Проектирование и проверочный расчет редуктора
Проектирование и проверочный расчет редуктора
Министерство образования и науки Украины Кафедра ОКММ «Основы автоматизированного проектирования сложных объектов и систем» 2006 Задание Вариант 50.3 Рассчитать и спроектировать привод к бегунам. Режим нагружения: |
Время в часах с использованием мощности | | t1 | P1 | t2 | P2 | t3 | P3 | | 3000 | P | 5000 | 0.8P | 4000 | 0.3P | | | Вариант задания:|
№ | Т, Н*м | n, мин-1 | nc, мин-1 | Тип соединительной муфты | Тип передачи на выходном валу | Редуктор установить на | | 23 | 120 | 153 | 1000 | Упругая со звездочкой | Цепная U=1.4 | Литой плите | | | АннотацияВ курсовом проекте по дисциплине “Основы автоматизированного проектирования сложных объектов и систем” произведено проектирование привода, то есть выбор электродвигателя, проектирование и проверочный расчет редуктора и его составных частей. В пояснительной записке представлены проектировочные и проверочные расчеты, разработана общая структура пакета прикладных программ (ППП). Записка содержит стр. 1 страниц, 14 рисунков, 2 таблиц, приложения А, Б, В, Г. РЕДУКТОР, ЗВЁДОЧКА, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ШПОНКА, ПОДШИПНИК, БОЛТ, ГАЙКА, ШАЙБА, ШКИВ, ЗВЕЗДОЧКА, ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА, МАСЛОУКАЗАТЕЛЬ, ПРОБКА, ВАЛ Введение Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте. Повышение эксплуатационных и качественных показателей, сокращение времени разработки и внедрения новых машин, повышение их надежности и долговечности при снижении стоимости - основные задачи конструкторов-машиностроителей. Большие возможности для совершенствования труда конструкторов дает широкое применение ЭВМ, позволяющее освободить конструкторов от нетворческих операций, оптимизировать конструкции, автоматизировать значительную часть процесса проектирования. Проектирование по курсу «Детали машин» входит в учебные планы всех механических специальностей. Оно является завершающим этапом в цикле базовых общетехнических дисциплин: теоретическая механика, сопротивление материалов, материаловедение, взаимозаменяемость, метрология и стандартизация и др. Курсовой проект - первая самостоятельная конструкторская работа студента, в ходе которой он изучает практические принципы и методы проектирования. Редуктором называется передача, установленная в отдельной закрытой коробке, называемой корпусом, и служащая для снижения угловой скорости и соответственно повышения вращающего момента на ведомом валу по сравнению с валом ведущим. Установка передачи в отдельном корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку её и соответственно более высокий КПД, меньший износ, а также защиту от попадания в неё пыли и грязи. Поэтому в данной ответственной установке применяется редуктор. Подвод мощности от двигателя к редуктору осуществляется через муфту. От муфты момент передаётся на входной вал (вал-шестерня), предназначенный для передачи вращающего момента. Вал-шестерня входит в зацепление с колесом. На выходе редуктора расположена однорядная цепная передача. Она состоит из расположенных на расстоянии друг от друга двух колес, называемых звёздочками, и охватывающей их цепи. Вращение ведущей звёздочки, расположенной на выходном валу, преобразуется во вращение ведомой звёздочки благодаря сцеплению цепи с зубьями звёздочек. 1 Проектные расчеты1.1 Общие сведенияДля приведения в движение исполнительных механизмов большинства машин используются приводы, состоящие из двигателей, систем механических передач и муфт, соединяющих отдельные валы. Таким образом, под приводом следует понимать устройство для приведение в действие рабочего механизма машины. Наибольшее распространение, благодаря простоте конструкции, достаточной надёжности, относительной дешевизне и высокому КПД получили механические приводы. Приводы большей части машин допускают использование стандартных двигателей, муфт и механических передач. Механические приводы общего назначения классифицируются по числу и типу двигателей, а также по типу использующихся передач. По числу двигателей приводы делятся на групповые, одно- и многодвигателевые. Групповой привод служит для приведения в движение нескольких рабочих органов машины. Привод этого типа используется в некоторых металлообрабатывающих станках, в различных строительных и погрузочно-разгрузочных машинах. Групповой привод имеет большие габаритные размеры, сложную конструкцию и низкий КПД. Однодвигателевый привод распространен наиболее широко, особенно в машинах с одним рабочим органом, приводимым в движение от одного двигателя. Мнонгодвигателевый привод используется в сложных машинах, имеющих несколько рабочих органов или один рабочий орган, потребляющий большое количество энергии (например, конвейер большой длины). Такие приводы используются в подъёмно-транспортных машинах, сложных металлообрабатывающих станках и т.п. По типу двигателя различаются приводы с электродвигателем, двигателями внутреннего сгорания, с паровыми и газовыми двигателями, гидро- и пневмодвигателями. В состав механических приводов могут входить такие типы передач: зубчатые (цилиндрические и конические), червячные, передачи с промежуточной гибкой связью (ременные, цепные), передачи винт-гайка. Передачи в приводе могут быть как однотипными, так и комбинированными. Общее передаточное число привода определяется отношением частоты (угловой скорости) вала двигателя к частоте(угловой скорости) приводного вала исполнительного механизма или рабочего органа машины: 1.2 Выбор электродвигателяПри выборе электродвигателя кроме синхронной частоты вращения и потребной мощности необходимо определиться с его исполнением, выбор которого зависит от типа и конструкции редуктора или коробки скоростей и условий компоновки привода. Исходными данными на этом этапе проектирования привода служат принципиальная схема привода (с указанием всех передач, входящих в его состав); вращающий момент на выходном валу редуктора (коробки скоростей) ; частота вращения выходного вала ; синхронная частота электродвигателя . Расчет потребляемой мощности привода, кВт, выполняется по заданной нагрузке на выходном валу и частоте вращения выходного вала с учетом потерь мощности в приводе от вала электродвигателя до выходного вала редуктора: , Pпотр = кВт.s Расчет входной мощности электродвигателя Pвх: Pвх =, где зУ = змуфт* з3 подш* з2 зац. Здесь зУ - суммарный КПД привода, змуфт - КПД муфты, зподш - КПД подшипниковой пары, ззац - КПД зацепления. Принятые значения: змуфт = 1; зподш = 0.99; ззац = 0.98 [1, табл. 6]. зУ = 1*0.993 * 0.982 = 0.93; Pвх = = 2.06 кВт. По каталогу источника [2] с учетом синхронной частоты вращения вала двигателя nс = 1000 мин-1 и требуемой входной мощности Pвх = 2.06 кВт выбираем двигатель: 4А100L6, номинальная мощность P = 2,2 кВт, номинальная частота вращения n = 950 мин-1, отношение Тмакс/Тном = 2.2, диаметр вала двигателя dдв = 28 мм. 1.3 Кинематический расчетИсходными данными при выполнении кинематического расчета кроме заданной кинематической схемы привода являются синхронная частота вращения вала электродвигателя и частота вращения выходного вала редуктора или коробки скоростей. Кинематический расчет привода состоит из следующих основных частей: определение общего передаточного числа, разбивка общего и передаточного числа по ступеням, определение кинематической погрешности. Общее передаточное число привода определяется как отношение частоты вращения вала электродвигателя к частоте вращения выходного вала редуктора (коробки скоростей): Uр = Расчет передаточных отношений быстроходной U12 и тихоходной U34 ступеней [1]: U34 = 2,19; Принимаем U34СТ=2,24 U12 = .= 2,77 Принимаем U12СТ=2,8 Фактическое передаточное число Uф: Uф = U12ст * U34ст = 2,8 * 2,24 = 6,272 Относительное отклонение фактического передаточного числа от расчетного: Вывод: ДU = 1% < 4% (для двухступенчатого редуктора [ДU] = 4% [1]), кинематический расчет выполнен удовлетворительно. 1.4 Расчет частот, мощностей и вращающих моментовЧастота на валу двигателя и валу быстроходной ступени (1-м колесе) nz1: nz1 = nвд = 950 мин-1. Частота на промежуточном валу редуктора (на 2-м и 3-м колесах) nz2: nz2 = nz3 = 339,3 мин-1. Частота на выходном валу редуктора (на 4-м колесе) nвых: nвых = nz4 = 151,5 мин-1. Потребляемая приводом мощность (мощность, передаваемая на 1-ю шестерню) Pz1: Pz1 = Pвх * зподш = 2,06 * 0.99 = 2,04 кВт. Мощность, передаваемая на 2-е колесо Pz2: Pz2 = Pz1 * ззац = 2,04 * 0.98 = 2 кВт. Мощность, передаваемая на 3-ю шестерню Pz3: Pz3 = Pz2 * зподш = 2 * 0.99 = 1,98 кВт. Мощность, передаваемая на 4-е колесо Pz4: Pz4 = Pz3 * ззац = 1,98 * 0.98 = 1,94 кВт. Мощность на выходе редуктора Pвых: Pвых = Pz4 * зподш = 1,94 * 0.99 = 1,92 кВт. Момент на валу двигателя и на 1-й шестерне редуктора Tz1: Tz1 = = 20,5 Н*м. Момент на 2-м колесе редуктора Tz2: Tz2 = = 56,3 Н*м. Момент на 3-й шестерне редуктора Tz3: Tz3 = = 55,7 Н*м. Момент на 4-м колесе редуктора Tz4: Tz4 = = 122,3 Н*м. Момент на выходе редуктора Tвых: Tвых = = 120 Н*м. 1.5 Проектировочный расчет быстроходной передачиИсходные данные для расчета: мощность на шестерне Pz1 = 2,04 кВт; частота вращения шестерни nz1 = 950 об/мин; передаточное число U12 = 2,8. Режим нагружения: t1 = 3000 час; P1 = P; t2 = 5000 час; P2 = 0.8P; t3 = 4000 час; P3 = 0.3P; 1.5.1 Назначение материалов и допускаемых напряженийПринимается для шестерни сталь 45 улучшенная с твердостью HB 220+-10, для колеса - сталь 45 улучшенная с твердостью HB 192+-10. Допускаемые контактные напряжения . Для шестерни Z1: уHlimb = 2*HB + 70 = 2*220 + 70 = 510 МПа [1, табл. 10] - предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов NH0. SH = 1.1 [1, табл. 11] - коэффициент безопасности. - коэффициент долговечности. NH0 = 12.8*106 [1, табл. 12] - базовое число циклов перемены напряжений. Эквивалентное число циклов перемены напряжений: = 60*950*(3000*1 + 5000*0.83 + 4000*0.33) = 323*106. < 1, принимаем KHL = 1. Принимаем значения коэффициентов: ZR = 1 (принят 7-й класс чистоты обработки); ZV = 1 (ожидается V < 5 м/с); KL = 1 (обильно смазываемая передача); KчH = 1 (ожидается диаметр зубчатых колес меньше 700 мм). = 464 МПа. Для колеса Z2: уHlimb = 2*HB + 70 = 2*192 + 70 = 454 МПа [1, табл. 10]. SH = 1.1 [1, табл. 11]. NH0 = 10*106 [1, табл. 12]; = 115*106 < 1, принимаем KHL = 1. = 413 МПа. 1.5.2 Назначение коэффициентовУгол наклона зуба ?=16o Коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния Шba = 0.315. Коэффициент неравномерности нагрузки KHв = 1.2 [1, табл. 20](0.5985). KHV = 1 - коэффициент динамичности нагрузки. KHб = 1.1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. 1.5.3 Расчет межосевого расстоянияРасчетная формула: , причем [у]H берется минимальным из [у]H1 и [у]H2. Kap = 8900 [1, табл. 2] - средний суммарный коэффициент при расчетах межосевого расстояния с использованием мощности. 98 мм. Принимаем значение a из стандартного ряда [1, табл. 16] a = 100 мм. 1.5.4 Назначение модуля m = (0.01 … 0.025)*a = (0.01 … 0.025)* 100 = 1… 2,5. Принимаем m = 2 мм, он обеспечивает 96,1. Принимаем (Z1+Z2)=96 1.5.5 Назначение числа зубьев25, принимаем Z1 = 25. Z2 = (Z1 + Z2) - Z1 = 96- 25 = 71. Фактическое передаточное число U12ф = 2.84; ДU < [ДU] = 1.4 % [1, табл.8]. 1.5.6 Расчет геометрических размеров зубчатых колесb = bw = шba*a =0.315*100 = 31.5.0, принимаем b = 32 [1, табл. 18] - ширина колес 1 и 2. Проверка принятой ширины на торцевое перекрытие - торцевое перекрытие обеспечено. Делительные и внешние диаметры колес: d1 = mZ1/cos?= 2*25/cos16.26o = 52.08 мм; da1 = d1 + 2m = 56.08 мм. d2 = mZ2/cos?= 2*71/cos16.26o = 147.92 мм; d a2 = d2 + 2m = 151.92 мм. 1.5.7 Назначение степени точностим/с. Назначаем степень точности 9B [1, табл. 19]. 1.6 Проектировочный расчет тихоходной передачиИсходные данные для расчета: мощность на шестерне Pz3 = 1.98 кВт; частота вращения шестерни nz3 = 339.3 об/мин; передаточное число U34 = 2.24. Режим нагружения: t1 = 3000 час; P1 = P; t2 = 5000 час; P2 = 0.8P; t3 = 4000 час; P3 = 0.3P; 1.6.1 Назначение материалов и допускаемых напряженийПринимается для шестерни сталь 45 улучшенная, отпуск с твердостью HB 220, для колеса - сталь 45 улучшенная, отпуск с твердостью HB 192. Допускаемые контактные напряжения . Для шестерни Z3: уHlimb = 2*HB + 70 = 2*220 + 70 = 510 МПа [1, табл. 10] - предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов NH0. SH = 1.1 [1, табл. 11] - коэффициент безопасности. - коэффициент долговечности. NH0 = 12.8*106 [1, табл. 12] - базовое число циклов перемены напряжений. Эквивалентное число циклов перемены напряжений: 115*106. < 1, принимаем KHL = 1. Принимаем значения коэффициентов: ZR = 1 (принят 7-й класс чистоты обработки); ZV = 1 (ожидается V < 5 м/с); KL = 1 (обильно смазываемая передача); KчH = 1 (ожидается диаметр зубчатых колес меньше 700 мм). = 464 МПа. Для колеса Z4: уHlimb = 2*HB + 70 = 2*192 + 70 = 454 МПа [1, табл. 10]. SH = 1.1 [1, табл. 11]. NH0 = 10*106 [1, табл. 12]; = 51.3*106 <1, принимаем KHL = 1 = 413 МПа. 1.6.2 Назначение коэффициентовКоэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния Шba = 0.2. Коэффициент неравномерности нагрузки KHв = 1.05 [1, табл. 20] (0.324). KHV = 1.14 - коэффициент динамичности нагрузки. KHб = 1.14 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. 1.6.3 Расчет межосевого расстоянияРасчетная формула: , причем [у]H берется минимальным из [у]H3 и [у]H4. Kap = 9.75*103 [1, табл. 2] - средний суммарный коэффициент при расчетах межосевого расстояния с использованием мощности. 119 мм. Принимаем значение a из стандартного ряда [1, табл. 16] a = 125 мм. 1.6.4 Назначение модуляm = (0.01 … 0.025)*a = (0.01 … 0.025)*160 = 1,25 … 3.125. Принимаем m = 2.5 мм, он обеспечивает - целое число. 1.6.5 Назначение числа зубьев30.9, принимаем Z3 = 31. Z4 = (Z3 + Z4) - Z3 = 100 - 31 = 69. Фактическое передаточное число U34ф = 2.23; ДU < [ДU] = 0.45 % [1, табл.8]. 1.6.6 Расчет геометрических размеров зубчатых колесb = bw = шba*a =0.2*125 = 25, принимаем b = 25 [1, табл. 18] - ширина колес 3 и 4. Делительные и внешние диаметры колес: d3 = mZ3 = 2.5*31 = 77.5 мм; da3 = d3 + 2m = 82.5 мм. d4 = mZ4 = 2.5*69= 172.5 мм; d a4 = d4 + 2m = 177.5 мм. 1.6.7 Назначение степени точностим/с. Назначаем степень точности 9B [1, табл. 19]. 1.7 Расчет цепной передачиИсходные данные для расчета: мощность на шестерне Pz4 = 1.92 кВт; частота вращения шестерни nz4 = 151. об/мин; передаточное число U34 = 1.4. Режим нагружения: t1 = 3000 час; P1 = P; t2 = 5000 час; P2 = 0.8P; t3 = 4000 час; P3 = 0.3P; Для передачи выбирается приводная роликовая цепь по ГОСТ 13568-75. 1.7.1 Назначение чисел зубьев звездочекZ1=31-2U=31-2*1.4=28.2, принимаем Z1=29 (таблица 1,[1]); Z2=Z1*U=28*1.4=40.6, принимаем Z2=41; 1.7.2 Назначение шага цепимм Кэ = Кд*Ка*К?*Крег*Кс*Креж=1.5; Кд = 1.25 - предполагается, что при работе передачи возможны незначительные толчки; Ка = 1 - габаритных ограничений нет, передача проектируется с оптимальным межосевым расстоянием; К? = 1 - угол наклона передачи к горизонту < 70o; Крег = 1 - межосевое расстояние регулируется перемещением одной из опор; Кс = 2 - смазка периодическая Креж = 1 - работа односменная; Для всех коэффициентов (таблица 7,[1]). m=1.7 - предварительно принимается двухрядную цепь (таблица 6,[1]). [p] = 33 МПа - ожидается шаг около 15,875 мм (таблица 5,[1]). В соответствии с расчетом принимаем цепь t=25.4 мм ПР-25,4-5670 Назначение межосевого расстояния: at = 40 1.7.3 Расчет длины цепи, уточнение межосевого расстояния передачи:мм, принимаем lt = 114. ao = 0.997a = 0.997*634.3 = 632.4 мм - монтажное межосевое расстояние 1.7.4 Расчет делительных диаметров звездочек: d1 = t/sin(180/Z1) = 15.875/0.11=143 мм d2 = t/sin(180/Z2) = 15.875/0.077=153 мм 1.7.5 Расчет нагрузки на валы звездочек:Fв = 0.595Ft = 0.595*1652 = 982.1 H Ft = 1000P4/V = 1000*1,92/1.162 = 1652 H V = t*Z1*n1/60000 = 15.875*29*151.5/60000 = 1.162 м/с 1.8 Предварительный расчет муфтыВыбираем упругую муфту со звездочкой (ГОСТ 14084-93) Момент - Т=63 Н*м Диаметр посадочных отверстий - d=28 мм Z=6 D = 85 мм Величина радиальной нагрузки на валы Fм=300T/D1=300*63/85=222 H 1.9 Предварительный расчет валовИсходные данные для расчета: P1=2.06 кВт P2=2 кВт P3=1.94 кВт n1= 950 мин-1 n2= 339,3 мин-1 n3= 151,5 мин-1 Входной вал: D1= мм. Принимаем D1=28 мм (Dв=28) Промежуточный вал: D2= мм. Принимаем D2=36 мм Выходной вал: D3= мм. Принимаем D1=44 мм 1.10 Выбор и расчет подшипниковИсходя из условия a < 200, и конструктивных особенностей валов, приняты следующие подшипники (легкая серия): Входной вал: ГОСТ 27365-87 7205 Cr = 23900 H D = 52 мм d = 25 мм B = 15 мм Промежуточный вал: ГОСТ 27365-87 7206 Cr = 29800 H D = 62 мм d = 30 мм B = 16 мм Выходной вал: ГОСТ 8338-75 107 Cr = 15900 H D = 62 мм d = 35 мм B = 14 мм 2. Проверочные расчеты 2.1 Проверочный расчет быстроходной передачи2.1.1 Проверка контактной выносливости зубьевРасчетное условие: уH < [у]H. [у]H = [у]H2 = 413 МПа (см. проектировочный расчет). Расчетная формула контактного напряжения: . Принимаем ZH = 1.63 - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев. ZM = 275 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. (сталь-сталь) еб = - торцевой коэффициент перекрытия. Zе = - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. KHв = 1 [1, табл. 20], KHб = 1.14 KHV=1 + ; Н/мм, дH = 0.002 [1, табл. 22]; q = 73 [1, табл. 21] - степень точности по нормам плавности. Н/мм. KHV=1 + . МПа. уH < [у]H, контактная выносливость обеспечена. 2.1.2 Проверка изгибной выносливости зубьевРасчетное условие: уF < [у] F. Выясним, по какому из колес считать, вычислив отношение для колеса и шестерни. Допускаемое изгибное напряжение: , где - предел выносливости при эквивалентном числе циклов нагружения. Принимаем YS = 1 - коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений. YR = 1 - коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности. Принят 7-й класс чистоты. YчF = 1 - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса. Для d1 < 500 принимаем равным 1. KFg = 1 - коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности - переходная поверхность не шлифуется. KFd = 1 - деформационного упрочнения переходной поверхности не предусматривается. KFl = 1 - нагрузка односторонняя. - коэффициент долговечности [1]. Для шестерни NF0 = 4*106 [1]. NFE1 = 60*nz1*=60*950*(3000 + 5000*0.86 + 4000*0.36) = 246*106. < 1, принимаем KFL = 1. SF = SF' = 2.2 [1, табл. 24] - коэффициент безопасности. уFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*220 = 396 МПа. [у]F1 = =180 МПа. Для колеса NFE2 =88*106 < 1, принимаем KFL = 1. SF = SF' = 2.2 [1, табл. 24] - коэффициент безопасности. уFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*192 = 345,6 МПа. [у]F2 = =157 МПа. YF1 = 3.9 [1, табл. 4] - коэффициент, зависящий от формы зуба; YF2 = 3.61 [1, табл. 4]. 46.1; 43.5. Более слабым элементом является колесо. По нему проверим изгибную прочность: . Берем YF = YF1 = 3.61. KFв = 1 [1, табл. 20] (). KFб = . KFV=1 + ; Н/мм, дF = 0.006 [1, табл. 22]; q = 76 [1, табл. 21] - степень точности по нормам плавности. Н/мм. KFV=1 + . Y?=1-?/140=1-29o99'47''/140=0.79 60 МПа < 157 МПа. Изгибная прочность обеспечена. 2.1.3 Проверка на контактную прочность при действии максимальных нагрузокРасчетное условие: уHmax < [у]Hmax. уH = 369 МПа; уHmax = уH, Kпер = 2.35 - коэффициент перегрузки уHmax = 369= 566 МПа. Для стали 45 улучшенной предел текучести уT = 450 МПа [1, табл. 9] [у]Hmax = 2.8*уT = 2.8*450 = 1260 МПа. Расчетное условие выполняется, контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена. 2.1.4 Проверка на изгибную прочность при действии максимальных нагрузокРасчетное условие: уFmax < [у]Fmax, расчет ведем по более слабому звену - шестерне. уFmax = уF* Kпер =60*2.35 = 141 МПа. [у]Fmax = 2.75HB = 2.75*220 = 605 МПа.[1] (у колеса твердость зубьев HB = 220). Расчетное условие выполняется, контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена. 2.2 Проверочный расчет тихоходной передачи 2.2.1 Проверка контактной выносливости зубьевРасчетное условие: уH < [у]H. [у]H = [у]H3 = 413 МПа (см. проектировочный расчет). Расчетная формула контактного напряжения: . Принимаем ZH = 1.77 - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев. ZM = 275 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. еб = - торцевой коэффициент перекрытия. Zе = - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. KHв = 1.05 [1, табл. 20], KHб = 1.14 KHV=1 + ; Н/мм, дH = 0.006 [1, табл. 22]; q = 73 [1, табл. 21] - степень точности по нормам плавности. Н/мм. KHV=1 + . МПа. уH < [у]H, контактная выносливость обеспечена. 2.2.2Проверка изгибной выносливости зубьевРасчетное условие: уF < [у] F. Выясним, по какому из колес считать, вычислив отношение для колеса и шестерни. Допускаемое изгибное напряжение: , где - предел выносливости при эквивалентном числе циклов нагружения. Принимаем YS = 1 - коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений. Для m = 2..5 мм принимается равным 1. YR = 1 - коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности. Принят 7-й класс чистоты. YчF = 1 - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса. Для d1 < 500 принимаем равным 1. KFg = 1 - коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности - переходная поверхность не шлифуется. KFd = 1 - деформационного упрочнения переходной поверхности не предусматривается. KFl = 1 - нагрузка односторонняя. - коэффициент долговечности [1]. Для шестерни NF0 = 4*106 [1]. NFE3 = NFE2 = 246*106. < 1, принимаем KFL = 1. SF = SF' = 2.2 [1, табл. 24] - коэффициент безопасности. уFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*220 = 395 МПа. [у]F3 = = 180 МПа. Для колеса NFE4 =109,8*106 < 1, принимаем KFL = 1. SF = SF' = 2.2 [1, табл. 24] - коэффициент безопасности. уFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*192 = 346 МПа. [у]F4 = =157 МПа. YF3 = 3.8 [1, табл. 4] - коэффициент, зависящий от формы зуба; YF4 = 3.62 [1, табл. 4]. 47,4; 43,4. Более слабым элементом является колесо. По нему проверим изгибную прочность: . Берем YF = YF4 = 3.6. KFв = 1.1 [1, табл. 20] (). KFб = 1 - для прямозубой передачи. KFV=1 + ; Н/мм, дF = 0.016 [1, табл. 22]; q = 73 [1, табл. 21] - степень точности по нормам плавности. Н/мм. KFV=1 + . 69,5 МПа Изгибная прочность обеспечена. 2.2.3 Проверка на контактную прочность при действии максимальных нагрузокРасчетное условие: уHmax < [у]Hmax. уH = 362 МПа; уHmax = уH, Kпер = 2,35 - коэффициент перегрузки (см. проверочный расчет быстроходной передачи). уHmax = 362= 555 МПа. Для стали 45 улучшенная, отпуск предел текучести уT = 450 МПа [1, табл. 9] [у]Hmax = 2.8*уT = 2.8*450 = 1260 МПа. Расчетное условие выполняется, контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена. 2.2.4 Проверка на изгибную прочность при действии максимальных нагрузокРасчетное условие: уFmax < [у]Fmax, расчет ведем по более слабому звену - колесу. уFmax = уF* Kпер =69,5*2,35 = 163 МПа. [у]Fmax = 2.75HB = 2.75*192 = 528 МПа.[1] (у колеса твердость зубьев HB = 192). Расчетное условие выполняется, контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена. 2.3 Проверочный расчет цепи2.3.1 Проверка износостойкости цепиFt = 1652 (см. п. 1.5) МПа Кэ = 2 (см. п. 1.2) P= МПа [p] = 33,4 МПа P<=[P]изн - износостойкость цепи обеспечена. 2.3.2 Проверка на число ударов звеньев цепи о зубья звездочекV = 4Z1n1/60lt = 4*29*151,5/(60*114)=2.57 м/с [V] = 20 (таблица 8,[1]) V < [V] - проверочное условие выполнено. 2.3.3 Проверка на статическую прочность цепи при максимально возможной нагрузкеS>[S] Q = 45400 H (таблица 1 прилож.,[1]) Ft = 1652 (см. п. 1.5) Кпер = 2,35 Fy = 0, т.к. V=1.162 м/c < 10 м/с [S] = 8 принято S > [S] - статическая прочность цепи при перегрузках обеспечена. 2.4 Проверка валов Рисунок 1 - Общая схема нагружения валов 2.4.1 Проверочный расчет входного валаМатериал ведущего вала Ст45, угол наклона зубьев, мощность на шестерне Рz1=2.04 кВт, число оборот вала n1=950 мин-1. Момент, передаваемый валом: Т1=9550*Рвх/n1=9550*2,06/950=20,7 Н*м Усилия в зацеплении: Неуравновешенная составляющая усилия в нормальном сечении даваемые муфтой, принимается согласно рекомендациям Sм=0.3*Ft2=0.3*796=240 H Рассмотрим вал в горизонтальной и вертикальной плоскости, определим опорные реакции, строим эпюры изгибающих моментов в каждой плоскости (рис. 2) Горизонтальна плоскость Рисунок 2 - Эпюры изгибающих и крутящих моментов на входном вале Вертикальная плоскость Определяем суммарные радиальные реакции: По анализу эпюр изгибающих моментов наиболее нагруженное сечение под шестерней Мхи=25785 Н*мм Муи=26666 Н*мм Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении: Эквивалентный момент по III гипотезе прочности Диаметр вала в наиболее нагруженном сечении (под шестерней) мм Т.к. вал-шестерня, то принимаем диаметр вала d=32 мм Диаметр входного конца вала производится из расчета на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям мм Учитывая ослабление сечения шпоночной канавкой увеличиваем диаметр и принимаем окончательно по ГОСТ 6636-69 dk=22 мм. Диаметр под подшипники dп=25 мм. 2.4.2 Проверочный расчет промежуточного валаМатериал ведущего вала Ст45; мощность, передаваемая зацеплением Z1-Z2 P2=2 кВт; мощность, передаваемая зацеплением Z3-Z4 P3=1,98 кВт; число оборот вала n2=339,3 мин-1. Момент, передаваемый валом: Т3=9550*Р3/n2=9550*1.98/339.3= 55,73 Н*м Усилия в зацеплении Z3-Z4: Усилия, действующая на зуб колеса Z2: Рассмотрим вал в горизонтальной и вертикальной плоскостях, определим опорные реакции, строим эпюры изгибающих моментов в каждой плоскости. Горизонтальна плоскость Вертикальная плоскость Определяем суммарные радиальные реакции: По анализу эпюр изгибающих моментов наиболее нагруженное сечение под колесом Z2 Мхи=17885 Н*мм Муи=18875 Н*мм Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении: Эквивалентный момент по III гипотезе прочности Диаметр вала в наиболее нагруженном сечении (под колесом) мм Принимаем диаметр вала d=40 мм Диаметр под подшипники dп=30 мм. 2.4.3 Проверочный расчет выходного валаМатериал ведущего вала Ст45 мощность Pвых=1,92 кВт; число оборот вала n3=151,5 мин-1. Усилие на вал со стороны звездочки Fц=1,15*Ft=1.15*1652=1900 H Усилия в зацеплении Z3-Z4: Рассмотрим вал в горизонтальной и вертикальной плоскостях, определим опорные реакции, строим эпюры изгибающих моментов в каждой плоскости. Горизонтальна плоскость Вертикальная плоскость Определяем суммарные радиальные реакции: По анализу эпюр изгибающих моментов наиболее нагруженное сечение под опорой В Мхи=161500 Н*мм Муи=0 Н*мм Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении: Эквивалентный момент по III гипотезе прочности Диаметр вала в наиболее нагруженном сечении (под опорой В) мм Принимаем диаметр вала под подшипники d=35 мм 2.5 Проверка подшипников2.5.1 Подшипники входного валаПодшипник роликовый конические - 7205 (ГОСТ 27365-87) X = 0.4 Y =1,67 e = 0.36 Rs = 0 млн.об. Ra = 0 час. a1 = 1 - при безотказной работе в 90% случаев a23 = 0.6 - для роликовых подшипников m = 3,3 - для роликовых подшипников n = 950 мин-1 Rr = 554 H (см. расчет валов) Rа = 803 H Cr = 23900 H K? = 1.3 - Легкие толчки, кратковременные перегрузки Кт = 1 - Температурный коэффициент V = 1 - Вращается внутреннее кольцо подшипника 2.5.2 Подшипники промежуточного вала Подшипник роликовый конические - 7206 (ГОСТ 27365-87) X = 0.4 Y =1,65 e = 0.36 Rs = 0 млн.об. Ra = 0 час. a1 = 1 - при безотказной работе в 90% случаев a23 = 0.6 - для роликовых подшипников m = 3,3 - для роликовых подшипников n = 339 мин-1 Rr = 1176 H Rа = 1358 H Cr = 29800 H K? = 1.3 - Легкие толчки, кратковременные перегрузки Кт = 1 - Температурный коэффициент V = 1 - Вращается внутреннее кольцо подшипника 2.5.3 Подшипники выходного валаПодшипник шариковый радиальный - 107 (ГОСТ 8338-75) X = 0.56 Y =0 e = 0 Rs = 0 млн.об. Ra = 0 час. a1 = 1 - при безотказной работе в 90% случаев a23 = 0.7 - для шариковых подшипников m = 3 - для шариковых подшипников n = 151,5 мин-1 Rr = 2926 H Cr = 15900 H K? = 1.3 - Легкие толчки, кратковременные перегрузки Кт = 1 - Температурный коэффициент V = 1 - Вращается внутреннее кольцо подшипника 2.6 Расчет шпоночного соединенияМатериал шпонок - чистотянутая сталь с МПа (ГОСТ 23360--78). Допускается применение другой стали соответствующей прочности. Часто это Ст. 6; стали 45, 50. В общем машиностроении допускаемые напряжения на смятие принимают равными [см] = 80...150 МПа. При этом меньшие напряжения берут для чугунных ступиц. В редукторах для шпонок из стали 45 принимают при непрерывном использовании редуктора с полной нагрузкой [см] = 50... 70 МПа; при среднем режиме работы [см] = 130... 180 МПа; 2.6.1 Соединение вал-муфтаПо ГОСТ 23360 - 78 подбираем шпонку призматическую обыкновенную со следующим параметрами: d = 22 мм, b = 6 мм, lp = 28 мм, h = 6 мм, hp = 2.8 мм. Вращающий момент, передаваемый соединением, T = 20,5 H*м. Напряжение смятия на рабочей грани шпонки: Допускаемое напряжение , где [S] - принятый коэффициент запаса прочности, [S] = 2; - предел текучести, для Ст.6 =320 МПа. Условие устойчивости шпонки на срез: Полученные значения напряжений меньше допускаемых. Следовательно, шпоночное соединение работоспособно с высокой степенью надежности. 2.6.2 Соединение вал-колесо (Z2)По ГОСТ 23360 - 78 подбираем шпонку призматическую обыкновенную со следующим параметрами: d = 36 мм, b = 10 мм, lp = 22 мм, h = 8 мм, hp = 3.3 мм. Вращающий момент, передаваемый соединением, T = 56.3 H*м. Напряжение смятия на рабочей грани шпонки: Допускаемое напряжение , где [S] - принятый коэффициент запаса прочности, [S] = 2; - предел текучести, для Ст.6 =320 МПа. Условие устойчивости шпонки на срез: Полученные значения напряжений меньше допускаемых. Следовательно, шпоночное соединение работоспособно с высокой степенью надежности. 2.6.3 Соединение вал-шестерня(Z3,Z5)
Страницы: 1, 2
|