Проектирование привода к конвейеру
Проектирование привода к конвейеру
Пояснительная записка к курсовому проекту «Детали машин» Введение Рис. 1 Спроектировать привод к конвейеру по схеме (рис. 1). Мощность на ведомом валу редуктора P3 = 3 кВт и W3 = 2,3 рад/c вращения этого вала. 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет Определяем общий привода общ= 0,913 общ = р*п2*з = 0,96*0,992*0,97 =0,913 - КПД ременной передачи - КПД подшипников - КПД зубчатой цилиндрической передачи Требуемая мощность двигателя Ртр=3,286 кВт Ртр = Р3/общ = 3/0,913 = 3,286 кВт Ртр - требуемая мощность двигателя Р3 - мощность на тихоходном валу Выбираем эл. двигатель по П61. Рдв = 4 кВт 4А132 8У3720 min-1 4А100S2У32880 min-1 4А100L4У31440 min-1 4А112МВ6У3955 min-1 4А132 8У3720 min-1 Определяем общее передаточное число редуктора uобщ: uобщ = 10,47 uобщ = nдв/n3 = 720*0,105/(2,3*) = 10,47 nдв - число оборотов двигателя n3 = 68,78 min-1 n3 - число оборотов на тихоходном валу редуктора n3 = W3/0,105 = 2,3*/0,105 = 68,78 min-1 W3 - угловая скорость тихоходного вала Принимаем по ГОСТу для зубчатой передачи uз = 5, тогда передаточное число ременной передачи равно: uрем = 2,094 uрем = uобщ / uз = 10,47/ 5 =2,094 Определяем обороты и моменты на валах привода: 1 вал -вал двигателя: n1 = nдвиг =720 min-1 W1 = 0,105*n1 = 0,105*720 =75,6 рад/c T1 = Pтреб/W1 = 3,286/75,6 = 43,466 Н*м T1 - момент вала двигателя 2 вал - тихоходный привода - быстроходный редуктора n2 = n1/uрем = 720/2,094 = 343,84 min-1 W2 = 0,105*n2 =0,105*343,84 = 36,1 рад/c T2 = T1*uрем*р = 43,666*2,094*0,96 = 87,779 Н*м 3 вал - редуктора n3 = n2/uз = 343,84/5 = 68,78 min-1 W3 = 0,105*n3 =0,105*68,78 = 7,22 рад/c T3 = Ртр/W3 = 3290/7,22 = 455,67 Н*м |
ВАЛ | n min-1 | W рад/c | T Н*м | | 1 | 720 | 75,6 | 43,666 | | 2 | 343,84 | 36,1 | 87,779 | | 3 | 68,78 | 7,22 | 455,67 | | |
2. Расчет ременной передачи Определяем диаметр меньшего шкива D1 по формуле Саверина: D1 = (115…135) P1 -мощность двигателя; n1 -обороты двигателя V = 8,478 м/с D1 = 225 мм D1 = 125*=221,39 мм по ГОСТу принимаем Определяем скорость и сравниваем с допускаемой: V = *D1*n1/60 = 3,14*0,225*720/60 = 8,478 м/с При этой скорости выбираем плоский приводной ремень из хлопчатобумажной ткани при Vокр1 20 м/с Определяем диаметр большего шкива D2 и согласуем с ГОСТ: D2 = uрем *D1*(1-) = 2,094*225*(1-0,015) = 464,08 мм D2 = 450 мм -коэф. упругого скольжения по ГОСТу принимаем D2 = 450 мм Выбираем межосевое расстояние aрем для плоских ремней: aрем= 1000 мм (D1+D2) aрем 2,5(D1+D2) 675 aрем 1687,5 Находим угол обхвата ремня : 1800-((D2-D1)/ aрем)*600 = 166,50 1800-((450-225)/1000)*600 = 1800-13,20 = 166,50 = 166,50 т.к. 1500 значит межосевое расстояние оставляем тем же. Определяем длину ремня L: L = 3072,4 мм L = 2*aрем +(/2)*(D1+D2)+(D2-D1)2/ 4*aрем =2*1000+(3,14/2)*(450+225)+(450-225)2/4*1000 = 3072,4 мм Определяем частоту пробега ремня : = 2,579 c-1 = V/L = 8,478/3,0724 = 2,579 c-1 4…5 c-1 Вычисляем допускаемое полезное напряжение [GF]: [GF] = GFo*C*CV*Cp*C = 1,62*0,965*0,752*1*0,9 = 1,058 Мпа GFo -по табл П11 GFo = 2,06-14,7*/Dmin/Dmin = 0,03 [GF] = 1,058 Мпа C -коэф. угла обхвата П12 : C = 0,965 CV -коэф. скорости CV = 1,04-0,0004*V2 = 0,752 Cp -коэф. режима нагрузки П13 : Cp = 1 C -коэф зависящий от типа передачи и ее расположения C = 0,9 GFo = 2,06-14,7*0,03 = 1,62 Мпа Вычисляем площадь поперечного сечения ремня S: S = b* = Ft/[GF] = 388,09/(1,058*106) = 0,0003668 м2 = 366,8 мм2 Ft = 2T1/D1Ft -окружная сила T1 -момент вала дв. Ft = 2*43,66/0,225 = 388,09 H S = 390 мм2 Найдем по таблицам П7 ширину b = 60мм и длину =6,5 мм B = 70 мм По ГОСТу S = 60* 6,5 = 390 мм2 Вычисляем силу давления на вал F для хлопчатобумажных ремней: F = 1164,27 H F 3Ft F = 3*388,09 = 1164,27 H 3. Расчет редуктора Используя П21 и П28 Назначаем для изготовления зубчатых колес сталь 45 с термической обработкой: Колесо (нормализация)Шестерня (улутшение) НВ 180…220НВ 240..280 G= 420 МпаG= 600 Мпа NHo = 107NHo = 1,5*107 G=110 МпаG=130 Мпа Для реверсивной подачи NFo = 4*106NFo = 4*106 Назначая ресурс передачи tч 104 часов находим число циклов перемены напряжений NHE = NFE = 60tч*n3 60*104*68,78 = 4,12*107 т.к. NHE > NHO и NFE > NFO, то значения коэф. долговечности принимаем: KHL = 1 и KFL = 1 Допускаемые напряжения для колеса: G= G*KHL = 420 МПаG= G*KFL = 110 МПа для шестерни: G= G*KHL = 600 МПаG= G*KFL = 130 МПа Определения параметров передачи: Ka = 4300 коэф. для стальных косозубых колес ba = 0,2…0,8 коэф. ширины колеса ba = 0,4 bd = 0,5ba*(uз+1) = 0,5*0,4*(5+1) = 1,2 по П25 KH 1,05 и так найдем межосевое расстояние aw: aw = 180 мм aw Ka*(uз+1)= 25800*64,92-7 = 0,1679 м по ГОСТу aw = 180 мм mn = 2,5 мм Определяем нормальный модуль mn: mn = (0,01…0,02)aw = 1,8...3,6 мм по ГОСТу = 150 Обозначаем угол наклона линии зуба : = 8…200 принимаем = 150 Находим кол-во зубьев шестерни Z1: Z1 = 23 Z1 = 2aw*cos/[mn(uз+1)] = 2*180*cos150/[2,5(5+1)] = 23,18 Принимаем Z1 = 23 Z2 = 115 Тогда Z2 = uз*Z1 = 5*23 = 115 Находим точное значение угла : = 160 35/ cos = mn*Z1(uз+1)/2aw = 2,5*23*6/360 = 0,9583 mt = 2,61 мм 3.6 Определяем размер окружного модуля mt: mt = mn/cos =2,5/cos160 35/ = 2,61 мм Определяем делительные диаметры d, диаметры вершин зубьев da, и диаметры впадин df шестерни и колеса: шестерняколесо d1 = mt*Z1 = 2,61*23 = 60 ммd2 = mt*Z2 = 2,61*115 = 300 мм da1 = d1+2mn = 60+2*2,5 = 65 ммda2 = d2+2mn = 300+5 = 305 мм df1 = d1-2,5mn = 60-2,5*2,5 = 53,75 ммdf2 = d2-2,5mn = 300-2,5*2,5 = 293,75 мм d1 = 60 ммd2 = 300 мм da1 = 65 ммda2 = 305 мм df1 = 53,75 ммdf2 = 293,75 мм Уточняем межосевое расстояние: aw = (d1+d2)/2 = (60+300)/2 = 180 мм Определяем ширину венца зубчатых колес b: b = a*aw = 0,4*180 = 72 мм принимаем b2 = 72 мм для колеса, b1 = 75 мм Vп = 1,08 м/с Определение окружной скорости передачи Vп: Vп = *n2*d1/60 = 3,14*343,84*60*10-3/60 = 1,08 м/с По таблице 2 выбираем 8-мую степень точности Ft = 3,04*103 Н 3.11 Вычисляем окружную силу Ft: Ft = Pтр/Vп = 3286/1,08 = 3,04*103 Н Fa = 906,5 H Осевая сила Fa: Fa = Ft*tg = 3,04*103*tg160 36/ = 906,5 H Fr = 1154,59 H Радиальная (распорная) сила Fr: Fr = Ft*tg/cos = 3040*tg200/cos160 36/ = 1154,59 H Проверочный расчет на контактную и изгибную выносливость зубьев: ZH 1,7 ZH 1,7 при = 160 36/ по таб. 3 = 1,64 ZM = 274*103 Па1/2по таб. П22 [1,88-3,2(1/Z1+1/Z2)]cos = 1,64 Ze = 0,7 ZM = 274*103 Па1/2 Ze = == 0,78 = b2*sin/(mn) = 72*sin160 36//3,14*2,5 = 2,62 > 0,9 по таб. П25KH = 1,05 по таб. П24KH = 1,05 KH = 1,11 по таб. П26KHV = 1,01 коэф. нагрузки KH = KH*KH *KHV = 1,11 GH = 371,84 МПа Проверяем контактную выносливость зубьев: GH=ZH*ZM*Ze=1,7*274*103*0,78*968,16=351,18 МПа << GHP=420МПа Определяем коэф. по таб. П25KF = 0,91 по таб. 10KF = 1,1 KFV = 3KHV-2 = 3*1,01-2 = 1,03 KFV = 1,03 KF = 1,031 Коэф. нагрузки: KF = KF * KF * KFV = 0,91*1,1*1,03 = 1,031 Вычисляем эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса: Z= 26,1 Z= 131 Z= Z1/cos3 = 23/0,9583 = 26,1 Z= Z2/cos3 = 115/0,9583 = 131 По таб. П27 определяем коэф. формы зуба шестерни Y 3,94 при Z= 26 По таб. П27 определяем коэф. формы зуба колеса Y 3,77 при Z= 131 Сравнительная оценка прочности зуба шестерни и колеса при изгибе: G/Y = 130/3,94 = 33 МПа G/Y = 110/3,77 = 29,2 МПа Y = 0,884 Найдем значение коэф. Y: Y = 1-0/1400 = 0,884 Проверяем выносливость зубьев на изгиб: GF = YF*Y*KF*Ft/(b2mn) = 3,77*0,884*1,031*3040/(72*2,5) = 58 МПа << G 4. Расчет валов Принимаем [k]/ = 25 МПа для стали 45 и [k]// = 20 МПа для стали 35 dВ1= 28 мм 4.1 Быстроходный вал d = 32 мм d = 2,62*10-2 мпринимаем по ГОСТу dВ1= 28 мм d = 35 мм принимаем диаметр вала под манжетное уплотнение d = 32 мм d = 44 мм принимаем диаметр вала под подшипник d = 35 мм принимаем диаметр вала для буртика d = 44 мм Тихоходный вал: dВ2= 50 мм d = 54 мм d = 4,88*10-2 мпринимаем по ГОСТу dВ2= 50 мм d = 55 мм принимаем диаметр вала под манжетное уплотнение d = 54 мм принимаем диаметр вала под подшипник d = 55 мм d = 60 мм принимаем диаметр вала для колеса d = 60 мм d= 95 мм Конструктивные размеры зубчатого колеса: диаметр ступицы d (1,5…1,7) d = 90…102 мм lст = 75 мм длина ступицы lcт (0,7…1,8) d = 42…108 мм 0 = 7мм толщина обода 0 (2,5…4)mn = 6,25…10 мм е = 18 мм Колесо изготовляем из поковки, конструкция дисковая. Толщина e (0,2…0,3)b2 = 14,4…21,6 мм G-1 = 352 МПа 4.4 Проверка прочности валов: Быстроходный вал: G-1 0,43G = 0,43*820 = 352 МПа Допускаемое напряжение изгиба [GИ]-1 при [n] = 2,2 K = 2,2 и kри = 1: [GИ]-1 = 72,7 МПа [GИ]-1 = [G-1/([n] K)] kри = 72,7 МПа YB = 849,2 H Определяем реакции опор в плоскости zOy : YA = 305,4 H YB = Fr/2+Fad1/4a1 = 849,2 H YA = Fr/2-Fad1/4a1 = 305,4 H XA = XB = 1520 H Определяем реакции опор в плоскости xOz : XA = XB = 0,5Ft = 0,5*3040 = 1520 H Определяем размер изгибающих моментов в плоскости yOz: M = 15,27 Н*м MA = MB = 0 M= 42,46 Н*м M= YA*a1 = 305,4*0,05 = 15,27 Н*м M= YВ*a1 = 849,2*0,05 = 42,46 Н*м (MFrFa)max= 42,46 H*м в плоскости xOz: M= 76 Н*м MA = MB = 0 M= XA*a1 = 1520*0,05 = 76 Н*м MFt = 76 H*м Крутящий момент T = T2 = 87,779 Н*м Ми =87,06 Н*м Вычисляем суммарный изгибающий момент Ми : Gи = 5,71 МПа Ми = = 87,06 Н*м Значит : Gи = 32Mи/d= 5,71 МПа Gэ111 = 8,11 МПа к = 16T2/(d) = 16*87,779/(3,14*0,053753) = 2,88 МПа Gэ111== 8,11 МПа Тихоходный вал: G-1 = 219,3 МПа Для стали 35 по таб. П3 при d < 100 мм GB = 510 МПа G-1 0,43G = 0,43*510 = 219,3 МПа Допускаемое напряжение изгиба [GИ]-1 при [n] = 2,2 K = 2,2 и kри = 1: [GИ]-1 = 45,3 МПа [GИ]-1 = [G-1/([n] K)] kри = 45,3 МПа YB = 2022,74 H Определяем реакции опор в плоскости yOz : YA = -869,2 H YB = Fr/2+Fad2/4a2 = 2022,74 H YA = Fr/2-Fad2/4a2 = -869,2 H XA = XB = 1520 H Определяем реакции опор в плоскости xOz : XA = XB = 0,5Ft = 0,5*3040 = 1520 H Определяем размер изгибающих моментов в плоскости yOz: M = -40,85 Н*м MA = MB = 0 M= 95,07 Н*м M= YA*a2 = -869,2*0,047 = -40,85 Н*м M= YВ*a2 = 2022,74*0,047 = 95,07 Н*м (MFrFa)max= 95,07 H*м в плоскости xOz: M= 71,44 Н*м MA = MB = 0 M= XA*a2 = 1520*0,047 = 71,44 Н*м MFt = 71,44 H*м Крутящий момент T = T3 = 455,67 Н*м Ми =118,92 Н*м Вычисляем суммарный изгибающий момент Ми : Gи = 7,28 МПа Ми = = 118,92 Н*м Значит : Gи = 32Mи/d= 7,28 МПа Gэ111 = 28,83 МПа к = 16T3/(d) = 16*318,47/(3,14*0,0553) = 13,95 МПа Gэ111== 28,83 МПа < 45,25 МПа 5. Расчет элементов корпуса редуктора = 9 мм Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна. Толщина стенки корпуса 0,025aw+1…5 мм = 4,5+1…5 мм 1 = 8 мм Толщина стенки крышки корпуса 1 0,02aw+1…5 мм = 3,6+1…5 мм s =14 мм Толщина верхнего пояса корпуса s 1,5 = 13,5 мм t = 20 мм Толщина нижнего пояса корпуса t (2…2,5) = 18…22,5 мм С = 8 мм Толщина ребер жесткости корпуса C 0,85 = 7,65 мм dф = 18 мм Диаметр фундаментных болтов dф (1,5…2,5) = 13,5…22,5 мм К2 = 38 мм Ширина нижнего пояса корпуса К2 2,1 dф = 2,1*18 = 37,8 мм dk = 10 мм Диаметр болтов соединяющих корпус с крышкой dk (0,5…0,6)dф s1 = 12 мм Толщина пояса крышки s1 1,51 = 12 мм K = 30 мм Ширина пояса соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников K1 = 25 мм K 3dk = 3*10 = 30 мм dkп=12 мм Диаметр болтов для подшипников dkп 0,75dф = 0,75*18 = 13,5 мм Диаметр болтов для крепления крышек подшипников d= d = 10 мм dп (0,7..1,4) = 6,3…12,6 мм Диаметр обжимных болтов можно принять 8…16 мм dkc = 8 мм Диаметр болтов для крышки смотрового окна dkc = 6…10 мм dпр = 18 мм Диаметр резьбы пробки для слива масла dпр (1,6…2,2) = 14,4…19,8 мм y = 9 мм 5.16 Зазор y: y (0,5…1,5) = 4,5…13,5 мм y1 = 20 мм 5.17 Зазор y1: y= 35 мм y1 (1,5…3) = 13,5…27 мм y= (3…4) = 27…36 мм Длины выходных концов быстроходного и тихоходного валов: l1 = 50 мм l2 = 85 мм l1 (1,5…2)dB1 = 42…56 мм l2 (1,5…2)dB2 = 75…100 мм Назначаем тип подшипников средняя серия для быстроходного вала и легкая для тихоходного d = d = 35 мм, D1 = 80 мм, T= 23 мм d = d = 55 мм, D2 = 100 мм, T= 23 мм X/ = X// = 20 мм размер X 2dп, принимаем X/ = X// = 2d= 2*10 = 20 мм l= l= 35 мм l= l = 12 мм размер l= l 1,5 T= 1,5*23 = 35,5 мм l= l = 8…18 мм l=15 мм осевой размер глухой крышки подшипника l 8…25 мм a2 = 47 мм Тихоходный вал: a2 y+0,5lст= 9+0,5*75 = 46,5 мм а1 = 50 мм быстроходный вал a1 l+0,5b1 = 12+0,5*75 = 49,5 мм ВР = 335 мм Lp= 470 мм НР = 388 мм Габаритные размеры редуктора: ширина ВР ВР l2+ l+2,5T+2y +lст+ l+l1 = 85+35+ 2,5*23+18+75+15+50 = 335,5 мм Длина Lp Lp 2(K1++y1)+0,5(da2+da1)+aw = 2(25+9+20)+0,5(305+60)+ 180 = 470 мм Высота НР НР 1+y1+da2+y+t = 8+20+305+35+20 = 388 мм 6. Расчет шпоночных соединений Быстроходный вал dB1= 28 мм по П49 подбираем шпонку bh = 87 l = 45мм lp = 37 мм l = l1-3…10 мм = 45 мм lp = l-b = 45-8 = 37 мм допускаемые напряжения смятия [Gсм]: [Gсм] = 100…150 МПа Gсм 4,4T2/(dlph) = 53,25 МПа < [Gсм] Выбираем шпонку 8745 по СТ-СЭВ-189-75 Тихоходный вал dB2= 50 мм по П49 подбираем шпонку bh = 149 l = 80 мм lp = 66 мм l = l2-3…10 мм = 80 мм lp = l-b = 80-14 = 66 мм допускаемые напряжения смятия [Gсм]: [Gсм] = 60…90 МПа Gсм 4,4T3/(dВ2 lph) = 67,5 МПа Выбираем шпонку 14980 по СТ-СЭВ-189-75 Ступица зубчатого колеса d2= 60 мм по П49 подбираем шпонку bh = 1811 l = 70 мм lp = 52 мм l = lст-3…10 мм = 70 мм lp = l-b = 70-18 = 52 мм допускаемые напряжения смятия [Gсм]: Gсм 4,4T3/(d2 lph) = 58,4 МПа < [Gсм] Выбираем шпонку 181170 по СТ-СЭВ-189-75 7. Расчет подшипников Быстроходный вал FrA = 1580,17 H Fa = 906,5 H FrB = 1741,13 H FrA = = 1580,17 H FrB = = 1741,13 H Т.к. FrB > FrA то подбор подшипников ведем по опоре В Выбираем тип подшипника т.к. (Fa/FrB)*100% = (1580,17/1741,13)*100% = 52,06% > 20…25% то принимаем радиально- упорные роликоподшипники Определяем осевые составляющие реакции подшипников при е = 0,319 для средней серии при d = 35 мм: SA = 0,83e*FrA = 0,83*0,319*1580,17 = 418,38 H SB = 0,83e*FrB = 0,83*0,319*1741,13 = 461 H По таблице 5 находим суммарные осевые нагрузки: т.к. SA < SB и Fа = 906,5 > SB-SA = 42,62 H то FaA = SA = 418,38 H и FaB = SA+Fa = 1324,88 H (расчетная) Lh = 15*103 часов Долговечность подшипника Lh: Lh = (12…25)103 часов V = 1 т.к. вращается внутреннее кольцо П45 Kб = 1,6 П46 Кт = 1 П47 При FaB/VFrB = 1324,88/1*1741,13 = 0,76 > e=0,319 по таб. П43 принимаем X = 0,4 Y = 1,881 n = n2 = 343,84 min-1 = 10/3 Вычислим динамическую грузоподъемность подшипника Стр = (XVFrB+YFaB)KбKт(6*10-5n2Lh)1/ = 24,68 кН По таб. П43 окончательно принимаем подшипник 7307 средней серии d = 35 мм D = 80 мм Tmax = 23 мм С = 47,2 кН nпр > 3,15*103 min-1 Тихоходный вал FrA = 1750,97 H Fa = 906,5 H FrB = 2530,19 H FrA = = 1750,97 H FrB = = 2530,19 H Т.к. FrB > FrA то подбор подшипников ведем по опоре В Выбираем тип подшипника т.к. (Fa/FrB)*100% = (906,5/2530,19)*100% = 35,83 % > 20…25% то принимаем радиально- упорные роликоподшипники Определяем осевые составляющие реакции подшипников при е = 0,411 для легкой серии при d = 55 мм: SA = 0,83e*FrA = 0,83*0,411*1750,97 = 597,3 H SB = 0,83e*FrB = 0,83*0,411*2530,19 = 863,1 H По таблице 5 находим суммарные осевые нагрузки: т.к. SA < SB и Fа = 906,5 > SB-SA = 265,8 H то FaA = SA = 597,3 H и FaB = SA+Fa = 1500,2 H (расчетная) При FaB/VFrB = 1500,2/1*2530,19 = 0,523 > e=0,411 по таб. П43 принимаем X = 0,4 Y = 1,459 n3 = 59,814 min-1 = 10/3 Вычислим динамическую грузоподъемность подшипника при Lh = 15*103часов, V=1, Kб = 1,6, Кт = 1, = 10/3 Стр = (XVFrB+YFaB)KбKт(6*10-5n3Lh)1/ = 13,19 кН По таб. П43 окончательно принимаем подшипник 7211 легкой серии d = 55 мм D = 100 мм Tmax = 23 мм С = 56,8 кН nпр > 4*103 min-1 8. Выбор смазки Для тихоходных и среднескоростных редукторов смазки зубчатого зацепления осуществляется погружением зубчатого колеса в масляную ванну кратера, объем которой Vk=0,6Р3 =1,8 л. V = 1,08 м/с. Масло И-100А, которое заливается в кратер редуктора с таким расчетом, чтобы зубчатое колесо погрузилось в масло не более чем на высоту зуба.
|