|
Сопряжения с зазором и натягом
Сопряжения с зазором и натягом
Задача 1 Вариант I Дано: Ш24 Решение: 1. Заданное сопряжение Ш24 выполнено в системе отверстия, посадка с зазором. |
Параметры сопряжения | Для вала | Для отверстия | | Номинальный размер, мм | 24 | 24 | | Квалитет | 8 | 8 | | Условное обозначение основного отклонения | е | Н | | Условное обозначение поля допуска | е8 | Н8 | | Верхнее отклонение, мм | Еs = -0,040 | ES = +0,033 | | Нижнее отклонение, мм | Ei = -0,073 | EI = 0 | | Наибольший предельный размер, мм | dmax = 23,960 | Dmax = 24,033 | | Наименьший предельный размер, мм | dmin = 23,927 | Dmin = 24,0 | | Допуск размера, мм | Td = 0,033 | TD = 0,033 | | |
2. Характеристики посадки с зазором. Наибольший зазор: Smax = Dmax - dmin = 24,033 - 23,927 = 0,106 мм Наименьший зазор: Smin = Dmin - d max = 24,0 - 23,960 = 0,040 мм Средний зазор: Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,106+0,040)/2 = 0,073 мм Допуск зазора: TS = Smax - Smin = 0,106 - 0,040 = 0,066 мм TS = TD + Td = 0,033 + 0,033 = 0,066 мм 3. Схема расположения полей допусков для сопряжения Ш24: 4. Обозначение предельных отклонений: а) На сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже: Вариант II Дано: Ш250 Решение: 1. Заданное сопряжение Ш250 выполнено в системе отверстия, переходная посадка. |
Параметры сопряжения | Для вала | Для отверстия | | Номинальный размер, мм | 250 | 250 | | Квалитет | 7 | 8 | | Условное обозначение основного отклонения | m | Н | | Условное обозначение поля допуска | m7 | Н8 | | Верхнее отклонение, мм | Еs = +0,063 | ES = +0,072 | | Нижнее отклонение, мм | Ei = +0,017 | EI = 0 | | Наибольший предельный размер, мм | dmax = 250,063 | Dmax = 250,072 | | Наименьший предельный размер, мм | dmin = 250,017 | Dmin = 250,0 | | Допуск размера, мм | Td = 0,046 | TD = 0,072 | | |
2. Характеристики переходной посадки. Наибольший зазор: Smax = Dmax - dmin = 250,072 - 250,017 = 0,055 мм Наибольший натяг: Nmax = dmax - Dmin = 250,063 - 250,0 = 0,063 мм Средний зазор: Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,055 - 0,063)/2 = -0,004 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,063 - 0,055)/2 = 0,004 мм Допуск зазора: TS = Smax + Nmax = 0,055 + 0,063 = 0,118 мм Допуск натяга: TN = Smax + Nmax = 0,055 + 0,063 = 0,118 мм 3. Схема расположения полей допусков для сопряжения Ш250: 4. Обозначение предельных отклонений: а) На сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже: Вариант III Дано: Ш70 Решение: 1. Заданное сопряжение Ш70 выполнено в системе вала, посадка с натягом. |
Параметры сопряжения | Для вала | Для отверстия | | Номинальный размер, мм | 70 | 70 | | Квалитет | 6 | 7 | | Условное обозначение основного отклонения | h | T | | Условное обозначение поля допуска | h6 | T7 | | Верхнее отклонение, мм | Еs = 0 | ES = -0,064 | | Нижнее отклонение, мм | Ei = -0,019 | EI = -0,094 | | Наибольший предельный размер, мм | dmax = 70,0 | Dmax = 69,936 | | Наименьший предельный размер, мм | dmin = 69,981 | Dmin = 69,906 | | Допуск размера, мм | Td = 0,019 | TD = 0,030 | | |
2. Характеристики посадки с натягом. Наибольший натяг: Nmax = dmax - Dmin = 70,0 - 69,906 = 0,094 мм Наименьший натяг: Nmin = dmin - Dmax = 69,981 - 69,936 = 0,045 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,094+0,045)/2 = 0,0695 мм Допуск натяга: TN = Nmax - Nmin = 0,094 - 0,045 = 0,049 мм TN = TD + Td = 0,019 + 0,030 = 0,049 мм 3. Схема расположения полей допусков для сопряжения Ш70: 4. Обозначение предельных отклонений: а) На сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже: Задача 2 Дано: подшипник №314; d = 70 мм; D = 150 мм; В = 35 мм; 6 класс точности; нормальный режим работы; вращается вал; корпус неподвижен. Решение: 1. По табл. 4 определяем размеры подшипника качения№ 314: наружный диаметр наружного кольца D = 150 мм; диаметр отверстия внутреннего кольца d = 70 мм; ширина подшипника В = 35 мм. Для указанных условий работы подшипника наружное кольцо испытывает местное нагружение, так как корпус неподвижный; внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, так как вращается вал. По табл. 6 при нормальном режиме работы с учетом видов нагружений для колец подшипника качения шестого класса точности выбираем для наружного кольца с корпусом посадку Ш150 и для внутреннего кольца с валом - посадку Ш70. 2. По ГОСТ 25347-82 и ГОСТ 520-89 определяем предельные отклонения для вала, отверстия корпуса, для колец подшипника и строим схемы полей допусков для выбранных посадок. Схема расположения полей допусков: а) для внутреннего кольца с валом Nmax = dmax - Dmin = 70,030 - 69,988 = 0,042; Nmin = dmin - Dmax = 70,011 - 70,0 = 0,011; Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,042 + 0,011)/2 = 0,0265; TN = Nmax - Nmin = 0,042 - 0,011 = 0,031. б) для наружного кольца с отверстием корпуса: Smax = Dmax - dmin = 150,040 - 149,989 = 0,051; Smin = Dmin - dmax = 150 - 150 = 0; или Nmax = 0 Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,051 + 0)/2 = 0,0255; TS = Smax + Nmax = 0,051 + 0 = 0,051; 3. Обозначение посадок подшипника качения. Задача 4 Дано: М18х1 - Решение: 1. Номинальный профиль наружной и внутренней метрической резьбы. Номинальный наружный диаметр наружной и внутренней резьбы: d = D = 18 мм. Номинальный средний диаметр наружной и внутренней резьбы: d2 = D2 = d - 1 + 0,35 = 18 - 1 + 0,35 = 17,35 мм. Номинальный внутренний диаметр наружной и внутренней резьбы: d1 = D1 = d - 2 + 0,918 = 18 - 2 + 0,918 = 16,918 мм. Угол профиля б = 60°. Резьбовое соединение с мелким шагом, Р = 1 мм. 2. Степени точности, условное обозначение основных отклонений и полей допусков для диаметров резьбы. |
Виды резьбы | Диаметры | Степень точности | Условное обозначение | | | | | осн. отклон. | поле допуска | | наружная | d | 6 | h | 6h | | | d2 | 6 | h | 6h | | | d1 | - | h | - | | внутренняя | D | - | G | - | | | D2 | 6 | G | 6G | | | D1 | 6 | G | 6G | | |
2. По стандарту ГОСТ 16093-81 определяем предельные отклонения, рассчитываем предельные размеры, допуски диаметров резьбового соединения и строим схемы полей допусков для диаметров резьбы. |
Номиналь-ные размеры диаметров, мм | Резьба | Предельное отклонение, мм | Предельные размеры, мм | Допуск, мм | | | | Верхнее | Нижнее | Наиб. | Наим. | | | D(d)=18 | внутр. | - | +0,026 | - | 18,026 | - | | | наруж. | 0 | -0,180 | 18 | 17,820 | 0,180 | | D2(d2)=17,35 | внутр. | +0,136 | +0,026 | 17,486 | 17,376 | 0,110 | | | наруж. | 0 | -0,118 | 17,35 | 17,232 | 0,118 | | D1(d1)=16,918 | внутр. | +0,262 | +0,026 | 17,18 | 16,944 | 0,236 | | | наруж. | 0 | - | 16,918 | - | - | | |
Схемы полей допусков: Задача 5 Дано: D-6х23х28х5 Решение. Для данного шлицевого прямобочного соединения центрирующей поверхностью является поверхность по наружному диаметру D = 28 мм, количество зубьев Z = 6. Условное обозначение шлицевого вала: D-6х23b12x28js6x5js7. Условное обозначение шлицевого отверстия: D-6х23Н11x28Н7x5D9. Шлицевое соединение неподвижное - втулка не перемещается относительно вала. Центрирование по D используют в тех случаях, когда шлицевое соединение неподвижное или подвижное, работающее при небольших нагрузках. Требования к износостойкости деталей невысокие, поэтому шлицевую втулку не подвергают термообработке, что позволяет обработать ее протяжкой, обеспечивая высокую точность по D. Эскиз поперечного сечения шлицевого прямобочного соединения. Задача 6 Дано: 7-8-8-В Решение. 1. Для заданного зубчатого колеса 7-8-8-В ГОСТ 1643-81 установлены следующие требования: · по кинематической норме точности - седьмая степень точности; · по норме плавности - восьмая степень точности; · по норме контакта - восьмая степень точности; · по норме бокового зазора - вид сопряжения В, который определяет jnmin, вид допуска - b и класс отклонений межосевого расстояния V; так как вид допуска и класс отклонений межосевого расстояния соответствуют виду сопряжения, то они не проставляются (по умолчанию). 2. Зубчатое колесо в данном случае работает в передаче общего назначения - 7, 8 степень точности. По нормам плавности и контакта не очень высокие требования к точности (8 степень точности). 3. На боковой зазор в зубчатой передаче установлено: шесть видов сопряжений, которые обозначаются прописными буквами латинского алфавита Н, Е, D, C, B, A. Они определяют различные значения гарантированного бокового зазора (наименьшего предписанного бокового зазора). Виду сопряжения Н соответствует jnmin = 0, виду сопряжения А - наибольший гарантированный боковой зазор. Восемь видов допусков Тjn, которые в порядке понижения точности обозначаются условно строчными буквами латинского алфавита h, d, c, b, a, z, y, x. Шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначенные в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI. Каждому виду сопряжения соответствует свой вид допуска и класс отклонений межосевого расстояния. Разрешается это соответствие нарушать.
|
|