|
Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ
Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ
Дата добавления: март 2006г.
Московская Государственная Финансовая Академия при Правительстве РФ Кафедра : “Международные экономические отношения” Дипломная работа на тему :
“Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ” Научный руководитель: Валовая Т. Д. Рецензент : Баранова Е. П.
/ / / / Слушатель : Стеценко Е. В. группа 5-МЭО - 1 Москва 2000 г. Содержание Введение Глава 1 Мировой опыт Банк Международных расчетов. Краткий обзор БМР как международной организации Причины Создания БМР в 1930 г.
Правовой статус БМР , его Акционерный капитал и центральные банки акционеры. Административная структура БМР.
БМР как форум международного сотрудничества . БМР как центр монетарных и экономических исследований . Банковские функции БМР . Посреднические и доверительные функции БМР. Коротко о БМР.
Отношение между “Европой” и Советским Союзом история . Предпосылки создания СЭВ
Международная Клиринговая система RTGS . Глава 2 Значение валютного клиринга для стран СНГ. Платежная система Казахстана. Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы.
Транспортно Клиринговая Палата – как пример реальной работы по средствам валютного клиринга.
Заключение
Платежный союз стран СНГ на основе клиринговых расчетов – фундамент интеграции.
Список использованной литературы Введение Понятие клиринга .
КЛИРИНГ (англ. clearing) - система безналичных расчетов по ценным бумагам, товарам и услугам посредством зачета встречных требований и обязательств; внутри страны осуществляется через специальные расчетные палаты (межбанковский К. ); в международной торговле - в форме межгосударственных (межправительственных) клиринговых валютных соглашений, (Валютный К. ) о взаимном погашении задолженности друг другу, возникающей из проводимых операций по внешнеторговым договорам. См. также клиринг валютный. КЛИРИНГ ВАЛЮТНЫЙ (англ. currency clearing) - клиринг в международной торговле; осуществляется в форме межправительственных соглашений, оговаривающих: 1) систему клиринговых счетов; 2) объем К. в. 3) клиринговую валюту (согласованную валюту расчетов); 4) объем технического кредита (предельно допустимое сальдо торгового баланса); 5) систему выравнивания платежей по товарообороту (погашение задолженности при помощи только товарных поставок - К. в. без права конверсии) либо с привлечением клиринговой и свободно конвертируемой валюты (К. в. с ограниченной или полной конверсией); 6) схему окончательного погашения сальдо по истечении срока межправительственного соглашения. На основе К. в. могут также производиться взаиморасчеты фирм-резидентов соответствующих стран. Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств сбор, сверка, корректировка информации по и зачету по поставкам товаров и услуг и расчетам по ним. Клиринг валютный применяется при межгосударственных расчетах на основе соглашения правительств этих государств. Отношения сторон строятся на взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающем из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг. Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких как: систему клиринговых счетов, объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету), валюту клиринга, объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины), систему выравнивания платежей, схему окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения. Процесс клиринга очень важен для развития международной торговой деятельности . Чем выше степень организации рынка, тем важнее роль клиринговых систем для его участника . Процесс клиринга важен тем , что он обеспечивает не только расчеты между участниками клиринга, но и содержит в себе механизм гарантии выполнения обязательств сторон на рынке, тем самым улучшает качество рынка , повышает его ликвидность и сохраняет целостность . Клиринговая палата выступает гарантом выполнения обязательств по сделкам. Контрактные обязательства заключаются с клиринговой палатой , а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет рынкам эффективно действовать. Процесс клиринга обеспечивают клиринговые палаты, которые могут быть организованы как государственные или как коммерческие организации. Статус клиринговой палаты определяется тем, какие функции она будет выполнять. Развитие торговой деятельности в России требует создания клиринговых учреждений т. к в условиях нестабильности курса национальной валюты , кризиса неплатежей , общего кризиса банковской системы , клиринг порой единственное средство для проведения торговых операций . В Главе 1 расказывается о мировом опыте клиринговых расчетов , прежде всего о Банке Международных расчетов , как о организации изначально практиковавшую различные виды клиринговых расчетов На протяжении всей своей истории - начиная с создания на Гаагской конференции в январе 1930 г. - Банк международных расчетов (БМР) неизменно оставался центральным банковским учреждением, уникальным по своему характеру на международной арене. Он принадлежит центральным банкам и контролируется ими, предоставляя целый ряд в высшей степени специализированных услуг центральным банкам, а через них - международной финансовой системе в целом. В настоящее время БМР активно укрепляет связи с центральными банками, которые находятся вне сферы его традиционных интересов в промышленно развитых странах. Основные задачи Банка наиболее сжато изложены в ст. 3 его первоначального Устава. Они заключаются в том, чтобы "поощрять сотрудничество центральных банков и предоставлять дополнительные возможности для осуществления международных финансовых операций". Одна из основных целей широкого международного сотрудничества центральных банков всегда заключалась в укреплении международной финансовой стабильности. Сегодня, в условиях растущей интеграции мировых финансовых рынков, такое сотрудничество приобретает еще большую значимость. Именно поэтому БМР служит важным местом встреч представителей центральных банков. В то же время он остается банком, однако банком, депонентами которого являются почти исключительно центральные банки. Их совокупные депозиты в БМР составляют значительную долю мировых валютных резервов. Кроме того, БМР выступает и в роли агента или доверенного лица по различным международным финансовым соглашениям. И во всех этих случаях, являясь местом встреч представителей центральных банков, банком, агентом или доверенным лицом, БМР стремится к соблюдению самых высоких стандартов профессионализма, к полной конфиденциальности и осмотрительности. С сентября 1994 г. Совет директоров Банка избирается из представителей одиннадцати стран, десять из которых составляют так называемую Группу десяти (Г-10), поддерживающую давние и прочные связи с БМР. Принятие в 1996-1997 гг. в число членов девяти центральных банков из Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Европы положило конец ранее существовавшему в БМР преобладанию центральных банков-акционеров из промышленно развитых стран и Восточной Европы. Банк поддерживает деловые и прочие отношения с гораздо большим числом партнеров, чем число его акционеров - центральных банков (поскольку около 120 центральных банков и международных финансовых учреждений используют БМР в качестве банка). Он все чаще приглашает "представителей центральных банков стран, вступающих на путь рыночной экономики, для участия в обсуждениях, проводимых в БМР. Кроме того, центральные банки или официальные денежнокредитные учреждения почти всех стран мира (за редким исключением) регулярно участвуют в собрании БМР, проходящем в июне каждого года. Также в главе 1 расказывается о Валютной политике Советского государства в 1930-1980-е гг. которая фактически была построена на проведении клиринговых расчетов и отношениях между Евросоюзом и СССР. До наступления полосы валютно-финансовых кризисов 30-х гг. важной частью усилий СССР являлось ведение переговоров о предоставлении внешних кредитов, увеличивающих импортные возможности страны и ускорявших реализацию пятилетних планов социалистической индустриализации. Крупнейшими удачами советской дипломатии на этом пути явилось распространение на СССР рядом стран правительственных гарантий оплаты их экспорта — кредитных линий объемом в десятки и сотни миллионов долларов. Широкое их использование привело к быстрому нарастанию объемов кредитной задолженности, однако уже к середине 30-х гг. СССР смог фактически погасить большую ее часть, а в послевоенный период почти прекратил заключение кредитных соглашений. Последствия глобального валютно-финансового кризиса 30-х гг. выразились и в фактически повсеместно произошедшем переходе на клиринговую систему расчетов по внешней торговле и платежам. Советский Союз практиковал различные схемы клиринга, добиваясь включения в них абсолютно всех расчетов и платежей и эффективно отстаивал защиту своих интересов от возможных финансовых потерь. С образованием в послевоенный период социалистической системы и начавшимся позднее распадом колониальных империй единая прежде валютная политика Советского Союза расщепилась на две, а с появлением группы молодых независимых государств — и на три составляющих. На протяжении всех послевоенных десятилетий экономика СССР развивалась в тесном и разностороннем взаимодействии с народнохозяйственными комплексами социалистических стран. Если говорить о его валютной компоненте, то здесь центральным звеном выступает организация эффективной и справедливой схемы взаиморасчетов. Она прошла через ряд этапов: двусторонний клиринг, попытка установления многостроннего клиринга (1958—1963 гг. ), и наконец, разработку системы многосторонних платежей на основе искусственно созданной особой коллективной социалистической валюты — переводного рубля. Эта система успешно функционировала в течение четверти века, однако она была не свободна от некоторых внутренних противоречий, являвшихся отражением несовпадения экономических интересов (или неполного совпадения) участвовавших в ней государств, которые, накапливаясь, в конце концов привели к отказу от нее вместе с распадом организации экономической взаимопомощи социалистических стран на рубеже 80—90-х гг. Невозможно не расказать о современной системе автоматических клиринговых расчетов RTGS которая в последствии может оказать разрушаещее действие на систему корреспондентских межбанковских отношений так например апреле 1996 г. банковская отрасль Великобритании в числе последних завершила переход от системы окончательных расчетов в конце дня к новому механизму расчетов по крупным сделкам в режиме реального времени (Real-Time Gross Settlement, RTGS) для обработки крупных платежей. Этот повсеместный переход к системе RTGS в международном масштабе, наряду со стремлением широких финансовых кругов к уменьшению риска международных расчетов. Во второй главе рассказывается о платежной системе Казахстана и Белорусии как пример внедрения клиринговых расчетов в странах СНГ . При внедрении клиринговых систем в этих странах были учтены и мировой опыт и современные тенденции по реализации новейших платежных систем . Также проанализировано состояние денежных систем республик бывшего СССР т. к. проблемы для стран являются специфическими , хотя и проводится аналогия с несколькими эпизодами из мировой истории . В заключении сделан вывод , что платежный союз –это фундамент интеграции между странами СНГ и учитывая все различия между странами осуществлять взаимовыгодную торговлю возможно только с использованием клиринговых систем расчетов .
Глава 1. Мировой опыт валютного клирина .
КРАТКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ (БМР) КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1. ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ БМР В 1930 г. Необходимость создания международной организации типа БМР ощущалась с начала века. Однако соответствующие шаги к этому были предприняты лишь после принятия плана Юнга в соответствии с Гаагским соглашением от 20 января. 1930 г. , основная цель которого заключалась в урегулировании проблемы репарационных платежей, возложенных на Германию после Первой мировой войны. Межправительственные соглашения, заключенные на Гаагской конференции в январе 1930 г. , привели к созданию БМР, основателем которого стала группа из шести центральных банков и одного финансового учреждения США. Швейцария, где, как было решено, должен был располагаться БМР, предоставила ему Учредительную хартию. Новая международная организация была призвана не только выполнять обязанности доверенного лица в ходе реализации плана Юнга, но, как уже отмечалось, должна была содействовать сотрудничеству центральных банков и предоставлять дополнительные возможности для осуществления международных финансовых операций. БМР начал свою деятельность 17 мая 1930 г. в Базеле и, таким образом, является старейшей международной финансовой организацией. Сегодня Базель стал традиционным местом международных встреч для многих управляющих центральных банков и других их сотрудников. 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС БМР, ЕГО АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ-АКЦИОНЕРЫ Подобно многим основавшим его в 1930 г. центральным банкам, по своей правовой структуре БМР являлся компанией с ограниченной ответственностью, располагавшей выпущенным акционерным капиталом. Тем не менее. Гаагские соглашения признали БМР международной организацией, подпадающей под положения международного права и пользующейся привилегиями и иммунитетами, необходимыми ей для осуществления своих функций. Международный правовой статус БМР, привилегии и иммунитеты, которыми он пользовался в Швейцарии с момента своего основания, были подтверждены Соглашением о центральных учреждениях, которое Банк подписал с Федеральным советом Швейцарии 10 февраля 1987 г. Как явствует из этого соглашения, БМР пользуется в Швейцарии правовым статусом, аналогичным тому, каким наделены многие другие международные организации, возникшие там с 1930 г. К этому следует добавить, что БМР не подпадает ни под действие федерального закона Швейцарии о банках и сберегательных учреждениях, ни под положения швейцарского законодательства о компаниях. Уставный акционерный капитал Банка международных расчетов составляет 1500 млн. золотых франков и представлен в виде 600000 акций с равной номинальной стоимостью (2500 золотых франков за акцию). На конец финансового года выпущено 517125 акций, и в соответствии со ст. 7 Устава БМР они полностью оплачены из расчета 25% их номинальной стоимости (625 золотых франков за акцию). Таким образом, по состоянию на 31 марта 1997 г. оплаченная часть акционерного капитала БМР составляет на балансе банка 323, 2 млн. золотых франков. Золотой франк БМР по содержанию золота весит несколько больше 0, 29 грамма чистого золота, и тем самым по золотому паритету он оставался идентичен швейцарскому франку с момента основания БМР в 1930 г. вплоть до сентября 1936 г. , когда использование золотого паритета швейцарского франка было приостановлено в связи с тем, что ряд ведущих стран отказался от золотого стандарта. БМР использует золотой франк исключительно в качестве расчетной единицы при составлении балансовых отчетов. Активы и пассивы, выраженные в долларах, конвертируются в золотые франки по фиксированному курсу в $208 за унцию чистого золота (1 золотой франк = $1, 94), а все остальные валюты переводятся в золотые франки на основе их рыночных курсов по отношению к доллару. В момент выпуска начального капитала Банка участвовавшим в подписке финансовым учреждениям была предоставлена возможность выбора: подписаться самим на все национальные выпуски акций или организовать на них публичную подписку в своих странах. В результате такого подхода часть выпуска акций в Бельгии, Франции и полный выпуск в США принадлежат не тем учреждениям, среди которых они первоначально распределялись. В целом, около 86% выпущенного акционерного капитала зарегистрировано на имя центральных банков, а держателями остальных 14% являются частные акционеры. Хотя все акции обладают равными правами с точки зрения распределения ежегодных дивидендов, частные акционеры не имеют права присутствовать или голосовать на Общем собрании акционеров БМР, так как эти права зарезервированы за центральным банком той страны, в которой проводилась первоначальная подписка на соответствующий национальный выпуск акций. По состоянию на 31 марта 1997 г. следующий 41 центральный банк-акционер обладал правом представительства и голосования на общих собраниях акционеров БМР: все центральные банки Группы десяти - Бельгия, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Франция, Швеция, Швейцария и Япония и центральные банки Австралии, Австрии, Болгарии, Бразилии, Гонконга, Венгрии, Греции, Дании, Индии, Ирландии, Исландии, Испании, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Мексики, Норвегии, Польши, Португалии, России, Румынии, Саудовской Аравии, Сингапура, Словакии, Турции, Финляндии, Чешской Республики, Эстонии, Южной Африки. Вопрос о правовом статусе акционерной доли Югославии пока не урегулирован. Однако в ожидании всеобъемлющего урегулирования всех возникших в этой связи вопросов недавно на временной основе выпущены новые акции, предназначенные для некоторых центральных банков государств-правопреемников, которые расположены на территории бывшей Югославской Федерации. 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА БМР БМР имеет три административных органа: Общее собрание акционеров. Совет директоров и Правление. Общее собрание акционеров проводится ежегодно, обычно во второй понедельник июня. Совет директоров состоит из управляющих центральных банков Бельгии, Германии, Италии, Соединенного Королевства, Франции и председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы США, выступающих в качестве официальных членов, каждый из которых назначает еще одного члена, представляющего его страну. Положения Устава также предусматривают избрание в Совет не более девяти управляющих других центральных банков-членов. В настоящее время выбранными членами Совета являются управляющие центральных банков Канады, Нидерландов, Швейцарии, Швеции и Японии. Совет директоров избирает из числа своих членов председателя и назначает президента банка. С 1948 г. выполнение этих двух должностей возложено на одно и то же лицо. До конца июня 1997 г. эти посты занимал президент Нидерландского банка В. Ф. Дуисенберг. После его ухода в отставку с поста президента Нидерландского банка 30 июня 1997 г. его преемником на посту председателя Совета и президента БМР стал управляющий Национальным банком Бельгии Альфонс Верплатсе. Совет директоров назначает генерального менеджера и других членов Правления. В настоящее время персонал Банка (включая временный) насчитывает 470 сотрудников из двадцати семи стран. 4. БМР КАК ФОРУМ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕНЕЖНОКРЕДИТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Место встречи представителей центральных банков Офисы Банка в Базеле - регулярное место встреч управляющих и других сотрудников не только центральных банков-акционеров, упомянутых в разделе 3, но и центральных банков многих других стран мира - как ведущих промышленно развитых стран, так и, с недавних пор, стран, вступающих на путь рыночной экономики. Цель этих встреч - достигнуть высокой степени взаимопонимания по вопросам денежно-кредитного и экономического характера, содействовать международному сотрудничеству в областях, представляющих взаимный интерес, в частности в области мониторинга и поддержки международной финансовой системы. Поощрение международной финансовой стабильности: роль Группы десяти Стабильность международной денежно-кредитной и финансовой системы издавна являлась одним из основных вопросов, обсуждавшихся представителями международных банков в ходе встреч в БМР. Например, в период с 1947 по 1958 г. Банк играл важную роль в разработке и осуществлении соглашений по платежам, заключенных между европейскими странами. Затем в 1960-1971 гг. и особенно в дни, когда прокатилась волна спекуляций по отношению к целому ряду валют, базельские встречи во многих случаях завершались принятием важных инициатив, которые выдвигались центральными банками. Общее соглашение о займах (ОСЗ) от 1962 г. , в соответствии с которым десять стран - членов МВФ (совместно со Швейцарией, которая в то время не являлась членом Фонда) обязались предоставлять в распоряжение Фонда дополнительные средства сверх своих квот, способствовало тому, что страны - участницы ОСЗ стали известны как Группа десяти. В дополнение к предоставлению согласно ОСЗ ресурсов для МВФ Группа десяти с 1963 г. превратилась в один из основных форумов по обсуждению международных денежно-кредитных проблем. БМР с самого начала принимал участие во встречах Группы десяти - в первую очередь в силу того, что управляющие центральных банков Группы десяти регулярно собираются в Банке по случаю ежемесячных базельских встреч. Именно посредством таких контактов в БМР центральные банки Группы десяти в 1961-1968 гг. координировали свою политику интервенции на рынках золота, используя для этих целей так называемый золотой пул, который функционировал на основе директив, разработанных в Базеле и введенных в практику управляющими центральных банков. Кроме того, сеть соглашений по операциям "своп", которая существовала между учреждениями денежно-кредитной системы США и рядом центральных банков в целях укрепления доверия к доллару, была создана в 1962 г. именно в рамках БМР. Со временем встречи Группы десяти превратились в главный форум, на котором центральные банки "десятки" инициировали все более крупные начинания, направленные на обеспечение международной финансовой стабильности, например в области мониторинга и анализа валютно-финансового рынка, банковского надзора, платежных и расчетных систем. Следует, однако, отметить, что БМР все чаще становится местом встреч управляющих и других представителей центральных банков стран, которые вносят существенный вклад в дело международного денежно-кредитного сотрудничества, независимо от того, являются ли они акционерами БМР или нет. Растущая интернационализация финансовых рынков и стремительный прогресс в области финансовых инструментов, имевший место за последние 20 лет, также обусловили необходимость более глубокого понимания возможных системных последствий и сотрудничества между центральными банками, наиболее затронутыми этими процессами. Еще в 1971 г. по инициативе центральных банков, озабоченных возможной эволюцией рынков евровалюты, был создан Постоянный комитет центральных банков Группы десяти, который с тех пор периодически проводит свои встречи в Базеле. В зависимости от обстоятельств, заинтересованным центральным банкам время от времени приходится заниматься рассмотрением конкретных вопросов, таких, как явная нехватка на европейском рынке кредитора в последней инстанции, последствия проблемы международной задолженности, финансовые инновации, эволюция структуры финансовых рынков и сбор новой статистической информации, например о быстро прогрессирующей с недавних пор области производных финансовых инструментов. Работающий на более регулярной основе Комитет экспертов по золоту и валюте проводит ежемесячные встречи и отслеживает текущую ситуацию на рынках, анализируя ее последствия для политики и операционных процедур центральных банков. Другой важной инициативой явилось принятое в декабре 1974 г. решение управляющих центральных банков Группы десяти о создании комитета по усовершенствованию сотрудничества между банковскими надзорными органами в свете опыта, связанного с имевшими место в начале этого года банкротствами германского "Банкхаус Герштатт" и Франклинского национального банка в Нью-Йорке. Деятельность Базельского комитета по банковскому надзору, который обслуживается секретариатом, предоставленным Банком международных расчетов, охватывает три основные области. Во-первых, Комитет служит форумом для обсуждения конкретных проблем банковского надзора. Во-вторых, он координирует распределение обязанностей между национальными надзорными ведомствами по отношению к зарубежным учреждениям банков в целях обеспечения эффективного надзора за деятельностью банков по всему миру. Доклад Комитета по этому вопросу (известный как Базельский конкордат) был опубликован в 1983 г. , а в 1992 г. Комитет усилил ранее принятые им положения, разработав минимальные стандарты по надзору за деятельностью международных банковских групп и их зарубежных учреждений. В-третьих, он стремится к упрочению стандартов в области надзора, особенно по вопросу о платежеспособности, что направлено на укрепление надежности и стабильности международного банковского дела. В этих целях он в 1988 г. подготовил соглашение о сближении международных оценок достаточности собственного капитала банков и о минимальных стандартах, которые должны применяться ведущими международными банками с конца 1992 г. Комитет опубликовал также ряд материалов, призванных помочь всем банковским надзорным органам в разработке обоснованных стандартов надзора. Совсем недавно выдвинуты предложения по расширению требований, предъявляемых к капиталу банка на случай рыночного риска, новаторские по своей сути, поскольку они предусматривают использование моделей управления риском, разработанных самими банками. Одной из основных задач, стоящих перед центральными банками, является обеспечение эффективности и стабильности систем внутренних и международных платежей и расчетов. БМР организует у себя встречи Комитета по системам платежей и расчетов, заседания его рабочих групп, равно как обеспечивает Комитету необходимый для работы секретариат. Упомянутый Комитет анализирует состояние систем платежей и расчетов, включая область ценных бумаг и операции на международном валютном рынке. Он также отслеживает деятельность, связанную с международными и многосторонними неттинговыми схемами. Такая практика сложилась после опубликования в 1990 г. доклада специального Комитета по межбанковским неттинговым схемам. Другие сферы сотрудничества между БМР и центральными банками По мере активизации сотрудничества между центральными банками в других частях мира, которое осуществляется в рамках региональных политических ассоциаций или специализированных организаций центральных банков, БМР поддерживал контакты с большинством этих учреждений, в частности в Латинской, Америке - с СЕМЛА (Центр денежно-кредитных исследований Латинской Америки), в Азии - с ЕМЕАП (Исполнительный комитет центральных банков стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона), с СЕАНЗА (Центральные банки Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии), СЕАСЕН (Центральные банки Юго-Восточной Азии), в Южной Азии с СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии), в районе Персидского залива - с ГСС (Совет сотрудничества стран Залива) и в Южной Африке - с САДС (Южноафриканское сообщество по вопросам развития). БМР содействует деятельности этих организаций, равно как проводит совместные семинары с некоторыми из них. БМР задействован в области предоставления технического содействия центральным банкам стран Восточной Европы, бывшего Советского Союза и ряда стран Азии, находящихся в переходном периоде, координирует техническое содействие и обучение, предоставляемое центральными банками 20-ти с лишним промышленно развитых стран. Эта координация осуществляется на основе созданной базы данных и регулярных встреч представителей центральных банков - доноров и получателей содействия. Международного валютного фонда (МВФ) и других международных организаций. Кроме того. Банк между народных расчетов совместно с ЕБРР, МБРР, МВФ и ОЭСР участвует в деятельности учреждения, конкретно занятого обучением персонала (Объединенный Венский Институт), созданного ими в сентябре 1992 г. На курсах ОВИ обучаются сотрудники центральных банков, экономических и финансовых ведомств стран, где ранее практиковалась плановая экономика. БМР регулярно организует встречи экономистов и других экспертов центральных банков, посвященные экономическим и денежно-кредитным аспектам, представляющим интерес для центральных банков (например, технические методы и операционные процедуры денежно-кредитной политики, неттинговые операции). Проводятся встречи экспертов центральных банков и по более специализированным темам, таким, как управление банком данных, безопасность, автоматизация, внутренние процедуры управления банком, сбор международной банковской статистики и конкретные правовые вопросы, интересующие центральные банки. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВАЛЮТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЕВРОПЕ С 1964 г. до конца 1993 г. в БМР размещался секретариат Комитета управляющих центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества (Комитет управляющих). С 1 июня 1973 г. до конца 1993 г. секретариат этого Комитета обслуживал также и Совет управляющих Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС), а БМР выполнял роль агента этого фонда. До замещения их 1 января 1994 г. Европейским валютным институтом (ЕВИ) Комитет управляющих и ЕФВС являлись органами сообщества, обеспечивающими институционную структуру денежно-кредитного сотрудничества в рамках Европейского сообщества. 5. БМР КАК ЦЕНТР МОНЕТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Кроме конкретных задач, которые выполняют БМР, различные комитеты и группы экспертов (о чем шла речь в разделе 5), Денежнокредитный и экономический департамент Банка ведет научные исследования, особенно по монетарным и финансовым проблемам; собирает и публикует информацию о положении на международном рынке банковских и финансовых услуг; отвечает за межбанковскую базу данных, автоматизированный доступ к которой имеют участвующие в ней центральные банки. Исследовательская работа БМР в основном ведется по вопросам, представляющим непосредственный интерес для центральных банков, и поэтому носит прикладной характер. Исследования и аналитические материалы БМР по экономической тематике публикуются в различных Экономических записках. Рабочих документах и Политических разработках, издаваемых БМР. В значительной степени эта работа прямо или косвенно находит отражение в широких по охвату обзорах международного экономического и финансового положения, которые публикуются в издаваемом Банком "Ежегоднике" - пожалуй, наиболее известном широкой публике издании БМР. По просьбе центральных банков БМР также собирает и анализирует данные о процессах, происходящих на международных рынках банковских услуг и ценных бумаг. Международная банковская статистика, на долю которой приходится основной объем собираемой информации, помогает пролить свет на постоянно возрастающую международную деятельность банков и на проблему международной задолженности стран. Недавно эти данные были адаптированы для нужд подготовки более точной статистической информации о национальном платежном балансе. Кроме того, Банку поручено создать базы данных по международным рынкам долговых бумаг, равно как по производным финансовым инструментам, обращающимся на фондовой бирже и на внебиржевом рынке. Наконец, Банк располагает базой данных по результатам трехгодичного обзора деятельности центральных банков на внешнем валютном рынке, который был расширен в 1995 г. и теперь содержит в себе исчерпывающую информацию о рынках производных финансовых инструментов. Банк регулярно публикует большинство этих данных в своем ежеквартальнике "События на международных банковских и финансовых рынках", где подробно рассматриваются события, имевшие место на этом рынке. Некоторые статистические данные публикуются в "Ежегодном докладе БМР", одна из глав которого посвящена анализу тенденций международного финансового рынка. Дважды в год публикуется информация по срокам погашения, внешних активов банков, также сопровождаемая комментарием. Кроме того, БМР предоставляет данные по банковским ссудам для совместных с ОЭСР публикаций по внешней задолженности. Наконец, БМР издает отдельный доклад, содержащий результаты трехгодичного Обзора деятельности центральных банков на рынке иностранной валюты и производных финансовых инструментов. Информацию о БМР, а также как все возрастающее число его публикаций можно получить по World Wide Web (http: //www. bis. org). 6. БАНКОВСКИЕ ФУНКЦИИ БМР
Баланс БМР
По состоянию на 31 марта 1997 г. общая сумма баланса составила 66, 8 млрд. золотых франков, из которых собственными фондами банка (капитал и резервы) являются 2, 4 млрд. золотых франков. С учетом рыночной цены на золото в тот момент в долларовом выражении это составляет соответственно $135, 6 млрд. и $5, 5 млрд. Банковские операции Департамент банковских услуг БМР выполняет широкую гамму банковских операций, которые связаны с функциями банка по предоставлению финансовых услуг, направленных на оказание содействия центральным банкам в управлении их валютными резервами. В настоящее время около 120 центральных банков и международных финансовых учреждений многих стран мира размещают свои депозиты в БМР. Общая сумма размещенных в БМР валютных депозитов на конец марта 1997 г. составляла около $113, 1 млрд. , т. е. примерно 7% мировых валютных запасов. Внушительные размеры суммы, находящейся на балансе банка, отражают важность его функций в качестве банкира центральных банков. В связи с тем, что существенная доля резервных активов центральных банков, размещенных в виде депозитов в Банке международных расчетов, может потребоваться им в достаточно сжатые сроки, операции БМР с этими ресурсами ставят себе целью обеспечить высокий уровень ликвидности. Основная часть этих фондов размещается на рынке главным образов в форме инвестиций, в солидных коммерческих банках или идет на покупку краткосрочных государственных ценных бумаг. Хотя эти операции составляют сегодня основную долю банковских услуг, предоставляемых БМР, он также осуществляет от имени своих клиентов целый ряд операций с золотом и валютой. Основной принцип, которого обязан придерживаться БМР в своих банковских операциях, изложен в ст. 19 его Устава: "Операции банка должны соответствовать монетарной политике центральных банков соответствующих стран". Банку не разрешено выдавать кредиты правительствам или открывать им текущие счета. Инвестиционные услуги центральным банкам В последние годы банк расширил круг инвестиционных услуг, которые он предлагает центральным банкам: новые инструменты, разработанные БМР, позволяют центральным банкам более эффективно управлять своими ликвидными средствами. В то же время, помогая управлять им долгосрочными резервами, Банк предлагает индивидуально разработанные для них схемы оптимального размещения портфеля ценных бумаг. Услуги, предоставляемые центральным банкам, и "промежуточное" финансирование Помимо размещения фондов на международных рынках, БМР иногда предоставляет центральным банкам и ликвидные средства. Обычно речь идет об обеспеченных кредитах, гарантированных золотом или хранящимися в БМР валютными депозитами, хотя иногда это могут быть и необеспеченные кредиты, например в виде резервного кредита, который может быть использован центральными банками в очень сжатые сроки. Еще одно направление в кредитной деятельности банка возникло в 1982 г. , когда резко обострился кризис задолженности, создавший потенциальную угрозу стабильности международной финансовой системы. По просьбе ведущих центральных банков и при их поддержке (в форме гарантии) БМР с тех пор содействовал в предоставлении промежуточного финансирования целому ряду центральных банков, в основном в Латинской Америке и Восточной Европе. Это делается в ожидании выплаты кредитов, предоставленных такими международными организациями, как МВФ, МБРР или ЕЭС, и обусловленных рядом обязательств в отношении будущей экономической политики стран. 7. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БМР В ряде областей БМР содействует выполнению международных финансовых соглашений, предоставляя с этой целью посреднические и доверительные услуги. Международные соглашения о займах В прошлом БМР выполнял различные функции в качестве доверителя, фискального агента или банка-депозитария по целому ряду международных соглашений о займах, таких, как займы Дауэса и Юнга, выпущенные правительством Германии в 1924 и 1930 гг. соответственно, и гарантированные займы Европейского объединения угля и стали, предоставлявшиеся с 1952 г. Вскоре после объединения Германии ФРГ выпустила новую серию долгосрочных облигаций в связи с просроченными выплатами по займам Дауэса и Юнга. Прежние функции БМР, осуществлявшиеся для ЕПС, ЕВС, ОЭСР, ЕФВС и ЕВИ Одной из функций, в настоящее время утратившей свое значение, хотя ее влияние и сохранилось в различных формах валютного сотрудничества, является функция, которую Банк выполнял в рамках Европейского платежного союза (1950-1958 гг. ), а до него в рамках соглашений 1947-1950 гг. о многосторонних расчетах. В конце 1958 г. , когда европейские валюты перешли на полную конвертируемость, на смену Европейскому платежному союзу пришло Европейское валютное соглашение (ЕВС), которое являлось многосторонней системой расчетов, и вплоть до истечения его срока действия в 1972 г. на Банк была возложена ответственность за выполнение всех финансовых операций, связанных с этим соглашением. Затем Банк выступал в качестве агента по реализации Соглашения ОЭСР о валютных гарантиях, заключенного вместо ЕВС и действовавшего до конца 1978 г. С июня 1973 г. по конец 1993 г. БМР выступал в качестве агента Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). 1 января 1994 г. ЕФВС был распущен и в соответствии с договором о Европейском союзе, принятым 1 декабря 1991 г. в Маастрихте, ранее выполнявшиеся этим фондом функции перешли к Европейскому валютному институту (ЕВИ). Функции, связанные с деятельностью БАЭ С октября 1986 г. БМР выступает в роли агента частной системы клиринговых платежей и расчетов в ЭКЮ, что соответствует условиям целого ряда соглашений, заключенных между Банковской ассоциацией ЭКЮ (БАЭ, Париж) и БМР. Последнее из них было подписано и вступило в силу 16 сентября 1996 г. По состоянию на начало мая 1997 г. насчитывалось 49 коммерческих банков, получивших статус клирингового банка при БАЭ и участвующих в системе клиринговых платежей и расчетов в ЭКЮ. Функции агента по обеспечению долга В апреле 1994 г. в связи с имевшим место пересмотром сроков погашения внешней задолженности Бразилии, на который последняя согласилась в ноябре 1993 г. , БМР взял на себя новые функции. В соответствии с двумя соглашениями о дополнительном обеспечении БМР выступает в качестве агента, наделенного правом держать и инвестировать обеспечение в интересах держателей ряда облигаций в долларах США со сроком погашения в 15 или 30 лет, выпущенных Бразилией в рамках договоренностей об изменении графика выплат ее внешнего долга. Начиная с марта 1997 г. , БМР взял на себя аналогичные функции в связи с пересмотром сроков внешней задолженности Перу, решение о котором было принято в ноябре 1996 г. До мая 1997 г. в рамках этих мер БМР выступил также в роли агента залогового счета. 8. КОРОТКО О БМР Из приведенного выше описания БМР можно выделить следующие ключевые области деятельности Банка: - являясь форумом международного денежно-кредитного сотрудничества, БМР организует у себя встречи представителей центральных банков и создает возможности для работы различных комитетов (как постоянных, так и специальных), тем самым внося значительный вклад в международное сотрудничество и взаимопонимание в денежно-кредитной области; - выступая в роли "банка центральных банков", БМР играет важную роль, предоставляя центральным банкам широкую гамму финансовых услуг, которые помогают им в управлении внешними резервами; - будучи центром денежно-кредитных и экономических исследований, БМР способствует лучшему пониманию международных финансовых рынков и взаимодействию денежно-кредитной политики разных стран; - выполняя функции агента и доверенного лица, БМР тем самым содействует осуществлению различных международных финансовых соглашений. НЭБ по материалам газеты "Бизнес и банки" от 1. 04. 98
Отношения между “Европой” и Советским Союзом история . Предпосылки создания СЭВ . исторический и теоретический аспекты Перемены, которые затронули структуру или форму действующих лиц, обязывают нас признать последовательную смену двух четко выделяемых исторических периодов, разделенных системными изменениями 1989 - 1992 годов. В первый период отношения Европейского Сообщества и России, входившей в Советский Союз, были заморожены, заблокированы по соображениям политического и стратегического характера (I). Между 1990 и 1992 годами три структурных изменения потрясли европейскую систему: объединение Германии (3 октября 1990 г. ), распад Советского Союза (и заключение 31 мая 1992 г. договора, учреждающего Российскую Федерацию), подписание Маастрихтского договора, который включил обновленное Европейское Сообщество в новый Европейский Союз. Эти три изменения взаимосвязаны. Объединение Германии идет в Рамках развития европейской интеграции, исчезновение СССР вызывает необходимость поиска стабильности, идея которой находится в центре договора о Европейском Союзе. Российская Федерация является ныне важнейшим партнером Европейского Союза, который укрепляет свои воображаемые политические границы игрой в различия между соглашениями об ассоциированном членстве (участники которых имеют разные возможности в зависимости от заинтересованности государства в присоединении) и соглашениями о партнерстве и сотрудничестве (II). I. Россия в составе Советского Союза Для СССР цели политического характера были важны до такой степени, что переговоры о договорных связях с Сообществом в области торговли шли очень медленно. Тем не менее, связи с Сообществом составляли настолько важную часть межрегиональных отношений, что советские руководители желали уберечь их от колебаний в отношениях Восток - Запад. Это желание проявилось в подписании заключительного акта в Хельсинки и было в некоторой степени претворено в жизнь в течение 1976 - 1985 годов, которые были ознаменованы новым оживлением трений. А. Политические цели: идеологическая форма, стратегическое содержание Развитие Европейских сообществ вызывало с советской стороны разнообразные реакции: от открытой враждебности и полного отрицания до признания факта существования Общего рынка с его многочисленными возможностями. В иерархии целей политическая, по мысли советских руководителей, стояла всегда выше по сравнению с экономической, которая была связана с торговлей, в частности энергией, или передачей технологии и которая поддерживалась двусторонними соглашениями. Такая позиция выражала одну постоянную черту советской дипломатии, отдававшей предпочтение двусторонним отношениям во взаимодействии как с социалистическими странами, так и со странами, расположенными вне социалистической зоны. 1) Советские люди помнят, что "европейские" ценности использовались в годы второй мировой войны в антисоветских целях: понятие "Европа" появилось в немецкой военной пропаганде в 1942 году, вскоре после немецкого вторжения в Советский Союз. Несколько лет спустя, во время холодной войны, европейцы добились того, чтобы европейское строительство сосуществовало с атлантическим альянсом, а вопрос о совместимости двух серий соглашений не занимал их внимания в тот период. В дальнейшем, создавая мифологическую историю международных отношений, некоторые из европейцев стремились указать, что европейские обязательства, касающиеся сообществ, не были связаны с атлантическими и что, например, Европейское оборонительное сообщество, если бы оно было создано, могло бы привести к образованию нового политического центра в Западной Европе, независимого от Соединенных Штатов. Однако, если дискуссию по этому вопросу продолжить, то можно сказать следующее: в случае создания Европейское оборонительное сообщество не стало бы системой, отличной от Западноевропейского союза, то есть региональной подсистемы, зависимой от атлантического альянса. Советский Союз имел некоторые основания беспокоиться по поводу Парижского договора от 18 апреля 1951 года, который был в определенном отношении договором о мире, соответствующим в своем назначении договору о мире, заключенному государствами Западной Европы с Федеративной республикой Германии. Связывая судьбу ФРГ с судьбой Западной Европы, решая временно часть споров, рожденных войной, договор явился первым шагом в осуществлении в Западной Европе мифа о сепаратном договоре с Германией, идея которого была заимствована у Советского Союза. Исследования в Советском Союзе Римского договора, учредившего ЕЭС, которые были осуществлены под эгидой Института Мировой Экономики, проявились в виде двух взрывов: в 1957 и затем в 1962 году (с изменениями позиций). Напомним известный факт: в 1957 г. - 17 диссертаций, 32 диссертации 5 лет спустя. Этот скачок с 17 до 32 выражал не только развитие научных исследований, но и соответствовал более детальному, более исчерпывающему анализу опасностей, которые, несомненно, представляло европейское строительство для Советского Союза, а также некоторых выгод, которые оно могло дать. Если в 1957 году капиталистическая интеграция Западной Европы воспринималась как агрессивная, то осуждение интеграции в 1962 году было более мягким. Первые изменения позиций были связаны с развитием евроамериканских разногласий, проявившихся прежде всего в экономических вопросах, и вскоре смененных другими противоречиями в сфере безопасности и обороны. Работы Института Мировой Экономики открыли путь к признанию факта существования Общего рынка. Леонид Брежнев в речи, произнесенной в 1972 году, подтвердил это признание, которое коммунистичекие партии Западной Европы со своей стороны сделали быстрее (во Франции, с президентских выборов 1965 г. ). Мы видим в этом новый позитивный шаг советской дипломатии - признание факта, имеющее своим результатом смягчение позиций в области идеологии. Недоверие не было преодолено, тем не менее, после 1962 г. : Советский Союз показал свою враждебность по отношению к расширению сообщества, в частности, по поводу вступления в него Британии. В этой ситуации франко-советский "тайный сговор" конечно же нашел своих приверженцев. Советский Союз создавал также трудности для деятельности ЕЭС: соглашение, заключенное сообществом с Финляндией, стало объектом пристального контроля со стороны Советского Союза, впрочем, в соответствии с международным статусом этой страны. 2) Советская политика постоянно ставила три препятствия развитию Сообщества. Первое из них было связано с идеей о том, что Сообщество не должно было стать автономным центром ни политическим, ни военно-политическим. Суждение советской стороны основывалось на видении мировой системы. Так как советская сторона полагала, что, система является полностью биполярной или по преимуществу биполярной, то для понимания Европейского Сообщества как автономного политического и военно-политического центра не оставалось никаких оснований. Пересмотр такого положения вещей мог произойти только под влиянием нового видения мировой системы. Вторым препятствием были интересы обороны блока восточноевропейских стран, сплоченность социалистического лагеря. Перед лицом интеграционных начинаний Сообщества проявилось усиление интеграции на Востоке, после чего слишком жесткий принцип международного разделения труда между социалистическими странами был некоторыми партнерами Советского Союза подвергнут критике и отклонен. Ему на смену пришел более мягкий принцип международного разделения труда: комплексная программа интеграции, принятая в Будапеште в 1971 г. , в то время, когда Сообщество, пребывавшее в глубоком финансовом кризисе и стоявшее накануне другого кризиса, еще более тяжелого, готовилось к тому, чтобы объединить свою политику внешней торговли и предполагало преобразовать себя в экономический и финансовый союз. В то же время прогресс в интеграции Сообщества был прямым ответом на успехи социалистической экономики и, в частности, на структурно-функциональные ориентиры Совета Экономической Взаимопомощи. Подтверждение этому может быть найдено в том, что Совет Экономической Взаимопомощи стал брать на себя общие компетенции, право заключения договоров и задачи более тесной координации позиций государств-членов; короче говоря, он стремился расширить свои юридические полномочия, хотя традиционно советская доктрина международного права не благоприятствовала такого рода учреждениям. Третье препятствие было связано со структурой международного коммунистического движения, Сообщество возлагало на него ответственность за трудности, побуждая коммунистические партии государств-членов к более широкому сотрудничеству, правда лишь в Ассамблее сообществ. И это порождало один из главных вопросов еврокоммунизма: такое положение дел возможно только на фазе перехода к социализму или же оно будет оставаться и на фазе, следующей за переходной? Политическое развитие сообществ могло бы скорее подтвердить второе, нежели первое. Было очевидно, что, если Советский Союз мог относиться терпимо и приспособиться к национальной версии еврокоммунизма, то он опасался версии еврокоммунизма Сообщества, которая могла бы привести к двум нежелательным последствиям: а) прежде всего к усилению полицентризма мирового коммунизма в духе балканских идей; б) затем к превращению коммунистических партий в реформистские, что могло бы произойти в результате признания ими Сообщества, поддержке друг друга в политике относительно Общего рынка, превращению в правящие партии или вхождению в коалиции правящих партий, что привело бы к глубокому изменению их природы, к тому, что пережили партии социал-демократические. в) Переговоры об установлении договорных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|