|
Проектирование привода к шнеку
Проектирование привода к шнеку
Министерство науки и образования РК Карагандинский государственный технический университет Кафедра САПР Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Основы конструирования и автоматизации проектирования» Тема: «Проектирование привода к шнеку» Руководитель ___________ ____________ __________ (оценка) (подпись) (дата) Студент___________ __________(подпись) (дата)Караганда 2009Содержание1 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода1.1 Определение общего КПД привода1.2 Определение требуемой мощности электродвигателя1.3 Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступеням1.4 Кинематический и силовой расчёт привода2 Расчет зубчатых колес редуктора 3 Предварительный расчет валов редуктора3.1 Быстроходный вал3.2 Тихоходный вал4 Конструктивные размеры шестерни и колеса5 Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора6 Расчет цепной передачи7 Первый этап эскизной компоновки редуктора8 Проверка прочности шпоночных соединений8.1 Быстроходный вал8.2 Тихоходный вал9 Выбор муфты10 Второй этап компоновки редуктора11 Вычерчивание редуктора12 Выбор основных посадок деталей13 Выбор сорта масла14 Описание сборки редуктора15 Список используемой литературы1. Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода1.1 Определение общего КПД приводаОбщий КПД привода равен произведению КПД отдельных передач и их элементов.зобщ. = зц.п.·зз.п.·(зп.к.)3·зм. = 1.2 Определение требуемой мощности электродвигателяМощность на валу рабочего органа Рвых = 5 кВтТребуемая мощность электродвигателяРтр = = кВтПо Ртр электродвигателя выбираем электродвигатель согласно условию:Рдв ? РтрРдв = 7,5 кВт1.3 Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступенямЧастота вращения рабочего органаnвых = 120 Принимаем синхронную частоту вращения двигателя nс = 1000 , тогда асинхронная частота вращения вала электродвигателяnдв = nс·(1-) = Общее передаточное число привода равно произведению передаточных чисел отдельных передачuобщ = uред ·uц.п. = = Принимаем для цепной передачи uц.п= 3Находим:uред = = Принимаем ближайшее стандартное значение uред.ст. = 2,5Тогда фактическое значение передаточного числа цепной передачи будет равноUц.п.ф. = = Все полученные данные заносим в таблицу:Таблица 1|
Рдв, кВт | 7,5 | | Ртр, кВт | 5,81 | | nc, | 1000 | | s % | 3,2 | | Типоразмер | 132М6 | | nдв | 968 | | nвых | 120 | | uобщ | 8,06 | | uред.ст. | 2,5 | | uц.п.ф. | 3,22 | | | 1.4 Кинематический и силовой расчёт привода1.4.1 Вал электродвигателяРтр = 5,81 кВтnдв = 968Угловая скорость:щдв = = Вращающий момент:Тдв = = Нм1.4.2 Вал I - быстроходныйn1 =nдв = 968щ1 =щдв = 101,32Т1 = Тдв· зм.· зп.к. = Нм1.4.3 Вал II - тихоходныйn2 = = щ2 == Т2 = Т1· uред.ст.·зп.к.·зз.п. = Нм1.4.4 Вал III - рабочего органаn3 = щ3 = Т3 = Т2·uц.п.ф.• зц.п..·зп.к. = Нм2. Расчет зубчатых колес редуктораВыбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость HB 230; для колеса - сталь 45, термическая обработка - улучшение, но твердость на 30 единиц ниже - HB 200.Допускаемые контактные напряжения ,=2HB+70где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.KHL- коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL=1; коэффициент безопасности =1,10.Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение: ;для шестерни МПа;для колеса МПаТогда расчетное допускаемое контактное напряжениеМПаТребуемое условие выполнено.Коэффициент =1,25.Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстояниюМежосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формулеa=112ммНормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:mn= =Принимаем mn =1,25мм.Примем предварительный угол наклона зубьев и определим числа зубьев шестерни и колесаПринимаем z1=50, тогда z2=z1*u=Уточненное значение угла наклона зубьевОсновные размеры шестерни и колеса:диаметры делительные:Проверка: ммдиаметры вершин зубьев:диаметры впадин зубьев: - 2,5 mn = мм-2,5 mn = ммширина колеса b2=шbaaw=мм;ширина шестерни b1=b2+5мм =мм.Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:шbd=Окружная скорость колес и степень точности передачиПри такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности.Коэффициент нагрузки KH=KHвKHбKHн;KHв=1,08; KHб=1,08; KHн=1,0KH =1,08•1,08•1,0=1,166Проверка контактных напряженийСилы, действующие в зацеплении:окружная радиальная осевая Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:Здесь коэффициент нагрузки KF=KFвKFн. При шbd=0,78, твердости HB?350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор KFв=1,17, KFн=1,3.KF=1,17•1,3=1,52; YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zн:у шестерни у колеса YF1= 3,64 YF2=3,60Допускаемое напряжение;Для шестерни МПа; для колеса МПа. [SF]=[SF]'[SF]"- коэффициент безопасности, где [SF]'=1,75, [SF]"=1. Следовательно, [SF]=1,75.Допускаемое напряжение:для шестерни для колеса Находим отношения для шестерни для колеса Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Определяем коэффициенты Yв и KFб:для средних значений коэффициента торцового перекрытия еб=1,5 и 8-й степени точности KFб=0,92Проверяем прочность зуба колеса:МПа <[уF2] =206МПа.Условия прочности выполняются.3. Предварительный расчет валов редуктораПредварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.3.1 Быстроходный валдиаметр выходного конца при допускаемом напряжении [фк]=25 МПаТак как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dв1.dв1= (0,75…1,15) dдв =(0,75…1,15) *38 =(28,5…43,7)ммУ подобранного электродвигателя диаметр вала dдв =38мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dдв =38мм, и dв1 =35мм. Примем под подшипниками dп1 = dв1 +5=35+5=40мм ,dпер =мм, df1 =60,88мм, d1=64мм, dа1=66,5 мм.Рисунок 3.1- Конструкция ведущего вала3.2 Тихоходный валУчитывая влияние изгиба вала от натяжения цепи, принимаем [фк]=20 МПа.Диаметр выходного конца валаПринимаем ближайшее большее значение dв2 =35 мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем dп2 = dв2 +5=35+5=40мм, под зубчатым колесомdк2 = dп2 +5=40+5=45мм, dпер = dк2 +5=50мм.Рисунок 3.2 - Конструкция ведомого вала4. Конструктивные размеры шестерни и колесаШестерню выполняем за одно целое с валом; d1 = 64мм; dа1 = 66,5мм; df1=60,88мм; b1 =50 мм;Колесо кованое d2 =160 мм; da2 = 162,5мм; df2 = 156,88мм; b2 = 45мм.Диаметр ступицы dст = 1,6dк2 = 1,6*45=72мм; длина ступицы lcт = (1,2ч1,5) dк2 =(1,2ч1,5)·45=54ч67,5 мм, принимаем lcт =65мм.Толщина обода д0 =(2,5 ч 4)mn = (2,5 ч 4)·1,25=3,125ч5мм, принимаем д0 = 8 мм.Толщина диска С = 0,3 • b2 = 0,3·45=13,5мм, принимаем С = 14 мм5. Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктораТолщина стенок корпуса и крышки: д = 0,025aw+1 = 0,025·112+1=3,8 мм, принимаем д = 8 мм; д1 = 0,02аw + 1 = 0,02·112 + 1=3,24 мм, принимаем д1 = 8 мм.Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:верхнего пояса корпуса и пояса крышкиb = 1,5 д = 1,5·8=12мм; b1 = 1,5 д1 = 1,5·8=12мм;нижнего пояса корпусаp = 2,35 д = 2,35·8=18,8мм; принимаем p = 19 мм.Диаметры болтов:фундаментных d1=(0,03 ч 0,036)aw+12=(0,03 ч 0,036)·112 +12=15,36 ч16,03мм; принимаем болты с резьбой М16;крепящих крышку к корпусу у подшипников d2=(0,7ч0,75)d1=(0,7ч0,75)·16=11,2ч12 мм ; принимаем болты с резьбой М 12;соединяющих крышку с корпусом d3=(0,5ч0,6)d1= (0,5ч0,6)·16=8ч9,6мм; принимаем болты с резьбой М10.6. Расчет цепной передачиВыбираем приводную роликовую однорядную цепь.Вращающий момент на ведущей звездочке Т2 = 133,55·103Н•мм.Передаточное число было принято ранее uц =3,22Число зубьев: ведущей звездочки z3=31-2uц =31-2·3,22=24,56;ведомой звездочки z4= z3uц =25·3,22=80,5.Принимаем z3=25 и z4 =81Тогда фактическоеuц = Отклонение% = -0,621%, что допустимо.Расчетный коэффициент нагрузкиKэ=kдkаkнkрkсмkп=1·1·1·1,25·1·1=1,25,где kд =1- динамический коэффициент при спокойной нагрузке; kа =1 учитывает влияние межосевого расстояния; kн =1- учитывает влияния угла наклона линии центров; kр учитывает способ регулирования натяжения цепи; kр=1,25 при периодическом регулировании натяжения цепи; kсм=1 при непрерывной смазке; kп учитывает продолжительность работы в сутки, kп=1Для определения шага цепи надо знать допускаемое давление [p] в шарнирах цепи. Ведущая звездочка имеет частоту вращенияn2 =387,2об/мин. Среднее значение допускаемого давления при n ? 400об/мин [p] =19 МПа.Шаг однородной цепи (m = 1)Подбираем по ГОСТ 13568-75, t =19,05 мм; разрушающая нагрузка Q ? 31,8кН; масса q =1,9кг/м; Аоп =105,8 мм2.Скорость цепим/с.Окружная силаДавление в шарнире проверяем по формулеУточняем допускаемое давление [p]=20 [1+0,01(z3-17)]= 20[1+0,01(25-17)]=21,6 МПа. Условие p < [p] выполнено.Определяем число зубьев цепи:где ; Тогда.Округляем до четного числа 154.Уточняем межосевое расстояние цепной передачиОпределяем диаметры делительных окружностей звездочек;.Определяем диаметры наружных окружностей звездочекгде d1=11,91 мм - диаметр ролика цепи;Силы, действующие на цепь:окружная Ftц= ;от центробежных сил Fv=qv2=1,9·3,072 =18 H;от провисания Ff =9,81kfqaц= 9,81·1,5·1,9·946,29·10-3 =26,46Н, где kf = 1,5 при угле наклона передачи .Расчетная нагрузка на валыFв=Ftц + 2Ff = Н.Проверяем коэффициент запаса прочностиЭто больше, чем нормативный коэффициент запаса [s] ? 8,9; следовательно, условие s > [s] выполнено.Размеры ведущей звездочки: ступица звездочки dст= 1,6·35=56мм; lcт = (1,2ч1,6) ·35=42ч56 мм; принимаем lcт = 50 мм;толщина диска звездочки 0,93Ввн = 0,93·12,7=11,81мм, где Ввн - расстояние между пластинками внутреннего звена.7. Первый этап эскизной компоновки редуктораКомпоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес и звездочки относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.Компоновочный чертеж выполняется в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; желательный масштаб 1 : 1, чертить тонкими линиями.Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную линию; затем две вертикальные линии - оси валов на расстоянии аw = 112 мм.Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое с валом.Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:a) принимаем зазор между торцом ступицы колеса и внутренней стенкой корпуса А1 = 1,2д =1,2*8=9,6 мм, принимаем А1=10мм;b) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = д = 8 мм;c) принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А= д =8 мм.Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники средней серии;габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадкиподшипников dп1 =40 мм, dп2 =40 мм.Таблица 7.1|
Условное обозначение подшипника | d | D | B | Грузоподъемность, кН | | | Размеры, мм | C | C0 | | 208 | 40 | 80 | 18 | 32 | 17,8 | | | Решаем вопрос о смазывании подшипников. Смазка подшипников осуществляется разбрызгиванием масла из ванны редуктора. Расстояние от внутренней стенки редуктора до подшипников принимаем равным y = 2 мм. Измерением находим расстояние на ведущем валу l1=53,5мм и на ведомом валу l2 = 53,5 мм.8. Проверка прочности шпоночных соединенийШпонки призматические со скруглёнными концами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок - по ГОСТ 23360-78Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.Напряжения смятия и условие прочности по формуле:Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице МПа, при чугунной МПа.8.1 Быстроходный вал8.1.1 Проверяем шпоночное соединение под полумуфтойd = 35мм;bh = 10Ч8 мм;t1= 5 мм;длина шпонки l = 50 мм (при длине ступицы полумуфты МУВП 58 мм);момент на быстроходном валу Т1= Нмм;Материал полумуфт МУВП - чугун марки СЧ 20.8.2 Тихоходный вал8.2.1 Проверяем шпоночное соединение под зубчатым колесомd= 45мм;bh=14Ч9 мм;t1=5,5 мм;длина шпонки l=56 мм (при длине ступицы колеса 65 мм);момент на тихоходном валу Т2=133,55·103 Н·мм;Материал колеса - сталь 458.2.2 Проверяем шпоночное соединение под звездочкойd=35 мм;bh= 10Ч8мм;t1=5 мм;длина шпонки l=40мм (при длине ступицы звездочки 50мм);момент на тихоходном валу Т2= Нмм;Обычно звездочки изготовляют из термообработанных углеродистых или легированных сталей.Условие выполнено.9. Выбор муфтыДля соединения быстроходного вала редуктора с валом электродвигателя выбираем муфту по величине расчетного крутящего момента:,где - расчетный крутящий момент,- номинальный момент,К- коэффициент режима работы привода,[T] - допускаемый крутящий момент.При постоянной нагрузке принимаем К =1,5Номинальный момент Т1 = 55,63Нм =1,5·55,63=83,45 НмВыбираем полумуфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 для диаметра выходного конца быстроходного вала dв1 =35 мм и с крутящим моментом [T] =250 Hм.=83,45 < [T] =250 Hм.10. Второй этап компоновки редуктораВторой этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.Примерный порядок выполнения следующий.Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденными ранее (2). Шестерню выполняем заодно целое с валом.Конструируем узел быстроходного вала:a) наносим осевые линии, удаленные от середины редуктора на расстояние l1. Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения;b) вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными прокладками (толщиной ~ 1мм) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем свидетельствует вырыв на плоскости разъема.c) Переход вала 40мм к присоединительному концу 35мм выполняют на расстоянии 10-15мм от торца крышки подшипника так, чтобы ступица полумуфты не задевала за головки болтов крепления крышки.Длина присоединительного конца вала 35 мм определяется длиной ступицы полумуфты.Аналогично конструируем узел тихоходного вала. Обратим внимание на следующие на следующие особенности:a) для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки - с другой; место перехода вала от 45 мм к 40 мм смещаем на 2-3 мм внутрь колеса, чтобы гарантировать прижатие распорной втулки к торцу колеса;b) отложив от середины редуктора расстояние l2, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники;c) Вычерчиваем крышки подшипников с прокладками и болтами;На быстроходном и тихоходном валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5-10 мм меньше длин ступицы.11. Вычерчивание редуктораРедуктор вычерчивают в двух проекциях на листе формата А1(594*841 мм) в масштабе 1:1 с основной надписью и спецификацией.12. Выбор основных посадок деталейПосадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347-82.Посадка звездочки цепной передачи на вал редуктора .Шейка валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6. отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по H7.Посадка распорного кольца на вал .13. Выбор сорта маслаСмазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны V определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V =0,25дм3·5,81=1,45дм3Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях и скорости v = 3,24м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28•10-6 м2/с. Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1. 14. Описание сборки редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:на быстроходный вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100єС;в тихоходный вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепят крышку к корпусу.После этого на тихоходный вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжетные уплотнения. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.Далее на конец тихоходного вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, устанавливают звездочку и закрепляют ее торцовым креплением; винт торцового крепления стопорят специальной планкой.Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.Заливают в корпус масло и закрепляют смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.15. Список используемой литературы1. Чернавский С.А., Боков К.Н. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1987г.2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985г.
|
|