рефераты курсовые

Современный экономический кризис в России - (курсовая)

p>Антикризисная программа Правительства должна обеспечить решение следующих задач.

1. Нейтрализация угроз массового голода и замерзания населенных пунктов. 2. Оживление производства, предотвращение массовой безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала.

    3. Сохранение и развитие основ рыночной экономики.

4. Недопущение внешнего банкротства государства с арестами зарубежных активов и экономической изоляцией страны.

Конкретный перечень мер, необходимых для решения перечисленных задач антикризисной программы:

    Блок 1. Жизнеобеспечение.

Основные технологии: индексация (в госсекторе) и компенсация (в частном секторе) доходов в целях защиты потребления от инфляции, государственный контроль за энергетическими монополиями, централизованный импорт и госзакупки в целях создания товарных резервов.

Блок 2. Реанимация платежной системы и оздоровление банковского сектора. Основные технологии: взаимозачеты, целевое рефинансирование коммерческих банков для выполнения их обязательств, организация и контроль за обращением векселей, складских свидетельств, других платежных инструментов, ограниченная денежная эмиссия на эти цели, электронизация системы расчетов.

Блок 3. Оживление производства, предотвращение нарастания массовой безработицы.

Основные технологии: расширение финансирования оборотных средств предприятий, государственное стимулирование инвестиций, поддержание конкурентоспособности производств.

    Неотложные меры по стабилизации
    Обеспечение устойчивости рубля:

централизация валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов;

введение обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку; установление государственного контроля за экспортными операциями предприятий, вывозящих основные экспортные сырьевые товары;

- восстановление ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного капитала;

- прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России; - введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты, за исключением Центрального банка;

- повышение устойчивости структуры валютных резервов страны. - восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа Регулирование цен:

- “замораживание” цен на энергоносители, сырьевые товары и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;

- введение процедуры предварительного декларирования повышения цен, жесткого контроля за ценами на товары первой необходимости;

- резкое ужесточение антимонопольного регулирования торговли. Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:

- перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета; - введение реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;

- восстановление кредитов Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах бюджетного года; - нормирование бюджетных выплат исходя из дифференциации по регионам прожиточного минимума;

- натурализация не менее 1/2 пенсий и пособий, введение спецмагазинов (распределителей) для пенсионеров, детей и инвалидов по твердым ценам; - установление лимитов гарантированного тепло- и энергоснабжения производственных предприятий с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств государства; - перевод в Федеральное казначейство всех государственных внебюджетных фондов; - усиление государственного контроля за деятельностью “Газпрома”, РАО “ЕЭС России”, других естественных монополий.

Расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов.

Национализация неплатежеспособных предприятий и банков, имеющих стратегическое значение для экономики страны.

Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление платежного кризиса

    В бюджетно-налоговой сфере:

- обеспечение исполнения Бюджета развития, прежде всего, в части предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты;

- введение системы общественных работ на принадлежащих государству объектах инфраструктуры с натуральной формой оплаты;

    - выполнение государственной инвестиционной программы;

- расширение и рационализация системы государственных закупок отечественной продукции;

- отмена налоговых санкций за продажу товаров по ценам ниже себестоимости. В сфере управления государственными активами:

- инвентаризация исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым обязательства не выполнены, и последующей реприватизацией предприятий;

- инвентаризация отношений недропользования, отзыв лицензий на разработку месторождений природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала для их освоения с последующим предоставлением лицензий на конкурсной основе под обеспеченные обязательства инвесторов; кардинальное повышение ответственности за управление государственными активами. В денежно-кредитной политике:

- переориентация политики денежного предложения на оживление производственной сферы, привязка денежной эмиссии к пополнению оборотных средств предприятий через соответствующее целевое рефинансирование коммерческих банков; - принятие мер по снижению процентных ставок до уровня, обеспечивающего возможности кредитования и инвестиций в развитие производственной сферы, при необходимости - создать механизмы льготного кредитования развития производства;

создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая товарные закладные.

    Во внешней торговле:

- стимулирование экспорта, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты; - прекращение практики предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;

    ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров.

Переход к активной промышленной и научно-технической политике. Промышленная политикадолжна включать в себя: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления государственных инвестиционных и научно-технических программ, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий. Для этого необходимо обеспечить, с участием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

Меры по сохранению научно-технического потенциала должны включать в себя: - защиту государственных расходов на науку и стимулирование научно-технического прогресса от обесценения и сокращения, закрепление доли бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР не ниже 3% ВВП;

- сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;

- поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом.

Существуют и другие способы разрешения бюджетного кризиса. Сценарий Черномырдина-Федорова-Ковальо (противники прозвали его“политика контролируемой гиперинфляции”). Суть заключается в том, что для погашения всех долгов и пополнения бюджета используется эмиссионный источник. В результате рубль обесценивается в десятки, а лучше в сотни раз, все долги выплачиваются или девальвируются. После этого в дополнение к инфляционной валюте вводится альтернативная, устойчивая, или осуществляется привязка рубля к устойчивой иностранной валюте. Успех этого метода сомнителен: после августовского кризиса вряд ли кто-нибудь поверит новым денежным единицам государства. Недостатки этого метода заметны: полная зависимость рубля от доллара–дополнительные издержки для государства, а также возможность социального взрыва.

Есть проекты выхода из кризиса с помощью возврата к командно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая, программа, чем экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время.

Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются: Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики более выгодным и не столь рискованным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться налогово-дотационные и таможенные механизмы.

В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютную спекуляцию. Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений– на инвестиции.

    4. Заключение.

В нашей работе мы попытались раскрыть все намеченные раннее задачи. Нами была проанализирована необходимая литература по теме работы, раскрыто понятие экономического кризиса, выделили виды и причины кризиса, определены альтернативные пути выхода из кризиса в российской экономике, сформулированы концептуальные предложения.

Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имели успех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому–финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ–средний класс. Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица.

Таким образом, основная задача реформ –создать в России рыночную самостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может. Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки плановой, элементы рыночной экономики и на криминальные структуры не может соответствовать требованиям большинства населения России. Так 98 г. можно вполне определенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапа реформ, остается надеяться, что совершенные ошибки будут учтены и не повторятся в будущем.

Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых решена, большинство сохранились, возникли новые. Ожидает своего решения вопрос о создании эффективного собственника: земля подлежит купле-продаже только на территории Саратовской области, “кто-то”, получивший контроль над монополиями становится “новым русским”, но отнюдь не эффективным собственником. Как никогда остро стоит проблема теневой экономики и другие. Все эти проблемы придется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.

Кризис развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен. Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную часть национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения экономической политики. Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.

    5. Список используемой литературы:

А. Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М. : Пресса, 1997 г Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист, 1998 №9

Дж. Д. Браун, Дж. С. Эрл (Стокгольмский институт переходной экономики) К вопросу об оценке программы приватизации предприятий в России. //Обзор экономики России выпуск №2 1999г.

Итоги экономических реформ в России и план развития на 1999 – 2003 годы”, доклад Правительства РФ, Вестник пресс-центра при правительстве РФ M. 1998 г Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики. //Российский экономический журнал 1998 №9-10

Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 1998 №11

Морозов В. Анатомия кризиса-политика "отсрочной инфляции". // Вопросы экономики, 1998 №9

Петраков Н. Я. “Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней” М. 98г. По материалам Аналитического вестника Иформационно- Аналитического Управления Aппарата Совета Федерации. M. 1999г.

Самсон И. Придёт ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований. //Вопросы экономики 1998 №8 Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики 1998 №10 “Экономика переходного периода”, Институт переходной экономики, M. 1997 г. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис. //Вопросы экономики 1998 №11-12

    Россия: в тисках депрессивной стабилизации
    БОРИС ПЛЫШЕВСКИЙ
    доктор экономический наук,
    профессор Государственной академии управления
    имени Серго Орджоникидзе
    • Переломный год в снижении уровня инфляции
    • Усиление инвестиционного кризиса
    • За чертой бедности остается не менее 1/5 населения

Налицо две главные тенденции - развитие некоторых признаков стабилизации экономики и жизненного уровня населения и одновременно сохранение в производстве и социальной сфере ряда кризисных процессов. Продолжалось формирование многоукладной рыночной экономики, в результате чего доля негосударственного сектора в создании ВВП увеличилась до 70%. Вместе с тем расширение рыночных отношений, притормозив проявления кризиса в одних областях (прежде всего в области инфляции, доходов и покупательной способности населения), не смогло выправить положение в других сферах (инвестиционной, финансовом положении предприятий, на рынке труда).

Уровень деловой активности, выраженный динамикой ВВП как обобщающего показателя изменения объема производства товаров и услуг, снизился на 6% против 4% в 1995 г. Глубина спада производства увеличилась на 2 процентных пункта, хотя в целом была значительно меньшей, чем в предшествующие годы, когда либерализация экономики осуществлялась особенно быстро. Снижение производства имело место главным образом в первом полугодии, в третьем квартале его среднемесячные уровни стабилизировались, благодаря чему индексы ВВП и продукции промышленности за год мало отличаются от их величин в январе - июне.

Менее удовлетворительны показатели инвестиционной деятельности. Капитальные вложения за счет всех источников финансирования в январе - ноябре 1996 г. уменьшились на 18% против 13%-ного снижения за тот же период 1995 г. , что свидетельствует об усилении инвестиционного кризиса. Последний по-прежнему остается более глубоким, чем кризисное сокращение годовых объемов производства. Уменьшение инвестиций опережало снижение производства ВВП в 3 раза. Замедление инфляции стало решающим фактором финансовой стабилизации, которая проявилась в первую очередь в достижении большей устойчивости покупательной способности рубля. Это обстоятельство существенно изменило всю конъюнктуру рынка. Заметно снизились инфляционные ожидания, прежде всего со стороны населения, которое стало меньше опасаться обесценения своих доходов и сбережений. Вместе с тем замедление инфляции осложнило решение других задач финансовой стабилизации как на макроуровне в части обеспечения сбалансированности госбюджета, так и непосредственно в производстве, на уровне предприятий.

В первые годы реформ инфляция во многом способствовала увеличению доходов бюджета и относительному сокращению размеров его дефицита. В условиях замедления роста цен предприятиям стало гораздо труднее рассчитываться с поставщиками, выплачивать налоги и осуществлять другие обязательные платежи Все это вызвало увеличение бюджетного дефицита по отношению к ВВП как в сравнении с 1995 г. , так и показателями, утвержденными законом о госбюджете на 1996 г. Дефицит федерального бюджета был определен на уровне 3, 85% ВВП и в основном выдерживался правительством на протяжении всего года. Таблица 1

Основные показатели 1996 г. , % к аналогичному периоду предыдущего года

    Показатель
    1996 г.
    1995 г.
    январь - ноябрь
    январь - июнь
    Производство ВВП
    94
    85
    96
    Инвестиции
    82
    86
    90
    Индекс потребительских цен (к декабрю 1995 г. )
    120, 1
    115, 5
    231
    Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП
    4, 7
    5, 6
    3, 3

Просроченная кредиторская задолженность, % к ВВП (на конец периода) 24, 7

    ....
    14, 8
    Розничный товарооборот
    96
    98
    93
    Реальные располагаемые денежные доходы населения
    99
    100
    87

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума 88

    79
    110
    Общая численность безработных
    111
    111
    111

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике. В финансовые проблемы достигли такой остроты, что все попытки отложить их решение стали невозможными. Правительство было поставлено перед необходимостью принятия болезненных мер в этой области.

Ухудшение финансового положения предприятий, подтверждая усиление влияния рыночных регуляторов со стороны спроса, объясняет также причины неодинакового снижения объемов производства по отраслям.

В сельском хозяйстве 1996 г. закончился с меньшим снижением производства продукции, чем предыдущий В строительстве наряду с дальнейшим уменьшением ввода основных фондов и производственных мощностей сократилось строительство жилья.

Единственным сектором экономики, закончившим год с увеличением масштабов своей деятельности, былвнешнеэкономический.

В структуре экспорта основное место занимали товары топливно-сырьевой группы, а в структуре импорта - товары потребительского назначения.

    Таблица 2

Динамика производства по отраслям, % к аналогичному периоду предыдущего года

    Отрасли экономики
    1996 г.
    1995 г.
    январь-ноябрь
    январь-июнь
    Промышленность в целом
    95
    96
    96
    в том числе крупные и средние предприятия
    92
    93
    96
    из них:
     
     
     
    добывающие
    обрабатывающие
    95
    90
    97
    92
    98
    98
    Отрасли промышленности
     
     
     
    электроэнергетика
    топливная
    черная металлургия
    цветная металлургия
    химическая и нефтехимическая
    машиностроение
    лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
    стройматериалов
    легкая
    пищевая
    99
    97
    96
    94
    88
    88
    79
    75
    72
    91
    101
    98
    97
    97
    88
    86
    84
    75
    74
    95
    97
    98
    109
    100
    111
    96
    96
    93
    70
    91
    Сельское хозяйство
    93
    93
    92
    Объем подрядных работ в строительстве
    88
    89
    89

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике. ***

Таким образом, в 1996 г. Россия так и не вышла из противоречий депрессивной стабилизации, тенденции которой проявлялись в той или иной степени с начала 1995 г. Главные положительные результаты - снижение инфляции, относительная стабилизация конечного потребительского спроса населения, приостановка во втором полугодии сокращения объемов производства. К числу негативных явлений относятся падение инвестиционной деятельности, дальнейшее ослабление материально-технической базы и производственного потенциала страны, медленная структурная перестройка производства, а также обострение финансового кризиса в реальной сфере экономики.

    Таблица 3
    Динамика заработной платы и пенсий,
    % к аналогичному периоду предыдущего года
     
    1996 г.
    1995 г.
    январь- октябрь
    январь- июнь
    Заработная плата
     
     
     
    номинальная
    реальная
    166
    108
    187
    108
    210
    72
    Средний размер назначенных пенсий
     
     
     
    номинальной
     реальной
    167
    108
    185
    107
    242
    81
    Стоимость прожиточного минимума
    146
    161
    305

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике. На основе этого можно очертить круг проблем, которые переходят на 1997 г. : активизация инвестиционной деятельности и обеспечение подъема экономики, переход от депрессии к расширенному воспроизводству;

упрочнение финансовой стабилизации - дополнение низкой инфляции (11% за год) оздоровлением финансового состояния предприятий при соблюдении намеченных размеров дефицита федерального бюджета (3, 6% к ВВП);

достижение роста покупательной способности (реальных доходов) населения при сокращении масштабов бедности (численности населения с доходами ниже прожиточного минимума) и степени дифференциации доходов, усиление социальной направленности реформ, продолжение их в интересах основной массы населения.

    ИНТЕРВЬЮ
    Альтернативы экономического развития России в ХХI в.

–Среди многих предсказаний социально-экономического будущего России выделяются два противоположных: одни полагают, что Россия неудержимо катится в разряд стран “третьего мира” и будет долго там прозябать. Другие уверяют, что можно преодолеть трудности развала, обеспечить подъем и сохранить титул “третьего Рима”. Кто ближе к истине?

– Будущее России во многом зависит от сценария, по которому пойдет развитие всего человеческого сообщества. Лично я предвижу три сценария– очень плохой, плохой и неизбежный. Есть основания утверждать: третье тысячелетие человечество встретит триумфальными достижениями научно-технической революции, для которой богатым стал и ХХ в. , с середины которого началось освоение космического пространства.

На этом фоне проявилась теоретическая и практическая несостоятельность современных социально-экономических систем. Общественно-экономические отношения находятся в противоречии с достижениями науки и техники, что тормозит эффективное развитие новых производительных сил для повышения благосостояния людей. Более того, эти достижения используются ограниченным кругом людей ради упрочения власти и беспредельного обогащения, во вред абсолютному большинству населения, что является подтверждением слов Макса Вебера: “Цивилизованная дикость— самая худшая из всех дикостей”.

“Цивилизованная дикость” привела человечество на грань ядерной катастрофы. Накоплено столько ядерного оружия, что можно многократно разрушить планету. Это самый плохой сценарий. – А каков второй сценарий развития нового века?

– Он возможен только в случае предотвращения “горячей” третьей мировой войны. Давайте исходить из того, что в конечном счете цивилизация восторжествует над дикостью и ядерная катастрофа будет предотвращена. Тогда человечеству, по моим прогнозам, неизбежно предстоит пережить мировой финансово-экономический кризис, на фоне которого кризис 1929—1933 гг. покажется детской шалостью. О его неотвратимости справедливо предупреждают многие экономисты. В этом отношении заслуживает серьезного внимания международная конференция на тему: “Россия, США и глобальный финансовой кризис”, которая проходила в Москве в 1996 г. В докладе Л.  Ларуша (США) говорилось: “Проводимая ныне крупнейшими державами Запада и руководством МВФ экономическая политика обречена на неминуемый и близкий крах, а народам мира она сулит одни страдания”.

– А нельзя предотвратить острый кризис, так же как и ядерную катастрофу? –Это, по моему мнению, исключено. Ликвидация угрозы ядерной войны зависит от воли и сознания людей, а финансово-экономический кризис будет результатом игнорирования объективных экономических законов. В 1526 г. в “Трактате о чеканке монет” Николай Коперник писал: “Как не многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными, по-моему, являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность, обесценение монеты.

Перспективы развития управления российской экономикой в огромной степени зависят от выбора конкретного пути экономического и всего общественного развития. Мысли и позиции по этой проблеме, как и об альтернативах развития всего человечества, высказал известный российский экономист, автор многих проблемных книг и статей,

в том числе и в нашем журнале, заведующий кафедрой экономической теории Академии труда

и социальных отношений, доктор экономических наук ДМИТРИЙ ВАЛОВОЙ, с которым беседовал консультант журнала профессор Вадим Семенов. Первые три так очевидны, что их все сознают, четвертое же, то есть обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно порождает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто". В этой связи обратим внимание, что за рубежом США ныне “вращается” более 400 млрд долл. , что в 2 раза больше, чем внутри Соединенных Штатов. – Однако Вы не будете отрицать, что в США огромные золотые запасы и еще гораздо больше другого богатства?

– Золотые запасы США на начало 1999 г. составляют 262 млн тройских унций (1 унция–279 долл. ). Это значит, что стоимость золотого запаса составляет 245, 3 млрд долл. Но если такая масса золота с наступлением финансового краха будет брошена на рынок, то его цена упадет минимум в 3 раза. Но допустим она сохранится. Тогда добавим к этой сумме валютные резервы США—58, 9 млрд долл. и получим 304, 2 млрд долл. , что далеко не покрывает “гуляющие” по свету доллары. К этим не покрытым золотом и валютными резервами примерно 150 млрд долл. надо добавить такие “мелочи”, как 7, 4 трлн долл. внутреннего долга США и примерно 210 млрд долл. ежегодного дефицита платежного баланса. Вот где истоки грандиозной мировой пирамиды. На ее фоне российская пирамида ГКО, рухнувшая 17 августа 1998 г. — это мелкая монета по сравнению с пачками солидных купюр. Крах мировой долларовой пирамиды обусловлен объективными экономическими законами, а его сроки могут изменяться рядом субъективных факторов: одни могут его ускорять, а другие, наоборот, отодвигать. Но чем грандиознее пирамида, тем больше будет жертв и внушительнее масштабы ущерба.

    – А каков третий сценарий — перспективный?

– Третий сценарий —это равноправное международное сотрудничество на региональном и межрегиональном уровнях с учетом опыта международной интеграции. Такая возможность нам представляется на базе новой научно обоснованной экономической системы, которая должна в основном исключить обогащение за счет мошенничества и спекуляции. – А каково место России в этих сценариях?

– О первом лучше не говорить, так как при его осуществлении Россия будет в первом ряду ядерной атаки. Во втором сценарии у нее есть выбор. Если Россия будет привязана к доллару, то будущее ее печально.

России необходимо встать на конституционный путь развития. Я имею ввиду 7 ст. действующей Конституции, которая гласит: “Российская Федерация—социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Вместо этого мы построили буржуазное государство, которое имело место в давние времена лишь на “диком Западе”. Если Россия будет придерживаться нынешнего социально-экономического курса, то она прочно и надолго закрепиться на задворках стран “третьего мира”. По производству валового внутреннего продукта на душу населения мы ныне отброшены с первой мировой десятки во вторую сотню и продолжаем спускаться все ниже и ниже.

Но в России пока еще имеется огромный потенциал для сохранения статуса “третьего Рима” и достойного места среди великих держав. Используя многовековой опыт самодержавной России и все позитивное, что было в практике Советского Союза, наша страна может и должна встать на путь построения социального государства, тем более, что экономическая наука накопила для этого большие наработки. Они могут быть основой для смены нынешней преднаучной экономической системы, целью которой является обогащение, научной социально-экономической системой, направленной на удовлетворение потребностей людей. По моему убеждению, преодоление господства хрематистики над экономической системой создает для этого самые благоприятные возможности.

– Вы не могли бы дать краткую характеристику динамики развития такой экономической системы? Но перед этим прошу сделать пояснение понятия “хрематистики”, о котором Вы упомянули.

– Сущность хрематистики состоит в искусстве наживать богатство (греч. “хрема” –имущество, владение). Это понятие в научный оборот ввел Аристотель. Заботу об умножении денежного богатства он назвал “хрематистикой”. Аристотель использовал это понятие для противопоставления его понятию “экономика”, которая, по его мнению, является естественной нормой хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Хрематистику же Аристотель считалпротивоестественной хозяйственной деятельностью, так как она ведется не ради потребления, а ради накопления богатства любыми средствами.

В частности, он писал: “В искусстве наживать состояние, поскольку оно скапливается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности”. Поэтому автор делает вывод: “Ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является по преимуществу противным природе, потому что оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое значение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег”.

В течение многих веков не только религиозные, но и светские учения осуждали хрематистику. По мере развития буржуазных производственных отношений хрематистика сталацелью производства, а удовлетворение потребностей людей является лишь одним из путей получения капиталом прибыли.

Нынешняя капиталистическая экономическая система порочна и беспреспективна. – А что вы считаете наиболее важным достижением экономической науки? – Создание теории трудовой стоимости, по которой единственным источником богатства народов является труд. Согласно этой теории, субстанция и величина стоимости товаров и услуг обусловливаются количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство и реализацию. В переводе на практический язык это означает, что стоимость товаров и услуг определяются признанными обществом затратами живого и обобществленного (прошлого) труда.

Основа для данной научной экономической системы создана в XVII—XX вв. Главную же научную работу в области экономики осуществили К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Но перспективы завершения целостной научной экономической системы в конце XX в. более туманны, чем в середине века, когда для этого были упущены многие благоприятные возможности.

–Почему марксизм будучи официальной доктриной в СССР не выдержал испытания временем?

– В начале 20-х годов в СССР между экономистами разгорелись горячие споры на тему: как определять стоимостный объем производства? Одни предлагали для этого показатель валовой (товарной) продукции, в обиходе просто “вал”, который включает многократный повтор стоимости сырья и материалов. Большинство же экономистов предлагало измерять объем производствапо чистой продукции, т. е. по вновь созданной или добавленной стоимости. К большому сожалению, в конечном счете чаша весов склонилась к “валу” и он стал главным директивным показателем на всех уровнях хозяйствования. На его основе определялись темпы роста производства и повышения производительности труда. Как ни парадоксально это звучит, в советской экономике произошел реванш “догмы Смита”.

По Адаму Смиту стоимость годового продукта состоит из доходов —зарплаты рабочих, прибыли капиталистов и ренты землевладельца. Оппоненты Смита ставили вопрос: а как быть с повторным счетом стоимости предметов труда? Вразумительного ответа на этот вопрос Смит дать не мог. Вскрывая несостоятельность “догмы Смита”, Маркс доказал, что стоимость любого товара как и стоимость годового продукта состоит из трех частей–стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и прибыли. Образно он выразил это известной формулой: с+v+m. Большое практическое значение имеет следующее предостережение Маркса: “Чтобы не запутывать дела, создавая бесполезные затруднения, необходимо отличать валовую выручку, или валовой продукт, от валового дохода”.

Указанные положения Маркса стали альфой и омегой капиталистической хозяйственной практики в Европе еще в конце XIX в. , а после мирового экономического кризиса 1929—1930 гг. —и в США. В этой связи известный австрийский экономист Л. Машэ-Суница писал: “Меня поражало и удивляло, с какой последовательностью буржуазная политическая экономия придерживается в частных вопросах экономического учения Маркса и с каким упорством советские экономисты, на словах объявляя веру в учение Маркса, по существу от него отпихиваются”.

– Как же политэкономы СССР могли допустить, чтобы советская экономика базировалась на “догме Смита”?

– В 20-е годы политэкономия социализма вообще не признавалась. Господствовала точка зрения Н. Бухарина: “Конец капитализма будет и концом политэкономии”. В 1929 г. впервые опубликованы замечания В. И. Ленина на книгу Н.  Бухарина “Экономика переходного периода”, сделанные сразу же после ее выхода в 1920 г. На полях против вывода Бухарина о “конце политэкономии” он написал: “Неверно. Даже в чистом коммунизме политэкономия сохранится”. Бухарин эти замечания игнорировал и продолжал отстаивать свою точку зрения. Но в дальнейшем большинство советских экономистов перешли на сторону Ленина. В середине 30-х годов политическая экономия социализма была официально признана. Но до середины 50-х годов затратная система стала на практике и в теории господствующей. Резкая критика порочной практики со стороны многих экономистов игнорировалась государственными органами и официальной наукой. В конечном счете политическая экономия социализма превратилась в апологетику затратной хозяйственной системы, которая противоречила не только теории, но и здравому смыслу. Теоретически целью социалистического производства декларировалось удовлетворение потребностей народа, а практически производителям делать это было невыгодно, а порой и разорительно.

– Прошло почти 10 лет “рыночных реформ”, чем Вы можете объяснить столь плачевные их результаты?

– Слово “реформа” означает прогрессивное изменение в жизни людей с целью укрепления существующего строя. Таковы были реформы Петра I, Александра II, Витте, Столыпина. Примером умелого проведения современных экономических реформ является Китай, который в рамках социалистической системы за годы реформ, умело сочетая плановые и стихийные рычаги регулирования, увеличил объем ВВП в 5 раз, а потребление на душу населения—в 3, 5 раза. Имея всего лишь 7% мировой пашни, Китай кормит 22% населения планеты.

В России пытались проводить реформы под флагом перехода к рынку. Давайте уточним: что такое рынок? Когда речь заходит о рынке, необходимо различать три его ипостаси:

первая — рынок как базар, т. е. место торговли или обмена товарами; вторая — рынок как особый сектор общественного воспроизводства —сфера обращения, соединяющая производителей с потребителями в условиях анархии производства;

третья —со времен А. Смита понятие “рынок” используется как абстрактная теоретическая экономическая категория. В данном случае оно применяется как синоним слова “стихийность”. Известное положение А. Смита о “невидимой руке” рынка означает, что рынок является регулятором отношений между производителями и потребителями.

Был ли рынок в СССР? Да, был в первых двух его видах. Он отсутствовал лишь в третьей ипостаси—как теоретическая категория, выражающая стихийное отношение между производителями и потребителями. Поэтому когда ныне речь заходит о переходе к рынку, то с научной точки зрения это означает замену планового, сознательного управления экономикой ее стихийным регулированием.

 Иначе говоря, “внерыночной” экономики никогда не было и быть не могло. Экономика с момента появления этого понятия была и остается рыночной по своей природе. Об этом свидетельствует и такой факт: добавление “рыночная” к слову “экономика” было сделано лишь после появления на исторической арене плановой экономики.

– А как Вам в целом представляется новая экономическая система? –Прежде всего необходимо реабилитировать политэкономию как фундаментальную науку. Новую экономическую систему нельзя “высосать из пальца” и создать ее в безвоздушном пространстве. Она должна выражать коренные интересы абсолютного большинства населения. Наиболее адекватно, на наш взгляд, это может сделатьсоциальное государство. Теоретической основой социального государства должна стать социальная политэкономия, которая призвана ликвидировать господство хрематистики над экономикой. Данная социальная политэкономия соответствует двум фундаментальным положениям, отражающим потребности современной цивилизации, –Декларации ООН о правах человека, согласно которой все люди от рождения имеют равные права и выводу экономической науки о том, что единственным источником богатства является труд. Чем выше уровень распределения создаваемых материальных и культурных благ по труду, тем справедливее социально-экономическая система. Новая экономическая теория должна впитать в себя положения всех предыдущих экономических систем, выдержавших испытание временем.

    – Включая и социалистическую?

– Разумеется. Но при исследовании марксистского экономического учения  в современных условиях необходим новый, нетрадиционный подход. Дело в том, что в литературе оно ограничивается лишь опытом социалистических стран. Но после Маркса и Энгельса социалистическое движение разделилось на два течения—коммунистическое и социал-демократическое. В XX в. и коммунисты и социал-демократы (социалисты) пришли к власти во многих странах. Поэтому многие историки XX в. называют веком марксизма. В уставе Социнтерна записано: “Построение демократического социализма”.

Социальная политэкономия должна впитать в себя не только основные исторические экономические учения, но и позитивные положения современных теорий. Особого внимания  в этой связи заслуживают труды Дж. К. Гэлбрейта и Г. Мюрдаля. Подчеркивая регулирующую роль государства в экономике, Г. Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. По мнению Дж. К. Гэлбрейта, для построения “нового социализма” необходимо, во-первых, преобразование буржуазного государства в народное, которое по существу и будет социальным; во-вторых, раскрепощение мысли, которое предполагает применениевсех экономических учений, включая учение Маркса. – Новая система, видимо, должна учесть и опыт западных стран? – Безусловно. При разработке механизма реализации новой экономической системы на практике социальная политэкономия должна использовать богатейшую хозяйственную практику XX в. В Швеции, например, в собственности государства находится менее 5% производственных фондов, а государство перераспределяет 80% национального дохода. Теоретически это очень важно: значит, и в условиях частной собственности на средства производства можно добиться солидных результатов в деле построения социального государства. Но при этом следует избегать негативных аспектов современного опыта. Ведь и ныне сохраняется стремление все подчинить извлечению наибольшей прибыли любыми путями. Цель регулирования традиционного буржуазного государства– не допустить перепроизводства товаров и снижения цен. Регулирование нового социального государства должно быть направлено на ликвидацию безработицы и снижение цен с учетом разумной рентабельности производства. Образно говоря, современная экономическая система, в которой господствует хрематистика, “вращается” на рубле, а новая система должна “вращаться” на труде. Труд должен стать основным источником благосостояния, а нетрудовое обогащение подлежит постепенному сокращению, а затем и ликвидации. Глобальное социальное развитие не может “пойти назад”, хотя и может замедлиться по субъективным причинам. Поэтому главная задача человечества в новом веке–преодоление ядерной катастрофы и ликвидация оружия массового уничтожения. Это непременное условие для прогрессивного сценария развития. В России же в условиях конституционного признания идеологического многообразия и обеспечения созидательного подъема имеются благоприятные условия для формирования и развития новой социально-экономической системы и определения адекватных путей реализации ее на практике1.

Свертывание внутреннего производства и спроса в сочетании с обвальной либерализацией внешнеторгового и валютного режима предопределило глубокую зависимость экономики России от вынужденного завоза иностранных товаров в страну и нерационального и малоэффективного сбыта российской продукции за границей.

За счет зарубежных закупок в настоящее время покрывается свыше половины потребностей страны в продовольственных товарах. Экспортная торговля России как была, так и остается в сильнейшей зависимости от конъюнктуры на внешних топливных и сырьевых рынках, поскольку подавляющая часть экспортной выручки no-прежнему поступает от продажи энергоносителей и продукции сырьевых отраслей, тогда как готовые изделия составляют ничтожную долю поставок за рубеж. В вынужденную зависимость от сбыта продукции за границей попали многие российские промышленные предприятия, для которых внешние рынки стали единственным источником их выживания. Не имея возможности продать товар внутри страны из-за отсутствия денег у потребителя, они любыми способами пытаются сбыть его за рубеж, сплошь и рядом по бросовым ценам. В зависимость от иностранных заказов на запуски спутников попала даже российская аэрокосмическая промышленность. Собственными руками российских властей создана редко встречающаяся вообще и совершенно не известная в развитых странах особая форма внешней экономической зависимости в виде так называемой долларизации, когда во внутреннем экономическом и денежном обороте страны широко используется денежная единица постороннего государства США. Россия, пожалуй, единственная в истории крупная суверенная держава, которая в условиях мирного времени допустила и не препятствует, а во многих случаях способствует обращению на своей территории чужих денег, проникших во все поры экономической жизни, -производство, внутреннюю торговлю, ценообразование, налогообложение, в сферу сбережений, в бытовой оборот. Поспешно установленная без учета реальных обстоятельств и последствий конвертируемость рубля и не имеющий аналогов в мире беспрепятственный доступ в страну американских денежных знаков привели к невероятной ситуации: долларовый компонент в российском наличном денежном обращении по стоимости превосходит рублевую массу! Свертывание национального производства России сопровождается падением темпов и масштабов внутреннего накопления, что. в свою очередь, лишает необходимых ресурсов инвестиционную сферу и делает невозможным не только расширенное, но и простое воспроизводство. Дело дошло до того, что единственным реальным источником обеспечения инвестиционного процесса остаются средства из-за рубежа, причем не в качестве дополняющих ресурсов, а в качестве главного фактора, от которого по существу зависит будущее экономическое развитие страны.

Превращение в топливно-сырьевую базу ведущих промышленных держав, удобное пространство для размещения экологически вредных производств и процессов, место для захоронения опасных отходов - такова вполне мыслимая перспектива "вхождения России в мировую рыночную экономику", если это будет осуществляться в условиях инвестиционной зависимости от иностранных источников. При сложившейся структуре внешней торговли уровень мировых цен на сырье и энергоносители сильнейшим образом влияет на состояние российской экономики. Размеры валютных и бюджетных доходов страны в очень большой степени зависят от конъюнктуры внешних рынков, в первую очередь, рынков нефти и нефтепродуктов, отличающихся большой нестабильностью.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты