рефераты курсовые

Анатомические основы воли

Анатомические основы воли

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

по возрастной физиологии

тема:

АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ

Научный руководитель:

Карпов А.Е.

Студент:

Зорин Дмитрий

II-ЕСП

Евпатория - 2005

Анатомические основы воли.

Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленной цели, по вашему намерению, связана с вашим "Я" и протекает с сознательным усилием.

Воля - это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. К непроизвольным движениям относятся рефлекторные движения (кашель, чихание, мигание и т.д.) и действия связанные с переживаниями, они возникают бессознательно. В отличие непроизвольных действий волевые действия являются сознательными. Деятельность сознания выражается в постановке цели, в предварительном выборе средств и путей, ведущих к достижению цели и в применении усилий для ее достижения.

Волевые процессы начинаются со стремлений.

Стремления возникают из потребностей человека и бывают направлены на объект, который может удовлетворить эту потребность, на объект, который нужно найти, или создать, изменить и т. д.

Степень осознанности стремлений зависит от силы потребности, от опыта и знаний человека, от развития его мышления и воображения.

По степени осознанности принято различать два вида стремлений - влечение и желание.

Влечение - это стремление, в котором создается только недовольство настоящим состоянием, но не осознается цель стремлений (не осознаются пути и средства к достижению цели). Влечение - это такое состояние, когда человек сознает, что ему чего-то не хватает, что-то ему нужно, но что именно, этого он не осознает (представляет и не осмысливает). Человек переживает тягостное состояние в виде чувства скуки, тоски, "неопределенности" (у детей - капризы). Влечения проявляются чаще у людей не занятых делом, без жизненных интересов, со слабой активностью.

Желание - это такое стремление, в котором осознается только цель стремления, но не осознается пути и средства, ведущие к ее достижению (безграничная мечта).

Когда пути и средства найдены, то желание проявляется как осознанное стремление.

Желание становится действенным, осознается возможность достижения цели, готовность действовать в определенном направлении и когда осознаются последствия предполагаемых действий (хотение).

Вполне осознанное желание - это волевое стремление, которое может перейти в действие.

За желаниями следуют действия.

Простые волевые действия - хотел встать - встал; захотел взять карандаш - взял.

Большинство волевых действий носит сложный характер т. к. между желанием и действием нужен выбор цели, выбор средств и путей достижения цели и принятия решения.

Все то, чем определяется преемственность или не преемственность целей и путей, ведущих к достижению этих целей, называются мотивами действий.

Мотив - это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями.

Волевые действия совершаются по мотивам. Человек при выборе цели опирается на свое мировоззрение, на принципы морали, на эстетические вкусы, на личные и общественные интересы.

При обсуждении человек опирается на факты, принципы, правила, которыми он руководствуется в своих решениях. Это обсуждение и обоснование мотива называется мотивацией.

Процесс выбора целей, выбора путей и средств приобретает характер внутренней борьбы (борьба мотивов).

Принять решение - это значит остановиться на одной определенной цели, на одном способе или путях действия, ведущих к достижению целей.

Нерешительность и неустойчивость изживаются, когда принятие решения связанно с предварительным планированием действий.

Планирование - это сложная умственная деятельность, которая состоит в отыскании наиболее рациональных способов и средств, ведущих к достижению поставленной цели.

Переход решения в действие называется исполнением.

Решения, исполнение которых откладываются или не исполняются, называются намерениями. Чтобы решение перешло в действие, необходимо еще сознательное волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, которое находит свою разрядку в волевом действии. Волевое усилие и волевое действие выражаются в преодолении препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели.

Подавление проявлений непроизвольной активности называется сдержанностью.

Воля - это, прежде всего власть человека над собой, над своими стремлениями, чувствами и страстями, это способность управлять над собой, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность.

Воля проявляется различно по своим качествам - по силе, моральности и самостоятельности. Она проявляется с различной силой; в одних случаях ее проявления характеризуются как сильные, а в других, как слабые.

Сила воли проявляется в стремлениях, в желаниях, в скорости принятия решения и в устойчивости решения. Разумные, основанные на высоких идейных принципах решительность и постоянство являются признаками сильной воли.

Решимость - это полная уверенность в исполнении решения. Сила воли определяется тем, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий, и какие результаты при этом получены. Сила воли проявляется в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости, терпении.

Самообладание - это власть человека над самим собой, это сильная воля, выражающаяся в подавлении таких состояниях человека, которые препятствуют достижению поставленной цели.

Смелость - эта сила воли, выражающаяся в преодолении препятствий опасных для благополучия и жизни человека. Трудность - отсутствие смелости.

Настойчивость - это такая сила воли, выражающаяся в длительном преследовании цели с преодолением больших препятствий.

Выносливость и терпение - верность поставленной цели, продолжение идти к своей цели, перенося физические страдания от холода и жары, от изнурения и недоедания, от болезней и т. д.

Моральность воли, - каковы цели действия, какими средствами достигнуты, какими побуждениями вызываются волевые стремления, какими принципами руководствуется человек, принимая решение. Волевые действия оцениваются по степени их самостоятельности (самостоятельные и несамостоятельные).

Самостоятельные волевые действия выражаются в инициативе человека.

Инициатива - это личный почин в каком-либо деле, самостоятельное выдвижение цели, путей и средств к ее достижению.

Негативизм - это не мативизированное противодействие всему тому, что исходит от других: противодействие приказам, правилам, советам и др. Видам влияния (пассивный - не исполняет приказы и активный - делает все противоположное).

Упрямство - это уже мотивированное противодействие всему тому, что исходит от других.

Несамостоятельность - характеризуется отсутствием инициативы, сознанием зависимости своих решений и действий от окружающей обстановки, от других людей, отсутствием обоснованности мотивов в принимаемых решениях.

Нервно-физиологической основой волевых движений являются условные рефлексы, которые вызываются движениями скелетной мускулатуры. Для сильного проявления воли большое значение имеет ясность путей и средств для достижения цели, память, воображение, мышление, чувства. Воля развивается на основе непроизвольных действий в зависимости от социальной сферы, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Первые упражнения в волевой деятельности происходят под руководством взрослых или по их примеру. Для формирования воли большое значение имеет развитие интересов у детей (идеалы, их бедующая профессия). Воспитание воли состоит в развитии и закреплении положительных качеств - инициативности, смелости, самообладания, настойчивости, выносливости, принципиальности, самокритичности, дисциплинированности.

При воспитании воли необходимо развивать волевое усилие (упражняться, чтобы всякое разумное решение переходило в действие). Нужно учиться и учить выполнять принятое решение. Воспитание воли - это воспитание личности. Волевой человек - это человек с ясным умом, с ярким творческим воображением, с сильными моральными чувствами, идейный, деятельный, способный выполнять решения, бороться с трудностями, активный и организованный человек.

Мышление и сознание зависят от коры головного мозга - слоя толщиной около 6 мм, покрывающего все 4 доли головного мозга. В ее состав входит 3/4 всех нейронов большого мозга (несколько миллиардов). В ассоциативной коре образуются связи между специализированными областями, и обрабатывается информация. Здесь же информация объединяется с эмоциями и воспоминаниями, что позволяет думать, решать, составлять планы. Слияние сенсорных данных с информацией позволяет осмыслить зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Лобная доля отвечает за выбор цели и за оценку обстоятельств, "ассоциативная кора" (из сенсорных зон) - получает, фильтрует и интегрирует информацию от органов чувств. Лобная кора взаимодействует с височной корой, с затылочной долей (использование языка). Височная кора участвует в процессах памяти.

Непроизвольные (волевые) действия - это результат сознательной переработки в мозге человека данных об обстановке, которая требует от него предварительного размышления, расчета пред совершаемым действием. Эти виды деятельности называются волевыми. Оно сознательное т. к. совершается под контролем сознания. Однако мышление или размышление не всегда приводят к действию. Чувства пылкие и страстные претендуют на внешнее выражение. Воля же позволяет их сдерживать или ими управлять. Под волей понимается сознательное управление чувствами и действиями, а также воплощение мысли в действие. Волевыми усилиями человек может так же затормозить действие, когда оно не целесообразно. Волевой человек при постановке далекой или близкой цели мобилизует необходимые физические или духовные силы. Он настойчиво идет к поставленной цели, преодолевая препятствия, подавляя внутреннюю нерешительность и колебания и избегая всяких отвлечений от поставленной цели. Все волевые качества: ясная целеустремленность, упорство и настойчивость, самостоятельность и дисциплинированность, выдержка, решительность и самообладание, умение сдерживать свои чувства и владеть собой - приобретаются в процессе труда и закрепляются путем самовоспитания и вырабатываются в течение жизни.

Используемая литература

Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности.

Блум Ф. Мозг, разум, поведение. Общий курс физиологии человека и животных.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность.

Смирнова А.С. Психология.

Иванов П.И. Психология.

Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии

Джемс У. Психология

Трофимов Ю.Л. Психология


© 2010 Рефераты