|
Привод цепного конвейера
Привод цепного конвейера
43 1. Энергетический и кинематический расчёт привода 1.1 Исходные данные: Ft- окружная сила на звездочке цепного конвейера, кН; 1,00 V - скорость движения цепи, м/с; 0,75 Z - число зубьев звездочки; 9 P - шаг тяговых звездочек, мм; 100 1.2 Выбор электродвигателя. 1.2.1 Определение потребляемой мощности привода Рвых. = FtМV, (1.1) где Рвых.- потребляемая мощность привода, кВт Рвых = 1 М 0,75 м/с = 0,75 кВт 1.2.2 Определение потребляемой мощности электродвигателя Рэ = Рвых / уоб, (1.2) где Рэ - потребляемая мощность электродвигателя; уоб - общий КПД привода, определяемый как произведение КПД отдельных передач и муфт. уоб= уц.п М ук.п М ум, М ум (1.3) где уц.п - КПД цилиндрической передачи, уц.п=0,96 - 0,98; уц.п - КПД конической передачи, уц.п=0,95 - 0,97; ум - КПД муфты, ум=0,98. уоб= 0,97*0,96*0,982 = 0,89 Рэ =0,75/0,89=0,84 кВт 1.2.3 Определение предполагаемой частоты вращения вала электродвигателя nэ= nвМ u1Мu2М …(1.4) где u1, u2 - рекомендуемые значения передаточных чисел передач привода; nв - частота вращения приводного вала, мин.-1 nэ - предполагаемая частота вращения вала электродвигателя, мин-1 , (1.5) мин-1 Принимаем значения передаточных чисел: Uб= 2,5- 5 Uт=2-5 nэ=504,54=900 мин.-1 По найденным значениям Рэ и nэ выбираем электродвигатель: Электродвигатель АИР 90LB8 ТУ 16-525.564-84 Pэ = 1,1 кВт,nэ = 695 об./мин. 1.3 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням После выбора электродвигателя определяем общее передаточное число привода: Uобщ= nэ/ nв (1.6) где nэ - номинальная частота вращения вала выбранного электродвигателя, мин.-1 Uобщ= 695/50= 13,9 Uред= Uобщ (1.7) Uред= 13,9 Далее производим распределение передаточного числа редуктора между его ступенями. , (1.8) где Uт - передаточное число тихоходной ступени. Из стандартного ряда чисел принимаем Uт=4 по СТСЭВ 229-75 Uб=Uред/Uт, (1.9) где Uб - передаточное число быстроходной ступени Uб=13,9/4=3,48 Из стандартного ряда чисел принимаем Uб=3,55 по СТСЭВ 229-75 1.4 Определение мощности на валах, частоты вращения валов и крутящих моментов на валах Мощности на валах определяют через мощность электродвигателя P1 = Pэ М ум, (1.10) где P1 - мощность на первом валу, кВт; ум - КПД муфты P1 = 1,10,98=1,08 кВт P2 = P1 М ук.п., (1.11) где P2 - мощность на втором валу, кВт; ук.п. - КПД конической передачи P2 = 1,080,96=1,05 кВт P3 = P2 М уц.п., (1.12) где P3 - мощность на третьем валу, кВт; уц.п. - КПД цилиндрической передачи P3 = 1,05·0,97=1 кВт Частоты вращения валов могут быть определены через частоту вращения вала электродвигателя. n1 = nэ = 695 мин-1 (1.13) ni=ni-1/Ui, (1.14) где ni, ni-1 - частота вращения соответственно i и i-1 валов, мин-1 n2 = n1 /uб, (1.15) где uб - передаточное число быстроходной ступени. n2 = 695/3,55=195,77 мин-1 n3 = n2 /uт, (1.16) где uт - передаточное число тихоходной ступени. n3 = 195,77/4=48,94 мин-1 Крутящие моменты на валах определяются по формуле: Ti =, Н М м(1.17) где Ti - крутящий момент на i-ом валу, Н * м; Рi - мощность на i-ом валу, кВт; n - частота вращения i-ого вала, мин-1 T1 = 9550 М P1/n1 = 9550 М1,08/695 = 14,84 Н М м (1.18) T2 = 9550 М P2/n2 = 9550 М 1,05/195,77 =51,22 Н М м (1.19) T3 = 9550 М P3/n3 = 9550 М 1/48,94 = 195,14 Н М м (1.20) Результаты произведенных расчетов, в соответствии с таблицей 1.1, являются исходными данными для последующих расчетов передач. Таблица 1. |
Валы | Мощности на валах, кВт | Частоты вращения валов, мин-1 | Крутящие моменты на валах, Н М м | Передаточные числа передач | | I II III | 1,08 1,05 1 | 695 195,77 48,94 | 14,84 51,22 195,14 | Uб=3,55 Uт=4 | | |
2. Расчёт тихоходной ступени закрытой косозубой цилиндрической передачи 2.1 Исходные данные Крутящий момент на шестерне Т1=51,22 Н·м; Крутящий момент на колесе Т2=195,14 Н·м; Частота вращения шестерни n1 =195,77 мин-1; Частота вращения колеса n2 =48,94 мин-1; Передаточное число U = 4; Срок службы передачи L = 5 лет; Коэффициент суточного использования КС =0,29; Коэффициент годового использования КГ =0,8. 2.2 Выбор материала и термической обработки колес Шестерня: сталь 40Х, Термообработка - улучшение и закалка ТВЧ, твёрдость 45-50 HRC. Колесо: сталь 40Х, Термообработка - улучшение и закалка ТВЧ, твёрдость 45-50 HRC. 2.3 Определение допускаемых напряжений 2.3.1 Определение срока службы передачи (2.1) где tУ - срок службы передачи, час. tУ=5·365·0,8·24·0,29=10161 час. 2.3.2 Определяем допускаемые напряжения на контактную прочность , (2.2) где - базовое допускаемое напряжение, Мпа; zN - коэффициент долговечности. Базовые допускаемые напряжения [у]но определяется по формуле: (2.3) где уHlim - длительный предел контактной выносливости, МПа; ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей, ZR= 1; ZV - коэффициент, учитывающий влияние скорости, ZV = 1; SH - коэффициент запаса прочности, SH =1,3 - при однородной структуре материала; SH =1,3 - при поверхностных упрочнениях; Коэффициент долговечности ZN определяется по формуле: (2.4) где NHO - базовое число циклов нагружения; NHE - эквивалентное число циклов нагружения; m - показатель степени кривой усталости поверхностных слоев зубьев, m=6. Базовое число циклов нагружения NHO принимается равным: (2.5) Если NНО получится больше 12·107, то принимают 12·107. Когда твёрдость задана в HRC, то (2.6) Эквивалентное число циклов нагружения NHE определяется по зависимости: NHE =60 n t У(Ti/TH)m/2·ti/t= =60 n t (a1b13 + a2b23+…+ aibi3), (2,7) где ai,bi - коэффициенты с графика нагрузки (рис.2.1) В случае получения NHE> NHО, ZN=1. |
Шестерня | Колесо | | 17HRC+200=17·47.5+200==1007.5 МПаZR=1, ZV=1, SH=1.3NHE1=60·195,77·10161·(130,15++0,530,85) = 3,06·107 NHО1=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 | 17HRC+200=17·47.5+200==1007.5 МПаZV=1, SH=1,3, ZR=1NHE2=60·48,94·10161·(130,15+0,530,85)==0,75·107 NHО2=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 | | NHE< NHО - условие выполняется | | 775·1,23=953,25МПа | 775·1,56=1209 МПа | | | За расчётное принимаем наименьшее напряжение:[у]HP=953,25МПа - расчётное допускаемое напряжение.2.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчете зубьев на изгибДопускаемое напряжение на изгиб [у]F, МПа определяется по формуле:[у]F = [у]FО YA YN, (2.8)где [у]FО - базовые допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной нагрузке, МПа; YA - коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки: YA=1;YN--коэффициент долговечности.Базовые допускаемые напряжения на изгиб [у]FО, определяются по формуле:[у]FО = (уFimYRYXYб)/SF, (2.9)где уFim - предел выносливости, определяемый на зубьях при нулевом цикле, МПа;YR - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при шлифовании YR =1;YX - коэффициент размеров, YX =1;Yб - коэффициент, учитывающий чувствительность материала и концентрации напряжений, Yб =1;SF - коэффициент запаса прочности, SF=1,7.Коэффициент долговечности YN определяют как: (2.11)где NFO - базовое число циклов нагружения, NFO =4106;NFЕ - эквивалентное число циклов нагружения;m - показатель степени кривой выносливости; m=6 - улучшение, нормализация, т=9 -объемная и поверхностная закалка;Эквивалентное число циклов нагружения NFЕ определяются по формуле: (2.12)При NFE>NFO коэффициент долговечности YN=1.|
Шестерня | Колесо | | 500-600МПа=550 МПаNFE1=60·195,77·10161·(19·0,15++0,59·0,85)= 18,1·107 NFE1> NFO => YN=1 | 500-600МПа=550 МПаNFE2=60·48,94·10161·(19·0,15+0,59·0,85)==4,55·107 NFE2> NFO => YN=1 | | 323,5·1·1=323,5МПа | 323,5·1·1=323,5МПа | | | 2.3.4 Определение межосевого расстояния (2,13)где aw- межосевое расстояние, мм;Ka - вспомогательный коэффициент, Ka = 450;КН - коэффициент нагрузки;шa - коэффициент ширины.Коэффициент ширины принимаем равным шa=0,25;Коэффициент нагрузки принимаем равным KH=1,4.Из нормального ряда чисел принимаем 2.3.5 Определение модуля передачиДля зубчатых колес при твердости зубьев 350 HB модуль назначают:m = (0,01…0,02)аW, (2,14)а при твёрдости >45 HRCmn = (0,016-0,0315) aw (2,15)mn = (0,016-0,0315)100mn = 1,6 - 3,15 Стандартное значение модуля m=2 (ГОСТ 9563-80).2.3.5 Определение суммарного числа зубьев для косозубой передачиzУ = 2aw/mn, (2,16)2.3.7 Определение числа зубьев шестерниz1 = zУ/(u+1) (2,17) z1 = 100/5=20Z1>Zmin, (2,18)где Zmin=17 - для прямозубых передач.Условие выполняется.2.3.8 Определение числа зубьев колесаz2 = zУ- z1 (2,19)z2= 100-20 =802.3.9 Определение геометрических размеров колес и шестерёнДелительные диаметры:d=mn zd1=220=40 мм d2=280=160 ммДиаметры вершин зубьев:da = d + 2·mn (2,20)da1 = d1 + 2·mn = 40 + 2·2 = 44 мм;da2 = d2 + 2·mn = 160 + 4 = 164 мм;Диаметры впадин зубьев:df = d - 2.5·mn (2,21)df1 = d1 - 2.5·mn = 40 - 2,5·2 = 35 мм;df2 = d2 - 2.5·mn = 160 - 2,5·2 = 155 мм;Ширина колеса:b2 = шa · aW (2,22)b2 = шa · aW = 0.25·100 = 25 ммШирина шестерни:b1 = b2 + 5мм (2,23)b1 = b2 + 5 = 25 + 5 = 30 мм2.3.10 Определение усилий в зацепленииОкружное усилие:Ft = (2T) / d, (2,24)где Ft- окружное усилие, кН;T - крутящий момент на зубчатом колесе, Н * м;d - делительный диаметр колеса, мм;Ft = (251,22)/40 = 2,56кНРадиальное усилие:Fr=Ft* tgбw (2.25)где aw - угол зацепления, aw =20°.Fr=2,56*tg20 = 0,93 кН2.3.11 Проверка зубьев колес по напряжениям изгибаДля этого производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения:[у]F1/YF1 и [у]F2/ YF2 (2,26)Коэффициенты формы зубьв YF1 и YF2 определяются по эквивалентному числу зубьев шестерни и колеса:YF1=4,13 YF2=3,73Расчёт ведётся по шестерне. Напряжения изгиба определяются по формуле:уF = (2103 YFKFб KFв ·KFVT)/(m2Zb) [у]F, (2,27)где уF - рабочее напряжение изгиба, МПа;KFб - коэффициент распределения нагрузки между зубьями, зависящими от окружной скорости колеса;KFв - коэффициент концентрации нагрузки;KFV -коэффициент динамичности нагрузки;Коэффициент концентрации нагрузки KFв назначают в зависимости от коэффициента ширины: (2,28)Для определения коэффициента динамичности нагрузки KFV предварительно необходимо определить окружную скорость колеса:V= (рdn)/(6104), (2,28)где V - скорость колеса, м/с;d - делительный диаметр, мм;n - частота вращения колеса, мин-1По скорости назначаем степень точности колеса - 8 степень точности и коэффициент динамичности KFV = 1,04уF1 =205,3МПа < [у]F1 = 323,5МПаПрочность зубьев на изгиб обеспечена.2.3.12 Проверка зубьев колес на контактную прочность (2,29)где уH-контактные напряжения, МПа;К - вспомогательный коэффициент, К =428 - для прямозубой передачи;KHб- коэффициент распределения нагрузки между зубьями, КHб = 1;KHв - коэффициент концентрации нагрузки, KHв = 1,08;KHV- коэффициент динамичности нагрузки, KHV=1,03;Ft- окружное усилие, Н;d1- делительный диаметр шестерни, мм;b2- ширина колеса, мм.уH = 801,5 МПа < [у]H = 953, 25 МПаПрочность зубьев обеспечена.3. Расчёт прямозубой конической передачи3.1 Исходные данныеКрутящий момент на шестерне T1 = 14,84 Hм; Крутящий момент на колесе T2 = 51,22 Hм; Частота вращения шестерни n1 =695 мин-1; Частота вращения колеса n2 = 195,77 мин-1; Передаточное число u = 3,55; Срок службы передачи L = 5лет; Коэффициент суточного использования Kc = 0,29;Коэффициент годового использования Kr = 0,8.3.2 Выбор материала и термообработкиШестерня: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRCэ. Колесо: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRCэ.3.3 Определение допускаемых напряжений3.3.1 Определение срока службы передачиtУ = 10161 часов - определено ранее.3.3.2 Определение допускаемых напряжений на контактную прочность, (3,1)где - базовое допускаемое напряжение, МПа;ZN - коэффициент долговечностиОпределяем базовые допускаемые напряжения: (3,2)ZR=1 (т.к. проводится шлифование закалённой шестерни);ZV=1 (проектный расчёт);SH=1,3 (поверхностное упрочнение). (3.3)m = 6; NHE=60·n·tУ==60·n·tУ (a1b13+a2b23+…+ aibi3) (3.4)|
Шестерня | Колесо | | NHE1=60·695·10161·(13·0,15++0,53·0,85)=10,9·107 NHE1> NHО1=>ZN1=1 | NHE2=60·195,77·10161·(13·0,15++0,53·0,85)=3,06·107NHE2< NHО | | 775·1=775МПа | 775·1,23=953,25 МПа | | | За расчётное принимаем 775МПа3.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчёте зубьев на изгиб (3,5) (3,6) (3,7)NFO=4·106; m=9(3.8)=550МПа, YR=1,YX=1,Yд=1,SF=1,7=550·1·1·1/1,7=323,5МПа|
NFE1>NFО=>YN1=1 | NFE2>NFО=>YN2=1 | | | YA=1 - передача нереверсивная3.3.4 Определение диаметра внешней делительной окружности колесаde2= 1650· (3,9)где de2 - диаметр внешней делительной окружности колеса, мм;KH - коэффициент нагрузки, KH =1,5;Т2 - крутящий момент на колесе, Н * м;[у]H - допускаемые напряжения на контактную прочность, МПа;VH - коэффициент понижения контактной прочности конической передачи, VH =0,85.de2 = 1650Назначаем de2ст = 140 мм.3.3.5 Определение числа зубьев шестерниОпределяем делительный диаметр шестерни: (3.10)По делительному диаметру назначаем число зубьев шестерни Z1`=Z=17 т.к. Н1 и Н2 >45 HRCЭ.3.3.6 Определение числа зубьев колесаZ2 =Z1u (3.11)Z2 = 17·3,55=603.3.7 Определение торцевого модуляmte = de2ст./Z2 (3.12)mte = 140/60=2,33 ммСтандартное значение торцевого модуля mte = 2,25мм (ГОСТ 9563-80)3.3.8Уточнение диаметра делительной окружности колесаde2 = mte Z2 (3,13)de2 = 2,25·60=135 ммФактическое передаточное число: Uфак=60/17=3,533.3.9 Определение внешнего конусного расстояния (3,14)где z 1и z2 - фактические числа зубьев шестерни и колеса.Re = 0.52,25= 70,16мм3.3.10 Определение ширины колесb = kbeRbe, (3,15)где kbe - коэффициент ширины, kbe = 0,285b = 0,285·70,16=19,99берём в=20 мм3.3.11 Определение углов наклона образующих делительных конусовд2 = arctg Uфакт. (3,16)д1= 900- д2 (3,17)д2 = arctg 3,53 = 74,20д1= 900-74,20 = 15,803.3.12 Определение диаметров колесДелительные диаметры:de1 = mte z1 (3,18)de2 = mte z2 (3,19)de1 =2,25·17=38,3ммde2 = 2,25·60=135ммВнешние диаметры:dae1 = de1+2(1+x1)mtecos д1 (3,20)dae2 = de2+2(1+x2)mtecos д2, (3,21)где х1 и х2 - коэффициенты радиального смещения, х1 и х2 = 0dae1 =38,3+2·2,25cos15,82=42,6ммdae2 =135+2·2,25·cos74,2=136,23мм3.3.13 Определение усилий в зацепленииОкружные усилия на шестерне и колесе:Ft1 = Ft2 = (2T1)/de1(1-0.5kbe), (3,22)где Ft1, Ft2 - окружные усилия, кН;T1- крутящий момент на шестерне, Н * м;de1- делительный диаметр шестерни, мм.Ft1 = Ft2 = 214,84/38,25 (1-0,50,285) =0,9 кНОсевое усилие на шестерне:Fa1 = Fttgб sinд1 (3,23)Fa1 = 0,9tg200sin15,820 = 0,09кНРадиальное усилие на шестерне:Fr1 = Fttgб cos д1 (3,24)Fr1 = 0,9tg200 cos 15,820 = 0,32 кНОсевое усилие на колесе:Fa2 = Fr1 (3,25)Fa2=0,32 кНРадиальное усилие на колесе:Fr2 = Fa1 (3,26)Fr2= 0,09 кН3.3.14 Проверка прочности зубьев на изгибДля этого определяются эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:zv1 = z1/cos д1 (3,27)zv2 = z2/cos д2 (3,28)zv1 = 17/cos15,820 = 17,67 => YF1=4,31zv2=60/cos74,180 = 220, 09=> YF2=3,74Находим отношения:[у]F1 / YF1 и [у]F2/ YF2 (3,29)323,5/4,31=75,06<323.5/3,74=86,5Проверочный расчёт ведём по шестерне:уF = 2.7103 YFKFв KFV T/b de mteVF ? [у]F, (3,30)где VF- коэффициент понижения изгибной прочности конической передачи по сравнению с цилиндрической: VF = 0,85.Коэффициент концентрации нагрузки при изгибе KFв определяется в зависимости от коэффициента концентрации нагрузки по контактным напряжениям KFв по формуле:KFв = 1+ (KHв-1)1.5, (3,31)где KHв=1,2KFв = 1+(1,2-1)1,5 = 1,3При определения коэффициента динамичности нагрузки КFV предварительно необходимо определить окружную скорость колеса V, м/с:V = р de2(1-0.5 kbe) n2/6104 (3.32)где n2 - частота вращения колеса, мин-1.V =3.14·135·(1-0.5·0.285)·195,77/6·104 = 1,19 м/сПо скорости назначаем степень точности: 8. По степени точности назначаем коэффициенты: KFV = 1,04 и КHV = 1,03уF = 2,7·103·4,31·1,3·1,04·14,84/20·38,25·2,25·0,85=177,32МПауF = 177,32<=323,5 МПаПрочность зубьев на изгиб обеспечена.3.3.15 Проверка зубьев колёс на контактную прочность (3,33)уH = 695,95 < [у]H = 775 МПаКонтактная прочность зубьев обеспечена.3.3.16 Проверка условия компоновки редуктора (3,34)100-136,23/2-50/2=6,9 мм - условие компоновки редуктора выполняется.4. Расчёт валов4.1 Расчёт входного вала4.1.1 Проверочный расчёт валаСоставляем расчётную схему, т.е. вал заменяем балкой на двух опорах.К балке прикладываем все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскость их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной и вертикальной).Ft1 = 0,9 кН; Fr1 = 0,32кН; Fa1 = 0,09кН.УМВ=0; Fr1?48- Fa1?d/2-RAY?26=0RAY=УМA=0; Fr1?22- Fa1?d/2+RBY?26=0RBY=УF=0; RBY+ RAY -Fr1=00,53-0,21+0,32=0I-I M1=Fa1?d1/2-Fr1?z1M1=0,0915=1,35Н?мM1=-0,3222+0,0915=-5,69Н?мII-II M2=-Fp?z2+ Fa125+ RAY(z2-22)M2==-0,3222+0,0915=-5,69 кН;M2=-0,32?48+0,0915+0,5326=0УМА=0; RBX?26+Ft1?22=0RBX=-Ft1?22/26=-0,9?22/26=-0,76 кНУМВ=0; -RAX?26+Ft1?48=0RAX=Ft1?48/26=0,948/26=1,66 кНУF=0; Ra+Rb-Ft=1,66-0,76-0,9=0I-I М1=-Ft1?z1M1=0; M1=-0,9?22=-19,8 Н?мВыделяем опасные сечения.1. Опора А4.1.2 Упрощённый расчёт вала (5.4)где уЭ - эквивалентное нагружение, МПа;у - номинальные напряжения изгиба, МПа;ф - напряжения изгиба, МПа. (5.5) (5.6)где у-1 - предел выносливости материала при изгибе, МПа;у-1=0,43ув (5.7)у-1=0,43?600=258МПае - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, е=0,88;S - коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;Кд - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений, Кд = 1,65 - переход с галтелью.уЭ = 8,99 < =68,8МПаПрочность в сечении обеспечена.4.2 Расчёт промежуточного вала4.2.1 Материал и термообработка валаТак как вал изготовляется заодно с шестерней, то материалом вала будет материал шестерни: Сталь 40Хув=600МПауТ=350МПа4.2.2 Проектный расчёт валаdк (5.11)dБКdК+3f (5.12)dБndn+3г, (5.13)dn=dK-3г (5.14)dкНазначаем dк=24мм, f=1ммdБК24+3?1=27ммНазначаем dБК=27мм, r=1,6ммdn=24-3?1,6=19ммНазначаем dn=20мм.4.2.3 Проверочный расчёт валаFt1 = 0,9кН; Ft2 = 2,56кН;Fr1 = 0,09кН; Fr2 = 0,93кН.Fa1=0,32кН; Т2=51,22Н?м. УМA=0; RBY?129-Fr1?97-Fr2?32 +Fa1?d/2=0RBY=УМВ=0; -RAY?129+Fr1?32+Fr2?97+ Fa1?12?=0RAY=УF=0; Ra+ Rb-Fr1-Fr2=00,27+0,75-0,09-0,93=0I-I M1=Ra?z1M1=0; M1=0,2732=8,64Н?мII-II M2=Ra?z2-Fr2?(z2-32)M2=0,2732=8,64 Н?мM2=0,27?97-0,93?65=-34,26 Н?мIII-III М3=Rb?z3М3=0; М3=0,75?32=24 Н?мУМА=0; RBX?129-Ft1?97-Ft2?32=0RBX= кНУМВ=0; -RAX?129+Ft1?32+Ft2?97=0RAX=кНУF=0; Rax+Rbx-Ft1-Ft2=01,31+2,15-2,56-0,9=0I-I М1=Rax?z1M1=0; M1=2,15?32=68,8 Н?мII-II М2=Rbx?z2M2=0; M2=1,31?32=41,92 Н?мВыделяем опасные сечения.1. Место посадки конического колеса на вал.2. Шестерня.4.2.4 Упрощённый расчёт вала (5.15)где уЭ - эквивалентное нагружение, МПа;у - номинальные напряжения изгиба, МПа;ф - напряжения изгиба, МПа. (5.16) (5.17) (5.18)где у-1 - предел выносливости материала при изгибе, МПа;у-1=258МПае - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, е=0,88;S - коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;Кд - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений, Кд = 1,75 - шпоночный паз.уЭ = 64,2 <=64,87МПаПрочность в сечении обеспечена.у-1=258МПа; е=0,86; S=2; Кд = 1,6 - переход с галтелью.уЭ = 59,52 <=69,33МПаПрочность в сечении обеспечена.4.3 Расчёт тихоходного вала4.3.1 Материал и термообработка валаСталь 45 горячекатанная.ув=580МПауТ=320МПа4.3.2 Проектный расчёт валаd (5.19)dnd+2t (5.20)dБndn+3г (5.21)dкdБndНазначаем d=40 мм, t=2,5dn40+2?2,5=45ммНазначаем dn=45мм; r=3dБn40+3?3=49ммНазначаем dБn=52мм; dк=48мм.4.3.3 Проверочный расчёт валаFt2 = 2,56кН; Fr2 = 0,93кН.УМA=0; RBY?129 -Fr2?93=0RBY=УМВ=0; -RAY?129+Fr2?93?=0RAY=УF=0; Ra+ Rb-Fr2=00,67+0,26-0,93=0I-I M1=Ray?z1M1=0; M1=0,26?93=24,18Н?мII-II M2= Ray?z2- Fr2?(z2-93)M2=33,54-92,16=-58,62 Н?мУМА=0; -Ft2?93+Rbx?129=0RBX= кНУМВ=0; -RAX?129+Ft2?36=0RAX=кНУF=0; Rax+Rbx-Ft2=01,85+0,71-2,56=0M=Rbx?36=1,8536=66,6Н?м Выделяем опасные сечения1.Место посадки колеса на вал.4.3.4 Упрощённый расчёт вала (5.23)где уЭ - эквивалентное нагружение, МПа;у - номинальные напряжения изгиба, МПа;ф - напряжения изгиба, МПа. (5.24)у-1=250МПа; е=0,81; S=2; Кд = 1,75 - шпоночный паз.у = 17,25<=57,86МПаПрочность в сечении обеспечена.5. Выбор и расчёт подшипников качения5.1 Расчёт подшипников быстроходного вала5.1.1 Выбор типа подшипниковРоликовый конический однорядный 7206.Сr=29,8; Сor=22,3; e=0,36.5.1.2 Расчёт подшипников каченияРасчёт подшипников качения на долговечность производится по формуле:Lh=, (6.1)где Lh- расчетная долговечность подшипника, ч;n- частота вращения вала, об/мин;Cr- динамическая грузоподъёмность подшипника (берётся из справочных данных по подшипникам), кН;Pr- эквивалентная нагрузка, кН;Р- показатель степени, равный в соответствии с результатами экспериментов для роликоподшипников p=3,33;а1- коэффициент, учитывающий надежность работы подшипника, а1=1;а23- коэффициент, учитывающий качество металла подшипника и условия эксплуатации, а23=0,9;[Lh]- требуемая долговечность подшипника (для редуктора она равна сроку службы передач tУ=10161ч.).Эквивалентную нагрузку определяют по формуле:Pr = (X МV М Fr +Y М Fa) М Кд М Кt, (6.2)где Fr - радиальная нагрузка,кН;Fa - осевая нагрузка, кН; X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;V - коэффициент вращения, равный 1 при вращении внутреннего кольца относительно направления нагрузки;Кд - коэффициент безопасности, для редукторов Кд = 1,3;Кt - температурный коэффициент, вводимый при t >100є С, Кt =1.При установке вала на радиально-упорных подшипниках осевые силы Fa, нагружающие подшипники, находят с учётом осевых составляющих S от действия сил Fr.Для конических роликоподшипниковS=0,83?e?Fr.Rax=1,66кН, Ray=0,53кН => Ra=Rbx=-0,76кН, Rby=-0,21кН => Rb=FrA=Ra=1,74кНFrB=Rb=0,79кНSA=0,83?0,37?1,74=0,53кНSB=0,83?0,37?0,76=0,23кНSA>SB; FA?SB-SA=>Fa1=SА; Fa2=Fa1+FaFa1=0,53кН; Fa2=0,53+0,33=0,88кНОпора А:Опора В:Prа = (1 ? 1 ?1,74 +0) М 1,3 М 1 = 2,3 кН.Prв = (0,4 ? 1? 0,79+ 1,6 ?1) М 1,3 М 1 = 2,49 кН.Больше перегружена опора В.Lh=Долговечность подшипника обеспечена.5.2 Расчёт подшипников промежуточного вала5.2.1 Выбор типа подшипниковРоликовый конический однорядный 7204.Сr=29,2кН; Сor=21кН; e=0,37, Y=1,6.5.2.2 Расчёт подшипников каченияRax=2,15кН; Ray=0,75кН => Ra=2,28кНRbx=1,31кН; Rby=0,27кН => Rb = 1,34кН.Fra=Ra=2,28кН;Frb=Rb=1,34кН.SA=0,83?0,37?2,28=0,7кНSB=0,83?0,37?1,34=0,41кНSA< SB; FA< SВ- SА =>Fa2=SВ; Fa1=Fa2-FaFa2=0,41кН; Fa1=0,41+0,26=0,67кНОпора А:Опора В:Prа = (0,4 ? 1 ?2,28 +1,6·1) М 1,3 М 1 = 3,3 кН.Prв = (1 ? 1? 1,34 + 0) М 1,3 М 1 = 1,74 кН.Больше перегружена опора А.Lh=Долговечность подшипника обеспечена.5.3 Расчёт подшипников тихоходного вала5.3.1 Выбор типа подшипниковШариковый радиальный однорядный 209.Сr=33,2кН; Сor=18,6кН.5.3.2 Расчёт подшипников каченияRax=0,71кН; Ray=0,26кН => Ra=0,76кНRbx=1,85кН; Rby=0,67кН => Rb = 1,97кН.Рр=(0,56?1?0,76+1,71?1,07)?1,3?1=2,93кН.Lh=Долговечность подшипников обеспечена.6. Расчёт шпоночных соединений6.1 Расчёт шпонки, установленной на быстроходном валуШпонка 8х7х60 ГОСТ 23360-78Расчёт шпонки на смятиеуСМ = ? [усм], (7.1)где уСМ - напряжение смятия, МПа;Т - вращающий момент, Н Мм;d - диаметр вала, м;lp - рабочая длина шпонки, м;k - глубина врезания шпонки в ступицу, м;[ уСМ ] - допускаемое напряжение на смятие, [ уСМ ] =60 МПа.Т=14,84Н?м; d=20мм; lp = 50мм; к=2,8мм.уСМ = < [усм]=60МПа,6.2 Расчёт шпонки, установленной на тихоходном валуТ=195,14Н?м; d=38мм; lp = 50мм; к=3,3мм.уСМ = < [усм]=60МПа,Прочность обеспечена.7. Подбор муфтыВ практических расчетах дополнительное нагружение упругих элементов, вызванное радиальным смещением валов, удобнее учитывать при определении расчетного вращательного момента:Т=Кр?Тк,где Кр=1,1…1,3 - для муфт с пружинами сжатия и муфт со стальными стержнями.Т=1,2?13,18=15,81кН?мВыбираем муфту упругау втулочно-пальцевую МУВП 16-20-I.1-I.1 УЗ ГОСТ 21423-93Она применяется для соединения соосных валов при передаче вращающего момента от 6,3 до 1600 Н?м и уменьшения динамических нагрузок.Материал полумуфт - чугун СЧ-20, сталь 35 или 35П.Материал пальцев - сталь 45.Муфта допускает значительный осевой разбег до Д=15мм, но относительно небольшое радиальное смещение e=0,3…0,5мм; угол перекоса валов б<1?.8. Выбор смазки передач и подшипниковДля смазывания передач и подшипников применяем картерную систему. Так как максимальная окружная скорость колёс не превышает 2,5 м/с, а максимальные контактные напряжения 850 МПа, следовательно по рекомендуемой кинематической вязкости (50 мм2/с) подбираем масло И-Г-С-46 ГОСТ 17479.4-87. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы коническое колесо было погружено в масло на всю ширину венца. При таком способе колёса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.Литература1. Дунаев Л.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- 4 -е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1985.- 416 с.2. Иванов М.Н. Детали. - 5-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991. -383с.: илл.3. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для вузов. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1978. - 352с., ил.4. Черемисинов В.И. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - Киров: ВГСХА, 1998.- 163с.
|
|