рефераты курсовые

Долговременные программы

Долговременные программы

31

Долговременные программы

Оглавление

Введение

Глава І. Долговременные программы формирования жизненного пути личности.

1.1.Долговременные программы и жизненный путь личности.

1.2.Прогнозирование и планирование жизненного пути.

1.3.Событие как узловой момент жизненного пути.

Глава ІІ. Методики диагностики и коррекции долговременных программ, используемых в работе.

2.1. Психологическая автобиография.

2.2. Картина мира.

2.3. MMPI.

Глава ІІІ. Концепции происхождения психосоматических расстройств и формирование внутренней картины болезни.

3.1 Конверсионная модель Фрейда

3.2 Теория Морено

3.3 Концепция структурно-дискретной организации психики

Семенова

3.4 Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе

Глава ІV. Особенности формирования внутренней картины болезни при гинекологической патологии (бесплодие).

4.1. Особенности формирования внутренней картины болезни в гинекологии

4.2. Психологический аспект бесплодия

4.3. Предшествующие воспалительные заболевания.

4.4. Психологический аспект аборта.

Литература.

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам свидетельства своего граничащего с чудом могущества. Научно-технический прогресс способствует развитию аппаратной и инструментальной техники; совершенствование лабораторных исследований позволили лечащим врачам значительно усовершенствовать диагностирование; быстро, точно находить и локализировать заболевания в организме. Однако в последнее время все больше людей предпочитают не доверять свое здоровье академической медицине. Причин для такого решения достаточно: негативные побочные эффекты приема лекарств, изменения симптоматики - когда одни проявления болезни как бы стираются, а другие ведут себя «нетипично», и многое другое.

Характерным является то, что в современном мире, по мере успехов в развитии лабораторных и инструментальных методов исследования больных, у лечащих врачей все больше и больше отходит на задний план изучение субъективных ощущений, а главное личности больного. Понимание динамической реакции организма в результате экзогенных и эндогенных патогенетических факторов, влияющих на него, уступило место простому механическому подходу к больному, основанного не на синтезе всех данных врачебного наблюдения, а на отдельных фактах, на анализе разных категорий, воспринимаемых часто без достаточной критики.

Еще Гиппократ говорил, что причины вызывающие болезнь, не сразу поражают человека, а накапливаются постепенно в нем с тем, чтобы, чтобы, в конце концов, проявить себя.

С первых минут появления на свет каждый человек становится объектом воздействия окружающей среды, ее позитивных и негативных факторов, ее созидательных и деструктивных сил. Судьба человека во многом зависит от врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения и образа жизни. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

Событие само по себе не имеет никакого смысла. Смысл его становится ясным только при анализе, позволяющем осознать, почему и главное, зачем оно произошло. Жизненные события, проходящие в определенной последовательности и определяемые как жизненный путь человека, обусловливается наличием у него долговременных и кратковременных программ, как неких вербальных формул, которые повторяются из ситуации в ситуацию и в конечном итоге материализуются в виде конкретных действий, отношений, событий. Современная медицина терпит фиаско не из-за недостатка действий, а из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем, которая помогла бы сделать эти действия осмысленными.

Необходимо отметить, что в отечественной медицине психологии больного уделялось достаточно много внимания. Еще классики клинической медицины М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов довольно убедительно обосновывали принципы лечения не болезни, а больного. Большую роль в формировании медицинской психологии, а, следовательно, и в психологии больного сыграли исследования И.М. Сеченова. Весомый вклад в изучение этих проблем внесли такие известные клиницисты и психологи как Р,А. Лурия, Е.А. Шевелев, М.С. Лебединский и многие другие.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий, психологические методы и приемы исследования психической деятельности. Если проанализировать все эти направления, методы и точки зрения, то можно сказать все-таки, об общем стремлении не терять из виду человека в целом, рассматривая его как телесно-душевное единство.

И болезнь, и здоровье - явления связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов и частей тела. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания. То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.

Разрушение гармонии происходит в сознании на уровне информации и только потом проявляется в теле. Мы хотим показать, что человек - отнюдь не жертва несовершенства природы, он сам несет ответственность за все с ним происходящее и задача психологии помочь человеку в осознании проблем собственного «Я» и понимании и распознавании тех неблагоприятных жизненных ситуаций, которые внесли нарушения и дисгармонию в программу его жизни. «Сбои» в программе представляют собой форму физического выражения психических конфликтов и, следовательно, способны высветить все проблемы пациента. Этим обусловливается актуальность темы данной работы.

Основная цель работы - выявление нарушений в долговременных программах, реализующихся в процессе жизненного пути женщины (прямо или опосредованно, включающий механизм гинекологической паталогии).

Предметом исследования являются долговременные программы жизненного пути.

Объектом исследования выбрана группа женщин с гинекологической патологией (бесплодие).

Для достижения основной цели нами выдвинуты такие задачи:

- дать общую характеристику понятиям «долговременные программы и «жизненный путь»;

- описать методы, применяемые для выявления аффективно важных жизненных событий человека;

- провести теоретический анализ психологических концепций развития психосоматических расстройств и развития внутренней картины болезни:

- охарактеризовать особенности развития внутренней картины болезни при гинекологической патологии.

В качестве рабочих гипотез мы выдвигаем:

1. значимые жизненные события формируют тип реагирования в актуальных (текущих) ситуациях, определяя тем самым последующее становление и развитие жизненного пути;

2. негативные бессознательные программы, возникающие в результате драматических переживаний тех или иных жизненных событий, могут препятствовать зарождению плода у женщин.

Для проверки гипотез использованы методики «Автобиография», «Картина мира», «MMPI», с помощью которых у больных с гинекологической патологией будут определены: профиль личности ; особенности мировоззрения (Картина мира); вербальные формулы внутренней речи, представляющей матрицы долговременных программ.

После анализа полученных результатов будут сделаны общие выводы и приведен список, используемой литературы.

ГЛАВА І. ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

1.1 ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ЖИЗНЕННЫЙ

ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Еще в детстве, каждый человек, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове жизненные сценарии.

Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. ( Берн Э., 2003).

Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора (Столяренко Л. Д., 1997).

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Психобиологическая система, которую представляет собой человек, оценивает и перерабатывает поступающие на «вход» стимулы, в конечном итоге разрабатывая и применяя адекватные средства адаптации. Однако по причине того, что психика человека (программное обеспечение системы) является одновременно и средством и объектом изучения, случаются «сбои», прежде всего, связанные с наличием «помех». «Помехами» как правило, являются аффекты, дисгармонизированные эмоции, извращенные ценностные ориентации, гипертрофированные потребности, которые искажают оценку стимулов-факторов среды, создавая тем самым предпосылки для совершения ошибок при постановке задач и как следствие, при подготовке программ.

В результате внедрения дефектных программ, «Я» человека и его поведение подвергаются глубокой трансформации, когда свобода выбора блокируется и возникает иллюзия рока или предначертанности судьбы. Функционирование долговременных программ подчиняется, во-первых, законам жизненного сценария в структуре взрослый - родитель - ребенок, во-вторых, фундаментальному закону русского физиолога Сеченова о том, что мысль о движении есть начало самого движения. Что означает, что все, даже не проявленные и нереализованные, но фиксированные в прошлом мысли в режиме микромоторики на всем протяжении жизненного пути конкретного человека в той или иной степени находят свое отражение в актуальных жизненных событиях, являясь одновременно создателями и компонентами судьбы этого человека.

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, “линия жизни”), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии “жизненный путь человека”. Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. “Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю”, -- писал С. Л. Рубинштейн (РубинштейнС.Л.., 1946).

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в “Основах общей психологии”. В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн).

Жизненный путь -- “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения” (Б.Г. Ананьев, 1969). Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

“Положение о том, что развитие -- основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных, задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности” (Г. Винокур, 1927). Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д. -- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Как часть общества, как современник эпохи, как представитель поколения, каждый человек определенным образом включает в собственную историю страницы истории человечества, огромный спектр социально исторических ритмов. Традиции, обычаи, обряды, которые являются характерными для общества, так или иначе, касаются каждого отдельного человека.

Жизненный путь не является лишь траекторией частной жизни личности. Он очерчивает и творческий вклад каждого человека в историю общества. Есть люди, которые отражают собой ценности и идеалы поколения к которому принадлежат. Есть такие, которые олицетворяют собственной жизнью целую эпоху, целый исторический период. А жизнь некоторых становится вехой всей мировой истории.

Жизненный путь всегда объединяет биографическое и историческое. Личность не может развиваться, не создавая свою историю. Индивидуальная активность человека постепенно возрастает, внешние факторы уступают внутренним, формируется ответственность за собственные поступки, намерения, последствия действий. Человеческая деятельность изменяет окружающую среду, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры. Каждое поколение опирается на опыт предыдущего и получает возможность идти вперед. Создавая свой жизненный путь, человек накладывает на современные ей исторические события отпечаток собственных мыслей, интересов, решений, волевых импульсов, отражая одновременно и обратное влияние своего времени, ровесников, социума.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20--30-е гг. [23]. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности (“регулярности”) в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, “ментальных”, и биологических, “витальных”, тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе (Ш.Бюлер, 1933).

Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б. Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву -- онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.

В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез -- развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. “История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется...” (Б.Г. Ананьев, 1969). Объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Сама возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосознания, характера. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути -- отчасти онтогенезом и в большой степени социальными обстоятельствами -- не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Соотношение субъективных и объективных регуляторов жизненного пути -- важный вопрос биографических исследований, пункт пересечения психологии и этики. Психологический аспект ответа на этот вопрос заключается в изучении механизмов субъективной регуляции личностью своей жизни и таким образом собственного развития. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он является субъектом жизнедеятельности.

Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К. А. Абульхановой-Славской (К.А. Абдульханова-Славская, 1977, 1980). конкретизирует применительно к личности более общий принцип единства сознания и деятельности. Соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, “вершинные” структуры личности -- характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.

Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства, процесс индивидуального развития организма. Жизненный путь - история формирования и развития личности в определенном обществе (биография). Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненного пути есть в каком-то смысле материализованная часть личности человека, и следовательно выступает для него как объективная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности от собственной жизни. Жизненный путь содержит в себе ряд аспектов, исключительно ценных для поддержания психологической устойчивости целостной личности. Процесс социального развития в онтогенезе носит многоступенчатый характер и осуществляется в течение всей жизни в различных направлениях. Принято выдлелять в петербургской школе такие периоды онтогенеза: 1) период новорожденности, 2) младенчество, 3) преддошкольный период, 4) дошкольный период, 5) школьный период, 6) период взрослости, 7) старость. Существует еще одна распространенная периодизация разития по Эльконину: младенчество (ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение); раннее детство (предметно-манипулятивные действия), дошкольное детство (ролевая игра), младшее школьное детство (учебная деятельность), подростничество (интимно-личное общение), юность (учебно-профессиональная деятельность).

Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути: преддошкольная, дошкольная, детство, школьная.

Некоторые ученые (Балтес, 1987; 1988) полагают, что развитие индивида на протяжении жизни - это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют три типа факторов.

Нормативные возрастные факторы - это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам также относятся некоторые предсказуемые социальные события, такие как, поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах.

Нормативные исторические факторы - это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту (группу людей, родившихся в один и тот же период времени).

К третьему типу факторов относятся факторы ненормативные. Их воздействие не связано с определенным периодом жизни человека. Скорее они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение и т.д. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека. Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение.

Развитие является основным способом бытия личности. Оно выражает главную потребность человека - потребность постоянно выходить за собственные границы. ( Анциферова Л.И. , 1981).

Среди важнейших аспектов эволюции психики следует назвать расширение именно временной ориентации. Так, если животное ориентируется во времени исходя из необходимости удовлетворения лишь необходимых настоящих потребностей, то интервалы времени, репрезентованные в сознании человека, не только связаны с его прошлым, настоящим и будущим, но и могут выходить далеко за рамки отдельной жизни. Лишь только биологическая судьба имеет необратимый финал. Время же личности, как неотъемлемая частичка исторического времени, времени социума - не является однозначно оконченным. ( В.Панок, Т. Титаренко,2001).

Постоянная незавершенность - характерная черта психологической организации личности, внутреннее условие ее способности саморазвития, сотворение себя вновь. Анализируя вопросы развития личности и место, которое они занимают в жизнедеятельности человека, К. Обуховский отмечал, что «личностный уровень психологической организации индивида - это способ, средство или орудие овладения человеком своим будущим, осуществление будущего с помощью творческих действий» (Обуховский К., 1981).

Все социальное бытие человека является направленностью на цели, которые находятся в более-менее отдаленном будущем. Человек не может жить, не адаптируясь, не приспосабливаясь. И если говорить о личностном приспособлении, то это будет скорее приспособление к будущему, чем к настоящему. Творческое отношение к собственной жизни требует выхода из обыденности, повседневности. Личность приспосабливается к будущему, прогнозируя его, разрабатывая жизненные планы, программы, осознанные и неосознанные окончательно ориентиры.

Таким образом, только осознавая свою временную орбиту, анализируя последствия завершенных действий, планируя будущие поступки, личность может двигаться жизненным путем вперед, развиваться, а не стоять на месте или деградировать. Время человека отмеряно, и мысль о смерти вынуждает к активному действию. То, что не имеет измерений, не имеет и ценности.

Человек создает свой мир путем структурирования своего жизненного пространства в соответствии с жизненными переживаниями. Ценность, значение различных составных окружающей среды определяется индивидуальными перспективами, взглядами на будущее. Взрослея, человек расширяет свои границы временной ориентации, формирует временной кругозор как интегративную характеристику развития временных представлений личности, которые складываются в социальной деятельности ( Логинова Н.А., 1985).

Согласно К. Левину, психологическое поле в тот или иной момент включает в себя не только теперешнее состояние индивида, но и представление о своем прошлом и будущем - желания, планы, мечты, надежды. Все части поля, не смотря на их хронологическую разновременность, субъективно могут переживаться одновременно и все вместе определять поведение человека, траекторию выбранного им жизненного пути.

Именно «временная перспектива» предусматривает взаимосвязь и взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека, считал Л. Франк, который еще в 1939 году впервые ввел в научный обиход этот термин. При этом мнимым, далеким от действительности может быть не только будущее, но и прошлое. Память редактирует воспоминания человека исходя из потребностей настоящего, из необходимости иметь определенную индивидуальную историю, которая не мешала бы формировать положительное отношение к себе. Иногда наоборот, человек стремиться к самообвинениям, даже самоистязаниям, и тогда воспоминания становятся неадекватно негативными. Так будущее иногда видится сквозь розовые очки, а со временем - через черные.

Как известно, классический психоанализ ориентируется, прежде всего, на прошлое личности.

Многие современные психотерапевтические направления гуманистической ориентации, напротив, акцентируют внимание на будущем, на необходимости формирования таких жизненных перспектив, которые помогали бы человеку повысить самоуважение, найти собственную идентичность. Человек, в определенной степени, программирует себя, иногда даже не подозревая об этом, не осознавая, что ожидание успеха или поражения, выздоровления или установления страшного диагноза непосредственно влияют на актуальное состояние, на эффективность деятельности, особенности общения, формы отношения к себе и другим.

Определенные фантазии, репетиции будущего, спонтанные мечты, представление своих желаний дают возможность человеку выбирать варианты своего потенциального развития, путей жизненного движения, возможно разрывая при этом путы зафиксированного с детства родительского сценария.

1.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО

ПУТИ

Интегральным элементом творческой жизни человека является его жизненная программа как целостная модель жизненного пути. Жизненная программа зрелой личности отражает магистральные жизненные цели и способы ее реализации. Жизнь можно рассматривать как бесконечный ряд целей и путей их достижения, которые воспроизводят извечные противоречия между прозой повседневности и идеальными, желанными образами будущего. Жизненные цели в концентрированном виде отражают потребности личности, выступая непосредственной характеристикой ее жизнедеятельности. Жизненные цели возникают на определенный временной интервал, они отражают важнейшие интересы человека на данном этапе жизненного пути и подчиняют себе все другие второстепенные цели.

Долговременные цели помогают человеку осознать индивидуальный смысл существования, конкретизировать его. Отдаленные, отнесенные к далекому будущему, они дают возможность избежать постоянных сомнений в уместности собственных решений и поступков. Как отмечал Г. Селье, постановка жизненных целей должна происходить с учетом реальных возможностей их достижения. В противном случае, когда человек планирует что-либо невыполнимое, возникает угроза стресса «крушение надежды» - наиболее опасного из стрессов ( Селье Г. , 1979).

Жизненная программа воспроизводит главную жизненную линию, которая накладывает отпечаток на все проявления личности. Если у человека имеется существенная деятельность, выявляющая ее главные потенции, стремления и достижения, он ощущает удовлетворение от жизни как таковой, переживает ее полноту и полезность. Если же такая деятельность отсутствует, то человека ожидает утрата смысла жизни.

Знание человека о собственном будущем всегда является неполным, неточным и приблизительным. Что-либо неожиданное в любой момент может изменить жизненные планы, внести свою коррекцию. И все же человек видит свои жизненные перспективы как общую направленность вероятных важнейших событий. Жизненная перспектива, таким образом - это потенциальная возможность развития личности, неминуемость определенных изменений в будущей жизни.

Перспектива не является чем-то фатальным: личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, способные изменить жизненные перспективы.

В отличие от жизненной программы, которая всегда является желанной для личности, перспектива может быть и не очень приятной. Реализация жизненной программы требует значительных усилий, чтобы подчинить свою активность выбранному направлению. Что же касается личностных перспектив, то они не требуют волевых решений. Их реализация может происходить вообще без участия субъекта жизнедеятельности. Кроме того, жизненная программа - это своеобразная целостная картина жизненного пути, в то время как жизненная перспектива не детализирует конкретных черт будущего, не предусматривает его модели. Человек не может в одной жизненной программе предусматривать разные перспективы развития, зато возможны различные программы реализации определенной жизненной перспективы (Титаренко Т., Панок В., 2001).

До тех пор пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может постичь смысла своей жизни, не способна адекватно выявить свои потенциальные возможности, жизненные силы. В каждом человеке заложена определенная жизненная перспектива и она включает не только реализацию целей. Цель представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности, а перспектива - это далеко не просто ожидаемые результаты, но и изменения, которые невозможно было запланировать, которые ни в какой степени не зависят от субъекта.

Человек надеется на положительные изменения жизненных обстоятельств в будущем, на новую полосу, счастливую пору жизни. Однако эти изменения могут не произойти или начаться гораздо позднее, чем хотелось бы. И тогда в зависимости от степени несогласованности между представляемой перспективой и реальностью возрастает чувство неудовлетворенности собой, своей жизнью, личностным ростом.

Отсутствие перспективы, как и нереальные перспективы, - это неблагоприятные условия для самовыявления. На каждом этапе жизненного пути желательно иметь содержательные реальные перспективы, соответствующие предыдущему уровню достижений, особенностям возраста, потенциальным возможностям человека. Реальные перспективы требуют понимания той жизненной ситуации, которая сложилась на настоящий день, своего места в этой ситуации, собственного поведенческого потенциала, ближайших целей.

Как свидетельствуют социологи, люди, которые имеют жизненные цели, отображающие их глубинные интересы, творческие импульсы, имеют и более высокие показатели удовлетворенности жизнью, лучшее самочувствие, хорошее настроение.

Кроме жизненных программ и перспектив, существует так называемый «временной кругозор» (Ковалев В.И. , 1988). Это интегративная характеристика развития временных представлений личности, которая формируется в процессе социальной деятельности. Если временной кругозор человека достаточно развит, можно считать, что он неплохо усваивает временные отношения. Время, в продолжение от рождения до смерти не является равномерным. Каждый час жизни неповторим и имеет свою специфику. Осознание и переживание времени во многом зависят от понимания человеком своей собственной жизни, своего уникального жизненного пути. Прошлое иногда воспринимается как, то, что безвозвратно ушло в небытие, а иногда как, то, что и до сих пор происходит. Так и будущее иногда переживается как далекое и нереальное сегодня, а завтра по своему значению может стать более важным, чем сегодняшнее.

Существуют достаточно значительные индивидуальные отличия в восприятии человеком времени и планировании своего жизненного пути. Так экспериментально доказано, что темперамент влияет на формы и способы прогнозирования своей собственной жизни. Так субъекты группы холериков - нацелены в будущее, они равнодушны к прошлому. Субъектов - сангвиников привлекает будущее своей новизной, интересными событиями. Время для этой группы торопиться, они бояться «не успеть», «опоздать». Прошлое для них малозначительно -«его все равно не вернешь». В противоположность данной группе, у меланхоликов прослеживается явное тяготение к прошлому. Будущее вызывает у них страх, тревогу, «не несет ничего приятного». Субъекты флегматической группы очень тесно привязаны к прошлому, которое является для них надежной основой жизни. Будущее их практически не интересует: «что будет, то и будет» ( Головаха Е.И., Кроник А.А., 1988). Известны и другие личностно-временные типологии. Так, например, американские исследователи У. Томас и Ф. Знанецки выделяют «обывателя», «богемную» и «творческую» личности, которые имеют различные структурные установки на прошлое и будущее и свою направленность траектории развития.

Если рассматривать развитие жизненного пути как ступени личностного роста, то вначале жизненные планы задаются извне, обусловливаются обстоятельствами жизни, ближайшим окружением. На более высоком уровне личностной, духовной зрелости человек выходит за собственные границы, чувствует себя частичкой чего-то более высокого. Уже не волюнтаристские акты становятся основой самопрогнозирования, а возможность органично, естественно проявлять свои внутренние силы.

Впервые человек учится овладевать перспективами своей жизни в юношеском возрасте. Формирование жизненных планов - наиболее характерная черта юношества. Человек обобщает цели, которые перед собой ставит, подвергает иерархии мотивы деятельности, составляющие ядро ценностных ориентаций. Мечты, стремления направленные в будущее, поиски идеалов - все это способствует постепенному созданию все более реальных жизненных планов и «заземляются» в данном возрасте на выборе профессии, однако многие в этом возрасте имеют уже достаточно отдаленные жизненные цели - социальное продвижение, создание семьи и материальное потребление. Возможности реконструкции прошлого, предвидение будущего, его организация готовятся еще в подростковом возрасте, когда возрастает самосознание и человек начинает различать время и изменения, приходя к абстрактному понятию гомогенного и непрерывного течения времени.

Постепенно перспективы выходят за границы индивидуального опыта и начинают опираться на опыт социальный. Во время перехода от детства к зрелости последовательно возрастает удельный вес исторического прошлого и будущего в сознании индивида. Самоопределение не может происходить без самоограничения ( Лой А., Шинкарук В.,1979).

. Так выбор профессии активно влияет на траекторию жизненного пути, делая ее достаточно определенной. Но этот выбор, одновременно, является и сужением жизненных перспектив, отказом от многих других альтернатив и возможностей. Юношество стремиться жить в будущем, но и побаивается некоторых своих решений. Достаточно часто столкновение абстрактных представлений старшеклассников с реальностью становятся травмирующими, неожиданными, нежеланными, молодые люди внутренне как бы отказываются выходить в мир, который их разочаровал. Они отступают, остаются в безответственном детстве.

В зрелом возрасте человек овладевает временной перспективой, которая способствует преодолению импульсивных жизненных решений. Планы становятся более определенными и независимыми от внешних обстоятельств. Зрелая личность обязательно ориентирована на будущее. Взрослый человек может ставить определенный цели, которые даже могут выходить за границы его жизни («когда внуки будут большими…»).

В пожилом возрасте к человеку приходит осознание, что время не принадлежит человеку. Значительное количество людей 50-70 лет называют главной жизненной целью - «желание спокойно дожить» или даже «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет на отношение к собственному здоровью и долголетие.

1.3 СОБЫТИЕ КАК УЗЛОВОЙ МОМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Жизнь человека складывается из взаимного переплетения биологического и социального времени, их единства, которые создают канву жизненного сценария. Каждый человек ощущает на себе действие не только биологических часов, регулирующих жизнедеятельность организма на уровне клетки, но и власть времени исторического и социального.

Изучая человеческую память, П. Жане выявил, что буквальное, последовательное воспроизведение в памяти реальной хронологии пережитых событий не является нормой. Если психическая деятельность протекает нормально, память обязательно обобщает события прошлого, «редактирует» их, на чем-то акцентируется, а чего-то почти совсем не замечает. Каждая личность неосознанно стремиться быть непротиворечивой в своих воспоминаниях, выставлять себя в них в лучшем свете. Зная сегодня, к какому результату те или иные события привели, и каждому кажется, что он был более прозорливым, нежели на самом деле.

Среди фундаментальных работ посвященных этой проблеме, следует отметить книгу известного французского психолога П. Фресса «Психология времени». Согласно П. Фрессу , мы живем разных рядах последовательных событий, и все эти ряды имеют собственный порядок и интервалы. Так существует ряд событий семейной жизни со свадьбами, рождениями, разводами и смертями. Звено событий профессиональной жизни, которое включает образование, устройство на работу, карьерные перемещения, увольнения, выход на пенсию. Цепочку политических событий, которые переживает государство. Каждое из этих событий способно изменить жизнь человека и определить его развитие на долгие годы.

В жизни бывают периоды, которые перенасыщены важными событиями, когда человек живет напряженно и активно, бывают периоды и полного штиля, когда практически ничего не происходит. Еще древние мудрецы говорили, что человека волнуют не события, а наше восприятие этих событий. Отдельные этапы прошлого могут казаться невыразительными именно потому, что переживание теперешних событий человеком не осознаются в их взаимосвязи. Неизвестными остаются содержание этих событий для прошлого и будущего, их значение для окружающих.

В современной психотерапии известен так называемый «синдром годовщины». И в реальной жизни и в художественной литературе мы постоянно сталкиваемся с трагическим стечением обстоятельств смерти близких людей, родственников, которые имеют одинаковые диагнозы или попадают в очень схожие катастрофы. «Рок преследует», «такая уж судьба», «эта семья кем-то проклята» - так народное сознание стремится объяснить эти непонятные ужасные события.

В структуре психологического времени масштаб события определяется влиянием, которое оно в представлении человека, оказывает на его жизнь в целом. Зная о причинах сегодняшних событий, понимая их связь с событиями, которые переживались в прошлом и целями, которые приближают будущее, человек, осуществляет временную личностную интеграцию. Именно поэтому практикующему психологу важно диагностировать вероятность, количество, относительную продолжительность актуальных связей между жизненными событиями.

ГЛАВА 2.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ, ФОРМИРУЮЩИХ

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ.

(МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ»)

На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического функционирования являются показателями функционирования адаптационного процесса в целом и могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных.

Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов ХХ века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии развития в личности в психологию жизненного пути, такого, что, «основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью». ( Кон И.С. ,1987).

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» ( Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты