|
Гендерные различия в подростковом возрасте
Гендерные различия в подростковом возрасте
34 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский Государственный Университет имени А.С.Пушкина Институт психологии и педагогики имени И.П.Иванова Факультет психологии Курсовая работа на тему: «Гендерные различия в подростковом возрасте» Выполнила Барсова С.В. Студентка 761 группы Проверила: Сидорова А.А. Санкт-Петербург 2008г. Введение На развитие личности оказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: мальчик или девочка. Существует ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин. Как доказано учеными, гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества. Исследователи, занимающиеся изучением вопросами саморазвития - Ананьев Б. Г., Березина Т. Н., Бернс Р., Божович Е. Д., Исаев Е. И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Логинова Н.А., Маралов В. Г., Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е., Ситаров В. А., Орлов Ю.М., Селевко Г. К., Слободчиков В.. И., Сурожский А. О., Цукерман Г.А., Мастеров Б. М., Чеснокова И. И. Для того, чтобы эффективно помогать подросткам на пути саморазвития необходимо учитывать и их гендерные особенности. Итак, цель этой работы изучить характеристики гендерных различий в подростковом возрасте. Объект исследования - подростки. Предмет исследования - гендерные особенности в подростковом возрасте. Мы ставим перед собой такие задачи: ? изучить имеющийся теоретический материал; ? определить аспекты по изучаемому вопросу; ? выявить гендерные особенности современных подростков. Глава 1. Гендерная психология 1.1 Краткая история формирования гендерной психологии Чтобы разъяснить данную проблему в нашей работе обратимся к толкованию некоторых определений связанных с этой темой. В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы. Гендерная психология -- это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.[17] В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов. В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX -- начало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда (начало XX в. -- 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое: осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.; 1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными. 1.2 Предмет, задачи и методы гендерной психологии По моему мнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделов подошла И. С. Кпецина. Этот автор занимает особое место в отечественной гендерной психологии -- прежде всего как ее внимательный историк. Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства. Психология сравнения мужчин и женщин. По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам -- от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означает сходство). Цель этого сравнения -- установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит, Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Кроме того, должна быть сменена парадигма -- от установления различий до установления специфики и своеобразия (включая и сходство полов). Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования в нашей науке -- от психофизики до социальной психологии, но на равных выборках мужчин и женщин. Психология женщины изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины и психология гендерных различий -- и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция -- изучать женщин и мужчин в сравнении -- делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего -- связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, -- отцовства), женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение (особенно в чисто женской среде), наконец, специфически женские заболевания (и не только гинекологические, но и другие -- сравнение с мужчинами даже в области психиатрии оказывается нерелевантным). Перечень можно было бы продолжить -- многие проблемы пока еще ждут своего изучения. Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайно мало), а также мужские группы -- деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Словом, есть область, которая требует своего развития. При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протест против «психологии женщин» -- это нормальная стадия развития науки. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику -- от психофизиологии до социальной психологии. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения -- это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках -- дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантные отношения между полами, в частности связанные с насилием. Гендерная психология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом психологии гендерных отношений, однако это не вполне корректно. Выделить ее в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и различия между мужчинами и женщинами -- лидерами, и гендерную социализацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-подчинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного исследования. Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным -- внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования: 1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п. 2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался. 3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого. 4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. 5. Анкетирование. Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых -- в частности, их эмоциональность. В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, то это приводи к искажению результатов. Все эти случаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем (к примеру, состояние женщин в время беременности и после родов, во время менструального цикла и т. п.). В психологии гендерных различий широко используется и такой метод исследований, как метаанализ. Он пришел на смену так называемому качественному литературному обзору, который уходит в прошлое. Метаанализ был введен в социальные науки в 1976 г. Дж. Гласом, а затем усовершенствован рядом авторов. Это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвященных одной проблеме. Подбирается множество однородных работ, после чего составляется база данных, куда включаются различные переменные, к примеру пол исследователя, год проведения исследования, возраст испытуемых и т. п. При этом везде присутствует статистический показатель половых различий. В одних случаях превосходство обнаруживается у мужчин, в других -- у женщин, в третьих -- различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математической обработке, и в итоге вычисляется величина d -- степень различий. Она может быть малой, средней и большой. В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия и насколько они велики. К сожалению, в отечественной науке этот метод пока не получил распространения -- прежде всего в силу технических причин. У нас принято изучать новые проблемы даже на уровне дипломных работ, поэтому создать базу данных из 130 исследований, посвященных, скажем, изучению памяти женщин и мужчин, просто не представляется возможным. Однако студенты-психологи должны иметь представление о том, что такое метаанализ. 1.3 Теории и концепции Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции: гендерных различий; гендерной социализации; психологии женщины; психологии мужчины; психологии гендерных отношений; гендерной психологии лидерства. Теории гендерной социализации Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму -- именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим. Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу -- проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности. Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг). Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек -- если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее. В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом или с должностью, позицией в группе. Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки -- к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме», но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей -- в лабораторных условиях. Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» -- это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» -- самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивностъ» и «орел» -- к «мужскому». Следующий шаг -- ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие -- «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип -- что могут делать и как себя вести мальчики и что и как -- девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью -- типичный мальчик или типичная девочка. Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Теории гендерных различий Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные. Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования: близнецов -- по изучению наследственных черт; связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям; С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму. К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна (1992). Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский -- в сохранении популяции: мужской пол -- это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором -- женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И. С. Клецина (2003), к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии. Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом. Назовем несколько концепций. Одна из наиболее известных в этом подходе -- теория социальных ролей Элис Игли. Она разрабатывается известной американской исследовательницей с 1987 г. Модель социальных ожиданий предполагает, что у людей существуют имплицитные (подразумеваемые) теории по отношению к представителям разного пола. Эти теории создаются на основе здравого смысла и жизненного опыта. Наивные испытуемые знают, какими должны быть мужчины и женщины. Так складываются гендерные стереотипы (перечень предписаний и ожиданий) отдельно для мужчин и для женщин. Человек старается вести себя так, чтобы соответствовать этим ожиданиям. Эти ожидания побуждают мужчин и женщин соответствовать им. Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточной и западно» культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин -- «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные. В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими. Теории психологии мужчины То, что было сказано о концепциях в области психологии женщины, в равной мере относится и к психологии мужчины. Практически нет ни одной концепции, которая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности (Кон, 2001). Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскими гормонами. Обычно привлекается и материал о поведении животных. Проявления доминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов. Э. Маккоби (1999) демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской. Этот процесс протекает в основном под влиянием сверстников мужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, норм поведения -- в частности, подчеркнутое отделение от всего «женского». Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининности» в поведении мальчика. Объясняется это влиянием более глобальной маскулинной культуры, которая распространена во многих индустриальных странах. Теории психологии гендерных отношений Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби в своей книге. По ее мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек. В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция -- конвергенции полов (их схождения). Зарождение ее можно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников. Конвергенция полов проявляется в разных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире -- в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях. От того, какая тенденция превалирует на определенном возрастном этапе и у определенной пары представителей обоих полов, зависит и характер отношений между полами (более или менее благополучный). Теория блестяще подтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнерами, супругами, родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендерной социализации. Теории гендерной психологии лидерства Одни теории и концепции объясняют различия между лидерами разного пола (или отсутствие этих различий), другие -- отношения между менеджером и подчиненным. Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства является бихевиористская динамическая модель обмена в диаде «лидер--последователь» Г. Граена и коллег. Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является «речью безвластных», а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин. Результаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиции на вербальное, а гендерного эффекта -- на невербальное поведение. Концепция инграциации связана с концепцией токенизма. Свое неблагоприятное положение в группе токены (составляющие меньшинство) могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент-- способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов. Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации -- мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь. Джоунс и Т. Питтмен эмпирически установили 4 типа инграциационных стратегий: самопрезентацию (мишень убеждают в наличии позитивных качеств у инграциатора: к примеру, женщина-начальник сообщает подчиненному, что она является опытным работником, что усиливает ее воспринимаемую компетентность); усиление других (похвала и лесть: к примеру, подчиненный признается своему начальнику, что ему очень нравится работать с ним); сходство мнений (согласие с суждениями партнера и демонстрация сходства ценностей); выделение фаворитов. Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами, имеет много приверженцев: это М. Локхид и К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер и II. Ветцель-О'Нил, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина -- как низкостатусный индивид. Чтобы стать лидером в группе, последнему приходится пре- Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции: гендерные различия, имеющиеся у рядовых испытуемых, у лидеров либо исчезают, либо ослабляются. Две последние теории (статусная и гендерно-ролевая) являются наиболее перспективными в гендерной психологии лидерства, хотя в целом можно констатировать, что ни один из подходов не объясняет всех существующих экспериментальных фактов. Также нет и всеобъемлющей теории, которая годилась бы для объяснения всех многочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.[17] Глава 2. Общее представление о подростковом возрасте Подростковый возраст или отрочество - это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до 14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. [7] В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [8, 10] Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. Но с другой стороны существуют и положительные качества данного периода: возрастает самостоятельность ребенка, более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Но, самое главное в этом периоде, то, что ребенок самостоятельно выходит на новую социальную позицию и начинает сознательно относиться к себе как к члену общества. 2.1 Развитие высших психических функций в переходном возрасте Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях. Восприятия подростка заключается в том, что самое речевое мышление подростка переходит от комплексного типа к мышлению в понятиях, вместе с тем коренным образом изменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Для ребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов, сцепленных фактической связью, для подростка значение слова реализуется как понятие, т.е как сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения с действительностью, его сущность. Наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает её в понятиях, т.е для него в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление. Он упорядочивает видимую действительность, не соотнося её с прежде установленными комплексами, а с помощью выработанных в мышлении понятий. Категориальное восприятие возникает только в переходном возрасте.Происходящие в эпоху полового созревания элементарная функция внимания, как она проявляется в наиболее чистом виде в раннем детстве, входит в качестве подчиненной инстанции в новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. Касаясь всех стадий, из которых складывается процесс развития внимания в целом, остановимся только на двух основных стадиях: первая охватывает школьных, вторая переходный возраст. В общей форме можно сказать, что первая из этих стадий является стадией внешнего овладения собственными психическими функциями - памятью, вниманием, вторая - стадией внутреннего овладения теми же процессами. Переход от внешнего овладения к внутреннему и составляет самую существенную черту, отличающую подростка от ребенка. 2.2 Период полового созреванияОсновной особенностью подросткового возраста является период полового созревания, и в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость.Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которым интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлению полового созревания.Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.[2] Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается. Если младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, он нарушает дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко впадает в раздражительность), то старшему подростку нужна правильная организация его деятельности. Дисциплину нарушает от избыточной энергии, которая не находит правильного выхода. Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики, так и девочки. В связи с этим намечаются изменения оценки себя и окружающих. К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость.[2] 2.3 Самооценка подростков Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. С помощью особой деятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооценки. Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий -- в группах с низкой самооценкой. Между принятием себя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция. Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним из признаков нарушений, возможных в подростковом возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми. Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не “видят” и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их. 2.4 Общение со сверстниками Для подростков первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близкого друга, которое существует с лихорадочной сменой приятелей. Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свои клички, свои обряды, - например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола. Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё. 2.5 Учебная деятельность Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной чувствительности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах. Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение.[7] Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.[7] Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка - познавательная потребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы.[2] Наряду с познавательным интересом большое значение имеет значимость знаний для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности, и для жизни. Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения. Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен быть требовательным, справедливым и чутким. Еще одна задача педагога - управлять процессом формирования взаимоотношений между подростками внутри класса, помогать каждому из них занять достойное место среди одноклассников. Глава 3. Гендерные различия в подростковом возрасте 3.1 Индивидуальные различия подростков: рост и вес В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет). После 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет - и темпы увеличения массы тела. У мальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. В результате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рост и окружность грудной клетки - на 9 %. Формируются мужские пропорции тела: широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинные конечности, центр тяжести находится выше пояса, тогда как у женщин - ниже. Мышечная ткань у мужчин развита значительно лучше, чем жировая, в связи с чем хорошо выражен обычно и рельеф мышц. Дж. Таннер (1968) отмечает, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по оссификации (замещение в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20 %. Оссификация скелета у девочек в возрасте 10-12 лет на 2-3 года опережает таковую у мальчиков. Однако девочки, а в последствии уже женщины обладают более хрупким скелетом. [13] Согласно данным Дж. Таннер (1968), темпы развития конечностей выше у девочек, чем у мальчиков. Уже с рождения по пропорциям тела девочки ближе к дефинитивному (окончательному) состоянию по сравнению с мальчиками. Это видно на рис. 3.1, где представлены градиенты созревания (степень приближения в данный момент к дефинитивным размерам, принятым за 100 %) верхних конечностей у девочек и мальчиков. (1 - кисти рук; 2 - предплечье; 3 - плечо) Рис. 3.1. Градиенты созревания верхних конечностей Большие темпы роста и созревания девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить тем, что в крови первых имеется большая концентрация гормона роста - соматотропина, чем в крови вторых. Рис. 3.2. Содержание соматотропина в плазме крови у детей на разных стадиях полового созревания Правда, надо отметить, что все приведенные данные не учитывают тип телосложения детей, который может внести в темпы развития мальчиков и девочек существенные коррективы. У лиц мужского пола мышечная (активная) масса тела больше, чем у лиц женского пола. Эти различия начинают проявляться уже у маленьких детей, когда после первого увеличения жировых отложений в возрасте от 0 до 6 месяцев они начинают уменьшаться явно заметнее у мальчиков, чем у девочек. В подростковом возрасте у мальчиков эта тенденция сохраняется, а у девочек опять начинается рост подкожного жирового слоя. Жировая ткань больше развита у женщин (вследствие врожденной способности более эффективно вырабатывать жировые вещества). В среднем у женщин она составляет 25 % от веса тела, а у мужчин - 15 %. Абсолютное количество жира у женщин больше, чем у мужчин, на 4-8 кг. Поскольку жировая ткань почти не содержит воды, общее содержание воды в теле у женщин меньше, чем у мужчин. Эти особенности телосложения имеют биологический смысл. Широкий таз - это защитное костное кольцо для внутренних половых органов и для ребенка в период его внутриутробного развития, женский таз более глубокий и больше по емкости, он обеспечивает широкий родовой путь. У женщин больше относительная длина позвоночного столба, более широкие, чем у мужчин, межсуставные щели и лучше растяжимость заполняющей их хрящевой прослойки, что создает условия для большей гибкости. Меньшая длина ног и низкое расположение центра тяжести тела обеспечивают устойчивость тела при беременности. У женщин имеется характерная постановка головки и шейки бедра: они располагаются под прямым углом к бедренной кости. Это обеспечивает большую амплитуду движений в тазобедренном суставе. Так, для нормальной менструальной функции женщине необходимо иметь не менее 22 % жировой массы. В то же время преобладание мышечной массы у мужчин имеет значение для их маскулинизации, так как в мышцах происходит метаболизм андрогенов. В период полового созревания у мальчиков происходит увеличение и изменение формы гортани. Особенно существенно изменяется щитовидный хрящ, образующий характерный гортанный выступ - кадык ("адамово яблоко"). Его пластинки сходятся не под тупым углом, как у девочек, а под острым. Эта морфологическая особенность имеет следствием и появление у мужчин функциональной особенности. Вследствие увеличения объема гортани и удлинения голосовых связок происходит понижение голоса, примерно на одну октаву в сравнении с предшествующим периодом. При этом изменяется тембр голоса и другие его качества, причем изменения бывают как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому по качеству пения мальчика нельзя предсказывать, каким певцом он станет после ломки (мутации) голоса. Период полового созревания высвечивает еще одно различие в развитии мужского и женского организма. Как у девочек, так и у мальчиков под влиянием гормона гипофиза фоллитропина начинает развиваться молочная железа: увеличение ткани железы непосредственно под ореолой - пигментированным кружком кожи вокруг соска. Однако для окончательного развития молочных желез необходимо содружественное влияние фоллитропина и женских половых гормонов. Поэтому у девочек такое развитие происходит, а у мальчиков, у которых женских половых гормонов мало, а тестостерона, который тормозит развитие этих желез, много, наблюдается обратное развитие молочных желез. Правда, у некоторых мальчиков-подростков молочные железы могут увеличиваться до значительных размеров. Связано это как с увеличенным выделением фоллитропина, так и с повышенной чувствительностью к нему ткани молочной железы. В период полового созревания начинают проявляться различия между лицами мужского и женского пола в оволосении. Первое различие проявляется в лобковом оволосении. У большинства мужчин оно характеризуется линией волос, поднимающейся вверх в виде клина. Правда, примерно у каждого шестого мужчины характер лобкового оволосения приближается к женскому, характеризующемуся ровной горизонтальной линией, так что поверхность, покрытая волосами, имеет форму треугольника, вершиной обращенного вниз. Второе различие в оволосении состоит в том, что у мужчин волосы начинают расти на лице (сначала над верхней губой, а потом и на подбородке), на груди, спине и ногах (распространение волос на теле называется гипертрихозом). Эти особенности мужского оволосения связаны с тем, что под влиянием мужского полового гормона тестостерона пушковые волосы превращаются в так называемые длинные. Разная волосистость мужчин определяется различной чувствительностью у них кожи к тестостерону и различным количеством этого гормона. Последнее определяет и тот факт, что гипертрихоз значительно реже и в меньшей степени выражен у женщин. 3.2 Половые различия Хотя наблюдается большая изменчивость типов конституции с возрастом и образом жизни, все же можно отметить, что, по данным большинства авторов, у лиц мужского пола чаще отмечается мышечный тип, а у лиц женского пола - астеноидный или торакальный (А. В. Гордина, Т. В. Панасюк, 1975; С. С. Дарская, 1975; ). Последний из перечисленных авторов отмечает, что численность мальчиков чистого мышечного типа с возрастом увеличивается: с 8 до 13 лет - от 20 до 40 %, а в более старших возрастах - до 50 %. В то же время на протяжении школьного возраста у мальчиков уменьшается процент чистого торакального и особенно дигестивного типа, которые становятся смешанными с признаками мышечного типа. [5, 6] 3.3 О различиях в строении мозга мужчин и женщин В последние годы появляется все больше публикаций о различиях в строении головного мозга у мужчин и женщин. Некоторые авторы указывают на то, что передняя спайка, т. е. структура, участвующая в обмене информацией между полушариями мозга, у женщин больше, чем у мужчин. Это могло бы объяснить отмечаемые невропатологами у женщин большие компенсаторные возможности при поражении одного полушария за счет другого. Однако другие исследователи выявили противоположные результаты: передняя спайка была больше у мужчин, чем у женщин. Рядом нейрофизиологов найдены большие размеры у мужчин третьего промежуточного ядра переднего гипоталамуса, связанного с поведением, в том числе и сексуальным. Однако пока это только единичные находки, требующие своего подтверждения. 3.4 Физиологические половые различия Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между мальчиками и девочками увеличиваются в пользу первых. Сердечно-сосудистая система. Данные физиологов показывают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте темпы развития девочек выше, чем мальчиков. Если у мальчиков наиболее координированная деятельность сердца и гемодинамики наблюдается в 11-12 лет, то у девочек такие взаимоотношения имеют место в 7-8 и 10 лет (Р. А. Калюжная, 1983). Имеются данные, что у женщин все же меньше основные параметры гемодинамики: объем сердца - на 100-200 мл, его вес - на 50 г, систолический объем - на 30-40 %, минутный объем - на 10-15 % (несмотря на большую, чем у мужчин, частоту сердцебиений в покое - на 6-8 уд/мин), масса циркулирующей крови - на 1,2 л, содержание гемоглобина в крови - на 1,5 г%. У женщин меньше продолжительность диастолы при более продолжительной фазе изгнания крови. У них сердечные сокращения слабее, что является одной из причин более низкого уровня артериального давления. По данным ряда авторов, объемная скорость кровотока у мальчиков 7-13 лет выше, чем у девочек того же возраста. [9] В то же время лица женского пола от рождения обладают рядом врожденных преимуществ, в частности большей эластичностью кровеносных сосудов. Женщины могут терять большее количество крови, чем мужчины. Например, потеря 1 л крови для мужчины нередко является смертельной, в то время как женщина перенесет эту потерю без переливания крови. Дыхательная система. До периода полового созревания, когда различия в размерах и составе тела между мальчиками и девочками минимальны, максимальное потребление кислорода (МПК) тоже почти одинаково. У молодых мужчин МПК в среднем на 20-30 % больше, чем у женщин. По мере старения различия в МПК между мужчинами и женщинами становятся меньше. Даже рассчитанное на килограмм веса тела МПК у женщин меньше, чем у мужчин. Однако среди мужчин и женщин одного возраста наблюдаются значительные индивидуальные вариации в величинах МПК. У физически более подготовленных женщин МПК такое же, как у физически плохо развитых мужчин. Более низкое МПК у женщин обусловлено тем, что максимальное количество кислорода, которое может переноситься из легких в ткани, у женщин меньше, чем у мужчин. Это различие связано с меньшим у женщин количеством эритроцитов, а следовательно, и гемоглобина, меньшим объемом циркулирующей крови (600 мл против 800 мл у мужчин), меньшим объемом сердца и полостей желудочков, меньшим систолическим объемом. В то же время до периода полового созревания концентрация гемоглобина в крови у мальчиков и девочек почти одинаковая. По данным Т. Д. Кузнецовой (1983), до 12 лет половые различия по величине легочных объемов выражены слабо. Это объясняется тем, что прирост объема дыхания у девочек с 6 до 14 лет выше, чем у мальчиков того же возраста, и в результате величина объема дыхания девочек практически становится равной таковой мальчиков. [11] 3.5 Половые различия в темпах моторного развития По данным П. С. Бабкина (1975), половые различия в психомоторике начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам, как глоточный, хоботковый, брюшная гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем у мальчиков. Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся после периода полового созревания, по мышечной силе и быстроте, а также аэробной выносливости лица мужского пола превосходят лиц женского пола. [1] Подвижность нервных процессов. По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек (рис. 3.3). Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин. [4, 12] Рис. 3.3. Изменение с возрастом подвижности возбуждения у лиц мужского и женского пола (Н. Е. Высотская, 1972) 3.6 Пол и функциональная асимметрия По данным М. П. Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин - с плохими. Мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаимосвязи разных форм асимметрии больших полушарий, латерализации эмоций. Показано, что при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины - обоими. По теории Г. Ленсделла, подтвержденной его собственными наблюдениями, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях. В связи с этим у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария - невербальных, у женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено. И если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие, у женщин восстановление основных функций (за счет правого полушария) происходит быстрее, чем у мужчин. Девочки распознают на ощупь предметы одинаково хорошо правой и левой рукой, между тем как мальчики значительно лучше распознают предметы, когда ощупывают их левой рукой. 3.7 Менструальные фазы как специфика женского организма Первая менструация, которую девочка переживает в возрасте 11-13 лет, происходит на фоне общей перестройки организма, начавшейся года за два до этого (о чем можно судить по активному росту и появлению вторичных половых признаков). Но именно появление менструаций является переломным моментом в жизни девочки, заставляющим ее остро почувствовать принадлежность к женскому полу. Изменяется психика девочки: если для предменструального этапа характерными для девочек бывают смятение в мыслях и неуверенность, связанная с половой самоидентификацией и образом тела, то с наступлением менструаций происходит принятие своей женственности и перестройка образа своего физического "Я". Происходит четкое осознание различий между мужским и женским телом. Мышление девочки становится лучше организованным, уходят коммуникативные трудности. Девочки начинают задумываться над своей будущей ролью жены и матери. 3.8 Кого больше - мужчин или женщин? Некоторые демографические данные Еще в 1661 г. стало известно, что в мире мальчиков рождается на 6 % больше, чем девочек. Однако этот громадный перевес не приводит к такому же перевесу рождающихся мальчиков над девочками, так как большая гибель мужских особей начинается уже в период беременности. Известно, что общее число ранних выкидышей составляет до 25-30 % всех зачатий. Травматизм выше у лиц мужского пола по сравнению с женским в любом возрасте. Уже при родах, во многом из-за больших по сравнению с девочками размеров тела, мальчики получают больше повреждений. Поведение мальчиков вследствие их большей склонности к риску, состязательности, тяге к технике, к взрывоопасным предметам, к проявлению физической агрессии (драке) является более травмоопасным. Среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Да и в последующие годы служба мужчин в армии, их работа, связанная с техникой и в травмоопасных условиях, занятия спортивными единоборствами и играми приводят к большему травматизму представителей "сильного" пола. В среднем от несчастных случаев ежегодно погибает в 2 раза больше мужчин, чем женщин. В возрасте 15-19 лет у юношей коэффициент смертности в 2 раза выше, чем у девушек. Кроме болезней и травм следует отметить самоубийства: среди девушек, по данным международной статистики, их значительно меньше, чем среди юношей (рис. 3.4). Рис. 3.4. Количество самоубийств среди 15-19-летних в зависимости от пола (по Г. Крайг, 2000) В целом же женщины совершают самоубийства в 3-4 раза реже, чем мужчины. Заключение Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы. Общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерных исследований должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две «половинки» единого целого. Мужчина и женщина видят смысл своего существования в счастливой жизни. И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья и стереотипы представления о нем, но тем не менее наблюдается некая общность и единство - счастливая жизнь без любви, без своего избранника (избранницы) в одиночестве невозможна. Все мужчины и женщины стремятся к гармонии в своей жизни, хотят одного и того же: не быть «одиноким засохшим деревом на краю утеса Северно - Ледовитого океана» , а быть «цветущим деревцем в чьем-то любимом фруктовом саду» т.е. люди хотят ощущать свою нужность друг в друге, уважать себя и вызывать уважение противоположного пола, любить и быть любимыми, обрести полное счастье и гармонию в семье со своим единственным и неповторимым спутником жизни. Список литературы 1. Бабкин П. С. Материалы к вопросу о конституциональной политипии у детей и подростков // дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - М., 1975. - С. 192-193. 2. Волков Б.С. Психология подростка/ Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001. 3. Выготкий Л. С. Педология подростка. - М., 1929-1931. 4. Высотская Н. Е. Проявление типологических особенностей по "подвижности-инертности" нервных процессов у гимнастов и акробатов // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - Л., 1972. - С. 112-117. 5. Гордина А. В., Панасюк Т. В. О возрастной динамике распределения типов конституций у чукчей // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. - М., 1975. - С. 198-200. 6. Дарская С. С. Распределение типов конституции у детей разного возраста // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - М., 1975. - С. 200-202. 7. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000 8. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением/ Вопросы психологии. - 1990.- №4. 9. Калюжная Р. А. Развитие функций сердечно-сосудистой системы // Физиология развития ребенка. - М.: Педагогика, 1983. 10. Кон И. С. Психология старшеклассника/ Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980 11. Кузнецова Т. Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребенка. - М.: Педагогика, 1983. - С. 115-132. 12. Пинчуков А. Г. Сравнительное изучение возрастных изменений свойства подвижности нервных процессов в зрительном и двигательном анализаторах // Спортивная и возрастная психофизиология - Л., 1974. - С. 127-138. 13. Таннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека / Под ред. Д. Харрисона. - М., 1968. 14. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41. 15. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка - подросток - девушка. - М.: Просвещение, 1981. 16. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик - подросток - юноша. - М.: Просвещение, 1982. 17. Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год. 18. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 72-79. 19. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - С. 122-131. 20. Якунин В. А. Возрастные и половые различия точности движений рук в условиях меняющегося положения тела // Экспериментальная и прикладная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - Вып. 1. - С. 122-128.
|
|