рефераты курсовые

Феномен личности в психологии. Теория личности

Феномен личности в психологии. Теория личности

13

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Реферат

на тему:

Феномен личности в психологии. Теория личности

Подготовила студентка 1-го курса,

Физического факультета,

Группы ФМ-11

Шостак Инна Николаевна

Брест 2010

Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение

Как в общественной науке, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность».

Понятие о человеке

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек, существо общественное, и это самый существенный признак. Человек - носитель сознания, которое является общественным продуктом.

Понятие о личности

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность - категория общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность - объект исследования только общественных наук - истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т.д.

Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль - это социальная функция личности; например, роль матери и отца - воспитание детей, роль директора школы - управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.

Позиция личности - это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д. Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанные отношения - это мимолетное чувство симпатии или антипатии. Глубокоосознанное - это принципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности. Материалистическая философия и психология рассматривают личность как социальную сущность. Личность - это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами, которые при определении личности и ее структуры равное место отводят и социальному и биологическому. К. Маркс писал, что сущность личности «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Личность - сознательный индивид. Нельзя понять общественной роли личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности, способностей и характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации, например типа нервной деятельности.

Понятие об индивидуальности

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающую.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Житейской практике и в науке наряду со словом «индивидуальность» используют и слово «индивид». Под индивидом следует понимать данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Общественная сущность личности

Личность как объект общественных отношений

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений. Личность находится также в сфере политических, идеологических отношений. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы в которую личность входит. В процессе общения люди влияют дуг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений». Продолжая эту мысль в « Немецкой идеологии», К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором и духовного, нравственно-психологического развития.

Личность как субъект общественных отношений

Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т.е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведением перед обществом. Личность - существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами.

Личность в социалистическом обществе

Между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связь приобретает все более и более гармонический характер. Развитие личности при социализме и коммунизме тесно связано развитием коллективных начал жизни. Только в коллективе, писал К. Маркс, возможно подлинная свобода личности, ее социальная защищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, рассвет всех ее способностей и дарований.

Проблема личности в современной буржуазной психологии

Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Значение личности - предпосылка эффективного управления ее деятельностью. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальная и социальная. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальным влечением. Представителей биосоциальной концепции разрывает личности как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и психологические отношения людей и их влияние на личность не учитывается. Буржуазные психологии, исследуя поведение человека в группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазным порядкам. В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы - действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначению. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в общественной жизни. Каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А.Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.

Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Основные компоненты личности

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Второй компонент определяет возможности личности включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правили, одни из способностей доминируют, другие подчиняются.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение процесса. В процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретических и практических задач формируется волевая организация личности, определяющая и то, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни.

На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.

Психические свойства личности - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.

Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. По определению С.Л. Рубинштейна, состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает.

Структура психической жизни личности сложна, многогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят изменения в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. Она содержит типические для индивида системы свойств, характеризующие его как человека, от которого можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определенных поступков и действий.

Личность как самоуправляемая система

Личность как самоуправляемая система осуществляет:

1. вызов, задержку процессов (действий, поступков),

2. переключение психической деятельности,

3. ее ускорение или замедление,

4. усиление или ослабление активности,

5. согласование побуждений,

6. контроль за течением деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями,

7. координацию действий.

Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы «я»: 1) контроль; 2) согласования; 3)санкционирования; 4) усиления.

Контроль - осуществляется произвольным внимание, он направлен не только на внешний, но и внутренний мир. Благодаря произвольному вниманию восприятие становится более полным и точным, движения и в целом действие осуществляется по задуманному плану, мыслительные процессы не теряют целенаправленности и логичности и т.д.

Чрезвычайно важной функцией «я» является согласование. Процесс согласования, как говорил И.П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления. Согласование завершается санкционированием, т.е. утверждением намерения и определения плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами. Санкция характеризует не только направленность, но нередко и личность в целом. Многие психологи, в особенности А.Ф. Лазурский и М.Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности, «я», стоящее в центре самосознания, в актах самоуправления использует различные психические процессы, основными из них являются воля, мышление. «я», входя в структуру личности, имеет собственную структуру, которая включает: 1) представление о том, каково «я» есть, и каково «я» должно быть в идеале, 2) совесть. Имеющую тенденцию у морально воспитанного человека привести в соответствие реальное поведение к идеальному. Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное, или повседневное, и 2) перспективное, которое определяется дальними целями. Самоуправление может различаться по типам. Первый определяется как морально-волевой и второй - как аморально-волевой.

Современные теории личности

Фрейдизм, психологизм

Фрейдизм - наиболее известное за пределами психологии направление в объяснении природы личности человека. Своим названием это направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856 - 1939). Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов (уровней): Оно (Ид, Id), Я (Эго, Ego), Сверх -Я (Superego).

Оно - это бессознательная часть психики, врожденные инстинкты влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Как считал Фрейд, Оно подчиняется принципу удовольствия. Достижение удовольствия есть первый принцип поведения, т.е. главная цель жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Я -это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействует три силы: Оно, Сверх -Я и общество. Я старается остановить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я - это носитель моральных стандартов, совесть личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно и в противовес Сверх -Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в формах деятельности, которые одобряются обществом (творчество, искусство, общественная деятельности), или проявляется в формах поведения (сны, описки, шутки, особенности забывания). Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Таким образом, человек у Фрейда - это противоречивое, изначально порочное мучающееся, невротичное и конфликтное существо.

Бихевиоризм

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878 - 1958) так сформулировал кредо нового направления: «Предметом психологии является поведение». С точки зрения бихевиоризм личность есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая форма бихевиоризма - «стимул - реакция» (С - Р). Основной недостаток этого направления - слишком упрощенное представление о человеке.

Когнитивные теории личности

Когнитивные теории личности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать», поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить, использовать и действовать в соответствии с ней.

Поступок человека включает три компонента: 1) собственно действие; 2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, так как при этом мысли и чувства различались. Оказавшись в реальной ситуации, человек часто не имеет возможности всесторонне анализировать обстоятельства (мало времени, нехватка знаний), но он делает выбор и совершает поступок.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий - удобный - канал ситуационных явлений для человека, можно добавить кардинально изменения его поведения. При этом важно помнить, что субъективная интерпретация ситуации есть более значимый фактор принятия решения, чем «объективность» значение этих ситуаций.

Гуманистические теории личности

Предметом исследования гуманистической психологии являются, здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины самоактуализации.

Абрахам Маслоу, один их ведущих психологов в области исследований мотивации в США, разработал так называемую иерархию потребностей. Она включает следующие ступени.

1. Физиологические потребности - потребности дыхании, пище, продолжении рода, самозащите.

2. Потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспеченности в старости и т.д.

3. Социальные потребности - потребность в общении, контактах с другими людьми.

4. Потребность в уважении, осознание собственного достоинства.

5. Потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего предназначения.

Кроме того, А. Маслоу выделил и описал принципы мотивации человека:

v мотивы имеют иерархическую структуру;

v чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

v пока не удовлетворяются низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Как только низшие потребности удовлетворяются, они утрачивают свою мотивирующую силу;

v более высокие потребности повышают готовность к большей активности.

Используемая литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.

2. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. Изд-во МГУ, 1971.

3. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. М., Просвещение, 1970.

4. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии человека. - В сб.: Психологическая наука СССР. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. т. 2.

5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. О-28 институтов/ В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградов и др.; Под ред. В.В. Богословского и д.р. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с., ил.


© 2010 Рефераты