|
Расчет шарнирно-рычажных механизмов
Расчет шарнирно-рычажных механизмов
Расчет шарнирно-рычажных механизмов 1. Структурный анализ главного механизма рис.1 1.1 Кинематическая схема главного механизма (рис. 1) По формуле Чебышева определим число степеней подвижности механизма: W = 3n-2p5-p4=3*5-2*7-0 = 1, где 5 = n - число подвижных звеньев; p5=7 - число кинематических пар 5-го класса; 0= p4 - число кинематических пар 4-го класса. 1.2 Построение структурной схемы механизма (рис. 2) рис. 2 Выделим структурные группы (рис. 3): рис 3 группа из звеньев 4 и 5, первая в порядке образования механизма; группа из звеньев 2 и 3, вторая в порядке образования механизма; 1-й класс по Баранову; 2-й порядок. 2-й класс по Артоболевскому. 2. Кинематическое исследование главного механизма 2.1 Определение масштаба длин Для построения планов положения механизма необходимо определить масштаб длин по формуле: м/мм, где lOA = 0,044 м - истинная длина кривошипа (звено 1); 44 = ОА мм - отрезок, изображающий на кинематической схеме длину кривошипа (задан призвольно). Длины отрезков на чертеже: мм; мм; мм; мм; мм; мм; мм; мм; мм. 2.2 Построение кинематической схемы главного механизма В масштабе м/мм, строим кинематическую схему главного механизма в восьми положениях с общей точкой О, включая положения, где ползун 5 занимает крайнее верхнее и нижнее положения (прил. А, лист 1), разделив црх=195о и цхх=165о на 4 части каждый. 2.3 Построение планов скоростей Запишем векторные уравнения для построения планов скоростей структурных групп: а ) группа 2 - 3 (2.1) где VD=0, так как точка неподвижна, VА=щ1*lОА=6,385*0,044=0,28094 м/с, VВА?ВA, VВD?ВD, VВ3=VВ2, щ1===6,385 с-1 Масштабный коэффициент для построения планов скоростей определяем по формуле: м/с*мм, где 40 мм - отрезок, изображающий на плане скоростей величину скорости т.А (задан призвольно). Из плана скоростей находим: м/с; м/с; м/с; м/с; с-1; с-1; Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций: ; ; б) группа 4 - 5 (2.2) где VC0=0, V5-0РРу, VCB?СВ. Из плана скоростей находим: , м/с; , м/с; , с-1; м/с; Длину отрезка bs4 на планах скоростей находим из пропорции: . Результаты вычислений сводим в таблицу 1 Таблица 1 |
Положе ние | Рабочий ход | | | VBA | VBD | щ2 | щ3 | VS2 | VS3 | щ4 | VS4 | V5-0 | VCB | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 1 | 0,3255 | 0,182 | 1,904 | 1,04 | 0,203 | 0,0917 | 1,04 | 0,175 | 0,21 | 0,182 | | 2 | 0,147 | 0,238 | 0,86 | 1,36 | 0,266 | 0,13728 | 1,36 | 0,21 | 0,105 | 0,266 | | 3 | 0,147 | 0,2744 | 0,86 | 1,568 | 0,2625 | 0,138 | 1,56 | 0,1435 | 0,105 | 0,238 | | | Холостой ход | | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 5 | 0,245 | 0,231 | 1,433 | 1,32 | 0,2436 | 0,11616 | 1,312 | 0,1316 | 0,0875 | 0,2296 | | 6 | 0,147 | 0,3395 | 0,86 | 1,94 | 0,2905 | 0,17072 | 1,92 | 0,2485 | 0,252 | 0,336 | | 7 | 0,0315 | 0,2555 | 0,184 | 1,46 | 0,2065 | 0,12672 | 1,44 | 0,2345 | 0,28 | 0,252 | | |
2.3. Построение планов ускорений. Запишем векторные уравнения для построения плана ускорений структурных групп для положения №3 механизма: а)группа 2 - 3 (2.3) где аD=0, так как точка D неподвижна, м/с2, м/с2, м/с2, , . Масштабный коэффициент для построения плана ускорений определяем по формуле: м/с2*мм, где 60 мм - отрезок, изображающий на плане ускорений величину ускорения т.А (задан призвольно). Длины отрезков на плане ускорений: мм, мм. Из плана ускорений находим: м/с2 м/с2 м/с2 м/с2 м/с2. Длины отрезков as2 и ds3 на планах скоростей находим из пропорций: ; ; Угловые ускорения звеньев определяем по формулам: с-2; с-2; б)группа 4 - 5 где аС0=0, так как точка С0 неподвижна; , так как звено 5 совершает поступательное движение, щ5 =0 м/с2; , . Длины отрезков на плане ускорений: мм. Из плана ускорений находим: м/с2 м/с2 м/с2. Длину отрезка bs4 на плане ускорений находим из пропорции: . Угловое ускорение звена 4 определяем по формуле: с-2; 3. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА 3.1 Кинематическая схема зубчатой передачи Исходные данные: 3.2 Общее передаточное отношение зубчатой передачи Определим общее передаточное отношение зубчатой передачи и число зубьев . где где - передаточное отношение планетарного механизма; отсюда , округляем до целого Проверим для планетарной передачи условия: · соосности: · соседства: где- число блоков саттелитов (задаётся); - коэффициент высоты головки зуба. · сборки: где Q - любое целое число; L - наименьший общий делитель чисел и , в моём случае L=3. Условие сборки выполняется. 3.3 Синтез зубчатого зацепления Зубчатое зацепление состоит из колёс Считаем, что зубчатые колёса - прямозубые эвольвентные цилиндрические, нарезанные стандартным реечным инструментом. 3.3.1. Определяем: · коэффициенты смещения реечного инструмента из условия устранения подреза: для колеса для колеса так как · угол эксплуатационного зацепления По значению найдём угол · коэффициент воспринимаемого смещения · коэффициент уравнительного смещения · радиальный зазор ( - коэффициент радиального зазора); · межосевое расстояние · радиусы делительных окружностей · радиусы основных окружностей · радиусы начальных окружностей (проверка: ); · радиусы окружностей впадин где - коэффициент высоты головки; · радиусы окружностей вершин проверка: · толщину зубьев по делительной окружности · шаг зацепления по делительной окружности 3.3.2. Расчёт значений коэффициентов относительного удельного скольжения зубьев произведён по формулам: где и - отрезки, взятые по линии зацепления от точек и соответственно; . Результаты расчётов сведены в таблицу. |
, мм | 0 | 30,75 | 61,5 | 92,25 | 123 | 164 | 205 | 246 | 287 | 328 | 369 | | | | -4,5 | -1,5 | -0,5 | 0 | 0,375 | 0,6 | 0,75 | 0,857 | 0,9375 | 1 | | | 1,0 | 0,815 | 0,6 | 0,333 | 0 | -0,6 | -1,5 | -3 | -6 | -15 | | | |
По полученным значениям и построены графики изменения и . 3.3.3. Коэффициент перекрытия где (ab) - длина активной части линии зацепления. 4. Силовой расчет главного механизма Силовой расчет проведен для положения механизма №3(лист 3). группа 4 - 5 * силы тяжести звеньев: G4= m4*g=353,16 Н; G5= m5*g=392,4 Н; * силу производственного сопротивления по графику (лист 1): Рпс=7000 Н; * силы и моменты сил инерции звеньев: = m4*аs4=38,34 Н; = m5*аs5=51,6 Н; Н/м; 1) -? , ; Н; 2) -? , -? , ; Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле: Н/мм; Длины отрезков на чертеже: мм; мм; мм - пренебрегаем; мм - пренебрегаем; мм - пренебрегаем; Из плана сил находим: Н; Н; Н; 3) -? , ; Из плана сил находим: Н; 4); группа 2 - 3 * силы тяжести звеньев: G2= m2*g=196,2 Н; G3= m3*g=343,35 Н; * силы и моменты сил инерции звеньев: = m2*аs2=27 Н; = m3*аs3=19,53 Н; Н/м; Н/м; Н; 1) -? , ; Н; необходимо перенаправить; 2) -? , ; Н; 3) -? , -? , ; Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле: Н/мм; Длины отрезков на чертеже: мм; мм; мм - пренебрегаем; мм - пренебрегаем; мм - пренебрегаем; мм; мм - пренебрегаем; мм; Из плана сил находим: Н; Н; Н; начальное звено 1) Рур-? ; Н; Н; 2) Масштабный коэффициент для построения плана сил определяем по формуле: Н/мм; Длины отрезков на чертеже: мм; мм; Из плана сил находим: Н; Н/м; проверка Нм; Погрешность силового расчета составляет: . 5. Силовой расчет с учетом сил трения Выполнен на листе 3. Все масштабные коэффициенты сил совпадают с масштабными коэффициентами сил на силовом расчете без учета сил трения. Определяем силы и моменты трения группа 4-5 1) -? , ; Н; 2) из плана сил находим группа 2-3 1) -? , ; Н; 2) -? , ; Н; из плана сил находим начальное звено ; Н; КПД главного механизма равен: 6. Выбор электродвигателя Определяем работу сил полезного сопротивления Определяем работу сил полезного сопротивления на интеревале одного оборота главного вала (начального звена). Эта работа определяется как площадь , ограниченная графиком и осью абсцисс, умноженная на масштабы и : 6.1 Определяем требуемую мощность приводного электродвигателя где Т - время одного оборота главного вала, с; ; - КПД зубчатой передачи (принимаем ); - КПД главного механизма (. 6.2 Выбор электродвигателя по каталогу По каталогу асинхронных электродвигателей выбираем асинхронный электродвигатель 4АА63В4У3. - мощность электродвигателя; - синхронное число оборотов; - номинальное число оборотов; - момент инерции ротора электродвигателя. 6.3 Определение приведенного момента сил Приведенный момент сил тяжести и сил полезных сопротивлений рассчитываются для всех рассматриваемых положений механизма по формуле: По результатам расчёта строим график . |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | | 0 | 0 | 14,1489 | 7000 | 7000 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | 0 | 0,21 | 0,105 | 0,105 | 0 | 0,0875 | 0,252 | 0,28 | 0 | | | - | 180 | 180 | 180 | - | 0 | 0 | 0 | - | | | - | -1 | -1 | -1 | | 1 | 1 | 1 | - | | | - | 0 | 0 | 0 | - | 180 | 180 | 180 | - | | | - | 1 | 1 | 1 | - | -1 | -1 | -1 | - | | | 0 | 0,175 | 0,21 | 0,1435 | 0 | 0,1316 | 0,2485 | 0,2345 | 0 | | | - | 25 | 35 | 56 | - | 120,5 | 140,5 | 162 | - | | | - | 0,9063 | 0,81915 | 0,55915 | - | -0,50754 | -0,77162 | -0,95106 | - | | | 0 | 0,0917 | 0,13728 | 0,138 | 0 | 0,11616 | 0,17072 | 0,12672 | 0 | | | - | 55 | 64 | 77 | - | 102 | 112,5 | 124 | - | | | - | 0,57358 | 0,43837 | 0,22495 | - | -0,2079 | -0,38268 | -,5592 | - | | | 0 | 0,203 | 0,266 | 0,2625 | 0 | 0,2436 | 0,2905 | 0,2065 | 0 | | | - | 127 | 86 | 52 | - | 58 | 95,5 | 127 | - | | | - | -0,60182 | 0,06976 | 0,61566 | - | 0,52992 | -0,09585 | -0,60182 | - | | | 0 | 20,753 | -7,9165 | -97,587 | 0 | -6,4038 | -30,46 | -37,173 | 0 | | |
Углы между векторами сил и скоростей точек их приложения замерены на планах скоростей. 6.4 Определение приведенного момента инерции Приведенный момент инерции определяем из условия равенства в каждый момент времени кинетической энергии модели кинетической энергии машинного агрегата. Приведенный момент инерции рычажного механизма рассчитан по формуле: |
№ полож. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | | 0 | 0,0982 | 0,101 | 0,5095 | 0 | 0,0638 | 0,178 | 0,1607 | 0 | | |
6.5 Суммарный приведенный момент инерции агрегата Суммарный приведенный момент инерции агрегата равен сумме трёх слагаемых где - приведенный момент инерции ротора электродвигателя, : ( - осевой момент инерции ротора, взятый из каталога электродвигателя); - приведенный момент инерции зубчатых колёс редуктора и пары : где - момент инерции зубчатых колёс редуктора относительно своих осей, кг*с2; - массы зубчатых колёс ; - скорость оси сателлитов,м/с; - угловая скорость сателиттов, с-1; - угловая скорость вала двигателя, с-1; - угловая скорость i-го зубчатого колеса, с-1; к - число блоков сателиттов (принимаем к=3). Момент инерции зубчатых колёс вычисляем по формуле где - масса i - го зубчатого колеса равна (b=0,05 м - ширина венца зубчатого колеса; - удельный вес стали), - радиус делительной окружности (m = 5мм): Скорость оси сателлита где Угловая скорость блока сателлитов определена с использованием метода инверсии: откуда . 6.6 Исследование установившегося движения Предполагаем, что приведенный момент двигателя на рабочем участке механической характеристики электродвигателя можно описать параболой , где А и В - некоторые постоянные величины, которые определим по формулам: ; ; где - приведенный к звену 1 номинальный момент на роторе электродвигателя; - приведенная к звену 1 синхронная угловая скорость электродвигателя; - приведенная к звену 1 номинальная угловая скорость электродвигателя; 6.7 Определяем закон движения звена 1 Определяем закон движения звена 1 , используя формулу: ; где i=1,2,…12 - индекс соответствует номеру положения кривошипа; - угловой шаг. Задавшись с-1, последовательно ведем расчет для i=1,2,…12. Результаты расчетов представлены в табл. 9. Значения и взяты из табл. 7 и табл. 8. Искомые значения щ1 выделены в табл. 9. По этим значениям построен график зависимости (лист 3). По табл. 9 определяем с-1; с-1; с-1; Коэффициент неравномерности хода машины . Таблица 9. |
i п/п | | | | | 1 | 149,305 | 15,5 | 6,385 | | 2 | 149,335 | 19 | 6,394 | | 3 | 149,385 | 2 | 6,398 | | 4 | 149,465 | -47 | 6,385 | | 5 | 149,715 | -97 | 6,34 | | 6 | 149,345 | -34 | 6,312 | | 7 | 149,245 | -1,5 | 6,304 | | 8 | 149,305 | -7 | 6,3 | | 9 | 149,39 | -26 | 6,289 | | 10 | 149,41 | -35 | 6,267 | | 11 | 149,365 | -32 | 6,249 | | 12 | 149,235 | 0 | 6,243 | | |
7. Синтез кулачкового механизма 7.1 Определение закона движения толкателя Исходные данные: закон движения толкателя где h = 0,052 мм - ход толкателя; фазовые углы: - допустимый угол давления. Дважды аналитически проинтегрируем закон движения толкателя. Начальные условия: при Следовательно, При Определим параметр а из условия: Подсчитанные значения на интервале удаления с шагом приведены в таблице. |
, град | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | | | 0,2092 | 0,1497 | 0,0897 | 0,0299 | -0,0299 | -0,0897 | -0,1497 | -0,2092 | | | 0 | 0,0313 | 0,05214 | 0,0625 | 0,0625 | 0,05214 | 0,0313 | 0 | | | 0 | 0,0029 | 0,01031 | 0,02047 | 0,03153 | 0,04169 | 0,04912 | 0,052 | | |
При : Масштабные коэффициенты: Строим теоретический профиль кулачка, пользуясь методом инверсии. Радиус ролика . 7.2 Определение жёсткости замыкающей пружины Определяем жёсткость замыкающей пружины и усилие предварительного сжатия из условия , где - усилие предварительного сжатия пружины, Н; - масса толкателя; - угловая скорость кулачка; - аналог ускорения толкателя, м. Для этого строим график , проводим из начала координат касательную к графику, а затем прямую, ей параллельную, на расстоянии .( - ускорение толкателя, соответствующее точке касания М). Получим график для определения характеристик пружины. Жёсткость пружины: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Волгов В.А. Детали и узлы РЭА. -М.: Энергия. 2001. -656 с. 2 Устройства функциональной радиоэлектроники и электрорадиоэлементы: Конспект лекций. Часть I / М.Н. Мальков, В.Н. Свитенко. - Харьков:ХИРЭ. 2002. - 140 с. 3 Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования/ Под редакцией Р.Г. Варламова. - М.: Сов. Радио. 1999. - 480 с. 4 Фрумкин Г.Д. Расчет и конструирование радиоаппаратуры. - М.: Высшая школа. 1999. - 339 с.
|
|