Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков
p align="left">Ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается описание ситуации наркогенного заражения (участнику ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа подростков, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность. Готовя ролевую игру, педагог прежде всего должен определить содержание ситуаций, используемых для инсценировки. Здесь следует учитывать наиболее реальные для данной группы учащихся варианты наркогенного заражения, основные механизмы вовлечения в одурманивание. Так, для детей 7-8 лет лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголизации, для старших школьников можно вводить сюжеты с приобщением к наркотикам, токсикоманическим веществам. В качестве предлагающего попробовать одурманивающий препарат у младших подростков обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек. Эти и другие особенности должны быть отражены в содержании ролевых игр. При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать (особенно в младших классах) особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать провокационную роль. Дело в том, что такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса. Вообще, в начальной школе ролевую игру лучше организовывать в виде кукольного спектакля. Тогда школьник, исполняющий роль предлагающего наркогенный препарат, не будет переносить на себя негативные характеристики своего персонажа (ведь предлагает вещество не он, а его кукла). В кукольном спектакле роль предлагающего сможет исполнить и учитель. Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки изображают отрицательный персонаж. Безусловно, педагог заранее должен обговорить с ними правила участия - при провоцировании пробы предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов, сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфическими эффектами различных наркогенных веществ). Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни. Затем при помощи тестовых методик педагог может оценить начальный уровень сформированности навыков у учащихся. После этого задаются конкретные ситуации для инсценировки. Перед ее началом все учащиеся (и актеры, и зрители) обсуждают различные обстоятельства ситуации - определяется, при каких условиях она возникает, каков характер ее участников, могут ли быть вовлечены в ситуацию посторонние лица и т.п. Ребята могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача - избежать пробы наркогенного вещества. Оценка предложенной поведенческой схемы (здесь принимают участие все учащиеся) осуществляется по следующим показателям: решительность и твердость прозвучавшего отказа (исключающего возможность провоцирующего предложения в дальнейшем); возможность избежать конфликта с участниками ситуации при выбранной схеме поведения; физическая безопасность отказавшегося. В результате обсуждения формулируется наиболее оптимальная система действий в данной ситуации, которая может быть схематически изображена на плакате или доске [3, c. 112-117]. Проекты. Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня он становится интегрированным компонентом педагогических систем. В основе метода проектов лежит развитие у детей и подростков навыков, обеспечивающих им эффективную социальную адаптацию: способность планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, строить взаимоотношения с людьми и т.д. В реализации проекта могут принимать участие далее школьники от 10 лет. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность и может использоваться при организации педагогической профилактики. В этом случае антинаркогенные сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта. Существуют различные виды проектов [43, c. 217-227]. 1. Краткосрочные проекты Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т.п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе. Результаты исследовательской работы подростков могут стать основой для долгосрочных проектов. Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т.п.). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы. Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность, источники получения информации и методы ее обработки (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция). Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность. Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т.д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Так, основная цель круглого стола, дискуссионного клуба заключается в формировании четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркотизма. Это предполагает совместное обсуждение вопросов и проблем, которые могут иметь неоднозначную оценку. Данная форма может быть использована при работе с подростками л старшими школьниками. Для того чтобы определить актуальный для обсуждения материал, педагог может воспользоваться помощью экспертов инициативной группы, которая будет помогать ему готовить обсуждение. Схема подготовки круглого стола может выглядеть следующим образом. Прежде всего формулируются тема и вопросы, которые предлагаются для обсуждения. Они вывешиваются на стенде за несколько дней до проведения круглого стола так, чтобы все участники были осведомлены о его тематике. Между членами инициативной группы могут быть заранее распределены роли. Несколько человек представляют пресс-клуб - их задача фиксировать все высказывания и затем подготовить пресс-лист по итогам обсуждения. На круглом столе могут присутствовать адвокат и прокурор, знакомящие аудиторию с фактами «за» и «против» тех или иных аспектов наркотизма. В ходе обсуждения может использоваться материал, полученный социологами в ходе опроса. Социологи могут также подготовить и статистические данные, касающиеся круга обсуждаемых проблем. Однако следует помнить, что такое предварительное распределение ролей придает обсуждению некий игровой, искусственный характер. Использовать регламентацию эффективно при работе с подростками, для старших школьников такой прием нецелесообразен (здесь необходим максимально взрослый вариант, не напоминающий игру). На круглый стол к старшеклассникам могут быть приглашены педагоги (причем круг приглашенных определяют сами учащиеся - обычно это учителя, пользующиеся наибольшим авторитетом). Разновозрастные круглые столы получаются особенно интересными, поскольку предполагают анализ оценок и позиций людей различных поколений, заставляют учащихся взглянуть на проблему иными глазами, помогают лучше понять своих педагогов, старших членов семьи и т.д. Одной из форм межвозрастной подготовки может стать вернисаж. В подготовке и проведении вернисажа принимают участие дети различных возрастных групп - обычно это младшие школьники и подростки. При этом подростки являются ведущими, младшие школьники - аудиторией. То, что в качестве ведущих выступают не взрослые люди, а подростки, во многом повышает доверие и интерес младших ребят к предоставляемой информации. Но и для старшеклассников участие в таких проектах оказывается полезным, поскольку в ходе их подготовки происходит формирование личностного отношения к аспектам наркотизма. Сценарий вернисажа может выглядеть следующим образом. Среди ведущих заранее распределяются роли, например: врач, художник, поэт, милиционер. У каждого из них свой стенд. Младшие школьники, приходящие с экскурсией на вернисаж, последовательно обходят все стенды. При этом врач объясняет детям, в чем заключается опасность использования наркогенных веществ для физического здоровья человека. Свой рассказ врач может иллюстрировать при помощи специальных плакатов, а также ряда опытов, демонстрирующих влияние наркогенных веществ (главным образом, алкоголя) на живые структуры. Художник показывает детям плакаты-предупреждения и предлагает принять участие в конкурсе рисунков «Мы сильнее черных братьев». В течение 10-15 мин учащиеся выполняют задание. Поэт зачитывает младшим школьникам свои стихи «Вредные советы» и предлагает учащимся в стихотворной форме дать ответ. Милиционер проводит с учащимися ролевую игру по тренировке навыков отказа в ситуациях наркогенного заражения. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации. Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт и т.п.) не могут быть точно Предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам. Подготовка такого проекта включает в себя следующие этапы. Будущие участники знакомятся с начальным сюжетом игры. Он может быть заимствован из известного подросткам литературного произведения, а может быть предложен педагогом. Заранее обговаривается, что сюжет в ходе игры может развиваться произвольно. Среди участников распределяются роли. Каждый персонаж получает «легенду» - характер, возможное поведение, личные цели и задачи, которые будут решаться в ходе игры, отношения с другими персонажами. Некоторым из участников дается двойная роль - известная всем «маска» и скрываемое от остальных «истинное лицо». Например, шпион, изображающий дачника. О том, что в игре есть персонажи с «двойным лицом», сообщается всем, однако кто это - неизвестно. Поэтому одна из задач, которая ставится перед участниками, заключается в том, чтобы разоблачить «маску». После начала игры каждый из персонажей начинает жить своей жизнью, пытаясь реализовать собственные цели. Педагог-психолог в ходе игры исполняет роль наблюдателя, вмешиваясь в процесс лишь в крайних случаях, при возникновении серьезной конфликтной ситуации, грозящей остановкой игры. Игра продолжается до тех пор, пока это интересно ее участникам. После окончания игры проводится ее обсуждение - анализируется поведение каждого из участников, подростки высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. Приключенческо-игровой проект может быть построен и как кукольный спектакль. Такой вариант эффективно использовать в работе с младшими подростками, а также нерешительными подростками, боящимися играть. Здесь кукла выступает в качестве прикрытия, создавая эффект отстраненности исполнителя от поступков и поведения своего персонажа. Исполнитель не боится продемонстрировать свою личную позицию, поскольку оценивать будут не его, а персонаж [50, c. 98-104]. 2. Долгосрочные практико-ориентированные проекты Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы. В качестве примера приведем такие формы конечного результата, как организация спортивного клуба, секций, объединений по интересам и т.п. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, определения функций каждого участника, планирования этапов реализации проекта. Обязательным условием при определении содержания практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы (вариант исследования - мониторинг, опрос), поскольку планируемый результат проекта должен быть востребован. Примером практико-ориентированного проекта может стать работа волонтеров Волонтерская команда формируется внутри подросткового коллектива (класса, школы), в котором она в дальнейшем и будет работать. Таким образом, на подростковый период приходится интенсивное развитие всего организма и печально, что именно в это время подростки начинают осознанно губить свое здоровье и калечить свое будущее опасными ядами - сигаретами, алкоголем и наркотиками Наркомания является одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика. Касаясь вопросов профилактики наркомании, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами. Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки выпадают из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. Эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами. Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности. Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков
2.1 Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения профилактической работы по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков Задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Принять меры по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков 2.Провести диагностику уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков 3. Разработать и экспериментально проверить программу по профилактике зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков Базой для проведения экспериментального исследования МОБУ СОШ д. Идельбаково Республики Башкортостан. Исследование было проведено в 8 классе, по учебному пособию Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008. - 272 с. с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек; из них 13 мальчиков и 7 девочек. Таблица 1 - Банк диагностических методик |
№ п/п | Название методик | Автор | Цель | Методическое сопровождение | | 1 | Тест на алкогольную и наркотическую зависимость | Кулинич Г.Г. | понять и осознать прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии. | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008, с. 60-62 | | 2. | Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ | Кулинич Г.Г. | выявить предрасположенность подростка к употребления ПАВ | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008, с.50-53 | | 3 | Тест на определение зависимости от никотина | Кулинич Г.Г. | Выявить зависимость подростков от никотина. | Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008, с. 45-47 | | |
Алкоголизм был проблемой не одного поколения, но к началу двадцатого века, появилась новая, не менее важная проблема - опийная, а позднее героиновая наркомания. Наркотики, в отличие от алкоголя, способны вызывать более быстрое привыкание и развитие заболевания. Существенными признаками наркотической зависимости являются непреодолимое влечение к наркотикам и постоянная необходимость увеличения количества принимаемых наркотических средств. Самым страшным и болезненным синдромом при перерыве постоянного приема наркотиков является "ломка", которая прекращается после повторного употребления наркотических средств. Если своевременно обратиться за помощью в наркологическую клинику, можно успеть начать абсолютно новую жизнь без наркотиков. Следующим видом самой распространенной на всем земном шаре зависимости является никотиновая зависимость. С каждым днем на улицах, возле учебных заведений или в переулках все чаще можно встретиться с подростками с сигаретой в руках, но они даже и не догадываются о последствиях, к которым их может привести такая вредная привычка. В последнее время многие стали бросать курить, понимая бесполезность и всю вредность этого занятия, а те, кто не в силах сам бросить, обращаются за помощью к профессионалам. Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании мы воспользовались такими методиками как тест на алкогольную и наркотическую зависимость, тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ, тест на определение зависимости от никотина. Методика 1. Тест на алкогольную и наркотическую зависимость Вопросник разработан Кулинич Г.Г. и направлен на понятие и осознание прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков или алкоголя с ранней до поздней стадии (см. Приложение 1). Таблица 2 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на констатирующем этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, тмя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 0 | нет з | | 2 | Азат А. | 0 | нет з | | 3 | Данил В. | 1 | нет з | | 4 | Тимур Ш. | 1 | нет з | | 5 | Денис К. | 0 | нет з | | № п\п | Фамилия, тмя учащегося | Баллы | Уровень | | 6 | Радмила К. | 0 | нет з | | 7 | Юлия К. | 2 | нет з | | 8 | Гульфия И. | 1 | нет з | | 9 | Салават И. | 0 | нет з | | 10 | Тимур Т. | 0 | нет з | | 11 | Кристина П. | 0 | нет з | | 12 | Ринат Г. | 1 | нет з | | 13 | Снежана Я | 1 | нет з | | 14 | Асель Б. | 1 | нет з | | 15 | Арман Н. | 0 | нет з | | 16 | Лиина Д. | 0 | нет з | | 17 | Нияз Д. | 2 | нет з | | 18 | Рияз Д. | 2 | нет з | | 19 | Руслан А. | 1 | нет з | | 20 | Радик Б. | 1 | нет з | | |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости. Методика 2. Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление предрасположенности подростка к употребления ПАВ (см. Приложение 1). Таблица 3 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 5 | н | | 2 | Азат А. | 8 | н | | 3 | Данил В. | 17 | с | | № п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 4 | Тимур Ш. | 24 | с | | 5 | Денис К. | 10 | н | | 6 | Радмила К. | 9 | н | | 7 | Юлия К. | 32 | в | | 8 | Гульфия И. | 23 | с | | 9 | Салават И. | 16 | с | | 10 | Тимур Т. | 19 | с | | 11 | Кристина П. | 4 | н | | 12 | Ринат Г. | 27 | с | | 13 | Снежана Я | 31 | в | | 14 | Асель Б. | 26 | с | | 15 | Арман Н. | 2 | н | | 16 | Лиина Д. | 11 | н | | 17 | Нияз Д. | 34 | в | | 18 | Рияз Д. | 35 | в | | 19 | Руслан А. | 25 | с | | 20 | Радик Б. | 21 | с | | |
Анализируя табличные данные можно сделать вывод о том, что: Высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%) Средняя вероятность зависимости - 9 человек (45%) Низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%) Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данном классе у 35% детей низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, данные подростки в группу риска не входят. У 45% старших школьников средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных подростков уже можно отнести к группе риска, возможно они нуждаются в помощи психолога или социального работника. У 20% подростков высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание педагога, врача, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов. Методика 3. Тест на определение зависимости от никотина Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление зависимости подростков от никотина (см. Приложение 1). Таблица 4 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на констатирующем этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 1 | он | | 2 | Азат А. | 0 | он | | 3 | Данил В. | 6 | в | | 4 | Тимур Ш. | 9 | ов | | 5 | Денис К. | 0 | он | | 6 | Радмила К. | 3 | н | | 7 | Юлия К. | 10 | ов | | 8 | Гульфия И. | 7 | в | | 9 | Салават И. | 5 | с | | 10 | Тимур Т. | 5 | с | | 11 | Кристина П. | 3 | н | | 12 | Ринат Г. | 6 | в | | 13 | Снежана Я | 8 | ов | | 14 | Асель Б. | 6 | в | | 15 | Арман Н. | 0 | он | | № п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 16 | Лиина Д. | 4 | н | | 17 | Нияз Д. | 6 | в | | 18 | Рияз Д. | 10 | ов | | 19 | Руслан А. | 7 | в | | 20 | Радик Б. | 5 | с | | |
Анализ табличных данных показал, что: Очень высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%); Высокая вероятность зависимости - 6 человек (30%); Средняя вероятность зависимости - 3 человека (15%); Низкая вероятность зависимости - 3 человека (15%); Очень низкая вероятность зависимости - 4 человека (20%). Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения. Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для подростков являются: 1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ; 2. Высокая зависимость от никотина. Следовательно, в программу деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков. 2.2 Программа деятельности педагога-психолога по профилактике психоактивных веществ и зависимости от никотина Цель программы: понизить уровень зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании. Задачи программы 1. Подобрать формы и методы профилактики зависимости подростков от алкоголизма, наркомании и табакокурения. 2. Понизить уровень зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения. Содержание программы: «Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма» |
№ | Содержание деятельности | Формы и методы | Методическое сопровождение | | 1 | Образ жизни и здоровье | Занятия Основы психогигиены. Эмоции и чувства. Культура чувств и их проявление. Этика взаимоотношений. Аэробные упражнения и закаливающие процедуры как способ повышения настроения. Мышечные «зажимы», возникающие при нервно- | Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с. | | № | Содержание деятельности | Формы и методы | Методическое сопровождение | | | | эмоциональном напряжении, способы их устранения. Свободный выбор как признак взросления. Центры доверия и психологической помощи подросткам и возможности разрешения конфликтных ситуаций. Способы психологической защиты. | | | 2 | Профилактика табакокурения | Экономические, социальные и биологические последствия табакокурения. Сигареты и семейный бюджет. Курение и социальная адаптация личности. Курение и экология квартиры. Конкурс антирекламы табака | Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с. | | 3 | Профилактика употребления алкоголя | Социальные и биологические последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и невыпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домов и интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр. Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя. Негативные последствия «питейных» обычаев. | Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с. | | № | Содержание деятельности | Формы и методы | Методическое сопровождение | | | | Антиреклама алкогольных напитков. | | | 4 | Профилактика наркомании и токсикомании | Экономические и социальные последствия наркомании. Факторы, редопределяющие антисоциальность больных наркоманией. Искажение семейных связей, детородной функции. Особенности развития наркомании и токсикомании в подростково-юношеском возрасте. Последствия наркотизации подростков для общества. Биологические последствия приема наркотиков. Особенности биологических последствий при приеме наркотиков подростками и молодыми людьми. Наркотические и токсикоманические вещества как средство порабощения личности. Инстинкт самосохранения. Борьба с наркоманией за рубежом. | Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с. | | |
Примечание. Описание занятий, проведенных со школьниками см. Приложение 2. Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента. Направление нашей деятельности было направлено на понижение уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали снижению уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения 2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика. Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на контрольном этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 0 | нет з | | 2 | Азат А. | 0 | нет з | | 3 | Данил В. | 0 | нет з | | 4 | Тимур Ш. | 0 | нет з | | 5 | Денис К. | 0 | нет з | | 6 | Радмила К. | 0 | нет з | | 7 | Юлия К. | 1 | нет з | | 8 | Гульфия И. | 0 | нет з | | 9 | Салават И. | 0 | нет з | | 10 | Тимур Т. | 0 | нет з | | 11 | Кристина П. | 0 | нет з | | 12 | Ринат Г. | 1 | нет з | | 13 | Снежана Я | 1 | нет з | | 14 | Асель Б. | 1 | нет з | | 15 | Арман Н. | 0 | нет з | | 16 | Лиина Д. | 0 | нет з | | 17 | Нияз Д. | 1 | нет з | | 18 | Рияз Д. | 2 | нет з | | 19 | Руслан А. | 1 | нет з | | 20 | Радик Б. | 0 | нет з | | |
Полученные результаты подтвердили выводы констатирующего эксперимента о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости. Таблица 6 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ» на контрольном этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 3 | н | | 2 | Азат А. | 5 | н | | 3 | Данил В. | 14 | н | | 4 | Тимур Ш. | 17 | с | | 5 | Денис К. | 9 | н | | 6 | Радмила К. | 4 | н | | 7 | Юлия К. | 28 | с | | 8 | Гульфия И. | 16 | с | | 9 | Салават И. | 13 | н | | 10 | Тимур Т. | 8 | н | | 11 | Кристина П. | 4 | н | | 12 | Ринат Г. | 16 | с | | 13 | Снежана Я | 27 | с | | 14 | Асель Б. | 6 | н | | 15 | Арман Н. | 2 | н | | 16 | Лиина Д. | 7 | н | | 17 | Нияз Д. | 31 | в | | 18 | Рияз Д. | 32 | в | | 19 | Руслан А. | 14 | н | | 20 | Радик Б. | 8 | н | | |
Проанализировав табличные данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что: Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%); Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%); Низкая вероятность зависимости - 13 человек (65%). После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Таблица 7 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на контрольном этапе эксперимента |
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 1 | Айнур А. | 1 | он | | 2 | Азат А. | 0 | он | | 3 | Данил В. | 4 | н | | 4 | Тимур Ш. | 5 | с | | 5 | Денис К. | 0 | он | | 6 | Радмила К. | 2 | он | | 7 | Юлия К. | 8 | в | | 8 | Гульфия И. | 5 | с | | 9 | Салават И. | 4 | н | | 10 | Тимур Т. | 3 | н | | 11 | Кристина П. | 0 | он | | 12 | Ринат Г. | 5 | с | | 13 | Снежана Я | 4 | н | | 14 | Асель Б. | 5 | с | | 15 | Арман Н. | 0 | он | | 16 | Лиина Д. | 2 | он | | 17 | Нияз Д. | 3 | н | | № п\п | Фамилия, имя учащегося | Баллы | Уровень | | 18 | Рияз Д. | 7 | в | | 19 | Руслан А. | 5 | с | | 20 | Радик Б. | 3 | н | | |
Анализ таблицы контрольного этапа эксперимента показал, что: Очень высокая вероятность зависимости - 0 человек (0%); Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%); Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%); Низкая вероятность зависимости - 6 человек (30%); Очень низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%). Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в классе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты. Полученные результаты проверим с помощью корреляционного анализа Спирмена. Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента по уровню предрасположенности к психоактивным веществам у подростков (N =20) |
А Констатирующий | ВКонтрольный | d | d2 | | Баллы | Ранги | Баллы | Ранги | | | | 5 | 3 | 3 | 2 | -1 | 1 | | 8 | 4 | 5 | 5 | 1 | 1 | | 17 | 9 | 14 | 12,5 | 3,5 | 12,25 | | 24 | 13 | 17 | 16 | 3 | 9 | | 10 | 6 | 9 | 10 | 4 | 16 | | 9 | 5 | 4 | 3,5 | -1,5 | 2,25 | | 32 | 18 | 28 | 18 | 0 | 0 | | 23 | 12 | 16 | 14,5 | 2,5 | 6,25 | | 16 | 8 | 13 | 11 | 3 | 9 | | 19 | 10 | 8 | 8,5 | -1,5 | 2,25 | | 4 | 2 | 4 | 3,5 | 1,5 | 2,25 | | 27 | 16 | 16 | 14,5 | -1,5 | 2,25 | | 31 | 17 | 27 | 17 | 0 | 0 | | 26 | 15 | 6 | 6 | -9 | 81 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | | 11 | 7 | 7 | 7 | 0 | 0 | | 34 | 19 | 31 | 19 | 0 | 0 | | 35 | 20 | 32 | 20 | 0 | 0 | | 25 | 14 | 14 | 12,5 | -1,5 | 2,25 | | 21 | 11 | 8 | 8,5 | -2,5 | 6,25 | | Сумма | 210 | | 210 | 0 | 153 | | |
Поскольку в одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb: где a - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a; b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b; В данном случае, в ряду а присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а = 0, а значит Та = 0 В ряду В присутствуют 4 группы одинаковых рангов, при этом b1=2, b2=2, b3=2 и b4=2. Для подсчета эмпирического значения rs: используем формулу В данном случае Определим критические значения rs при N = 20 rs эмп > rs кр (р 0,01) Корреляция между уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на констатирующем этапе эксперимента и уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на контрольном этапе эксперимента статистически значима (р 0,01) и является положительной. Таким образом, при эффективной системе психолого-педагогической профилактики употребления наркотиков, алкоголя и курения подростками понижается уровень их предрасположенности к психоактивным веществам, что подтверждает нашу гипотезу и доказывает эффективность предложенной нами программы. Итак, целью экспериментальной работы является: разработка, внедрение и апробация программы деятельности педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании. В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость», «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ», «Тест на определение зависимости от никотина». Данные диагностические методики были проведены с целью выявления уровня зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании. Таким образом, нами было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков. В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков. В целях проверки эффективности предложенной программы, нами была проведена контрольная диагностика. Результаты, полученные нами после проведения контрольного эксперимента, показали, что понижение зависимости подростков психоактивных веществ и никотина осуществляется более успешно в рамках программы. Внедрение разработанной нами программы, помогло детям понизить уровень зависимости от алкоголя и никотина, что говорит об эффективности разработанной нами программы. Заключение Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании. Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков. В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков. Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников. Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста. Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп. В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом. Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы. Список литературы 1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006.- 45 с. 2. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с. 3. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, БИРО, 2005. - 230 с. 4. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 192 с. 5. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с. 6. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. - М.: Академия, 2005. - 375 с. 7. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 2005. - 385 с. 8. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 317 с. 9. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. - 328 с. 10. Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. - 330 с. 11. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 144 с. 12. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006. - 528 с. 13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003. - 564 14. Кобякова Т.С., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М., 2006. - 333 с. 15. Козлов В.В. Руководство по спасению наркомана, или Краткий курс выживания. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 373 с. 16. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.61-70. 17. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Колесов Д.В. - М.: Просвещение, 2007. - 80 с. 18. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копыт Н.Я., Сидоров П.И. - М.: Медицина, 2006. - 240 с. 19. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. - Минск: Высш. шк. 2005. - 317 с. 20. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 317 с. 21. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М.: Просвещение, 2005. - 415 с. 22. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008. - 272 с. 23. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 417 с. 24. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. 2004. - 415 с. 25. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. - 2003. - № 4.- С.25-27. 26. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с. 27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 340 с. 28. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Просвещение, 2005. - 315 с. 29. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. - М.: Литература. 2006. - 373 с. 30. Подростки и наркотики: опыт исследования./Под. ред. Е.Л. Омельченко. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. - 353 с. 31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 438 с. 32. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. - Ижевск, 2006.- 63 с. 33. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. 34. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. - 217 с. 35. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. - М.: АПКиПРО, 2002. - 272 с. 36. Российская Федерация. М-во образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02. № 619 // Вестник образования. -2000. - № 6. - С. 10-12. 37. Пятницкая И.Н. Наркомании. - М.: Медицина 2004. - 217 с. 38. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003. - 345 с. 39. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. - М.: Академия, 2003. - 176 с. 40. Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Скворцова Е.С. - М.: Медицина, 2005. - 40с. 41. Соломзес Дж., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. - М.: «Иллоин», 2004. - 215 с. 42. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с. 43. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. -336 с. 44. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. - Челябинск, 2006. - 375 с. 45. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. - 2005. - 51 с. 46. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 35-38. 47. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006. - 80 с. 48. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Фельдштейн Д.И. - М.: Международная педагог. академия, 2005. - 366 с. 49. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с. 50. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 98-106. 51. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. - 430 с. 52. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. - М.: Издательский дом «ГЕН ЖЕР». 2003. - 225 с. 53. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 330 с. 54. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: - М., 2005. - 282 с. 55. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
Страницы: 1, 2, 3
|