|
Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско–краеведческой деятельности
p align="left">Развитый детско - юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений подростков создаются в процессе целенаправленной организации их деятельности: учебной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности подростков определенной направленности, позволяет не только формировать отношения подростков внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления деятельности обеспечивает условия для формирования и развития коммуникативных качеств учащихся. Максимальное развитие самодеятельности подростков выступает определяющим признаком развитого коллектива. Это должна быть организация, при которой:а) подростки разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого подростка (от планирования дел до оценки ее результатов); г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не, только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для коллектива, потом для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение подростка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении. Как инструмент воспитания, формирования и развития коммуникативных качеств, подростковый коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном подростковом объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного подросткового коллектива. Активно включая подростков в решение клубных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы подростковый коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах подростков воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Подростковый коллектив, существующий в туристско-альпинистском клубе «Сокол» на базе центра детско-юношеского туризма представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети и подростки могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между подростками в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех занимающихся через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей, отношений. Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность подростков в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Включение подростков в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов: а) учебных, трудовых, общественных, художественных, спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных. Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии соподчинения значимых целей деятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяет подростку замкнуться в кругу близких товарищей. Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, "нашего" коллектива, выводя подростков в целом на общество. Причем, это не формальный разрыв, когда подросток участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения подростков в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание подростком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что подросток в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того подросткам легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый подросток может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. К числу важных моментов в организации коллектива относится разновозрастное построение объединений подростков. Разновозрастный состав туристских коллективов уменьшает обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Подросток испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе туристского коллектива в целом, где находятся коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. В клубном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: клубные дела, взаимоотношения направлений, групп, бригад, - создает возможности для установления между подростками развернутых типов отношений. В частности клубный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших. Ежегодно обновляясь и пополняясь в течение всего времени, клубный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы учащихся. Чем больше выражены коллективные начала в творческом объединении, тем прочнее спаяны объединения подростков; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного подросткового коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коммуникативных качеств личности каждого ребенка. Формирование объединения, несомненно, способствуют воспитанию у подростков определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Главное в объединении - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку. 2.2. Влияние взрослых на формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся. Подросток крайне нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если он найдет его в своем ближайшем окружении - учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать поиски "на стороне". Однако возможно это при наличии двух необходимых (и, к сожалению, не всегда достаточных) условий. Первое - это наша способность быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие. Второе - это правильно выбранный стиль взаимоотношений с ними: следующий важный момент, на который следует обратить внимание. По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений. Известно, что все их многообразие делится на три основных: демократический, авторитарный и попустительский. При первом из них - демократическом - наставники общаются с подростком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения. При втором - авторитарном - общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его "под настроение", а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой "дистанции". При последнем же стиле - попустительском - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь". С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них (особенно в подростковом периоде) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с подростками, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения, власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции. Стиль взаимоотношений взрослых и подростков оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, а следовательно формированием и развитием коммуникативных качеств подростка. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми подросток более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которые свою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности и коммуникативных качеств. Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения коммуникативных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой подростков организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации найденного решения. Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность подросткам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения. В некоторых случаях взрослые пытаются научить подростков тому, чего сами не знают и не умеют. Например, естественно, что человек, не умеющий справляться со своими эмоциями, не сможет научить этому подростка. Воспитание подростка прекрасно выявляет пробелы в образовании и воспитании педагога. Зная эти пробелы, педагог тоже становится учеником и в процессе воспитания осваивает новые премудрости. Я считаю, что самые необходимые качества для руководителя творческим объединением - это постоянный интерес к новым знаниям, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, быть всегда искренними. Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы руководители творческих объединений чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих подопечных. 2.3.Формирование духовного мира и культуры личности как необходимость для формирования развития коммуникативных качеств учащихся. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры - от социально - экономических отношений до окружающей воспитуемого морально - психологической атмосферы - необходимо в процессе формирования и развития коммуникативных качеств учащихся. Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей. Мир материальных предметов, отражаясь в сознании подростка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира. 2.4. Экспериментальная часть: изучение влияния тревожности на развитее коммуникативных качеств учащихся в процессе туристско - краеведческой деятельности. Цель: изучить влияние эмоциональной тревожности на развитее коммуникативных качеств подростка в туристском клубе. Гипотеза: я предполагаю, что в результате эксперимента будет получен такой результат: в течение 6 месяцев уровень тревожности у подростков будет снижен, а уровень общения поднят. Задачи: 1. Изучить влияние тревожности на формирование и развитее коммуникативных качеств подростков в творческих объединениях; 2. изучить межличностные отношения в группе подростков в творческих объединениях; Предмет исследования: зависимость коммуникативных качеств от степени тревожности подростка в коллективе. Объект исследования: группа подростков первого года обучения. Для исследования эмоционального состояния каждого ребенка группы я использовал рисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».Для изучения эмоционального состояния подростков я использовал рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности, депрессивности, тревожности, враждебности, конфликтности, трудности в общении (последние четыре пункта наиболее интересны для данной работы).Слова дом, дерево, человек - знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.Для выполнения теста ДДЧ исследуемому подростку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа - соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на обратной стороне - имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования.Инструкция для подростка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении. Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Так как в данном эксперименте меня интересует развитее коммуникативных качеств то я буду рассматривать только симптокомплексы враждебность, конфликтность, трудность в общении. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе - 1 балл (см.приложения табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. В начале года в данном тесте принимало участие около 120 подростков, я делал специальный запас т.к. не все дети которые начали заниматься в сентябре продолжают заниматься, идет естественный отсев, подросток находится в постоянном поиске и не которые ребята переходят в другие центры, клубы. В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получил данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы: Таблица 1: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов |
Симптомокомплекс | Количество детей по уровню | | | Высокий | Средний | Низкий | | | чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | | Тревожность | 8 | 16% | 14 | 28% | 28 | 52% | | Враждебность | 3 | 6% | 9 | 18% | 38 | 76% | | Конфликтность (фрустрация) | 5 | 10% | 11 | 22% | 34 | 68% | | Трудности общения | 4 | 8% | 13 | 26% | 33 | 66% | | |
В таблице 2 находятся следующие полученные данные: По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 16% подростков, средний уровень тревожности имеют 28% подростков и низкий уровень - 52% подростков группы. По симптомокомплексу «враждебность» - высокий уровень тревожности имеют 6% подростков, средний уровень тревожности имеют 18% подростков и низкий уровень - 76% подростков группы. По симптомокомплексу «конфликтность» - высокий уровень тревожности имеют 10% подростков, средний уровень тревожности имеют 22% подростков и низкий уровень - 68% подростков группы. По симптомокомплексу «трудность общения» - высокий уровень тревожности имеют 8% подростков, средний уровень тревожности имеют 26% подростков и низкий уровень - 66% подростков группы. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у подростка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным ситуациям. У подростков с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Подросток боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки. Спустя 6 месяцев эксперимент был повторен с той же группой подростков. В результате повторного теста я получил данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы: Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов |
Симптомокомплекс | Количество детей по уровню | | | Высокий | Средний | Низкий | | | чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | | Тревожность | 2 | 4% | 5 | 10% | 43 | 86% | | Враждебность | - | - | 4 | 8% | 46 | 92% | | Конфликтность (фрустрация) | 1 | 2% | 7 | 14% | 42 | 84% | | Трудности общения | - | - | 7 | 14% | 43 | 86% | | |
В таблице 2 находятся следующие полученные данные: По симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень тревожности имеют 4% подростков, средний уровень тревожности имеют 10% подростков и низкий уровень - 86% подростков группы. По симптомокомплексу «враждебность» - средний уровень тревожности имеют 8% подростков и низкий уровень - 92% подростков группы. По симптомокомплексу «конфликтность» - высокий уровень тревожности имеют 2% подростков, средний уровень тревожности имеют 14% подростков и низкий уровень - 84% подростков группы. По симптомокомплексу «трудность общения» - средний уровень тревожности имеют 14% подростков и низкий уровень - 86% подростков группы. Сравнивая полученные результаты(графически это показано в таблице2 см.приложения), полученные в начале учебного года и по прошествии шести месяцев я имею следующие результаты: «Тревожность» - высокий уровень тревожности снизился на 12%, средний уровень тревожности снизился на 18% и низкий уровень повысился на - 34%. «Враждебность» - высокий уровень тревожности снизился на 6% и перестал существовать в группе, средний уровень тревожности снизился на 10% и низкий уровень повысился на 16%. «Конфликтность» - высокий уровень тревожности снизился на 8%, средний уровень тревожности снизился на 8% и низкий уровень повысился на 16%. «Трудность общения» - высокий уровень тревожности снизился на 8% и стал отсутствовать, средний уровень тревожности снизился на 12% и низкий уровень повысился на 20%. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростка. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает информацию о характере взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми в семье, творческом объединении, школе. Так же при проведении теста необходимо учитывать что каждый подросток это отдельная личность со своими жизненными устоями, переживаниями которые меняются в течении времени. На результаты может повлиять настроение подростка на данный момент, плохое настроение, неудовлетворительная отметка в школе и т.д. Сопоставляя данные таблицы 1 и таблицы 2 можно явно заметить положительную тенденцию в снижении уровня тревожности, враждебности, конфликтности и трудности в общении при занятиях в творческих объединениях туристско - краеведческой деятельности что является свидетельством в позитивном формировании и развитии коммутативных качеств подростков. Такую закономерность можно объяснить тем, что в начале года подростки, придя в новый для них коллектив, начинают вливаться в незнакомую группу людей, плохо ориентируясь в новой обстановке. Этим и объясняется более высокий уровень тревожности по исследуемым показателям. Но по прошествию определенного количества времени «новенькие» начинают довольно хорошо ориентироваться в окружающей их обстановке, здесь как факт идет снижения уровня тревожности, что указывает на непринужденность в действиях и общении. Заключение: Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно без различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. Проведя большое количество наблюдений, в течение довольно продолжительного времени я могу сделать вывод что туристско - краеведческая деятельность объединяет подростков своей важностью для каждого из них. Туризм является групповым видом спорта и значимость каждого участника в команде, туристской группе на маршруте очень высока. Из за не правильных или не до понятых действий любого из участников команды можно проиграть соревнования, может случиться травма, более худшие последствия. В туристских группах существует понятие психологическая совместимость группы, которая зависит от умения правильно общаться внутри ограниченного количества людей в течении длительного срока в не населенной местности. Проведя тест среди учащихся первого года обучения было установлено, что коммуникативные качества учащихся поднялись практически у всех ребят. Среди учащихся второго и третьего года обучения данный тест не будет так резко выявлять развитее коммуникативных качеств потому как только попав в новую среду идет резкий скачек в формировании коммуникативных качеств посредством положительной обстановки и обильной совместной работы. В любой детско-юношеской организации должна быть радостная атмосфера. Подросток должен проводить свое свободное время в атмосфере взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Педагог обязан создавать и поддерживать комфортные условия для развития личности в частности и всего коллектива в целом. Только при таких условиях подросток попав один раз в благоприятную обстановку будет стремиться еще и еще раз побывать в подобной обстановке, стремясь уйти от более агрессивной среды (на улице, дома, в школе). Все функции по формированию и развитию коммуникативных качеств учащихся несет в себе творческое объединение под руководством взрослых инструкторов и наставников работающее и развивающееся в туристско - краеведческой направленности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком.-М.: Знание, 32 с. 2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. -М.:Прогресс, 1986. - 421 с. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989. - 192 с. 4. Блонский П.П. Избранные педагогико-психологические сочинения : В 2-х т./Под ред. А.В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979. 5. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. - М.: Просвещение, 1988, 204 с. 6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд. МГУ, 1982, 200 с. 7. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды.-М.:Педагогика, 1983.-272 с. 8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996. - 209 с. 9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. - М., 1968. - 464 с. 10. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6-ти т. Т.2. - М.:Педагогика, 1982, 504 с. 11. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2. 12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию//Школьные технологии.- 1999.-№ 4.- С.4-58. 13. Донцов А.И. Психология коллектива. -М.: Изд. МГУ, 1984, 208 с. 14. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.-208 с. 15. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы, теории и методики. - М.: Педагогика, 1987.-94 с. 16. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! // Теория и практика школьных воспитательных систем.- М.: Новая школа, 1996. -160 с. 17. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность.- М.:Финансы и статистика,1998.-96с. 18. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. -В 5-ти т.-М.:Финансы и статистика, 1998.-Т.2. - 256 с.; Т.5.-248 с. 19. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М.: Изд-во ЦДЮТур МО РФ, 1995.- 64с. 20. Константинов Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму: Примерные учебные планы и программы туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований». - М.: ЦДЮТур, 1998. -96 с. 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с. 22. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1997. - 396 с. 23. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения: В 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - С 267 -329. 24. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм: Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Метод.пособие. -М.: ЦДЮТур, 1997. -120 с. 25. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.-112 с. 26. Организация поисково-экспериментальной работы в клубах. Опыт работы. Сборник программных, нормативных и аналитических материалов. - Екатеринбург, 1997. - 157 с. 27. Остапец-Свешников А.А. Педагогика туристко-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985. -104 с. 28. Остапец-Свешников А.А. Наука о детско-юношеском туризме // Проблемы детско-юношеского туризма: Науч.-метод. журнал. - 1998. -№ 2. - С. 1-6. 29. Остапец-Свешников А.А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России (20 лет клуба и центра «Родина»).М.: ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997. - 100 с. 30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -225 с. 31. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995. 32. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1979 -1981. 33. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и т./ Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1988 - 1990. 34. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1985, 223 с. 35. Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. - М., 1962. Приложения Таблица 1: Симптомокомплексы теста «дом - дерево - человек» |
Тревожность | 1 | Облака | 0;1;2;3 | | | 2 | Выделение отдельных деталей | 0;1 | | | 3 | Ограничение пространства | 0;1;2;3 | | | 4 | Штриховка | 0;1;2;3 | | | 5 | Линия с сильным нажимом | 0;1;2;3 | | | 6 | Много стирания | 0;1;2;3 | | | 7 | Мертвое дерево, больной человек | 0;2 | | | 8 | Подчеркнутая линия основания | 0;1;2;3 | | | 9 | Толстая линия фундамента дома | 0;2 | | | 10 | Интенсивно затушеванные волосы | 0;1 | | Враждебность | 1 | Отсутствие окон | 0;2 | | | 2 | Дверь - замочная скважина | 0;1 | | | 3 | Очень большое дерево | 0;1 | | | 4 | Дерево с краю листа | 0;1 | | | 5 | Обратный профиль дерева, человека | 0;1 | | | 6 | Ветки двух измерений, как пальцы | 0;1 | | | 7 | Глаза - пустые глазницы | 0;2 | | | 8 | Длинные, острые пальцы | 0;2 | | | 9 | Оскал - видны зубы | 0;1 | | | 10 | Агрессивная позиция человека | 0;2 | | Конфликтность | 1 | Ограничение пространства | 0;1;2;3 | | (фрустрация) | 2 | Перспектива снизу (взгляд червя) | 0;1;2;3 | | | 3 | Перерисовывание объекта | 0;2 | | | 4 | Отказ рисовать какой-либо объект | 0;2 | | | 5 | Дерево, как два дерева | 0;2 | | | 6 | Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0;2 | | | 7 | Противоречивость рисунка и высказываний | 0;1 | | | 8 | Подчеркнутая талия | 0;1 | | | 9 | Отсутствие трубы на крыше | 0;1 | | Трудности | 1 | Отсутствие двери | 0;2 | | Общения | 2 | Очень маленькая дверь | 0;1 | | | 3 | Отсутствие окон | 0;2 | | | 4 | Излишне закрытые окна | 0;1 | | | 5 | Окна - отверстия без рам | 0;1 | | | 6 | Выделенное лицо | 0;1 | | | 7 | Лицо, нарисованное последним | 0;1 | | | 8 | Отсутствие основных деталей лица | 0;2 | | | 9 | Человек, нарисованный схематично, из палочек | 0;2 | | | 10 | Дом, человек в профиль | 0;1 | | | 11 | Дверь без ручки | 0;1 | | | 12 | Руки в оборонительной позиции | 0;1 | | |
Таблица 2 |
Таблица распределения уровня тревожности на начало года | | | Тревожность | Враждебность | Конфликтность | трудность общения | | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | | 5 | 7 | 4 | 5 | 2 | | 6 | 2 | 3 | 0 | 1 | | 7 | 2 | 1 | 1 | 1 | | 8 | 8 | 7 | 2 | 4 | | 9 | 6 | 3 | 3 | 1 | | 10 | 8 | 4 | 8 | 2 | | 11 | 2 | 2 | 2 | 4 | | 12 | 7 | 3 | 1 | 3 | | 13 | 5 | 5 | 5 | 2 | | 14 | 2 | 2 | 3 | 2 | | 15 | 5 | 3 | 2 | 4 | | 16 | 4 | 3 | 7 | 7 | | 17 | 8 | 9 | 7 | 9 | | 18 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 19 | 3 | 2 | 5 | 1 | | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | | 21 | 1 | 2 | 4 | 2 | | 22 | 5 | 7 | 4 | 5 | | 23 | 8 | 4 | 8 | 9 | | 24 | 2 | 3 | 3 | 7 | | 25 | 2 | 1 | 2 | 4 | | 26 | 5 | 3 | 5 | 5 | | 27 | 3 | 2 | 1 | 1 | | 28 | 2 | 0 | 2 | 4 | | 29 | 3 | 2 | 1 | 3 | | 30 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 31 | 4 | 3 | 2 | 3 | | 32 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 33 | 3 | 1 | 2 | 1 | | 34 | 1 | 1 | 4 | 3 | | 35 | 1 | 0 | 5 | 4 | | 36 | 8 | 3 | 9 | 8 | | 37 | 9 | 6 | 5 | 2 | | 38 | 8 | 8 | 6 | 2 | | 39 | 2 | 3 | 3 | 2 | | 40 | 4 | 9 | 8 | 8 | | 41 | 3 | 2 | 0 | 2 | | 42 | 2 | 3 | 1 | 1 | | 43 | 2 | 2 | 2 | 1 | | 44 | 4 | 3 | 7 | 6 | | 45 | 2 | 3 | 3 | 1 | | 46 | 8 | 7 | 8 | 5 | | 47 | 3 | 3 | 3 | 3 | | 48 | 3 | 1 | 2 | 2 | | 49 | 3 | 2 | 1 | 0 | | 50 | 5 | 3 | 2 | 2 | | | 8 | 3 | 5 | 4 | | | 14 | 9 | 14 | 13 | | | 28 | 38 | 34 | 33 | | |
|
Таблица распределения уровня тревожности через 6 месяцев | | | Тревожность | враждебность | конфликтность | трудности общения | | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | | 3 | 1 | 0 | 2 | 2 | | 4 | 0 | 2 | 3 | 2 | | 5 | 5 | 1 | 2 | 1 | | 6 | 2 | 0 | 2 | 3 | | 7 | 1 | 1 | 1 | 0 | | 8 | 2 | 5 | 2 | 4 | | 9 | 6 | 1 | 1 | 1 | | 10 | 3 | 3 | 1 | 2 | | 11 | 0 | 1 | 1 | 3 | | 12 | 1 | 2 | 0 | 3 | | 13 | 4 | 3 | 2 | 4 | | 14 | 1 | 2 | 2 | 2 | | 15 | 0 | 3 | 3 | 1 | | 16 | 0 | 0 | 3 | 1 | | 17 | 2 | 6 | 4 | 4 | | 18 | 1 | 3 | 1 | 2 | | 19 | 0 | 1 | 1 | 2 | | 20 | 3 | 1 | 2 | 2 | | 21 | 3 | 3 | 1 | 1 | | 22 | 1 | 1 | 4 | 1 | | 23 | 8 | 3 | 6 | 5 | | 24 | 1 | 2 | 2 | 3 | | 25 | 1 | 3 | 2 | 2 | | 26 | 2 | 2 | 3 | 1 | | 27 | 3 | 3 | 3 | 2 | | 28 | 2 | 1 | 2 | 1 | | 29 | 3 | 2 | 3 | 2 | | 30 | 0 | 3 | 3 | 3 | | 31 | 2 | 1 | 4 | 3 | | 32 | 3 | 3 | 3 | 2 | | 33 | 1 | 3 | 2 | 3 | | 34 | 1 | 1 | 2 | 3 | | 35 | 3 | 1 | 2 | 0 | | 36 | 7 | 2 | 5 | 1 | | 37 | 2 | 3 | 3 | 1 | | 38 | 8 | 6 | 8 | 4 | | 39 | 2 | 3 | 3 | 1 | | 40 | 2 | 4 | 5 | 4 | | 41 | 0 | 0 | 2 | 1 | | 42 | 1 | 2 | 2 | 4 | | 43 | 1 | 2 | 2 | 1 | | 44 | 1 | 1 | 3 | 2 | | 45 | 0 | 3 | 0 | 2 | | 46 | 5 | 3 | 4 | 5 | | 47 | 1 | 1 | 1 | 3 | | 48 | 2 | 2 | 1 | 3 | | 49 | 2 | 3 | 0 | 2 | | 50 | 2 | 2 | 2 | 1 | | | 2 | 0 | 1 | 0 | | | 5 | 4 | 7 | 7 | | | 43 | 46 | 42 | 43 | | |
Страницы: 1, 2
|
|