Лекции, методичка и шпоры по финансам предприятий - (лекции)
p>· отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия). 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке— рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т. п. ): · заемные средства;
· путем продажи акций и облигаций.
4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: · от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; · страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).
Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:
I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.
II. Налоги. III. Отчисления во внебюджетные фонды. IV. Платежи населения в местный бюджет. V. Прочие. Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: I. Прибыль. II. Амортизация. III. Кредитные инвестиции. IV. Страховые возмещения. V. Выручка от реализации выбывшего имущества. VI. Устойчивые пассивы. VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. XI. Бюджетные субсидии.
XII. Прочие. Финансовые ресурсы делятся на:
1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально культурных потребностей работников предприятия.
Они направляются на следующие цели: a) капиталовложения; b) увеличение оборотных средств; c) финансирование НТП; d) проведение природоохранных мероприятий;
e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); f) прочие аналогичные цели. Различают источники и виды финансовых ресурсов. Существует 5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости:
1-й случай: при ускорении оборачиваемости; 2-й случай: при сокращении производства; 3-й случай: при сокращении запасов; 4-й случай: при сокращении материалоемкости; 5-й случай: замена собственных средств заемными.
Существует четыре источника финансовых ресурсов из заработной платы (V): 1. налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
2. уплата страховых взносов; 3. покупка ценных бумаг; 4. хранение средств на счетах в банках.
Прибыль же выступает источником финансовых ресурсов в полном oбъеме. Существует 7 направлений расходов финансовых ресурсов:
1. капитальные вложения; 2. прирост оборотных средств; 3. прочие материальные затраты; 4. резервы; 5. социально - культурные потребности; 6. денежные выплаты населению; 7. помощь другим странам.
Резервы –часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы –часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы–финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты. Финансовый рынок —это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг.
Участники финансового рынка:
Сберегатели –юридические и физические лица накапливающие денежные средства в связи с тем, что расходы меньше накопленных средств, сосредоточенных на руках в виде наличности или на счетах в банках (население, предприятия и государство). Инвесторы –субъекты хозяйствования (органы государственного управления, направляющие денежные средства на покрытие срочных и длительных потребностей). Эмитенты- юридические лица, которые могут выпускать ценные бумаги. С помощью финансового рынка денежные накопления сберегателей привлекаются для инвестирования затрат на развитие производства, осуществление государственных и региональных целевых программ и других нужд. Объективной предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников финансовых ресурсов. Функциональное назначение финансового рынка- осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Формирование и функционирование финансового рынка обусловлено следующими экономическими, правовыми и организационными факторами. Экономические факторы –наличие в экономике реальных собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать их (это реальный спрос на денежные средства). Правовые основы - соответствующие юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур. Организационные основы воплощаются через формы организации рыночных операций (фондовые биржи и межбанковские объединения). На фондовых биржах и межбанковских объединениях наряду со сберегателями, эмитентами и инвесторами функционируют посредники: брокеры и дилеры. Брокеры осуществляют число посреднические операции. Дилеры выполняют посреднические операции и самостоятельно принимают участие в купле продаже ценных бумаг. Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и продает их.
Финансовый рынок состоит из нескольких частей:
1. Рынок банковских ссуд (служит для пополнения оборотных средств). 2. Рынок ссудных капиталов (служит для пополнения основного капитала. Сделка оформляется выпуском и размещением ценных бумаг). 3. Валютный рынок (фиксируется официальный курс для того, чтобы на предприятиях велся учет операций и для того, чтобы велся учет таможенных платежей. Кроме официального курса есть курс покупки и продажи валюты банком). курс покупки коммерческими банками > официального курса Цетробанка < курса продажи коммерческими банками. Ценные бумаги, которые обращаются на рынке –свидетельство о том, что покупатель (инвестор) участвует в создании капитала предприятия, выпустившего ценные бумаги (эмитента).
С экономической точки зрения их можно охарактеризовать:
Ценная бумага –свидетельство участия юридического и физического лица либо в капитале акционерного общества, либо в предоставлении ссуды в форме займа. Ценная бумага –долгосрочное обязательство эмитентов выплачивать вкладчикам ценных бумаг дивиденды от доходов. С юридической точки зренияценные бумаги –это денежные документы предъявляемые вкладчиками для реализации имущественных прав выраженных в этих ценных бумагах.
Требования к ценным бумагам: а). должна иметь номинальную цену; б). должен устанавливаться срок ее обращения.
в). должен быть установлен фискальный режим: условия выплат. Эти положения указаны в законе о выпуске ценных бумаг, а также оговорен надзор за выпуском ценных бумаг со стороны государства. Рыночный курс зависит от нормы процента, размера выплат, срока функционирования и т. д.
Виды ценных бумаг:
а). долговые [например, облигация] (этот вид означает, что владелец данной ценной бумаги является кредитором, а не владельцем предприятия. В них твердо указано обязательство выплатить номинал долга); б). долевые [акция] (показывает, что владелец этой ценной бумаги является владельцем или совладельцем предприятия - эмитента. На них указывается непосредственная доля держателя в реальной собственности). По облигации в конце года выплачивается доход, который зафиксирован на ней и не зависит от экономического состояния предприятия (от ее успеха также). Этот вид ценных бумаг представляет собой наиболее нерисковый тип ценных бумаг, так как выплата по ней гарантирована. Права владельца облигации намного уже, чем у владельца акции.
Акция дает владельцу следующие права: * право посещения собраний акционеров; * право принятия управленческого решения;
* право участия в распределении прибыли (доход по акции зависит от прибыли (не исключено полное отсутствие дохода)). Однако в случае банкротства организации в I очередь удовлетворяются кредиторы организации (владельцы облигаций). После удовлетворения всех, рабочих и т. п. кредиторов удовлетворяются акционеры. На финансовый рынок входят не только предприятия, но и государство. Ценные бумаги, которые выпускает государство:
— казначейские векселя; — боны; — ноты.
В Российской Федерации выпускаются следующие ценные бумаги: Ю государственные краткосрочные обязательства (ГКО);
Ю облигации федерального займа (ОФЗ); Ю золотые сертификаты. Финансовые рынки ценных бумаг делятся на:
а первичные рынки ценных бумаг (осуществляют первичное размещение ценных бумаг; а вторичные рынки ценных бумаг. В качестве финансовых посредников на первичных рынках ценных бумаг выступают банки и инвестиционные компании. На первичном рынке акции и облигации размещаются по эмиссионной цене (она, как правило, ниже номинала). Вторичный рынок возникает, когда первичный владелец избавляется от облигаций и акций на фондовых биржах. Фондовая биржа —место. где происходит купля - продажа ценных бумаг, хотя может осуществляться и первичное распределение.
По характеру сделок фондовые биржи делятся на:
а). замкнутые фондовые биржи (на ее торгах участвуют только члены биржи); б). биржи со свободным допуском, но сделки на них совершаются только маклерами (посредниками); Есть биржи, находящиеся под контролем государственных органов. Функциями биржи являются:
а). осуществление операций с ценными бумагами;
б). предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов; в). предоставление возможности сберегателям использовать накопленные денежные средства с максимальным эффектом; г). осуществление перераспределения финансовых ресурсов позволяющее изменить структуру и пропорции общественного производства. На вторичном рынке ценные бумаги продаются по курсовой стоимости (К). Номинальная стоимость — стоимость, указанная на ценной бумаге (N). Эмиссионная стоимость — Э.
Акции бывают:
- простые (дает доход, который зависит от успеха деятельности предприятия); - привилегированные (дает, как и облигация, фиксированный доход и дает право посещать собрания). Если предприятие имеет временно свободные средства, то оно может получить доход от их размещения на финансовом рынке: Эти свободные денежные средства могут быть использованы следующим образом: 1 – размещены на депозиты; 2 – могут быть потрачены (инвестированы) в акции другого предприятия (опасно); 3 – можно приобрести государственные ценные бумаги (самый надежный способ); 4 – можно купить валюту и играть на валютных курсах. Институты финансового рынка, которые имеют место быть в Москве: Ё фондовая биржа;
Ё ММВБ; Ё банковская система (2 700 коммерческих банков); Ё товарные биржи; Ё в перспективе организация золотой биржи в Москве. Действия на бирже:
Игра 1. Игра на повышение. При этой игре, естественно, необходимы деньги. В результате количество денег после окончания игры стало больше, чем в начале игры.
Игра 2. Игра на понижение. Результат — то же количество акций + деньги. Игра 3. Сделки Форвард, сделки Опцион, сделки своп (swap).
Сущность сделок “Форвард” — договор купить в будущем, но по сегодняшней цене. Место и значение финансового рынка в экономике: Его роль выражается в аккумулировании денежных средств и передачи и использования с наибольшей выгодой. Финансовый рынок обеспечивает участие сберегателей в прибылях, создавая условия материальной заинтересованности инвесторов в эффективной работе.
Финансовое регулирование экономики. Существуют следующие методы регулирования: 1. Административное (законы, штрафы и т. п. ). 2. Экономическое: · кредитная политика (отношения с банками); · налоговая политика; · бюджетная политика.
Основная задача экономического стимулирования —обеспечение экономического роста, проведение антикризисной и антицикличной политик. Государственное регулирование способствует не только экономическому росту, но и изменению народно - хозяйственных пропорций, т. к. государство концентрирует в своих руках огромные финансовые ресурсы. Существуют следующие бюджетные методы финансирования народного хозяйства: 1. Государственные капитальные вложения (этот метод используется для оживления экономики, создания новых отраслей и т. д. ). 2. Государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос; государство способствует своевременной реализации товаров). 3. Субсидии (средства которые даются безвозмездно). Бывают 3 видов: ·дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков, задолженностей, например, по заработной плате); · субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы); ·экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены экспортируемого товара).
4. Инвестиции в СП (совместные предприятия). 5. Льготное кредитование со стороны государства. ИНФЛЯЦИЯ
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связано Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861- 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х гг. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
ГЛАВАI. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т. е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматриватся как всеобщий эквивалент, как деньги. Прежде всего нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако, такой рост цен, связанный с диспропорцией между • спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке - это еще не инфляция. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги: в 1973 г. общий уровень цен в США поднялся на 7%, а в 1979 г. - на 9%. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвация и ревальвация денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т. п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные. Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX - начала XX вв. ) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума и сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций. Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной. Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно-опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу. В третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок -это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения. В четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличвиает опасность "импортируемой" инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. ("энергетический кризис") вызывал рост цен на импортируемую нефть и - по технологической цепочке - на другие товары. В условиях • неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможность бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке. В пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы. Финансовая политика –целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. Это надстроечное понятие. В процессе ее выработки обеспечивается материальные условия для выполнения поставленных задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику. Финансовая стратегия –долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой. Финансовая тактика –решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии. Финансовая политика порождается экономическими отношениями, так как общество не свободно в выработке финансовой политики, оно исходит из своих возможностей, условий объективной реальности. У финансовых отношений существуют свои специфические законы развития. Своя логика оказывает обратное воздействие на развитие финансов: ускоряет или тормозит экономику. Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества. Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации. 2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий. 3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.
Функции финансовой политики: · фискальная; · экономическая.
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части: 1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу. 2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе. 3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям. В РФ при Е. Гайдаре выполнялся только лишь первый пункт при том, что не учитывались особенности народного хозяйства и социальной политики, что привело к печальным результатам. После Гайдара Черномырдин сначала делал попытки разрозненных действий, а потом появилась финансовая программа стабилизации. В ней, во–первых, отсутствовала концептуальная разработка финансовой политики, во–вторых, подход к проведению финансовой политики являлся прагматичным (не творческим)– копирование зарубежного опыта. Финансовая политика велась без учета состояния народного хозяйства. Однако финансовые мероприятия в то время содержали множество просчетов. Среди них: либерализация цен (в условиях монопольного хозяйствования), государство недостаточно реагировало на изменения условий хозяйствования и анализировало финансовую ситуацию. Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей: D ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в РФ сейчас спад ВНП – 50 %). D Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад инвестиционного процесса). D Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер). D Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер). D Жизненный уровень населения (в РФ снижается) D Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее время – 4 %). Должен быть не более 3 %. Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Около 500 трлн. руб. –проиндексированные сбережения населения, таким образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность, так и большую внутреннюю. Финансовая политика стабилизации включает в себя:
1) Остановить инфляцию: 1992 год – 26 раз 1994 год – 3 раза 1993 год – 9 раз 1995 год – 2 раза в 1995 году произошло резкое падение инфляции январь – 18, 5 %; февраль – 2 %; март – 2, 8 %. Идеал – 20 % в год (примерно 1 – 2 % в месяц). 2) Снижение дефицита бюджета до 3 % 3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.
К финансовой политике примыкает денежно - кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики—отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии).
Задачи финансовой стабилизации:
> стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.
> дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.
> государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.
Перейти к инвестициям и подъему !
Финансовые стимулы- экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании качественной стороны финансы используют в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов, стимулов. При этом преобладает качественное стимулирование экономики.
Можно выделить группы финансовых стимулов:
1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета). При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ. Финансоемкость –какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы. Финансоотдача –количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта. Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.
2. Использование специальных поощрительных фондов.
3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства. Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию. 4. Специальные финансовые льготы и санкции Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики Финансовый механизм –совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления. Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации. Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.
Финансовый механизм делится на: – финансовый механизм организаций; – страховой механизм; – механизм функционирования государственных органов; – кредитную политику.
В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.
Территориальное деление: //- финансовый механизм федерации; //- финансовый механизм республики; //- финансовый механизм местных органов. По воздействию на общественное производство: а). механизм мобилизации финансовых ресурсов; б). механизм предоставления финансовых ресурсов; в). механизм стимулирования общественного производства.
Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.
Можно схематически изобразить эти связи:
1. Использование финансов через познание возможностей этой категории. 2. Правовое оформление финансовой политики.
3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.
4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений. Финансовая политика на современном этапе. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются: 1). проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения; 2). преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно кредитной системы;
3). комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
– разумная приватизация государственного сектора; – дальнейшее развитие антимонопольной политики; – совершенствование действующей налоговой системы; – финансовое обеспечение конверсии; – развитие финансового рынка; – ликвидация бюджетного дефицита; – сокращение внутреннего и внешнего долга;
Структура финансового механизмаотражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков. Блок 1. Финансовые методы —способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:
© планирование; © систему расчетов; © прогнозирование; © аренду; © самофинансирование; © страхование; © инвестиционную программу; © залоговые операции; © кредитование; © траст; © выпуск ценных бумаг; © факторинг; © налогообложение; © лизинг; © трансферт. Блок 2 – Правовое обеспечение: © правовые акты; © законы; © указы; © постановления Правительства; © приказы, распоряжения, письма Минфина и т. п. Блок 3 – Финансовые рычаги: * прибыль * цена; * доход * арендная плата; * амортизационные отчисления * дивиденды; * финансовые санкции * процентная ставка; * дисконт Блок 4 – Нормативное обеспечение: * инструкции; * методические указания. Блок 5 – Информационное обеспечение: * компьютерные программы; * бухгалтерская отчетность; * статистическая отчетность; * оперативная отчетность и пр. 5 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
Управление финансами –совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей. Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся:
– ФПУО; – страховые отношения; – государственные финансы и т. д.
Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся: – финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; – финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); – налоговые инспекции.
Функциональные элементы управления:
Элемент 1. Планирование –это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. Элемент 2. Оперативное управление –комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах. Элемент 3. Контроль –сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
Управление финансами:
1. Стратегическое управлениезаключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП. 2. Оперативное управлениеосуществляется финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования. Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит: а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций; б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги; в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности;
г). осуществляют регулирование финансовой сферы.
Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат система финансовых органов. Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|