Основы стандартизации
p align="left">ПМГ 05 - 94. Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов;ПМГ 13 - 95. Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов; ПМГ 14 - 96. Положение о гармонизации классификаторов технико - экономической и социальной информации; ПМГ 22 - 97. Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов; РМГ 19 96. Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии; РМГ 24. Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами. Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с ГОСТом 1.0 являются: защита интересов потребителей и каждого государства - участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды; обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес; содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран - участников Соглашения; устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств - участников Соглашения на мировых торговых рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда; содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств - участников Соглашения при возникновении природных и технологических катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций. Объектами межгосударственной стандартизации являются: общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.); совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные; справочные данные о свойствах материалов и веществ; объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.); объекты крупных межгосударственных социально - экономических и научно - технических программ; взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств. В рамках СНГ действует “Cоглашение о взаимном признании результатов сертификации”. В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин; разработка и пересмотр основополагаю-щих межгосударственных нормативных документов по метро-логии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля. Рабочими органами МГС являются постоянно действующий техни-ческий секретариат с местом пребывания в Минске. Органами по разра-ботке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохра-нено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологичес-ких эталонов физических величин. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов. МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН). Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм. 1.6.2. Порядок разработки межгосударственных стандартов В рамках деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Российская Федерация может участвовать в разработке межгосударственных стандартов в следующих случаях: в рамках межгосударственных технических комитетов (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию; в качестве автора стандартов (вне рамок МТК); при рассмотрении проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложены на эти государства. Разработка проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию, в соответствии с ГОСТом Р 1.8 осуществляется в следующем порядке: 1-я стадия -- организация разработки стандарта; 2-я стадия -- разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв; 3-я стадия -- разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование; 4-я стадия -- принятие проекта стандарта и его регистрация. При разработке стандартов используют результаты научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Организация разработки стандарта возлагается на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в соответствии с порядком, установленным ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6). В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участ-ников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-тех-нической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа). Разработку первой редакции проекта стандарта осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с пояснительной запиской в МТК. Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТов 1.0 и 1.5 и направляет его полномочным представителям государств-членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств. Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок. Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции. Разработка и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта осуществляет МТК с учетом поступивших отзывов. При этом в разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать представители других государств-членов МТК по предложению их национальных органов. Рассылка проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение полномочным представителям государств-членов МТК осуществляется секретариатом МТК одновременно с рассылкой проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации. Согласование и принятие проекта стандарта, а также его регистрация производятся по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.8. Если после повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется Российской Федерацией, большинство (более половины) полномочных представителей заинтересованных государств - членов МТК возражает против принятия предложенного проекта стандарта, Госстандарт России (Госстрой России) по предложению российской части секретариата МТК может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и технического секретариата (секретариата МНТКС). Разработка проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация (вне рамок МТК), по ГОСТу Р 1.8 осуществляется в следующем порядке: 1-я стадия -- организация разработки стандарта; 2-я стадия -- разработка первой редакции проекта стандарта; 3-я стадия -- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Госстандарте России (Госстрое России); 4-я стадия -- рассмотрение проекта стандарта в государствах-участниках Соглашения; 5-я стадия -- принятие стандарта и регистрация. Разработка проектов стандартов на 1 - 3 стадиях соответствует порядку, установленному для проектов государственных стандартов (см. п. 1.3.6). Рассмотрение проекта стандарта в государствах - участниках Соглашения производится после его одобрения Госстандартом России (Госстроем России). После поступления от национальных органов этих государств результатов рассмотрения проекта стандарта (бюллетеней голосования, замечаний и предложений) Госстандарт России (Госстрой России) анализирует и обобщает их. При положительных результатах голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) направляет его в технический секретариат (секретариат МНТКС). При наличии принципиальных замечаний проект дорабатывается и рассылается на повторное рассмотрение и голосование. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения технического секретариата (секретариата МНТКС). Рассмотрение в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государства, Госстандартом России (Госстроем России) поручается ТК (предприятию, организации), за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности. Предприятие (организация) определяется в качестве ответственного за рассмотрение стандарта в том случае, если не создан соответствующий ТК. Такое предприятие (организация) должно иметь в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. После поступления проекта стандарта от национального органа государства - основного разработчика стандарта (или секретариата МТК) Госстандарт России (Госстрой России) направляет его ТК (предприятию, организации), ответственному за рассмотрение данного стандарта, который рассылает его на отзыв органам в соответствии с ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6) и заинтересованным предприятиям (организациям). После выполнения всех процедурных мероприятий, оговоренных ГОСТом Р 1.8, Госстандарт России (Госстрой России) направляет бюллетень голосования национальному органу государства - основного разработчика стандарта (секретариату МТК), в котором дают свое решение о принятии (или не принятии) Российской Федерацией стандарта. При необходимости Госстандарт России (Госстрой России) может одновременно принять решение об обновлении (пересмотре или внесении изменения) принятого государственного стандарта Российской Федерации. Принятые межгосударственные стандарты, к которым Российская Федерация присоединилась или является их автором, применяются на ее территории, как правило, без переоформления в государственные стандарты Российской Федерации. Государственные стандарты Российской Федерации в случае их применения в качестве межгосударственных продолжают применяться на ее территории после принятия постановления Госстандартом России (Госстроем России) о признании одинаковой силы этих стандартов в связи с полной аудентичностью их содержания. При этом на стандарте делают дополнение к обозначению в виде записи межгосударственного стандарта на каждой странице с левой стороны или над обозначением государственного стандарта. Например, ГОСТ 40.9004 - 95 / ГОСТ Р 50691 - 94 или ГОСТ 40.9004 - 95 ГОСТ Р 50692 - 94. Изменение к межгосударственному стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Порядок разработки и рассмотрения изменений и введения их в действие, а также порядок прекращения применения межгосударственных стандартов на территории Российской Федерации изложен в ГОСТе Р1.8. Информация о принятом межгосударственном стандарте, который вводится в действие для применения в Российской Федерации, а также информация о том, что межгосударственный стандарт отменен (прекращено его действие на территории Российской Федерации) или информация о принятии взамен него другого межгосударственного стандарта или государственного стандарта Российской Федерации публикуется в ежемесяч-ном информационном указателе “Государственные стандарты" (ИУC) (для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале “Бюллетень строительной техники”). Соответствующие изменения вносятся и в указатель “Государственные стандарты”. 1.7. Международная, региональная и национальная стандартизация Важнейшим фактором технического прогресса в мире является международная стандартизация, позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных сил. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация, поскольку различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику. 1.7.1. Международная организация по стандартизации (ИСО) В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начала работать в 1947 г. СССР был одним из ее основателей и постоянным членом руководящих органов. Россия, как правопреемник СССР, стала членом этой организации. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки - английский, французский, русский. Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Диапазон объектов стандартизации в ИСО обширен и охватывает такие сферы деятельности, как: системы обеспечения качества продукции, машиностроение, химия, неметаллические материалы, руды и металлы, информационная техника, сельское хозяйство, строительство, специальная техника, охрана здоровья и медицина, основополагающие стандарты, окружающая среда, упаковка и транспортировка товаров, здравоохранение и медицина, охрана окружающей среды и др. Исключение составляют электротехника, электроника и радиотехника, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники, сертификации и т. п. являются объектами совместных разработок ИСО/МЭК. В состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета -- члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. В ИСО предусмотрены члены-корреспонденты (их 22), которыми являются организации по стандар-тизации развивающихся государств, и члены-абоненты для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие во всех структурах управления ИСО и голосовать по проектам стандартов. Члены-корреспонденты не ведут ак-тивной работы в ИСО, но имеют право на получение инфор-мации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачи-вают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе меж-дународной стандартизации. Организационная структура ИСО представлена на рис. 1.5. Высшим органом управления является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. Совету ИСО подчиняются семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО. СТАКО оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли. ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, организации и координации технических сторон работы. КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытатель-ных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО -- содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартиза-цию, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ -- Международной организацией законодательной метрологии. Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. В рамках ТК работают подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). По данным 1996 г. в ИСО работает 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевых групп. За Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ. Она является активным членом (статус Р) в 145 ТК и наблюдателем (статус О) в 16 ТК. Значительными достижениями ИСО являются: разработка международной системы единиц измерения; принятие метрической системы резьбы; принятие системы стандартных размеров и конструкций контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. Очень актуальна в настоящее время работа ТК 176 “Системы обеспечения качества”, К ним относятся стандарты серии ИСО 9000. Международные стандарты ИСО не являются обязательными, т. е. каждая страна вправе применять их целиком, частично или вообще не применять. Однако станы, стремящиеся поддерживать конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке, вынуждены применять эти стандарты. Поэтому некоторые страны стремятся не создавать свои национальные стандарты на объекты стандартизации, на которые действуют соответствующие международные стандарты. 1.7.2. Международная электротехническая комиссия (МЭК) В 1881 г. состоялся первый Международный конгресс по электричеству, а в 1904 г. правительственными делегациями конгресса было решено создать специальную организацию по стандартизации в этой области. Как Международная электротехническая комиссия она начала работать в 1906 г. Советский Союз являлся членом МЭК с 1922 г. Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандартом РФ. Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки - английский, французский, русский. Основными объектами стандартизации являются: материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производствен-ного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология. Организационная структура МЭК представлена на рис. 1.6. Высшим руководящим органом МЭК является Совет. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направления и консультативные группы: АКОС - консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.; АСЕТ - консультативный комитет по вопросам электроники и связи занимается, так же, как и АКОС, вопросами электробезопасности; КГЭМС - координационная группа по электромагнитной совместимости; КГИТ - координационная группа по технике информации; рабочая групп по координации размеров. Рис. 1.6. Организационная структура МЭК ] Группы могут быть постоянно действующими или создаваться по необходимости. Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабаты-вающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это тех-нические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), так как является совместным комитетом участвующих в нем заинтересованных международных организаций (создан в 1934 г.). Стандартизация измерения радиопомех, излучаемых от электрической и электронной аппаратуры, имеет большое значение в связи с тем, что почти во всех развитых странах на уровне законодательств регламентируются допустимые уровни радиопомех и методы их измерения. Поэтому любая аппаратура, которая может излучать радиопомехи, до пуска в эксплуатацию подвергается обязательным испытаниям на соответствие международным стандартам СИСПР. Так как СИСПР является комитетом МЭК, то в его работе принимают участие все национальные комитеты, а также ряд заинтересованных международных организаций. В качестве наблюдателей в работе СИСПР принимают участие Международный консультативный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации. Высшим органом СИСПР является Пленарная ассамблея, собираемая раз в 3 года. 1.7.3. Международные организации, участвующие в работах по стандартизации, метрологии и сертификации Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), создана в 1947 г. Высшим органом ЕЭК является пленарная сессия, созываемая ежегодно, как правило, на уровне заместителей министров. Исполнительный орган ЕЭК--секретариат. В нем действуют отделы общих экономических исследований, прогнозирования, торговли и технологии, энергетики, промышленности, транспорта, окружающей среды и жилищного стро-ительства, статистики, сельского хозяйства, лесоматериалов. Кроме государств - членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые станы - члены ООН. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки комиссии -- английский, русский, французский. Главной задачей ЕЭК ООН в области стандартизации является разработка основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне. Основная работа ЕЭК по стандартизации проводится в рамках Совещания правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, которое созывается раз в два года. Основным результатом работы Совещаний являются рекомендации правительствам стран-членов ЕЭК с учетом разработок ИСО и МЭК по наиболее важным вопросам, связанным со стандартизацией, сертификацией и испытанием продукции. Основная задача этих рекомендаций - гармонизация стандартов и технических условий - направлена прежде всего на то, чтобы в работах по стандартизации было обеспечено: расширение взаимовыгодного обмена товарами и услугами и облегчение заключения соглашений о сертификации; развитие и углубление промышленного сотрудничества; совместное решение научно-технических проблем; повышение и обеспечение качества продукции; снижение расхода материальных и энергетических ресурсов; повышение эффективности охраны труда и здоровья и совершенствование техники безопасности; улучшение охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области сертификации является одним их важных средств устранения технических барьеров в международной торговле и промышленном сотрудничестве. С проблемой сертификации тесно связаны и вопросы испытаний и технического контроля материалов и продукции. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) основана в 1945 г. как межправительственная специали-зированная организация ООН. Штаб-квартира находится в Риме, официальными и рабочими языками ФАО являются английский, французский, испанский, китайский и арабский. Ее членами являются около 160 государств. Цель организации согласно Уставу -- содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни на-родов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики [18]. Организация способствует развитию научных, технологических, социальных и экономических исследований по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства; сохранению естественных ресурсов и применению усовершенствованных методов сельскохозяйственного производства; усовершенствованию методов переработки, сбыта и распределения продовольствия и сельскохозяйственного производства. ФАО занимается также вопросами оказания помощи развивающимся странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, включая прямые поставки продовольствия этим странам со стороны развитых государств. Высшим органом ФАО является конференция, на которой каждый член организации представлен одним делегатом. Конференция созывается один раз в два года. Конференция избирает совет ФАО на три года, который является руководящим органом организации в период между сессиями конференции и собирается на сессию так часто, как он считает необходимым (как правило два раза в год). Секретариат ФАО возглавляется генеральным директором, избираемым на сессии конференции. Секретариат состоит из 7 департаментов, канцелярии генерального директора, отдела по общим вопросам и информации. ФАО сотрудничает более чем с 20 техническими комитетами ИСО. Особое значение в деятельности ФАО по стандартизации имеет совместная работа со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом, -- достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. Штаб-квартира находится в Женеве, официальные языки - английский, испанский, китайский, русский, французский, рабочие языки - английский, французский. Высший орган ВОЗ -- Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), созываемая ежегодно. Ее исполнительным руководящим органом, созываемым два раза в год, является Исполнительный комитет, состоящий из представителей 30 государств-членов, избираемых ассамблеей здравоохранения на 3 года. Текущую работу осуществляет постоянно действующий орган - секретариат ВОЗ, который находится в Женеве. Деятельность ВОЗ охватывает широкий круг проблем. Однако особое внимание уделяется созданию и развитию эффективных служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, оздоровлению окружающей среды и развитию кадров здравоохранения. Комиссия ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары ( Комиссия "Кодекс Алиментариус") организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. В ее работе участвуют более 130 стран. Задачами ФАО/ВОЗ являются: координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами. "Кодекс Алиментариус" разрабатывает своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств [18]. ФАО/ВОЗ активно сотрудничает с техническими комитетами ИСО. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - это межправительственная организация, учрежденная под эгидой ООН для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Работает с 1957 г., штаб-квартира - в Вене; 113 членов, в том числе Россия. Официальные языки МАГАТЭ -- английский, русский, французский, испанский, китайский; рабочие--английский, русский, французский, испанский. Управленческую структуру МАГАТЭ составляют Генеральная конференция, совет управляющих и секретариат. Текущая деятельность агентства осуществляется секретариатом во главе с генеральным директором--главным административным должностным лицом МАГАТЭ. Он назначается советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. МАГАТЭ разрабатывает основные стандарты безопасности для целей радиологической защиты, а также положения и технические руководства по конкретным операциям, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов. МАГАТЭ сотрудничает с ИСО, которая имеет в МАГАТЭ консультативный статус. МАГАТЭ принимает участие в работе около 10 технических комитетов ИСО. К подразделениям МАГАТЭ, в наибольшей степени занимающимся вопросами стандартизации, в первую очередь, относятся: объединенное отделение ФАО/МАГАТЭ по атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве; отделение наук, связанных с жизнью человека и использованием радиоизотопов в медицине; отделение исследований и лабораторий, занимающееся разработкой стандартов на изотопы и распределением изотопных стандартизированных источников. Всемирная торговая организация (ВТО) образована в 1993 г. путем преобразования генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию. Штаб-квартира Секретариата ВТО находится в Женеве. Россия не является членом этой организации, но готовится ко вступлению в нее. ГАТТ действовало с 1947 г. как межправительственный договор 123 государств в области внешнеторговых отношений. После преобразования в ВТО многостороннее Соглашение по тарифам и торговле стало составной частью новой организации. В ее компетенцию вошли и другие вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (в том числе банковскими, страховыми, транспортными). 1 января 1995 г. ВТО начала функционировать официально. Членство в ВТО обязывает государство в полном объеме выполнять все достигнутые договоренности, но для вступления в ГАТТ/ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами ГАТТ. В области стандартизации -- это приведение нормативных документов, действующих в стране (для России системы ГСС), в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (в частности, кодекса по стандартам). Международная организация потребительских союзов (МОПС) ведет большую работу, связанную с обеспечением качества продукции и в первую очередь товаров широкого потребления. Создан в 1960 г., членами МОПС являются свыше 160 потребительских ассоциаций из разных стран. МОПС является ассоциативным членом Союза международных организаций. Техническую работу ведет его секретариат. Место пребывания организации--Гаага (Нидерланды). Официальные языки -- английский, испанский. Задачами МОПС являются [26]: содействие развитию и организации движения потребителей во всем мире, а также поддержка мероприятий правительств, направленных на защиту интересов потребителей; обеспечение международного сотрудничества при проведении сравнительных испытаний товаров широкого потребления, а также организация обмена информацией о методах испытаний и планах их проведения; обеспечение международного сотрудничества при проведении работ, связанных с информацией потребителей, их обучением и защитой интересов, а также сбор и распространение информации по правовым аспектам и практике работы в сфере потребления; организация международных совещаний союзов потребителей для обсуждения имеющихся проблем и возможных путей их решения; распространение публикаций, издаваемых национальными потребительскими организациями и регулирование (с учетом правил, установленных этими организациями) использования этих публикаций; издание информационных материалов по вопросам, связанным с интересами потребителей; осуществление тесной связи с органами ООН и другими международными организациями с целью максимального представления интересов потребителей на международном уровне; принятие необходимых мер и оказание практической помощи по распространению программ обучения и защиты интересов потребителей в развивающихся странах. МОПС активно сотрудничает с ИСО/ТК 176 “Управление качеством и обеспечение качества” и ИСО/ТК 181 “Безопасность игрушек”. Международная организация мер и весов (МОМВ) основана в 1875 г. с целью унификации применяемых в разных странах систем единиц измерения, установления единообразия эталонов длины и массы. В настоящее время МОМВ кроме единиц длины и массы занимается системами единиц времени и частоты, а также электрическими, фотомет-рическими, стабилизированными лазерными, гравитационными, термомет-рическими и радиометрическими измерениями. Высшим международным органом по вопросам установления единиц, их определений и методов воспроизведения является Генеральная конференция по мерам и весам, в работе которой участвуют представители всех 47 государств, присоединившихся к Конвенции. Председательствует на Генеральной конференции президент Парижской Академии наук. Конференция избирает Международный комитет мер и весов (МКМВ), который руководит работой всей организации в промежутках между Генеральными конференциями. В соответствии с Конвенцией создана и функционирует научная лаборатория - Международное бюро мер и весов (МБМВ) со штаб-квартирой в Севре (Франция). Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) - межправительственная международная организация, имеющая своей целью международное согласование деятельности государственных метрологических служб или других национальных учреждений, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений в странах - членах МОЗМ. Организация создана в 1955 г. на основе Конвенции, ратифицированной законодательными органами стран - участниц. В настоящее время странами - членами МОЗМ являются 50 государств, членами-корреспондентами - 32 государства. Высшим руководящим органом МОЗМ является Международная конференция законодательной метрологии. Исполнительным органом организации является Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ). Работа Конференции и Комитета обеспечивается Международным бюро законодательной метрологии (МБЗМ). В Париже находится центр по документации МОЗМ. Официальный язык - французский. Основными направлениями деятельности МОЗМ являются [26]: установление единых для стран - членов МОЗМ методов нормирования метрологических характеристик средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов; обеспечение применения в странах единиц измерений, унифицированных в международном масштабе; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению; оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащения необходимыми техническими средствами; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии различных уровней квалификации. МОЗМ участвует в работе 29 технических комитетов ИСО. 1.7.4. Региональные организации по стандартизации, метрологии и сертификации Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) подробно рассмотрен в п. 1.6. Европейский союз (ЕС) как организация, ставящая своей целью интеграцию экономики европейских стран, придает первостепенное значение устранению национальных барьеров в торговле и развитию европейской стандартизации. В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача по созданию системы обязательных для ЕС единых стандартов, базирующихся на лучших национальных стандартах европейских стран. Нормативную базу стандартизации ЕС составляет техническое законодательство, которое представлено постановлениями Совета, директивами Совета и гармонизированными европейскими стандартами. Постановление Совета имеет прямое действие для стран - членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство). Директивы Совета вводятся через законодательные акты государств - членов ЕС. Гармонизированный европейский стандарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком , который предназначен не для потребителей, а для контролирующих и таможенных органов. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) учрежден в 1961 г. в рамках Европейского союза (ЕС) по инициативе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Высшим органом СЕН является Генеральная ассамблея. Административный совет через центральный секретариат, штаб-квартира которого находится в Брюсселе, осуществляет всю административную работу. Официальные языки - английский, французский, немецкий. Вся работа по стандартизации ведется техническими комитетами (их более 140) и консультативными группами. СЕН разрабатывает стандарты (ЕN), документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV). Стандарты разрабатываются в следующих областях: авиационное оборудование, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, детали подъемных механизмов, кухонные газовые плиты, лифты и грузоподъемники, сварка и резка, трубы и трубо-проводы, насосные станции (эксплуатация и обслуживание), цистерны из стеклопластика и др. Документы по гармонизации являются наиболее простой формой устранения технических барьеров в торговле между этими странами. Они отличаются от европейских стандартов тем, что отражают суть административных и правовых норм, которые могут мешать развитию торговых отношений. Предварительные стандарты разрабатываются в тех случаях, когда высок уровень инноваций, быстро изменяется технология, возможно быстрое изменение показателей и требований, а также когда требуется длительный период для согласования и утверждения стандартов. Такие стандарты имеют ограниченный срок действия (до 3 лет). Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) создан в 1972 г. в результате слияния Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран - членов ЕАСТ (СЕНЭЛ) и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран ЕЭС (СЕНЭЛКОМ). Организационная структура этого комитета аналогична структуре СЕН. Деятельность СЕНЭЛЕК связана с разработкой европейских стандартов на: оборудование с номинальным напряжением от 50 до 1000 В переменного тока и от 75 до 1500 В постоянного тока; медицинское электрооборудование; электромагнитную совместимость, включая радиопомехи, оборудование для использования в потенциально взрывоопасной атмосфере, метрологическое обеспечение средств измерений, включая электронные; информатику в тесном взаимодействии с СЕН и другими заинтересованными организациями. Европейский институт по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ) начал свою деятельность в 1988 г. Основная его задача -- поиск общих стандартов, на основе которых можно создать комплексную инфраструктуру электросвязи. Эта инфраструктура призвана обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. Кроме того, ЕТСИ занимается проблемами телевизионного вещания (звук и изображение) и оказанием помощи ЕС в выработке общеевропейской политики в области электросвязи. Высшим органом института является Генеральная ассамблея, которая избирает президента организации. Техническая ассамблея занимается принятием рабочих программ и решением приоритетных задач; формирует и ликвидирует технические комитеты и рабочие группы; принимает проекты стандартов ЕТСИ. Секретариат отвечает за управление деятельностью ЕТСИ и распространение принятых стандартов. В структуре института имеется Совместная группа при президентах (СПГ), в задачу которой входит координация работы всех трех европейских организаций по стандартизации. Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС) образована в 1988 г. Целью создания ЕОИС является образование центрального европейского органа, ответственного за все аспекты деятельности в области оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества требованиям стандартов. Задачами организации являются: стимулирование и управление европейскими системами сертификации и заключения договоров о взаимном признании; организация адекватных отраслевых органов; обеспечение информацией и организация обмена опытом; помощь европейским органам стандартизации в области оценки степени соответствия стандартам; помощь Комиссии европейских сообществ в области оценки соответствия стандартам. Возглавляет ЕОИС Совет. В структуру организации входят: специализированные комитеты, ориентированные на определенные виды услуг (измерения, сертификацию, обеспечение качества, контроль); отраслевые комитеты; группы управления договорами; административная инфраструктура поддержки. Руководящие органы назначаются СЕН/СЕНЭЛЕК после обсуждения кандидатур с Советом. Продукция, прошедшая сертификацию ЕОИС, маркируется единым сертификационным знаком ЕЭС. Метрологическая организация европейского экономического сообщества (Евромет) - это организация национальных метрологических институтов стран - членов ЕЭС. Евромет функционирует в виде комитета, предложения которого рассматриваются в группе "Вопросы экономики" Совета ЕЭС, председатель которого выбирается делегатами на два года. Все возникающие проблемы решает секретариат Евромета. В обязанности Евромета входит: исследование и создание национальных измерительных эталонов; исследования, направленные на создание первичных эталонов т. е. фундаментальных констант, материалов, измерительных методов; создание калибровочных служб на высшем метрологическом уровне, необходимых каждому члену; разработка измерительных методов для самого высокого уровня; создание перевозимых эталонов. Решения по метрологическим вопросам оформляют в виде директив ЕЭС, обязательных для каждой страны. Директивы ЕЭС не являются стандартами для метрологических характеристик средств измерений. Погрешности приборов, их метрологическая надежность и другие характеристики не определяются численно. Даются только правила их определения и назначения с тем, чтобы указанные в технических характеристиках метрологические параметры давали возможность выбора прибора для измерения с нужной точностью. Европейская организация по качеству (ЕОК) была создана в 1957 г. как Европейская организация по контролю качества (ЕОКК), которая в 1988 г. переименована в ЕОК. Целями ЕОКК являются: содействие, распространение, совершенствование с помощью всех возможных средств применения практических методов и теоретических принципов управления качеством с тем, чтобы повысить качество и надежность продукции и услуг. Высшим руководящим органом ЕОК является Совет, в состав которого входят официальные представители полноправных членов ЕОК и должностные лица ЕОК. Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на двухлетний период. Исполнительный комитет, который осуществляет проведение в жизнь решений Совета и руководит деятельностью секретариата ЕОК, который осуществляет текущую работу ЕОК. Местонахождение секретариата - Берн (Швейцария). Официальные языки ЕОК - английский или французский. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) создана в 1952 г. по инициативе национальных организаций по стандартизации Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, которые являются ее членами. Собственных, общескандинавских стандартов ИНСТА не издает, но занимается унификацией технического содержания национальных стандартов стран, которые в ней сотрудничают. Задачами ИНСТА являются: содействие созданию согласованных национальных стандартов скандинавских стран; распространение опыта работы в области стандартизации; разработка согласованной позиции скандинавских стран в ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и других международных и региональных организациях. За основу разрабатываемых нормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, европейские стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, других организаций. Разработанные нормативные документы принимаются странами - членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами - членами ИНСТА. Сотрудничество между органами по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА). НОРДА был создан в 1986 г. в качестве форума для организации сотрудничества между органами по аккредитации испытательных лабораторий, действующими в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции. Главная цель НОРДА - обеспечение взаимного признания странами Северной Европы результатов испытаний, проведенных испытательными лабораториями, аккредитованными в национальных системах аккредитации. Отбором уже апробированных методов испытаний и контроля продукции, пригодных для стран региона, занимается Испытательный центр северных стран - НОРДТЕСТ. Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ) существует с 1961 г. и объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Доминиканской Республики, Мексики, Панамы, Парагвая, Перу, Тринидад-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы, а также региональные организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа. Главная цель организации -- устранение технических барьеров в региональной торговле и активизация участия латиноамериканских стран в работах ИСО и МЭК и содействии максимально возможной гармонизации региональных нормативных документов с требованиями международных организаций. Кроме того, КОПАНТ продолжает работы по стандартизации в областях, не охваченных международной стандартизацией, или там, где местные условия не позволяют применять международные стандарты. Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1994 г. создала Консультативный комитет по стандартизации и качеству. В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и сертификации стран - членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Филиппин, Бруней Даруссалама, Вьетнама. Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО) учреждена в соответствии с резолюцией Совета арабского экономического единства в 1965 г. в качестве специальной службы Лиги арабских государств в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции. В настоящее время в работе АСМО принимают участие Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Судан, Ирак, Саудовская Аравия, Оман, Тунис, Кувейт, Ливан, Марокко, Алжир, Ливия, Бахрейн, Палестина, Катар, Йемен и Народная Демократическая Республика Йемен. Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО) создана в 1977 г. В ее состав входят 23 африканских государства - Египет, Эфиопия, Гана, Кот-д'Ивуар, Кения, Либерия, Ливан, Малави, Мав-рикий, Нигерия, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Камерун, Танзания, Буркина-Фасо, Заир, Замбия, Нигер, Гвинея-Биссау и Гвинея. АРСО ставит перед собой следующие цели: содействие развитию стандартизации в Африке, выработка согласованных позиций членов организации и расширение их участия в международной стандартизации, создание региональных стандартов, содействие посредством стандартизации социальному, промышленному и экономическому развитию африканских стран, защита интересов потребителей и обеспечение безопасности людей. 1.7.5. Национальные организации по стандартизации зарубежных стран В развитых странах действуют свои национальные органы стандар-тизации. К ним относятся: в США - Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Там федеральные стандарты разрабатывают авторитетные органи-зации, аккредитованные NIST. Наиболее известные из них: Американское об-щество по испытаниям и материалам (АSТМ); Американское общество по контролю качества (АSQС); Американское обще-ство инженеров-механиков (АSМЕ); Объединение испытатель-ных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров-автомобилестроителей (SАЕ), Институт инженеров по электро-технике и электронике (IЕЕЕ) и др.; в Великобритании - Британский институт стандартов (BSI); во Франции - Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR); в Германии - Немецкий институт стандартов (DIN). Решением Президиума DIN создано Германское общество по маркированию продукции (DQWK), которое и занимается организацией, управлением и надзором за системами сертификации продукции на соответствие требованиям стандартов DIN (или международных). Информационным обеспечением занимается Информационный центр технических правил (DITR). В настоящее время развивается сотрудничество DIN с Госстандартом России. Несколько лет работает совместное предприятие DIN, Госстандарта России и Союза технического надзора Берлин-Бранденбург - «Общество по сертификации в Европе» (GZE); в Японии - Японский комитет промышленных стандартов (JISC); в Швеции - Шведская комиссия по стандартизации (SJS); в Дании - Датский совет по стандартизации (DS); в Норвегии - Норвежский союз стандартизации (NSF); в Финляндии - Финляндская ассоциация по стандартизации (SFS); в Малайзии - Малайзийский институт стандартов и промышленных исследований (СИРИМ); в Таиланде - Таиландский институт промышленных стандартов (ТИСИ); в Индонезии - Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС). 1.8. Экономическая эффективность стандартизации Экономическая эффективность стандартизации проявляется при различных формах собственности и во всех сферах - в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах, при проектировании изделий, подготовке их производства, в процессе производства, обращении (реализации), эксплуатации и утилизации продукции. Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, информационной и социальной. Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов). Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего разнообразия однородной продукции. Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конструкторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким использованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и покупных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и размножению рабочих чертежей и другой технической документации; сокращением времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой технической документации. В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьшения затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением накладных расходов. Экономия при эксплуатации обусловливается повышением надежности изделий и снижением затрат на ремонт. Техническая эффективность стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др. Информационная эффективность работ может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-эконо-мических отношениях. Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психоло-гического климата и др. Рекомендации по расчету показателей эффективности работ по стандартизации даны в [31]. 1.9. Направления развития стандартизации в РФ "Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО" [14], принятая в 1998 г., определяет задачи по актуали-зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др. Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются: 1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлено две главные задачи стандартизации: создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами; обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами - членами ВТО. Решение первой задачи должно осуществляться прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров. Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными. 2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, т. е. повышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). 3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым относятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества. 4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях: разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса); включение в законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и т. д.) конкретных требований, в частности, нормативов, т. е. норм прямого действия. Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования. 5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации. 6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской по организационным и методологическим принципам. Приоритетными задачами стандартизации оборонной продукции являются: установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам; обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время; обеспечение создания продукции и технологий двойного применения; содействие безопасной утилизации оборонной продукции; внедрение на предприятиях оборонного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000; активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса. 7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление нормативных документов необходимо довести до уровня передовых стран. 8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы каталогизации и накоплению банка данных. 9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации должна быть направлена на гармонизацию с между-народными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвен-ным применением международного классификатора. Перспективные задачи классификации и кодирования касаются: оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов; обеспечения информационной совместимости продукции; охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.; постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним; обеспечения требований ВТО. 10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере перехода России на добровольный статус стандартов должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов. 11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлением, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|