|
Диагностика межличностных отношений в классе
Диагностика межличностных отношений в классе
14 Диагностика межличностных отношений в классе Правильно оценить отношения между уче-никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по-пулярен среди одноклассников, а кого они избегают -- вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений меж-ду ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин. Во-первых, коллектив школьного класса высту-пает важным «условием» развития личности каждо-го из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определя-ют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками явля-ются очень важным фактором личностного разви-тия. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учени-ком, а с классом как единым целым. А в этом слу-чае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психоло-гических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе. Еще одна причина, побудившая нас остановиться на социально-психологической характеристике школьного класса, связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной по-ложительной роли коллектива в воспитании личнос-ти ребенка. В целом соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воз-действие не всегда бывает позитивным, а с другой -- мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется. Таким образом, говоря о диагностике межличностных отношений в классе, мы имеем в виду общую социально-психологическую характерис-тику класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе. В этой главе мы остановимся на основных пунктах такой социально-психологической характеристики от-ношений в классе. Психологическая структура школьного класса В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную). Формальная структура представ-ляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно оди-наковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой бу-дет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школь-ном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел. Неформальная структура -- это стихийно возни-кающая в процессе жизнедеятельности группы сис-тема отношений ее членов друг к другу. Неформаль-ная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структу-ры могут лежать и другие критерии (например, от-ношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результа-том взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив. Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в при-близительно равной степени значимы, то в дет-ских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением груп-пы, а формируется постепенно. Ниже мы остановим-ся на вопросе о механизмах становления структуры в группе -- о механизмах ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ. А сначала разберемся более подробно с нефор-мальной структурой отношений. Каждый член груп-пы обладает определенным местом в системе отно-шений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ-СКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в кол-лективе имеет свои специфические параметры, одна-ко все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитае-мые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолиро-ванные». Расшифруем суть этих категорий на мате-риале школьного класса. «Звезды» -- ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дру-жить, входить в круг общения этих учеников. Пред-почитаемые -- такие члены класса, которые облада-ют достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые -- ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. И, нако-нец, изолированные -- те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассника-ми, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения. Итак, для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом «звезды» или предпочита-емого в классе, то можно быть уверенным, что осо-бых проблем с одноклассниками у него нет. В слу-чае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в обще-нии, переживает конфликты с товарищами, что не-избежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному пе-реживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика. Для характеристики отношений в классе сущес-твенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные раз-личия в характере отношений между учащимися в разных классах. Ниже мы вернемся к анализу этих возрастных особенностей. Для определения статусной структуры школьно-го класса (как, впрочем, и многих других групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИ- КУ. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что мы остановимся лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают -- с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Отве-том на этот вопрос являются фамилии одноклассни-ков. Например: «Напиши, пожалуйста, с кем из од-ноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?» или «С кем из одноклассников ты пошел бы в труд-ный поход?». Очень важно при формулировке во-просов учитывать реальные интересы ребят и пра-вильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии называются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯ-МИ, или критериями социометрического выбора. Они должны быть значимыми для ребят, чтобы их вза-имные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание. Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учи-тель, то ребята редко бывают откровенны. Учащиеся старших классов свою неискренность даже почти не скрывают, а малыши не всегда сами осознают, что им не очень хочется раскрывать свои «секреты» учителю. Но, на наш взгляд, в этом нет большой беды, так как в большинстве случаев педагогу совер-шенно не нужно проводить социометрическое обсле-дование в полном объеме. Это действительно задача скорее для школьного психолога. Учитель имеет такой большой опыт общения со своим классом в повседнвной школьной жизни, что всю необходимую информацию нужно только суметь извлечь из этого опыта. Так, например, учитель может распределить учащихся своего класса по описанным выше четы-рем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание отношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для кон-троля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представления-ми. Специального внимания требует вопрос о пози-ции лидера школьного класса. Сначала разведем понятия «ЛИДЕР» и «ЗВЕЗДА», которые довольно часто смешивают между собой. «Звезда» -- это та-кой член класса, который является наиболее при-влекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступаю-щие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольст-вие. Т. е. «звезда» относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный и глу-бокий. Если «звезды» общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений. Трудно представить себе класс, в котором бы не было ярких ребят, общение с которыми желанно для всех одноклассников, одна-ко довольно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-пси-хологический лидер -- это такой член группы, кото-рый обладает наиболее сильным влиянием на одно-классников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллек-тива. «Звезду» в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выде-ляются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значи-тельным влиянием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непро-сто. При внешнем наблюдении взрослые часто оши-баются при оценке влиятельности ребят в среде свер-стников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто под-меняют мнение ребят своим собственным, а крите-рии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирова-ние одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечаю-щий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации. Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллекти-вом, а может, наоборот, серьезно усложнить отноше-ния. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем слу-чае педагог столкнется не с одним или другим уче-ником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было). Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологи-ческой структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множес-тво. Но нас в данный момент интересуют такие виды отношений ребят в классе, которые могут стать пред-метом беспокойства для учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры таких неблаго-получных взаимоотношений в классе. Первый вари-ант представляет собой случай отсутствия структу-ры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ре-бята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьни-ков, и у преподавателей, работающих с ними. Второй вариант -- складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприят-ный случай, если данная группировка противопос-тавляет себя всему остальному классу. Если же от-ношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действи-тельно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих законо-мерностях которого мы будем говорить ниже. Третий тип возможной структуры школьного класса -- наличие в классе двух или более конкури-рующих группировок ребят. Такая ситуация в клас-се является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематич-но. Каждая из сложившихся группировок уже про-шла свой путь психологического развития, и крите-рий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе. Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагности-ки. Они достаточно очевидны для внешнего наблю-дателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась струк-тура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных мето-дических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в классе. Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса Взаимоотношения со сверстниками в коллективе -- проблема значимая во всех возрастах. Однако в раз-ное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возни-кает примерно в пятилетнем возрасте (это не означа-ет, что до этого возраста ребенок может совсем обхо-диться без контактов с другими детьми). Не останавливаясь подробно на дошкольном детстве, отметим, что отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе лег-ко меняется и определяется в основном отношением к нему взрослых (воспитателей в детском саду, ро-дителей). Критерии взаимных оценок детей случайны и часто внешние: новая игрушка, принесенная в садик, успешно выполненное задание и похвала вос-питателя и т. п. Большое значение в это время имеет физическая сила ребенка. Итак, уже в дошкольном возрасте у детей сущес-твует потребность быть включенным в группу свер-стников, ощущать свою принадлежность к коллек-тиву равных ему. И хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребе-нок в группе, играет взрослый, но место сверстни-ков достаточно значимо. Общая тенденция взаимоотношений детей с кол-лективом выражается в постепенном усилении зна-чения группы сверстников в жизни ребенка. Так, для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников -- группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками: 1) отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения, 2) межличностные эмоциональные отношения, кото-рые носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий. Струк-тура отношений в младших классах устойчивее, чем отношения дошкольников. Позиция социометричес-кой «звезды» в начальных классах довольно устой-чива и уже не столь подвержена случайным влияни-ям; а вот положение изолированных и отверженных весьма непостоянно. Сиюминутное раздражение, оби-да на одноклассника может привести к его «отвер-жению» в какой-то определенный момент, но через . какое-то время ссора забывается и общение восста-навливается. Несмотря на возрастание роли сверстни-ков в жизни младшего школьника, все же главен-ствующее место в определении статуса ребенка занимает позиция учителя. Оценки учителя могут оказать решающее влияние на статус ученика в младших классах. Ребята ощущают необходимость в при-знании у сверстников, остро переживают отсутствие такого признания, но эти эмоции кратковременны и легко проходят; а главное -- подвержены измене-нию при взаимодействии со взрослыми. В подростковом возрасте картина меняется. В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобре-тают нравственно-психологическое содержание. Чрез-вычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. Эмоциональное благопо-лучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побужда-ет усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей сте-пени ценятся данным классом; разделение подрост-ком коллективных норм и ценностей, преданность и т. д. Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окру-жающими занимает сверстник. Коллектив ровесни-ков становится центром внутреннего мира, интере-сов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше струк-турированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно и сложилось в младших классах в результате случайного стечения обстоятельств. Лидер подросткового коллектива (если он там есть)имеет очень большое влияние, его все слушаются, он обладает решающим голосом при решении любых проблем в классе. Он выступает для одноклассников как бы олицетворением их коллектива, нарушение интересов и законов которого является очень серьез-ным проступком. В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юно-шей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное -- быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус. Кроме того, у старшеклассников возникает критичность по отно-шению к самим группам. Часто именно в этот пери-од школьный класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми и т. д. Что касается характера структуры отношений в юношеских группах, то она значительно дифферен-цированное и устойчивее, нежели у более младших ребят. Резче становится разница в положении «звезд» и отвергаемых или изолированных членов группы. Резюмируя все выше сказанное, можно отметить, что социально-психологическая структура школьно-го класса с годами становится более дифференциро-ванной, устойчивой и что факторы, определяющие статус школьника в классе, становятся более содер-жательными и связанными с жизнедеятельностью данного коллектива. Нужно отметить также, что развитая структура отношений присуща не каждому школьному коллективу. Мы уже отмечали, развитая система отношений в группе -- результат ее становления как психологической общности. Следователь-но, чтобы верно понять характер отношений между ребятами в классе, нужно оценить и динамический аспект функционирования класса как группы Результаты диагностики При изучении структуры и организации класса я использовал несколько методов: социометрию, наблюдение и беседы с учениками и учителями. Социометрия. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах параметрическая и непараметрическая. На мой взгляд, при изучении социометрии в этом классе предпочтительнее параметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 4 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию. Кого из класса Вы хотели бы пригласить вместе, встретить Новый год? Кого из класса Вы не хотели бы пригласить на встречу Нового года? Социметрия показала, что наибольшее число голосов (7 из 23 человек) получили двое Дима Степаненко и Андрей Павлов. Исходя, из наблюдений бесед мне представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных, соперничества между ними не выявил. Дружба их объединяет с начальных классов в случае необходимости, готовы помочь друг другу. Выбирали их как мальчики, так и девочки. Наименьшее число положительных голосов из класса набрал один ученик (2 из 23 учеников). Главной причиной этого, на мой взгляд, является то обстоятельство, что класс сформировался в этом году. Уровень антипатий среди одноклассников является одним из низких (2 из 23 школьников). Для улучшения социального статуса необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе. Наибольшее число отрицательных выборов получили три ученика. Социметрия не позволяет установить мотивы отвержения, поэтому предполагаю что попали в число отвергаемых из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примера и ориентира ставят отличников класса, что порой вызывает неприязнь к рим. Доброжелательное отношение к ним со стороны учителей с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в классе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими школьниками их положительные качества. Нужно привлечь к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради и т.д.). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе. Важно что бы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих. Немалую роль в успешной адаптации играют личностные особенности. Умение контактировать с другими людьми. Способность определять для себя оптимальную позицию, так как школьное обучение носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких особенностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают проблемы общения, когда ученики активно отвергаются либо просто игнорируются. В итоге отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющее отчетливо дезадаптирующее значение. Не менее чревата негативными последствиями ситуация самоизоляции, примером тому Ваня Петренко. В этом случае не следует требовать от Вани выполнения коллективных видов работ, принимать участия в мероприятиях против желания Вани. С другой стороны, необходимо помочь наладить взаимоотношения с одноклассниками. Следует помнить, что круг общения очень ограничен, но дружеские связи прочные. Одноклассникам нужно показать незаурядные способности, подчеркнуть значимость с целью повышения интереса класса к Жене. Но нельзя поощрять замкнутость, надо вовлечь ее в процесс общения, но делать осторожно, ненавязчиво. Для Жени могут представлять интерес беседы с учетом увлечений. Литература 1. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год. 2. Петровский А.В. личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982 3. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики - М.; Феникс,1996
|
|