|
Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте
p align="left">Женщины продуцируют негативную воображаемую боязнь успеха в 65% ситуаций, создавая themes социального отвержения, потери женственности и отклоненных советов (cue denied). У мужчины подобное отношение (negative, imaginary to the same-sex cues) наблюдается менее чем в 10% .Автор предположил, что женщины научаются ожидать негативные последствия от успеха из-за несоответствия полоролевых стандартов и поэтому испытывают страх в ситуациях соревнования. Интересно, что мотив боязни успеха (fear of success) хорошо прослеживается у женщин. с высокой ориентацией на достижения (high-achiving) при соревновании с мужчинами. Следует также отметить, что боязнь успеха, позитивно коррелирует с возрастом: : он наиболее силен в пубертатном периоде. Horner обнаружил, что девушки (66%) были более склонны преуменьшать свою академическую успеваемость, говорить, что они имеют средние оценки, перед своим партнерами мужского пола. Ряд авторов связывают гендерные различия со стереотипами. Первые исследования полоролевой стереотипизации связанны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин о себе и друг друге. Типично мужской образ это набор черт, связан с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский - социальные и коммуникативные умения, теплота и эмоциональная поддержка. Они также выявили, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Была также найдено известная доля предубежденности женщин против самих себя в научной сфере. Другие интерпретируют это с помощью теории каузальной атрибуции, согласно которой, успех или неудача объясняется по-разному в зависимости от того были ли они неожиданными или вероятными. Поэтому, в случае если мужчина хорошо выполняет задание, то это скорее приписывается его способностям, с женщинами - наоборот. В реальном межличностном взаимодействии компетентность оказывается отрицательным качеством для женщин: высокая компетентность женщин не пользуется расположением ни мужчин ни женщин, т. к. она подрывает существующие стереотипы. Эти данные были подтверждаются и при экспериментах когда мужчины и женщины пытались устранить из своей группы компетентных женщин, причем как в условиях как кооперативного, так и соревновательного взаимодействия. Другой теорией, в рамках которой объясняют происхождение гендерных различий, является теорией социального научения. Согласно ей дети перенимают типы мужского и женского поведения у родителей, взрослых, а также сверстников. Ряд авторов пишут, что существующие в социуме полоролевые стереотипы оказывают сильное влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Так, например, воспитатели, исходя из представлений о типичных качествах мужчины и женщины, сами того не осознавая, поощряют проявление именно этих полоспецифичных черт. Таким образом, гендерные различия между мужчинами и женщинами проявляются во многих сферах человеческого жизни, оказывая подчас негативное влияние на взаимодействие между представителями двух полов. Одной из составляющих этой проблемы является недостаток взаимопонимания. Ситуации общения человека с представителями группы, по отношению которой уже есть сложившийся стереотип, порождают возникновение стереотипов понимания. Так, от женщин ожидается, что они будут более заботливы, относительно чувствительны и более экспрессивны, в то время как мужчины - настойчивы, авторитарны и более настроены на соперничество. Проверяя связи половых стереотипов и концепции Я у студентов, выделены личностные характеристики, которые чаще всего предписываются мужчинами и женщинам. Среди первых были названы агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность (direct), склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Среди вторых - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами. Среди работ на тему влияния гендерных различий на понимание, которые легли в основу экспериментальной части этой работы, можно выделить следующие. Edwards (1998) исследовал интерпретацию сообщений как мыслительного процесса, обязательно сопровождающего общение. Результаты исследования показали, что мужчины более склонны, по сравнению с женщинами, интерпретировать сообщения в терминах контроля, в то время как женщины - в терминах поддержки. Об этом же пишет и Таннен: женщины склонны интерпретировать сообщение в соответствии уровня солидарности, предъявляемый ими к сообщению, мужчины же - согласно воспринятому использованию власти (the perceived use of power). Формирование и развитие межличностных связей происходит в процессе общения, которое можно определить как форму взаимодействия субъектов и которая изначально мотивирует их стремление выявить психические качества друг друга. Важным условие взаимопонимания в процессе общения является не столько умение адекватно определить психологические особенности партнера, а сколько способность увидеть как именно эти особенности преломляются через призму его системы ценностей. Преломление этих способностей раскрывается при анализе условий, соблюдение которых необходимо для установления взаимопонимания: мнемическое (для понимания необходимы предварительные знания о понимаемом, причем эти знания должны иметь сходные запасы сведений) целевое (в совместной деятельности, какой и является общение, каждый ее участник делает прогнозы, выдвигает гипотезы, относящиеся к системе ценностей, психологическим качествам: различные антиципации, рефлексии и т.п.) эмпатическое нормативное (для достижения взаимопонимания субъекты должны исходить из похожих принципов общения). Различия в целевых условиях можно обнаружить в ситуациях, когда мужчины и женщины делятся значимыми переживаниями. Многие мужчины представляют себя в роли человека, готового разрешить любые проблемы (когнитивная сторона общения). Женщинам же чаще необходимо не это при решении эмоциональных проблем: им нужно понимание и выражение симпатий (подход Я-Понимаю или Я-Сожалею, а не Я-Знаю-Как-Решить-Проблем), т. е. большая эмпатия, процесс сопереживания (эмпатийная сторона), а не действие и не результат. Итак, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих понимание в межличностном общении. Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания 2.1 Организация исследования и характеристика выборки В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом). При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности - ролевых позиций, которые люди занимают в общении независимо от пола. Различают людей с преобладанием маскулинных черт, фемининных, андрогинов (сильно выражены обе черты), полонедифференцированных (обе черты не выражены). Различия в ценностных ориентациях: маскулинность - независимость, социальная успешность, высокий уровень достижения, фемининность - любовь, семья, человеческие отношения. С целью изучения особенностей гендерной социализации и влияния гендера на общую структуру общения подростков и установления отношений в группе нами было проведено обследование 52 старших подростков. Экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школы № 155г. Челябинска. В исследовании приняли участие 52 учащихся 9-11 классов, в возрасте 15-17 лет. Методики исследования: - методика полового дифференциала В.Е. Кагана (см. Приложение 1); - вопросник С.Бем - для диагностики маскулинности-фемининности (см. Приложение 2); - методика определения индекса групповой сплоченности Сишора - для определения степени интеграции группы, ее сплочения в единое целое (см. Приложение 3); - тест на оценку самоконтроля в общении М.Снайпера - для изучения коммуникативного контроля в различных жизненных ситуациях (см.Приложение 4); - методика «Потребность в общении» - для диагностики потребности подростков в общении (см.Приложение 5);
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования Данные, полученные в ходе исследования, показывают преобладание среди подростков андрогинного типа личности, диагностированного у 62% испытуемых в нашей выборке (из них юноши - 53%, девушки - 47%). Фемининный тип личности выявлен у 25% подростков, а маскулинный - только у 13%. При этом нами не было выявлено ни маскулинных девушек, ни фемининных юношей. Также в обследованной выборке не обнаружено подростков, чей гендерный портрет можно было бы отнести к недифференцированному типу. Самооценка склонности к лидерству у подростков в зависимости от гендерного типа личности различна. Чаще всего оценивали себя низко с точки зрения способности к лидерству (1 балл по шкале «лидерство«) фемининные подростки (23%). Они же реже всего давали себе высокий балл - только 7%. Увереннее всего заявляли о своем лидерстве маскулинные подростки - максимальную оценку дали себе 86%. Андрогинные подростки более чем в половине случаев оценили свою склонность к лидерству в 3 балла (56%), а средний балл поставили в трети случаев (34%). Значение индекса групповой сплоченности у подростков в зависимости от гендерного типа отличается. Фемининные и андрогинные подростки, процентное количество которых в группах с низким, высоким и средним значениями индекса групповой сплоченности практически совпадает, продемонстрировали достаточно высокий уровень включенности в группу и взаимного единства. Среди маскулинных подростков гораздо больше тех, кто показал низкие значения индекса групповой сплоченности (29% против аналогичного показателя у андрогинных и фемининных подростков - 31%). А средние значения маскулинные подростки демонстрировали существенно реже - в 43% случаев против 63% у андрогинных подростков и 61% - у фемининных (см. рис.1).
Рисунок 1. Соотношение гендерного типа личности и индекса групповой сплоченности Подростки с преобладанием фемининных и андрогинных черт личности в своем большинстве имеют высокие показатели потребности в общении, выраженное стремление к поддержанию общения и расширению сферы общения, для них важны межличностные взаимоотношения в целом, доброжелательность и отзывчивость. Подростки с маскулинным типом личности проявляют среднюю и низкую потребность в поддержании общения. По результатам видно, что эта потребность не является доминирующей, они не стремятся к новым контактам и не зависят от этих контактов. Гендерная идентичность оказывается взаимосвязанной с потребностью в общении подростков, а именно, фемининность и андрогинность определяют высокую и среднюю потребность в желании поддерживать межличностные отношения и расширять сферу общения подростков. Максимального уровня потребность в общении достигает у фемининных подростков (см.рис.2).
Рисунок 2. Соотношение гендерного типа личности и потребности в общении Далее по методике на оценку самоконтроля в общении М.Снайпера все маскулинные подростки (100%) показали ориентацию на индивидуалистические отношения, что хорошо согласуется с выявленным ранее у этих подростков нейтральным восприятием своего класса и отсутствием стремления к совместным формам деятельности. Если посмотреть на распределение фемининных подростков по типам отношений, то очевидны доминирование коллективистических отношений (77%) и минимальная представленность индивидуалистических отношений (15%). Подростки андрогинного типа личности балансируют между ориентацией на коллективистические отношения (44%) и индивидуалистические (53%). Подростки, имеющие маскулинный тип личности, демонстрируют высокий уровень делового лидерства, они готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность класса. Эти подростки пользуются уважением среди сверстников, что нашло значимое подтверждение в нашем исследовании (p < 0,05). Маскулинные подростки используют соперничество как модель реагирования в конфликтных ситуациях, они способны конкурировать и принимать решения в ущерб другим. Эта зависимость между маскулинностью и выбором соперничества как способа реагирования в ситуации конфликта получила математическое подтверждение (p < 0,05). Подростки с маскулинной идентичностью имеют среднюю и низкую потребность в общении, не стремятся к новым контактам и, несмотря на собственную лидирующую позицию, не ориентированы на насыщенное взаимодействие. В исследовании обнаружена отрицательная корреляция между степенью проявления маскулинных черт личности и потребностью в общении (-0,298; p < 0,05). Для подростков, вошедших в эту группу, характерен индивидуалистический тип восприятия отношений, отсутствие стремления к совместным формам деятельности. Маскулинные подростки характеризуются средним или высоким уровнем самоконтроля в общении. Для подростков с выраженными маскулинными чертами личности не обнаружено однозначно выраженной связи с уровнем групповой сплоченности. Гендерная социализация фемининных подростков разворачивается в условиях высокой потребности в общении и преимущественной ценности коллективистического типа восприятия группы. Подростки с фемининными чертами личности проявляют средний и низкий уровни лидерства, а в целом характеризуются самыми низкими показателями в отношении статуса в группе как в самооценках, так и в социометрических исследованиях делового и эмоционального лидерства. Фемининные подростки не готовы брать на себя ответственность за принятие решений, за деятельность и судьбу группы, но, с другой стороны, эти подростки и не стремятся к лидерству. Большинство подростков с фемининным типом личности имеют средний уровень самоконтроля в общении, реагируют на изменения ситуаций взаимодействия и готовы подстраиваться под партнера в большинстве случаев. Это девушки, которые воспринимают свой класс как самостоятельную ценность, проблемы группы как собственные проблемы и обладают в своем большинстве коллективистическим типом восприятия группы. Эти подростки имеют высокую потребность в общении, о чем свидетельствует и корреляционная зависимость между фемининным гендером и потребностью в общении (p < 0,05). Ученики с фемининными чертами выбирают компромисс как тип реагирования в конфликтной ситуации, то есть готовы искать и находить решения путем частичных уступок. Эта зависимость также нашла математическое подтверждение (p < 0,05). Гендерная социализация андрогинных подростков характеризуется наибольшей вариативностью, гибкостью и разнообразием выявленных моделей. Подростки с андрогинным типом личности демонстрируют высокий уровень лидерства, они готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность класса, они считают себя лидерами в классе. Эти молодые люди пользуются большим уважением среди сверстников, их выбирают в качестве «звезд» достаточно часто как по деловому, так и по эмоциональному критериям. В конфликтных ситуациях они демонстрируют различные типы реагирования, не привязаны к какому-то определенному типу реагирования, проявляя при этом наибольшее количество вариантов стратегий. Подростки с андрогинным типом личности имеют высокий и средний уровни самоконтроля в общении, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, что также обеспечивает благоприятные условия для социализации. Ученики с андрогинной идентичностью имеют высокий и средний уровни групповой сплоченности, ощущая себя членами единого коллектива, осуществляют активную деятельность внутри класса и удовлетворены своим пребыванием в нем. В своем большинстве эти подростки имеют выраженную потребность в общении (высокий или средний уровни). Андрогинные подростки совмещают коллективистический и индивидуалистический типы восприятия класса. Исследование структуры общения старших подростков, потребности и самоконтроля в общении, представлений о собственном потенциале с точки зрения лидерства и анализ структуры группы на основании социометрической структуры, групповой сплоченности и типа отношений позволил установить ряд закономерностей в отношении характера гендерной социализации подростков с различными типами личности: маскулинным, фемининным и андрогинным. Андрогинный тип личности является наиболее адаптированным и приспособленным к общению и групповому взаимодействию, что обеспечивает благоприятные условия для социализации подростков в целом. Кроме того, андрогинные подростки обладают более высоким самоуважением и социальной популярностью, хотя и сталкиваются с некоторым потенциальным риском отвержения со стороны сверстников, ориентированных на традиционные полоролевые качества личности. Однако сглаживание противопоставления мужской и женской моделей социализации в сознании и поведении подростков таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, СМИ продолжают ориентировать молодых людей на жесткие полоролевые предписания. Заключение Мужчины лучше понимают черты, связанные с субъект-объектным взаимодействием. Выделяют больше когнитивную, интеллектуальную сторону. Женщин - выделяют межличностные отношения, эмпатийные моменты. Женщины лучше понимают волевые качества и те черты, которые отражают отношение к другим людям. Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи. Мужчины и женщины по-разному понимают справедливость. Мужчины - это равенство и в поощрении и в наказании Женщины всегда учитывают обстоятельства, в которые попадает человек. Пытаются найти оправдания. Мужчины ориентированы на обладание информацией, свободу действия и независимы в суждениях. Женщины стремятся к психологической близости, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с жизнью другого. Мужчины и женщины в общении по-разному относятся к советам: для мужчины посоветоваться - ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины увеличить силу. Разная логика: склонность мужчин опираться на обобщенные выводы, женщин на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины в качестве аргументов приводят личные примеры, логика строится на личном опыте, интеграции опыта окружающих. Разная направленность интересов. Мужчин интересует информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям, чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре ориентация на разные слои разговора. Стиль слушания мужчин на информационном уровне, а женщин на метаинформационном уровни (отношения). Мужчины в общении склонны ориентироваться на содержание и прямые выводы, а женщины на поиски косвенных выводов, подтекста, тайного смысла. В юношеский период половое созревание выводит задачу построения гендерной идентичности в число самых актуальных в общем процессе становления целостной идентичности, а, по мнению некоторых исследователей, половая идентификация и присвоение социального пола являются ведущей линией развития в отрочестве. Гендерная идентичность юношей и девушек впитывает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество индивиду в контексте социальных нормативов половых ролей. А эти нормы, в свою очередь, приобретают в общении со сверстниками и в совместной деятельности личностный смысл, который и обеспечит юноше или девушке осознание и принятие своей половой принадлежности, включенности в мужскую или женскую группу, обеспечит выработку моделей поведения и взаимодействия в контексте гендерных ролей. Гендерная идентичность, трактуемая как одна из подструктур социальной идентичности, представляет своего рода рефлексивное отражение половой идентичности, являющейся, в свою очередь, подструктурой персональной идентичности. Половая принадлежность личности, осмысленная и трансформированная для других, через других и в общении с другими, обрастает социальными смыслами и развивается в гендерную идентичность. Гендерная идентичность включает в себя не только ролевой аспект, поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского, идентификацию с группой, но и представления о себе в целом. Влияние агентов гендерной социализации (семьи, сверстников, школы, средств массовой информации) различно и в результате приводит к формированию разных типов личности. В свою очередь, гендерные характеристики личности, сформировавшись к концу отрочества, начинают определять структуру и направленность общения подростков, выбор ценностей, степень популярности подростка в группе и ряд других параметров, которые можно считать показателями социализации. Список литературы 1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7) 2. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158. 3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-81. 4. Алешина Ю.Е: Проблемы усвоения ролей мужчинами и женщинами (Вопросы психологии 1991 No. 4) 5. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с. 6. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с. 7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001. 8. Бодалев А.А: Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 280 с. 9. Боричев А Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с. 10. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с. 11. Вариации на тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316 с. 12. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 125с. 13. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с. 14. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с. 15. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - 412 с. 16. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. 17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20. 18. Гаврилова Е.В., Лузаков А.А. Особенности межличностного восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосемантическое исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. - Краснодар, 1999. - №1. - С. 81-89 19. Гендерные аспекты бытия личности: Мат-лы Всероссийского научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с. 20. Дерманова И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные отношения. - М.: «Речь», 2005. - 40 с. 21. Емельянов Ю. Н. Учиться мастерству общения // Психология в управлении. - Л., 1983. 145 с. 22. Знаков В.В Понимание в познании общении. - М.: Наука, 1994. - 200 с. 23. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 1998. - 188 24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. - 650 с. 25. Ильин Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010. 26. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471. 27. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. - СПб, 1998. - 450 с. 28. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. … доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с. 29. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с. 30. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1998. - Вып.2. - С. 28. 31. Кон И.С: Психология половых различий // Вопросы психологии, 1980, №. 2. - С. 25-36. 32. Кочарян А.С. Симтомокомплекс маскулинности в норме и патологии. - Киев, 1996. - 256 с. 33. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195. 34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 487 с. 35. Рубинштейн С.Л. Избранное. М.: Академия, 2008. С.186 36. Устьянцева С.И. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1999 37. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с. Приложение 1 Методика полового дифференциала В.Е. КаганаЭта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого - свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она дает одновременно два показателя половой идентичности - маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и феминности как независимых измерений.Методика состоит из 18 шкал, редставляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шаклы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвертого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости - П.Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».Инструкция. Оцените:а) самих себя,б) большинство мужчин,в) большинство женщин по отобранным чертам личности.Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:3 - совершенно верно, 2 - верно, 1 - пожалуй, 0 - неопределенное.Отвечать надо как можно точнее, но не очень медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенному ответу. Вы должны затратить не более 10 минут.Опросный лист методики полового дифференциала В. КаганаСам себя:|
Плавное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Порывистое | | Легкое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тяжелое | | Глубокое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мелкое | | Медленное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрое | | Сложное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Простое | | Слабое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильное | | Полное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пустое | | Неповоротливое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Проворное | | Ясное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Смутное | | Нежное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грубое | | Острое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тупое | | Грустное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Веселое | | Изменчивое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Постоянное | | Твердое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкое | | Тусклое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Яркое | | Активное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пассивное | | Расплывчатое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Четкое | | Прочное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хрупкое | | | Большинство мужчин:|
Плавное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Порывистое | | Легкое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тяжелое | | Глубокое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мелкое | | Медленное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрое | | Сложное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Простое | | Слабое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильное | | Полное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пустое | | Неповоротливое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Проворное | | Ясное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Смутное | | Нежное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грубое | | Острое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тупое | | Грустное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Веселое | | Изменчивое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Постоянное | | Твердое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкое | | Тусклое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Яркое | | Активное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пассивное | | Расплывчатое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Четкое | | Прочное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хрупкое | | | Большинство женщин:|
Плавное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Порывистое | | Легкое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тяжелое | | Глубокое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мелкое | | Медленное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрое | | Сложное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Простое | | Слабое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильное | | Полное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пустое | | Неповоротливое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Проворное | | Ясное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Смутное | | Нежное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грубое | | Острое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Тупое | | Грустное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Веселое | | Изменчивое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Постоянное | | Твердое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкое | | Тусклое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Яркое | | Активное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пассивное | | Расплывчатое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Четкое | | Прочное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хрупкое | | | Обработка производится следующим образом. Для каждого из понятий определяются усредненные факторные показатели (алгебраическая сумма набранных баллов по входящим в фактор шкалам делится на число заполненных шкал факторов) для факторов О, С, А, П. Факторные показатели выражаются в числах от + 3 до - 3 (ключ к методике). Эти 4 показателя образуют личностный портрет, учитывающий оценку объекта, его доминантность, коммуникативность и предсказуемость, и сам по себе являющийся предметом для анализа понятий «Образа-Я» и гендерных стереотипов.Близость понятий в индивидуальном восприятии вычисляется по принятой формуле расчета близости понятий:P=где Р - расстояние между понятиями, Х - результат алгебраического вычитания показателя фактора одного понятия из показателей того же фактора другого понятия. Чем меньше Р, тем более близки сопоставляемые понятия. Вычисляются расстояния «Я» - «Большинство мужчин» и «Я» - «Большинство женщин», как, соответственно, индексы М и F.Такие расчеты проводятся дважды:1) в формуле расчетов в качестве показателей используются баллы по каждой из 6 шкал, входящих в фактор С (М - F), а получаемые индексы характеризуют структуру базовой идентичности;2) в формуле расчета используются показатели факторов О, С, А, П, а полученные индексы характеризуют структуру персональной идентичности.Мера близости понятий «Я» и «Большинство мужчин» образует показатель (индекс М) маскулинности, «Я» и «Большинство женщин» - показатель (индекс F) фемининности. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Индексы М и F представляют собой близость понятий, где ведущим является индекс с меньшим абсолютным значением, а индекс баланса при положительном значении характеризует фемининность, при отрицательном - маскулинность.Интерпретация. Базовая половая идентичность не всегда совпадает с паспортным полом. Так, у лиц женского пола может доминировать показатель противоположного пола (т. е. соответствующая мера близости будет выражаться меньшей величиной), таких испытуемых называют изомерными по половой идентичности.Базовая и персональная половая идентичность также могут не всегда совпадать друг с другом. Например, у испытуемого мужского пола, маскулинного по базовой половой идентичности, фемининный показатель персональной идентичности. Это может быть, например, вполне мужественный, но склонный к рефлексии, эмпатичный субъект.Чем меньше расстояние между базовой и персональной идентичностью, тем больше соответствие традиционным моделям полоролевого типа поведения ( = 4,25; р < 0,05).По близости понятий «Я - большинство женщин» (индекс F) и «Я - большинство мужчин (индекс М) испытуемые подразделяются на 6 групп:1) мужчина маскулинного типа (обычный - базовая идентичность совпадает с паспортным полом, а персональная идентичность может и не совпадать);2) мужчина фемининного типа (изомерный - базовая идентичность не совпадает с паспортным полом);3) женщина фемининного типа (обычная);4) женщина маскулинного типа (изомерная);5) недифференцированный тип (с низкими показателями как маскулинности, так и фемининности);6) андрогинный тип (высокими показателями как маскулинности, так и фемининности);Общую характеристику различий между ними дает семантическая близость понятий. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Определив меру близости понятий, «большинство мужчин», «большинство женщин» по показателям базовой и персональной половой идентичности, можно получить представление о дифференцированности гендерных стереотипов.Если показатели индекса М заключаются в пределах от -2 до -1, то можно делать заключение о маскулинности, если показатели индекса F заключаются в пределах от +1 до +2 - о фемининности.Если индексы F и М заключаются в пределах от -1 до +l, то говорят о недифференцированности.Об андрогинности свидетельствуют наличие одновременно показателей индекса F больше +2 и индекса М меньше -2.Показатели факторов ОСАП для каждого из оцениваемых понятий представляют собой, соответственно, три психологических портрета в восприятии испытуемого: свой, типичных представителей мужского пола и женского пола.Половой дифференциал можно использовать аналогично общему набору семантического дифференциала для изучения восприятия испытуемым своей семьи и представления о своей будущей семье. Круг показателей шире за счет характеризующих маскулинность - фемининность показателей других членов семьи и сопоставления себя с ними по этим характеристикам. Здесь возникает возможность изучения семьи как фактора половой социализации.Приложение 2Методика измерения степени андрогинности С. БемМетодика была предложена С. Бем для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечат «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспериментального рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми, хорошо знающими испытуемого.Инструкция: Ответьте на каждое утверждение «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.Верящий в себя.Умеющий уступать.Способный помочь.Склонный защищать свои взгляды.Жизнерадостный.Угрюмый.Независимый.Застенчивый.Совестливый.Атлетический.Нежный.Театральный.Напористый.Падкий на лесть.Удачливый.Сильная личность.Преданный.Непредсказуемый.Сильный.Женственный.Надежный.Аналитический.Умеющий чувствовать.Ревнивый.Способный к лидерству.Заботящийся о людях.Прямой, правдивый.Склонный к риску.Понимающий других.Скрытный.Быстрый в принятии решений32.Сострадающий.33.Искренний.34.Полагающийся только на себя (самодостаточный).35.Способный утешать.36.Тщеславный.37.Властный.38.Имеющий тихий голос.39.Привлекательный.40.Мужественный.41.Теплый, сердечный.42.Торжественный, важный.43.Имеющий собственную позицию.44.Мягкий.45.Умеющий дружить.46.Агрессивный.47.Доверчивый.48.Малорезультативный.49.Склонный вести за собой.50.Инфантильный.51.Адаптивный, приспособляющийся.52.Индивидуалист.53.Не любящий ругательств.54.Несистематичный.55.Имеющий дух соревнований.56.Любящий детей.57.Тактичный.58.Амбициозный, честолюбивый.59.Спокойный.60.Традиционный, подверженный условностямОбработка: за каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели феминности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.F = (сумма баллов по феминности): 20М = (сумма баллов по маскулинности): 20Основной индекс IS определяется как:IS = (F - M) х 2,322Интерпретация: если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 - о феминности. При этом в случае, когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если Isбольше +2,025 - говорят о ярко выраженной феминности.Ключ к опроснику|
Маскулинность (ответ «да»): | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58. | | Феминность (ответ «да»): | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. | | | Приложение 3Определение индекса групповой сплоченности СишораНазначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)Участвую в большинстве видов деятельности (4)Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)Не чувствую, что являюсь членом группы (2)Живу и существую отдельно от нее (1)Не знаю, затрудняюсь ответить (1)II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?Да, очень хотел бы перейти (1)Скорее перешел бы, чем остался (2)Не вижу никакой разницы (3)Скорее всего остался бы в своей группе (4)Очень хотел бы остаться в своей группе (5)Не знаю, трудно сказать (1)III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?Лучше, чем в большинстве коллективов (3)Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)Хуже, чем в большинстве классов (1)Не знаю, трудно сказать (1)IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?Лучше, чем в большинстве коллективов (3)Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)Хуже, чем в большинстве коллективов (1)Не знаю. (1)V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?Лучше, чем в большинстве коллективов (3)Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)Хуже, чем в большинстве коллективов (1)Не знаю (1)Уровни групповой сплоченности15, 1 баллов и выше - высокая;11, 6 - 15 балла - выше средней;7 - 11,5 - средняя;4 - 6,9 - ниже средней; 4 и ниже - низкая.Приложение 4Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)С помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное для себя. Верное - обозначьте буквой В, а неверное - буквой Н.Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.Из меня мог бы выйти неплохой актер.Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.Я не всегда такой, каким кажусь.Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» - на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.0-3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.1-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.Методика состоит из 33 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с данным положением.Инструкция:« … Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет» …».Текст опросника (перечень утверждений):1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.9. Мои друзья мне основательно надоели.10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав,16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.20. Мне жалко брошенных собак и кошек.21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.22. Я люблю бывать среди друзей.23. Я долго переживаю ссоры с близкими.24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.31. Ради друга я могу пожертвовать всем.32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию.33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.
Страницы: 1, 2
|
|