|
Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах
p align="left">Оба направления тесно связаны с концепциями эмоционального развития детей. Их рассмотрение и анализ показал, что в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание. Это особая интегральная единица сознания, изначально сопряженная с социальными обстоятельствами развития личности по Л.С.Выготскому; непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, которая протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания согласно А.Н. Леонтьеву, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреевой. Переживания, возникающие у ребёнка, непосредственно связаны с его настроением.Л.С. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. [26]. Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Фактически С.Л. Рубинштейн расширяет понятие самосознания до мироощущения. В дальнейшем он более подробно раскрывает основные свойства мироощущения [58, с. 9-10]. Г.М. Андреева связывает мироощущение с «образом мира» в сознании человека. Говоря о мироощущении, она ссылается на авторитет Тэшфела. Тэшфел подчеркивает зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором существует человек. Так, в обществах со строгой стратификацией, где переход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощущение человека, так же как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте». Это, по мнению Тэшфела, объясняется тем, что «вне группы» у человека вообще достаточно мало шансов на успех. В такой ситуации как-то изменить свое положение, если оно не удовлетворяет человека, он может, скорее всего, «с помощью своей группы» или действуя как «член группы». Такая жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового. Таким образом, определенный вид, характер социальной идентичности действительно выступает компонентом данного типа социального мира и способствует его специфическому пониманию. Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение. В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230]. Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13]. Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации - коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы. Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии. Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека - стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру - способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком. Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей. В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей. А. Маслоу и К. Роджерс как представители гуманистического направления в психологии рассматривают развитие личности посредством самоактуализации (изменения своего внутреннего состояния). А. Маслоу считает, что пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня (в безопасности, в уважении), стремление к самоактуализации возникнуть не может. Самоактуализация по А. Маслоу заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. Самоактуализация по К. Роджерсу - это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Он считает, что стремление к здоровому развитию является преобладающей и мотивирующей силой в человеке, действующем свободно, и эту силу нельзя ничем изменить. Рост - главная цель организма. Исследование проблемы самоопределения можно встретить и в работах К. Левина. Целью его исследований является примирение гуманистических понятий личности, у которой есть цели, мотивы, чувство самости. В своей теории поля К. Левин рассматривает проблему самоопределения личности через создание жизненного пространства. Психологическое пространство состоит из разных секторов и регионов, обладающих проницаемостью. Развитие личности представляется как движение от одного региона к другому, являющимся новым для индивида, и рассматривается через понятие «дифференцированности личного пространства». Чем выше дифференцированность, тем выше ступень развития личности. Удовлетворенность социальными отношениями в группе К. Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства индивида [2, с.13-16]. Таким образом, в зарубежных исследованиях самоопределение личности связано с ее развитием, обусловленным многими внутренними и внешними факторами. В отечественной науке проблема самоопределения личности привлекала внимание ученых разных направлений: психологов, философов, педагогов, социологов. Тем не менее, в общем виде самоопределение представляется как проблема развития самосознания и определения человеком себя в личностном, профессиональном, умственном, социальном и социально-психологическом отношениях, как способность личности принимать решения и входить в сложный социальный мир, осознавать и руководствоваться в этой связи своими жизненными целями, убеждениями, мотивами, ценностями [2, с.16]. Процесс социального самоопределения А.В. Петровский связывал с напряженной работой личности, направленной на выявление своей позиции в проблемной ситуации. К.А. Абульханова-Славская считает, что самоопределение представляет собой осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. С. Л. Рубинштейн выделил наиболее значимые элементы самоопределения: самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и две характеристики самоопределения - самопознание (осознание своих внутренних свойств, своих потребностей, определение жизненных целей, ценностей и идеалов) и верность себе (сохранение и по возможности отстаивание этих ценностей и идеалов [58, с. 12-13]. А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко значительно расширили пространство самоопределения молодежи, дополнив традиционные виды самоопределения: личностного, профессионального и коллективистического, - экономическим самоопределением, наиболее актуальным в критические периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Используя уровневую модель самоопределения субъекта для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях, авторы убедительно показали, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности [17, с. 5-15]. Процесс самоопределения обеспечивается действием системы психологических механизмов, в оценке которых пока нет общего подхода. А.В. Мудрик в качестве таких механизмов выделяет идентификацию и обособление. Идентификация, по мнению автора, включает процесс усвоения индивидом накопленного человечеством опыта, а обособление (персонификация) - проявление индивидуальных особенностей человека. Идентификации совместно с подражанием и конформностью отводится ведущая роль в обуславливании персонификации личности. Таким образом, идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом самоопределения. В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова в систему механизмов самоопределения включается самооценка, которая рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения, без которого невозможна персонификация. Авторы полагают, что первый механизм обслуживает поведенческий аспект самоопределения, а второй - когнитивный [58, с.13]. Особенно значимым механизмом процесса самоопределения является его мотивационный аспект, описанный Л.И. Божович. Автор выявляет специфические особенности структуры мотивов старшеклассников - «взгляд на настоящее из будущего», которые качественно изменяют позиции юношества в их отношении к миру и самим себе (появляется стремление к романтизму, героизму, моде, яркой, престижной профессии и др. значимым для всей планеты и всего человечества качествам человека). И. С. Кон самоопределение личности (профессиональное и моральное) в подростковом и юношеском возрасте связывает с формированием у нее жизненных планов, которые возникают в результате становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [2, с. 21]. В работах курских психологов (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Акатов) отмечается достаточно выраженная гражданственность, широта и оптимизм во взглядах подростков и юношей 60-80-х годов ХХ века на окружающий мир и на себя в рамках настоящего и будущего; активное и осознанное отношение к будущему; включенность в совместную деятельность группы и основной организации; сформированность идеалов; стремление к лидерству. Мироощущение актуализировалось в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков. Однако для определенной части учащихся и тогда были присущи негативные явления, как на уровне мироощущения, так и в общении, поведении, поступках (категория «трудных подростков»). На основе исследований мироощущения и социального самоопределения социально одаренных детей, воспитанников Курской психологической школы лидеров «Комсорг» (комсорговцев) С.В. Сарычев и Ю.Л. Лобков раскрыли особенности динамики феноменов разных поколений. Комсорги первых лет активно стремились к лидерству не только в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях в будущем, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и служения Отечеству проявились не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности. Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание комсоргов, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, так как считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества. [58, с. 14-15].
1.4 Социальная ориентация современных подростков и юношей Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д. В структуре мироощущения современных учащихся, как и для сверстников 1980-х годов, оказалось наиболее выражено «чувство-Я», однако расширилась масштабность своей сопричастности к наиболее крупным социальным объектам, а конкретная среда обитания (небольшие города, села, рабочие поселки и т.д.) - исключается, происходит как бы «перешагивание» через конкретную среду жизнеобитания. Такое «игнорирование» конкретной среды жизнеобитания психологами оценивается как один из мотивов будущей миграции молодежи из родных мест. Исследователи также отмечают своеобразную фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: на первый план выходят бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), но реже - формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Современными подростками, по мнению А. С. Чернышева, игнорируются такие сферы деятельности, как учебная, общественно-политическая, на первый план выходит спортивная и художественная. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта - учебной, трудовой и общественно-политической, - отражает своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи [58, с. 28]. Тем не менее, у современной молодежи присутствует ощущение оптимизма, уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. Прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. В исследовании Т.А. Шульгиной, проводившегося в 2001-2006 гг., включавшего 374 испытуемых учащихся десятых-одиннадцатых классов городских и сельских школ Курской области, отмечается, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация - стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Отношение к своей школе у молодежи из села и города различно. Городских школьников радует общение с друзьями, дружный класс, учителя и т.д. У сельских школьников отношение менее позитивное. В их ответах отражены основные проблемы образования на селе - низкий уровень обучения, плохие учителя дефицит учебников и т.д. Тем не менее, среди положительных ответов 44,2% отдано друзьям, в то время как среди горожан это составляет всего 17,7%. Это говорит о более тесной связи между детьми в селе, так как они не могут заменить реальное общение виртуальным, для них живое общение - один из источников развлечения, в то время как горожане могут для этого использовать другие способы - компьютер, Интернет, театр, кино, дискотеки [63]. Свое поколение городские дети видят более позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность. Лишь малая доля городских подростков и юношей оценивают свое поколение негативно. Среди селян таких ответов более 50%. К негативным качествам поколения отнесены пагубные привычки, лень, отсутствие культуры. Школьники из села находят больше причин чувствовать себя несчастными в родном месте - это отсутствие возможностей, скука, невоспитанность людей и т.д. Среди горожан значительное количество опрошенных дали положительные ответы. В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении. Структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов. В рамках исследования курскими психологами выявлены значительные различия в структуре самоопределения городских и сельских школьников [58, с. 28-34]. Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах 2.1 Организация и программа исследования Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах. Была выдвинута следующая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами: А) нравственной зрелостью личности подростка; Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания; В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы. При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения: ? образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном; ? эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования; ? поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие. Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач: 1) Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе. 2) Разработка программы эмпирического исследования. 2) Реализация программы эмпирического исследования. 3) Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка. 4) Разработка психолого-педагогических рекомендаций. Предметом исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом - социализация личности подростка. Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок, включающий в себя следующие методы: 1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы; 2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов; 3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами; 4. психодиагностические методики; 5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных. В качестве психодиагностических методик использовались следующие: 1) Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, ); 2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев). Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложении 2. В качестве статистического метода, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: 1) МОУ «…..средняя общеобразовательная школа» …..района Курской области; 2) ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…… школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …….района Курской области. Данные учреждения представляют собой две различные образовательные среды. В МОУ «……. средняя общеобразовательная школа» Курской области обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья. В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….. района Курской области попадают дети и подростки из неблагополучных семей, чьи родители лишены родительских прав, либо родителей нет вообще по различным причинам. Воспитанники - подростки из школы-интерната с обычными условиями для детских учреждений такого типа: наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов; постоянное включение ребенка в группу (спальные комнаты на 5-7 человек, учебные комнаты на 15-20 человек); ограничение жизненного пространства схемой общежитие -- школа; фактическое отсутствие «личной среды» (минимум личных вещей); отсутствие контактов с родственниками либо очень редкие контакты. Эти дети проживают и обучаются в школе-интернате, постоянно находятся под присмотром педагогов. Из-за того, что воспитанники ранее находились в трудной жизненной ситуации, многие из них сейчас обучаются в несоответствующих их возрасту классах. В целом среду, в которой такие подростки находились ранее и находятся сейчас, можно назвать социально обедненной. Также можно говорить о социально-психической депривации. Социально-психическая депривация - это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. В целом в исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в общей сложности 64 респондента в возрасте от 13 до 18 лет. 2.2 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом. Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы. Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом по учреждениям были получены следующие данные: Таблица1 Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях |
Учреждение Зона соц. самочувствия | Школа 44 человека | Школа - интернат 20 человек | | Высокая | 5% | 10% | | Хорошая | 45% | 60% | | Средняя | 43% | 25% | | Низкая | 7% | 5% | | |
Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях также представлены в виде кривых Гаусса на Рисунке 1: Рисунок 1 Графическое изображение состояния социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях Из построенных графиков видно, что кривая нормального распределения по средней школе наиболее схожа с классической кривой Гаусса, в то время как кривая нормального распределения по школе-интернату имеет положительное смещение, т. е. там наблюдается больший процент респондентов с хорошим социальным самочувствием. Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков: ь В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности. ь Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать. Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации [58, с. 36]. Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий: а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от». Для них свобода - это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы). Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами. б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для». Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения [58, с. 36-37]. В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому и представления о свободе у подростков могут существенно отличаться. Были получены следующие данные: 47% обычных школьников и 53% воспитанников интерната понимают свободу как «свободу для..», остальная доля респондентов в каждой выборке понимают свободу как «свободу от…». Диаграмма1 Структура представлений о свободе современных подростков из различных социальных сред Приведем примеры высказываний детей из интерната: · «Свобода - это жизнь без убийств» · «Свободный человек - это работающий человек, имеющий семью, ведущий здоровый образ жизни и он счастливый». Примеры высказываний детей из средней школы: · «Свобода - это состояние души» · «Свобода - это жизнь» · «Свобода - это безгранное отношение к жизни» · «Свобода - это чистая душа и свободная жизнь» · «Свобода - это как воздух. Она нужна всем и каждому, но не у всех она есть». По характеру высказываний можно сделать вывод о том, что у подростков из интерната понятие свободы имеет некоторую приземленность, практическую направленность, в то время как у их сверстников из школы она характеризуется значительным многообразием. Рассмотрев полученные ответы, можно сделать вывод о том, что среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения. У подростков из интерната явно прослеживается стремление к нормализации, улучшению существующей реальности, они хотят в будущем создать модель полноценной жизни, так как в данный момент они ощущают неполноценность своего положения. Некоторым из них такое положение причиняет боль, осознание ограниченности жизненных перспектив, некоторые же воспринимают свое положение как вполне благоприятное. Наличие любого качества, свойства легче всего увидеть после его утраты. Этим можно объяснить стремление подростков из социально обедненной среды к созданию крепкой, здоровой семьи, к продолжению учения с целью в дальнейшем получить постоянную работу. В этом для большинства и кроется счастье. Успех, популярность отходит уже на второй план. Этого нельзя сказать о подростках из традиционной социальной среды. Так как у большинства имеются полноценные семьи, в которых дети могут получать любовь, поддержку, одобрение своих родных, чего нет у их сверстников из интерната, то на первый план выходит мотивация достижения успеха, популярности, богатства, независимости. Личностное совершенствование, создание семьи, здоровье выходят на второй план, а то и вовсе не носят большого значения. 2.3 Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении. На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события - олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака). В школе-интернате поездки, экскурсии, отдых запомнился 25% воспитанников, ничего не запомнилось 20%, запомнилась жизнь в своей семье и приятные события, связанные с ней (мама, рождение братьев, сестер, приезд родственников) 40 %, остальным - жизнь в интернате, дружба. Это подтверждают следующие высказывания: · «… когда мне было 13 лет, запомнились мои друзья и приемная семья. А в 14 то, что меня снова отправили в интернат…» · «…меня покрестили в 2010 году, я был очень рад…». Ниже данные представлены в Диаграмме 2: Диаграмма 2 Структура мироощущения современных подростков из различных социальных сред Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%). 55% воспитанников школы-интерната ничего не мешает жить, 20% мешает нормально жить школа-интернат, 15% - вредные привычки, 10% - разлука с семьей, и наоборот, годы, проведенные в семье - 5%, отсутствие перспектив в жизни - 5%. Ниже приведены примеры высказываний: · «Мне мешают нормально жить годы, которые я провела с мамой, я не могу их забыть, а хотелось бы…» · «… не хватает родного дома, где я прожила 15 лет и вдруг меня из него просто вырвали…» · «…мне интернат испортил все, я не смогу поступить на нормальную работу. Я даже забыла, как выглядят мои родители». Диаграмма 3 Структура проблемного поля современных подростков из различных социальных сред · Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся из социально благополучной среды отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бульшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко - формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни, в то время как каждый второй подросток из школы-интерната ставит эти ценности на первое место. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов, но у подростков из социально благополучной среды этот показатель в два раза выше, чем у их сверстников из социально обедненной среды. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 41%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи. · Имеются и различия между исследуемыми группами в плане оценки удовлетворенности своей жизнью. Около половины респондентов из каждой группы удовлетворены своей жизнью, им ничего не мешает жить. Но если коснуться факторов, препятствующих, по мнению подростков, организации их жизни, то можно увидеть, что они имеют существенные различия. Подростки из средней школы одной из главных «помех» считают учебу в школе, далее указывается на непонимание и вмешательство близких и т. д. В сравнении, их сверстники из школы-интерната указывают на более серьезные и социально важные помехи. Разумеется, на первое место ставится неудовлетворенность тем, что ребенку приходится находиться в интернате со всеми вытекающими отсюда выводами. Утверждения детей из интерната выглядят более социально значимыми, и этому есть объяснение. Подросток за свою еще недолгую жизнь уже успел пережить столько трудностей, что его мироощущение не может быть идентично мироощущению его сверстников из традиционной социальной среды. Поэтому воспитанники школы-интерната считают основными помехами в своей жизни наличие вредных привычек, отсутствие перспектив в жизни, разлука с семьей, а для кого-то, напротив, годы, проведенные в семье. · Однако, «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), наличие помех в жизни, тем не менее, не исключает ощущение оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение жизненных задач. · Свое поколение обычные дети видят более позитивно, нежели их сверстники из интерната, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность и т.д. Школьники из интерната находят больше причин чувствовать себя несчастными - это отсутствие семьи, возможностей, зависимость от школы-интерната. · В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении и т.д. · Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении элементов структуры мироощущения и элементов проблемного поля подростков в средней школе и школе-интернате составили r=0.4702 и r= 0.5298 соответственно, что указывает на слабую связь. Это частично подтверждает выдвинутую гипотезу. 2.4 Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред. На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на первом месте желание быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду». Значительно отличаются ответы, полученные при опросе подростков из интерната. На тот же самый вопрос 75% воспитанников отвечают, что у них, прежде всего, будет семья и дети, и для того, чтобы эта семья существовала, нужно учиться, работать, иметь жилье. Слово «успешность» употребляют лишь 2 человека, остальные характеризуют будущую работу и семью словом «хорошая». Значительное число ребят пишут об отказе от вредных привычек, обуславливая это тем, что им нужна «… нормальная семья». Это подтверждается высказываниями детей: · «Через 10 лет я вижу себя вполне нормальным, полноценным человеком. У меня своя семья: муж, дети и самое главное - мама. И мы живем без печали и забот». · «Я закончу учиться, получу высшее образование, потом построю семью, сделаю для ребенка все, чего я не видела...» · «Через 10 лет у меня будет хорошая семья, хорошая работа. Буду жить как все люди, это значит, буду жить счастливо. Не будет никаких неприятностей». Диаграмма 4 Структура социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.
Страницы: 1, 2, 3
|
|