоким денежным доходам в первые годы. Поэтому оно может выбрать машину А, несмотря на её низкую норму прибыли.
Метод чистой текущей стоимости (ЧТС) состоит в следующем:
1. Определяется текущая стоимость затрат (С), т. е. решается вопрос, сколько инвестиций нужно зарезервировать для проекта. 2. Рассчитывается текущая стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год приводятся к текущей дате. Результаты расчётов показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения запланированных доходов, если бы ставка доходов была равна ставке процента в банке или дивидендной отдаче капитала. Подытожив текущую стоимость доходов за все годы, получим общую текущую стоимость доходов от проекта (В): 3. Текущая стоимость затрат (С) сравнивается с текущей стоимостью доходов (В). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (ЧТС): ЧТС показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора в результате помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если ЧТС>0, значит, проект принесёт больший доход, чем стоимость капитала, и поэтому деньги выгоднее оставить в банке. Проект ни прибыльный, ни убыточный, если ЧТС=0. Если деньги в проект инвестируются не разово, то для расчёта ЧТС применяется следующая формула: Где n-число периодов получения доходов; j-число периодов инвестирования средств. Предположим, что фирма рассматривает вопрос о том, стоит ли ей вкладывать 360 млн. руб. в проект, который может дать прибыль в первый год 200 млн. руб. , во второй год-160 и в третий–120. Проценты на капитал составляют 10%. Иначе говоря, фирме необходима доходность инвестиций минимум 10%. Стоит ли вкладывать средства в этот проект? Чтобы ответить на поставленный вопрос, рассчитаем ЧТС с помощью дисконтирования денежных поступлений.
Сначала определим текущую стоимость 1 руб. при r=10 % Год 1-й 2-й 3-й
(1+r)-n 0, 909 0, 826 0, 751 Затем рассчитаем текущую стоимость доходов.
Год Денежные поступления млн. руб. Коэффициент дисконтирования Текущая стоимость млн. руб. 0 (360) 1, 0 (360) 1 200 0, 909 181, 8 2 160 0, 826 132, 16 3 120 0, 751 90, 12 404, 08
Чистая текущая стоимость денежных поступлений составляет: 404, 08 – 360 = 44, 08 млн. руб. В этом примере она больше нуля. Следовательно, доходность проекта выше 10 %. Для получения запланированной прибыли нужно было бы вложить в банк 404 млн. руб. Поскольку проект обеспечивает такую доходность при затратах 360 млн. руб. , то он выгоден, т. к. позволяет поучить доходность большую, чем 10 %. Индекс рентабельности –это дисконтированная стоимость денежных поступлений от проекта в расчёте на рубль инвестиций в данный проект. Расчёт индекса рентабельности инвестиций производится по формуле: В отличие от чистой текущей стоимости данный показатель является относительным, поэтому его удобно использовать при выборе варианта проекта инвестирования из ряда альтернативных.
Проект Инвестиции Годовой доход в течение 5 лет ЧТС из расчёта 10% годовых Индекс рентабельности А 500 150 568, 5 1, 14 В 300 85 322, 0 1, 07 С 800 220 833, 8 1, 04
По величине ЧТС наиболее выгоден проект С, а по уровню индекса рентабельности – проект А. Оценка вероятности того или иного результата инвестиционного проекта требует, чтобы человек, принимающий решение, мог предвидеть множество возможных вариантов и был в состоянии оценить вероятность наступления каждого из них. Окончательное инвестиционное решение может приниматься на различных иерархических уровнях организации. Это зависит от объёма, типа и рискованности капиталовложений. После принятия инвестиционного решения необходимо спланировать его осуществление и разработать систему послеинвестиционного контроля (мониторинга). Успех проекта желательно оценивать по тем же критериям, которые использовались при его обосновании.
Послеинвестиционный контроль позволяет:
а) убедиться, что затраты и техническая характеристика проекта соответствует первоначальному плану; б) повысить уверенность в том, что инвестиционное решение было тщательно продумано и обосновано;
в) улучшить оценку последующих инвестиционных проектов. Заключение
Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционного климата в России, в заключении скажем немного о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный климат. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала–необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей–выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов–с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и … даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России. Рассмотрев инвестиционную политику государства, мы увидели, что правительство (как обычно) все пустило на самотек, предоставив инициативу регионам, которые сейчас налаживают непосредственные контакты с представителями как западного, так и российского капитала. Примером этому может служить мэр Москвы Ю. М. Лужков. Обладая огромной энергией, он, с завидным упорством, привлекает финансовые активы для капитальных вложений в предприятия Москвы, реконструкции древнейших памятников архитектуры. Что и говорить–Москва сейчас выглядит как настоящая столица России, и чтобы достичь этого Юрию Михайловичу потребовался не один год упорной работы, но, взглянув на наиболее привлекательные регионы для инвестиций (см. Приложение 1) мы легко заметим, что и по количеству накопленных средств, и по количеству средств, привлеченных за первый квартал 2001 года, Москва занимает первое место. В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности о положительных сдвигах в инвестиционном климате России, о котором говорят некоторые приведенные ниже цифры. За этот год показатель рублевых инвестиций вырос в 8 раз и достиг к апрелю 2001 года отметки в 50 млн. руб. в том числе 30, 8 млн. прямых инвестиций, что говорит об активизации национальных инвесторов, а также говорит о некотором доверии к правительству России в целом, и к относительной устойчивости российской экономики. Акции российских предприятий за последние полгода подорожали в среднем почти в 2, 5 раза. Такой рост привлекает на фондовый рынок даже самых осторожных инвесторов, имеющих стойкое предубеждение против бумаг предприятий. В первом квартале 2001 года в экономику России было инвестировано 2, 2 млрд. долларов иностранного капитала, что в 2, 5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это дает надежду на то, что инвестиционный климат России все же делает какие-то движения вперед, хотя и не очень уверенными шагами. В целом общая ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут сохраняться в будущем. В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится ее стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряженность в стране. Только так, последовательными тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России, будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернет нас назад.
Список использованной литературы:
“Большой экономический словарь”. М. , “Правовая культура”, 1994 г. П. Самуэльсон. “Экономика”, 1 т. , М. , 1992 г.
С. Фишер. “Экономика”, М. , 1997г.
С. Глазьев. “Стабилизация и экономический рост” М. , Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997г. Е. Кондратенко. “Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции” М. , Ж. “Экономист”, №7, 1997г. А. Мартынов. “Активизация инвестиционной политики” М. , Ж. “Экономист”, №9, 1997г. А. Селезнев. “Банковская система – ядро инфраструктуры финансового рынка” М. , Ж. “Экономист”, №7, 1997г. Я. Уринсон. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М. , Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997г. Журнал “Финансы и кредит” 1999, 2000, 2001 г. г.
Газета “Коммерсант – DAILY” 2001, март.
Электронная газета “Интерфакс – финансы” март – апрель 2001г. Работы доктора тех. наук Шрайбера А. К. Журнал “Наука и жизнь” №2 1996 год. Комментарии кандидата экон. наук Кулакова Ю. Н. “Российская газета” от 10. 05. 99 года. Метод. пособие по экономике. Инженер Глаженков Г. В.
Журавлёв, Видяпина -“Политэкономия” учебник 1998 год.
Липсиц И. В. Колосов В. В. “Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа” 1996г. “Российские предприниматели в поисках элексира выживания” (Научные руководители– И. В. Липсиц, И. Б. Бурков, А. А. Нещадин) – М: Экспертный институт , 2000г. Бункина М. К. , Семёнов А. М. , Семёнов В. А Макроэкономика: Учебник 3-е издание переработанное и дополненное. 2000г. Цены и ценообразование: Учебник для вузов 3-е издание. Под редакцией В. Е. Есиповой. 2000г. Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. // Сборник нормативных актов и документов. Москва 1999г.
Собрание законодательства РФ // 2000г. №3. 30
Инвестор: национальная мечта // “Эксперт” 2000г. № 33, 34, 35, 36, 37. Яковлева Е. И. Инвестиционный климат: тучи сгущаются // Экономика и жизнь 1999г. №33 Питкин А. “Иностранные инвестиции – резерв экономического развития” // РЭЖ №4 1994г. Казырев В. М. “Основы современной экономики” Учебник 1998г.
Борисов Е. Ф. Курс лекций для студентов вузов 2000г.
Основы теории переходной экономики. Учебное пособие. Киров 2001г. с. 31-65, 201-220.
Приложение 1. Наиболее привлекательные регионы Регион Объем инвестиций, млн. дол. Первый квартал, 2001г. Накопление Москва 1936. 7 8371. 3 Санкт-Петербург 35. 5 824. 8 Тюменская обл. 21. 9 913. 5 Нижегородская обл. 21. 6 237. 2 Магаданская обл. 17. 6 … Самарская обл. 17. 0 … Приморский край 10. 9 239. 1 Московская обл. 9. 3 901. 6 Татарстан 9. 1 365. 1 Камчатская обл. 7. 6 … Архангельская обл. … 451. 6 Республика Коми … 339. 9 Приложение 2. Наиболее привлекательные отрасли для инвесторов Отрасль Область инвестиций, млн. дол. Первый квартал, 2001г. Накопление Финансы, кредит, страхование 1437. 7 4033. 5
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 334. 3
2179. 2 Пищевая промышленность 131. 9 1854. 6 Топливная промышленность 98. 5 1943 Торговля и Общественное питание 58. 7 855. 6 Транспорт 29. 2 357. 3 Цветная металлургия 19. 6 … Материально-техническое снабжение и сбыт 19. 0 …
Деревообрабатывающая промышленность и целлюлозо-бумажная промышленность 16. 5
735. 9
Страницы: 1, 2
|