Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине - (курсовая)
Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
1. СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА В УКРАИНЕ. 1. 1. ПОРЯДОК И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ В УКРАИНЕ. Существование в условиях рынка товарного производства
предgполагает наличие расчетных взаимоотношений между предприя тиями. Иначе говоря, за все приобретенное со стороны, следует пла тить деньги и, соответственно, получать денежные платежи за отпу щенную продукцию или оказанные услуги. Помимо этого, расчетные взаимоотношения имеются с банками по поводу получения и погаше ния ссуд, с вышестоящими организациями, органами социального страхования, с государством по поводу уплаты налогов, с различны ми общественными организациями, а также непосредственно с работ никами.
Денежные расчеты - важнейший фактор обеспечения кру
гооборота средств, а их своевременное завершение служит необходи мым условием непрерывности процесса производства. В настоящее время расчеты совершаются в двух формах: безналичным перечисле нием через систему банка или в виде платежей наличными деньгами, т. е. безналичные и наличные расчеты.
Безналичные расчеты в зависимости от экономического харак
тера делятся на две группы: по товарным операциям /около 75%/, по финансовым обязательствам /25%/. К первой группе относятся расче ты между объединениями и предприятиями за товарно-материальные ценности /работы, услуги/, ко второй - платежи в бюджет /налоги, отчисления и др. /, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты по социальному страхованию и др.
В зависимости от места нахождения поставщиков и покупате
лей, характера и содержания операции, организации взаимного кон троля расчеты могут осуществляться по разному. Совокупность спо собов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учрежде ниями банков представляют собой формы расчетов.
Предприятие, занимаясь производственно-хозяйственной дея
тельностью, все расчеты осуществляет через кредитные учреждения. Денежные средства предприятия обязаны хранить в банке на расчет ных /валютных/ счетах, которые открываются в соответствии с Инструкцией N3 НБУ "О порядке открытия расчетных, текущих и бюд жетных счетов в учреждениях банков", Утв. Постановлением Правле ния НБУ от 11 октября 1994 г. N169. Законодательной базой валют ных расчетов являются: Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", утв. 23. 09. 94 г. и Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" N 15 от 09. 02. 93 г. Право открытия расчетного счета представлено пред приятиям, которые находятся на самостоятельном балансе, они мо гут иметь один расчетный счет для совершения расчетных операций по основной деятельности. Предприятие само выбирает форму расче тов с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Сог ласно Положению "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", Утв. Правлением НБУ от 24 мая 1993 г. , банк списывает денежные средства со счетов предприятий в очередности, которую устанавливает руководитель предприятия. Если на предприятии нако пились документы по платежам с бесспорным взысканием средств, согласно действующему законодательству Украины, оплата их произ водится банком при поступлении средств в принудительном порядке, по календарному поступлению этих средств. Безналичные расчеты в Украине могут осуществляться в следующих формах:
- платежными поручениями; - платежными требованиями-поручениями; - чеками; - аккредитивами; - векселями; - инкассовыми поручениями; - в порядке плановых платежей.
Представленные в банке документы должны иметь следующие реквизиты: -название документа, номер расчетного счета, число, месяц, год его выписки;
-наименование плательщика и получателя средств; -наименование местонахождения; -номер банка плательщика или получателя; -МФО, где находятся корсчета, номер корсчета;
-сумма платежа /цифрами и прописью в целых денежных единицах/; -мотив для расчетов или получения денежных средств /номер и дата договора, товарно-транспортные документы, наименование товара и услуг/;
-подписи плательщика и оттиск печати. Одной из распространенных форм расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение вла
дельца счета в банке на перечисление денежных средств на счет другого предприятия. При перечислении средств трем и более полу чателям, обслуживаемым одним банком, выписываются сводные поруче ния. Поручения принимаются банком к исполнению на протяжении де сяти дней от даты его выписки. Банк принимает поручение только в той сумме, которая может быть оплачена по наличию денежных средств на счет.
Платежными поручениями предприятия могут осуществлять сле дующие перечисления:
-предприятиям на выплату заработной платы, за организованный на бор рабочих, для закупки рабочих, для закупки сельскохозяйствен ной продукции у населения в местностях, где нет банков; - отдельным гражданам: пенсии, алименты, заработную плату, затра ты на командировочные расходы, авторский гонорар в отделении свя зи;
- налогов и неналоговых платежей и других средств. Платежными поручениями производится предварительная плата
за товары, услуги, плановые платежи, а так же расчеты по взаим ной задолженности.
Новая форма расчетов при помощи требований-поручений объе
диняет форму расчетов платежными требованиями с поручением поку пателя об оплате товаров и услуг.
Платежное требование-поручение состоит из двух частей:
- верхняя часть - требование поставщика /получателя средств/ непосредственно к покупателю оплатить стоимость поставленной ему продукции или представленных услуг; - нижняя часть - поручение плательщика своему банку перечисления с его расчетного счета суммы, указанной в графе "сумма к оплате". Платежное требование - поручение заполняется поставщиком и передается покупателю вместе с отгруженной продукцией или пос ле оказания услуг. В случае согласия оплатить платежное требова ние-поручение плательщик заполняет нижнюю часть этого документа и сдает его в обслуживающий банк. При необходимости осуществления платежа телеграфом, поставщик на всех экземплярах платежного тре бования-поручения сверху на полях делает надпись "Платеж произ вести телеграфом".
Платежные требования-поручения могут быть применены для осуществления предварительной оплаты. Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании
средств со счетов предприятий без их согласия: при взыскании не доимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для ко торых установлен бесспорный порядок списания средств по распоря жению взыскателей, по исполнительным и приравненным к ним доку ментам /приказам Госарбитража Украины, а также ведомственных ар битражей и комиссий, имеющих право выдавать приказы на исполне ние решений путем обращения взыскания на счета в банке, исполни тельным надписям, учиненным нотариусами и др. /.
Списание средств в бесспорном порядке со счетов произво
дится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования.
Для постоянных расчетов, гарантирующих перечисление денег
независимо от состояния расчетного счета плательщика, применяют расчетные чеки. При этой форме расчета владелец /чекодатель/дает письменное поручение в форме чека обслуживающему его банку о пе речислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств /чекодержателя/. Бланки чеков и чековые книжки изготавли ваются по образцам, утвержденным НБУ.
Чек - письменное распоряжение чекодателя банку, который
ведет его счет, оплатить чекодержателю указанную в чеке сумму де нежных средств. Чеки бывают:
- расчетные /для возврата финорганами доходов бюджета/, - из лимитированных книжек, - из нелимитированных книжек. Чековые книжки сброшюрованы по 10, 20, 25, 50 чеков в зави
симости от потребности плательщика. Лимит чековой книжки обозна чает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чеко дателем и подлежат оплате банком чеки. Гарантированная оплата че ка обеспечивается за счет депонирования чекодателем средств на отдельном счете в банке чекодателя и наличием средств на соответ ствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной бан ком с согласия чекодателя при представлении чековой книжки. Чек должен быть представлен в учреждении банка чекодателем на протя жении 10 дней с момента его заполнения, после окончания указанно го срока чек банком не принимается.
Обязательные реквизиты чека следующие:
- сумма - цифрами в специальной зоне правой части чека и про писью - в центральной части чека,
- мотив для перечислений над графой "сумма прописью", - наименование получателя платежа в поле "кому",
- дата, место заполнения на специальных полях чека. Чекодатель регистрирует выданные чеки на специально отведенных страницах в конце чековой книжки. Чекодержатель сдает в банк чеки с реестра ми, где должны быть отображены следующие реквизиты: - наименование банка плательщики /чекодержателя/, его номер, - наименование и номер банка, где открыт корреспондентский счет банка плательщика,
- номер коррсчета, - номер счета чекодержателя, - сумма чека, номер чека. После окончания срока действия чековойкнижки неиспользо
ванная сумма лимита возвращается на расчетный счет владельца книжки. По его поручению лимит расходов может быть дополнен. Чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек применяются при расчетах за принятые покупателем товары, вывезен ные им или доставленные ему, и оказанные услуги, кроме расчетов за товары, отгруженные иногородними поставщиками ж/д, воздушным и водным транспортом, приобретаемые в розничной торговле в порядке мелкого опта, оставленные на ответственном хранении у поставщи ков; за выполненные строительно-монтажные работы; за буровые, геологоразведочные работы; за аренду; за НИР; по штрафам; по предварительной оплате услуг связи, транспорта.
Аккредитивная форма расчетов применяется по договору меж
ду поставщиками и покупателями для ускорения поступления средств на расчетный счет. Аккредитивы рекомендованы "Типовыми платежны ми условиями внешнеэкономических договоров /контрактов/", утв. Постановлением КМ Украины от 21. 06. 95 г. N 144.
Аккредитив - денежное обязательство банка оплатить про
дукцию, которое выдается им по поручению своего клиента - пла тельщика его контрагенту-поставщику, согласно договору. В банке покупателя или поставщика могут быть открыты следующие аккредити вы: 1. Покрытые /депонированные в банке поставщика или в банке пла тельщика/.
2. Непокрытые /гарантированные/. 3. Отзывные и безотзывные. Покрытый аккредитив используется дляплатежей при брониро
вании средств в полной сумме платежа на отдельном счете. Непокры тый аккредитив открывается покупателю в банке поставщика путем предоставления ему права списывать все суммы аккредитива по рас чету банка покупателя. Открытие банком получателя гарантирован ных аккредитивов в банке поставщика осуществляется по договорен ности покупателя и поставщика. Отзывной аккредитив может изме няться или аннулироваться банком поставщика без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывной аккредитив может изменяться или аннулироваться банком поставщика только с согласия поставщика. Аккредитив открывается для расчетов только с одним покупа телем. Срок действия и порядок расчетов по аккредитивам устанав ливается договором между плательщиком и поставщиком.
Для открытия аккредитива плательщик подает обслуживющему
банку заявление на открытие аккредитива, в котором необходимо указать: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование бан ка, который исполняет аккредитив; вид аккредитива; условия реали зации аккредитива /документы, виды товаров и др/; сумма аккреди тива.
Для получения денежных средств по аккредитиву, депониро
ванному в банке поставщика, поставщик, который отгрузил продук цию, предоставляет реестр расчетов и необходимые документы, обус ловленные аккредитивом, в обслуживающий банк до окончания срока действия аккредитива. Не принимаются к оплате с аккредитива доку менты без дат отгрузки, номеров квитанций, номеров и дат прие мо-сдаточных документов.
Аккредитивы в банке поставщика закрываются при выполнении следующих ситуаций: - после окончания обусловленного срока аккредитива;
- по заявлению поставщика о приостановке действия отзывного ак кредитива до окончания его срока. Недоиспользованная сумма пере числяется банку плательщика на счет, с которого депонировались средства; - по заявлению получателя по отзывному аккредитиву об отказе от аккредитива полностью или частично.
Аккредитив закрывается илиуменьшается в день получения сообщения от банка покупателя. Ранее аккредитивная форма расчетов применялась к недобро
совестным плательщикам, сейчас аккредитив является гарантией по лучения денег для поставщиков и в связи с этим применяется часто в платежном обороте Украины, особенно во внешнеэкономических рас четах.
Расчет при помощи векселя - новая современная форма расче
та, появившаяся в связи с переходом Украины к рыночной экономике. Нормативной базой этих расчетов являются: Постановление ВС Украи ны от 17. 06. 92 г. N 2470-Х11 "О применении векселей в хозяйствен ном обороте" и др. нормативные документы.
Вексель - ценная бумага, которая подтверждает безусловное
обязательство должника уплатить после наступления срока сумму де нег векселедержателю. Вексель - долговое обязательство; в основе вексельного расчета лежит товарно-денежная ссудная операция, ко торая предполагает взаимоконтроль всех контрагентов.
Векселедатель - лицо, выдавшее простой или переводной вексель. Векселедержатель - владелец векселя, которому должен быть осуществлен платеж. Простой вексель - простое и ничем не обусловленное обя
зательство векселедателя уплатить собственнику векселя в указан ный срок, в указанном месте при указанных обстоятельствах указан ную сумму.
Переводной вексель - письменный приказ векселедержателя
плательщику об уплате ему или тому, кому прикажут, определенной суммы по истетечении указанного срока. Переводной вексель подле жит обязательному акцепту плательщиком. Акцепт может быть частич ным, т. е. подтверждение уплатить только части долга.
На оборотной стороне отражаются гарантии оплаты по вексе
лю, которые называются аваль. лица, оформившие аваль, отвечают по векселю наравне с плательщиком.
В тех случаях, когда между объединениями и предприятиями
имеются постоянные взаиморасчеты, вытекающие из хозяйственных оперций по отпуску продукции или оказанию услуг, применяются рас четы в порядке плановых платежей. Эта форма применяется как при одногородних, так и иногродних расчетах при наличии постоянных равномерных связей между поставщиками и покупателями. Она рас пространена в расчетах машиностроительных предприятий за уголь, металл, газ, поставки деталей, электроэнергию и др. , а так же в расчетах предприятий пищевой промышленности с торговыми организа циями /за хлеб, молоко и др. /. Основная особенность этой формы состоит в том, что расчеты производятся под контролем банка, обусловленными в договоре поставки суммами, как правило, равно мерными и в заранее установленные сроки, а не по каждой фактичес кой поставке.
Расчетные документы при этой форме могут выписываться или
покупателем /платежные поручения, чеки/, или поставщиком /платеж ные поручения-требования/. Периодически производятся уточнения за определенный период /не реже одного раза в месяц/ размеров факти ческих поставок и сумм перечисленных платежей. Размеры при этом регулируются /доплатой или зачетом в счет следующих поставок/. НБУ организует контроль безналичных расчетов и наличного
обращения. С целью стабилизации денежного оборота Украины и недопуще
ние накопления излишних объемов наличных денег в народном хозяй стве, что привело бы к значительным негативным явлениям в эконо мике, и руководствуясь статьями 8, 12, 16 Закона Украины "О бан ках и банковской деятельности", Правление НБУ постановило: утвер дить такие нормативные акты НБУ: 1. Порядок ведения кассовых операций в н/х Украины, утв. Поста новлением Правления НБУ от 02. 02. 95 N 21 с изменениями и дополне ниями, вытекающими из Указа Президента Украины "О мерах по стаби лизации наличного обращения от 12 января 1995 г. N 40/95. 2. Временное положение по установлению лимита остатка наличных денег в кассе, нормам расходования денег из выручки, срокам и по рядку сдачи выручки предприятиями, организациями всех форм соб ственности, утв. Постановлением Правления НБУ от 02. 02. 95 г. N 21. 3. Временный порядок организации контроля за соблюдением кассо вой дисциплины, утв. Постановлением Правления НБУ от 02. 02. 95г. N21.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в хо
зяйственном обороте Украины, утв. решением Правления НБУ от 24 мая 1993 г. , протокол N 37, субъекты хозяйственной деятельности должны осуществлять все платежи по счетам в безналичной форме за исключением следующего: наличные деньги могут быть получены из учреждений банков предприятиями для расчетов с населением по оп лате труда, денежных выплат и поощрений, других выплат населению, не входящих в состав средств, направленных на потребление, по мощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на коман дировки, закупку с/х продукции и продуктов ее переработки, живот новодческого и растениеводческого сырья, дикорстущих плодов и ягод, лекарственных растений, макулатуры, ветоши, стеклотары, ло ма, страховые возмещения /если страховые взносы по страховым сог лашениям осуществлялись наличными деньгами или перечислением с з/п работников/, ломбардами, осуществляющими исключительно лом бардные операции, в размерах в соответствии с действующими норма тивными актами.
Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются ком
мерческими банками для каждого предприятия и организации ежегод но на протяжении первого квартала по месту открытия р/с с учетом режима работы предприятия и графика заезда инкассатора.
Нормы расходования наличных денег из выручки /или кассо
вых поступлений/ устанавливаются учреждениями банков при участии руководителей предприятий.
Сроки и порядок сдачи выручки устанавливаются учреждения
ми банков каждому предприятию, организации, учреждению по согла сованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборотности денег и своевременного поступления их в кассы банков. Учреждения банков в соответствии с Порядком ведения кассо вых операций в н/х Украины систематически, не реже одного раза в два года, проверяют соблюдение кассовой дисциплины на всех обслу живаемых ими предприятиях. 1. 2. ЭТАПЫ ПЛАТЕЖНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Одним из атрибутов экономического кризиса является кризис
платежей, который сопровождается ростом дебиторско-кредиторской задолженности при расчетах между субъектами предпринимательской деятельности. Ликвидация цепочки неплатежей, уменьшение роста де биторско-кредиторской задолженности является не только средством улучшения расчетных операций, но и финансового положения пред приятия.
Кредиторская задолженность слагается из долгов предприя
тия другим организациям и отдельным лицам, например, поставщикам - за полученные, но не оплаченные сырье и материалы, подрядчикам - за выполненные работы и оказанные услуги, которые тоже не опла чены. Кредиторами могут выступать и отдельные лица, которым пред приятия за что-нибудь задолжало денежные суммы, например, удержа ло алименты, но еще на перечислило их получателям. Обязательства по распределению общественного продукта представляют собой суммы задолженности по начисленной, но еще не выплаченной зароботной плате рабочим и служащим своего предприятия. Поскольку эта задол женность хроническая, в среднем двухнедельная, зарплата всегда на ходится в хозяйственном обороте предприятия и используется им как источник заемных средств. Некоторое время в обороте предприятия находятся так же сумма отчислений на социальное и обязательное медицинское страхование, которые начислены, но еще не перечисле ны соответствующим страховым органам. К обязательным по распреде лению общественного продукта относятся и налоги. Между удержа нием налогов и их перечислением в бюджет всегда есть разрыв во времени, и в этот промежуток деньги находятся в хозяйственном обороте предприятия и используются или, поэтому задолженность по удержанным, но еще не перечисленным суммам справедливо рассматри вается как кредиторская задолженность. В ходе производственной деятельности предприятие испытывает нехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий: приобретение но вых машин и оборудования, освоение новых изделий, требующих круп ных затрат и др. Временную нехватку средств предприятие покры вает за счет банковских кредитов. Так возникает еще один вид кре диторской задолженности предприятий.
Дебиторская задолженность слагается из долгов перед пред
приятием покупателей - за отгруженную им, но не оплаченную ими продукцию, например, - сырье, материалы, заказчиков - по предоп лате за невыполненные работы и неоказанные услуги.
Всю дебиторско-кредиторскую задолженность можно сгруппиро вать по видам: - нормальная задолженность, обусловленная порядком счетов; - безнадежная, необоснованная, просроченная, спорная. Дебиторско-кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, подлежит погашению. Предельные сроки права на иск определены Гражданским ко
дексом Украины /ст. 7/. Окончанием срока исковой давности по сум мам кредиторской задолженности считаются три года /в 1993 и 1994 - один год/: - со времени зачисления сумм на счет предприятия или взятия на учет ТМЦ, если договором не предусмотрено условий расчетов между поставщиком и покупателем; - от момента проведения последней операции получателей в порядке плановых платежей; - на суммы, полученные предприятиями и организациями в счет опла ты выполненных ими работ и услуг, от дня фактического выполнения этих работ и услуг, но не позже обусловленного договором срока; - по суммам депонентской задолженности для начисления этих сумм на счет 70 "Расчеты по оплате труда" субсчет "Депонированная за работная плата".
В соответствии с "Положением об организации БУ и отчетнос
ти в Украине", утв. ПКМУ от 3 апреля 1993 г. N 250, указано, что суммы просроченной кредиторской и депонентской задолженностей с просроченным сроком исковой давности подлежат отнесению на ре зультаты финансово-хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования в следующем месяце после окончания срока исковой давности. Однако ПКМУ от 5 июня 1993 г. "О внесении изменений в Положение об организации БУ на Украине" внес изменения: госпред приятия, которые до 1 января 1993 г. имели кредиторскую и депо нентскую задолженность с просроченным сроком исковой давности, должны вносить ее в доход бюджета, а предприятия негосударствен ной формы собственности должны относить эту задолженность на ре зультаты финансово-хозяйственной деятельности. Этот порядок рас пространяется на суммы кредиторской задолженности, сроки исковой давности которой исчисляются после 17 мая 1993 года.
Если истек срок исковой давности по просроченной дебитор
ской задолженности, порядок ее погашения следующий для предприя тий государственной и негосударственной форм собственности: - если арбитражем отказано в удовлетворении иска о дебиторской задолженности, ее относят на собственные средства предприятия, т. е. покрывают за счет использования прибыли текущего года; - если арбитраж удовлетворил иск о дебиторской задолженности, но должник средства не вернул, задолженность относят на убытки пред приятия.
В соответствии с Положением об организации БУ и отчетнос
ти в Украине N 250-93 г. "предприятиям разрешено создавать резерв сомнительных долгов в части дебиторской задолженности за отгру женную продукцию, если она была учтена на счете реализации, не оплачена в установленный договором срок и не обеспечена соответ ствующими гарантиями. Резерв создается по задолженности, которая образовалась до начала года, не оплачена на протяжении 4-х меся цев, если более длительный срок не установлен договором.
В Разъяснениях НБУ относительно использования в практичес
кой деятельности Указов Президента Украины от 16. 03. 95г N 277/95 и от 31. 03. 95 г. "О мерах по нормалицации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" предусмотрены ужесточающие меры к ликвидации задержек расчетов. Так за несвоевременную оплату за долженности предприятия-должники оплачивают в пользу кредиторов кроме суммы задолженности пеню в размере 0, 5 процентов от суммы задолженности, а за энергоносители и электроэнергию в размере 0, 75 процентов за каждый день просрочки платежа, если больший размер пени не предусматрен договором сторон. Уплаченная при этом пеня относится на результаты финансовой деятельности предприя тия-должника.
Рассматривая дебиторско-кредиторскую задолженность, необ
ходимо контролировать причины образования безнадежной и просро ченной задолженности и выявлять виновных лиц. Так же необходимо контролировать правильность и своевременность проведения инвента ризации дебиторско-кредиторской задолженности; сроки проведения инвентаризации расчетов определены Положение о бухгалтерских от четах и балансах.
Предприятие может иметь одновременно кредиторскую и деби
торскую задолженности. Покрывать одну задолженность другой запре щается. Дебиторская задолженность показывается в активе, креди торская - в пассиве бухгалтерского баланса.
Контролируя дебиторско-кредиторскую задолженность, необхо
димо проверять правильность ее отнесения, чтобы не допустить бе зосновательного уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий. К предприятиям, допустившим это, налоговая инспекция применяет санкции согласно Закона Украины "О государственной налоговой службе Украины", утв. 24. 12. 93 г.
Как известно, Украину периодически сотрясают шквалы по
вальных неплатежей. И каждый раз из этого испытания она выходит обремененная той или иной практикой их преодоления.
Одним из наиболее серьезных кризисов неплатежей был фев
ральский 1994 года, когда НБУ впервые использовал опыт эмиссии средств на специальный счет. В тоже время впервые в практическом разрезе стала дисскутироваться и практика векселей, хотя сама возможность вексельного обращения в Украине была зафиксирована летом 1992 года, был издан Указ Президента об использовании век селей для хозяйственных расчетов.
Первоочередной потребностью предотвращения платежного кри
зиса является создание цивилизованного рынка долгов. Ведь многие из них вовсе не безнадежные, а некоторые - просто очень ликвид ный товар. Первым магом в создании рынка долговых обязательств можно считать Указ Президента от 14 сентября 1994 года "О выпус ке и обороте векселей для покрытия взаимной задолженности субъек тов предпринимательской деятельности Украины" и "Порядок проведе ния зачета взаимной задолженности и оформления их векселями", разработанный НБУ в соответствии с Указом. В статье 6 Указа пре дусмотрено, что "субьект предпринимательской деятельности Украи ны, в том числе, на государственной собственности, выдавший век сель, или взявший на себя другие имущественные обязательства, от вечает по таким обязательствам в установленном порядке, принадле жащим ему /закрепленным за ним/ имуществом.
"С целью обеспечения условий для преодоления платежного
кризиса, повышение имущественной ответственности субъектов пред принимательской деятельности Украины за несвоевременное выполне ние ими платежных обязательств и в соответствии с п. 7-4 статьи 114-5 Конституции Украины постановляю: НБУ обеспечить через ком мерческие банки Украины проведение до 10 октября 1994г. взаимно го зачета задолженности субъектов предпринимательской деятельнос ти Украины по состоянию на день подписания Указа. По результатам этого зачета оформить до 1 ноября 1994 г. просроченную задолжен ность /в т. ч. задолженность по банковским ссудам/ простыми вексе лями в пользу кредиторов со сроком платежа 28 февраля 1995 года". Кроме срока действия векселей ограничивается и сумма - один век сель не может быть выписан на сумму, большую 100 миллионов. Субъекты предпринимательской деятельности на первом этапе осво бождаются от уплаты государственной пошлины за бланки векселей. Если задолжавший уклоняется от оформления суммы долга векселем, кредитор имеет право безакцептного списания средств со счета де битора, а при отсутствии средств - партнер объявляется "несостоя тельным". Процедура вексельного зачета, разработанная НБУ, оказалась несколько громоздкой и вызвала в последствии многочисленные воп росы на местах. На некоторые из них НБУ ответил уточняющим письмом от 30 сентября 1994г.
Рассмотрим результаты этого вексельного взаимозачета /см.
схему 1/. Прежде всего, само оформление задолжэенности платежны ми документами дало реальную сумму всего в 287, 1 трлн. крб. /до этого неплатежи по разным данным оценивались в 400-700 трлн. крб. /. Во-вторых, в процессе самого зачета /до выписки векселей/ из признанной задолженности было оплачено 60, 2 трлн. крб. долгов. Плюс еще 15, 3 трлн. крб. оплаченных векселей. В конечном итоге из выставленных требований (287, 1 трлн. крб. ) было оплачено 26, 3%. Это, конечно, не много , но игра безусловно стоила свеч. Сущес твуют три основные причины, снизившие эффективность первого взи мозачета: элементарное отсутствие опыта в этом деле, отсутствие полноценной законодательной базы для вексельного обращения, а так же до сих пор не существует четкой неотвратимой ответственности за не уплату долгов.
В настоящее время по последним данным Минстата, сумма кре
диторской задолженности достигла 1, 6 квадриллиона (что больше всего ВВП на тот же период года), а дебиторской - 1, 2 квадриллио на. Однако одна из значительных частей этих неплатежей на самом деле оплачена в теневом секторе. По данным НБУ объем невернувшей ся наличности в банк достиг 160 триллионов крб.
Во исполнение распоряжения Президента Украины от 22 мая
1995 г. "О мерах по разрешению кризиса платежей и поддержке оте чественных предпринимателей" и Постановление КМУ и НБУ от 31 мая 1995 г. "О проведении зачетов взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины и оформлении просрочен ной задолженности векселями" на безэмиссионной основе проводится зачет взаимной задолженности субъектов предпринимательской дея тельности Украины всех форм собственности, с дальнейшим оформле нием просроченной задолженности (в т. ч. задолженности по банков ским ссудам) векселями в пользу кредиторов.
Особенность этого взаимозачета - его неэмиссионная основа,
поэтому "прогона" эмиссии по цепочке неплатежей, как это практи ковалось в предыдущие годы, не ожидалось. Взаимозачет по нормати вам должен был продлиться с 19 по 23 июня. Оформление задолжен ности векселями должно было завершиться 10 июля 1995 г. Порядок проведения, сообщенный НБУ, ничем от прошлогоднего принципиально не отличался. Небольшая разница в том, что платежные требования кредиторов впредь не пречисляются друг другу, а будут проходить через электронную систему платежей НБУ. Это позволяет ускорить как само прохождение и оформление депозивов, так и их системати зацию. Также как и при первом взаимозачете, субъекты предпринима тельской деятельности освобождаются от уплаты государственной пошлины за вексельные бланки.
Возвращаясь к причинам неплатежей, следует упомянуть еще
одну. К концу 1994 г. в производственных запасах было сосредото чено 52, 7% оборотных средств. И 72, 7% ВВП за этот период было поглощено ростом запасов ТМЦ. Постоянное и нарастающее перелива ние оборотных средств с запасы, безусловно, еще одна существен ная причина роста кредиторской задолженности. В этих запасах скрывается убыточность предприятий Украины. На рост запасов так же работают инфляционные ожидания. Вероятно, значительная доля того, что числится в запасах, на самом деле давно переработана и не единожды продана. И все в том же безналоговом секторе. А деньги за эти запасы, действительно, легально не заплачены. Часть из "ушедших в тень" средств недополучена бюджетом, отсюда еще од на причина неплатежей в целом.
В современных условиях прехода к рыночной экономике, ког
да проблема неплатежей пронизывает не только Украину, но и все страны СНГ, реальной возможностью осуществления хозяйственных связей между предприятиями является бартер. Нормативной базой применения бартерных операций в Украине являются следующие: Письмо Минфина Украины "О бухгалтерском учете бартерных (това рообменных) операций N 18-4147 от 30. 11. 92 г. и другие норматив ные документы.
В законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
дано следующее определение: товарообменная (бартерная) операция это хозяйственная операция субъекта предпринимательской дея тельности, предусматривающая расчет за реализованную продукцию, работы и услуги иной, нежели в денежной форме, включая какие-ли бо виды погашения (зачета) взаимозадолженности между сторонами хозяйственной операции без проведения денежных расчетов, за ис ключением случаев межгосударственного клиринга, который осущес твляется по решению Президента Украины или Кабинета Министров Украины.
Выручка от реализации продукции, работ и услуг в пределах
товарообменной (бартерной) операции определяется для целей нало гообложения, исходя из обычных цен на такую продукцию, работы и услуги, которые действовали на дату выписки отгруженных докумен тов, а для товарообменных операций в области внешней торговли на дату прохождения таможенного контроля экспортируемой продук цией. Сумма выручки определяется предприятием на основе расчета, представляемого государственной налоговой инспекции по местона хождению плательщика одновременно с декларацией о прибыли. -----------------------------------------------------------------
Получено платежных документов 287, 1 трлн. крб. Акцептировано Не признано
(дано согласие) платежных документов 196, 5 трлн. крб. 90, 6 трлн. крб.
(68, 5%) (31, 5%) Платежные требования, Задолженность, под погашенные по зачету лежащая оформлению 60, 2 трлн. крб. (30, 6%) векселями 136, 2 трлн крб. (69, 4%) Фактически оформлено Задолженность, не векселями 33, 7 трлн. крб. оформленная вексе (24, 8%) лями, подлежащая безакцептному списа нию на основании про токольных решений 102, 5 трлн. крб. (75, 2%) Векселя, оплаченные Векселя, оплаченные 15, 3 трлн. крб. (45%) 18, 7 трлн. крб. (55%), в том числе опротестованные 0, 7 трлн. крб. Схема 1. Состояние исполнения Указа Президента Украины от 14. 09. 94 г. N 530/94 "О выпуске и обращении векселей для
покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельность Украины". ----------------------------------------------------------------- 1. 3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Согласно ДКМУ "О взимании не внесенных в срок налогов и
неналоговых платежей N 8-93 от 21. 01. 93 и организации взимания платежей являются: а) по налогу, налоговому кредиту и другим платежам в государ ственный бюджет Украины, бюджет Республики Крым и др. бюджеты налоговые и другие гос. органы, которым действующим законода тельством предоставлено право взимания этих платежей или на кото рые возложено право исчисления соответствуюго платежа или кон троль за его уплатой.... "
В настоящее время рост дебиторско-кредиторской задолжен
ности, вызванный неплатежеспособностью предприятий, отрицательно влияет на состоянии расчетов в Украине в целом. С целью смягчить последствия неплатежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, Министерство Финансов Украины в Инструкции об осо бенностях применения ДКМУ N 8-93 "О взимании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" определяет следующие меры (раз дел 1Х): "В исключительных случаях плательщику может быть предос тавлена отсрочка или рассрочка платежей.
Отсрочка платежа - пренос на более поздний срок уплаты платежа по решению соответствующего финансового органа. Рассрочка платежа - распределение суммы платежа на нес
колько сроков уплаты по решению соответствующего финансового ор гана.
Отсрочка и рассрочка платежей предоставляется на условиях
налогового кредита на срок не более трех месяцев, при этом взи маются проценты за пользование кредитом в размере 75% учетной ставки НБУ на день оформления кредита, но не менее размера пени за несвоевременную уплату налога или иного платежа. Действующим законодательством государственным налоговым инспекциям предостав лено право на взимание, исчисление и контроль за уплатой отсро ченных и рассроченных платежей. Заявление плательщиков об отсроч ке и рассрочке платежа рассматривается после заключения ГНИ о фи нансовом состоянии плательщика и о состоянии расчетов с бюджетом по лицевым счетам.
В случае, если в решении Министерства Финансов или местно
го финансового органа определено предоставление налогового креди та как на существующую задолженность, так и на авансовые или фак тические платежи текущего года, ГНИ плату за налоговый кредит на числяет в карточках лицевых счетов плательщиков, также ГНИ на ос новании решения финансового органа вносит изменения в лицевые счета плательщиков. Подача заявлений о предоставлении налогового кредита не прекращает взимания надлежащих платежей в бюджет. При погашении налогового кредита по частям плата за пользование кредитом рассчитывается ГНИ по каждой отдельной сум ме, исходя из количества календарных дней пользования каждой час тью кредита без принятия решения финансовых органов. В случаях досрочного погашения налогового кредита ГНИ на день погашения кредита производит перерасчет суммы платы за налоговый кредит, которая ранее определена в распоряжении финансовых органов. Если суммы платежа по налоговому кредиту не возвращены в установленный срок или возвращены неполностью, то начисляется пе ня со следующего дня, за днем окончания отсрочки или рассрочки в размерах, предусмотренных действующим законодательством по от дельным видам платежей.
Согласно Разъяснениям НБУ относительно использования в
практической деятельности Указов Президента Украины от 16. 03. 95 N 227/95 и от 31. 03. 95 N 227/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" подлежат безакцептному списанию суммы кредиторской задолженности за энергоносители и по гашение кредитов, полученных на их оплату учреждениями банков по платежным требованиям предприятий, организаций и учреждений. Если плательщик не осуществляет в установленный срок пере числения средств на р/с, учреждение банка ставит в известность ГНИ и списание средств кредиторской задолженности осуществляется по ее распоряжению.
Учреждение банков принимают на исполнение от ГНИ платеж
ные требования на бесспорное взыскание пени в размере 1, 5% от суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просроч ки платежа. " 1. 4. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ.
Выборы наиболее рациональной формы расчетов позволит сок
ратить разрыв между временем получения покупателем ТМЦ и соверше нием платежа, ликвидировать образование необоснованной кредитор ской задолженности и рост остатков ТМЦ в пути.
Безналичные расчеты, проходящие через банк, создают
реальные условия для всестороннего, действенного и повседневного контроля за деятельностью предприятий и оргнизаций со стороны банка, а также для организации взаимного контроля хозорганов и их вышестоящих звеньев. Возможность для осуществления такого контро ля заложена в принципах организации безналичных расчетов и преж де всего в том, что все хозяйственные организации обязаны хра нить свои денежные средства на счетах в банке и осуществлять пла тежи только через банк. Опираясь на эти принципы, банковский кон троль способствует рациональной организации экономических связей между предприями и организациями, экономному расходованию средств плательщиков и банковского кредита, увеличению выпуска продукции высокого качества, содействует укреплению договорной и платежной дисциплины. Банковский контроль начинается на исходной стадии ор ганизации безналичных расчетов, а именно при выборе определенных форм расчетов. Учреждение банка совместно с предприятиями и орга низациями должны рассматривать правомерность применения той или иной формы расчетов на основе анализа условий поставок, характе ра сложившихся хозяйственных связей и принимать меры к внедрению экономически целесообразных форм и способов расчетов. Учреждения банков осуществляют контроль по расчетам непосредственно в про цессе совершения операций. При приеме документов для расчетов проверяются правильность их оформления, своевременность представ ления в банк. Банк следит за законность совершаемой операции, соблюдением правил проведения расчетов в соответствии с Положе нием о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины. Банк при приеме расчетных документов проверяет ссылку на номер и дату договора, на дату отгрузки и номера тарнспортных документов, т. е. на наличие обязательных реквизитов.
Контроль за состоянием платежной дисциплины осуществляет
Страницы: 1, 2
|