|
Брачно-семейные представления старших школьников
p align="left">В этот период они многое обсуждали, планировали, выясняли из того, что должно войти в их совместную жизнь. В состоянии невесты девушка психологически готовила себя к роли хозяйки дома, жених - к роли хозяина. Вместе с помолвкой утверждалась новая мораль, на основе которой пребывание невесты без жениха или жениха без невесты в общественных местах становилось нежелательным. Менялось отношение окружающих, прежде всего сверстников, к помолвленным.Сегодня из этой давней традиции почти ничего не осталось. Сегодня главную задачу - поближе присмотреться друг к другу, научиться общаться с окружающими, корректируя свое поведение с учетом всего комплекса интересов партнера в браке, - преследует установление определенного срока между подачей заявления в загс и днем регистрации брака. Этот современный вариант помолвки дает время молодым еще раз взвесить свой выбор, окончательно уточнить решение. Кстати, бывают случаи, когда молодые люди, подавшие заявление о вступлении в брак, ко дню регистрации не являются [11, с. 71]. Основная сфера контактов молодых людей - это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку. Согласно современному законодательству, брак в России разрешен с 18 лет. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни: либо поступила в вуз, ПТУ, техникум, либо устроилась на работу. Но в 18 лет девушке едва ли стоит торопиться выходить замуж. К 22-23 годам женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, девушка определилась как социально зрелая личность. Такая женщина полностью готова не только к продолжению рода, но и к сознательной, продуманной воспитательной деятельности, что очень важно для выполнения семьей одной из своих главных функций. Мужчина также имеет право на женитьбу с 18 лет, но должен ли он пользоваться этим правом? Мужской организм созревает позднее женского. И если в 18 лет девушка уже сформировалась как женщина, то юноша в 18 лет еще не может быть назван мужчиной. У него до 25 лет будут расти кости, мышцы, еще будет формироваться характер, темперамент, ему еще много нужно поработать над собой, чтобы обрести необходимое мужество, стать мужчиной. Кроме того, следует помнить, что вступление в брак означает начало регулярной половой жизни. Для 18-летнего мужского организма это большая, часто непосильная нагрузка, и он преждевременно изнашивается. Если к тому же прибавляются материальные проблемы, сложности быта, непосильные для 18-19-летнего мужа, может наступить глубокое разочарование в браке. Ранний брак по плечу не каждому. Но если встретились и горячо полюбили друг друга хотя, и молодые, но уже социально определившиеся люди, им не следует надолго откладывать заключение брака. Большую роль в межличностных отношениях старшеклассников играет эрудиция, общий интеллектуальный уровень человека. Доминирующие направления личностного выбора находятся в прямой зависимости от общих ценностных ориентации. На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы в своих семейных отношениях повторить опыт своих родителей?»- большинство отвечают отрицательно. Это вовсе не значит, что большинство молодых людей - выходцы из неблагополучных семей. Скорее это свидетельствует о возрастном максимализме и великой силе преобразования, заложенной в молодежной среде, с ее страстным стремлением к усовершенствованию, красоте отношений между мужчиной и женщиной, пересмотру установок прошлого. В настоящее время наблюдаются возрастающие требования к своему партнеру в браке. Любопытно, что у девушек эти требования более высокие, чем у юношей. Из анкетного опроса выясняется, что муж в идеальном представлении современной девушки должен быть, прежде всего, интересным человеком, тонким, душевным, немного романтичным. Он также должен обладать чувством собственного достоинства и чувством юмора, быть честным, умным, обаятельным, умеющим понимать жену, помогать ей как на работе, так и дома, быть справедливым, отзывчивым; он не должен пить, курить, ревновать, и, конечно, он должен обязательно любить жену и детей [11, с. 73]. Юноши видят в идеале свою избранницу, обладающую следующими качествами: нежностью, чуткостью, жизнерадостностью, добротой, живостью, пониманием, эрудицией, спортивностью. Вот наиболее общие, повторяющиеся ответы современных юношей относительно желаемых качеств своей подруги жизни. На формирование идеала огромную роль оказывает общая культура. Большое значение в процессе формирования межличностных отношений нового типа имеет система воспитания и образования. Но при этом нельзя недооценивать волевой компонент, усилия самой личности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физических усилий для становления своих способностей, реализации себя в социальной практике. Итак, устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества. На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать. Большое значение в процессе выработки представлений об идеале семьи имеет система воспитания и образования. Глава 3. Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов3.1 Организация исследованияДля исследования брачно-семейных представлений у школьников старших классов мы провели эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №105. В эксперименте участвовали школьники 10 класса в количестве 35 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.Цель исследования: Проанализировать брачно-семейные представления старшеклассников.Задачи исследования:1. Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов.2. Рассмотреть особенности брачно-семейных представлений старшеклассников.В эксперименте мы использовали опросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложено написать сочинение на тему «Моя будущая семья».3.2 Результаты исследованияРезультаты диагностики см. приложение 2.Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты.В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «родные и близкие», «здоровье», «друзья. Школьникам было предложено дополнить фразу: «Любовь - это:…». Было замечено, что наиболее часто встречающиеся ответы были следующие: «Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию», «Радость для двоих и необходимость быть вместе». Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел». Девочки четко представляют цепочку: любовь - родители и дети - родители - совместная жизнь - доверие - поддержка - уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причем если у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиков снижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все более идентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальный образ семьи, ищут внесемейной социализации.Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому, в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви. При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48 % респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 % соответственно); 35 % опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что «интимная близость определяется силой чувств», а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки. Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Так, 71 % респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 % допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения. Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение. При ответе на вопрос: «Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?» 62 % опрошенных выбрали вариант ответа «не играет никакой роли» и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16 % респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей. Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы: 1. Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи. 2. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке. 3. Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов. 4. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.ЗаключениеПоложение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:1. этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены. С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.Список литературы1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1992. - 24 с.3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. - 1992. - № 3 - 4. С. 24 - 33.4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999. - 224 с.5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1985. - № 4. С. 10 - 20.6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. С. 83 - 89.7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: ТГУ, 1999. - 154 с.8. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.9. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. - 2000.10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с. С. 52.11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. - 143 с.12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.13. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm14. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 302 с.15. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - 413 с.16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 384 с.17. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.18. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.Приложение 1Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возрастаФ.И.О._____________________________________________Возраст____________________________________________Дата исследования__________________________________Инструкция:Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители).Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с помощью представленных вариантов ответов.|
Утверждение | 1 Почти никогда | 2 Редко | 3 Время от времени | 4 часто | 5 Почти всегда | | 1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | | | | | | | 2. При решении проблем учитываются предложения ребенка | | | | | | | 3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | | | | | | | 4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | | | | | | | 5. Нам нравится делать что-то всей семьей | | | | | | | 6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться | | | | | | | 7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | | | | | | | 8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут меняться | | | | | | | 9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | | | | | | | 10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | | | | | | | 11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди | | | | | | | 12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | | | | | | | 13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | | | | | | | 14. Правила в нашей семье могут меняться | | | | | | | 15. Нам легко представить себе, что можно сделать всей семьей | | | | | | | 16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | | | | | | | 17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | | | | | | | 18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный | | | | | | | 19. Единство очень важно для нашей семьи | | | | | | | 20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи | | | | | | | | Вариант Б. А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.|
Утверждение | 1 Почти никогда | 2 Редко | 3 Время от времени | 4 часто | 5 Почти всегда | | 1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью | | | | | | | 2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка | | | | | | | 3. Мы с одобрением относились к друзьям других членов семьи | | | | | | | 4. При установлении правил поведения учитывалось мнение ребенка | | | | | | | 5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей | | | | | | | 6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) мог бы меняться | | | | | | | 7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними | | | | | | | 8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могли бы меняться | | | | | | | 9. Члены нашей семьи любили бы проводить свободное время вместе | | | | | | | 10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми | | | | | | | 11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близкие друг другу люди | | | | | | | 12. В нашей семье дети могли бы принимать самостоятельные решения | | | | | | | 13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускал бы | | | | | | | 14. Правила в нашей семье могли бы меняться | | | | | | | 15. Нам легко было бы представить себе, что можно сделать всей семьей | | | | | | | 16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому | | | | | | | 17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений | | | | | | | 18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный | | | | | | | 19. Единство было бы очень важно для нашей семьи | | | | | | | 20.Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи | | | | | | | | Приложение 2Результаты диагностики|
№ испыт. | Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант А | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | | 6 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | | 7 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | | 8 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | | 9 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 11 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | | 12 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | | 13 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 14 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | | 15 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | | 16 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | | 17 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | | 18 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | | 19 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | | 20 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | | 21 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | | 22 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | | 23 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | | 24 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | | 25 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | | 26 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 27 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | | 28 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | | 29 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | | 30 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | | 31 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | | 32 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | | 33 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | | 34 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | | 35 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | | № испыт. | Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант Б | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | | 7 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | | 8 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 9 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | | 10 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | | 11 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | | 12 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | | 13 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | | 14 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | | 15 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | | 16 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | | 18 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | | 19 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | | 20 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | | 21 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | | 22 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | | 23 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | | 24 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | | 25 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | | 26 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | | 27 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | | 28 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | | 29 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | | 30 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | | 31 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | | 32 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | | 33 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | | 34 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | | 35 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | | |
Страницы: 1, 2
|
|