Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Конституционные основы местного самоуправления в РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственного права
Курсовая работа
на тему
Выполнил: студент 2 курса 2 группы
бюджетного отделения
заочного обучения
Костиков И.М.
ИВАНОВО 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Введение. 3
2. История местного самоуправления 3
3. Философия местного самоуправления 4
4. Что такое “ местное самоуправление”? 5
5. Определение “общих принципов” местного самоуправления 10
6. Модели местного самоуправления 11
7. Формирование органов местного самоуправления.12
8. Муниципальная служба 13
9. Финансовые основы местного самоуправления 15
10. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны
общественного порядка 23
11. Местное самоуправление и Федерация 25
12. Проблемы формирования местного
самоуправления в Российской Федерации 26
13. Судебная практика 27
14. Вывод 35
15. Список использованной литературы 36
1. ВВЕДЕНИЕ.
Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно
возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы
сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они
являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в
современной России, составляют одну из основ демократического строя.
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября
1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления
в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути
реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только
с созданием необходимой материально-финансовой базы местного
самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений
и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в
основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного
самоуправления.
Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов
развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей
страны.
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем
протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то,
что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение
самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое
неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории
Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и
развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования
исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые
должны решаться сегодня государством и обществом.
Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу,
суть которой заключается в понимании местного самоуправления не как
специфического публично-правового института, обладающего рядом формальных
юридических признаков и поэтому производного исключительно от государства,
его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной
формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления
общественными, и, прежде всего производственными, процессами.[1]
Предложенная концепция до бесконечности раздвигает границы понятия
местного самоуправления. В него включаются общественное, территориальное,
производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу
все возможные формы самоорганизации населения.
Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на
два больших периода:
Первый охватывает время становления и развития общинного строя у
славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские
поселения, разделение власти на центральную и местную.
Второй период связан с образованием и развитием государства и
принятием христианства на Руси.
Периодизация истории местного самоуправления в России:
1. Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место
догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о
зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало
у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление
зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин,
объединившихся на основе экономических и политических интересов на
определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
2. Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с
принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII в.. В это время
местное самоуправление в России существовало в форме производственных и
территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой
деятельности, собственности и несения повинностей, принимали
непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные
цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы,
характеризуются сословным, производственным, территориальным единством,
выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и
естественной основой местного самоуправления.
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает
местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление,
развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его
недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает
советский период государственного развития России.
Нельзя говорить, что в нашей стране местное самоуправление по решению
государства было упразднено с 1917 по 1990 г. Ни в одном, даже самом
централизованном, государстве не могут быть полностью сведены на нет все
формы самоорганизации населения. Общественное территориальное
самоуправление фактически действовало на территории нашей страны в данный
период, причем в самых разнообразных формах. По-видимому, в советский
период отечественной истории под органами местного самоуправления
необходимо понимать местные государственные органы публичной власти,
обладавшие независимостью в решении вопросов местного значения по отношению
к центральным органам государственной власти. Иначе нельзя объяснить 73-
летний перерыв в более чем 1000-летней истории существования местного
самоуправления на территории нашей страны, которое до этого не прерывалось
даже во время монголо-татарского ига или опричнины.
5. Местное самоуправление современной пореформенной России в период с
1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ,
закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в
стране начался реальный процесс его реформирования.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот
институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во
всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая
статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных
сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено
структурирование органов местного самоуправления.
В заключение данного пункта необходимо отметить, что отсутствие четко
сформулированного понятия местного самоуправления, единого для всех этапов
его развития в России, — причина отдельных, в том числе концептуальных
противоречий, которые могут возникать при использовании исторического
подхода в отношении местного самоуправления.
3. ФИЛОСОФИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения
и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний в жизни
малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием на одной
небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований.
Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение
общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод
индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их
функций - вот основной принцип, согласно которому должно строиться здание
общественной жизни. Только в таком случае это здание может устоять во
времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой социальной
конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания,
честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и
интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.
Всяческие дефиниции местного самоуправления - в его Советском
варианте, в муниципальном, или в любом другом, — должны исходить из наличия
двух оснований здания общественной жизни. Это, во-первых, учет своего,
местного интереса. Должно реализовываться именно местное САМОуправление.
Советы (муниципалитеты, или какие-либо другие органы местного
самоуправления) должны хозяйствовать в интересах людей, а не клянчить у
центральной власти. Эти органы должны получать больше свободы, больше
материальных средств, они должны править вместе с населением, используя все
формы прямой демократии. Должна быть обширная и тщательно оберегаемая сфера
компетенции этих органов. Однако и, во-вторых, местное управление должно
быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с
Центром и быть вписанным в структуру Федеральной власти. С этой точки
зрения, следует говорить о местном УПРАВЛЕНИИ.
Неоднозначность местного самоуправления порождает двойственность его
идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы) населения от диктата
Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря
коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на
одной территории граждан и общественный порядок.
В условиях Советского Союза реализация этих идеалов сталкивалась с
трудностями, обусловленными излишними централизацией и регулированием
общественной жизни. Соответственно, для исправления этого "крена", следует
расширять права органов местного самоуправления, переходить от вертикальных
структур руководства (спускать вниз от республики к области, далее к
району, городу, и т.д. тысячи решений, показателей планов и бюджета) к
горизонтальным связям - договорным, координационным. И этот процесс уже
пошел (включая все мыслимые и немыслимые перекосы). По существу, на наших
глазах происходит муниципальная революция. Необходимо то, что не является
принципиальной угрозой целостности государства, максимально передавать на
места. Пришло время полной самостоятельности органов местного
самоуправления в формировании своего аппарата, бюджетных ассигнований,
зарплаты и т.д. Надо дать местному самоуправлению простор.
Для Российской Федерации это стремление ее субъектов присвоить себе
максимум суверенитета всегда было чревато серьезными конфликтами, а сейчас
еще и угрожает целостности России. Единственным "противоядием" центробежных
тенденций является самостоятельность небольших компактных территорий
проживания населения - местное самоуправление. Должны быть гарантии
местного самоуправления против республик, против областей и краев. Только в
таком случае можно остановить распад Федерации.[2]
4. ЧТО ТАКОЕ “МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”?
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления” от № -ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с
Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в
осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы
местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,
устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в
Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное
самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации.
Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов
местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации,
устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить
Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону,
ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в
законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего
Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации,
настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное
самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав
граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а
также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление
местного самоуправления как непосредственно, так и через своих
представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного
самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой
полной и достоверной информации о деятельности органов местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения,
а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться
органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их
соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного
бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых
вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального
образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых
помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,
основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их
деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных
образований;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального
образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения,
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для
строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-
и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных
учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном
образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной
собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации
муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в
муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального
образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,
организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая
самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между
муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального
образования другому не допускается.
Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются
на республики, края, области, города федерального значения, автономную
область, автономные округа.
Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального
образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении
вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов
органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного
прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,
основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью;
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным
образованием самостоятельно. Устав принимается представительным
органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые
правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления
и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению в
осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы,
эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально
- экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).
К органам местного самоуправления относятся:
1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным
законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных
образований.
2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных
образований.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами
муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов
местного значения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не
допускается.
Структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно.
Органы местного самоуправления:
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Численный состав представительного органа местного самоуправления
определяется уставом муниципального образования.
В исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных
образований.
В отдельных поселениях уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть
предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов
местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).
2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть
предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального образования, а также должности
иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица
местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального
образования.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица
местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования
подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу
местного самоуправления.
В уставе муниципального образования помимо представительных органов и
выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и
иные органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, порядок формирования органов местного
самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы
организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований
в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Образование органов местного самоуправления, назначение должностных
лиц местного самоуправления органами государственной власти и
государственными должностными лицами не допускаются.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления,
выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по
изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу
определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации.
Формы осуществления местного самоуправления:
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум
(ст. 22).
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,
проживающие на территории муниципального образования, обладающие
избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме
непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно - контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении
какими-либо органами государственной власти, государственными должностными
лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации
требуется издание нормативного правового акта, орган местного
самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять
такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования
подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Муниципальные выборы (ст. 23): выборы депутатов, членов иных выборных
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных
законом избирательных прав граждан.
Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами
субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных
выборов.
В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения
могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24).
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и
изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет
право на правотворческую инициативу (ст.25) в вопросах местного значения.
Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением
в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на
открытом заседании с участием представителей населения, а результаты
рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в
органы местного самоуправления и к должностным лицам местного
самоуправления (ст.26).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение
одного месяца.
Территориальное общественное самоуправление (ст.27) – это
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования (территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и
других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения
непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального
общественного самоуправления.
Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами
участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе
участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах (ч.2
ст.27), не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему
Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов
Российской Федерации.
Гарантии местного самоуправления:
1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, запрещается (ст.43).
2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые
в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными
на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также
органами местного самоуправления и гражданами (ст.44).
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в
соответствии с законами.
4. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными
нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной
власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, а также общественных объединений (ст.46).
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность перед населением муниципального
образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии
с законом (ст.47).
А. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты
доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате
утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
Б. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими
Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской
Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации,
устава муниципального образования.
В. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в
порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований.
Г. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением
федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов
муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
В Конституции отсутствует понятие общих принципов организации
местного самоуправления.
Однако системный и взаимосвязанный анализ соответствующих
конституционных положений позволяет прийти к выводу о том, что такое
понятие должно охватывать, по крайней мере, две группы норм[3].
Первая из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в
Конституции основ самоуправления и соответствующих прав граждан на
самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах
предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением
вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130);
осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных
традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией (ст.133); осуществление республиками, краями,
областями, городами федерального значения, автономной областью и
автономными округами собственного правового регулирования, включая принятие
законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской
Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации (ч.4 ст.76).
Вторая группа норм должна обеспечить осуществление ряда положений
Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской
Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней
относятся конституционные положения об обязанности государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве
народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2
ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской
Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в
управлении государством как непосредственно, так и через своих
представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).
Поскольку согласно ч.4 ст.15 Конституции общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы, то устанавливаемые
федеральным законодательством общие принципы организации местного
самоуправления должны соответствовать международно-правовым нормам по
данному вопросу, являющимся обязательными для исполнения Российской
Федерацией. Одна из таких норм содержится в ч.3 ст.21 Всеобщей Декларации
прав человека, устанавливающей, в частности, что воля народа должна
находить себе выражение в периодических выборах. Другая - в ст.25
Международного пакта о гражданских и политических правах, где указывается,
что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и
без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть
избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное
волеизъявление избирателей.
Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы
(ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 г. № 55-ФЗ), предоставляя
местным органам власти возможность самим определять свои внутренние
административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и
обеспечивали эффективное управление, также подчеркивает, что они должны
делать это, "не нарушая более общих законодательных положений" (ч.1 ст.6).
Обе группы конституционных и международно-правовых норм, составляющих,
общие принципы организации системы органов местного самоуправления,
получили в той или иной мере отражение в Законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ".
6. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Совершенствуя местное самоуправление, всегда целесообразно посмотреть
и на свой исторический опыт, и на практику мирового сообщества.
Практика различных стран в настоящее время выработала, по крайней мере,
три модели местного самоуправления, которые обеспечивают его
самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый государственный
контроль[4].
Первая модель - англосаксонская. Она предусматривает самоуправление во
всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления. В
общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше
150 человек, собирается общее собрание. А во всех остальных - выборные
местные органы. Никаких назначенных чиновников сверху нет, управляются они
советниками. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Исполкома
нет. Имеются отрасли: дорожное хозяйство, образование, местная санитария.
За каждую отрасль отвечает советник, у которого есть аппарат. Но есть и
контроль. Демократии не может быть без контроля. Есть регулярные
министерские инспекции (особенно Министерства по охране окружающей среды).
Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем
утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника по пожарной охране,
по здравоохранению, надо согласовать с соответствующим министерством. Есть
целый ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности
местных органов государственный контроль в той или иной форме существует,
даже когда нет специально назначенных от государства уполномоченных.
Существует континентальная модель. Там все проще. На всех уровнях
выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства -
префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления.
Они осуществляют контроль и раньше контролировали довольно жестко. Сейчас
целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например,
законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через
речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Префекты могут обжаловать
любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные
административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то
оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает
закон или если оказывается неработоспособным.
Третья модель. По ней пошла Латинская Америка. Хорошо в ней то, что
всех избирают. Назначенных представителей в местном самоуправлении нет. Но
избранный населением префект утверждается затем парламентом как
Страницы: 1, 2, 3, 4
|