Проект привода цепного конвейера
Проект привода цепного конвейера
Содержание Вступление 1. Кинетический и силовой расчёт привода 1.1 Кинематическая схема привода 1.2 Выбор двигателя 1.3 Общее передаточное число и разбиение его по степеням 1.4 Силовые и кинематические параметры привода 2. Расчет клиноременной передачи 2.1 Исходные данные для расчёта передачи 2.2 Механический расчет 3. Расчет цилиндрической 3.1. Кинематическая схема передачи и исходные данные для расчета 3.2 Выбор материала и определение допустимых напряжений 3.3 Определение геометрических параметров 3.4 Проверочный расчет передачи 3.5 Определение сил в зацеплении (см. рис. 3.3) 4. Расчёт цилиндрической косозубой передачи || ступени 4.1 Кинематическая схема передачи и исходные данные для расчета 4.2 Выбор материала и определение допустимых напряжений 4.3 Определение геометрических параметров 4.4 Проверочный расчет передачи 4.5 Определение сил в зацеплении (см. рис. 3.3) 5. Условный расчет валов 5.1 Определение диаметров входного вала редуктора 6. Определение конструктивных размеров зубчатых колес 6.1 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи I ступени 6.2 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи II ступени 6.3 Определяем размеры цилиндрического колеса (рис.6.1.) 6.4 Определение диаметров выходного вала 7. Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора 7.1 Определение конструктивных размеров корпуса и крышки редуктора, согласно табл. 4.2, 4.3, [1] 7.2 Размеры необходимые для черчения 8. Выбор шпонок и их проверочный расчет 9. Расчёт промежуточного вала редуктора на статическую способность и долговечность 9.1 Расчет вала на несущую способность 9.2 Расчет вала на прочность 10. Расчет подшипников качения 10.1 Определение реакции в опорах 10.2 Определение коэффициентов 10.3 Определение эквивалентной нагрузки 10.4 Определяем долговечность подшипников 10.5 Выбор муфты 10.6 Проверочный расчёт зубчатой муфты 11. Выбор и проверочный расчёт опор скольжения Литература Вступление Развитие народного хозяйства Украины тесно связано с развитием машиностроения, так как материальная мощность современной страны базируется на технике - машинах, механизмах, аппаратах, приводах, которые выполняют разную полезную работу. В наше время нет ни одной области народного хозяйства, где бы не применялись машины и механизмы в широких масштабах. Благодаря этому осуществляется комплексная механизация в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, на транспорте. Это заставляет уделять большое внимание при проектировании и усовершенствования конструкций современных машин и механизмов. Машины и механизмы, которые проектируются, должны иметь высокие эксплуатационные показатели, не большое количество энергии и эксплуатационных материалов, должны быть экономичными, как в процессе производства, так и в процессе эксплуатации, удобными и безопасными в обслуживании. 1. Кинетический и силовой расчёт привода Согласно техническому заданию на курсовой проект по дисциплине «Детали машин» необходимо спроектировать привод цепного конвейера, который состоит из двигателя, клиноременной передачи, двухступенчатого цилиндрического ора и муфты. При проектировании деталей привода использованы современные критерии оценки их работоспособности - прочность, жесткость и износостойкость. Кинематический и силовой расчеты привода 1.1 Кинематическая схема привода Рис 1.1 Таблица 1.1 Исходные данные для кинематического и силового расчета привода |
Название параметров | Обозначения в формулах | Единица измерения | Величина параметра | | Окружная сила | F1 | Н | 28000 | | Скорость | | м/с | 0,5 | | Число зубьев | z | - | 9 | | Шаг цепи | р | мм | 160 | | Режим работы | P | - | С | | Число смен | T | - | 1 | | |
1.2 Выбор двигателя Работа над курсовым проектом по дисциплине «Детали машин» подготавливает студентов к решению более сложных задач общетехнического характера в своей дальнейшей практической деятельности. Определяем необходимое усилие на валу 1 двигателя, кВт, кВт где N5 - усилие на приводном валу 5, кВт, зобщ - общий кпд. кВт, зобщ = з12з23 з34 з45 = 0,95? 0,95? 0,96? 0,98 = 0,85, где з12= зкр=0,95 - кпд между 1 и 2 валами; з23= зцп? з кр =0,96?0,99=0,95 - кпд между 2 и 3 валами; з34=зцп? зоп =0,97?0,99=0,96 - кпд между 3 и 4 валами; з45= зм? зоп зоп=1?0,99?0,99=0,98 - кпд между 4 и 5 валами. Средние значения кпд принимаем из [1], табл. 1.1 зкр =0,95-кпд клиноременной передачи; зцп =0,97-кпд цилиндрической передачи; зоп=0,99-кпд в опорах; зм=1,0-кпд муфты. Принято, что валы привода установлены на подшипниках качения. Определяем угловую скорость и частоту вращения вала электродвигателя. рад/с где рад/с - угловая скорость на 5 валу где - общее передаточное отношение привода. , Средние значения ориентировочных передаточных чисел принимаем из [2], табл. 5.5, с 74. - ориентировочное передаточное число клиноременной передачи; - ориентировочное передаточное число цилиндрической передачи I ступени; - ориентировочное передаточное число цилиндрической передачи II ступени; - ориентировочное передаточное число муфты. Определяем частоту вращения вала 1 об/мин. Выбираем электродвигатель исходя из условий . Из [3], табл.2.4, с.23, выбираем электродвигатель 4АН180М6, кВт об/мин и для дальнейших расчётов выполняем переход от к рад/с 1.3 Общее передаточное число и разбиение его по степеням Определяем действительное общее передаточное число привода при выбранном двигателе. Проводим разбиение по степеням. Принимаем ; ; . Тогда 1.4 Силовые и кинематические параметры привода Определяем мощности на валах: кВт ; кВт ; кВт ; кВт; кВт (див.розд.1.2.1.) Определяем угловые скорости валов: рад/с; рад/с; рад/с; рад/с; рад/с. Определяем крутящие моменты на валах: Нм; Нм; Нм; Нм; Нм. Результаты расчётов сводятся в табл.1.2 и являются исходными данными для всех следующих расчётов. Таблица 1.2 Результаты кинетического и силового расчётов привода |
Параметры № вала | N, кВт | щ рад/с | М,Нм | | | | 1 | 16,5 | 102,05 | 161,7 | 2,98 | 47,68 | | 2 | 15,7 | 34,24 | 458,5 | | | | | | | | 4 | | | 3 | 14,9 | 8,56 | 1740 | | | | | | | | 4 | | | 4 | 14,3 | 2,14 | 6682 | | | | | | | | 1 | | | 5 | 13 | 2,4 | 6542 | | | | |
2. Расчет клиноременной передачи Схема клиноременной передачи Рис 2.1 2.1 Исходные данные для расчёта передачи Таблица 2.1 Исходные данные для расчета передачи |
Параметры №шва | N, кВт | w, рад/с | М, Нм | ид12 | и добщ | | 1 | 16,5 | 102,05 | 161,7 | 2,98 | 47,68 | | 2 | 15,7 | 34,24 | 458,5 | | | | |
2.2 Механический расчет Сечение ремня по табл. 5.6 ([8], с. 69) Рис 2.2 При заданном значении М принимаем сечение ремня (В). Диаметр меньшего шкива Минимально допустимый диаметр шкива dmin= 63 мм. Для повышения коэффициента полезного действия передачи, увеличения долговечности и тяговой способности ремней, уменьшение числа ремней принимаем d1=100 мм. Диаметр большего шкива: d2=d1?iкл =100•2,98=298 Скорость ремня: ; где v - скорость ремня, м/с. Частота вращения ведомого вала ; где n2 - частота вращения ведомого вала, об/мин.; - коэффициент скольжения; принимаем = 0,01 об/мин. Ориентировочное межосевое расстояние Принимаем a0=400 мм. Длина ремня ; где L - длина ремня, мм; ; ; мм. В соответствии с ГОСТ 1284.1-80 принимаем L = 1600 мм. Окончательное межосевое расстояние ; мм. Принимаем a = 500 мм. Наименьшее расстояние, необходимое для надевания ремня aнаим = a- 0,01L; aнаим = 500-0,01·1600 = 484 мм. Наибольшее расстояние, необходимое для компенсации вытяжки ремня aнаиб = a- 0,025L; aнаиб = 500-0,025·1600 = 460 мм. Коэффициент динамичности и режима работы ср = 1,1 Угол обхвата ; где - угол обхвата, є; По табл. 5.7 ( 5, с.71) величина окружного усилия р0 , передаваемого одним ремнем р0=124 Н (на один ремень) Допускаемое окружное усилие на один ремень [р]=р0ЧСбЧСLЧCР, где Сб=1-0,003(180-б1)=1- 0,003(180-156,24)=0,93 Коэффициент, учитывающий длину ремня , так как расчетная длина L=1600=L0 Коэффициент режима работы Ср=1, следовательно [р]=824•0,93=757 где р0 =814 ( по табл. 5,7 [8], с. 71 ) Окружное усилие Н Расчетное число ремней ; . Принимаем Z = 4 3. Расчет цилиндрической 3.1. Кинематическая схема передачи и исходные данные для расчета Кинематическая схема передачи Рис.3.1. Исходные данные для расчета передачи Таблица 3.1. |
параметры № вала | N, кВт | щ, рад/с | M,Нм | ид34 | идобщ | | 2 | 15,7 | 34,24 | 458,5 | 4,0 | 47,68 | | 3 | 14,9 | 8,56 | 1740 | | | | |
3.2 Выбор материала и определение допустимых напряжений Материалы зубчатых колес Для уравновешивания долговечности шестерни и колеса, уменьшения вероятности заедания и лучшей приработки твердость зубьев шестерни необходимо выбирать большей, чем твердость колеса: НВш = НВк + (20…50). Так как к габаритам передачи не накладываются жесткие условия, то для изготовления зубчатых колес, из [6], принимаем материалы для шестерни - сталь 50, для колеса - сталь 40. Параметры материалов зубчатых колес сводим в таблицу 3.2. Таблица 3.2 Материалы зубчатых колес. |
| Материал | Термообработка | Предел теку-чести, ут, МПа | Твердость, НВ | | Шестерня | Сталь 50 | нормализация | 380 | 180 | | Колесо | Сталь 40 | нормализация | 340 | 154 | | |
Допустимые контактные напряжения: , где уНlim - граница контактной долговечности поверхности зубцов, соответствует базовому числу циклов изменения напряжений NН0 = 30 НВ2,4, (при твердости поверхности зубьев ?350 НВ, уНlim b = 2 НВ +70): уНlim bш = 2·180+70=430МПа, уНlim bк =2· 154 + 70=378 МПа; NН0ш = 30·1802,4 = 7,76·106, NН0к = 30 · 1542,4 = 5,3·106; SН - коэффициент безопасности (запас прочности), учитывается от термообработки и характера нагрузок, принимаем SН = 1,1, [6]; КНL - Коэффициент долговечности, который учитывает время службы и режим нагрузок передачи, определяется из соотношения NН0 и дополнения (NУ·КНЕ); КНЕ - коэффициент интенсивности режима нагрузки, из [6], табл. 1.1, для легкого режима принимаем КНЕ = 0,06. NУ - суммарное число циклов нагрузки зубьев за все время службы передачи: , где Lh -время службы передачи, для односменной работы Lh=1·104 час. , . NУш · КНЕ =1,96 · 108 · 0,06 = 1,17 · 106 < NН0ш = 7,76 · 106, NУк · КНЕ = 0,49 · 108 · 0,06 =2,9 · 106 < NН0ш = 5,3 ·106. Так как в обоих случаях NН0 >NУ · КНЕ , то коэффициент долговечности , . Мпа; МПа Допустимые напряжения на изгиб. , где уFlimb - граница выносливости поверхности зубцов при изгибе, соответствует базовому числу циклов смены напряжений NFо = 4 · 106, [6], (при твердости поверхности зубьев ?350 НВ, уFlimb = НВ + 260): уFlimbш = 180 +260 = 440МПа, уFlimbк = 154 + 260 = 414 МПа; SF - коэффициент безопасности (запас прочности), из [2], принимаем SF = 1,8, KFL - коэффициент долговечности, который учитывает время службы и режим нагрузок передачи, определяется соотношением NF0 и (NУ KFЕ); KFЕ - коэффициент интенсивности режима нагрузки, из [6], табл. 1.1, для легкого режима принимаем KFЕ = 0,02. NУm· KFЕ = 1,05·108·0,02 = 2,1·106 < NF0 = 4·106, NУк · KFЕ = 0,26·108·0,02 = 0,52·106 < NF0 = 4·106. Так как в обоих случаях NF0 > NУ KFЕ, то согласно [ ], коэффициент долговечности: ; . KFC - коэффициент реверсивности нагрузки, для нереверсивной передачи КНL - 1,0, [6]. ; Допустимые максимальные контактные напряжения. [уН]max = 2,8 уТ. [уН]max ш = 2,8·380 = 1064 МПа, [уН]max к =2,8·340=952 МПа. Допустимые максимальные напряжения на изгиб. [уF]max = 0,8 уТ. [уF]maxш = 0,8·380 = 304 МПа., [уF]maxк = 0,8·340 = 272 МПа. 3.3 Определение геометрических параметров Межосевое расстояние. Из условий контактной усталости поверхности зубьев: , где Ка - коэффициент межосевого расстояния, из [6], для косозубых передач Ка = 4300 Па1/3; - коэффициент ширины зубчатого венца по межосевому расстоянию, из [6], для косозубой передачи принимаем шba = 0,45; и = ид34 = 4; КНв - коэффициент распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, из [6], табл.1.2, в зависимости от шbd = 0,5 шba (и+1) = 0,5 · 0,45 · (4+1) = 1,13, для косозубой передачи КНв = 1,046; [уН] - наименьшее из двух значений (шестерни и колеса) допустимых контактных напряжений, МПа. , Определение модуля. Первоначальное значение расчетного модуля зубьев определяется где в - угол наклона зубьев, для косозубой передачи в = 20°; Zш - число зубьев шестерни, согласно [6] принимаем Zш = 20; Zш - число зубьев колеса, Zк = Zши = 20·4 = 80 . Согласно [6], табл.1.3, принимаем mп = 5 мм. - ширина: bк = шdа аw = 0,45 · 266 = 119,7 мм. Принимаем bк = 120 мм. 3.4 Проверочный расчет передачи Расчет на контактную усталость. где ZН - коэффициент, учитывающий форму спряженных поверхностей зубьев: для косозубых - ZН = 1,75, [6]; ZМ = 275 · 103 Па1/2 - коэффициент учитывающий механические свойства материалов зубчатых колес, [6]; ZЕ - коэффициент суммарной длинны контактный линий спряженных зубьев: для косозубых - ZЕ = 0,8, [6]; КН = КНа КН в КНV - коэффициент нагрузки : КНа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями из [6], табл. 1.4, КН а = 1,15; КН в = 1,046, см. разд.3.3.1, КНV - коэффициент динамической нагрузки, из [6], табл. 1.4, при ; КHV=1.02; КН=1,15•1,046•1,02=1,22. Так как уН = 363 находится в пределах (0,9…1,0)[уН], то расчет можем считать завершенным: . Расчет на контактную прочность. , где Кп=2,2, [уН]max - наименьшее из двух значений (шестерни и колеса) допустимых максимальных контактных напряжений, МПа Условие выполняется. расчет на усталость при изгибе. Определяем отдельно для шестерни и колеса по формуле , где - YF - коэффициент формы зуба, из [6], табл. 1.7, по эквивалентному числу зубьев ZV , для косозубой передачи: , YFш =3,92; ,YFк = 3,6. YE - коэффициент перекрытия зубьев, согласно [6] принимаем YE =1,0. Yв - коэффициент наклона зубьев, согласно [6] для косозубых передач принимается: КF = КFа К Fв КFV- коэффициент нагрузки: КFа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями для косозубых - КFа =1,0, [6], табл. 1,8; К Fв -коэффициент Геометрические размеры цилиндрической зубчатой передачи Рис 3.2. Геометрический расчет передачи (см. рис. 3.2). Межосевое расстояние Принимаем аw = 266 мм. Уточняем угол наклона зубьев Размеры шестерни: - делительный диаметр: - диаметр вершин зубьев: dаш = dш + 2mn = 106,4+ 2 · 5= 116,4мм; - диаметр впадин: dѓш = dш - 2,5mn = 106,4 - 2,5 · 5= 93,9мм; - ширина: bш = bк + 5 мм = 120 + 5 = 125 мм. Размеры колеса: -делительный диаметр - диаметр вершин зубьев: dак = dк + 2mn = 425,5 +2 · 5 = 696 мм; - диаметр впадин: dѓк = dк - 2,5mn = 425,5 - 2,5 · 5 = 413 мм; распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, из [6], табл. 1.9, в зависимости от шba = 1, 13 (см. разд. 3.3.1.) для косозубой передачи К Fв = 1,09; КFV- коэффициент динамической нагрузки, выбирается из табл. 1.10, [6], при КFV = 1,05; КF = 1,00 · 1,09 · 1,05 = 1,14. Условия выполняются. Расчет на прочность при изгибе. Выполняется отдельно для шестерни и колеса при действии кратковременных максимальных нагрузок (в период пуска двигателя). уF maх = уF Кп ? [уF]maxґ где Кп - коэффициент перегрузки, из [2], табл. 1, с. 249 - Кп =2,2. уF maх ш= 114 · 2,2 = 250,8 МПа ? [уF]max ш = 304 МПа, уF maх к = 92 · 2,2 = 202,4 МПа ? [уF]max к = 272 МПа. Условия выполняются. 3.5 Определение сил в зацеплении (см. рис. 3.3) - окружная сила - радиальная сила - осевая сила Fаш = Fак = Ftк tgв = 8651· tg 19,95 0 = 3139 Н Схема сил в зацеплении Рис.3.3. 4. Расчёт цилиндрической косозубой передачи || ступени 4.1 Кинематическая схема передачи и исходные данные для расчета Кинематическая схема передачи Рис.4.1. Исходные данные. Таблица 4.1. Исходные данные для расчета передачи |
параметры № вала | N, кВт | щ, рад/с | M,Нм | ид34 | идобщ | | 3 | 14,9 | 8,56 | 1740 | 4 | 47,68 | | 4 | 14,3 | 2,14 | 6682 | | | | |
4.2 Выбор материала и определение допустимых напряжений Материалы зубчатых колес. Для уравновешивания долговечности шестерни и колеса, уменьшения вероятности заедания и лучшей приработки твердость зубьев шестерни необходимо выбирать большей, чем твердость колеса: НВш = НВк + (20…50). Так как к габаритам передачи не накладываются жесткие условия, то для изготовления зубчатых колес, из [6], принимаем материалы для шестерни - сталь 50, для колеса - сталь 40. Параметры материалов зубчатых колес сводим в таблицу 3.2. Таблица 4.2. Материалы зубчатых колес |
| Материал | Термообработка | Предел теку-чести, ут, МПа | Твердость, НВ | | Шестерня | Сталь 50 | нормализация | 380 | 180 | | Колесо | Сталь 40 | нормализация | 340 | 154 | | |
Допустимые контактные напряжения: , где уНlim - граница контактной долговечности поверхности зубцов, соответствует базовому числу циклов изменения напряжений NН0 = 30 НВ2,4, (при твердости поверхности зубьев ?350 НВ, уНlim b = 2 НВ +70): уНlim bш = 2·180+70=430МПа, уНlim bк =2· 154 + 70=378 МПа; NН0ш = 30·1802,4 = 7,76·106, NН0к = 30 · 1542,4 = 5,3·106; KFL - коэффициент долговечности, который учитывает время службы и режим нагрузок передачи, определяется соотношением NF0 и (NУ KFЕ); KFЕ - коэффициент интенсивности режима нагрузки, из [6], табл. 1.1, для легкого режима принимаем KFЕ = 0,02. NУm· KFЕ = 1,05·108·0,02 = 2,1·106 < NF0 = 4·106, NУк · KFЕ = 0,26·108·0,02 = 0,52·106 < NF0 = 4·106. Так как в обоих случаях NF0 > NУ KFЕ, то согласно [ ], коэффициент долговечности: ; . KFC - коэффициент реверсивности нагрузки, для нереверсивной передачи КНL - 1,0, [6]. ; Допустимые максимальные контактные напряжения. [уН]max = 2,8 уТ. [уН]max ш = 2,8·380 = 1064 МПа, [уН]max к =2,8·340=952 МПа. Допустимые максимальные напряжения на изгиб. [уF]max = 0,8 уТ. [уF]maxш = 0,8·380 = 304 МПа., [уF]maxк = 0,8·340 = 272 МПа. 4.3 Определение геометрических параметров Межосевое расстояние. Из условий контактной усталости поверхности зубьев: , где Ка - коэффициент межосевого расстояния, из [6], для косозубых передач Ка = 4300 Па1/3; - коэффициент ширины зубчатого венца по межосевому расстоянию, из [6], для косозубой передачи принимаем шba = 0,45; и = ид34 = 4; КНв - коэффициент распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, из [6], табл.1.2, в зависимости от шbd = 0,5 шba (и+1) = 0,5 · 0,45 · (4+1) = 1,13, для косозубой передачи КНв = 1,046; [уН] - наименьшее из двух значений (шестерни и колеса) допустимых контактных напряжений, МПа. , Определение модуля. Первоначальное значение расчетного модуля зубьев определяется SН - коэффициент безопасности (запас прочности ), зависит от термообработки и характера нагрузок, принимаем SН = 1,1, [6]; КНL - Коэффициент долговечности, который учитывает время службы и режим нагрузок передачи, определяется из соотношения NН0 и дополнения (NУ·КНЕ); КНЕ - коэффициент интенсивности режима нагрузки, из [6], табл. 1.1, для легкого режима принимаем КНЕ = 0,06. NУ - суммарное число циклов нагрузки зубьев за все время службы передачи: , где Lh -время службы передачи, для односменной работы Lh=1·10 4 час. , . NУш · КНЕ =0,49 · 108 · 0,06 = 2,94 · 106 < NН0ш = 7,76 · 106, NУк · КНЕ = 0,12 · 108 · 0,06 = 0,72 · 106 < NН0ш = 5,3 ·106. Так как в обоих случаях NН0 >NУ · КНЕ , то коэффициент долговечности , . Мпа; МПа Допустимые напряжения на изгиб. , где уFlimb - граница выносливости поверхности зубцов при изгибе, соответствует базовому числу циклов смены напряжений NFо = 4 · 106, [6], (при твердости поверхности зубьев ?350 НВ, уFlimb = НВ + 260): уFlimbш = 180 +260 = 440МПа, уFlimbк = 154 + 260 = 414 МПа; SF - коэффициент безопасности (запас прочности), из [2], принимаем SF = 1,8, где в - угол наклона зубьев, для косозубой передачи в = 20°; Zш - число зубьев шестерни, согласно [6] принимаем Zш = 20; Zш - число зубьев колеса, Zк = Zши = 20·4 = 80 . Согласно [6], табл.1.3, принимаем mп = 8,0 мм. - ширина: bк = шdа аw = 0,45 · 425 = 191,25 мм. Принимаем bк = 220 мм. 4.4 Проверочный расчет передачи Расчет на контактную усталость. распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, из [6], табл. 1.9, в зависимости от шba = 1, 13 (см. разд. 3.3.1.) для косозубой передачи К Fв = 1,09; КFV- коэффициент динамической нагрузки, выбирается из табл. 1.10, [6], при н = 1,77 м/с, КFV = 1,05; КF = 1,00 · 1,09 · 1,05 = 1,14. Условия выполняются. Расчет на прочность при изгибе. Выполняется отдельно для шестерни и колеса при действии кратковременных максимальных нагрузок (в период пуска двигателя). уF maх = уF Кп ? [уF]maxґ где Кп - коэффициент перегрузки, из [2], табл. 1, с. 249 - Кп =2,0. уF maх ш= 103 · 2,2 = 226,6 МПа ? [уF]max ш = 304 МПа, уF maх к = 84 · 2,2 = 184,8 МПа ? [уF]max к = 272 МПа. Условия выполняются. 4.5 Определение сил в зацеплении (см. рис. 3.3) - окружная сила - радиальная сила - осевая сила Fаш = Fак = Ftк tgв = 20470 · tg20° = 7450 Н Схема сил в зацеплении Рис.4.3. где ZН - коэффициент, учитывающий форму спряженных поверхностей зубьев: для косозубых - ZН = 1,75, [6]; ZМ = 275 · 103 Па1/2 - коэффициент учитывающий механические свойства материалов зубчатых колес, [6]; ZЕ - коэффициент суммарной длинны контактный линий спряженных зубьев: для косозубых - ZЕ = 0,8, [6]; КН = КНа КН в КНV - коэффициент нагрузки : КНа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями из [6], табл. 1.4, КН а = 1,15; КН в = 1,046, см. разд.3.3.1, КНV - коэффициент динамической нагрузки, из [6], табл. 1.4, при ; КHV=1.02; КН=1,15•1,046•1,02=1,22. Так как уН = 363 находится в пределах (0,9…1,0)[уН], то расчет можем считать завершенным: . Расчет на контактную прочность. , где Кп=2,2, [уН]max - наименьшее из двух значений (шестерни и колеса) допустимых максимальных контактных напряжений, МПа Условие выполняется. расчет на усталость при изгибе. Определяем отдельно для шестерни и колеса по формуле , где - YF - коэффициент формы зуба, из [6], табл. 1.7, по эквивалентному числу зубьев ZV , для косозубой передачи: , YFш =3,92; ,YFк = 3,6. YE - коэффициент перекрытия зубьев, согласно [6] принимаем YE =1,0. Yв - коэффициент наклона зубьев, согласно [6] для косозубых передач принимается: КF = КFа К Fв КFV- коэффициент нагрузки: КFа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями для косозубых - КFа =1,0, [6], табл. 1,8; К Fв -коэффициент Геометрические размеры цилиндрической зубчатой передачи Рис 4.2. Геометрический расчет передачи (см. рис. 4.2). Межосевое расстояние Принимаем аw = 425 мм. Уточняем угол наклона зубьев Размеры шестерни: - делительный диаметр: - диаметр вершин зубьев: dаш = dш + 2mn = 170 + 2 · 8,0 = 186мм; - диаметр впадин: dѓш = dш - 2,5mn = 170 - 2,5 · 8,0 = 150 мм; - ширина: bш bк + 5 мм = 220 + 5 = 225 мм. Размеры колеса: -делительный диаметр - диаметр вершин зубьев: dак = dк + 2mn = 680 +2 · 8,0 = 696 мм; - диаметр впадин: dѓк = dк - 2,5mn = 680 - 2,5 · 8,0 = 660 мм; 5. Условный расчет валов При отсутствии данных о моменте изгиба, диаметр вала определяют приблизительно по известному крутящему моменту из условий прочности на кручение по заниженным значениям допустимых напряжений: где i- номер вала, j- номер участка ступенчатого вала, Мi - крутящий момент на i-тому валу, принимаем из табл. 1.2. Согласно рекомендаций [4], с.53, принимаем пониженные допускаемые напряжения кручения, для валов редукторов общего назначения, [фк] = 25 МПа. 5.1 Определение диаметров входного вала редуктора Схема входного вала редуктора
Рис. 5.1. Согласно [7], с. 6 полученный диаметр округляем до ближнего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d21 = 50 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d22 =60 мм d23 = 60 мм d24 = 65 мм. .2. Определение диаметров промежуточного вала редуктора Схема промежуточного вала редуктора
Рис. 5.1. 6. Определение конструктивных размеров зубчатых колес 6.1 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи I ступени Устанавливаем способ изготовления шестерни и вала - вместе или отдельно. Согласно рекомендаций [1], если - отдельно, - вместе, где dfш - диаметр впадин шестерни (dfш = 200,7 мм, см. разд.3.3.3.11), dвш - диаметр участка вала под шестерню (dвш = 60 мм, см. разд. 5.2) -выполняем вместе. 6.2 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи II ступени Устанавливаем способ изготовления шестерни и вала - вместе или отдельно. Согласно рекомендаций [1], если - отдельно, - вместе где dfш - диаметр впадин шестерни,, dfш =150 мм, dвш - диаметр участка вала под шестерню dвш = d24 =75 мм. - выполняется отдельно. 6.3 Определяем размеры цилиндрического колеса (рис.6.1.) Схема колеса зубчатого
Рис.6.1. Согласно [7], с.6 полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d31 = 70 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d32 = 75 мм; d33 = 80 мм. 6.4 Определение диаметров выходного вала Схема выходного вала редуктора
Рис. 5.2. Согласно [7], с.6 полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d41 = 110 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d42 = 115 мм; d43 = 120 мм; d44 = 130 мм. d45 = 140 мм. Общая ширина зубчатого венца в=220 мм. Диаметр ступицы dс = 1,6dв = 1,6 · 130 = 208 мм Длина ступицы lс = (1,2…1,5) dв = 1,5 · 130 = 195 мм. Принимаем 220 мм Толщина обода д0 = (2,5…4)mn 4 · 8 = 32 мм Толщина диска с = (0,2…0,4)b = 0,4·220 = 88 мм Принимаем 90 мм. Диаметр отверстий в диске dотв = 0,25[dоб -(dв + 2 дст)], где , dоб = dfш - 2 д0 = 660 - 2 · 39 = 582 мм. dотв = 0,25[582 -(130 + 2 ·39)] = 93,5 мм, принимаем dотв = 95 мм. Диаметр центров отверстий в диске d0 = 0,5(dв 2 дс + dоб) = 0,5 · (130 +2 · 38 + 582) = 395 мм. 7. Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора 7.1 Определение конструктивных размеров корпуса и крышки редуктора, согласно табл. 4.2, 4.3, [1] Толщина стенки корпуса редуктора: д = 0,025aw + 3 = 0,025 · 425 + 3 = 13,6 ? 14 мм, где aw- межосевое расстояние зубчатых передач редуктора. Толщина стенки крышки редуктора: д1 = 0,02аw + 3 = 0,02 · 425 + 3 = 11,5 ? 12 мм. Толщина верхнего фланца корпуса: S = (1,5…1,75) · д =(1,5…1,75) • 14 = 21…24,5 = 24 мм. Толщина нижнего фланца корпуса: S2 = 2,35 д = 2,35 • 14 = 32,9 ? 33мм. Толщина фланца крышки редуктора: S1 = (1,5…1,75) · д1 =(1,5…1,75) · 12 = 18…21 = 20 мм. Диаметр фундаментных болтов: d1 = 0,072aw + 12 = 0,072 · 425 + 12 = 37,9 ? 39 мм, Диаметр болтов, стягивающих корпус и крышку возле бобышек: d2 = (0,7…0,75) · d1 =(0,7…0,75) • 39 = 27,3…29,25 = 27 мм. Диаметр болтов, стягивающих фланцы корпуса и крышки редуктора: d3 = (0,5…0,6) · d1 =(0,5…0,6) • 24 = 12…14,4 = 14мм. Ширина опорной поверхности нижнего фланца корпуса: m = k + 1,5 д = 60 + 1,5 • 14 = 81мм. Толщина ребер корпуса: с1 = (0,8…1) · д = (0,8…1) ·• 14 = 10,4…14 = 12мм. 7.2 Размеры необходимые для черчения Минимальный зазор между колесом и корпусом: b = 1,2 д = 1,2 · 14 = 16,8 мм. Расстояние от внутренней стенки до торца вращающейся детали: е1 = (1,0…1,2) • д = (1,0…1,2) • 14 = 14…16,8 = 12мм. Расстояние от внутренней стенки до радиального торца вращающейся детали: е2 = (0,5…1,0) • д = (0,5…1,0) • 14 = 7,0…14 = 10мм. Расстояние от окружности выступов наибольшего колеса до дна редуктора: b0 = (0,5…10)m = (5…10) • 8 = 50…80мм. Размеры отверстий под подшипники редуктора принимаем в зависимости от размеров подшипника, согласно рекомендаций с. 141, [1]. Оставшиеся необходимые геометрические размеры корпуса и крышки принимаем конструктивно на основе рекомендаций с. 140-8. Эскизная компоновка редуктора 8. Выбор шпонок и их проверочный расчет Выполняем проверочный расчет шпонки на смятие. Результаты расчетов сводим в таблицу 8.2. Таблица 8.2. Результаты проверочных расчетов шпонок на смятие |
Номер вала и название шпонки | | [усм] | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | | 140 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | | | | |
Схема шпоночного соединения
Рис. 8.1. Для передачи крутящего момента зубчатые колеса, шкивы, муфты соединяются с валами при помощи призматических шпонок. Геометрические размеры поперечных сечений (b, h) призматических шпонок выбираем в зависимости от диаметров валов. Длины шпонок принимаем на 5…10 мм меньше длин ступиц в ряду стандартных значений, приведенных в табл.5.19, [1]. В качестве материала шпонок используем - Сталь 45, нормализованную [узм] = 140 МПа и [фзр] = 100 МПа, с. 191, [1]. Размеры сечений шпонок и пазов по ГОСТ 10748-79 выбираем из табл. 5.19, [1] и сводим в таблицу 8.1 Таблица 81 Параметры и размеры шпоночных соединений |
Номер вала и название шпонки | Диам. вала d1 мм | Мкр, Нм | Размеры шпонки, мм | | | | | b | h | l | t1 | t2 | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | 50 | 458,5 | 18 | 11 | 80 | 7 | 4,4 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | 55 | 458,5 | 20 | 12 | 90 | 7,5 | 4,9 | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | 75 | 1740 | 22 | 14 | 100 | 9 | 5,4 | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | 75 | 1740 | 22 | 14 | 100 | 9 | 5,4 | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | 130 | 6542 | 36 | 20 | 180 | 12 | 8,4 | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | 110 | 6542 | 32 | 18 | 150 | 11 | 7,4 | | |
При эскизном проектировании размещаем детали передач (шестерни и зубчатые колеса), валы, подшипники, складываем эскизную компоновку цилиндрического редуктора. По определенном размерам зубчатых передач, валов, корпуса и крышки(см. разд. 3, 4, 5, 6,) строим на миллиметровой бумаге формата А1 эскиз коническо - цилиндрического редуктора, в масштабе 1:4. При оформлении эскиза редуктора вычерчиваем конструкцию колес и его корпуса. Подшипники и болтовые соединения вычерчиваем упрощенно. Подшипники качения выбираются из [3], ориентируясь на диаметры валов и характер нагрузки в передачах. В нашем случае выбираем подшипники №7312, №7314, №7224. В зависимости от их номера, который вмещает сведения о типе и серии подшипника выписываем габаритные размеры, которые используем в эскизной компоновке. Размеры крышек под подшипники редуктора принимаем в зависимости от размеров подшипников, согласно рекомендаций с. 14.1, [1]. Другие необходимые геометрические размеры принимаем конструктивно, на основе рекомендаций с. 140-143, [1]. Для расчетов промежуточного вала из компоновочного чертежа прямым измерением определяем расстояние между точками приложения сил: l1 = 108мм, l2 = 184мм и l3 = 156мм. После согласования параметров редуктора, проверочных расчетов валов и подшипников качения, чертим общий вид 143, [1].проверочный расчет шпонок на срез. Результаты вносим в таблицу 8.3. Таблица 8.3 Результаты проверочного расчета шпонок на срез |
Номер вала и название шпонки | | [усм] | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | | 80 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | | | | |
Условия прочности на деформации смятия и срез выполняются. Порядок построения сил выполняем в следующей последовательности: - вычерчиваем кинематическую схему привода; - обозначаем опоры валов латинскими буквами А, В, С, D, E, F, обозначаем точки приложения сил К1, К2, К3, К4, приводим пространственную систему координат X, Y, Z к которой осуществляется привязка действующих сил; - выполняем построения схемы сил в точках их приложения, способность и долговечность 9. Расчёт промежуточного вала редуктора на статическую способность и долговечность 9.1 Расчет вала на несущую способность Силы, действующие на вал во время работы редуктора: - силы, действующие на цилиндрическую шестерню II ступени: окружная сила Ftш = 20470 Н, Радиальная сила Frш =7928 Н; Осевая сила Faш =7450 Н. - силы, действующие на цилиндрическое колесо I ступени Ftk = 8651 Н; радиальная сила Frk = 3349 Н; осевая сила Fак = 3139 Н. Вычерчиваем расчетную схему вала (рис.9.1) и определяем размеры между опорами и точками приложения сил (расстояние определяем по первой эскизной компоновке редуктора измерением, допустив, что силы приложенные по середине колеса и шестерни): l1 = 108 мм, l2 = 184 мм, l3 = 156 мм. Находим реакции в опорах от сил в вертикальной и горизонтальной плоскости: - в вертикальной х0у УМF(D) =0. . RDX = RCX -Frш +Frk = 7262 - 7928 + 3349 = 2683 Н - в горизонтальной zOx УМF(D) =0 УМF(D) = - Ftш •(l1+l2)+ Ftk •l1+ Rc z (l1 + l2 +l3 ) = 0
RDZ = - Rc z + Ftш + Ftk = - 11256 + 20470 - 8651 = 562Н Выполняем построения эпюр моментов изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскостях, суммарного крутящего момента и изгиба. Момент изгиба в вертикальной плоскости: в m.K3: МК3 = RDX · l1 = 2683 · 0,108 = 290 Нм; в m.K4: МК4 = RCX · l3 = 7262 · 0,156 = 1132,8 Нм; Момент изгиба в горизонтальной плоскости в m.K4: МК4 = RDz · l1 = 562 · 0,108 = 61Нм; Суммарный момент изгиба определяется по формуле: в m.K3: в m.K4: Определяем приведенный (эквивалентный) момент в опасном сечении. Исходя из анализа построенных эпюр моментов опасное сечение вала находится на шестерне цилиндрической передачи II ступени (точка К4). Значение эквивалентного момента в m.K4: . - коэффициент, табл. 5.3., [1] для материала вала - сталь 40. [у1], у0 - допустимые напряжения для материала вала соответственно при симметричном и при пульсирующем циклах нагрузки, табл. 5.3., [1]. Определяем диаметр вала в опасном сечении: Полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Rа 40 ГОСТ 6636-69. С учетом шпоночного паза принимаем d32 = 75мм. Диаметр вала в этом сечении, принятый в условном расчете d32 = 75,0мм, т.е. условие выполняется. 9.2 Расчет вала на прочность Для опасного сечения быстроходного вала, который имеет конструктивный концентратор напряжений - переход от меньшего диаметра к большему (между участками под подшипник и шестерню), определяем характеристики напряжений, [1], с.173- 185. - границы выносливости: для напряжений изгиба при симметричном цикле: у-1 = 043уВ =0,43 · 800 = 344 МПа, уm = 0 МПа; для напряжений кручения при пульсирующем цикле: ф-1 = 0,58 у-1 = 0,58 · 344 = 199,52 МПа; фm = фа =2,79 МПа; -амплитуды напряжений: при симметричном цикле: где МЗj - суммарный момент изгиба в m. К4, Нм, Рис. 11 .1. Зj - осевой момент в сечении опор j - того участка вала. Для сечения в m. К4, м3. где d - диаметр вала под подшипник, при пульсирующем цикле:
где W кj - полярный момент сечения опор j - того участка вала. Для сечения под шпонку, м3. Выбираем коэффициенты: - эффективные коэффициенты конструкционных напряжений при изгибе - Ку = 1,75, при кручении - Кф =1,50, табл. 5.11, [1]. - масштабные коэффициенты, учитывающие снижения границы выносливости с увеличением размеров вала: при изгибе - Эу = 0,745; при кручении- Эr = 0,745, табл. 5.16, [1]. - коэффициенты учитывающие свойства материалов до асимметрии цикла напряжений: при изгибе - шу =0,02 + 2·10-4 · 800 = 0,18 МПа; при кручении - шф =0,5шу = 0,5· 0,18 = 0,09 МПа. Определяем коэффициент запаса прочности опасного сечения: где Ѕу и Ѕф - коэффициенты запаса прочности при действии изгиба и кручения. [Ѕ] -допустимое значение коэффициенты запаса прочности. Для редукторных валов [Ѕ] ?2,5…3,0, с.185, [1]. , , Условие выполняется. 10. Расчет подшипников качения Исходные данные для расчета: Диаметры вала под подшипники - 70 мм Реакции в опорах: Rсх = 7262 Н, RDX =2683Н, RCZ=11256, ROZ=562H Осевые силы: Fфш = 7450 Н, Fок = 3139Н. Угловая скорость: щ3 =18,3 рад/с. Pис. 12.1 10.1 Определение реакции в опорах Определяем результативную радиальную реакцию в каждой опоре вала (для схемы нагрузки): , где Rпх = Rnz - радиальные реакции в опоре, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Индекс «п»- опора. ; . Выбираем роликовые однорядные подшипники №7314 с такими основными параметрами: d = 70 мм, D = 150 мм, B = 35 мм. C = 168 кН - динамическая грузоподъемность; С0 = 137 кН - статическая грузоподъемность; е = 1,5tga =1,5 tg140 = 0,37. Результирующая осевая сила: Fa = Fаш Fак = 7450 -3139= 1713 Н. Определяем по соотношению коэффициент осевой нагрузки. Определяем составляющие осевых реакций Sп в подшипниках от радиальных реакций Rrn:для радиально-упорных шариковых подшипников: - для опоры А: SC=eRrC=0.37•13395=4956H; для опоры В: SD=eRrD=0.37•2741=1014.0H. Определение осевых реакций Rап подшипников. Осевые реакции определяем исходя из схемы размещения подшипников, принимаем схему - «в распор»: Рис.10.2. -в т. D УF=-SC+Fa+SD=-4956+4311+1014=369H>0. тогда RaD=Fa+SC=4311+4956=9267H -в т. С УF=-SD-Fa+SC=-1014-4311+4956=-369H.>0 тогда RaC=SC=4956H. 10.2 Определение коэффициентов V-коэффициент оборота кольца, V=1,0 (вращается внутреннее кольцо); реакции подшипников: - для опоры С
- для опоры D
10.3 Определение эквивалентной нагрузки Pen=(X•V•Rrn+Y•Ran)•KуKT : - опора С: РеС=(1•1•13395+0•4956)•1,3•1,0=17413,5Н; - опора D: PeD=(0.4•1•2741+1.88•9267)•1.3•1.0=24074H. 10.4 Определяем долговечность подшипников , где пi- частота вращения i-того вала, об/мин, . р=10/3- для роликовых подшипников. Опора С: ч, Опора D: ч, Срок работы привода Lh=1•104ч подшипники (опора С и опора D) обеспечивают. 10.5 Выбор муфты Расчётный крутящий момент, который передаёт муфта в данном приводе определяется по формуле: Мmax=KPMн=1,5•6682=10023Нм, где KP = 1,5 - коэффициент, который учитывает условия эксплуатации установки, принимаем по табл. 7.1. , [1]. Мн - номинальный крутящий момент на валу. Выбираем зубчатую муфту МЗ 6, табл. 17.6.,[9] с такими параметрами: М=11800 Нм, dв = 105 мм, nmax=2500 об/мин. Геометрические размеры муфты, см. рис. 12.2. B = 50 мм, D=320 мм, D1=230 мм, D2=140 мм, L=255 мм. Размеры зацепления зубчатой муфты: m =4,0 мм, z=48, b=30 мм. Муфты зубчатые используют для соединения валов, которые передают большие крутящие моменты, где точное установление валов невозможно или возникают значительные осложнения. Зубчатые муфты отличаются компактностью и высокой выносливостью нагрузок. Компенсирующая способность муфты достигается созданием зазоров между зубьями и приданием бочкообразной формы зубьям. 10.6 Проверочный расчёт зубчатой муфты Рис. 10.5. 11. Выбор и проверочный расчёт опор скольжения В качестве опор конвейера принимаем подшипники скольжения, разъёмные с двумя болтами по ГОСТ 11607-65 с чугунными вкладышами с СЧ 18 для которого определяем допустимые значения параметров: , , табл. 9.1, [8]. Конструктивные размеры корпуса выбранного подшипника определяем согласно С.594, [8] в зависимости от диаметра вала: dВ=110 мм, d1=32 мм, B=130 мм, b=110 мм, H=200 мм, h=110 мм, h1= 40 мм, L=370 мм, A=310 мм, A1=190 мм, шпилька М24х100. Схема подшипника скольжения Рис. 11.1. Проверяем выбранный подшипник по двум критериям: - условие износа ( долговечность ) , где F0=Ft=28000 H - окружная сила, см. раздел 1.1. - условие теплоустойчивости где - скорость скольжения. Оба условия выполняются, значит опоры скольжения удовлетворяют При проверочном расчёте у зубчатых муфт рассчитывают рабочие поверхности зубов на износ (определяется граничное значение удельного давления на зубцы муфты). где d0 - диаметр делительного круга, м, d0 = mz=4,0•48=192 мм, b - длина зуба зубчатой втулки, м, [q] - допустимое значение удельного давления для материала зубов, МПа, табл. 17.6, [9]. Литература 1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А.. Расчёт и проектирование деталей машин [Учеб. Пособие для техн. вузов]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Х.: Основа,1991.- 276 с.: схем. 2. Расчёты деталей машин: Справ. Пособие / А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выс. шк., 1986. - 400 с.: ил. 3. Курсовое проектирование деталей машин: Справ. Пособие. Часть 1 / А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Калачев и др.-Мн.: Выс. школа ,1982-208 с.,ил. 4. Курсовое проектирование деталей машин: Справ. Пособие. Часть 2 / А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Калачев и др.-Мн.: Выс. школа ,1982-334 с.,ил. 5. Методичні вказівки для виконання курсового проекту з курсу „Деталі машин” (Розділ „Пасові передачі ”) для студентів спец. 31.11 заочної форми навчання / Гончарук О.М., Стрілець В,М., Шинкаренко І.Т., - Рівне, У||ВГ, 1990.-24 с. 6. Методические указания по выполнению курсового проекта по курсу «Детали машин» (Раздел «Расчёт закрытых зубчатых и червячных передач») для студентов специальности 1514 заочной формы обучения / Стрелец В.Н,, Шинкаренко И,Т.- Ровно, УИИВГ, 1988 - 41 с. 7. Методичні вказівки для виконання курсового проекту з курсу „Деталі машин” (Розділ „Розрахунки валів і підшипників кочення”) для студентів спец. 31.11 заочної форми навчання / Стрілець В,М., Шинкаренко І.Т., - Рівне, У||ВГ, 1990.-16 с. С.А. Чернавский, Г.М. Ицкович и др.. Курсовое проектирование деталей машин, М: Машиностроение, 1979-351
|