Ценностные ориентации у подростков
Ценностные ориентации у подростков
12 Введение Подростковый период представляет наибольшие возможности для определения условий и механизмов становления растущего человека как личности. Процесс формирования личности в этом возрасте не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Если рассматривать личность с точки зрения диспозиционного подхода, то можно сказать, что ее внутреннюю сущность составляет совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов, то есть черт, которые и определяют ее поведение. Именно от них зависит, как подросток будет поступать в той или иной ситуации. Особенности референтной группы Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации - разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для него эталоном. Подросток - еще не цельная зрелая личность, отдельные его черты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизни подростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» было неоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения в настоящее время. Представление подростка о референтной группе, чьи нормы, установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы подростком происходит гармоническое развитие его личности. Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблема референтных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, где личность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальный аппарат данного исследования. Цель учебно-исследовательской работы: изучение особенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе и их возможной взаимообусловленности. Согласно цели исследования, были использованы следующие методики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан (детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич). Вначале, логика исследования была направлена на изучение черт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. В результате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далее логика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертах личности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант - не акцентуант). На следующем этапе, в результате изучения референтных групп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представления подростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ - герой. Так, при изучении личностных черт подростков и их представлений о референтных группах было выявлено: 1) подростки, определяющие своей референтной группой родственников (и в первую очередь - родители), 22 чел. (91%), наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярко выраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлением характера в пределах нормы - 11 чел. (46%); 2) подростки, определяющие своей референтной группой сверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестность напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль поведения; из них акцентуанты 7 (29%)- не акцентуанты 8 (33%); 3) подростки, определяющие своей референтной группой «идеальный образ - герой» 4 чел.(15%) - наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, совестливость-недобросовестность, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль поведения; из них акцентуанты 2 (8%) - не акцентуанты 2 (8%). Дополнительно было проведено исследование ценностных ориентаций. Т.к. они являются одним из основных структурных компонентов личности, мы исследовали их взаимообусловленность от представлений о референтных группах. Соответственно было выявлено: 1) подростки, определяющие своей референтной группой родственников (и в первую очередь - родители), проявили ЦО: 6 чел. (25%) - внешнюю, 11 чел. (46%) - внутреннюю, 5 (21%) чел. как внешнюю, так и внутреннюю; 2) подростки, определяющие своей референтной группой сверстников, проявили ЦО: 5 чел.(21%) - внешнюю, 7 чел. (29%) - внутреннюю, 4 чел.(17%) как внешнюю, так и внутреннюю; 3) подростки, определяющие своей референтной группой «идеальный образ - герой», проявили ЦО: 2 чел. (8%) - внешнюю, 1 чел. (4%) - внутреннюю, 1 чел.(4%) как внешнюю, так и внутреннюю. Вывод: особенности личности подростка, его черты личности (как и ценностные ориентации), не определяются и не взаимообусловлены их представлениями о референтной группе (в нашем случае - родители). Особенностью является и то, что подростки выделяют для себя несколько референтных групп одновременно, что усложняет выделение характерных черт личности. Прикладное значение данного экспериментального исследования: поиск преобладающей референтной группы (родители), что стало определяющим для адресного составления проекта, направленного на психологическое сопровождение родителями формирования устойчивых черт личности подростка. В нашем проекте мы опираемся на взгляд Маклакова А.Г., который рассматривает личность как совокупность устойчивых черт, которые позволяют личности успешно адаптироваться к условиям социальной среды. Таким образом, наш проект будет направлен на формирование устойчивых черт личности подростка, что будет способствовать его успешной социально-психологической адаптации. Исследование групповой сплоченности детей Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 - 13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа создает особое чувство - «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема групповой сплоченности. Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии. Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественные социологи и психологи, как: Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов, В. И. Паниотто, А. Н. Елсуков, А. Ф. Кудряшов и др. Наше исследование было посвящено изучению групповой сплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общения являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально - психологическая совместимость и т.д. Гипотезы исследования: в связи с развитием автономности и идентификации у детей подросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается; социальное положение мальчиков в группе благоприятнее социального положения девочек. В исследовании использовалась методика «Социометрия», автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей (взаимных симпатий между членами группы) и позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений. Для проведения исследования необходимы бланк социометрического опроса, список членов групп, социоматрица. В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых и седьмых классов в возрасте 12-13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102 испытуемых из г. Владикавказа. Исследование было проведено на базе Муниципального государственного учреждения средней общеобразовательной многопрофильной школы №38 г. Владикавказа и Муниципального государственного учреждения средней общеобразовательной школы №44 г. Владикавказа. А так же на базе Муниципального государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №8 г. Беслана и Муниципального государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №4 г. Беслана. Результаты исследования, направленного на изучение межличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности в подростковой группе ниже нормы (Сn = 0,18), что, в свою очередь, подтверждает нашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групп по гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров - мальчиков равен 28,1%, а показатель лидеров - девочек - 23%; показатель «отверженных» у мальчиков составил 7,5%, у девочек - 10%, что свидетельствует о более благоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено, что количество детей, имеющих благоприятный статус (51,9%), значительно выше количества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%). Полученные экспериментальные данные позволяют говорить о том, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальной мотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации и индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления быть принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально - психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в социально - психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация - равноценно участвовали в становлении индивидуальности подростка. Восприятие подростками родительского отношения Для ребенка первой моделью социальной среды является родительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенок усваивает поведение родителей в качестве модели. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Любая из социальных или межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. Роль рассматривается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодействия людей друг с другом. Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего. К старшему школьному возрасту у учащихся развивается интерес к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нас существенно то, что на смену копированию внешнего поведения старших и сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера. Отношения в триаде «ребенок - мать - отец», с одной стороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой - позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивные родительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянно подкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение к идеалам, - то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такой личности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление к своим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи, уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я». Целью нашего исследования было изучение восприятия типов родительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие 30 девочек в возрасте 14 - 15 лет и 31 девочка 17 - 18 лет, учащихся старших классов школы. При проведении нашего исследования использовались следующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок». При обработке опросника «Поведение родителей и отношение подростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающих типов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14 - 15 годами, к 17 - 18 годам отмечается появление дисгармонично-непоследовательного типа отношения (16%), увеличение процента отвергающее-остраненного типа отношения с 14,3% до 25,8%; снижение встречаемости враждебно-подавляющего (28,6% - 9,5%) и открыто враждебного (9,5% - 0) типов отношения. Данные по гармоничному отношению изменяются незначительно: 47,6% - 48,5%. При анализе результатов типа отношения со стороны отца следует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с 9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% - 25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% - 29%), снижается количество оценок родительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебный тип отношения со стороны отца не отмечен. При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, что при сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 - 15 лет и девочек 17 - 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, по шкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%), Принятие (95,2% - 96,7%) и Согласие (90,5% - 93,5%) не изменились. Отмечено увеличение значений по шкале Последовательность (66,7% - 96,7%). При оценке характеристик воспитании со стороны отца изменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение по шкалам Требовательность (81% - 58%), Близость (95,2% - 77,4%), Сотрудничество со 100% до 84%, Согласие (90,5% - 80,6%). Не изменяются или изменяются незначительно значения по шкалам Строгость (28,6% - 32,2%), Контроль (100% - 83,9%), Принятие (95,2% - 96,7%), Последовательность (90,5% - 90,5%). Также наблюдается тенденция снижения авторитетности обоих родителей: матери с 57% (группа девочек 14 - 15 лет) до 51,6% (группа 17 - 18 лет) и отца с 71,4% до 51,6%. Удовлетворенность отношений с матерью снижается со 100% до 71%, удовлетворенность отношений с отцом снижается с 80,9% до 74,2%. Заключение Таким образом, по отношению к девочкам со стороны матери наблюдается снижение контроля и уровня требовательности, с возрастом увеличивается степень проявлении доверия к дочери, стремление привить ей самостоятельность. Девочки отмечают равенство и партнерство в отношениях с матерью, согласие в различных жизненных ситуациях, наоборот, появление авторитарного стиля воспитания со стороны отца. Девочки воспринимают отца чаще как эмоционально-холодного и отвергающего, недоступного для взаимодействия с ним, отгороженного от проблем семьи. Девочки дистанцируются от родительской опеки, не видят в отце близкого по духу человека, не склонны поддерживать дружелюбные отношения. Девочки чаще воспринимают отца как жесткого, авторитарного, отстраненного от семьи, требовательного и непоследовательного в своих воспитательных воздействиях. Социальное положение мальчиков благополучнее социального положения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия между мальчиками. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определена желанием общаться больше с мальчиками, чем с девочками. Список литературы 1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.:Питер,2007. 2. Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/Пер. с англ. А. Боковикова.- М.: Академический проект, 2009. 4. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 5. Римская практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.- М.: АТС - ПРЕСС, 2009. 6. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромыцына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. - СПб.: "Речь", 2008. 2. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Ч. 3: Личность в семейном социуме. - Мн.: Карандашев, 2009.
|