рефераты курсовые

Формула любви: теория и методика применения

мпульсивность - несдержанность реакций, их спонтанность, проявление еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек - человек с часто возникающими беспокоящими эмоциональными переживаниями: боязнью, опасениями, страхами. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу. Он боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств создает индивидуальный тип темперамента человека. Эти проявления темперамента и становятся, в конечном счете, свойствами его личности.

Характер нельзя путать с темпераментом. Темперамент имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер отражает содержательную сторону личности, определяет ее ценность, предел возможных для данного человека достижений. Следует отметить, что характер и темперамент зависят от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности и становится его динамической стороной.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках. Карл Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к одному из двух типов:

- экстраверты (направленность на внешние объекты);

- интроверты (направленность внутрь себя).

Экстраверты характеризуются обращенностью на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе их интересы и жизненную энергию. Им свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, которым они придают высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Существуют и другие классификации характеров:

- волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

- эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);

- рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Но нет универсальной классификации характеров и деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. До сих пор не существует психологического метода, при помощи которого можно было бы объективно диагностировать характер.

Характер формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий. Поэтому по мере того, как складывается определенный образ жизни человека, формируется и сам человек на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь. Непосредственно формирование характера происходит в различных группах: семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив. Черты характера зависят от того, какая группа является для личности базовой и какие ценности культивирует в своей среде. Черты характера также будут зависеть от позиции человека в группе, от того, какое положение он в ней занимает.

Темперамент и свойства личности - это врожденные особенности нервной системы, обусловленные биологически и генетически. Это та база, на которой формируется личность как социальное существо, придающая индивидуальность поведению человека, накладывающая отпечаток на весь его облик. Свойства нервных процессов не могут полностью определить поведение человека и его поступки, но, безусловно, оказывают огромное влияние не только на качество жизни, но и на его судьбу. Черты темперамента и свойства личности органически связаны с характером и взаимодействуют с ним в едином целостном облике человека, образуя и отражая его индивидуальность. Характер не является прирожденным свойством личности, поэтому не является постоянным и неизменным. Те или иные свойства характера в определенной степени обусловлены биологическими задатками, но их развитие зависит от общественной окружающей среды, особенно от воспитания в течение первого десятилетия жизни. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы, следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Умело влияя на человека, у него можно развить качества, которые несвойственны его темпераменту и характеру. Темперамент и характер можно скорректировать и в результате самовоспитания. Но о том, стоит ли это делать, мы поговорим позже.

Сознание и бессознательное

Всякая проблема имеет множество решений. Единственная трудность - найти среди них правильное.

Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы. На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать точный ответ. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в проявлениях сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Понятие «сознание» прошло долгий путь развития, получило различные трактовки в разных философских системах и школах. Приведу одно из его определений, достаточно сложное, но понятное: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Сознание является одной из главных тем в исследованиях философов и психологов, это нашло свое отражение в многочисленных литературных и научных трудах. Значительный вклад в эту область знаний внесли великие философы и ученые Декарт, Спиноза, Кант.

Наряду с сознательными формами отражения действительности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в литературе и в обыденной жизни. Можно заметить, что возникновение некоторых мыслей, всплывающих в голове, мы не можем объяснить, непонятно откуда и как они возникают. Всем приходилось слышать такие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось». Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека, многие решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Есть много различных точек зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. Сознание и проявление бессознательного давно изучаются специалистами, но до сих пор не удается решить проблему ни с материалистических, ни с идеалистических позиций.

Как зарождается бессознательное? Каждый из нас вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти детские переживания, не воспринимаемые сознанием взрослого, не пропали бесследно. В психическом мире так же как и в природе, ничто не исчезает бесследно, вытесненное из сознательной душевной жизни уходит в бессознательное. Сознание должно получать и обрабатывать все новые и новые впечатления от внешнего мира, переживать текущее эмоциональное состояние. Одновременный анализ сознанием старых и новых чувств практически невозможен, как и объективная оценка их важности для организма. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся внутренняя борьба. Только вытеснение пережитых удовлетворенных или неудовлетворенных чувств из сознания дает возможность сохранить сознание для новых чувственных восприятий и удержать психику в равновесии. На пути своего развития человеку приходится отказываться от многого, но более всего в сексуальной области, и эти отказы и другие, не приведенные в исполнение желания, вытесненные в бессознательное, могут привести к значительным проблемам с психикой.

Особый вклад в изучение проблем бессознательного внес венский профессор психиатрии, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд. Среди психологов доктору Фрейду принадлежит особое место как автору учения о бессознательном, названного психоанализом. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех. Учение позволяет проникать в бытие человека на большую глубину, в отличие от классического сознания или, как иногда говорил сам автор, в «преисподнюю» психики. Ранее считалось, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд показал, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь и даже становятся причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями.

В 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого гипнотизера Бернгейма. Пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное - прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться - ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию пациентки он вполне удовлетворял. Она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее Бернгейм путем настойчивых расспросов и подсказок заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, ставших основой его концепции бессознательного:

- мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

- поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

- эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

Так родился метод исцеления души, названный психоанализом.

В общем плане психика человека, согласно Фрейду, представляется разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Он считает бессознательное центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над ним. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. При неудачном ходе борьбы бессознательное может стать источником серьезных нервных заболеваний. Бессознательное, по Фрейду, является продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Содержание бессознательного из случайных разрозненных переживаний объединяется в комплексы. Комплексы - это связанные группы переживаний, преимущественно сексуального характера, в основном общие для всех людей. Вытеснение - одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения.

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют телесный источник, т.е. рождаются в организме. Психические представительства этих внутренних раздражений Фрейд называет влечениями и разделяет их на две группы: сексуальные влечения, цель которых - продолжение рода и личные влечения, их цель - самосохранение человека. Сексуальное влечение или, как называет его Фрейд, либидо присуще людям с самого начала их жизни, оно рождается вместе с телом и ведет непрерывную, никогда не угасающую жизнь в организме и психике. В мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать человек, если бы он был предоставлен только принципу наслаждения, и не был связан внешними и внутренними ограничениями. Сюда входит все, что человек откровенно желал и ярко представлял себе в ранний период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо, когда он был более свободен.

Согласно Фрейду, душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить себя. Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры основана на приоритете наслаждения, оказывающего решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Согласно его учению, слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечения, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса.

Понятием бессознательного охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный момент контролю. Неосознанное может выступать как инстинкт, влечение как ощущение, восприятие и мышление как интуиция или сновидение. К бессознательным явлениям относятся: творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», рождение новых идеей, как будто от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддающихся сознательным усилиям.

Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения. Для человеческого разума непомерно тяжелый груз - контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не сможет результативно думать и разумно действовать, если все элементы его жизнедеятельности одновременно потребуют сознания.

Бессознательное не аморфно, а имеет структуру, элементы которой связаны между собой. Рассмотрим это на примере ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится фактом сознания. Срабатывают условные рефлексы на различные привычные раздражения органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Человек не в состоянии осознанно реагировать на множество воздействий, мгновенно переключаться между ними, держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия, сосредоточиваться на другом и не замечать третьего.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Сознание осуществляет самонаблюдение и в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить. Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля.

За сознанием и бессознательным человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет его поступки, оказывает определенное влияние на принимаемые решения. Ученые делят людей на семь типов в соответствии с семью доминирующими инстинктами. Обычно у человека доминирует один или несколько инстинктов, остальные выражены слабее и влияют на деятельность личности в соответствующих обстоятельствах. Рассмотрим основные личностные типы и характерные свойства, присущие им.

Эгофильный тип - эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

Генофильный (от латинского genus - род) тип - сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.

Исследовательский тип - склонность к исследовательской деятельности, склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Либеральный (от латинского libertas - свобода) тип - склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению «я»;

Доминантный тип - склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Дигнитофильный (от латинского diginitas - достоинство) тип - нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Альтруистический тип - доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

Как бы воспитание и жизненные обстоятельства не подавляли доминирующий инстинкт, он все равно будет оказывать воздействие через свои фундаментальные установки. Более того, в случае вытеснения его в бессознательное он и из неосознанной сферы все равно проявит себя сильно и непредсказуемо. А вот реализация доминирующего инстинкта в образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим принесет удовлетворенность, гармоничность, здоровье.

Если вдуматься, то о работе мозга, самого таинственного органа человека, нам известно крайне мало, несмотря на электронные микроскопы, томографы, компьютеры и прочие чудеса техники. Пока мы только учимся им пользоваться, используя от четырех до десяти (в случаях гениальности) процентов его возможностей. Мы рады и удивлены, когда в трудной жизненной ситуации интуиция подсказывает нам правильный ответ, но не задумываемся, откуда и как поступила эта информация. Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем тем, что накоплено в бессознательном. Пока же проникнуть туда удается только с помощью гипноза и хороших психоаналитиков. Изучая поведение человека, необходимо уделить особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают, но в поступках и поведении человека немаловажную роль могут играть какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Бессознательная сторона психики явственнее проявляется в жизни женщин, у которых, в отличие от мужчин, теснее связь сознания и бессознательного, и потому их поступки и поведение труднее понять логически, чем поступки и поведение мужчины. Бессознательное во многом определяет наши повседневные поступки - это очень значительная область человеческого разума.

Генетика и наследственность

Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются.

/ Владимир Эфроимсон/

Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей и не только внешнее, но и в том, что касается поведения, мимики, жестикуляции, черт характера. Поистине удивительное, иногда на уровне самых незначительных признаков, сходство с родителями замечается даже у новорожденных. А в некоторых семьях, к сожалению, наблюдается более или менее регулярная повторяемость душевных заболеваний. Попытки понять природу передачи признаков по наследству от родителей детям предпринимались еще в древности. Размышления на эту тему встречаются в сочинениях Гиппократа, Аристотеля и других мыслителей. Сейчас этими вопросами ведает такая наука как генетика, и нам без знания ее основ в дальнейшем не обойтись. Генетика представляет собой одну из основных наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания, она изучает основные свойства организмов, а именно наследственность и изменчивость. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения и выведения новых пород домашних животных, занимался селекцией растений с целью повышения их урожайности, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Археологические исследования позволяют предположить, что уже 6000 лет назад люди знали, что физические признаки могут передаваться от одного поколения другому. Но первый, действительно научный шаг в изучении наследственности, был сделан монахом Грегором Менделем. В своих работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., он открыл основные законы наследственности, заложившие базу современной генетики.

Мендель скрещивал сорта пищевого гороха с красными и белыми цветками. Понятие «ген», по Менделю, можно рассматривать как элемент наследственности, определяющий какую-то конкретную характеристику организма, в данном случае окраску цветка. Он может существовать в двух формах, вызывающих развитие красных цветков и белых цветков. Потомство от первоначального скрещивания имело красные цветки, хотя исходные растения имели гены как для красных, так и для белых цветков. Мендель сделал вывод о том, что ген красного цвета преобладает над белым, и поэтому любое наделенное обоими этими генами растение должно быть красным. Когда эти красные растения скрестили друг с другом, стало возможным объединение двух белых генов и получение потомства с белыми цветками. Мендель показал, что наследственные признаки не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Он ввел понятие доминантных и рецессивных признаков, определив доминантными те признаки, которые переходят в гибридные растения неизменными, а рецессивными те, которые становятся при гибридизации скрытыми. Скрытыми, чтобы проявиться в следующем поколении. Часто родители не узнают себя в детях и удивляются, в кого те пошли, а это характерные черты дедушек и бабушек повторились во внуках и внучках.

История, прочитанная мной в одной из газет, наглядно подтверждает закон Менделя о наследовании характерных признаков организма и закономерности их проявления через поколение. За несколько дней до начала Второй Мировой войны десятиклассница Люся и исследователь-полярник Алексей решили пожениться, но отложили это торжество до его возвращения из экспедиции. На прощание сделали две фотографии, одна осталась у Люси, другую взял Алексей, было это в 1941 году. После войны они не смогли разыскать друг друга. Через много лет Люсина внучка Лена приехала в город Красноярск на учебу. В институте она встретилась с парнем по имени Сергей, возникла взаимная симпатия, и он пригласил девушку домой познакомиться с родителями. Когда Лена рассматривала семейный альбом и увидела знакомое бабушкино фото, то выяснилось, что дедушка Сергея - это тот самый полярник Алексей. Молодые поженились, а родственники, не знакомые с основами генетики, уверены, что любовь передалась по наследству. Но по наследству юноше и девушке передались гены дедушки и бабушки, и если один раз между их носителями при встрече вспыхнуло взаимное влечение, то вполне естественно, что это произошло снова, ведь молодые получили в наследство свойственные их предкам психологические особенности и характерные черты внешности.

Гены определяют не только внешний облик, цвет глаз и тип волос. Проведенные за последние пятнадцать лет исследования показали, что гены влияют на такие черты характера как общительность, эмоциональная неуравновешенность, стремление к лидерству, агрессивность, и даже на речь и жесты. Возбуждение нейронов головного мозга определяется, по меньшей мере, 150 различными химическими составляющими, а химический состав нашего организма, как известно, диктуется генами. Природа и воспитание несут равную долю ответственности в таких личных качествах человека, как его стремление к свершению подвига, его совестливость и консерватизм.

Для изучения наследственности Френсисом Гальтоном был предложен так называемый близнецовый метод, заключающийся в сравнении психологических характеристик однояйцевых близнецов, имеющих идентичный набор генов. В США существует информационный банк данных обо всех однояйцевых близнецах, рождающихся в стране. Из этих генетически идентичных пар исследователи выбрали тех близнецов, которые в силу обстоятельств были воспитаны в разных семьях и получили различное образование. Определенные с помощью тестов коэффициенты интеллекта имели у них близкие значения. Коэффициенты совпадали намного больше, чем у двуяйцевых близнецов, выросших вместе и одинаково воспитанных. Это фактически подтверждает роль генетической составляющей в развитии умственных способностей человека. Материалы, собранные в Европе, США и Японии на протяжении тридцати лет, свидетельствуют о том, что когда один из пары однояйцевых близнецов преступник, то и второй - тоже. Совпадение составляет семьдесят процентов. Если один из близнецов и не совершил преступление, то только по независящим от него обстоятельствам, ему просто помешали какие-то объективные причины. Детальное изучение показывает, что однояйцевые близнецы совершают чрезвычайно сходные по характеру преступления. В Висконсинском университете в результате наблюдений над 700 парами близнецов установили, что такие черты характера человека как трусость, робость и склонность к переживаниям в большей степени обусловлены генетической предрасположенностью, чем воспитанием и жизненным опытом. В человеке генетически заложено от сорока до шестидесяти процентов характерных черт, видоизменяющихся в процессе жизни. Например, мальчики, под давлением общества, гораздо чаще девочек утрачивают врожденное чувство страха.

Данные о передаче по наследству психологических наклонностей подтверждаются и другими методами исследования. Генеалогический метод исследует сходство между родственниками в разных поколениях. Метод приемных детей изучает сходство по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями - с другой. Сходство биологических родителей с их отданными на воспитание детьми дает достаточно надежную характеристику наследуемости, сходство же усыновленных детей с приемными родителями оценивает влияние среды. Томас Бухард, профессор психологии университета Миннесоты, проанализировал результаты наблюдений над парами близнецов, которые были разделены в раннем возрасте и воспитывались раздельно. Он обнаружил поразительное сходство их способностей к лидерству, раздражительности и приверженности традициям. Оказалось, что они гораздо больше походили друг на друга, чем на членов семей, в которых воспитывались. Наблюдение за 540 усыновленными детьми, проведенное в Дании, показало, что вес детей соотносится с весом их генетических родителей и не связан с весом приемных, в частности приемной матери, которая их кормила и ела вместе с ними. Недаром в народе говорят, хочешь увидеть, какой станет твоя невеста через двадцать лет, посмотри на ее мать. Интересно, что даже поведение ребенка за столом во многом предопределено генетически.

Педагоги и социологи в силу своей профессиональной заинтересованности склонны значительно преувеличивать влияние воспитания и социальной среды на формирование личности. Это наглядно видно на примере генетических мужчин, родившихся с несформированными половыми органами. Генетик Анна Мойр проанализировала случаи рождения генетических мальчиков с женскими половыми признаками. Они выглядели как девочки, все детство прожили девочками, и только после полового созревания у них вдруг обнаруживались яички и пенис. Изучение жизни семей, в которых появлялись такие «девочки», показало: родители воспитывали их как девочек, прививая все стереотипы женского поведения от одежды до игр. Большинство этих «девочек» несмотря на воспитание и давление социальной среды, требовавшей от них женского поведения, с успехом жили в дальнейшем как мужчины. Этот факт неоспоримо доказывает, что социальные условия воспитания оказывают на жизнь взрослого человека влияние весьма ограниченное, а ключевым фактором является биологическая природа человека.

Некоторые ученые считают, что и секрет счастья связан с генетикой. Они доказывают, что состояние счастья передается по наследству. В семьях, где царят гармония и любовь, обычно вырастают счастливые дети. Словом, если ваш дедушка считал себя счастливым человеком, и в таком же приятном заблуждении пребывали отец и мать, то, скорее всего, вы пойдете по их стопам, вызывая зависть у окружающих. А умение приводить себя в состояние гармонии, называемое счастьем, является частью генокода. Следовательно, чем больше у вас в семье счастливых родственников, тем лучше для вас - шансов оказаться счастливчиком у вас гораздо больше.

Последние эксперименты американских ученых показали, что и в склонности ко лжи виновата генетика. Сотрудники университета Южной Калифорнии определили, что в мозге патологических лгунов содержание белого вещества намного больше. Это вещество, как уже выше говорилось, образует нервные волокна, которые соединяют различные части мозга и отвечают за быстроту и сложность мышления. Вместе с тем серого вещества, которое, как полагают ученые, отвечает за соблюдение морали и контролирует функции ограничения, у врунов значительно меньше. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что люди, которые часто лгут и манипулируют, имеют больше «проводников» в голове, которые позволяют им быстро соображать и придумывать. Не знаю, как считать такое быстродействие, хорошей или плохой наследственностью. Оговорюсь, это никоим образом не бросает тень на прекрасную половину человечества с ее потенциально большим содержанием белого вещества в головном мозге. Эксперименты, я полагаю, проводились отдельно для мужчин и женщин, а закономерность подтвердилась для обеих групп.

Далее еще интересней. Специалисты установили, что вовсе не сердце красавицы склонно к измене - к этому ее толкает наследственность, а именно, особые гены. У французов есть пословица: «Можно найти женщину, у которой не было любовников, но невозможно найти женщину, у которой был только один любовник». Это «правило» подтвердили эксперименты британских специалистов под руководством Робина Бейкера. Они исследовали пять тысяч замужних англичанок в возрасте от 30 до 40 лет. Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что одиннадцать процентов детей рождены не от законных отцов. Они появились на свет от мимолетных сексуальных связей, а эти связи происходили в период овуляции, то есть в те четыре-пять дней, когда легче всего забеременеть. По мнению Бейкера, гены неверности у женщин просыпаются именно в этот период. Почему же женщина неожиданно оказывается в постели с мужчиной, с которым только что познакомилась на вечеринке, а на следующий день в полной растерянности не может понять, как это случилось. Генетический тип этого мужчины, состояние его иммунной системы и другие характеристики были подсознательно дешифрованы мозгом женщины. Эти характеристики полностью совпали с требованиями, заданными ее генотипом, и возобладала природа. У женщин и самок животных желание близости достигает наивысшей силы в момент, наиболее благоприятный для зачатия. Гормональный всплеск волной сметает все моральные и общественные ограничения. Профессор из госпиталя Святого Фомы в Лондоне Тим Спектр исследовал 1600 пар близнецов в возрасте от 19 до 83 лет. Все добровольцы анонимно заполнили анкету о своей сексуальной жизни и данные, полученные в результате ее анализа, подтвердили, что женская неверность передается по наследству так же, как время наступления климакса и способность испытывать оргазм.

Мне пришлось наблюдать достаточно длительный срок поведение молодой симпатичной женщины, удочеренной в раннем детстве бездетной и положительной во всех отношениях семьей. Но, несмотря на все усилия по ее воспитанию, несмотря на наличие высшего образования, любящего мужа и малолетнего ребенка, стоило ей отлучиться из дома, не говоря уже о поездке в командировку, в ней просыпались гены бросившей ее в младенчестве матери. Она готова была «встречаться» с любым мужчиной, который хоть на миг обращал на нее внимание. Гены измены достались нам от далеких предков, которым действительно надо было усиленно размножаться, чтобы выжить. Из 1154 человеческих обществ, культур, цивилизаций, исследованных антропологами и этнографами, только пятнадцать процентов придерживались моногамии. Полигамный брак наиболее эффективен для продолжения рода. Именно поэтому неверность сидит в наших генах и передается по наследству. У мужчин эти гены всегда в боевой готовности.

Генотип организма - совокупность признаков, полученных в наследство от своих предков, определяется в момент оплодотворения, но степень последующего проявления этого генетического потенциала в значительной мере зависит от внешних факторов, воздействующих на организм во время его развития. Так, например, использованный Менделем сорт гороха может достичь высоты 180 см, но для этого ему необходимы соответствующие условия - освещение, полив, хорошая почва. При отсутствии необходимых условий ген высокого стебля не сможет в полной мере проявить свое действие. Сегодня в сформировавшейся личности мы не можем определить, что дано генотипом, а что привнесено внешней средой. Развитие организма является процессом тесного взаимодействия генов и среды. Некоторые ученые отводят условиям среды, связанным с воспитанием и образованием, незаслуженно большую роль в развитии психологических особенностей и умственных способностей человека. Другие считают, что психологические различия между людьми только в небольшой части зависят от среды, точнее особенностей среды, в которой живут и развиваются носители генотипов. Общее в этих спорах только одно - среда никогда не сможет вывести человека за пределы, определенные генотипом. В человеке многое зависит от доставшихся ему в наследство генов, но не все! В процессе индивидуального развития организма на основе обучения и практического опыта, перенесенных заболеваний, физических и моральных травм формируется уникальная и неповторимая личность. Мозг - это компьютер, запрограммированный наследственностью и нашим индивидуальным сознанием. Генетический код определяет внешность, во многом психологические черты характера человека, но не его судьбу. Человек, познавший особенности своего генетического кода и кода партнера, может многого добиться в достижении поставленной цели.

Формула

Существует два способа воздействовать на людей: способ понравиться и способ убедить.

/ Блез Паскаль /

В предыдущих главах достаточно коротко, но я думаю, понятно изложена теория, связанная с волнующим нас вопросом. Теория, которая позволяет взглянуть на взаимоотношение полов с научной точки зрения, основываясь на знаниях, полученных учеными как очень давно, так и совсем недавно. Новые горизонты открылись благодаря применению вычислительной техники, поставленной на службу человечеству в результате развития научно-технического прогресса. Многие физиологические процессы, связанные с функционированием сознания человека, мы можем наблюдать на экранах современных приборов. Но все знания об эволюции, инстинктах и рефлексах, физиологии и генетике - это только теория, без практики она мертва. Согласитесь, что нет лучшей практики, чем жизненный опыт наших предков, накапливаемый тысячелетиями. Во многом этот опыт отражен в фольклоре, передающем из поколения в поколение народную мудрость. Вот и я с его помощью нашел свою фольклорно-математическую тропинку, которая привела меня к поставленной цели.

Разумная жизнь торжествует на планете уже многие тысячелетия. Люди рождались, жили, любили друг друга и умирали, не зная ни о каких научных теориях, не умея читать и писать. А свое отношение к жизни и любви передавали потомкам в виде былин, эпосов, саг, а также пословиц и поговорок. Множество серьезных ученых историков, географов, археологов, припадая к этому источнику знаний, находят для себя много нового и даже делают открытия общечеловеческого значения. Изучение саги об Эрике Рыжем позволило доказать открытие Америки викингами задолго до путешествия Колумба.

Но большинство ученых интересуют крупные литературные формы, нам же с точки зрения психологии интересны пословицы и поговорки. Это именно то, что называют народной мудростью, она проверена временем, и ее постулаты не подлежат сомнению. В результате изучения фольклора разных стран и народов я нашел и выбрал два базовых определения, две аксиомы, как говорят математики, не требующие доказательств. Они прямо указывают на возникновение того чувства, которое мы называем любовью.

Любовь с первого взгляда.

Стерпится - слюбится.

Эти казалось бы противоречащие друг другу определения точно указывают на два основных компонента, которые и формируют интересующее нас чувство. Один из них присутствует с самого начала, можно сказать, мы всегда носим его с собой, а другой набирает силу в процессе общения. «Как просто», - подумают некоторые, прочитав это. «Какая ерунда», - скажут другие. Но не будем спешить с окончательными выводами и попробуем разобраться, что это за компоненты. Для этого составим первое логическое уравнение:

Любовь с первого взгляда = Увидел и сразу полюбил

Несложно доказать то, что уравнение верно и логика его не нарушена. Вторая часть отличается от первой тем, что слово «первого» изменено на слово «сразу» более четко передающее смысл выражения, а слову «взгляд» дано точное толкование действия - «увидел». Значит, для рождения любви мы должны увидеть и сразу почувствовать что-то неведомое, притягивающее друг к другу незнакомых людей. Говорят, любовь слепа, но то, что ей надо, она видит великолепно, легко выбирая из неисчислимой толпы только ее или его - одного единственного, к которому влечет непреодолимая сила. Это неосознанное проявление чувств называется влечением. Посмотрим, что о нем говорят словари и энциклопедии: «Влечение - сильное стремление, непреодолимая склонность к кому-то или чему-то». «Влечение - стремление к удовлетворению каких-либо потребностей организма». «Влечение возникает независимо от сознания, мышления и воли человека». Все это позволяет нам сделать однозначный вывод: одним из компонентов, составляющих любовь, является влечение, и мы можем записать:

Любовь с первого взгляда = Влечение

Но во многих случаях любовь с первой встречи, с первого взгляда не возникает, а потом вдруг неожиданно появляется, как будто из ниоткуда. Значит, одного влечения недостаточно, есть еще что-то очень важное, о чем мы пока не знаем. Поэтому, как принято в математике, обозначим неизвестное через «Х» и запишем выражение так:

Любовь = Влечение + Х

Для определения неизвестного нам компонента составим и рассмотрим следующее логическое уравнение:

Стерпится - слюбится = Привыкнешь - появится любовь

Думаю, доказывать, что смысл не нарушен и уравнение справедливо, не надо, но все же сошлюсь на толковый словарь: «Стерпеться - привыкнуть, смириться, притереться». А замена слова «слюбится» на слова «появится любовь» - это просто перевод на литературный язык. Следовательно, народная мудрость дает понять, что любовь может появиться через длительный промежуток времени, связанный с трудностями взаимного привыкания. Согласно энциклопедии: «Привычка - сложившийся способ поведения, приобретающий для человека характер потребности». Определение привычки как потребности и отражает тот основной смысл, который необходимо вкладывать в это слово. У людей потребности присутствуют всегда, а привычка связывает их с конкретным человеком, который может их удовлетворить. Поэтому назовем второй искомый нами компонент формулы - удовлетворение потребностей. Снова запишем выражение. Теперь оно будет выглядеть так:

Любовь = Влечение + Удовлетворение потребностей

Последний шаг, который необходимо сделать для преобразования этого выражения в формулу, - детализировать два его основных компонента, разбив на отдельные переменные, непосредственно связанные с конкретными физиологическими и психологическими характеристиками и потребностями человека. Только в этом случае мы получим действенный инструмент, с помощью которого можно оказывать реальное влияние на людей. Переменные, входящие в состав основных компонентов формулы, были определены мной путем многолетних исследований и социологических опросов. Проведенные исследования также показали необходимость введения в формулу поправочного коэффициента, описывающего некоторые факторы, оказывающие существенное влияние на влечение и удовлетворение потребностей каждого человека.

В этой главе я приведу формулу в общем и развернутом виде, укажу наименование переменных и коэффициентов, входящих в нее, и сделаю краткие пояснения. Подробно о переменных и коэффициентах будет рассказано в последующих главах книги. Там же будут даны рекомендации, полезные для практического применения.

Общий вид формулы.

L = K (V + P)

Где переменные:

L - любовь

V - влечение

P - удовлетворение потребностей

K - поправочный коэффициент

Формула в развернутом виде.

L = K1 K2 К3 K4 K5 (V1+V2+V3 +V4+V5+V6 +V7 +V8+P1+P2+P3+P4 +P5+P6)

Где переменные:

V1 - привлекательное лицо

V2 - привлекательное тело

V3 - привлекательный голос

V4 - привлекательный запах

V5 - привлекательные движения

V6 - привлекательный внешний вид

V7 - привлекательный темперамент

V8 - привлекательные черты характера

P1 - потребность в сексуальном общении

P2 - потребность в эмоциональном общении

P3 - потребность в интеллектуальном общении

P4 - потребность в рождении и воспитании детей

P5 - потребность в совместном решении материальных проблем

P6 - потребность в совместном решении бытовых проблем

Коэффициенты:

K1 - воображение, мечты

K2 - психологическое влияние

K3 - физическое состояние организма

K4 - эмоциональное состояние организма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Рефераты