|
Cоциально-психологические механизмы влияния
Cоциально-психологические механизмы влияния
23 Содержание Введение Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму Заключение Список литературы Введение Когда речь идет о социально-психологические механизмы влияния, подразумевается, что одно предприятие психической активности своими действиями может вызвать нужную ему психическую (душевно-духовную) активность другого субъекта психики, а именно: определенные ощущения, представления, воспоминания, мысли , чувства, отношения, волевые действия и т.п. Наиболее известными в социальной психологии есть такие механизмы, как убеждения, внушения, принуждения, санкционирования, упражнения, подражание, психическое заражение т.д. (В. Бехтерев, Т. Владимирский, В. Куликов, Б. Парыгин, Б. Поршнев, Г. Тард, Ф. Тома и др.). В практике организации воздействий известно немало случаев, когда правильно применен механизм позволял достичь действительно удивительных результатов, а социально-психологическая некомпетентность приводила к эффектам, противоположным ожидаемым. Рассмотрим кратко специфические особенности ряда основных социально-психологических механизмов влияния человека на человека. Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен Общественная проблема: появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой - тоталитарная группа является средством десоциализацию индивида. Цель статьи: выделить и охарактеризовать основные признаки тоталитарной группы, проанализировать ее феномен, пагубное влияние на социальное поведение и психику индивида. Сущностное содержание: анализируются объективные и субъективные факторы, приводящие к появлению в обществе тоталитарных групп, выделяются признаки тоталитарной группы; раскрываются социально-психологические механизмы привлечения индивида в группу, тотального психологического давления на нее и последствия пребывания индивида в тоталитарном группе. По меткому выражению Цицерона, в мире нет такой нелепости, у которой не нашлось бы последователей. Тоталитарные группы можно отнести именно к такой нелепости, сторонниками которой становятся люди разной судьбы, разной образованности и разного возраста. Однако обстоятельства их появления, существование и деятельность еще недостаточно изучены ни социальными психологами, ни религиоведа, ни социологами. Правительства многих стран, общественность столкнулись с этой проблемой с конца ХХ века. Эти хорошо организованные группировки требуют пристального внимания и ученых разного профиля, и правительственных структур. По приблизительным оценкам, сейчас в Украине почти миллион человек являются адептами разного рода тоталитарных групп. Среди них около 8 процентов - педагоги, которые выступают не только активными агитаторами, проповедниками, но и вербовщиками в свои члены совсем юных людей. Терминологически название явления еще окончательно не сложилась. Для его описания ученые пользуются разными понятиями: тоталитарные группы, деструктивные группировки, культы, молодежные секты, сектоподибни объединения, новейшие религиозные культы и т.д. Неопределенность названия свидетельствует неизученности этого нового явления в общественном бытии, общественном поведении людей. Одновременно в самом названии отражается определенное противостояние общепризнанным демократическим ценностям, угроза безопасности духовной жизни населения, опасный психологическое воздействие таких групп на личность. Следует отметить, что появление группировок, культов, сект, поклонение новоявленным "мессия", идолам - не новое явление в истории человечества. Только церковная история насчитывает много попыток скола от основной доктринальной линии, создание замкнутых группировок с достаточно сильной сплоченностью членов, верой в новое учение. Однако нынешний всплеск появления новых группировок имеет характерные обстоятельства, способствовавшие их возникновению. Впервые понятие нетрадиционных культов использовал Э. Трельч, который классифицировал нетрадиционные ответвление в устоявшихся конфессиях. Он отмечал, что основной целью таких группировок является духовность, стремящейся оживить мертвую традицию. С загальносоциологичнои точки зрения, нетрадиционные группировки - это выделены группы, которые не соответствуют нормам данного общества. Социальные психологи определяют нетрадиционные группы как, способные изменить в своих членов поведение и психологию. В последние годы по таким группам, действующим на религиозной почве, употребляют понятие "квази-и псевдокульт. Подразумевается, что они лишь внешне напоминают религиозные движения, а внутренне являются искусственными религиями, которые приобретают черты вредоносного и ошукувального явления. Для рассмотрения таких новообразований, группировок мы воспользуемся понятием "тоталитарной группы", понимая сообщество людей, объединенных прилученистю к определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, и предоставляет каждой из них индивидуальности. Тоталитарные группы могут иметь разное направление (религиозное, псевдорелигиозное, философское, культурологическое и т.п.), но каждая из них имеет собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе и даже отрицает любую культуру вообще; разрабатывает и воплощает реформируя программу интегрирования индивида в группу, пользуясь отработанными методиками тотального подчинения личности группе, а ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям. На наш взгляд, можно выделить ряд признаков тоталитарной группы: * осуществление тотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступающей к человеку, поведения своих членов (незаконное влияние на психику, применение различных методик манипуляции сознанием, системы реформирования мышления индивида, использование техник модификации его поведения вне сознания. наличие харизмы лидера - "пророка", приписывание ему особой мудрости, святости, требование беспрекословного согласия рядовых членов с властью, привилегиями лидера; наличие иерархического органа управления группой, с помощью которого дозируется информация, организуется тотальный контроль за поведением, образом жизни, мышлением индивида; исключительность, тайны жизни группы для внешнего окружения, с одной стороны, и неосведомленность членов группы относительно истинного характера ее деятельности, с другой ; наличие ложной формы привлечения индивида к группе с сокрытием истинных целей, форм влияния на сознание (манипулирование, обман, убеждения, внушения и т.п.); отчуждение личности от семьи, друзей, общества, резкие изменения в ее системе ценностей, наличие постепенных или внезапных личностных изменений; полная прозрачность жизни каждого члена группы и абсолютный авторитет лидера, лидеров (при закрытости жизни лидеров вне группы для других членов. физическая, финансовая или психологическая эксплуатация членов группы, давление на них с целью получения денег, пожертвований; наличие у членов группы тоталитарного мировоззрения, преобладание групповых целей над индивидуальными, одобрение, оправдание асоциального, антигуманной поведения, претензия на "доброту" со стороны членов группы. Тоталитарная группа как замкнутый новообразования на основе собственной аксионормативнои системы имеет целью подчинить индивида группе, сделать его послушным орудием для осуществления завуалированных целей, планов в руках лидеров, руководителей групп. Черты тоталитарности группе предоставляют две особенности ее существования: полная прозрачность жизнь каждого члена при тотальном контроле со стороны группы за ним и абсолютный авторитет лидера, основателя как на уровне микрогруппы, так и на уровне всего группировки. В любой момент жизни слово "духовного учителя", лидера для члена группы является решающим. Эта потребность не навязывается наказным способом, а формируется как установка всем стилем жизни группы. Харизматичный авторитет не связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношение имеет не столько наличие харизмы, сколько признание ее со стороны последователей. Условный его характер, как правило, не осознается его участниками: лидер верующий в свое предназначение, последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей, а любое сомнение в его харизме - как святотатство. Появление тоталитарных групп - явление не случайное в условиях кардинальной перестройки социальных отношений (как это произошло в посткоммунистических странах), но даже в развитых странах Запада. Их возникновению способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективные факторы. Время от времени в истории человечества бывают периоды, когда отчетливо проступает "бегство от ума", своего рода эпидемии "мистического безумия". Они сменяются периодами, когда "тайные знания" отступают и не имеют серьезного влияния. Но если с общественной и индивидуального сознания изгоняется или исчезает потребность верить, церковная вера, в частности, то это не значит, что она исчезает навсегда; быстрее она загоняется в какие другие уголки человеческой души, мистические тупики или ищет новые формы своего проявления. Английский исследователь Дж. Уэбб в работе "Оккультизм как общественное явление" [2] отмечал, что в основе чередования свободы разумности и нерозумности содержатся духовные факторы. Собрав большой материал по распространению нетривиальных идей, иррационализма, мистических течений прошлого и современности, он пришел к выводу, что эти течения связаны с психологическими и культурными закономерностями общественной жизни, что каждая эпоха европейской истории имела специфический духовный образ. Современный иррационализм, тяга к замкнутых группировок, по его мнению, выступает как стихийная идеология растерянных масс. Как правило, захват людей такого рода идеями, тяга к образованию замкнутых социальных групп, где эти идеи могут иметь выражения, наступает в эпоху крутого перелома социальных порядков, традиционных верований (светских и религиозных), коренного переворота в социально-экономической структуре, острых социальных коллизий , глубокого кризиса в идеологии, массовом сознании людей, психологической усталости широких слоев населения. В совокупном духовном опыте каждого общества имеют место различные, иногда полярные, противоречивые традиции, идеи, верования - мифологические и научные, светские и религиозные, утилитаристськи и романтические, эгоистические и альтруистические, сентиментально-идиллические и трезво-рассудительные. Какие из них возьмут верх - зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности. Тоталитарные группы становятся привлекательными на этапе, когда сама жизнь приобретает иррационального характера, а на поверхность выходят поезд тайного знания, поиск истины в зашифрованном - в знаках, символах, в интуитивном, чувственном. Эти новообразования быстро приспосабливаются к изменениям в социальной жизни, используя его проблемы, недостатки в свою пользу. Феномен современных тоталитарных групп в виде альтернативной религиозности родился в США в 60-е годы ХХ века и впоследствии появился на общественном арене Европы, набирая различные формы. Распространение тоталитарных групп религиозного направления (тоталитарных культов) до определенного времени не вызывало беспокойство в правительственных структурах, среди общественности многих стран мира, в том числе и в Украине. Большинство из них существует легально, на законных основаниях, зарегистрировавшись как духовно-культурные центры (философского, культурологического, медицинского, религиозного, эстетического, просветительского и иного направления, то есть под лозунгом развитию духовности, заботы о физическом и духовном здоровье людей), а поэтому претендует на защиту своей деятельности в соответствии с принципами Европейской конвенции прав человека. Общественное беспокойство возникло в связи с противоправными и антигуманными действиями членов тоталитарных групп в Джонстауне (Гайяне, 1978 г.), где за религиозных убеждений 900 человек покончил жизнь самоубийством; в штате Техас (США, 1993 г.), где 80 сторонников адвентистской -раскольнической группы "Ветвь Давида" сожгли себя; в Швейцарии (1995 г.), где 30 членов группы "Храм Солнца" (пятеро из них дети 14 - 15 лет) сожгли себя. Активно действовали в этом направлении религиозные организации "Аум Синрике" в Японии и России (посягательство на массовое уничтожение населения), Великого белого братства в Украине (неоднократные пророчества конца света и воскресения 144 тысяч белых братчиков), в Греции, Франции, Канаде, Германии и других странах, где провоцировались массовые голодовки, опасные для жизни и здоровья людей. Со временем тоталитарные группы привлекли к себе внимание и правительственных структур, поскольку стали проявляться их теневые черты - организованная преступность, нарушения прав человека, попытки проникновения во властные структуры, претензия на мировое господство "умных людей" над "рабами-добровольцами", уклонение от уплаты налогов, торговля оружием, наркотиками, незаконная врачебная практика т.д. Появление тоталитарных групп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светской и религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формой диссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, как и на Западе, - альтернативой традиционным религиям и общественно-политическим движениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падение престижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционных верований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахом марксистско-коммунистической идеологии и сознания. Нынешнее тяготение к образованию замкнутых социальных групп имеет свои особенности. Оно приобретает массовый характер, рекрутуючы в свои ряды все больше молодежи, а не пожилых и среднего возраста, и становится для нее очередным "модным" направлением. На этом фоне несколько потускнели такие молодежные течения, как "рокеры", "панки", "металлисты" и т.д. Этому способствует ряд кардинальных изменений в обществе. Потеря социальных ориентиров, социальной опоры, привычных гарантий и обеспеченного хотя бы по минимуму существование вызывает у людей растерянность. Новая система ценностей, идеалов, норм формируется вне аксиологических контекста общечеловеческих ценностей, национально-этнических, религиозных традиций. В таких условиях социально-психологический фактор приобретает все большую иррациональности, а мировоззренчески-идеологический вакуум легко заполняется альтернативными, эклектичными мифологемами, символами, которые воспринимаются некритически, на веру, особенно когда они в сознании молодого человека доносятся привлекательно, с применением влияния не только на сознание , но и подсознание. В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов: а) практически-правовой, связанный с возможностью их легального существования на законных основаниях, согласно действующему законодательству (решением Европейского парламента в феврале 1996 года по сект в Европе деятельность таких групп признана социально опасной. б) группы при бесконтрольного существования со стороны общества произвели отработанную стратегию и тактику мировоззренческой и психологической обработки личности, методика введения ее в стойку психологическую зависимость от группы; в) разорвать связь члена группы после устойчивой зависимости от групповых процессов довольно трудно. Отметим, что деструктивность группе предоставляет не ее программа, учения, верования, доктрина (они зачастую являются социально приемлемыми, что и позволяет тоталитарным группам официально регистрироваться и действовать в социально-правовом пространстве, а то, что она делает с личностью, как влияет на нее, на какие поступки, линию поведения побуждает, какой образ жизни навязывает. Деятельность тоталитарных групп стала возможной и благодаря несовершенству законодательной базы в этом вопросе, мировоззренческой и психологической неграмотности населения, несостоятельности людей противостоять методикам преобразования психики и контроля за деятельностью личности, неумению предвидеть негативные влияния. Тоталитарные группы имеют сугубо прикладную направленность (они являются не формой поиска Абсолюта, Бога, философской идеи, а своеобразной формой решения собственных проблем личности нетрадиционным способом. Они привлекают к себе тем, что обещают, а нередко определенной степени дают людям и ключ к собственному мироощущению, личностных переживаний, захватывают своих сторонников идеей бесконечного самопознания, познания загадок психики как определенной самостоятельной ценности, нравственного самосовершенствования. Они пытаются приблизиться к человеку, его чувственности, внутренних состояний, поисков индивидуального отношения к окружающему миру. Следует заметить, что идеи всестороннего раскрытия способностей, задатков и самопознания ничего плохого в себе не несут. Наоборот, они помогают человеку ответить на ряд жизненно важных вопросов: "Кто я такая? Что я могу? Умею? На что я могу надеяться? "Но тоталитарная группа, помогая человеку искать ответы на эти и другие вопросы, рассматривает личность как существо асоциальное, не совмещенную с другими социальными связями. Самопознание нередко понимается как полное освобождение от социальных контактов, как отшельничество духа. Возникает вопрос: что делает тоталитарную группу столь привлекательной для людей, чем количество его членов не уменьшается? На наш взгляд, можно было бы условно выделить пять групп личностей, которые пополняют ряды этих новообразований. Первую группу составляют молодые люди, имеющие неуверенно, проблематично ситуацию в своей жизни. В сложной социально-экономической ситуации и духовной атмосфере они отчаялись в собственных силах, в будущем, потеряли смысл жизни или не видят выхода из сложных личных обстоятельств. Сюда же можно отнести и личностей, которые находятся в так называемых переходных или маргинальных периодах своей жизни: подростки, первый год вне семьей, изменение места работы или ее потеря, окончание учебного заведения и невозможность трудоустройства, внезапная болезнь или смерть в семье, несчастный случай, стресс и т.п.; нередко пребывания в тоталитарной группе для них является формой бегства от проблем "обычного" реального мира, своего рода духовным наркотиком. У людей с проблемных групп легче выработать и закрепить механизмы психологической зависимости. Ко второй группе можно отнести пытливую молодежь - "умников и умниц", которых привлекает процесс открытия нового, стремящихся "чистого знания". Интерес к нетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает и подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практике инструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамки наук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Ее привлекают изящные формулы типа: "Мы - последняя надежда человечества". Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированных слоев населения, способных нести новое "учение" в массы, - педагогов, врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченным высшим образованием - основной костяк таких групп. Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном. К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие. Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения. Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее. Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы. Несмотря на разнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологической обработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используются разнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которого представляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных и западных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новый толкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судного дня, "пророки" обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бед в обмен на слепое подражание "духовных учителей", неукоснительное выполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния на людей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживают большие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем, запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движения Хаббарта: хочешь заработать миллион - создай секту На богослужениях церкви так называемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих к щедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесами Евангелия). Своих последователей "духовные учителя" рассматривают как толпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная "торговля душами": войди в наш круг - получишь исцеление, приведи друзей - получишь прощение, долучайся в группу - и мы найдем спасение не только для тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами, "избранными", ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, в этих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение их насущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, как правило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешних сил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы . В-пятых, опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею. Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму: появление фигуры - лидера, который постепенно обрастает небольшим кругом последователей; впоследствии последователи вступают ранга апостолов и начинают проводить активную агитационно-пропагандистскую работу, отыскивают, вербуют своих последователей; создание (и регистрация на законных основаниях, если выдается такая возможность) своей организации (уставы и регистрационные документы, как правило, полны фразами о духовности, заботу о физическом здоровье людей или желание развивать культурные связи с другими народами и т.д.); в качестве организационного кредо берется некая болезненная социальная проблема, например, наркомания, алкоголизм и т.п.; обращение к массам, которым предлагается изящная "доктрина спасения" (исцеления, поддержка, выход из трудного положения, возможность быстрой карьеры и финансового обогащения, открытие новых эзотерических знаний и т.д.). В тоталитарном группе создается хорошо отлаженная система взаимоотношений и порядка: четкая иерархия, идеология, единый ритм жизни, подкрепленный, как правило, проживанием в одном доме, единственный тип питания и т.п. Человек сразу оказывается включенной в малую социальную группу, имеет своего руководителя, который непосредственно общается с "духовным учителем". Жизнь членов группы четко регламентировано и требует от них безусловного подчинения определенным установкам, которые даются через слово. Включение индивида в жизни группы происходит главным двумя путями: через ритуал и через реализацию "дары" (способность понимать и интерпретировать новые философские и социальные идеи, слово нового бога, исцелять и т.д.). Новых сторонников привлекает перспектива в группе "найти живого бога", приобщиться к чему эзотерического, которые могут постичь лишь "избранные". Со временем эта идея трансформируется в установки другого порядка: "Сделай так, чтобы Абсолют, Бог узнал о тебе и дал тебе знать, наделив каким-то особым даром - умениями, навыками и т.п.". Тоталитарные группы, особенно философско-религиозного направления, выработали несколько уровней ритуального включения индивида в деятельность группы. Это: а) "фоновый уровень" - регулярные собрания, богослужения экстатического плана, без которых со временем человек уже не видит своего существования; именно при них происходит "непосредственное общение между Абсолютом, Богом и человеком. Многочасовые молитвы, подкрепленные системой постов, становятся через некоторое время допингом для индивида; б) регулярные собрания микрогрупп, микроосередкив, где во время молитвенного экстаза проговариваются житейские проблемы каждого члена, все то, что огорчает его душу, лежит бременем на ней. Действо заканчивается коллективной молитвой за каждого отдельно и может сопровождаться всевозможными "прозрениями", откровениями, полученными в молитвенном экстазе. Причем лидер внимательно следит, чтобы видение, откровение, "глас истины" членом группы интерпретировались в нужном группе понимании. Для введения личности в стойку психологическую зависимость от группы широко используются психологические факторы влияния. Особенно эффективными они становятся на коллективных собраниях, где происходит трансфер эмоций с помощью привычных средств воздействия - музыки и слова. Этому способствует использование их цикличности - от минорной тональности к неистовым возгласов. Эмоциональное напряжение то усиливается, то ослабевает. На пике звучания появляется харизматичный лидер со своими установками, проповедью. Музыка, пасторские проповеди, привлечение к ним свидетелей и участников разного рода чудес, исцелений, вечное ожидание чуда (как это имело место, например, в церквях "Победа", "Слово веры") особенно сильно влияют на людей со слабой психикой, которые легко поддаются внушению. Внешне человек выглядит вполне свободным - ее никто ни к чему не принуждает, ей самой предоставляется право свободного выбора: где и с кем жить, дружить, общаться, кому поклоняться. Но в действительности ее жизнь подвергается четкому регламентации через подчинение определенным установкам, которые идут от лидера группы, его ближайшего окружения. По мнению Р. Дж. Лифтона, известного психолога, изучающего влияние тоталитарных групп на личность, под давлением группы происходит не разрушение личности, а своеобразное ее "расплавления", "раздвоение", что вызывает необратимые психические изменения. Это становится возможным в условиях мощного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Собственно "Я" личности испытывает разделения на две независимые функционирующие целостности. В результате "раздвоения" происходит процесс естественной социальной адаптации к новым невыносимых социальных условий. Первичное ядро личности впадает в коматозное состояние. Этому способствует обстановка "тотальной любви" в группе к новичку, доведение личности сначала до состояния психологической аморфности, а впоследствии и податливости на воздействия. Искусственно созданный дефицит времени, бессонные ночи, усталость, физиологические дезориентации, изменение режима сна, питания (обедненный рацион, суровые посты, которые не всегда под силу выдержать даже подготовленному человеку), сенсорная депривация или перегрузки и другие методы имеют одну цель - уменьшить влияние защитных психологических механизмов человека. Одновременно подрываются внешние связи личности с микросоциальной, референтными группами (родители, семья, близкие друзья, коллеги и т.д.), ее побуждают даже отказаться от своего имени и принять новое. В психологическом плане это достаточно сильный ход, поскольку вследствие этого разрывается духовная программа, духовный связь личности со своим родом, и в этом состоянии ему можно навязать нелепые идеи, побуждать к любой поведения, поступков, в том числе и противоправных . Впоследствии начинается массовая атака на мировоззрение, систему убеждений личности, усиливается различными видами контроля за поведением и сознанием личности. Спектр психологического контроля достаточно широк по объему. Он включает этапы "промывания мозгов", контроль сознания, поведения, информации, мышления, эмоций. Над имеющимся ядром личности формируется новое, податливое на воздействия, которое не вступает в конфликт с предыдущим. Это состояние психологами мало изучен и не совсем понятен, поскольку внешне личность может казаться даже радостной, такой, что не знает сомнений, противоречий, мук совести [3]. Человека отлучают от светской информации и "бомбардируют" культовой. Затем осуществляется контроль над ее время и деятельностью: режим собраний, молитв или изучения доктрины группы не позволяет человеку надолго расставаться с группой, не оставляет времени на критическое осмысление информации. Новичка отучают от критического мышления; манипулируя лексикой, ему "открывают" новое значение понятий, вследствие чего он чувствует себя "посвященным". Кроме того, его обучают трансовых методикам, который производит впечатление своей причастности к божественных сил или чего исключительного. Это позволяет достаточно быстро внушить новичкам уверенность в правильности избранного пути и группы, избавиться сомнений. С приходом в тоталитарную группу индивид получает возможность идентифицироваться отношении "внешнего мира" и внутри "современного" мира, то есть теперь мир существует лишь один - четко структурированный и упорядоченный - "мир-группа". Это дает возможность осознать себя как представителя определенной группы, как участника определенного типа служения для любой категории граждан (школьники, студенты, женщины, военнослужащие, пенсионеры и т.д.). Для каждой категории есть свои привилегии и даже возможности карьерного роста. Но основным условием для получения звания является разрыв со своей семьей, даже развод, если члены семьи не одобряют такой деятельности. Взаимодействие с подобными себе является определяющим фактором, влияющим на личность. В ситуациях группового общения замкнутый "контур" отдельного человека как бы размыкается и включается в загальногруповий "контур", что приобретает новое значение, новой групповой качества. В тоталитарном группе обратная связь является односторонним, однонаправленным: группа (в лице харизматичных лидеров) влияет на личность, а не наоборот. Поскольку при этом личность изолируется (психологически, а иногда и физически) от внешнего мира, то альтернативного влияния не испытывает, а влияние группы приобретает постоянного и тотального характера. Наиболее распространенные формы воздействия на личность - манипулирование и обман. Личность вне тоталитарной группой имеет возможность противостоять манипуляции, осознать ее как некорректный влияние. Внутри такой группы этого осознания не происходит. Убеждение, что требует логических аргументов и критичности, не допускается. Когда человек пытается покинуть тоталитарную группу и не получает при этом необходимой квалифицированной поддержки извне, то в этот момент, по мнению Р. Дж. Лифтона, старая личность "просыпается" от блуда как от сна, от своеобразного коматозного состояния. Между удвоенными личностями возникает конфликт: то старая, то новая выходят на первый план. Известный американский эксперт по проблемам тоталитарных групп С. Хассен отмечает, что этот момент в жизни члена группы является сложным. Используя контроль сознания, многие группы создают в своих членов болезненное состояние страха перед выходом из группы, формируется комплекс фобий (человек боится независимого мышления, внешнего мира, существование вне группы, природных катаклизмов, страшной и неотвратимой кары в случае выхода, побега из группы и т.д.) . В подсознание навиться ужасные картины жизни в результате разрыва связи с группой, невозможность представить себя счастливым и успешным вне ее. Когда подсознание программируется на наставления принимать именно эти негативные картины, то личность начинает вести себя так, будто это происходит в реальности, она может даже погибнуть, оставив группу. Пребывание под ежедневным психологическим контролем приводит к заметному интеллектуального торможения: в индивида снижается уровень внимания, ослабляется память, сужается кругозор, меняются структурно-логические связи. Он отказывается от активной жизненной позиции, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой жизненных целей и не стремится их достичь. Отчетливо заметны визуальные изменения: истощенность, бледность, ухудшение физического и психологического состояния, психосоматические симптомы. Могут иметь место галлюцинации, паранойя, дезориентация, приступы паники, депрессивные состояния и т.п. Перед психологами, которые занимаются реабилитацией члена тоталитарной группы, стоит сложная задача - помочь личности решить конфликт между "раздвоенными личностями" и дискредитировать новую, навязаны личность. Когда этот этап результате целенаправленных усилий бригады по реабилитации успешно осуществлен, то, которое правило, старая личность за это время пробуждается. Но, как свидетельствуют западные и отечественные психологи, при этом не происходит возврат в полном объеме к предыдущей личности. Психологам, близким людям приходится долго и упорно опекать человека, чтобы потушить состояние гнитючости, тревожности, опустошенности у бывших членов группы. Заключение "Тоталитарная группа" является сообществом людей, объединенных сильной привязку связанность в определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе, и даже отрицает любую культуру; реформируя программу интегрирования индивида в коллектив, отработанную методику тотального подчинения личности группе, ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям. Появление тоталитарных групп способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективные факторы, связанные с особенностями жизни отдельной личности. В тоталитарном группе осуществляется десоциализацию личности (как девиация социализации. Десоциализацию можно определить как процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности. С помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы. В ходе десоциализацию не срабатывают защитные функции психики личности, разрушается самооценка. Всеми средствами влияния, всеми видами и формами общения и взаимодействия потребности-цели личности пытаются поставить под тотальный контроль со стороны группы, чтобы получить возможность направлять его поступки, деятельность, линию поведения на реализацию групповых потребностей. Во тотальным контролем в тоталитарной группе находится весь ритм жизни, эмоции и чувства, мышление, поведение личности, информация, поступающая извне. Результатом этого процесса является формирование псевдоособистости, раздробленной по своей структуре, по диссоциирован состоянием. В тоталитарном группе личность тоже самореализуется, но оценка со стороны общества, ближайшего социального окружения этой самореализации является негативной, поскольку она носит антигуманную направленность Следствием пребывания личности в тоталитарном группе есть как внешние психосоматические изменения, так и внешние и внутренние психосоциальные - отчуждение личности от внешнего мира, ее направленность только на внутренний мир с искаженными ценностями, потребностями, установками, идеалами, нравственными ориентирами, нормами, агрессивность, фанатичный защита доктрины группы, ее идей, идеологии "спасение души или человечества" только в этой группе, неспособность рационально оценивать окружающий мир и изменения, произошедшие с ней. Процесс возвращения личности к предыдущему, но уже нового нормального социально-психологического состояния, к социальным нормам и ценностям, присущим обществу, можно определить как ресоциализацию. Это сложный этап в жизни личности, который она самостоятельно не может преодолеть, и который требует квалифицированной помощи извне (бригады, состоящей из психологов, психиатров, медиков, бывших членов группы, вышли из нее и прошли ресоциализацию успешно. Для квалифицированной помощи жертвам тоталитарных групп нужен специализированный реабилитационный центр. Если в фундаменте социализации заложен механизм создания человека, то в фундаменте десоциализацию - механизм ущерба для тех черт, качеств, которых личность приобрела в обществе, определенном социальном окружении. Новое социально-культурная среда группы используется харизматичными лидерами для сокрытия истинных намерений, потребностей - целей ее лидеров.
|
|