рефераты курсовые

Рынок труда и занятость населения - (курсовая)

p>Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т. п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет к все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

    Будущее российской политики в области занятости

Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше. Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т. д. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Современное состояние и особенности рынка труда Самарской области С переходом Российской Федерации на капиталистический путь развития население нашей страны попало в водоворот приватизации, реструктуризации и безработицы. Все ее явные и скрытые формы несут в себе элементы:

- повышение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- снижение норм потребления продовольственных и непродовольственных товаров; - ухудшение, качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий; рост числа заболеваний;

    рост преступности;
    снижение продолжительности жизни;

снижение репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации; -снижение объемов инвестиционных ресурсов;

-сокращение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; -увеличение объема непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы;

-ухудшение морально-психологического микроклимата в коллективах и семьях. В конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе - снижении безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и стратегические направления.

В целях снижения социальной и политической напряженности повсеместно созданы центры занятости населения, прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов всех уровней. Их отличие от современных центров занятости проявлялось через функциональные обязанности–сократить до минимума разрыв от момента увольнения до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению, как расселение населения по территории страны. Фактически отделы по труду занимались работой по сокращению временного лага по фрикционной безработице, при которой человек ищет где лучше. При всех других формах безработицы главная цель большинства безработных - найти место работы, лишь бы оно было, а затем перейти в ранг ищущих более подходящее место работы.

В современных условиях службы занятости (биржи труда) выступают в качестве определенного гаранта в общей системе мероприятий, проводимых в регионе по социальной защите населения.

Под социальной защитой мы понимаем комплекс системно увязанных, законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение важнейших социальных прав, включая право на труд, а также достойный уровень жизни, необходимый для воспроизводства и развития личности.

Каждая территория разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он определяется, следующими показателями:

    1) уровнем общей безработицы;
    2) качественным составом безработных;
    3) отраслевой структурой сферы материального производства;
    4) морально-психологическим настроем самих безработных;
    5) уровнем развития непроизводственной сферы;

6) темпами выхода региона из тисков экономического кризиса; 7) отношением территориальных властей к проблеме безработицы; 8) стоимостью вновь создаваемого рабочего места;

9) оперативностью реагирования рынка труда на все события, происходящие в стране и в регионе, в том числе на требования, предъявляемые к рынку труда со стороны ищущих работу и со стороны работодателя;

10) соотношением темпов высвобождения работающего населения и темпов создания новых рабочих мест;

    11) организационной структурой рынка труда.

Рынок труда Самарской области представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", являются:

- давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда все вертикальные и горизонтальные властные структуры и население о положении на рынке труда;

-принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения, составной частью которых выступает обеспечение желающих трудиться рабочими местами;

-удовлетворить потребности работодателей в качественном подборе рабочей силы, то есть отвечать большинству требований, предъявляемых к ней; -Оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации как состоящим, так и не состоящим на учете в службе занятости в соответствии с требованиями рынка труда;

-Оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде дотаций и субсидий, на создание новых рабочих мест.

В настоящее время государственная служба занятости Самарской области состоит из Департамента Федеральной государственной службы занятости населения, 7 городских, 22 районных, 3 межтерриториальных и одного межрайонного отделов. В этой структуре, по данным на 30 июня 1999 г. , трудится 671 чел. Каждая региональная служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Параллельно ей в области имеется 20 коммерческих бирж труда. Служба занятости выступает в качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется.

Служба занятости Самарской области входит в число различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой государственной структуры, имеется значительное число коммерческих бирж труда, а также оказывают услуги средства массовой информации.

Рынок труда функционирует как хорошо отлаженная система с двусторонним движением, то есть не только безработный ищет работу, но и работодатель рабочую силу. Каналами поиска работников работодателями на вакантные места могут выступать городские, районные службы занятости; коммерческие биржи труда, средства массовой информации, посредники в лице своих сотрудников и их знакомых, информация о вакансиях через объявления на дверях предприятий, информационных стендах объявлений, рассредоточенных в различных частях города, а также личные объявления самих граждан, ищущих работу.

Исходной базой для выявления особенностей рынка труда является количественная и качественная характеристика товара - рабочая сила, изменение конъюнктуры спроса на профессии, соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя.

Органами статистики на 1 января 1999 г. зафиксирована общая численность безработных в размере 190, 0 тыс. чел. Из них 65, 7 тыс. официально зарегистрированы в органах, государственной службы занятости. Относительно 1997 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 3%, а к уровню 1995 г. - в 2 раза. В территориальном разрезе официально зарегистрированные безработные распределились следующим образом: городская местность - 51, 2 тыс. чел. , в том числе по городам: Самара–22, 9, Тольятти - 13, 2, Новокуйбышевск - 3, 1, Сызрань - 2, 3, Отрадный - | 2, 1, Кинель - 1, 7, Октябрьск - 1, 6, Чапаевск - 1, 6, Похвистнево - 1, 4 тыс. чел. На 27 сельских районов приходится 14, 5 тыс. чел.

    Каждому из городов свойственны свои конкретные особенности

формирования рынка труда, пути разрешения проблемы занятости. Они вытекают из тех же самых перечисленных выше показателей. Практически мало отличающихся от других показателей по сельским районам, это:

    - половозрастная структура трудовых ресурсов;
    - отраслевая структура;
    объемы инвестиций в сельское хозяйство района.

Общая численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, начиная с 1997 г. имеет тенденцию к снижению, что может объясняться различными причинами, в том числе самим контингентом. Об изменениях этого контингента можно судить по следующим статистическим данным.

    Таблица 3. 1

Структура численности граждан, обратившихся в службу занятости Самарской области в период за 1992– 1998 гг. , %

    Год
    Ищущие работу,
    Всего
    В том числе
    Занятые трудовой деятельностью
    учащиеся,
    желающие
    работать в
    свободное
    от учебы
    время
    Незанятые,
    Трудовой
    Деятель
    Ностью
    из
    них:
    пен
    сионе
    ры
    1992
    100
    11, 1
    3, 7
    80, 2
    1, 9
    1993
    100
    4, 2
    2, 6
    93, 2
    3, 1
    1994
    100
    3, 3
    1, 3
    95, 4
    4, 3
    1995
    100
    3, 7
    19, 3
    77, 0
    4, 5
    1996
    100
    3, 4
    14, 9
    81, 7
    5, 9
    1997
    100
    1, 4
    11, 2
    87, 4
    6, 8
    1998
    100
    0, 4
    7, 9
    91, 7
    6, 6
    Изменения:
    Прирост (+)
    Убыль (-)
    Процентные пункты
    В 3 раза
    -15, 7
    -4, 2
    11, 5
    4, 7

Как свидетельствуют статистические данные в общей численности ищущих работу в первые годы анализируемого периода значительный удельный вес занимали лица, занятые трудовой деятельностью. Это можно объяснить различными причинами, в том числе желанием найти работу, соответствующую запросам ищущего, а также, по всей видимости, богатым перечнем вакансий. Из года в год сокращалась абсолютная величина лиц этой категории и за 1 января 1999 г. она составила 336 человек, что соответствует 1, 4% против 16, 1 % в 1992 г. , то есть снижение на 15, 7 процентных пункта.

Численность учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в рассматриваемом периоде менялась, и их абсолютная величина в 1994 г. занимала незначительный удельный вес - 1, 3%, но с 1995 г. в связи с ростом инфляции, резким высвобождением работающих, длительными невыплатами заработной платы родителям их абсолютная величина резко возросла с 611 чел. в 1994 г. до 17 278 в 1996 г. , затем стала постепенно снижаться и в 1998 г. равнялась 8183 чел. , что соответствовало 3, 7% в 1992г. , 19, 3% в 1995 г. и 7, 9% в 1998г.

Значительную долю в общей численности ищущих работу занимают лица, не занятые трудовой деятельностью. Удельный вес их в общей численности ищущих работу варьировал в интервале 77, 0% в 1995 г. и 95, 4% в 1994 г. На 1 января 1999 г, он составил 91, 7%. Абсолютная величина лиц этой категории за анализируемый период возросла на 67, 2 тыс. чел. и за 1998 г. равнялась 94 418 чел. Особого внимания заслуживает такая категория как пенсионеры. Доведенные до отчаяния высоким уровнем цен на предметы первой необходимости и не соответствующими им размерами пенсий, они вынуждены искать работу. Так, в службе занятости в 1992 г. состояли на учете 508 чел. , а в 1998 г. 6 215 чел. , то есть прирост за указанный период составил 5707 чел. (в 10 с лишним раз). Их доля в общей численности не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу равнялась, соответственно, 1, 3 и 6, 6%.

Одной из характерных особенностей самарского рынка труда является высокий удельный вес лиц, имеющих статус безработного в общей численности лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу. Некогда наметившаяся тенденция к росту переросла в закономерность - 35, 0% в 1992 г. и 94, 0% на конец 1998 г. в том числе получающие пособие по безработице 68, 0 и 91, 0 %.

Среди безработных наибольший удельный вес занимают женщины - 61, 5%, что также можно считать одной из особенностей рынка труда Самарской области. Весьма важно иметь четкую информацию о возрастном составе безработных, так как это одна из черт (особенностей) любого территориального рынка труда. В общей численности безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросла абсолютная величина лиц в возрасте до 18 лет со 143 чел. до 1284, т. е. в 7 раз; в возрасте от 25 до 29 лет с 59б до 5171 чел. ; предпенсионного возраста с 423 до4 206 чел. ; другие возрасты с 1 596 до 40 729 человек. Среди каждой возрастной группы подавляющее большинство безработных составляют лица женского пола (табл. 3, 2).

    Таблица 3. 2

Соотношение мужчин и женщин в общей численности зарегистрированных безработных в органах государственной службы занятости Самарской области в 1992– 1998 гг. , %

    Год
    пол
    Возрастные группы
    Всего
    До 18 лет
    От 18 до 24 лет
    От 25 до 29 лет
    Предпенсионный возраст
    Другие возрасты
    1992
    Мужчины
    Женщины
    28, 0
    72, 0
    11, 4
    88, 6
    9, 7
    90, 3
    10, 4
    89, 6
    22, 9
    77, 1
    100
    100
    1995
    Мужчины
    Женщины
    38, 8
    61, 2
    26, 8
    73, 2
    31, 0
    69, 0
    45, 2
    54, 8
    38, 1
    61, 9
    100
    100
    1997
    Мужчины
    Женщины
    39, 1
    60, 9
    29, 3
    70, 7
    38, 7
    61, 3
    54, 1
    45, 9
    36, 9
    63, 1
    100
    100
    1998
    Мужчины
    Женщины
    38, 2
    61, 8
    31, 3
    68, 9
    38, 4
    61, 6
    46, 4
    53, 6
    39, 7
    60, 3
    100
    100

Выделение органами статистики изложенных в таблице возрастных групп до18 лет, 18-24, 25-29 лет, пенсионного возраста объясняется тем, что они пытаются выявить наиболее уязвимые группы, то есть как адаптировались лица, окончившие среднюю школу и не поступившие в средние специальные и высшие учебные заведения, лица, окончившие их и попавшие в группу молодых специалистов, молодежь вообще и предпенсионный возраст.

Изучение этой категории имеет особую значимость в силу того, что: -трудоустроиться им весьма трудно, так как рынок труда изобилует молодыми возрастами;

    - степень трудоустройства этой категории слишком низкая;

- переподготовка нецелесообразна, так как это требует; значительных финансовых средств.

Как уже отмечалось выше, в каждой возрастной группе наибольший удельный вес занимают женщины. Хотя и наметилась тенденция к сокращению по годам анализируемого периода, их доля еще весьма значительна. Так, в возрастной группе до 18 лет она сократилась с 72, 0% в 1992 г. до 61, 8% в 1998 г. , в группе 18-24 лет, соответственно, с 88, 6 до 68, 9%, в группе 25-29 с 90, 3 до 61, 6%, среди лиц пенсионного возраста с 89, 6 до 53, 6% и в других возрастах с 77, 1 до 60, 3%. Начиная с 1995 г. разрыв в соотношении между мужчинами и женщинами среди безработных, зарегистрированных государственной службой занятости, несколько сократился по всем рассматриваемым группам, а в предпенсионном возрасте практически выровнялся. В 1997 г. доля безработных мужчин даже превышала безработных женщин на 8, 2 процентных пункта (54, 1%). Во всех других возрастах доля безработных мужчин по всем годам анализируемого периода варьировала в интервале 36, 9 - 36, 7 %.

Анализ рынка труда любого уровня обязывает выявить уровни образования безработных, так как он может служить отправной точкой для выявления степени эффективности использования финансовых ресурсов, направленных ранее на превращение лиц трудоспособного возраста в человеческий капитал. Уровень образования безработных можно рассматривать как особенность рынка труда. Безработные Самарской области по этому показателю распределились следующим образом:

    1) имеющие высшее образование - 13, 5%;
    2) имеющие среднее профессиональное образование - 25, 9 %;

3) имеющие начальное профессиональное образование - 18, 6%; 4) имеющие среднее общее образование - 29, 2%;

    5) не имеющие полного среднего образования - 12, 8%.

Статистические, данные свидетельствуют о высоком образовательном уровне безработных: 39, 4% среди них составляют лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, что также можно отнести к одной из особенностей Самарского рынка труда.

Вызывает серьезную озабоченность тот факт, что из общей численности зарегистрированных в службе занятости 46, 0% (30231 чел. ) составляют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства; 2, 9% (1923 чел. ) - инвалиды; 17, 2% (11 265 чел. ) - граждане; имеющие перерыв в работе более 1 года. Такое состояние на рынке труда свидетельствует о неспособности других членов семьи (глава семьи) содержать ее, а размер пенсии инвалидов не соответствует стоимости минимального прожиточного уровня. Это еще одна из особенностей рынка труда Самарской области.

Среди зарегистрированных безработных 592 чел. (9, 0%) никогда не приступали к трудовой деятельности, 2006 чел. (3, 1%)–лица. нё имеющие профессии, специальности, то есть этот контингент требует определенных инвестиций для приобретения ими соответствующего профессионального образования, дающего возможность конкурировать в этой огромной резервной армии труда.

На рынок труда население области поступает по разным причинам. Структура безработных по годам рассматриваемого периода представлена в таблице 3. 3. Среди перечисленных причин увольнения с работы наибольший удельный вес занимает увольнение по собственному желанию. Причем удельный вес этой причины возрос с 34, 8% в 1992 г. до 54, 1 % в 1998 г. В течение рассматриваемого периода пик численности уволенных по собственному желанию пришелся на 1995 г. – 59. 5%. Все это позволяет не согласиться с формулировками в трудовых книжках “уволен по собственному желанию”. За ней скрываются другие причины: каждый работающий знает, как трудно трудно найти вакантное место и вряд ли 35 490 человек в 1998 г. уволились по собственному желанию, отыскав новое рабочее место.

    Таблица 3. 3

Структура безработных Самарской области, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по причинам увольнения за 1992-1998 гг. , % на конец отчетного периода*

    Причины
    Увольнения
    Годы
    1
    1992
    1993
    1995
    1996
    1997
    1998
    Уволенные по собственному желанию
    34, 8
    50, 6
    59, 5
    57, 0
    54, 6
    54, 1
    Уволенные за нарушение трудовой дисциплины
    2, 2
    1, 6
    2, 3
    2-1
    1, 6
    1, 3
    Высвобожденные работники
    50, 5
    33, 1
    18, 7
    22, 0
    26, 5
    25, 8
    Уволенные из Вооруженных Сил
    0, 2
    0, 3
    0, 5
    0, 6
    1, 2
    1, 4
    Граждане, освобожденные из мест лишения свободы
    1, 0
    1, 1
    0, 9
    0, 7
    0, 7
    0, 7
    Выпускники общеобразовательных школ
    2, 7
    4, 1
    3, 6
    3, 5
    2, 3
    1, 8
    Выпускники высших
    Учебных заведений
    4, 4**
    5, 0**
    1, 0
    0, 9
    0, 7
    0, 8
    Выпускники средних
    Специальных учебных заведений
    2, 3
    3, 0
    2, 2
    2, 5
    Выпускники профессионально-технических учебных заведений
    3, 7
    4, 1
    3, 7
    3, 4
    2, 6
    2, 5
    Другие причины
    0, 5
    0, 1
    7, 5
    6, 8
    7, 6
    9, 1
    Итого
    100
    100
    100
    100
    100
    100

* По данным статистического сборника: Рынок Труда Самарской области. Самара, 1999. С. 23.

    ** Выпускники высших и средних специальных заведений.

В фактах увольнения по собственному желанию, по всей видимости, присутствуют элементы принуждения и политика соглашательства в силу следующих причин: промышленные предприятия, отправляют работающих в неоплачиваемые отпуска или длительное время не выдаётся заработная плата;

- предприятия смешанной формы собственности, частного сектора принуждают не устраивающих их людей писать заявления об увольнении по данной статье КЗоТ; работающий, которого увольняют за нарушение трудовой дисциплины сам просит администрацию предприятия (учреждения) уволить его по собственному желанию; на предприятиях всех форм собственности в силу массового высвобождения работников у ряда руководителей могло возникнуть желание чрезмерной эксплуатации наемного труда.

Подобную ситуацию предвидели еще в 1990 г. разработчики программы мер по социальной защите населения Самарской области условиях становления рынка и включили в нее такой раздел: меры по защите населения от чрезмерной эксплуатации наемного труда работодателя независимо от форм собственности. Он охватывал все стороны производственной деятельности и вознаграждений за труд, а именно:

1) профсоюзам вменялось в обязанность заключение с работодателями коллективных договоров, в которых должны быть предусмотрены такие гарантии: минимум заработной платы, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, выплаты компенсационного характера;

недопущение ужесточения норм труда без соответствующего изменения организационно-технических условий их выполнения;

    ограничение норм продолжительности рабочего времени;

установление сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели; льготные пенсии, доплаты и материальная помощь, для неконкурентноспособных граждан;

    продолжительность трудовых и социальных отпусков;

Должна была осуществляться организация государственной экспертизы условий труда на территории области.

По всей видимости, работодатели проигнорировали требования, выдвигаемы этой программой, или она вообще была забыта, в результате чего в области наблюдался высокий уровень травматизма, давший уже в 1991 г. 8118 несчастных случаев, в том числе 167 случаев со смертельным исходом. К 1996 г. численность травматических случаев сократилась до 3986, в том числе среди 992 женщин, но абсолютная величина смертельного травматизма снизилась незначительно, до 161 (-6). Такое положение на предприятиях области потребовало разработки программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, рассчитанную на 1998-2000 гг. Было принято Постановление Губернатора Самарской области с одобрением этой программы и направлением ее для утверждения в Губернскую Думу. Контроль за выполнением этого постановления был возложен на первого заместителя Губернатора Самарской области.

Но не исключены и случаи меркантильных интересов и самих работающих, и работодателей. Уволившиеся регистрируются в службе занятости, получают статус безработного и причитающееся им ежемесячное пособие, а сами устраиваются на работу в те структуры, где не требуют трудовую книжку. По истечении определенного времени им предлагаются рабочие места, но у них цель - упросить работодателя оформить им отказ в трудоустройстве, чтобы не потерять пособие. Нередко и предприятия проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании необходимо заключение государственной службы занятости, в котором оговаривается численность безработных, которая

будет направлена на это предприятие службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами им отказывают в трудоустройстве. Наибольшее количество уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Красноярском.

В 2 раза сократился удельный вес высвобожденных работников - с 50, 5 до 25, 8%. Эти две причины занимают 2/3 от общего числа причин.

Абсолютная величина лиц 16 лет и старше, обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с 351 до 5038 чел. Это свидетельствует о том, что процесс обучения и переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю. Доля лиц этой категории в общей структуре причин сократилась с 10, 8 до 7, 6 %.

Данная выше количественная и качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы занятости–это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения проблемы. В настоящее время рынок труда Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы.

Самарский областной рынок труда характеризуется сокращением числа привлекательных вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной безработицы, несоответствием между спросом и предложением вакансий, образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так далее.

Как на всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца выступает безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве покупателя– “работодатель”, призванный публично представить все имеющиеся в его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей.

Все каналы мобильности и посредники на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач - снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной напряженности в регионе, стране в целом. Частные агентства по трудоустройству - это новый посреднический институт, набирающий свою силу и значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними структур. К началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20. Одной из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи, именуемые в рыночных условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными" людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где трудовой коллектив формируется из родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников этого предприятия.

В Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой информации. Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий. Этот вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо мошеннический характер.

Многоуровневый маркетинг -одна из специфических форм посредничества на рынке труда. Здесь не существует прямого различия между работодателями, посредниками и клиентами, так как потребитель распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице, анкетирование, объявления в газетах, обзвоны населения по телефонам с предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду, получает определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового человека, то есть принцип заинтересованности налицо. Все перечисленные виды посредничества можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области.

Единовременным социологическим обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие данные по г. Самаре:

    а) социальные связи - 59, 4%;
    б) самостоятельно-21, 3%;
    в) через службу занятсти-2, 6%;
    г) частные агентства- 0, 8%;
    д) объявления;
    е) распределение.

Как свидетельствуют приведенные статистические данные, призванные обеспечить трудоустройство службы занятости фактически не оправдывают возложенных на них обязанностей.

Согласно данным Департамента Федеральной службы занятости населения и данным Государственного комитета статистики по Самарской области за 1993-1998 гг. возросла продолжительность безработицы (табл. 3. 4).

    Таблица 3. 4

Распределение безработных Самарской области по продолжительности безработицы на конец отчетного периода, %

    Годы
    1993
    1995
    1996
    1997
    1998
    Всего
    100
    100
    100
    100
    100
    В том числе по продолжительности безработицы:
    До 1 месяца
    от 1 до 4 месяцев
    от 8 месяцев до 1 года
    более 1 года
    17
    12
    11
    10
    10
    40
    42
    34
    27
    31
    15
    6
    16
    8
    20
    10
    22
    17
    17
    17
    Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, но также она затрагивает западные страны. До недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием“Программы социальных реформ в РФ на период с 1996 по 2000 г. ”, в которой упор делался на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. После принятия этой программы по нынешний день принимаются новые решения и программы в пользу работающих и ищущих работу людей. Поэтому будем надеяться, что эти программы будут эффективны и станут предпосылками экономического роста России.

    Список литературы
    Долан Э. , Линдерт А. Макроэкономика. СПб. , 1996.

Курочкин В. К. , Мокшин В. Н. , Цыганкова Е. В. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения, Самара, 1997.

    Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М. , 1992.
    Макконнелл К. Р. Брю С. Л. Экономикс. М. , 1992. Т. 1.

Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 1999. Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М. 1995.

Информационно справочный материал Департамента Федеральной государственной службы занятости по Самарской области за 1998 г.

Рынок труда в Самарской области: стат. сборник. Самара, 1999. Экономика: учеб. / под ред. А. С. Булатова. 2-е изд. , М. , 1997. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е изд. СПб. , 1999

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты