|
Деятельность психолога в Торговом центре
Деятельность психолога в Торговом центре
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Филиал Абаканский . Отчет по практике Вид практики: Учебно-ознакомительная Деятельность психолога в Торговом центре Выполнил студент (ка): Задворнова Виктория Валерьевна № контракта 10201060701004 Направление Психология № группы ЗП-609 № семестра 6 Содержание Введение 1 Cтруктура управления организации 2 Цели и задачи организации 3 Виды деятельности специалистов психологии труда 4 Требования к психологу 4.1 Особенности функционирования психолога в организации Заключение Глоссарий Список используемой литературы Введение Во время прохождения учебно-ознакомительной практики, мной Задворновой Викторией Валерьевной, студенткой III курса факультета психологии, филиала Современной Гуманитарной Академии, в торговом центре «Амыл» в качестве психолога, под руководством старшего менеджера, продолжительностью __3__ недели, поставлены следующие цели и задачи: Целями учебно-ознакомительной практики являются: 1. Закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний; 2. Ознакомление с деятельностью психологов различных учреждений системы народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и т.п., в моем случае в торговой организации в системе управления персоналом. 3. Приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта. Задачами учебно-ознакомительной практики являются: 1. Формирование представлений относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности; 2. Подготовка к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин; 3. Освоение практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности; 4. Получение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем. Поскольку данная организация изначально не имела профессиональной психологической направленности в системе управления, что собственно не предполагало создания или выделения рабочей ставки на роль психолога, работы по усовершенствованию производительности организации, подготовки персонала для работы с клиентами и принятие соответствующих требованию работников, мероприятия все-таки проводились. Подобные виды работ, выполнялись так сказать по совместительству, хотя в целом они входят в трудовые обязанности работника отдела кадров, и менеджера по продажам, организующему работу специалистов по продажам, продавцов консультантов, вплоть до грузчиков и персонала за уборкой помещений. К таким работам, как правило, относятся, организацией рабочей дисциплины, созданий вопросников для кандидатов на трудоустройство, профилактические беседы, индивидуальное тестирование, мероприятия по устранению конфликтных ситуаций и профилактика их возникновения, обучение персонала и прочие подобные организационные задачи. Хотелось бы заметить что при выполнении таких работ по совместительству эффективность таких мероприятий значительно ниже чем в организациях, где такие вопросы решает непосредственно отдельный человек, т.е важность выделения «Психолога» в организации в отдельную рабочую единицу считаю необходимостью, в чем собственно ярко выражена актуальность вопроса по внедрению психологии во все организационные структуры, предприятия и как сказано в задачах данного отчета о прохождении практики, в различные учреждения, системы народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и т.п., если таковых еще не существует. И так, из всего вышеизложенного можно выделить основные виды работ и обязанностей, выполняемых в процессе практики, основных из которых станут изучение и анализ материала по созданию опросников, исследование мотивационной сферы и направленности личности, использование методики изучения внутригрупповых отношений, а также психологическая диагностика способностей. Профилактические групповые беседы и индивидуальное консультирование, мероприятия по устранения и конфликтных ситуаций и причин их возникновения. Любая сфера трудовых отношений может стать предметом конфликта в организации, если какая, либо из сторон не будет справляться с возложенными на них обязательствами и функциями. И во время принятые меры могут значительно снизить возможность их возникновения. 1 Структура управления организации В первую очередь хотелось бы выявить своеобразные «границы правления», т.е структуру данной торговой организации и вид ее деятельности. Торговый центр «Амыл» существует на рынке продаж уже более восьми лет, специфика управления организованна, следующим образом, директор - менеджер - специалисты по продажам. Общими словами организация имеет структуризацию по функциям предприятия, такая организация получила широкое распространение, так как имеет широкую практику группировки видов деятельности в соответствии с функциями предприятия. Она включает все, чем обычно занимается предприятие. Поскольку в задачу всех коммерческих предприятий входит создание потребительской стоимости (в силу того что это происходит в рамках экономики, базирующейся на товарообмене), их основные функции включают: производство (создание потребительской стоимости (продукта) или наделение потребительской стоимостью какого либо вида услуг), реализацию (нахождению покупателей) и финансирование (первоначальное накопление и расширение фондов предприятия. Главное преимущество структуризации по функциям заключается в логичности и, как показало время, оправданности данного метода. Это также и наилучший способ сделать так, чтобы основные направления деятельности предприятия находили поддержку у высшего руководства. Это соображение представляется весьма важным многим функциональным управляющим, поскольку вторжение в сферу их деятельности различных штабных групп и служб зачастую отрицательно сказывается на эффективности их работы. Важность управления очень важна, поскольку видно прямую зависимость на организацию основного рабочего персонала, от которого в принципе зависит количество и качество продаж. Целями руководителя эффективно организовать рабочие условия для повышения производительности организации, но не всегда успех зависит от организации управления, если персонал не соответствует требованиям эффективности или не подготовлен, т.е не проводились обучающие мероприятия и более тщательные отбор сотрудников при принятии на работу. 2 Цели и задачи организации Управляющие некоммерческими предприятиями иногда заявляют, что высшим руководителям коммерческих предприятий живется легко, поскольку их цель прибыль. Но как показывает практика, прибыль является только показателем того, насколько доходы предприятия превышают расходы. Их задача заключается в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей, с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также минимальными неудобствами. Согласно самому определению задачи это становиться целью управляющих. Эти цели не только должны быть известны управляющим, а желательно и всем тем за кого они отвечают, но они должны быть, кроме того известны в такой форме, которая позволяет проверять достижение. В противном случае управляющие никогда не смогут измерить не свою собственную результативность, ни результативность и эффективность своей группы. Здесь очень ярко прослеживается суть работы психолога на предприятии, в нашем случае в Торговом центре «Амыл». Дело в том, что организация вроде бы устроена по всем правилам управленческих функций, но на практики можно увидеть, что работа, возлагаемая на нескольких лиц менее результативна, поскольку помимо оглавления целей организации сотрудникам фирмы, на них также возлагается и масса других задач. Здесь собственно и встала первая практическая задача, ознакомить сотрудников организации с обязанностями, подчеркнув важность обязательных и менее требуемых от него задач. Дело здесь скорей не в том чтобы повторить работу сотрудника отдела кадров, а во времени, затраченного на его исполнение, о чем говорилось выше. 3 Виды деятельности специалистов психологии труда Психология труда - это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда. В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека. В настоящее время психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дисциплинах как психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления, организационная психология, космическая и авиационная психология. Сферы деятельности специалистов по психологии труда и задачи, решаемые ими в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, приведены Е.А. Климовым в следующем достаточно полном перечне: В отделе организации труда предприятия. Возможные задачи: участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам; психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации, а также проектирования более совершенных рабочих мест; участие в анализе факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком смысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов; участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, социального развития производственного коллектива и личностного развития работников; анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, рационализации трудовых процессов; участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение психодиагностических исследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профессии (при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства); работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" работников, занятых напряженным трудом; организация и осуществление психотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зависимости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик); разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социального климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.). 4 Требования к психологу Очевидно, что для того, чтобы иметь способности и возможности решать вышеобозначенные проблемы, претендент на должность психолога должен соответствовать определенным требованиям. Обозначим наиболее важнейшие из них. Во-первых, это хорошее (желательно Вузовское специальное) образование. Во-вторых, это наличие опыта работы. Однако здесь работодателю необходимо быть внимательным, так как в этой области знаний количество далеко не всегда переходит в качество. Третье условие - психолог должен обладать определенными личностными качествами, то есть должен удовлетворять критериям психологической профессиональной пригодности. Во внешнем поведении это - умение вести себя открыто и доброжелательно, умение ясно выражать свои мысли, внешняя уравновешенность, широта интересов, в мышлении это - примерно одинаковое соотношение как аналитического, так и интуитивного стилей восприятия и переработки информации. 4.1 Особенности функционирования психолога в организации Выполнение столь разнообразных видов деятельности требует не только самодисциплины от психолога, но и определенных нормативов времени для решения той или иной поставленной перед психологом задачи Снижение этих нормативов способно резко ухудшить качество работы психолога и достоверность получаемых им результатов. Организационно существует несколько способов включения психолога в коллектив. Он может быть прикреплен к отделу кадров, может работать как помощник руководителя, также возможна работа без его включения в какое-либо подразделение. Если же по каким-либо причинам организация предпочитает не иметь в штате професионала-"человековеда", целесообразно привлечение внешнего консультанта для решения актуальных разовых задач. В каждом конкретном случае существует оптимальный вариант, и его можно найти. Определенные особенности работы психолога зачастую связаны с тем, что в среде психологов приняты профессиональные этические стандарты, и в своей деятельности в организации психолог должен им следовать. Соблюдение принципа конфиденциальности, принципа благополучия обращающегося к психологу человека, принципа морально-позитивного эффекта должны быть законом для работы психолога. Однако нередко подобные условия работы психолога с трудом понимаются руководителями, и могут стать причиной недопонимания между ними или конфликта. И его авторитет, благополучие и профессиональный рост во многом зависят от того, насколько психолог сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему человека. По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе. Поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь "совещательный" голос, к которому чуткий руководитель всегда прислушается. Заключение В настоящее время все большее число руководителей осознали тот факт, что успешность деятельности предприятия во многом зависит от людей, которые на нем работают. Это привело к тому, что услуги по работе с персоналом организации (обучение путем проведения тренингов, мероприятия на сплочение команды, отбор и подбор персонала и т.д.) являются все более и более актуальными. Выделяются следующие профессии, в чью компетенцию входит работа с людьми. Это менеджер по персоналу, внутренний тренер, психолог. Многие понимают, что психолог в организации необходим. Однако вопрос, чем же психолог на самом деле должен заниматься, зачастую не ясен как для самих психологов, так и для их работодателей. И так мы узнали наиболее типичные виды работ, к которым привлекается психолог. И руководство, и сам психолог заинтересован в учете проведенной им психологической работы. Подобный учет с одной стороны, позволяет психологу показать, а руководителю увидеть, на что он тратит свои деньги. С другой стороны, подобный учет позволяет психологу лучше организовать свою работу. Обычно заводятся журналы на каждый из разделов работы, и в этих журналах в хронологическом порядке психолог отмечает проведенную работу и полученные результаты. Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы. Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий. Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний. И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб. Поставленные задачи в целом были выполнены успешно, сформировано отличное представление относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности. Освоение практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности. Получены первоначальные практические навыки в решении конкретных проблем. Глоссарий|
№ п/п | Новое понятие | Содержание | | 1 | 2 | 3 | | 1 | Индивидуальность | Это личность в ее своеобразии. | | 2 | Коллектив | Это группа людей, обледененных едиными целями, подчиненными целям общества. | | 3 | Конфликт | Острое столкновение интересов, целей, взглядов, приводящие к противодействиям субъектов конфликта, и сопровождаемые негативными чувствами с их стороны. | | 4 | Личность | Деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющее определенную общественную роль. | | 5 | Направленность личности | Это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. | | 6 | Общение | Обмен информацией между людьми. | | 7 | Способности | Синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокое достижение в ней. | | 8 | Человек | Это, прежде всего биологическое и вместе с тем общественное существо, принадлежащих к классу млекопитающих вида Homo sapiens наделенное сознанием. | | | Список использованной литературы1 Брунер, Дж Психология познания.-М, 1977. - ISBN 978-5-94280-165-512 Выготский, Л.С Избранные психологические исследования. -М.:-Л., Издательство ЭКМОС., 1998 - 416 с. - ISBN: 5-88124-024-33 Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. С. 412.. - ISBN 5-98118-037-44 Петровский, А. В Психология развивающейся личности. / Под ред. Петровского, А. В. - М., 1987.5 Пиаже, Ж Избранные психологические труды. М., 1969.-74с. - ISBN 5-7310-1598-86 Кунц, Г Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. / Под. Ред. «Прогресс» 1981.-493с.7 Шпаргалка по конфликтологии. - М.: Издательство «Окей-Книга», 2008.-32с. - (скорая помощь студенту) ISBN 978-5-9745-0335-1
|
|