|
Расчёт и конструирование привода
Расчёт и конструирование привода
Белорусский национальный технический университет КАФЕДРА: "ДЕТАЛИ МАШИН, ПТМ И М" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ДЕТАЛИ МАШИН" Тема "Расчёт и конструирование привода" БНТУ ПЗ Исполнитель Студент 2 курса ЭФ Группа 106332 Юревич Д.В. РУКОВОДИТЕЛЬ: Зарецкий В.П. Минск 2004 Содержание - 1. Описание привода
- 2. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
- 3. Крутящие моменты на валах привода
- 4. Расчет передач
- 4.1 Расчет зубчатой конической передачи с круговым зубом
- 4.2 Расчет цепной передачи
- 5. Предварительный расчет валов и выбор подшипников
- 6. Выбор муфт
- 7. Выбор смазки передач и подшипников
- 8. Расчет элементов корпуса
- 9. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений
- 9.1 Расчет шпонки под муфту на входном валу
- 9.2 Расчет шпонки под звездочку цепной передачи на выходном валу
- 9.3 Расчет шпонки под колесо на выходном валу
- 10. Уточненный расчет валов
- 10.1 Силы в зацеплении
- 10.3 Расчет быстроходного вала
- 11. Расчет подшипников по динамической грузоподъемности
- 11.1 Расчет подшипников быстроходного вала
- 11.2 Расчет подшипников тихоходного вала
- 12. Выбор посадок деталей, шероховатости поверхностей, предельных отклонений формы и расположение поверхностей
- 13. Порядок сборки редуктора
- Литература
- Приложение
1. Описание приводаПривод является неотъемлемой частью любой машины. Приводное устройство разработанное по предложенной схеме, состоит из электродвигателя, вращение от которого через редуктор и цепную передачу передается на вал рабочей машины. Большинство машин имеет небольшую частоту вращения, поэтому требуется понизить передачу вращающегося момента на нужное расстояние. Редуктор соединен с электродвигателем через компенсирующую муфту, которая уменьшает вредное воздействие неточности монтажа.Редуктор одноступенчатый. Передача коническая с круговым зубом. Валы установлены в подшипниках качения. Входной и выходной валы снабжены резиновыми манжетными уплотнениями установленными в крышках. Для упрощения сборки корпус редуктора выполнен разъемным.Общий коэффициент полезного действия привода,где ? КПД муфты (табл.2.2, стр.40 [10]);По табл.5.4, стр.74 [6]: ? КПД конической зубчатой передачи; ? КПД цепной передачи; ? КПД пары подшипников качения..Мощность на валу рабочей машиныкВт.Частота вращения вала рабочей машины мин-1.Требуемая мощность электродвигателя кВт.Назначаем предварительно передаточные числа передач привода (табл.5.5 и 5.6, стр.74 [6]),где ? передаточное число цепной передачи, ? передаточное число зубчатой конической передачи..Требуемая частота вращения электродвигателямин-1.2. Выбор электродвигателя и кинематический расчетВыбираем электродвигатель по табл.5.1, стр.70 [6] так чтобы , nc ближайшее к nтр.Электродвигатель 4А100S4У3 ГОСТ 19523 - 81:кВт ? мощность электродвигателя;мин-1 ? синхронная частота вращения; ? скольжение.Частота вращения ротора электродвигателя под нагрузкоймин-1.Фактическое общее передаточное число привода.Принимаем передаточное число зубчатой конической передачи Принимаем передаточное число цепной передачи.3. Крутящие моменты на валах приводаМощности на валах:? на валу электродвигателя кВт.? на входном валу редуктора (вал 1)кВт.? на выходном валу редуктора (вал 2)? на валу рабочей машины (вал 3)кВт.Частота вращения валов:вал 1мин-1 (быстроходный вал редуктора);вал 2мин-1;вал 3мин-1.Крутящие моменты на валах:вал 1Н•м;вал 2Н•м;вал 3Н•м;4. Расчет передач4.1 Расчет зубчатой конической передачи с круговым зубом4.1.1 Выбор материалаПо табл.9.6, стр.173 [6] принимаем:? шестерня: сталь 30ХГС, термообработка - улучшение, твердость 280НВ;? колесо: сталь 45, термообработка - улучшение, твердость 263НВ.4.1.2 Суммарное число циклов переменныхнапряжений за весь срок службыЧисло циклов для шестерниЧисло циклов для колеса.4.1.3 Определение допускаемых напряжений(формула 9.10, стр.151 [6])Пределы контактной выносливости для шестерни и колеса (табл.9.8, стр.174 [6]); ;SH=1,1 - коэффициент безопасности, определяется обработкой поверхностей (стр.151 [6]).Базовое число циклов для шестерни и зубчатого колеса (рис.9.11, стр.150 [6])циклов; циклов.Коэффициент долговечности KHL, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки, для шестерни и зубчатого колеса при и ;.Допускаемое контактное напряжение для шестерни и зубчатого колесаМПа;МПа.Для передачи с непрямыми зубьями принимаем условие допускаемого напряженияМПа.4.1.4 Определение допускаемых напряженийпри изгибе (формула 9.14, стр.152 [6]),где SF=1,9 - коэффициент безопасности;KFC - коэффициент, учитывающий влияние срока службы м режима нагружения, при твердости зубьев ?350 НВ (стр. 194 [7]),где NFG=4•106 ?, базовое число циклов переменных напряжений для любых сталей (стр. 194 [7]).Эквивалентное число циклов перемены напряжений для шестерни и зубчатого колеса; .Для длительно работающих передач при NFE1>NFG, NFE2>NFG принимаем КFL=1 (стр. 194 [7]).Допускаемое напряжение при изгибе для шестерни и зубчатого колесаМПа,МПа.4.1.5 Определение геометрических параметровзубчатой конической передачи с круговым зубомВнешний делительный диаметр конического колеса (формула 9.40, стр.162 [6]),где Кd=86 - числовой коэффициент;Т2=48,42•103 Н•мм - крутящий момент на зубчатом колесе рассчитываемой передачи;U=2,8 - передаточное число;[уН] =383 МПа - допускаемое контактное напряжение;шRE=0,285 - коэффициент длины зуба (стр.163 [6]);КНв=1,25 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (табл.9.17, стр.180 [6]).Требуемый внешний делительный диаметр конического колесамм.Принимаем по табл.9.5, стр.172 [6] при U=2,8 и dе2=160 мм ширину зубчатого венца конического колеса b=24 мм.Задаемся числом зубьев шестерни (стр.148 [6])z1=18.z2= z1•U=18•2,8=50,4.Принимаем z2=50.Уточняем передаточное число.Геометрические параметры зубчатых колес определяем по табл.9.15, стр.179 [6]:? внешний делительный диаметрмммм? внешний торцовый модуль; ;? внешнее конусное расстояниемм? ширина зубчатого колеса; ; ;? среднее конусное расстояниемм;? задаемся предварительно углом наклона зубьев;? средний нормальный модуль;? угол делительного конуса;? внешняя высота зубамм;? внешняя высота головки зуба,,где х1 - коэффициент радиального смещения;Тогдамм;мм;внешняя высота ножки зубамм;мм;угол ножки зубавнешний диаметр вершин зубьевмм;мм;средний делительный диаметр шестерни и колесамм;мм.4.1.6 Проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениямОкружная скорость зацеплениям/с.По табл.9.9, стр.175 [6] назначаем степень точности 8-я.Контактные напряжения (стр.187 [6]),где zм=275 (Н/мм) 1/2 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;zн - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев.; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;где еб - коэффициент торцевого перекрытия;;;Кн=Кнб•Кнв•Кнн,где Кнб=1,08 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (табл.9.12, стр.178 [6]);Кнв=1,25;Кнн=1 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;;МПа,ун=389 МПа> [ун] =383 МПа, значит прочность обеспечена.Расхождение , т.е. передача перегружена на 1,6%, что допустимо.4.1.7 Проверочный расчет зубьевна усталость при изгибеРасчетные напряжения (формула 9.45, стр.164 [6])Расчет выполняется для того зубчатого колеса, у которого меньшее отношение .YF - коэффициент формы зуба. Определяем в зависимости от биэквивалентного числа зубьев колеса (табл.9.10, стр.175 [6]);;Расчет выполняем для шестерни:Yе=1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (стр.164 [6]);Yв - коэффициент, учитывающий наклон зуба (стр.164 [6])), Т=Т2=17,92•103 Н•мм - вращающий момент на колесе;KF=KFб•KFв•KFх - коэффициент нагрузки;KFб - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями,KFв - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (табл.9.13, стр.176 [6]);KFх=1,3 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (табл.9.13, стр.178 [6]);;z=z1=18;b=b1=24;mn=1,88 - средний нормальный модуль.Расчетные напряженияМПа < [уF] 1=284 МПа.Прочность зубьев на усталость при изгибе обеспечена.4.2 Расчет цепной передачиПринимаем роликовую однорядную цепь:Р1=2,597 кВт - мощность на ведущей звездочке;n1=512,14 мин-1 - частота вращения ведущей звёздочки;U=2,61 - передаточное число;а= (30…50) •рц - межосевое расстояние.Регулировка натяжения производиться перемещением натяжной звездочки, нагрузка с умеренными толчками, смазка периодическая, работа в одну смену, расположение передачи горизонтальное.По табл.11.4, стр.257 [7] в зависимости от передаточного числа принимаем:число зубьев малой звёздочкиz1=26;число зубьев ведомой звездочкиz2=z1•U=26•2,61=68.Определяем коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (стр.260 [7]),где - коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки; - коэффициент, учитывающий межосевое расстояние; - коэффициент, учитывающий наклон передачи; - коэффициент, учитывающий регулировку передачи; - коэффициент, учитывающий характер смазки; - коэффициент, учитывающий режим работы передачи;при односменной передаче ..Среднее значение допускаемого давления в шарнирах [q0] при n1=512,14 мин-1 (табл.11.7, стр.260 [7])МПа.Ориентировочное значение шага цепи по уравнению (11.7), стр.258 [7] mp=1мм.Для определения оптимального значения шага задаемся тремя смежными шагами цепи ПР ГОСТ 13568-75 (табл.11.3, стр.256 [7]) и расчеты сводим в таблицу 4.2.1.Таблица 4.2.1|
Определяемые величины и расчетные уравнения | Шаг цепи Рц, мм | Примечание | | | 12,7 | 15,875 | 19,05 | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | Разрушающая нагрузка Q,H Ширина внутреннего звена Ввн, мм Диаметр оси d, мм Масса одного погонного метра, кг/м Проекция опорной поверхности шарнира А, мм2 Рекомендуемое межосевое расстояние а=40рц, мм Средняя скорость цепи , Длина цепи, выраженная в шагах Допустимая частота вращения меньшей звездочки (табл.11.3, стр.256 [7]), мин-1 Число ударов цепи в секунду , с-1 Допустимое значение (табл.11.3, стр.256 [7]), с-1 Полезное рабочее усилие , Н Уточняем коэффициент Ка, для чего определяем межосевое расстояние, выраженное в шагах Уточнённое значение Ка Уточнённое значение Кэ Давление в шарнирах цепи , МПа Допустимое значение [q0] (табл.4.6, стр.76, ч.1 [5]), МПа Натяжение цепи от центробежных сил , Н | 18000 7,75 4,45 0,71 39,6 508 2,8 128,1 2550 3,5 40 927,5 40Рц 1,0 1,98 36,7 26,75 | 23000 9,65 5,08 0,96 51,5 635 3,5 128,1 2150 3,5 30 742 40Рц 1,0 1,98 21,8 26,75 11,8 | 25000 12,7 5,96 1,52 106 762 4,2 128,1 1550 3,5 25 618 40Рц 1,0 1,98 11,8 24,1 26,8 | | | Натяжение от провисания цепи при Кf=6 (стр.262 [7]) , Н Расчётный коэффициент безопасности Допустимое значение [S] (табл.11.11, стр.263 [7]) Нагрузка на валы при Кв=1,15 (табл.11.10, стр.263 [7]) , Н | | 35,9 24,5 9,0 853,3 | 68,2 29,9 9,9 710,7 | | | |
Принимаем однорядную цепь с шагом Рц=15,875, т.к. передача будет иметь меньшие габариты. Цепь ПР-15,875-2300 ГОСТ 13568-75 (табл.4.1, стр.73, ч.1 [5]) имеет следующие характеристики: Рц=15,875 мм. - шаг цепи; D=10,16 мм. - диаметр ролика; bBH=9,65 мм. - ширина внутреннего звена; b=14,73 мм. - ширина цепи; h=14,8 мм. - высота цепи; А=51,5 мм2 - проекция опорной поверхности шарнира. Геометрический расчет звездочек (табл.8.9, стр.135 [6]) сводим в табл.4.2.2. Таблица 4.2.2 |
Параметры | Обозначение | Звёздочки для роликовых цепей | | | | Ведущая | Ведомая | | 1 | 2 | 3 | 4 | | Число зубьев малой звездочки Число зубьев большой звездочки Угол поворота звеньев цепи на звездочке Диаметр окружности: делительный выступов впадин Диаметр ролика цепи (табл.8.1, стр.131 [6]) Диаметр обода Коэффициент высоты зуба Геометрическая характеристика зацепления Профильный угол зубьев (угол заострения зуба) Половина угла впадины Угол сопряжения Радиус: впадины зуба сопряжения головки зуба Длина прямого участка профиля Радиус закругления зуба | z1 z2 ц dд De Di D Dc K л 2г б в r r1 r2 fg r3 | 26 13,85° 131,7 139,2 120,5 10,16 113 0,532 1,56 14,54° 52,69° 15,85 5,6 13,73 6,73 0,94 17,3 | 68 5,29° 344 351,8 332,8 10,16 325,6 0,532 1,56 16,06° 54,1° 17,2 5,6 13,73 6,59 1,08 17,3 | | Координаты центра радиуса Ширина зуба Толщина диска | hr b3 д | 8,1 8,8 12,0 | 8,1 8,8 12,0 | | | 5. Предварительный расчет валов и выбор подшипниковПроизводим ориентировочный расчет валов на кручение без учета изгиба и влияния концентраторов напряжений, принимая рекомендованные пониженные величины допускаемых напряжений [ф] =20…35 МПа (стр.293 [6]).Определяем диаметр выходного конца ведущего вала редуктора (быстроходного) мм.,где Т1=17,92 Н•м.С учетом посадочного диаметра муфты принимаем dбв=25 мм. (табл.13.15, стр.312 [10]).Под манжету принимаем dбм=26 мм. и выбираем манжету (табл.24.29, стр.402 [3]): Манжета 1.1-26Ч45 ГОСТ 8752-79.Для участка цепи с резьбой принимаем М30Ч1,5 и выбираем гайку круглую шлицевую (табл.24.24, стр.397 [3]): Гайка М30Ч1,5 ГОСТ 11871-80 и стопорную многолапчатую шайбу (табл.24.25, стр.398 [3]): Шайба 30 ГОСТ 11872-80.Посадочные диаметры под подшипники принимаем dбп=35 мм. В качестве подшипников намечаем радиальные с коническим роликом особо легкой серии диаметра: Подшипник 2007107 ГОСТ 333-79 (П.7, стр.401, [9]): d=35 мм, Т 18 мм, В=17 мм, с=15 мм, б=13°, Сr=32 кН, Со=23 кН.Определяем диаметр выходного конца ведомого вала редуктора (тихоходного) мм,где Т2=48,42 Н•м.С учетом посадочного диаметра звёздочки принимаем dтв=22 мм (табл.13.15, стр.312 [10]).Под манжету принимаем dтм=28 мм и выбираем манжету (табл.24.29, стр.402 [3]): Манжета 1.2-28Ч45 ГОСТ 8752-79.Посадочные диаметры под подшипники принимаем dтп=30 мм. В качестве подшипников намечаем радиальные с коническим роликом особо легкой серии диаметра: Подшипник 2007106 ГОСТ 333-79 (П.7, стр.401, [9]): d=30 мм, D=55 мм, Т=17 мм, В=16 мм, с=14 мм, б=13°, Сr=27 кН, Со=19,9 кН.Принимаем крышки:Проходная ГОСТ 18512-73 (табл. К16, стр.393 [10]);Глухая ГОСТ 18511-73 (табл. К15, стр.393 [10]).6. Выбор муфтВ соответствии с заданием на ведущем валу устанавливается упругая муфта. По табл.6.13, стр. 208, т.2 [5] в соответствии с передаваемым моментом Т1=17,92 Н•м выбираем муфту с допускаемым крутящим моментом [T] =125 Н•м, посадочным диаметром на вал двигателя d1=28 мм и длиной полумуфты l1=60 мм, посадочным диаметром на вал редуктора d2=25 мм и длиной полумуфты l2=42 мм; общей длиной муфты L=107 мм и наружным диаметром D=125 мм.Обозначение муфты: Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП 125-28-I.1-25-II.2-У3 ГОСТ 21424-75,где [T] =125 Н•м,d1=28 мм;d2=25 мм;тип муфты I - под цилиндрические концы валов;исполнение муфты I - на длинные концы валов;тип муфты II - под цилиндрические концы валов;исполнение муфты II - на длинные концы валов;климатическое исполнение - У3.Муфта принята по стандарту, с запасом по крутящему моменту, расчет ее не требуется, т.к. работоспособность ее обеспечена.Радиальная сила, вызванная радиальным смещением, определяется по соотношению,где Дr=0,3 - радиальное смещение, мм (табл.6.13, стр. 208, т.2 [5]);Сr=2940 - радиальная жесткость муфты, Н/мм (табл.10.27, стр.237 [10]).Н.7. Выбор смазки передач и подшипниковСмазывание зубчатого зацепления производиться окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба. Необходимый объем масла - 0,9 л.По табл.10.8 (стр.253 [9]) устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях ун=389 МПа и средней скорости х=3,7 м/с вязкость масла должна быть приблизительно равна 28•10-6 м2/с. По табл.10.29, стр.241 [10] принимаем масло индустриальное И - Г - А - 46 ГОСТ 17479.4-87.Подшипники смазываем пластичным смазывающим материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при монтаже. Сорт мази выбираем по табл.9.14 (стр. 203 [9]) - солидол марки УС - 2.8. Расчет элементов корпусаКорпус выполняется из чугунного литья. Основные размеры оснований корпуса и крышки корпуса определяем на основании эмпирических зависимостей (табл.10.2, стр.241 [9]).Толщина стенок корпуса и крышкид=0,05•Re+1=0,05•85+1=5,25 мм, принимаем д=8 мм,д1=0,04•Re+1=0,04•85+1=4,4 мм, принимаем д1=8 мм.Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:верхнего пояса корпуса и пояса крышки=b=1,5•д=1,5•8=12 мм;b1=1,5•д1=1,5•8=12 мм;нижнего пояса корпусар=2,35•д=2,35•8=18,8 мм, принимаем р=20 мм.Толщина рёбер основания корпусамм.Толщина рёбер крышкимм.Диаметры болтов: фундаментальныхd1=0,072•Re+12=0,072•85+12=18,12 мм,принимаем фундаментальные болты с резьбой М20;болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипникаd2= (0,7ч0,75) d1= (0,7ч0,75) •20=14ч15 мм,принимаем болты с резьбой М16;болтов, соединяющих крышку с корпусом,d3= (0,5ч0,6) d1= (0,5ч0,6) •20=10ч12 мм,принимаем болты с резьбой М12.9. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединенийДля всех шпоночных соединений принимаем призматические шпонки со скругленными торцами. Размеры сечений призматических шпонок и пазов по ГОСТ 23360-78 (табл.4.1, стр.58 [6]).Материал шпонок - Сталь 45.Расчет производим из условия прочности на смятие боковых граней шпонки, выступающих из вала (стр.48 [6]),где Т - крутящий момент на валу, Н•м;d - диаметр вала, мм;lр - l - b - рабочая длина шпонки, мм;l - полная длина шпонки, мм;b - ширина шпонки, мм;t1 - глубина паза вала, мм;h - высота шпонки, мм;[усм] =250 МПа - допускаемое напряжение при смятии (стр.48 [6]), т.к. твердость вала и ступицы больше твердости шпонки.9.1 Расчет шпонки под муфту на входном валуТ=17,92 Н•м; d=22,9 мм.При dср=22,9 мм принимаем шпонку с размерами (табл.24.31, стр.404 [3]): b=5 мм; h=5мм; t1=3 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы муфты принимаем l=22 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=22 - 5=17 мм.Обозначение: Шпонки 5Ч5Ч22 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм].Условие усм < [усм] выполнено.9.2 Расчет шпонки под звездочку цепной передачи на выходном валуТ=48,42 Н•м; d=22 мм.При d=22 мм принимаем шпонку с размерами (табл.4.1, стр.58 [6]): b=6 мм; h=6 мм; t1=3,5 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы звездочки принимаем l=18 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=18 - 6=12 мм.Обозначение: Шпонка 6Ч6Ч18 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм]Условие усм < [усм] выполнено.9.3 Расчет шпонки под колесо на выходном валуТ=48,42 Н•м; d=34 мм.При d=34 мм принимаем шпонку с размерами (табл.4.1, стр.58 [6]): b=10 мм; h=8 мм; t1=5 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы колеса принимаем l=28 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=28 - 10=18 мм.Обозначение: Шпонка 10Ч8Ч228 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм]Условие усм < [усм] выполнено.10. Уточненный расчет валов10.1 Силы в зацепленииБыстроходный вал редуктора:Т1=17,92 Н•м - крутящий момент на валу;d1=49,5 мм - средний делительный диаметр шестерни;вn=35° - средний угол наклона зубьев;д1=19°48? - угол делительного конуса.Силы, действующие на шестерню:ОкружнаяНРадиальнаяН;ОсеваяНсила, действующая на вал от муфты Fm=882 Н.Тихоходный вал редуктора:Т2=42,48 Н•мм - крутящий момент на валу;d2=137,4 мм - средний делительный диаметр колеса.Силы, действующие на колесо:окружнаяН;радиальнаяН;осеваяН;нагрузка на вал передачиН.10.2 Расчет быстроходного вала10.2.1 Реакции в опорах, эпюры изгибающих и крутящих моментовПлоскость XOZ: ;;Н;;Н.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: Н•мм = - 64,4 Н•м;под опорой В: Н•мм = - 10,3 Н•м;под шестерней: ;Н•мм = - 10,3 Н•мм;Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости XOZ.Плоскость YOZ: ;; Н;;;Н.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: ;под опорой В: Н•мм = - 23,2 Н•мм;под шестерней: ; .Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости YOZ.Суммарные изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: Н•м;под опорой В: Н•м;под шестерней: ; Н•м.Строим эпюру суммарного изгибающего момента.Максимальный изгибающий момент под опорой А: Н•м.Строим эпюру крутящего момента: Н•м.Суммарные реакции в опорах:Н•м;Н•м.10.2.2 Уточненный расчет быстроходного валаМатериал вала - сталь Ст 50 (термообработка улучшение ув=790 МПа (табл.9.6, стр.173 [6])).Определяем коэффициент запаса прочности для опасного сечения, которое проходит по посадке колеса на вал: Мк = 67,7 Н•м, Т = 48,42 Н•м, концентратор напряжений, посадка подшипника на вал d = 35 мм.,где [S] =1,3…1,5 - требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности;[S] =2,5…4 - требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости.Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;Предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба (стр.295 [6]).Амплитуда цикла нормальных напряжений , где М=МА=64,4 Н•м.Момент сопротивления сечения вала при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6])мм3. МПа.ум=0 - стр.295 [6].Ку=2,76 - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6]);Еу=0,865 - коэффициент, учитывающий снижение механических свойств материала с ростом размера заготовки (табл.14.3, стр.300 [6]);шу=0,20 - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталость (табл.14.4, стр.300 [6])..Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.Предел выносливости материала вала при кручении (стр.295 [6]).Амплитуда цикла нормальных напряжений ,где Т=17,92 Н•м.Момент сопротивления сечения вала при кручении (табл.14.2, стр.299 [6])мм3., МПа.кф=2,01 - эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении (табл.14.2, стр.299 [6]);еф=0,865 - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталость (табл.14.4, стр.300 [6])..Коэффициент запаса прочности=2,5…410.3 Расчет быстроходного вала10.3.1 Реакции в опорах, эпюры изгибающих и крутящих моментовПлоскость XOZ: ;;H.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой С: ;под опорой D: Н•мм = ? 63,1 Н•м;под колесом:Н•мм = ? 63,8 Н•мм;Н•мм = ? 54,9 Н•м.Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости XOZ.Плоскость YOZ: ;;Н;; ;Н;Проверка: ;;; .Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой С: ;под опорой D: ;под колесом: Н•ммН•м;Н•ммН•м;Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости YOZ.Суммарные изгибающие моменты в характерных точках:под опорой C: ;под опорой D: Н•м;под колесом: Н•м;Н•м;Строим эпюру суммарного изгибающего момента.Максимальный изгибающий момент под колесом: Н•м.Строим эпюру крутящего момента: Н•м.Суммарные реакции в опорах:Н•м;Н•м;10.3.2 Уточненный расчет быстроходного валаМатериал вала - сталь Ст 50 (термообработка улучшение уВ=790 МПа (табл.9.6, стр.173 [6])).У ведомого вала проверим сечение под колесом, у которого МПа;Т=48,42 Н•м; посадочный диаметр колеса на вал d=34 мм.Предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба (стр.295 [6]) МПа.Момент сопротивления сечения вала при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6]),где b=6 мм - ширина канавки;t1=5 мм - глубина канавки.мм2.Амплитуда цикла нормальных напряженийМПа.ум=0 (стр.295 [6]), ку=1,825 (табл.14.2, стр.299 [6]); еу=0,864 (табл.14.3, стр.300 [6]); шу=0,20 (табл.14.4, стр.300 [6]).Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям.Предел выносливости материала при кручении (стр.295 [6]) ф-1=169,9 МПа.Момент сопротивления сечения вала при кручении (табл.14.2, стр.299 [6])мм3.Амплитуда цикла нормальных напряженийМПа.кф=1,62 (табл.14.2, стр.299 [6]); еф=0,865 (табл.14.3, стр.300 [6]); шф=0,10 (табл.14.4, стр.300 [6]).Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.Коэффициент запаса прочности11. Расчет подшипников по динамической грузоподъемности11.1 Расчет подшипников быстроходного валаБыстроходный вал установлен в конических радиально-упорных подшипниках.Подшипник 2007107 ГОСТ 333 - 79 (П.7, стр.401, [9]): d=35 мм, D=62 мм, Т=18 мм, В=17 мм, с=15 мм, б=12°, Сr=32 кН, Со=23 кН.Вал вращается с частотой n=n1=1434 мин-1, вместе с валом вращается внутреннее кольцо подшипника (V=1).Fa21=586 Н - осевая сила в зацеплении;RA=1584,6 Н - радиальная нагрузка на левый подшипник;RB=1295,6 Н - радиальная нагрузка на правый подшипник.Схема нагружения подшипниковПо табл.5.13, стр.136, ч.2 [5] определяем .Осевые составляющие от радиальных нагрузокН;Н;По табл.5.1, стр.101, ч.2 [5] при SA>SB и Fa21=586 H > SA - SB=584,75 - 448,7= =136,05 H.Суммарные осевые нагрузки для конических подшипников:Н;Н.Сравниваем отклонение осевой нагрузки на подшипники к их радиальной нагрузке (табл.5.13, стр.136, ч.2 [5])Эквивалентная динамическая нагрузка для подшипников А и В:Н;Н;где Ку=1 - коэффициент безопасности (табл.5.16, стр.137, ч.2 [5]);КТ=1,05 - температурный коэффициент (табл.5.17, стр.137, ч.2 [5]).Определяем долговечность более нагруженного подшипника А:.Найденная долговечность приемлема.11.2 Расчет подшипников тихоходного валаТихоходный вал установлен в конических радиально-упорных подшипниках.Подшипник 2007106 ГОСТ 333 - 79 (П.7, стр.401, [9]): d=30 мм, D=55 мм, Т=17 мм, В=16 мм, с=14 мм, б=13°, Сr=27 кН, Со=19,9 кН.Вал вращается с частотой n=n2=512,14 мин-1, вместе с валом вращается внутреннее кольцо подшипника (V=1).Fa12=131 Н - осевая сила в зацеплении;RC=617,4 Н - радиальная нагрузка на левый подшипник;RD=970,8 Н - радиальная нагрузка на правый подшипник.Схема нагружения подшипниковПо табл.5.13, стр.136, ч.2 [5] определяем е=1,5•tgб=1,5•tg13°=0,3463.Осевые составляющие от радиальных нагрузок Н; Н.По табл.5.1, стр.101, ч.2 [5] при SC>SD и Fa12=131 Н > SD?SC=336,8 - 213,8=123 Н.Суммарные осевые нагрузки для конических подшипников: Н; Н.Сравниваем отклонение осевой нагрузки на подшипники к их радиальной нагрузке (табл.5.13, стр.136, ч.2 [5])Эквивалентная динамическая нагрузка для подшипников C и D:Н;Н;Определяем долговечность более нагруженного подшипника D:.Найденная долговечность больше требуемой. Подшипники выбираются из конструктивных соображений.12. Выбор посадок деталей, шероховатости поверхностей, предельных отклонений формы и расположение поверхностейПосадки назначаем в соответствии с указаниями в табл.10.13, стр.263 [9].Посадка звёздочки цепной передачи, шайбы мазеудерживающей, кольца распорного на вал и крышек по ГОСТ 25347-82.Посадка зубчатого колеса на вал .Посадка полумуфты на вал .Шейки валов под подшипниками выполняем с отклонением вала k6. Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников по Н7.Шейки валов под манжеты выполняем с отклонением вала h8.Посадка стаканов под подшипники качения в корпус .Посадка шпонок на вал .13. Порядок сборки редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликовые конические подшипники, предварительно нагретые до 80 - 100°С;в ведомый вал закладывают шпонку 10Ч8Ч28 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем устанавливают роликовые подшипники, предварительно нагретые в масле.Подшипники ведущего вала установлены “врастяжку”.Для нормальной работы подшипников следует следить за тем, чтобы, с одной стороны, вращение подвижных элементов подшипников не было излишне больших зазоров. Соблюдение этих требований, т.е. создание в подшипниках зазоров оптимальной величины, производится с помощью регулировки подшипников, для чего применяют наборы тонких металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы крышек подшипников. Необходимая толщина набора может быть составлена из тонких металлических колец толщиной 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм.Литература1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя:. В 3-х томах - 5-е издание, переработанное и дополненное - М.: Машиностроение, 1979 2. Детали машин. Атлас конструкций/ Под ред. Решетова Д.Н. - М.: Машиностроение, 1968. 3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. 4. Иванов М.Н. Детали машин: Учебное пособие для студентов втузов/ Под ред. В.А.Финогенова - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1998. 5. Кузьмин А.В. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Справочное пособие. Часть 1, 2 - Мн.: Вышэйшая школа, 1982. 6. Кузьмин А.В. и др. Расчеты деталей машин: Справочное пособие/ А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцов - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Вышэйшая школа, 1986. 7. Курмаз Л.В. Детали машин. Проектирование: Учеб. пособие/ Л.В. Курмаз, А.Т. Скойбеда. - Мн.: УП “Технопринт”, 2001 - 290с. 8. Ничипорчик С.Н. и др. Детали машин в примерах и задачах: Учебное пособие/ Под общей ред. С.Н. Ничипорчика - 2-е изд. - Мн.: Вышэйшая школа, 1981. 9. Скойбеда А.Т. и др. Детали машин и основы конструирования: Учебн./ А.Т. Скойбеда, А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик; Под общей ред.А.Т. Скойбеды - Мн.: Вышэйшая школа, 2000. 10. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1991. ПриложениеСпецификации
|
|