рефераты курсовые

Сбыт и энергосбытовая деятельность

ограниченные ресурсы между различными товарными рынками, на которых она

представлена.

Анализ преимуществ слабых сторон - SWOT-анализ (Strengths - сильные

стороны; Weaknesses — слабые стороны; Opportunities — возможности; Treats —

опасности) особенно необходим на рынке, который находится в стадии

экономического спада и где имеется избыточная емкость, а конкуренция

проявляется наиболее отчетливо. В такой ситуации выявление слабых сторон

собственной фирмы относительно конкурентов позволяет частично устранить эти

недостатки, а относительно сильные стороны (преимущества), еще более

целенаправленно их использовать, поддерживать и развивать.

При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон

необходимо уделять внимание тем характеристикам, показателям, которые

наиболее значимы с точки зрения покупателей. Наиболее эффективную помощь в

этом могут оказать личные контакты, беседы с существующими и потенциальными

клиентами.

Основными критериями, которые должны учитываться и по которым может

осуществляться оценка слабых и сильных сторон, являются:

V монополия на определенную технологию производства товара или оказание

услуг;

V высокий уровень качества товара;

V возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара;

V гибкость при выполнении специальных пожеланий клиентов;

V скорость поставки товара, выполнения заказа;

V надежность поставки товара установленного объема и в необходимые

V сроки;

V квалификация сотрудников, работающих по прямым контактам с покупателями;

V возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами.

Наряду с приведенными критериями в каждом конкретном случае предприятие

должно самостоятельно разрабатывать анкету, в которой необходимо отражать

критерии, наиболее важные с точки зрения покупателей, формирующих спрос на

товар фирмы

Классификация покупателей по группам — важные, средней значимости и

менее значимые — может проводиться методом АВС-анализа. Например, для

покупателей товаров производственно-технического назначения АВС-анализ

включает исследование не одного (например, объем оборота по одной группе

клиентов) показателя, а наиболее значимых качественных показателей и

характеристик, например, таких, как платежеспособность, солидность фирмы,

платежный баланс, длительность деловых коммуникаций. По результатам АВС-

анализа формируется своеобразный "портфель клиентов", который показывает,

"здорова" ли структура потребителей, определяющая спрос на товары фирмы.

Прогнозирование возможных рисков, опасностей и шансов на рынке сбыта

осуществляется после исследования сильных и слабых сторон фирмы

относительно конкурентов и анализа структуры покупателей. Предварительная

картина становится ясной уже после формирования портфелей позиций фирмы и

клиентов. Для более точного прогноза проводится еще несколько операций,

таких, как бенчмаркинг и обнаружение на рынке национальных или иностранных

предприятий, действующих на рынке или желающих выйти на него с аналогичной

продукцией. Этому могут способствовать интернационализация бизнес-

коммуникаций и международная либерализация коммерческих связей, что

обусловливает снижение цен, особенно на стандартную продукцию. На

сложившиеся на рынке отношения фирмы могут повлиять также потенциальные

конкуренты, т. е. фирмы, обладающие новейшими технологиями производства

товаров, на которые имеется спрос привлекательных покупателей. Прогноз

рынка и шансов деятельности фирмы в новых конкурентных условиях должен дать

ответ: пострадает или выиграет собственное предприятие от появления и

внедрения новых конкурентов в рыночную нишу, которую достаточно прочно

удерживала фирма.

Анализ перспективных сегментов и ниш сбыта продукции фирмы проводится,

когда известны результаты анализа структуры покупателей или клиентов.

Решается вопрос о том, на каких клиентах сконцентрировать усилия фирмы по

сбыту, нельзя ли открыть для фирмы новый круг покупателей путем активизации

персональной деятельности, индивидуальных визитов.

При анализе искомых благоприятных областей деятельности имеет смысл

выделить такие сегменты рынка, где больше всего потенциальных клиентов со

схожими характеристиками спроса, так как это позволяет планировать

производственную деятельность и сбыт на одинаковых принципах.

Далее целесообразно продумать, какие сопутствующие услуги могут

понадобиться покупателю при пользовании товаром фирмы, и в процессе

делового общения или в деловом послании уведомить фактических или

потенциальных клиентов о возможностях вашей фирмы оказать эти услуги.

Большой эффект дают мероприятия по вовлечению в сферу деятельности сбыта

фирмы творческого потенциала клиентов, особенно на стадии распределения

товаров в их сети.

Оперативный контроллинг-сбыт начинают с анализа прибыли и

рентабельности. Для оценки уровня прибыли от реализации товара используют

систему показателей ROI (Return Of Investments — возврат (прибыль) на

вложенный капитал):

[pic]

Как инструмент контроллинг-сбыта, ROI показывает логическую зависимость

подцелей от главной цели в плане предприятия и способствует поиску причин,

снижающих эффективность использования капитала. Тесная связь ROI с

деятельностью службы сбыта видна из следующего соотношения:

[pic]

Именно оборот товарной массы формирует величину ожидаемого дохода, а

рост оборота при постоянных расходах на производство продукции способствует

росту ожидаемого дохода. Поэтому несоответствие в размерах ожидаемого

дохода и требуемых для его получения расходов вызывает необходимость

корректировки как деятельности службы сбыта, так и других подразделений

фирмы. Корректировка может заключаться либо в уменьшении целевых ориентиров

деятельности (остаточная прибыль, фонд оплаты труда и т. д.), либо в

разработке комплекса организационных, в том числе маркетинговых,

мероприятий для повышения эффективности производства и сбыта продукции.

Такой подход свойствен контроллинг-сбыту, в основе которого лежит

принцип опережающего воздействия, а не пассивного наблюдения и констатации

свершившихся потерь и рисков.

В процессе анализа определяется разница между намеченной выручкой от

реализации и переменными издержками (валовая маржа), которая является базой

для оценки точки (зоны) безубыточности и проведения АВС-анализа

покупателей, участвующих в формировании валовой маржи. Одновременно

исследуется возможность падения выручки и намечаются мероприятия по

предоставлению повышенных (относительно среднего уровня) скидок

покупателям.

Анализ структуры издержек осуществляют путем анализа следующих

составляющих прямых затрат: прямых издержек производства; прямых

материальных затрат; прямых расходов в сбытовой деятельности.

[pic]

3. Система показателей в сфере контроллинг-сбыта

Особое внимание следует уделять исследованию загрузки производственных

мощностей, уровня сервиса и качества поставок товара. Более детальное

рассмотрение загрузки производственных мощностей на предприятии показывает,

в каком объеме в цене данного товара должны учитываться постоянные издержки

при данной загрузке производственных мощностей. Анализ загрузки мощностей

позволяет сделать вывод как о возможности поиска и привлечения новых

клиентов для дополнительных заказов, так и о необходимости снижения

интенсивной сбытовой деятельности ввиду полной загрузки производственных

мощностей.

Анализ структуры рынка рассматривается как важный инструмент

оперативного контроллинг-сбыта. Структура рынка определяется внешней

средой, факторами, оказывающими на нее постоянное влияние, динамикой доли

рынка, ценовой политикой партнеров и конкурентов и т. д. Поэтому решающую

роль в объективности анализа структуры рынка играет качество информации о

внешней среде.

Для контроля за производственной и сбытовой деятельностью могут быть

использованы различные показатели (рис. 3).

Целевой установкой контроллинг-сбыта является информационное

обеспечение процесса принятия решения в сфере сбыта, поэтому результаты

анализа, сопровождаемые предложениями о путях повышения эффективности

сбытовой деятельности, должны в форме отчета предоставляться регулярно

ответственным за текущее регулирование и перспективное планирование

деятельности фирмы.

3. Особенности сбыта продукции энергетики

3.1. Особенности энергетики и её продукции

Необходимо учитывать, что маркетинг в электроэнергетике существенно

отличается от маркетинга в других отраслях народного хозяйства, что связано

с технологическими и экономическими особенностями электроэнергетики.

С этой точки зрения можно отметить по крайней мере следующие

особенности электроэнергетики и ее продукции.

1. Спрос на электроэнергию, тепловую энергию в решающей мере

определяется следующими факторами:

V экономической динамикой страны (региона), об изучении спроса которых идет

речь;

V эффективностью и темпами электрификации народного хозяйства, т. е.

эффективностью и темпами внедрения электротехнологий;

V энергетической эффективностью использования электрической, также тепловой

энергии. Для роста этой эффективности имеются крупные резервы, а

вытекающее отсюда сокращение потребления электроэнергии и тепла в расчете

на единицу доставляемого ими полезного эффекта не только дает

экономические преимущества, но и уменьшает загрязнение окружающей среды.

Динамика и уровень спроса на электроэнергию в стране или регионе,

пожалуй, как ни на один другой товар, являются зеркалом экономического

роста, отражают уровень и темпы научно-технического прогресса и уже

теперь стали одной из важных косвенных характеристик качества жизни.

Поэтому маркетинг в электроэнергетике приобретает особое значение не

только для отрасли, но и для всей экономики страны или региона.

2. Производство и потребление электроэнергии (и в большой степени

тепловой энергии) совпадают во времени, и эту продукцию по крайней

мере в сколько-нибудь значительных количествах нельзя произвести и

закупить впрок, например, в ожидании улучшения конъюнктуры,

увеличения тарифов на электроэнергию или перебоев в энергоснабжении.

Отсюда вытекает требование к большой точности прогнозов спроса,

особенно учитывая высокую времяемкость, а также капиталоемкость

отрасли, в 3—4 раза превышающую среднюю капиталоемкость народного

хозяйства России. Завышение спроса приводит к омертвлению крупных

инвестиций, его занижение может быть связано с большими убытками для

энергоснабжающих предприятий, тем более, что на обслуживаемой ими

территории они не должны иметь право отказывать потребителю в

присоединении к центрам питания или увеличении потребляемой энергии

и мощности.

3. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам,

нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены

возможности улучшения качества и тепловой энергии (более точное

выдерживание "стандартных" или договорных параметров: температуры и

давления). Это означает, что возможная в принципе конкуренция

производителей электроэнергии и тепла может идти только за счет

разницы в затратах на производство энергии и предложения ее по более

низким ценам.

4. В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом

спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и

мощность. Это означает, что объектом маркетинга является режим

потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном,

недельном и сезонном (годовом) аспектах.

5. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие

расстояния ограничены: максимальный радиус передачи тепловой энергии

в виде пара 3—5 км, в виде горячей воды 10—15 км, при определенных,

еще не вполне освоенных технических решениях 25—30 км. Массовая

передача товарной электроэнергии па расстояние свыше 1000 км ставит

перед электротехникой серьезные экономические проблемы. Все это

ограничивает возможности экспорта — импорта энергии.

6. В современных условиях энергетическая система (ПОЭЭ) обладает

естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.

Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно

запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие

индивидуальные системы энергоснабжения и обязав ПОЭЭ покупать

избытки энергии у них по крайней мере по средним ценам.

Наличие монополии также является фактором, препятствующим

конкурентной борьбе за сбыт продукции, т. е. борьбе, которая будет

иметь место в других отраслях хозяйства.

Естественная монополия объективно приводит к необходимости

государственного регулирования цен на электрическую и тепловую

энергию.

7. В условиях естественной монополии отрасли рынок электроэнергии и в

большой мере тепла не является так называемым "рынком продавца", где

более активны покупатели (по крайней мере, в недефицитных

энергосистемах), и не является "рынком покупателя", где активным

является продавец. Это рынок особого вида, где продавец и покупатели

вынуждены быть партнерами не только в процессе купли—продажи

энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее.

3.2. Особенности сбыта в энергетике. Энергосбытовая деятельность

Энергосбытовая деятельность - это управленческая деятельность по

выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные

продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям

(абонентам).

Энергосбытовая деятельность включает:

V реализацию электрической и тепловой энергии и мощности по тарифам,

установленным постановлениями органов государственного регулирования

тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;

V изучение состояния и перспективы развития рынка сбыта электрической и

тепловой энергии и мощности, прогноз платежеспособного спроса на

электрическую и тепловую энергию и мощность;

V заключение с потребителями электрической и тепловой энергии договоров

энергоснабжения и контроль выполнения договоров в части режимов

энергопотребления и выполнения потребителями своих договорных

обязательств;

V разработку и реализацию мероприятий по побуждению потребителей к

выполнению договорных обязательств, по ограничению и прекращению подачи

энергоресурсов потребителям-неплательщикам, по выявлению фактов нарушения

правил учета и потребления электрической и тепловой энергии, а также по

пресечению безучетного потребления и хищения энергии;

V участие в разработке тарифов для потребителей электрической и тепловой

энергии;

V обеспечение жесткого контроля энергопотребления организаций,

финансируемых из бюджетов всех уровней.

В чем проявляется актуальность энергосбытовой деятельности? АО-энерго в

настоящее время испытывают на себе недостаток денежных средств при оплате

энергии потребителями, что в свою очередь осложняет ведение хозяйственной

деятельности самих энергокомпаний. Отсутствие денежных средств получаемых

от оплаты, их недостаточность не позволяет энергетическим предприятиям

своевременно осуществлять налоговые и другие обязательные платежи,

реализовывать в необходимом объеме инвестиционный процесс в отрасли,

оплачивать поставки топлива, обслуживать в полном объеме имеющиеся основные

фонды и т.д. Однако вместо денежных средств при оплате энергокомпании

получают взаимозачеты, оплату «в натуре» и т.д.

По-прежнему остается актуальной проблема дебиторской задолженности – по

ряду АО-энерго ее величина не только сохраняется, но и продолжает

увеличиваться, что оказывает негативное влияние на финансовое состояние

предприятий отрасли.

Сегодняшний недостаток денежных средств вынуждает руководителей

энергосистем, электростанций и сетевых предприятий "удешевлять" свои

затраты, прежде всего за счет сокращения объемов ремонтно-профилактических

работ, то есть выполняются только самые необходимые работы, без которых уже

невозможно без нарушений эксплуатировать сложнейшее энергетическое

оборудование, тепломагистрали, линии электропередач.

Многие из потребителей энергии становятся банкротами, или применяя

различные уловки, такие как изменение своего юридического адреса, пытаются

уйти от оплаты потребленной энергии. В данном аспекте становится

необходимость в ведении работы по потребителям в плане отслеживания их

добросовестности, проведение притензионно-исковой работы и т.д.

Перечисленные задачи необходимо решать, налаживать механизм и порядок

их решения. Данная работа в плане работы с потребителями, решение проблем

оплаты, учета потребленной энергии лежит в поле деятельности Энергосбытов.

Однако данный структуры в настоящее время все еще не в состоянии решать

достаточно эффективно возложенные на них задачи. Причин тому много, назовем

лишь некоторые из них: несовершенство организационной структуры, отсутствие

требуемых полномочий, что снижает оперативность принимаемых решений,

отсутствие технического оснащения Энергосбытов, неурегулированность

взаимоотношений между подразделениями отделами в АО-энерго и ряд других.

Таким образом, становится очевидной необходимость совершенствования

данной деятельности с тем, чтобы упорядочить процесс продажи энергии,

сделать более точным и оперативным, поднять уровень оплаты вообще при

одновременном увеличении денежной составляющей.

Задача реформирования и совершенствования энергосбытовой деятельности

не раз подчеркивалась и руководством РАО «ЕЭС России», которое собирается в

течение ближайших полутора лет провести финансовое оздоровление компании,

что позволит повысить ее инвестиционную привлекательность. В частности, эта

деятельность предусматривает радикальную реструктуризацию системы сбыта и

маркетинга, ужесточение требований к потребителям по оплате за поставленную

энергию и увеличение доли "живых" денег в поступлениях.

В настоящее время в АО-энерго применяются 3 формы сбыта энергии:

V централизованная (когда сбыт энергии осуществляется только предприятием

«Энергосбыт» и его отделениями);

V децентрализованная (когда сбыт энергии сосредоточен в сетевых

предприятиях);

V смешанная (та или иная совокупность двух первых типов, но при этом чаще

всего, центральный «Энергосбыт», обслуживает основных крупных

потребителей АО-энерго, а сбыт в сетевых предприятиях обслуживает мелких

потребителей и население).

Из 72 АО-энерго централизованная форма используется в 32 энергосистемах

(44%), децентрализованная – в 24 энергосистемах (33%), смешанная – в 16

энергосистемах (23%).

Энергосбыты являются обособленными подразделениями АО-энерго, входят в

состав Общества и действует с соблюдением Гражданского Кодекса Российской

Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах», иных федеральных

законов, Устава общества, решения органов управления Общества.

Обособленное подразделение «Энергосбыт» является частью единого

производственного и технологического комплекса по производству, передаче,

распределению и реализации электрической и тепловой энергии, выполнению

работ и оказанию услуг, учреждается как обособленное подразделение

общества, расположенное вне места его нахождения и не являющееся

юридическим лицом, в составе Общества.

Энергосбыт осуществляет деятельность от имени создавшего его Общества,

которое несет ответственность за его (Энергосбыта) деятельность.

Энергосбыт отвечает перед Обществом за результаты своей финансово-

хозяйственной деятельности и деятельности филиалов Общества – отделений

Энергосбыта. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим

обязательным платежам Энергосбыт осуществляет от имени Общества на

основании доверенности, выданной Обществом директору и главному бухгалтеру

Энергосбыта, согласно учетной политике Общества.

Отделения энергосбытов действуют на основании положений, утвержденных

генеральным директором Общества. Отделения Энергосбыта осуществляют расчеты

с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным

платежам от имени Общества на основании доверенности, выданной Обществом

начальнику и бухгалтеру отделения Энергосбыта, согласно учетной политике

Общества.

Основной целью деятельности Энергосбыта является достижение наилучших

показателей производственно-экономической деятельности, обеспечивающих рост

доходов и получение максимальной прибыли Обществом.

Предмет деятельности Энергосбыта включает следующие основные виды

деятельности:

V реализацию электрической и тепловой энергии и мощности по тарифам,

установленным постановлениями органов государственного регулирования

тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;

V изучение состояния и перспективы развития рынка сбыта электрической и

тепловой энергии и мощности, прогноз платежеспособного спроса на

электрическую и тепловую энергию и мощность;

V заключение с потребителями электрической и тепловой энергии договоров

энергоснабжения и контроль выполнения договоров в части режимов

энергопотребления и выполнения потребителями своих договорных

обязательств;

V обеспечение учета потребления электрической и тепловой энергии и

мощности;

V разработка и реализация мероприятий по побуждению потребителей к

выполнению договорных обязательств, по ограничению и прекращению подачи

энергоресурсов потребителям-неплательщикам, по выявлению фактов нарушения

правил учета и потребления электрической и тепловой энергии, а также по

пресечению безучетного потребления и хищения энергии;

V участие в разработке тарифов для потребителей электрической и тепловой

энергии;

V обеспечение жесткого контроля энергопотребления организаций,

финансируемых из бюджетов всех уровней.

Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности:

V реализация электрической и тепловой энергии и мощности Общества по

тарифам, установленным постановлениями органов государственного

регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о

государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую

энергию;

V обеспечение энергоснабжения потребителей в соответствии с заключенными

договорами;

V безусловное исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и

правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации

энергоустановок.

Руководство деятельностью Энергосбыта осуществляет заместитель

генерального директора Общества по продаже энергоресурсов – директор

Энергосбыта, назначенный генеральным директором Общества на контрактной

основе по согласованию с РАО «ЕЭС России» и действующий по доверенности,

выданной генеральным директором от имени Общества.

Директор Энергосбыта заключает и расторгает контракты с начальниками

отделений Энергосбыта, применяет к ним меры поощрения и наложения на них

дисциплинарных взысканий в соответствии с правилами внутреннего трудового

распорядка и действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Проверка финансово-хозяйственной и правовой деятельности Энергосбыта

осуществляется ревизионной комиссией Общества, аудиторскими службами,

назначенными или привлекаемыми Обществом в случае необходимости. Контроль

за финансово-хозяйственной деятельностью Энергосбыта может осуществляться

аудиторскими организациями на основании заключенных с ними договоров.

Контроль за состоянием оперативного управления и исполнением

диспетчерской дисциплины осуществляется Центральной диспетчерской службой,

другими службами Общества по технологической принадлежности.

3.3. Проблемы энергосбытовой деятельности

Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим

преобразованиям в энергетике России разработанная под руководством РАО «ЕЭС

России» на основе проведенного анализа ситуации складывающейся в отрасли

определила следующие проблемы в сфере энергосбытово й деятельности:

V преобладание неденежных расчетов, которое существенно искажает действие

рыночных механизмов в экономике страны, является скрытой формой перелива

капитала из эффективных сегментов рынка в неэффективные.

V отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей.

Отношения компаний электроэнергетики с потребителями далеки от принятых в

мере стандартов, что проявляется в частности в невозможности проводить

гибкую ценовую политику в предоставлении скрытых и открытых

индивидуальных преференций, не имеющих ничего общего с картельными

соглашениями и символизирующих собой извлечение доходов одних

потребителей за счет других потребителей и собственников в применении

огромных штрафов за недоиспользование и переиспользование энергии как

способ сбора дополнительных средств и т.д.

V неплатежи потребителей энергии. Неплатежи потребителей ведут к недостатку

оборотных средств, росту дебиторской задолженности энергокомпаний,

дефициту топлива на электростанциях и связанному с ними неоптимальному

режиму их загрузки. В результате увеличиваются затраты, снижается

экономическая эффективность работы отрасли.

Также можно обозначить следующие проблемы сбытовой деятельности:

V недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный

уровень рентабельности в АО-энерго;

V плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии

вследствие хищений.

Основной проблемой энергосбытовой деятельности являются неплатежи. В

России привыкли не платить за потребленную энергию. Вместо этого имеют

место различные ухищрения направленные на использование энергии без

последующей оплаты.

Именно неплатежи, не дают энергетикам возможности работать стабильно,

обновлять оборудование. Целый ряд предприятий расплачивается за

электроэнергию взаиморасчетами и лишь частично погашает свои долги

"живыми" деньгами. Но энергетики-то платят за сырьевые ресурсы только

"живыми" деньгами.

У организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней хронически

не хватает средств на оплату энергоресурсов. Положение в ближайшие годы

вряд ли поменяется кардинально, и денежная составляющая платежей останется

на относительно низком уровне. Армия, здравоохранение, образование, вся

бюджетная сфера в лучшем случае оплачивает 30-35 процентов того, что

потребили.

По словам председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса,

одной из задач реформирования холдинга является устранение посредников в

продаже электроэнергии. Посредники "это самое вредное и разрушающее

нормальный производственный процесс звено в цепи", в которой сосредоточено

до 50% существующей задолженности энергетикам.

Один из основных недостатков теплоэнергосистем АО-энерго – наличие

посредников между потребителем и производителем тепла. Прежде чем попасть к

потребителю в дом, тепло поочередно является собственностью самой ТЭЦ,

затем - теплосети АО-энерго, затем – теплосетей ОПП. Это затрудняет

расчеты и порождает ненужные трения, наверное, проще было бы поручить

обслуживание теплосетей самой ТЭЦ, позволить ей самой выходить на

потребителя.

Основу доходов энергетиков составляют платежи промышленных предприятий.

Для промышленности же характерно убыточное состояние, чем объясняется

задолженность металлургии, деревооборабатывающих предприятий и т.д.

Население является самым добросовестным клиентом: оно в массе своей

платит в срок и "живыми деньгами". Но дальше деньги населения попадают

посредникам - всевозможным муниципальным, коммунальным организациям,

которые их пускают в оборот и передают РАО «ЕЭС России» не полностью и с

задержками. Кроме того, население платит сейчас только часть тарифа,

являясь дотационным потребителем.

Дебиторская задолженность.

Неплатежи ведут к росту дебиторской задолженности как краткосрочной,

так и долгосрочной, в особенности это характерно в отношении потребителей

финансируемых из бюджетов различных уровней. Это такие потребители как

население, оптовые потребители-перепродавцы (МПЖКХ, различные сетевые

предприятия), армия, здравоохранение, образовательные учреждения,

муниципальный транспорт и т.д.

Одной из главных причин низкого уровня оплаты за потребляемые

теплоэнергию и электроэнергию является недофинансирование госбюджетом

федеральных потребителей. В бюджетную роспись, утвержденную Минфином

России на первый квартал 2000 года заложена лишь 30-процентная оплата

энергии бюджетными потребителями.

Также сохраняются долги и со стороны промышленных потребителей, которые

находятся не в лучшем финансовом положении.

Тарифы

Другой проблемой в области сбыта является проводимая в настоящее время

политика регулирования (а по сути "замораживания") тарифов и цен, которая

привела к нарушению баланса интересов потребителей и производителей

энергоресурсов. Тарифы необходимо повышать, хоть при этом и увеличится

число убыточных предприятий. Неудовлетворительный уровень тарифов на

отпускаемую энергию не позволяет обеспечить рентабельность энергокомпаний,

обеспечивать необходимое обслуживание энергетического оборудования,

повышать уровень оплаты работников энергопредприятий и т.д. и как

следствие, складывающееся положение не способствует привлечению инвесторов.

Сохраняется проблема перекрестного субсидирования – занижая тариф

населению, энергокомпания одновременно повышает его промышленным

предприятиям. Считается, что это делается в интересах самого населения.

Увеличение тарифов для промышленности делает зачастую ее продукцию более

дорогой и, соответственно, неконкурентоспособной. Как следствие, падает

производство и сокращаются рабочие места, что бьет по интересам того же

населения.

Все последние годы цены на электроэнергию искусственно сдерживались

государством. Средняя цена одного киловатт-часа в России - менее цента, в

Европе же - от 3,5 до 7 центов. Как следствие, отрасли катастрофически не

хватает средств на обновление основных фондов. Поскольку энергия достается

потребителям по заниженным ценам, то они ее перестают экономить.

Появляется еще одна проблема – отсутствие энергосбережения. Наша

промышленность абсолютно не занимается внедрением энергосберегающих

технологий, на которые весь мир перешел еще в 1973 году. В совокупности с

жуткими неплатежами все это дает отнюдь не положительный результат для

экономики страны.

Энерготарифы должны стать основой инвестиционной политики в

электроэнергетике. Не обязательным сегодня является вывод энергокомпаний в

частный сектор только для того, чтобы получить инвестиции. Вложив

деньги, западный инвестор будет возвращать свои средства только через

тарифы. То же самое можно делать сегодня без участия иностранных

инвесторов.

Тарифы, устанавливаемые в ряде АО-энерго, не обеспечивают положительный

уровень рентабельности энергопредприятий, в результате они получают убытки,

на этот раз из-за низкого уровня тарифов. В настоящее время 20

электростанций в России являются банкротами и причиной этого является

политика региональных энергетических комиссий по сдерживанию тарифов.

Руководство РАО "ЕЭС России" считает необходимым значительно

усовершенствовать тарифную политику в отрасли. Нынешняя тарифная политика

привела к тому, что в 1999 году 13 региональных энергокомпаний получили

убытки, а еще в 17 региональных энергокомпаниях рентабельность

составила меньше 5%. Все это является причиной неэффективной тарифной

политики.

В некоторых регионах страны до сих пор региональные энергетические

комиссии не смогли решить проблему перекрестного субсидирования. В ряде

районов страны тарифы для населения по-прежнему ниже, чем средние тарифы в

регионе на электроэнергию.

Руководство РАО «ЕЭС России» обращается к Минтопэнерго с просьбой

помочь решить вопрос по возвращению существовавших до 1997 года механизмов

инвестирования, в частности включить в тарифы на электроэнергию

инвестиционные составляющие.

В целом, несмотря на существующие проблемы, российская энергосистема

не снизила мощности и она готова обеспечивать дальнейший рост

электропотребления. В 2000 году РАО «ЕЭС России» планирует увеличить

количество средств, выделяемое на строительство новых энергообъектов.

Учет энергии.

Учет энергии является основой для определения платы за отпущенную

энергию. Отсюда, плохой учет – плохая оплата, хищения энергии. Повсеместно

наблюдается такая картина: приборы учета электроэнергии неисправны,

во многих местах отсутствуют клеммные крышки, сроки госповерки средств

учета давно истекли, нарушены схемы учета и т.п. И это не только в

производственной сфере, но и в быту – и не в меньшей степени. Около 60%

потребителей вообще не платят за электроэнергию. В таких условиях вполне

возможны хищения электроэнергии.

Энергоснабжающие организации всеми силами борются с расхитителями

электроэнергии, но мер явно недостаточно. Поэтому энергетикам остается

одно – обращаться к руководителям администрации, населению с просьбой

проявить здравый смысл и гражданскую ответственность к оплате за полученную

электроэнергию.

Безусловно, долго продолжаться такое не может, коль уж электроэнергия

становится товаром. И это всем без исключения придется понять, иначе

энергетики будут вынуждены вводить жесткие ограничения и отпускать

электроэнергии ровно столько, сколько сможем предварительно оплатить.

Установка приборов учета является чрезвычайно важным моментом в

энергосбытовой деятельности, особенно когда идет речь о крупных

потребителях.

Тенденции энергосбытовой деятельности. Выводы

Основными тенденциями энергосбытовой деятельности в 2000-2001г.

являются:

V Наиболее проблемными группами потребителей остаются предприятия и

организации, финансируемые из местного бюджета, и оптовые предприятия-

перепродавцы.

V В I квартале 2001 г. значительно улучшилась ситуация с оплатой энергии по

сравнению с тем же периодом 2000 года.

V В I квартале 2001 г. не удалось обеспечить выполнение главной задачи

энергосбытовой деятельности – недопущение неоплачиваемого отпуска

энергии. Уровень оплаты составил только 93 % от начислений.

V Постепенный переход на 100% уровень оплат за потребленную энергию всех

групп потребителей.

V Совершенствование договорных отношений с потребителями энергии (переход

на расчет с использованием авансовых платежей и увеличением расчетных

периодов).

V Основными проблемными потребителями по-прежнему остаются оптовые

покупатели-перепродавцы и потребители, финансируемыми и дотируемыми из

бюджетов всех уровней.

V Усиление работы с государственными структурами управления, обусловленное

ростом тарифов на энергию и изменением структуры дебиторской

задолженности.

V Постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на

электроэнергию, предопределяющая необходимость совершенствования работы

по сбору платежей от населения.

Выводы:

Перечисленные тенденции предопределяют необходимость усиления

энергосбытовой деятельности. Наиболее важными среди них являются:

V совместная работа с Администрациями регионов по планированию расходов

бюджетов по оплате за энергию и подготовки Соглашений с гарантией

оплаты;

V разработка и проведение во взаимодействии с РЭК эффективной тарифной

политики, создающей благоприятные условия для увеличения

платежеспособного спроса и сбора денежных средств с потребителей;

V точное планирование начислений авансовых и промежуточных платежей;

V принятие мер по обеспечению равномерного и своевременного поступления

средств за отпущенную энергию;

V реализация мер, направленных на снижение дебиторской задолженности;

V принятие эффективных мер по снижению потерь в сетях, как технических,

так и коммерческих;

V повышение роли юридических служб в АО-энерго в связи с возросшей

потребностью в проведении претензионно-исковой работе с учетом

ужесточения требований к потребителям по погашению задолженности.

Задачи в сфере энергосбытовой деятельности.

В целом на 2001 год перед энергосбытовыми службами АО-энерго стоят

следующие задачи:

V Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской

задолженности в целом по Холдингу на 30 % от уровня по состоянию на

01.01.2001.

V Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа

финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных

бюджетов, а также оптовых потребителей-перепродавцов.

V Подготовка и организация работы энергосбытовых подразделений в условиях

конкурентного рынка электроэнергии и реструктуризации.

V Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное

улучшение технического обеспечения энергосбытовых подразделений.

V Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска

энергии.

V Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей

бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков.

V Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на

принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее

получать.

V Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию

денежными средствами:

до 1-го месяца среднегодового потребления по электроэнергии,

и до 2-х месяцев по тепловой энергии.

Для выполнения этой цели необходимо:

V провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью выявления

безнадежной задолженности и разработать программу по работе с ней,

включая списание и учет убытков в тарифах;

V разработать программу по погашению дебиторской задолженности

потребителей, финансируемых из различных уровней бюджетов;

V наладить взаимодействие с финансовыми службами АО-энерго по обеспечению

погашения кредиторской и дебиторской задолженности.

Обеспечение качества сбытовых услуг и технологий:

V повышение качества и количества приборов учета до необходимого уровня,

внедрение автоматизированной системы контроля, учета и расчета

отпускаемых энергоресурсов;

V разработка правил продажи энергии;

V кардинальное снижение коммерческих потерь.

Формирование нового отношения к потребителю:

V обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей,

оплативших энергию;

V безусловное выполнение договора энергоснабжения и ГОСТов на поставляемую

энергию;

V повышение качества товара (энергии) и услуг, представляемых потребителю;

V разработка программы действий энергосбытовых служб в критических

ситуациях (тяжелые погодные условия, нехватка запасов топлива, введение

ограничений в больших объемах с ФОРЭМ и т.п.).

Нормализация отношений с ОПП:

V индивидуальная работа и достижение полной управляемости

электропотреблением по каждому оптовому потребителю-перепродавцу.

Формирование положительного имиджа энергосбытовой компании.

Освещение всех аспектов энергосбытовой деятельности АО-энерго и всего

комплекса услуг, представляемых потребителям энергии, в средствах массовой

информации. Подготовка и работа сбытовых организаций в условиях

подготовительного этапа преобразований региональных энергетических

компаний, в т.ч.:

V разработка программы действий по повышению степени готовности

энергосбытовых подразделений к работе в условиях конкурентного рынка

электроэнергии;

V подготовка предложений по технологии создания самостоятельных сбытовых

компаний с учетом имеющейся программы реализации подготовительного этапа

преобразований АО-энерго.

Основная задача новой концепции сбыта энергии основана на формировании

у потребителей отношения к электрической и тепловой энергии как к товарной

продукции, покупка которой требует своевременной и полной оплаты.

3.4. Тарифная политика.

Определенную разновидность цен представляют тарифы на энергию, которые

должны обеспечивать возможность возмещения затрат на производство и

передачу энергии, выплаты налогов и получения необходимой прибыли для

развития предприятия и улучшения социально-экономического положения всех

работающих.

Установление оптимального тарифа на электроэнергию заключается в

следующем:

V определить такую дифференциацию цен для различных категорий потребителей,

которая соответствовала бы, с одной стороны, влиянию графика и других

условий потребления электроэнергии на её себестоимость в энергосистемах,

с другой – отражала бы в обратной пропорциональности народнохозяйственное

значение потребителя;

V стимулировать равномерное и экономичное потребление электроэнергии в

течение суток.

Рассмотрим отдельные положения по формированию тарифов на

электроэнергию в энергосистеме. В основу определения структуры тарифа

положен традиционный подход, основанный на использовании существующих видов

тарифов и сложившейся категорийности потребителей.

Исходя из модели межотраслевого баланса связь цены (тарифа) на энергию

с ценами на другие виды продукции можно представить в следующем виде:

[pic]

где Ц - цена (тариф) на энергию (j - индекс энергетики); vj -

заработная плата работников, занятых в энергетике; mj- прибыль в

энергообъединении, складывающаяся из части т'j идущей на погашение налогов,

и части т"j остающейся в распоряжении предприятия; aij - удельные расходы

продукции вида i на производство единицы энергии j; Цi — цена единицы

продукции вида i.

Вышеизложенный методологический подход позволил разработать методику

расчета двухставочных и одноставочных тарифов на электроэнергию как без

учета, так и с учетом зон графика нагрузки энергосистемы. Известно, что

двухставочный тариф формируется из двух ставок:

T = T1 + T2

где Т1 — плата за заявленный максимум, руб/(кВт*ч); Т2—плата за

потребленную энергию, коп/(кВт*ч).

Первая тарифная ставка рассчитывается на основе постоянных затрат

себестоимости

[pic]

где Sаj — амортизационные отчисления от стоимости основных

производственных фондов в части, относимой на производство энергии вида j;

S з.п.j - затраты на заработную плату, относимые на производство

энергии вида j;

Qij — материальные затраты вида i, относимые на j-й вид энергии;

Рi — суммарный заявленный максимум.

С учетом индекса цен на топливо, материалы, заработную плату и налога

на добавленную стоимость в энергосистеме первая тарифная ставка на энергию

может быть определена из выражения

[pic]

где I з.п. и Ii —индексы заработной платы и i-го компонента

материальных затрат; ?qi— налог на добавленную стоимость в энергосистеме;

qij = Qij/Pj — удельные материальные затраты;

?n— ставка налога на прибыль;

rj0—минимальный уровень рентабельности по прибыли, остающейся в

распоряжении предприятия, по отношению к себестоимости.

Вторая часть тарифа формируется через переменную составляющую

себестоимости. С учетом индекса цен на топливо и налога на добавленную

стоимость в энергосистеме

[pic]

где Sпер j – переменные затраты на единицу энергии;

IT – индекс цен на топливо.

При одноставочном тарифе выплаты рассчитываются по одной из тарифных

ставок.

Суммарный объем выручки от реализации определяется из выражения

[pic]

где п1 — количество потребителей I группы (рассчитывается по тарифу);

п—общее количество потребителей в системе.

Для формирования тарифов с учетом зоны графика нагрузки расчет

себестоимости необходимо проводить по зонам графика, так как его покрытие

происходит за счет электростанций различного уровня экономичности.

Целесообразно выделить три зоны: I зона — ночной провал графика, II зона —

полупик, III зона — пик графика. В каждой зоне определяется суммарная

заявленная (договорная) мощность потребителей энергии.

Можно предложить следующие направления совершенствования методов

ценообразования в энергетике.

Установление экономически обоснованных тарифов для различных категорий

плательщиков, в том числе:

V устранение чрезмерной дифференциации;

V прекращение практики установления тарифов ниже себестоимости (для

льготных групп);

V устранение перекрестного субсидирования;

V применение тарифов, дифференцированных по временам года, времени суток;

V тарифные кредиты, т.е. временное снижение тарифов для потребителей,

реально осуществляющих энергосбережение

V общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения

энергопотребления;

V ликвидирование дефицитности энергосистемы;

V активизация деятельности по сокращению издержек производства;

V устранение в перспективе перепродавцов энергии как промежуточных звеньев

между производителями и потребителями энергии.

Одним из наиболее значимых аспектов поведения энергетических

предприятий в рыночной среде является формирование стратегии

тарифообразования. Её можно определить как обоснованный выбор из нескольких

вариантов тарифов, направленный на достижение поставленных предприятием

целей в рамках планируемого периода.

Исходя из стратегии развития электроэнергетики в России, предпочтение

можно отдать следующим стратегиям ценообразования в условиях монополизации

рынка, т. е. политике продаж одинаковых товаров различным потребителям по

разным ценам:

1. Стратегия множественных цен;

8. Стратегия сегментации рынка.

Первая заключается в том, что цены определяются в зависимости от

индивидуальных кривых рыночного спроса, а не под воздействием рыночного

спроса в целом.

Вторая – основана на неоднородности покупательского рынка на различных

рынках или сегментах одного рынка.

Таким образом, предельные издержки, стратегия энергосбережения,

экологические аспекты должны учитываться в тарифообразующей политике

предприятий энергетики.

Существующее разделение потребителей по группам:

По электрической энергии Постановлением РЭК от 06.09.00. № 15 установлены

тарифы для следующих групп потребителей:

1 группа – Промышленные и приравненные к ним потребители с

присоединенной мощностью 750 кВА и выше, которым установлен двухставочный

тариф

за установленную в договоре мощность, участвующую в максимуме нагрузки

энергосистемы – 101,1 руб/кВт в месяц;

за потребленную электрическую энергию

на первичном напряжении 14,89 коп/кВт*ч;

на вторичном напряжении 15,35 коп/кВт*ч.

2 группа – Промышленные и приравненные к ним потребители с

присоединенной мощностью до 750 кВА – 31,7 коп/кВт*ч;

3 группа – Оптовые потребители-перепродавцы – 9,4 коп/кВт*ч;

4 группа – Производственные сельскохозяйственные потребители и

соцкульбыт села, финансируемый из бюджета – 20 коп/кВт*ч;

5 группа – Электрифицированный железнодорожный транспорт (электротяга)

– 24,4 коп/кВт*ч;

6 группа – Электрифицированный городской транспорт (тяга) – 31,7

коп/кВт*ч;

7 группа – Непромышленные потребители – 31, 7 коп/кВт*ч;

8 группа – Население и приравненные к ним потребители с учетом НДС- 18

коп/кВт*ч;

9 группа – Электробойлерные – 25 коп/кВт*ч;

Среднеотпускной тариф – 27,62 коп/кВт*ч.

По тепловой энергии Постановлением РЭК от 06.09.00. № 15 установлены

тарифы для следующих групп потребителей:

1 группа – Промышленные потребители и приравненные к ним.

1а – Промышленность

пар редуцированный и острый – 166,3 руб/Гкал;

пар отборный – 161,11 руб/Гкал;

пром. вода – 161,11 руб/Гкал;

1б – Жилищно-коммунальное хозяйство – 161,11 руб/Гкал;

1в – Жилищно-эксплуатационные организации – 118,8 руб/Гкал;

1г – бюджетные организации 118,8 руб/Гкал;

1д – Все другие, не указанные в вышеперечисленных группах – 236

руб/Гкал;

2 группа – Оптовые потребители-перепродавцы – 118,8 руб/Гкал;

3 группа – ЖСК, ТСЖ, индивидуальные жилые дома – 47,61 руб/Гкал;

4 группа – Теплично-парниковые хозяйства – 78,5 руб/Гкал;

5 группа – Гаражно-строительные кооперативы, мастерские творческих

работников – 118,8 руб/Гкал;

Среднеотпускной тариф – 131,02 руб/Гкал.

4. Заключение

После изучения проблем вопросов, поставленных в курсовой работе, можно

сделать следующие выводы:

Сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является

завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя

необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание

эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного

потребителя с минимальными затратами. Основными методами сбыта являются:

а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный

сбыт;

б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);

в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия

(пути сбыта).

Основными элементами планирования сбыта являются: подготовка прогнозов

общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов

сбыта фирмы; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта;

селекция каналов распределения товаров; организация торговых коммуникаций

(включая выбор месторасположения торговых предприятий); планирование и

осуществление коммерческой отчетности; анализ хода и динамики продаж;

планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; составление и

осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими

подразделениями фирмы; разработка плана консультаций и работы с заказчиками

и т. д.

Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними

подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей среды проводится с

целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения

поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый

район, в надлежащем количестве и установленного качества.

Основным средством и инструментом координации является организационная

форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и

ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы

распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к

нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут

использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную,

региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.

Контроллинг-сбыт является составной частью маркетинг-контроллинга. Цель

контроллинга-сбыта состоит в повышении экономической эффективности сбытовой

деятельности и самой организации сбыта. Достижение этой цели обеспечивается

гибким, оперативным предупреждением недостатков в сбытовой деятельности, их

обнаружением и устранением посредством комплекса эффективных мероприятий.

Цели контроллинга-сбыта должны быть увязаны и скоординированы с другими

сферами контроллинга, такими, как финансовый контроллинг, контроллинг-

затрат и результатов, инвестиционный контроллинг, контроллинг производства

и т. д.

Основными функциями контроллинга-сбыта являются: планирование,

обеспечение информацией, контроль (наблюдение), регулирование (управление).

Стратегический контроллинг-сбыт обеспечивает постоянную степень отдачи,

эффективность деятельности предприятия. Оперативный контроллинг-сбыт

ориентирован в первую очередь на управление прибылью с помощью контроля и

анализа таких факторов, как прибыль, объем сбыта и товарооборота; структура

издержек; структура рынка; характеристики сбытовой деятельности.

Основными особенностями энергетики и её продукции являются:

1. Спрос на энергию зависит от уровня экономического развития региона;

2. Производство и потребление электроэнергии (и в большой степени

тепловой энергии) совпадают во времени. Отсюда важность точного

прогнозирования спроса;

9. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам,

нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены

возможности улучшения качества и тепловой энергии. Отсюда вытекает

возможность только ценовой конкуренции.

10. В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом

спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и

мощность. Это означает, что объектом маркетинга является режим

потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном,

недельном и сезонном (годовом) аспектах.

11. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие

расстояния ограничены, что ограничивает возможности экспорта —

импорта энергии.

12. В современных условиях энергетическая система (ПОЭЭ) обладает

естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.

Естественная монополия объективно приводит к практически полному

отсутствию конкурентной борьбы и необходимости государственного

регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.

13. В условиях естественной монополии отрасли рынок – это рынок особого

вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только

в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлении закономерностей

спроса на нее.

Энергосбытовая деятельность - это управленческая деятельность по

выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные

продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям

(абонентам).

Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности:

V реализация электрической и тепловой энергии и мощности Общества по

тарифам, установленным постановлениями органов государственного

регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о

государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую

энергию;

V обеспечение энергоснабжения потребителей в соответствии с заключенными

договорами;

V безусловное исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и

правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации

энергоустановок.

Имеют место следующие проблемы в сфере энергосбытовой деятельности:

V преобладание неденежных расчетов

V отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей.

V неплатежи потребителей энергии.

V недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный

уровень рентабельности в АО-энерго;

V плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии

вследствие хищений.

В целом на год перед энергосбытовыми службами АО-энерго стоят следующие

задачи:

V Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской

V Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа

финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных

бюджетов, а также оптовых потребителей-перепродавцов.

V Подготовка и организация работы энергосбытовых подразделений в условиях

конкурентного рынка электроэнергии и реструктуризации.

V Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное

улучшение технического обеспечения энергосбытовых подразделений.

V Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска

энергии.

V Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей

бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков.

V Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на

принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее

получать.

V Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию

денежными средствами:

V Обеспечение качества сбытовых услуг и технологий:

V Формирование нового отношения к потребителю:

V Нормализация отношений с оптовыми потребителями-перепродавцами

V Формирование положительного имиджа энергосбытовой компании.

Задачей тарифной политики является становление экономически

обоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе:

V устранение чрезмерной дифференциации;

V прекращение практики установления тарифов ниже себестоимости (для

льготных групп);

V устранение перекрестного субсидирования;

V применение тарифов, дифференцированных по временам года, времени суток;

V тарифные кредиты, т.е. временное снижение тарифов для потребителей,

реально осуществляющих энергосбережение

V общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения

энергопотребления;

V ликвидирование дефицитности энергосистемы;

V активизация деятельности по сокращению издержек производства;

V устранение в перспективе перепродавцов энергии как промежуточных звеньев

между производителями и потребителями энергии.

Список используемой литературы

1. Маркетинг : Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн;

под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999 г.

–703 с.

14. Багиев Г.Л. и др. Маркетинговая концепция взаимоотношений между

энергосистемой и потребителями электроэнергии. // Промышленная

энергетика – 1993.-№8 – с.4 - 9.

15. Коган Ю.М. Особенности маркетинга в электроэнергетике. //

Электрические станции – 1993 - №5 – с.10 – 15.

16. Лещинер Р.Е., Петровский Е.С., Любимова Н.Т. Особенности маркетинга

в энергетике. // Энергетическое строительство. –1994 – №2 – с.47.

17. Денисов В.И., Кузовкин А.И., Яркин Е.В. Методы дифференциации

тарифов на электрическую энергию по зонам времени. // Промышленная

энергетика – 2000 - №9 – с.2 – 6.

18. Смирнова Т. Л. Сбалансированные тарифы на электроэнергию на

потребительском рынке. // Электрические станции – 1999 - №3 – с. 3 -

4.

19. Бизнес-план энергосбытовой деятельности ОАО «Красноярскэнерго».

20. Программа энергосбережения в отрасли «электроэнергетика» на 1999-

2000 годы и на перспективу до 2005 и 2010 гг.

-----------------------

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Красноярский Государственный Технический Университет

[pic]

Кафедра ЭиОЭ

Курсовая работа

Сбыт – один из элементов комплекса маркетинга. Сбытовая деятельность в

энергетике

Выполнил: Можаев А.М.

Группа: ЭУ 97-1

Проверил: Ходыкина Л.В.

Красноярск 2001 г.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты