Проектирование редуктора
Проектирование редуктора
Содержание Введение 1Пояснительная записка Назначение и выбор конструкции редуктора Выбор сорта масла Выбор посадок Сборка редуктора 2 Расчетная часть проекта Исходные данные для проектирования Содержание расчета Выбор электродвигателя и кинематический расчет Расчет редуктор Предварительный расчет валов редуктора Конструктивные размеры шестерни и колеса Конструктивные размеры корпуса редуктора Расчет открытой передачи Проверка долговечности подшипников Проверка прочности шпоночных соединений Уточнённый расчет валов Список используемой литературы Введение В современное время развитие народного хозяйства зависит от машиностроения. Для современного машиностроения характерно: * Повышение требований к техническому уровню * Повышение требований к качеству и надежности * Увеличение сроков долговечности техники Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: * Высокая производительность * Надежность * Технологичность * Ремонтопригодность * Минимальные габариты и масса * Удобство эксплуатации * Экономичность * Техническая эстетика Все эти требования учитывают в процессе проектирования. При расчетах, конструировании и изготовлении машин должны строго соблюдаться государственные стандарты (ГОСТы), отраслевые стандарты(ОСТы), стандарты предприятий(СТП).Основы надежности закладываются при проектировании изделия, при выборе оптимальных вариантов конструкции. В данном курсовом проекте сконструирован привод подвесного конвейера. Привод состоит из цилиндрического редуктора и конической передачи. В пояснительной записке выполнены геометрические и прочностные расчеты механических передач, валов, подобраны подшипники, выполнен их расчет на долговечность. В графической части курсового проекта выполнен сборочный чертеж редуктора, рабочие чертежи ведомого вала и зубчатого колеса. 1. ПОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА 1.1 Назначение и выбор конструкции редуктора Редуктором называют механизм, выполненный в виде самостоятельного агрегата с целью понижения частоты вращения ведомого вала и увеличения вращающего момента на ведомом валу. Редуктор состоит из зубчатых или червячных колес, валов, подшипников, крышек подшипников, корпуса и др. Редукторы широко применяют в приводах различных рабочих машин в разных отраслях машиностроения. Соединение редуктора с двигателем осуществляется с помощью муфты или ременных и цепных передач. Редукторы классифицируют по типам, типоразмерам и исполнениям. Тип редуктора определяют- по виду применяемых зубчатых передач и порядку их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному, по числу ступеней передачи и по расположению геометрической оси тихоходного вала в пространстве. Редукторы бывают цилиндрические, конические, коническо - цилиндрические, червячные, червячно - цилиндрические, цилиндрическо - червячные, планетарные, волновые и т.д. По числу ступеней передач различают редукторы одноступенчатые, двухступенчатые, трехступенчатые. По расположению геометрической оси тихоходного вала в пространстве различают редукторы: горизонтальные и вертикальные. Типоразмер редуктора определяет тип и главный размер тихоходной ступени для цилиндрических и червячных передач главным параметром является межосевое расстояние, конической - внешний делительный диаметр. Другими параметрами зубчатых редукторов являются коэффициент ширины зубчатых колес, модули зубчатых колес, углы наклона зубьев, а для червячных редукторов дополнительно коэффициент диаметра червяка. Исполнение редуктора определяют передаточное число, вариант сборки, форма концевых участков валов. Основная энергетическая характеристика редуктора - номинальный вращающий момент на тихоходном валу. Цилиндрические редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых параллельны. Наиболее распространены вертикальные и горизонтальные цилиндрические ре-дукторы с прямыми и шевронными зубьями. Максимальное передаточное число одноступенчатого цилиндрического редуктора по ГОСТу равно 12,5. Высота одноступенчатого редуктора с таким или близким к нему передаточным числом больше, чем двухступенчатого с тем же значением. По-этому практически редукторы с передаточным числом, близким к максимальному, применяют редко, ограничиваясь 6. Выбор горизонтальной и вертикальной схемы для редукторов всех типов обу-словлен удобством общей компоновки привода. 1.2 Выбор сорта масел Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба. Контактное напряжение и средняя окружная скорость колес ун=487,13 МПа х=0,62 м/с Кинематическая вязкость приблизительно равна 40*10-6 м/с (1.табл.10.8). Принимаем масло индустриальное И-40А (1.табл.10.10). Подшипники смазываем пластичным смазочным материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при монтаже. Принимаем солидол марки УС-2(1.табл.9.14) Объем заливаемого масла вычисляем по формуле Vм=0,6*Pтр. Vм=0,5*3,3=1,65 дм3=1,65 л Уровень масла hм, мм, вычисляем по формуле hм= Vм/(a*b), где a,b-размеры рабочей камеры, м; a=2,8 дм3 (по построению); b=1,3 дм3 (по построению). hм= 1,65/(2,8*1,3)=0,45 дм=45 мм 1.3 Выбор посадок Посадка шестерни и колеса на вал H7/t6 (ГОСТ 25347-82). Посадка муфты на вал редуктора H7/p6 (ГОСТ 25347-82). Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по H7 (ГОСТ 25347-82). Следующие посадки принимаем, пользуясь справочными данными: Шейки валов под войлочные уплотнения выполняем с отклонением вала h8. 1.3 Сборка редуктора Перед сборкой внутреннюю полость редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: В ведущий вал закладывают шпонку и напрессовывают шестерню до упора в бурт; на вал надевают кольца, маслоотражатели и напрессовывают шарикоподшипники, нагретые масле; в камеры вставляют распорные кольца. Аналогично монтируют ведомый вал. На корпус центруют крышку редуктора штифтами. Заворачивают подшипниковые крышки и закладывают войлочное уплотнение. Проверяют провинчиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны поворачиваться от руки) и закрепляют подшипниковые крышки с войлочным уплотнением болтами, крепят крышку редуктора. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, установленной техническими условиями. 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА 2.1 Исходные данные для проектирования Рисунок 1- Привод к подвесному конвейеру 1-двигатель; 2-МУВЗ; 3-цилиндрический редуктор; 4-коническая передача; 5-ведущие звездочки конвейера; 6-тяговая цепь. I,II,III,IV- валы, соответственно,- двигателя, быстроходный и тихоходный редуктора, рабочей машины. Таблица 1-Исходные данные |
Исходные данные | Значения величин | | Тяговая сила цепи F, кН | 5,5 | | Скорость грузовой цепи х, м/с | 0,55 | | Шаг грузовой цепи p, мм | 80 | | Число зубьев звездочки z | 9 | | Допускаемое отклонение скорости грузовой цепи д, % | 3 | | Срок службы привода L, лет | 6 | | |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ РАСЧЕТА 2.2.1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет Общий КПД привода з вычисляют по формуле з = з1* з2* (з3)2* з4 , где з1- КПД цилиндрического редуктора ,з1=0,98 (1.табл. 1.1.); з2- КПД конической передачи, з2=0,97 (1.табл. 1.1.); з3- КПД, учитывающий потери пары подшипников качения, з3=0,99 (1.табл. 1.1.); з4- КПД, учитывающий потери в опорах вала подвесного конвейера, з4=0,99 (1.табл. 1.1.). з=0,98*0,97*(0,99)2*0,99=0,92 Мощность на валу подвесного конвейера P, кВт, вычисляют по формуле P=F*х , где F -тяговая сила цепи, F=5,5 кH; х -скорость тяговой цепи, х=0,55 м/с. P=5,5*0,55=3,025 кВт Требуемую мощность электродвигателя Pтр., кВт, вычисляют по формуле Pтр. =P/ з Pтр.=3,025/0,92=3,3 кВт Частоту вращения вала подвесного конвейера n3, об/мин, вычисляют по формуле n3=(60*103*х)/(z*p) , где p- шаг грузовой цепи, p=80*10-3м; z- число зубьев, z = 9. n3=(60*103*0,55)/(9*80)=45,8 об/мин Угловую скорость щ3, рад/с, вычисляют по формуле щ3=р* n3/30 щ3=3,14*45,8/30=4,8 рад/с Выбираем электродвигатель 4А112MВ6У2 Pдв. = 4,0 кВт nдв. =1000 об/мин (1.табл. П1) s = 5,1% dдв.= 32 мм (1.табл.П2) Номинальную частоту вращения электродвигателя nдв., об/мин, вычисляют по формуле nдв. =n-s nдв. =1000-51=949 об/мин Угловую скорость электродвигателя щдв., рад/с, вычисляют по формуле щдв.= р* nдв. /30 щдв.=3,14*949/30=99,3 рад/с Общее передаточное отношение i вычисляют по формуле i = щдв. /щ3 i =99,3/4,8=20,68 Принимаем iред,= 4 (1.стр.36). Передаточное число открытой передачи iо.п. вычисляют по формуле iо.п. = i / iред, iо.п. =20,68/4?5 Таблица 2 - Частоты вращений и угловые скорости валов редуктора и вала подвесного конвейера Вал A n1=nдв.=949 об/мин щ1=щдв.=99,3рад/с Вал B n2=n1/ iо.п.=237,3 об/мин щ2= щ1/ iо.п.=24,83 рад/с Вал C n3=47,5 об/мин щ3=4,8 рад/с Вращающий момент на валу шестерни T1, H*м , вычисляют по формуле T1=Pтр./ щ1 T1=3300/99,3=33,2 H*м Вращающий момент на валу колесаT2,H*м, вычисляют по формуле T2=T1* iред T2=33,2*4=132,8 H*м Вращающий момент на валу колеса конической передачи T3,H*м, вычисляют по формуле T3=T2* iо.п. T3=135,9*5=664 H*м 2.2.2 Расчет редуктора Принимаю для шестерни 40ХН, термическая обработка-улучшение, твердость HB 280. Принимаю для колеса 40ХН, термическая обработка-улучшение, твердость HB 250. Допускаемое контактное напряжение [ун], МПа, вычисляют по формуле [ун]= ун lim b*KHL/[SH] , где ун lim b=2HB+70-предел контактной выносливости при базовом числе циклов; KHL-коэффициент долговечности, KHL=1; SH- коэффициент безопасности, SH=1,1. Допускаемое напряжение для шестерни [ун1], МПа, вычисляют по формуле [ун1]= (2*HB1+70)*KHL/[SH] [ун1]=(2*280+70)*1/1,1=572 МПа Допускаемое напряжение для колеса [ун2], МПа, вычисляют по формуле [ун1]= (2*HB2+70)*KHL/[SH] [ун1]=(2*250+70)*1/1,1=518 МПа Допускаемое контактное напряжение [ун], МПа, вычисляют по формуле [ун]=0,45*([ун1]+ [ун2]) [ун]=0,45*(572+518)=491 МПа Межосевое расстояние aщ, мм, вычисляют по формуле aщ=Kа*(iред.+1)*3v((T2*KHв)/( [ун]2*(iред.)2*шba)), где Kа-коэффициент для прямозубой передачи, Kа=49,5; iред.-передаточное число редуктора, iред.=4; T2-вращающий момент на ведомом валу, T3=132,8 Н*м; KHв-коэффициент учитывающий неравномерность распределения на-грузки по ширине венца, KHв=1; [ун] - допускаемое напряжение для материала колес, [ун]=491 МПа; шba-коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, шba=0,25. aщ=49,5*(4+1)*3?((132,8*1*103)/( 4912*42*0,25))=127,8 мм Принимаю aщ=125 мм (1.ст.36) Нормальный модуль зацепления mn, мм, вычисляют по формуле mn=(0,01?0,02)* aщ mn=(0,01?0,02)*125=(1,25?2,5) мм Принимаю mn=2 мм ( 1.ст.36) Число зубьев шестерни z1 вычисляют по формуле z1=(2* aщ)/ ((iред.+1)*mn) z1=(2*125)/(5*2)=25 Принимаю z1=25 Число зубьев колеса z2 вычисляют по формуле z2= z1* iред. z2=25*4=100 Принимаю z2=100 Уточняю iред.= z2/ z1 iред.=100/25=4 Делительные диаметры d1,d2, мм, вычисляют по формуле d1=mn* z1 d2=mn* z2 d1=2*25=50 мм d2=2*100=200 мм Проверка aщ=( d1+ d2)/2 aщ=(50+200)/2=125 мм Диаметры вершин зубьев da1, da2, мм, вычисляют по формуле da1= d1+2*mn da2= d2+2*mn da1=50+4=54 мм da2=200+4=204 мм Диаметр впадин зубьев df1, df2, вычисляют по формуле df1= d1-2,5*m df2= d2-2,5*m df1= 50-2,5*2=45 мм df2= 200-2,5*2=195 мм Ширину колеса b2, мм, вычисляют по формуле b2= шba* aщ b2=0,25*125?32 мм Ширину шестерни b1, мм, вычисляют по формуле b1= b2+5 b1=32+5=37 мм Коэффициент ширины шестерни по диаметру шbd вычисляют по формуле шbd=b1/d1 шbd=37/50=0,74 Окружную скорость колёс х, м/с, вычисляют по формуле х=щ2*d1/2 х=24,83*50*10-3/2=0,62 м/с Принимаю 8-ую степень точности (1.ст.32) Контактное напряжение ун, МПа, вычисляют по формуле ун=(310/ aщ)*?(T2*KH*(iред.+1)3)/(b2*(iред.)2)? [ун], где KH= KHб* KHв* KHх-коэффициент нагрузки, где KHб-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, KHб=1,06 (1.табл.3.4) KHв-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHв=1,025 (1.табл.3.5) KHх-динамический коэффициент, KHх=1,11.табл.3.6) KH=1,06*1,025*1,1=1,19 ун=(310/ 125)*?(132,8*1,19*(4+1)3*103)/(32*(4)2) ? [ун]=491 МПа ун=487,13 МПА< [ун]=491МПа Условие прочности выполнено Окружную силу Ft, H, вычисляют по формуле Ft=2*T1/d1 Ft=2*33,2*103/50=1328 H Радиальную силу Fr, H, вычисляют по формуле Fr= Ft*tgб, где б-угол зацепления, б=20о Fr=1328*tg20о=483 H Напряжение изгиба уf, МПа, вычисляют по формуле уf=( Ft*Kf*Yf* Yв* Kfб)/(b*mn)? [уf], где Kf= Kfв* Kfх-коэффициент нагрузки, где Kfв-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, Kfв=1,065 (1.табл.3.7) Kfх-динамический коэффициент, Kfх=1,2 (1.табл.3.8) Kf=1,065*1,2=1,23 Yf1- коэффициент формы зуба шестерни, Yf1=3,61(1.стр.42) Yf2- коэффициент формы зуба колеса, Yf2=3,60(1.стр.42) Kfб- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, Kfб=0,92 уf2=( Ft*Kf*Yf2* Kfб)/(b2*mn)? [уf] уf2= (1328*1,23*3,60*0,92)/(32*2)=84,5 МПа< [уf]=206 МПа Условие прочности выполнено 2.2.3 Предварительный расчет валов редуктора Ведущий вал Диаметр выходного конца dв1,мм, вычисляем по формуле dв1=3v (16*Tk1)/(р*[фk]), где Tk1 -вращающий момент на валу, Tk1=135,9 Н*м; [фk]-допускаемое напряжение на кручение, [фk]=25 МПа. dв1=3v(16*33,2*103/3,14*25=18,9 мм Принимаем dв1=30 мм Принимаем диаметр под подшипниками dп1=35 мм Ведомый вал Диаметр выходного конца dв2,мм, вычисляем по формуле dв2=3v (16*Tk2)/(р*[фk]) dв2=3v (16*132,8*103)/(3,14*25)=30 мм Принимаем dв2=35 мм Принимаем диаметр под подшипниками dп2=40 мм Принимаем диаметр под колесом dк2=45 мм 2.2.4 Конструктивные размеры шестерни и колеса Шестерня Шестерню выполняем за одно целое с валом Делительный диаметр шестерни d1=50 мм Внешний диаметр шестерни da1=54 мм Ширина шестерни b1=37 мм Колесо Делительный диаметр колеса d2=200 мм Внешний диаметр колеса da2=204 мм Ширина венца b2=32 мм Диаметр ступицы колеса dст, мм, вычисляем по формуле dст?1,6*dк2 dст?1,6*60=96 мм Принимаем dст=96 мм Длину ступицы колеса lст, мм, вычисляем по формуле lст?(1,2?1,5)* dк2 lст?(1,2?1,5)*40=(48?60) мм Принимаем lст=60 мм Толщину обода колеса д0, мм, вычисляем по формуле д0=(2,5?4)*mn д0=(2,5?4)*2=5?8 мм Принимаем д0=8 мм Толщину диска C, мм, вычисляем по формуле C=0,3* b2 C=0,3*32=9,6 мм Принимаем С=10 мм 2.2.5 Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщину стенок корпуса и крышки д, д1,мм, вычисляем по формулам: д=0,04*aщ+2 д1=0,032*aщ+2 д=0,04*250+1=12мм д1=0,032*250+1=10 мм Принимаем д= 12мм д1=10 мм Толщину верхнего пояса корпуса и крышки b, b1,мм, вычисляем по формуле b=b1=1,5* д b=b1=1,5*12=18 мм Толщину нижнего пояса p, мм, вычисляем по формуле p=1,5* д p=1,5*12=18 мм р2=(2,25?2,27) д р2=(2,25?2,27)12=15?33мм Принимаем p2=30 мм Диаметр фундаментных болтов d1, мм, вычисляем по формуле d1=(0,03?0,036)*aщ+12 d1=(0,03?0,036)*250+12=19,5?21 мм принимаю : d1=20мм Принимаем фундаментные болты с резьбой М20 Диаметр болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника, d2, мм, вычисляем по формуле d2=16мм d3=12мм 2.2.6. Расчет открытой передачи Принимаем для шестерни сталь 40Х, термическая обработка-улучшение, твердость HB 270. Принимаем для колеса сталь 40Х, термическая обработка-улучшение, твер-дость HB 245. Допускаемое контактное напряжение [ун], МПа, вычисляют по формуле [ун]= ун lim b*KHL/[SH] , где ун lim b=2HB+70-предел контактной выносливости при базовом числе цик¬лов; KHL-коэффициент долговечности, KHL=1; SH- коэффициент безопасности, [SH]=1,15. [ун]= 560*1/1,15=487 МПа Внешний делительный диаметр колеса de2, мм, вычисляют по формуле de2=Kd*3v(T3*KHв*i)/([уH]2*(1-0,5*шbRe)2* шbRe) , где Kd-для колес с прямыми зубьями, Kd=99; T3-вращающий момент на ведомом валу, T3=664 Н*м; KHв-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHв=1,35(1.табл.3.1.); i-передаточное число редуктора, i=4; [уH]-допускаемое напряжение для материала колес, [уH]=487 МПа; шbRe-коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию, шbRe=0,285. de2=99*3v(664*1,35*5*103)/(4872*(1-0,5*0,285)2*0,285)=444 мм Принимаем de2=450мм (1.ст.49) Число зубьев шестерни z1=25 Число зубьев колеса z2 вычисляют по формуле z2= z1* i z2=25*5=125 Внешний окружной модуль me, мм, вычисляют по формуле me= de2/ z2 me=450/125=3,6 Уточняем значение de2 de2= me* z2 de2=3,6*125=450 мм Углы делительных конусов д1, д2, в градусах, вычисляют по формулам ctg д1=i ctg д1=5 д1=11,3o д2=90o- д1 д2=90o-14,04o=78,7o Внешнее конусное расстояние Re, мм, вычисляют по формуле Re=0,5* me*v (z12+ z22) Re=0,5* 3,6*v (252+ 1252)=229,5 мм Ширину венца b, мм, вычисляют по формуле b= шbRe* Re b=0,285*229,5?65,4 мм Внешний делительный диаметр шестерни, de1, мм, вычисляют по формуле de1= me* z1 de1=3,6*25=900 мм Средний делительный диаметр шестерни d1, мм, вычисляют по формуле d1=2*( Re-0,5*b)*sin д1 d1=2*( 229,5-0,5*65,4)*sin (11,3o)=77,12 мм Внешний диаметр колеса dae2, мм, вычисляют по формуле dae2= de2+2* me*cos д2 dae2= 450+2* 3,6*cos (78,7?)=452 мм Средний окружной модуль m, мм, вычисляют по формуле m= d1/ z1 m=77,12/25=3,08 мм Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру шbd, вычисляют по формуле шbd=b/d1 шbd=65,4/77,12=0,85 Среднюю окружную скорость колёс х, м/с, вычисляют по формуле х=щ1*d1/2 х=99,4*77,12/2000=3,83 м/с Принимаем 7-ую степень точности. Контактное напряжение ун, МПа, вычисляют по формуле ун=(335/( Re-0,5*b) )*v(T3*KH*v(i2+1)3)/(b*i2)? [ун], где KH= KHб* KHв* KHх-коэффициент нагрузки, где KHб-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, KHб=1 (1.табл.3.4) KHв-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHв=1,27 (1.табл.3.5) KHх-динамический коэффициент, KHх=1 (1.табл.3.6) KH=1*1*1,27=1,27 ун=(335/ 196,8)*v(664*1,27*v(52+1)3*103)/(65,4*(5)2) ? [ун]=487 МПа ун=445,1 МПА< [ун]=487 МПа Условие прочности выполнено Окружную силу Ft, H, вычисляют по формуле Ft=2*T2/d1=2*T2* cos вn /( mn* z1) Ft=2*132,8*103/77,12=3444 Н Радиальную силу для шестерни равной осевой силе для колеса Fr1, Fа2, H, вычисляют по формуле Fr1= Fа2= Ft*tgб* cos д1, где б-угол зацепления, б=20о Fr1= Fа2=3444*tg20о*cos 11o=1230 H Осевую силу для шестерни равную радиальной силе для колеса Fа1, Fr2, Н, вычисляют по формуле Fа2= Fr1= Ft*tg б*sin д1 Fа1= Fr2=3444* tg 20о*sin 79о=1230 Н Напряжение изгиба уf, МПа, вычисляют по формуле уf=( Ft*Kf*Yf)/(b*m)? [уf], где Kf= Kfв* Kfх-коэффициент нагрузки, где Kfв-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, Kfв=1,49 (1.табл.3.7); Kfх-динамический коэффициент, Kfх=1 (1.табл.3.8). Kf=1,49*1=1,49 Эквивалентное число зубьев zх1, zх2, вычисляют по формулам для шестерни zх1= z1/ cos д1 для колеса zх2= z2/ cos д2 для шестерни zх1= 25/ cos 11о =26 для колеса zх2= 125/ cos 79о=655 Yf1- коэффициент формы зуба шестерни, Yf1=3,88(1.стр.42) Yf2- коэффициент формы зуба колеса, Yf2=3,60(1.стр.42) Допускаемое контактное напряжение [уf], МПа, вычисляют по формуле [уf]=(G0limb)/[Sf], где G0limb-предел контактной выносливости при базовом числе циклов для шестерни G0limb=1,8*270=490 МПа для колеса G0limb=1,8*245=440 МПа [Sf]-коэффициент безопасности, [Sf]=1,75(1.стр.344). Допускаемое напряжение [уf1], [уf2] вычисляют по формуле для шестерни [уf1]=490/1,75=280 МПа для колеса [уf2]=440/1,75=251 МПа Находим отношение [уf]/Yf для шестерни 280/3,88=72 МПА для колеса 251/3,60=70 МПа Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найдено меньшее отношение уf=( Ft*Kf*Yf2)/(b*m)< [уf] уf=( 3444*1,49*3,60)/(65,4*3,08)=91,7 МПа< [уf]=251 МПа Условие прочности выполнено 2.2.7 Проверка долговечности подшипников Таблица 3-Подшипники в редукторе Условное обозначение подшипника d D B C C0 мм кН 107 35 62 14 15,9 8,5 408 40 110 27 63,7 36,5 Ведущий вал Ft1=1328 H Fr1=483 H l1=0,05 м Вертикальная плоскость ?М2=0 Ry1*2*l1-Fr1*l1=0 Ry1= Fr1*l1/(2*l1) Ry1= 483*0,07/(2*0,07)=241,5 Н ?М1=0 Fr1*l1-Ry2*2*l1=0 Ry2= (Fr1*l1)/(2* l1) Ry2=(483*0,05)/(2* 0,05)=241,5 Н Проверка ?Fiy=0 - Ry2-Ry1+Fr1=0 -241,5-241,5+483=0 Горизонтальная плоскость Rx2= Rx1= Ft1/2 Rx2= Rx1=1328/2=664 Н Суммарную реакцию Pr, H, вычисляют по формуле Pr=v (Rx)2+ (Ry)2 Pr1=v6642+241,52=707 Н Pr2=v6642+241,52=707 Н Осевую нагрузку подшипников Pa, Н, вычисляют по формуле Pa=Fa1 Pa= 0 Н Рассмотрим правый подшипник Отношение Pa/ C0=0/8500=0 Отношение Pa/ Pr2=0/707=0<e Эквивалентную нагрузку Pэ2, Н, вычисляют по формуле Pэ2=V*Pr2*Kб*Kт, где V-коэффициент, V=1(1.П7); Kб- коэффициент, Kб=1,2(1.табл.9.19); Kт- коэффициент, Kт=1(1.табл.9.20). Pэ2= 1*707*1,2*1=848,4 Н Расчетную долговечность L2, млн.об, вычисляют по формуле L2=(C/Pэ2)3, где C-динамическая грузоподъемность, C=15,9 кН (табл.2). L2=(15,9/0,85)3=6 500 млн.об. Расчетную долговечность Lh2, ч, вычислят по формуле Lh2=(L2*106)/(60*n), где n-частота вращения ведущего вала, n=949 об/мин (табл.1). Lh2=(6 500*106)/(60*949)? 115 000ч Данная долговечность приемлема Ведомый вал Ft2=1328 H Ft3=3444 H l3=0,08 м Fr2=483 H Fr3=1230 H d3/2= 0,039 м l2=0,05 м Fa3=1230 H Вертикальная плоскость ?М4=0 -Ry3*2*l2+Fr2*l2-Fr3*l3+Fa3*d3/2=0 Ry3= (Fr2*l2-Fr3*l3+Fa3*d3/2)/ (2*l2) Ry3= (483*0,05-1230*0,08+1230*0,039)/ (2*0,05)= -262,8 Н ?М3=0 Ry4*2*l2-Fr2*l2-Fr3*(l3+2* l2)+Fa3*d3/2=0 Ry4= (Fr2*l2+Fr3*(l3+2* l2)-Fa3*d3/2)/ (2*l2) Ry4= (483*0,05+1230*(0,08+2*0,05)-1230*0,039)/ (2*0,05)=1975,8 Н Проверка ?Fiy=0 Ry3+Ry4- Fr2- Fr3 = 0 -262,8+1975,8 - 483 -1230 = 0 Горизонтальная плоскость ?М4=0 Rx3*2*l2-Ft2*l2-Ft3*l3=0 Rx3= (Ft2*l2+Ft3*l3)/( 2*l2) Rx3=(1328*0,05+3444*0,08)/( 2*0,05)=3419,2 Н ?М3=0 Rx4*2*l2+Ft2*l2-Ft3*(l3+2*l2)=0 Rx4=(Ft3*(l3+2*l2)- Ft2*l2)/( 2*l2) Rx4= (3444*(0,08+2*0,05)- 1328*0,05)/( 2*0,05)=5535,2 Н Проверка ?Fix=0 -Rx3+Rx4+Ft2- Ft3 = 0 -3419,2+5535,2+1328-3444=0 Суммарную реакцию Pr, H, вычисляют по формуле Pr=v (Rx)2+ (Ry)2 Pr3=v3419,22+262,82=3429 Н Pr4=v5535,22+1975,82=5877 Н Осевую нагрузку подшипников Pa, Н, вычисляют по формуле Pa=Fa3 Pa= 1230 Н Рассмотрим правый подшипник Отношение Pa/ C0=1230/36500=0,033 Отношение Pa/ Pr4=1230/5877=0,21<e=0,24 Эквивалентную нагрузку Pэ4, Н, вычисляют по формуле Pэ4=V*Pr4*Kб*Kт, где V-коэффициент, V=1(1.П7); Kб- коэффициент, Kб=1,2(1.табл.9.19); Kт- коэффициент, Kт=1(1.табл.9.20). Pэ4= 1*5877*1,2*1=7052 Н Расчетную долговечность L4, млн.об, вычисляют по формуле L4=(C/Pэ4)3, где C-динамическая грузоподъемность, C=63,7 кН (табл.2). L4=(63,7/7,052)3= 737 млн.об. Расчетную долговечность Lh4, ч, вычислят по формуле Lh4=(L4*106)/(60*n), где n-частота вращения ведомого вала, n=237,3 об/мин(табл.1). Lh4=(737*106)/(60*237,3)? 52 000 ч Данная долговечность приемлема 2.2.8 Уточненный расчет валов Принимаем для валов Сталь 45, термическая обработка-нормализация. Пределы выносливости у-1, ф-1, МПа вычисляют по формуле у-1=0,43*[ув] ф-1=0,58* у-1, где [ув]-предел прочности, [ув]=570 МПа (1.табл.3.3). у-1=0,43*570=245 МПа ф-1=0,58*245=142 МПа Ведущий вал Сечение А-А (под муфтой) Концентрация напряжений вызвана наличием шпоночной канавки. Изгибающий момент М1, Н*мм, по ГОСТ 16162-78 вычисляют по формуле М1=2,5*vT1*(L/2), где L-длина посадочного участка полумуфты, L=0,08 м. М1=2,5*v33,2*1000*(0,08/2)=18,2 Н*мм Момент сопротивления сечения W1, мм3, вычисляют по формуле W1=р*(dв1)3/32-(b1*t1*(dв1-t1)2/(2*dв1)), W1=3,14*(30)3/32-(10*5*(30-5)2/(2*30))=2,13*103 мм3 Амплитуду и максимальное напряжение цикла по нормальным напряжениям ух, МПа, вычисляют по формуле ух= уmax= М1/ W1 ух= уmax=18,2*103/2,13*103=8,5 МПа Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям sх вычисляют по формуле sу= у-1/(( kу/ еу)* ух), где kу=1,6 (1.табл.8.5); еу=0,88 (1.табл.8.8). sу= 245/((1,6/0,88)*22,2)=6,07 Момент сопротивления кручению Wк1, мм3, вычисляют по формуле Wк1=р*(dк1)3/16-(b1*t1*(dк1-t1)2/(2*dк1)), Wк1= 3,14*(30)3/16-(10*5*(30-5)2/(2*30))=4,23*103 мм3 Амплитуду и среднее напряжение цикла касательных напряжений фх, МПа, вычисляют по формуле фх= фm= фmax/2=0,5*T1/ Wк1 фх= фm= фmax/2=0,5*33,2*103/4,23*103=3,92 МПа Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям sф вычисляют по формуле sф= ф-1/(( kф/ еф)* фх+шффm), где kф=1,5 (1.табл.8.5); еф=0,77 (1.табл.8.8); шф-коэффициент, шф=0,1. sф= 142/((1,5/0,77)*3,92+0,1*3,92)=17,15 Коэффициент запаса прочности s вычисляют по формуле s= (sу* sф)/(v( sу)2+( sф)2)?[s] s= (6,07*17,15)/(v(6,07)2+(17,15)2) = 5,72>[s]=2 Полученный коэффициент соответствует нормативам Ведомый вал Сечение Б-Б Концентрация напряжений вызвана напрессовкой подшипника. Суммарный изгибающий момент М2, Н*мм, вычисляют по формуле М2=v(Mx2)2+(My2)2, где Mx2, My2-изгибающие моменты под правым подшипником, Mx2=50,43*103 Н*мм My2=275,52*103 Н*мм М2=v50,43*103)2+(275,52*103)2=280*103 Н*мм Момент сопротивления сечения Wнетто2, мм3, вычисляют по формуле Wнетто2=р*(dп2)3/32 Wнетто2=3,14*(40)3/32)=6,28*103 мм3 Амплитуду и максимальное напряжение цикла по нормальным напряжениям ух, МПа, вычисляют по формуле ух= уmax= М2/ W2 ух= уmax=280*103/6,28*103=44,6 МПа Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям sх вычисляют по формуле sу= у-1/(( kу/ еу)* ух), где kу/ еу =2,7 (1.табл.8.7); sу= 245/(2,7*44,6)=2,04 Момент сопротивления кручению Wкнетто2, мм3, вычисляют по формуле Wкнетто2=р*(dп2)3/16 Wкнетто2= 3,14*(40)3/16=12,56*103 мм3 Амплитуду и среднее напряжение цикла касательных напряжений ух, МПа, вычисляют по формуле фх= фm= фmax/2=0,5*T2/ Wкнетто2 фх= фm= фmax/2=0,5*132,8*103/12,56*103=5,29 МПа Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям sф вычисляют по формуле sф= ф-1/(( kф/ еф)* фх+шффm), где kф/ еф =2,02 (1.табл.8.7); шф-коэффициент, шф=0,1. sф= 142/(2,02*5,29+0,1*5,29)=12,7 Коэффициент запаса прочности s вычисляют по формуле s= (sу* sф)/(v( sу)2+( sф)2)?[s] s= (2,04*12,7)/(v(2,04)2+(12,7)2)=2,02>[s]=2 Полученный коэффициент соответствует нормативам Таблица 4-Коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях Опасные сечения А-А Б-Б Коэффициент запаса прочности s 5,72 2,02 Во всех сечениях s>[s]=2 2.2.9 Проверка прочности шпоночных соединений Шпонка под полумуфтой dв1=30 мм b?h?l= 10?8?60 t1=5 мм T1=33,2 Н*м Напряжение смятия усм, МПа, вычисляют по формуле усм=2*T2/( dв1*(h-t)*(l-b))? [усм] усм=2*33,2*1000/( 30*(8-5)*(60-10))=14,75 МПа< [усм] =120 МПа Условие прочности выполнено Шпонка под колесом dк2=45 мм b?h?l= 14?9?50 t=5,5 мм T2=132,8 Н*м усм=2*132,8*1000/( 45*(9-5,5)*(50-14))=46,8 МПа< [усм] =120 МПа Условие прочности выполнено Шпонка под конической шестерней dв2=35 мм b?h?l= 10?8?60 t=5 мм T2= 132,8 Н*м усм=2*132,8*1000/( 35*(8-5)*(60-10))= 50,6 МПа< [усм] =120 МПа Условие прочности не выполнено, ставлю 2 шпонки.
|