Доверие к себе и к миру
Доверие к себе и к миру
2 Содержание. Введение Глава 1. Теоретический анализ феномена доверия 1.1. Доверие как социально-психологическое явление 1.2. Доверие к себе как субъектное образование личности Глава 2. Практическое изучение феномена доверия Заключение Список использованной литературы Приложение Введение. Считаем проблему изучения доверия актуальной как для научных знаний, так и для оказания помощи на практике. Жизнь в современном обществе характеризуется рядом социальных, экономических, политических потрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности, наиболее чувствительным к неблагоприятным тенденциям является подростковый возраст, где явно проявляется поведение не соответствующее нормам общества. Поэтому есть необходимость выявления психологических механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного переживания психологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром. Что касается психологической науки, то на современном этапе ее развития происходит переход жестких «закованных» в рамки естественнонаучной методологии исследований в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. Современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся походов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциональные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена моральных переживаний, веры, доверия, ведь совершая свой выбор каждая личность исходит из оснований собственной веры и доверия. Цель: показать, что доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Задачи: 1. Проанализировать феномен доверия к себе и к миру. 2. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения. 3. Исследовать доверие к миру на основе качественного анализа взаимоотношений подростков со значимыми людьми. Гипотеза: 1) оптимальная мера доверия к себе и к миру у подростков способствует созданию гармоничных отношений с собой и с миром. 2) уровень доверия к себе и к миру у подростков имеет индивидуальные различия, так как формируется на основе доверия к подростку значимых людей. Объект исследования: личность старшего подростка. Предмет исследования: доверие к себе и к миру у старших подростков. При написании курсовой работы были использованы следующие методы: · Анализ психологической литературы по данной теме. · Тестирование (методика исследования самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева; методика «незаконченные предложения» Сакса и Леви; методика внешнегрупповая референтометрия) Исходя из того, что доверие к себе и миру является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Глава 1 Теоретический анализ феномена доверия. 1.1 Доверие как социально-психологическое явление. В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с другой - с той частью мира , с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально - психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном пространстве, но функционирует, проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром. Доверие является многоуровневым образованием. Оно складывается из: · Первичных установок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности в безопасности) · Вторичных установок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого). Интериоризируясь, данные установки становятся личностными. В частности, Т. Ямагиши дифференцировал людей на высоко и низко доверяющих. В каждой конкретной ситуации эти установки начинают взаимодействовать между собой, на основе чего индивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую включен индивид. Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя в мир, то есть «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может вызвать у человека доверие. Доверие - есть свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, других людей, их будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности. Доверие определяют как условие взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности. Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие может проявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует в человеке, а проявляется как бы между человеком и объектом в момент взаимодействия. Доверие - это вид установки (отношения), которая состоит из трех компонентов: 1. Когнитивный компонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях,типах отношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на пошлом опыте. 2. Эмоционально- оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой - оценку собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого поведения для личности. 3. Поведенческий компонент, в котором проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность, и парциальность в каждой конкретной ситуации. В результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок. Доверие - динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему[3] . Другими словами, человек должен разрешить себе совершение поступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я»человека , то он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть три возможности внутренне выйти из этого противоречия: отказ от поступка; разрешение себе поступка и использование любого способа психологической защиты; честное признание себе своей неправоты, своей ошибки. Использование любого способа психологических защит можно классифицировать как самообман. Таким образом, доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что может быть крайне травматично для личности. Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром. В отличие от подлинной веры, которая возможна лишь в отношении сверхчувственных объектов, доверие возможно как в отношении сверхчувственных объектов, так и в отношении различных объектов предметно представленных в реальности. Доверие не сводимо к вере, но есть особая форма веры [2]. Функции, выполняемые доверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но и человека с миром в целом и его отдельными частями. Доверие позволяет полнее осмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только может обрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектом жизни» (С.Л.Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). 1. выступает условием целостного взаимодействия человека с миром; 2. осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему; 3. способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности; 4. создает эффект целостности бытия человека; 5. способствует возникновению эффекта целостности личности; 6. устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру,так и самому себе; 7. функция познания и преобразования мира; 1.2 . Доверие к себе как субъектное образование личности. Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему. Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности,который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится к числу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как личности, ибо являются ее условием. Если вера - это то, что невозможно доказать абсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веру адекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленных поступков, сделанных выборов, а также вероятность исходов своей предполагаемой деятельности. А.В. Петровский говорил о переживании « Я могу», « Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность,отсекая другие альтернативы , в том числе и по той причине , что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность - исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира. Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе). В.Е.Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой - самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру. В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности ( В.В.Столин,В.С. Мухина).Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие: · Когнитивная (самопознание) · Эмоционально-оценочная (эмоционально-ценностное отношение к себе) · Поведенческая (действенно-волевая, регулятивная) В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру. Онтологически доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает. Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые являются барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности. Параметры доверия к себе[3]: · Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов; · Осознание собственных возможностей; · Соотнесение потребностей с возможностями с содержанием собственных ценностно-смысловых образований. Следовательно, самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью,способность действовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе. Представители бихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании веры в самоэффективность, то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью. Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку. В теории личности, разработанной К.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие. Теория развития личности Эрика Эриксона. В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашего исследования требует изучения картины внутреннего мира подростка (понять, что же происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем (возможно, относительным). Центральным для данной теории является положение о том, что личность на жизненном пути проходит несколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически,человек вновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется с пагубными физическими воздействиями »[8]. Считаем, не целесообразным останавливаться на анализе его целостной концепции. Э. Эриксон выдвинул в качестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью», становление которой приходится на подростковый возраст. Э.Эриксон называет базисное доверие краеугольным камнем витальной личности. Первичное доверие, по Э.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первый индикатор возникновения личностного качества доверия - готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия, проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количества пищи или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи с матерью…»[8].Младенец приобретает свойство не только надеяться на тех, кто обеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять самому себе (чувство автономности ребенка, когда мать уходит). Итак, первое чувство идентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужит основанием для прочного «образа Я», чувства, что «все в порядке», что человек становится собой, чувства, что он оправдывает ожидания значимых людей. В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Ему необходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает. Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживает внутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию общества: «…. если ранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе и другим,то подросток особенно страстно ищет тех людей и идеи, которым он мог бы верить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибо подросток боится быть обманутым…»[8]. Подросток, таким образом, надеется на помощь значимых людей: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту «тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми. По мере возрастания уверенности и осознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовываться между собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себя подростками должно подтверждаться опытом межличностного общения. Таким образом, доверие значимых других людей выступает условием успешной социализации личности: « …стоит подростку почувствовать, что окружение старается отгородить его от всех форм выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующий жизненный шаг, он начнет сопротивляться этому…»[8]. Сопротивление подростка может привести к становлению негативной идентичности (что проявляется в обособлении, нетерпимом отношении к другим) или в спутанности идентичности. Глава 2 Практическое изучение феномена доверия. Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек. Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру. Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому провели косвенное исследование. Мы лишь приблизительно заглянули во внутренний мир личности, а также в ее взаимоотношения с окружающим людьми. Теоретические предположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом. Если принять во внимание, что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делать отношения с собой и с миром гармоничными),мы решили выявить у подростка наличие дисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснить как недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбрали проективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что для исследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с отцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого) и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полную методику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений наше исследование состояло из четырнадцати. Для того чтобы определить, кто является для подростка значимым другим, провели методику внешнегрупповая референтометрия. Согласно теории Э.Эриксона на становление идентичности значимое влияние оказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подросток становится тем, кем ему необходимо стать. Мы также попросили испытуемых определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале из пяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направления психически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкому человеку. Заключение. В данном исследовании мы постарались проанализировать феномен доверия к себе и к миру. По мнению Ф.В.Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явление доверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности, динамичности, поэтому они характеризуются эффектом «ускользания» в любых экспериментальных процедурах. Мы предприняли попытку косвенно исследовать феномен доверия у старших подростков. Считаем, этот период важнейшим для становления личности. Подростки особенно сенситивны к внешнему влиянию и нуждаются в поддержке, доверии значимых людей. Мы не можем сказать, что полученные данные подтверждают нашу гипотезу эмпирически. Мы заглянули во внутренний мир испытуемого и можем предположить, что в данном пространстве существует, «живет» доверие и оказывает влияние на отношение личности к себе и миру. Список использованной литературы 1. Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.: «Просвещение», 1984 2. « Практическая психодиагностика» / под редакцией Райгородского/, М.: «Просвещение», 2000 3. Скрипкина Т.П.// Вопросы психологии//, №1. 2000. Стр. 95-103 4. Скрипкина Т.П.// Известия ТРТУ//, 2005. Стр.189 5. Скрипкина Т.П. «Психология доверия», М.: «Просвещение», 2000 6. Столин В.В. « Самосознание личности», М.: «Просвещение»,2003 7. Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности», М.: «Питер», 2002 8. Эриксон Э. « Идентичность: юность и кризис», М.: «Просвещение»,1996
|