|
Глубинные аспекты мужской психологии
p align="left">Тем не менее иногда к нему приходит осознание, что находящаяся в нем внутренняя женщина очень опасна. Придираясь к своей жене, он не имеет никакого представления о том, как себя вести с внутренней женщиной.СЧАСТЬЕ Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина может не только соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою фемининность. Он может искать полноты, но не хорошего настроения. Такой момент для большинства людей, теряющих свою активность, в какой-то мере является критическим, пока они не достигнут определенной психологической ясности. Это настроение, которое бьет через край, поднимает человека до небес, раздувает его до огромных размеров, наполовину выходит из-под контроля и которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо содержит в себе только соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления внутреннего равновесия потом обязательно наступит депрессия. Оказаться во власти "слишком приподнятого" настроения - значит попасть в сети соблазна, которые расставила внутренняя женщина. Вознося человека на головокружительную высоту инфляции, она оставляет на нем внешний отпечаток счастья, к которому он так активно стремился. Но за то, что мужчина поддался такому соблазну, позже придется заплатить полную цену в виде депрессии, вновь опускающей его на грешную землю. В своей жизни мужчина тратит много времени, чтобы покончить с депрессией или освободиться от инфляции. Базовый уровень бытия, который китайцы называют дао, является промежуточным между двумя этими состояниями. Именно на этом уровне существует Грааль, именно здесь можно обрести состояние, достойное называться счастьем. Здесь речь не идет о всеобщем усреднении и всевластии серости; это совсем не то место, где жизнь строится только на основании компромисса. Это царство естественного цвета, истинного смысла и подлинного счастья. Оно ничуть не меньше самой Реальности, которая является нашей средой обитания. У нашего современника, мужчины западной культуры, складывается превратное представление о том, что такое счастье. Именно поэтому очень полезно и весьма поучительно разобраться в этимологии слова "счастье". Слова "happiness" (счастье) и "happen" (случаться) являются однокоренными, а это может означать, что наше счастье случается, то есть происходит случайно. Люди, живущие в других частях света и не достигшие столь высокого уровня цивилизации, следуют именно такому принципу и при этом живут столь безмятежно, что их спокойствие приводит нас в недоумение. Как индийский крестьянин, которому, по нашему мнению, до счастья так же далеко, как до луны, может чувствовать себя таким счастливым? Или как мексиканский пеон, которому до счастья не ближе, чем индийскому крестьянину, может быть столь безмятежным? Все дело в том, что эти люди владеют искусством быть счастливыми, ибо постигли суть счастья. Оно для них заключается именно в том, что с ними происходит, что с ними случается. Если вы не можете чувствовать себя счастливым в предвкушении ежедневного завтрака, маловероятно, что вас сможет осчастливить что-либо другое. Индийская мудрость учит, что наивысшей формой почитания богов является состояние счастья. Но в данном случае речь идет о глубинном смысле счастья, а вовсе не о настроении. Монах-трапезианец Томас Мертон однажды сказал, что монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо. Это еще один способ отличать счастье от настроения. Долгое время я считал, что состояние депрессии подобно состоянию окоченения. Но постепенно стал понимать: настроение - это продукт целенаправленной деятельности бессознательного, и человеку, наделенному высокой степенью осознания, от него можно избавиться только после долгой и кропотливой работы. Много лет назад я научился воздерживаться от преждевременных переживаний. Если я считаю нужным не заниматься чем-то в понедельник, весь день я должен себя сдерживать, иначе похороню результат, не успев до него добраться. Это тоже разновидность соблазна анимы. Начиная раньше времени извлекать удовольствие, я рискую лишиться его совсем. В этом заключена суть напоминающей спорт американской жизни. Мы считаем, что обладаем правом на счастье, которое дал нам Бог, и должны постоянно пребывать в хорошем настроении, но так не получается. Я был знаком с двумя мальчиками, которые хотели отправиться в турпоход. Находясь в прекрасном настроении за несколько дней до похода уже от одного своего замысла, они мечтали о том, как хорошо проведут время. Оба были в чудесном, приподнятом настроении. Получилось так, что разные атрибуты их снаряжения сыграли роль Священной Чаши. Мальчики восхищались тем, как остро наточен нож и какая крепкая и надежная веревка. Они испытали все удовольствие от похода еще до того, как в него отправились. Я узнал, что они добрались до озера Тахо, полдня там слонялись, не имея ни малейшего понятия, чем заняться, после чего сели в машину и вернулись домой. Сам поход не дал им ничего. Они соблазнились ощущением полноты жизни, испытав его заранее. Мы, американцы, хотим постоянно пребывать в хорошем настроении. Мы считаем, что получили от Бога право на то, чтобы добраться до женщины, живущей внутри нас, и взять от нее все, что нам потребуется. Но оказалось, что, встав на этот путь, мы сразу же сталкиваемся с серьезными неприятностями и, когда наши ожидания не оправдываются, мы испытываем разочарование и наше настроение портится. Некоторые мужчины стараются сохранять ровное и почти стабильное настроение. Это очень изматывает человека. Я никогда не забуду день, когда впервые осознал, что не могу дать волю своему настроению. Это осознание стало для меня откровением. По-видимому, мужчина может быть подвержен влиянию настроения, как простуде. Он лишь должен уметь переносить его, насколько возможно избавив от его влияния других людей. Но сделать это крайне сложно. Если мужчина хорошо это осознает и достаточно мудр, чтобы суметь отказаться идти на поводу у своего настроения или, по крайней мере, какое-то время не обращать на него внимания, он обладает большим преимуществом. Он не должен превращаться в добычу проникающей из бессознательного Майи. Иногда настроение подкрадывается к человеку совсем незаметно, лишая его возможности осознать, что есть что в этом мире. Мир становится серым и однообразным. Ни в коем случае не следует идти на поводу у своего настроения. Нельзя дать ему себя соблазнить. Не стоит вязнуть в зыбком песке. Это неверный и обманчивый путь - на него очень легко встать, а встав, мы перестаем владеть ситуацией и понимать, что с нами происходит. Если мужчина болен, он гораздо больше подвержен своему настроению. В состоянии болезни он испытывает недостаток физических сил, а потому более уязвим. Но не следует считать, что он обязательно превращается в раба своего настроения. Человек может чувствовать себя слабым и несчастным и при этом не испытывать никакого унижения. Нам не следует приходить в ужас, потакая своему настроению в состоянии болезни, хотя больному человеку гораздо труднее справиться с плохим настроением. Часто внешние обстоятельства, особенно отсутствие женщины, которую мужчина может использовать в роли козла отпущения, создают для него нелегкую ситуацию, в которой приходится не обращать внимания на свое настроение. Но по-прежнему на мужчине лежит ответственность за осознание всего, что с ним происходит, поэтому он ни в коем случае не должен приходить в состояние одержимости. Человек, обладающий искусством такого самопознания, способен развить в себе сильное Эго. Мужчина, подверженный своему настроению, становится на какое-то время беспомощным, превращаясь в ребенка в глазах своей внутренней женщины. Он не желает никакого психологического осмысления, ибо жаждет лишь одного: чтобы о нем заботились. Исходя из всего сказанного выше, сильному мужчине следует твердо противостоять влиянию своего настроения, тем самым освобождаясь от своего детства, то есть от материнского комплекса. Далее следует разобраться с понятием "энтузиазм". Между настроением и энтузиазмом существует очень тонкое, но важное различие. Энтузиазм - прекрасное слово. В переводе с греческого (en-theo-ism) оно означает "иметь внутри Бога". Это одно из самых возвышенных слов в английском языке. Тот, кто имеет внутри себя Бога, обладает большими, никогда не иссякающими творческими способностями. Переполненный собственной анимой мужчина тоже склонен к творчеству, но весьма вероятно, что этот творческий полет закончится еще до конца дня. Следует обладать мудростью, чтобы видеть различие между Богом и анимой. Подавляющее большинство мужчин его не видят. Вы можете просто взглянуть на другого человека, не говоря ни слова, чтобы угадать, потерпит ли он крах в будущем и будет при этом чувствовать, что с ним обошлись незаконно и несправедливо, или же он несет в себе дар Божий и через него сам Бог улыбается людям. Мы часто говорим, что человек находится в хорошем настроении. Смех несет в себе позитивное и творческое начало, если он не вызван настроением. У мужчины есть такой глубокий уровень психики, на котором рождаются смех и то, что нам кажется счастьем, а в процессе своего выражения они сохраняют след этого уровня. Если в какой-то момент мужчина оказался под властью анимы и был соблазнен прекрасной дамой, то его ждет беда! Это состояние можно заметить, обращая внимание на то, как проявляются личные качества мужчины. Очень вероятно, что он соблазнен, если он нервозен, напряжен, подчеркнуто аккуратен и строг. За это он, безусловно, заплатит свою цену. Более того, прежде чем у него пройдет это состояние, он заставит заплатить ее всех, кто находится в пределах его досягаемости. Если же мужчина в прекрасной форме и держится легко и непринужденно, это может быть настоящее, реальное счастье, которое прорывается на поверхность,- и в этом случае мужчина совсем не нуждается в жалости. Как правило, влиянию настроения подвергаются интеллектуально развитые мужчины. Если на его состояние не укажет находящаяся рядом женщина, он почувствует его сам. Возможно, где-то на полдороге он вдруг захочет переосмыслить происходящее и скажет: "Постой, давай еще раз это обсудим". В подавляющем большинстве случаев так и происходит, если его жена до того не сказала: "Послушай, дорогой, не кажется ли тебе, что нам стоит еще раз это обдумать?" Ибо иначе, разумеется, он бы об этом не подумал. Находясь в обществе колкой женщины, мужчине вдвойне трудно преодолеть свое настроение. Как правило, ее присутствие может только усугубить ситуацию. Находясь в плохом настроении, мужчина действительно испытывает сильное напряжение. Он нуждается в реальной помощи: не в колкости женщины, а в ее поддержке. Вполне возможно, что он не поблагодарит ее вслух за эту помощь, но в душе будет ей очень благодарен. Когда женщине приходится иметь дело с мужчиной, находящимся в плохом настроении, она обычно совершает много ошибок. Как правило, сразу же проявляется ее анимус и заявляет, создавая напряженную ситуацию: "Посмотри внимательно, это же абсолютная чепуха. С ней пора кончать. Мы ведь уже по горло сыты нашим самым лучшим в мире рыболовом". Но такие слова лишь подливают масла в огонь. Затем следует обмен "любезностями" между анимой и анимусом, и возникает реальная угроза разрыва. Оба оппонента находятся по разные стороны богини Майи: кто по правую руку, кто по левую, и с уверенностью можно сказать, что сегодняшний день для них уже потерян. Однако момент истины заключается в том, что женщина может разрядить ситуацию и спасти отношения, если, находясь в соответствующем этому состоянии, она захочет это сделать. Став более женственной по сравнению с овладевшей мужчиной фемининностью, она может снять его напряжение. Но это чрезвычайно трудная задача. Как правило, автоматическая реакция женщины на происходящее проявляется в том, что она вынимает меч своего анимуса и начинает рубить сплеча. Но если женщина сможет в общении с мужчиной сохранять спокойствие и удерживаться от критических замечаний, воплощая в себе истинную женственность, он сразу выйдет из-под власти своего настроения, едва к нему вернется достаточно здравомыслия, чтобы оценить всю тонкость и пикантность ситуации. Но такое поведение потребует от женщины ясного сознания и развитой и зрелой фемининнос-ти, появляющихся в результате многочисленных поединков с драконами, в которых ей приходилось отстаивать свое внутреннее женское королевство или царство. (Грустно осознавать, как жалко выглядит наше барахтанье в терминологии при желании найти подходящее выражение для женского варианта слова "kingdom", ибо соответствующего аналога "queendom" в английском языке просто нет.) В подобном случае жена может оказать огромную помощь, максимально проявляя свою фемининность. В этот момент она должна обладать достаточной зрелостью и теми качествами, которые делают женщину достаточно сильной, чтобы противостоять фальшивой и капризной фемининно-сти, овладевшей мужчиной. Очень вероятно, что именно эту фемининность мужчина будет на нее проецировать, абсолютно уверенный в том, что женился на ведьме, которая является единственной причиной его плохого настроения. Может случиться, что она действительно спровоцировала его настроение, но, вместо того чтобы сводить с ней счеты, мужчина должен разобраться с женщиной, находящейся у него внутри. Природа анимы и анимуса в самой примитивной форме, характерная для психологии многих из нас, проявляется и оживает в проекции. Поэтому мужчина, подверженный плохому настроению, обычно заявляет, что его замучила жена. Если его внутренняя женщина находится в ярости, весьма вероятно, что близкая ему женщина тоже придет в ярость, которую может не осознавать. С другой стороны, если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с той, которая находится с ним рядом. Женщина гораздо лучше управляет своим настроением. Более того, она даже может применять его для воздействия на мужчину. Она обладает возможностью "пробовать" каждое настроение по очереди и смотреть, какое из них лучше подойдет. В зависимости от ситуации в разгаре событий она может изменить свое настроение. Такая способность управлять своим настроением у мужчины отсутствует; фактически оно ему почти неподвластно. В "департаменте чувств" свободно ощущают себя многие женщины и лишь некоторые мужчины. Когда женщина требует от мужчины, чтобы он так же, как она, умел управлять своим настроением, а у него это не получается, возникает много осложнений. Тогда ей следует научиться относиться с пониманием к этому различию и дать мужчине какое-то время, чтобы освоиться в "департаменте чувств", или даже немного помочь ему. Женщины, которым приходится иметь дело с экзотическим, так называемым идеальным или образцовым мужчиной, не должны смущаться, когда у него плохое настроение, ибо в этом состоянии он становится абсолютно беспомощным. Он нуждается в поддержке. Если и существует одно-единственное правило, которое женщина должна знать, выходя замуж, оно состоит в следующем. Если мужчина подвержен своему настроению или, попросту говоря, если на него что-то "нашло", женщине на какое-то время следует воздержаться от любых суждений и критики при условии, что она может это сделать. Спустя какое-то время, когда муж придет в себя, они смогут вместе обсудить, что с ним случилось. Такую выдержку женщине проявить очень трудно, но если она вспомнит, что его настроение - это в первую очередь его проблема, а не ее недостаток, то, как правило, она найдет в себе мудрость переждать какое-то время до более подходящего момента, когда можно будет понять, в чем именно состоит суть проблемы. Мужчине не следует надеяться, что он никогда не будет подвержен своему настроению. Тем не менее ему следует иметь в виду, что при одержимости своим настроением он не теряет возможности выйти из этого состояния. Просто сказать себе: "На меня напала моя анима",- это уже частично себя контролировать. Если же он при этом скажет жене: "У меня плохое настроение. Ты здесь абсолютно ни при чем. Я хочу немного побыть один", то окажет ей огромную услугу. Такой простой поступок поможет ему освободиться от своего настроения. Как только мужчина осознает, что одержим собственным настроением, полдела уже сделано. Отношения Парсифаля с Бланшфлер могут служить идеальным примером. Бланшфлер для Парсифаля воплощает идеал прелести и одухотворенности. Между ними не произошло ничего дурного. Это идеальные отношения с анимой. Поэтому, если вы хотите научиться находить контакт с любопытной и загадочной внутренней фемининностыо, поучитесь этим отношениям у Парсифаля и Бланшфлер, его прекрасной дамы. Начиная с этого момента на протяжении всего мифа он служит только ей и все делает для нее. В конце жизни Гете сделал изумительное наблюдение: предназначение мужчины - служить женщине, и тогда она будет служить ему. Разумеется, он имел в виду внутреннюю женщину, музу. Муза - это олицетворение красоты, духовности и нежности фемининности всей нашей жизни. Прекрасно, что одна часть нашей сущности служит другой. Недавно я прочитал груду статей, написанных представителями нового феминизма. Меня очень покоробило то, что основной общей идеей было требование отказа женщины от своей традиционной женской роли служения мужчине. По мнению авторов, женщина должна сбросить с себя оковы рабства. В какой-то степени это действительно необходимо, но, с другой стороны, это может привести к фатальным последствиям. Мы все должны служить друг другу. Это в идеале. Иначе мы не добьемся ничего. Ни один человек не может жить без другого человека, его любви, заботы и силы. Понимая это, Парсифаль установил с Бланш-флер правильные отношения. Он посвятил себя ей; он лежал с ней рядом: голова к голове, ступня к ступне, но не соблазнял ее, и она не соблазняла его. Он был предан ей целиком. Он ей служил. Он был к ней близок. Нет никаких запретов, налагаемых на близость мужчины со своей внутренней фемининностью: чем ближе, тем лучше. Но здесь существует тонкая грань, и ее нужно всегда ощущать, не допуская никаких соблазнов, или вам никогда не увидеть Священной Чаши. В этом Парсифаль оказался весьма успешен. Мы расстались с Парсифалем в замке Бланш-флер вскоре после ее освобождения. Юношу по-прежнему не покидало ощущение вины перед матерью. Мы помним, как он внезапно оставил мать и ушел из дому, а та потом долго горевала и умерла с разбитым сердцем. Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Мальчик должен набраться мужества, для того чтобы более или менее объективно посмотреть на свою мать, на отца или на ситуацию в семье, даже для того чтобы написать поздравительные открытки и проявить учтивость. Хотя бы частичное освобождение от материнского комплекса дает ему шанс установить взрослые отношения с матерью. Но прежде он должен обрести силу и независимость. Получив силу от Гурнамонда и Бланшфлер, Парсифаль тотчас вспомнил о матери. Но позже мы убедимся: если на события начинает влиять материнский комплекс, происходит какая-то неприятность. Это обстоятельство - величайшее препятствие в развитии мужской психологии. Практически никто из мужчин не согласен с этим фактом, что означает их полную зависимость от материнского комплекса. Но по мере возмужания у них появляются шансы интеграции материнского комплекса. В мифе о Чаше Грааля в каждый момент личностного роста Парсифаль в той или иной мере снова и снова пересматривает свое отношение к этому комплексу. Покинув Бланшфлер, Парсифаль целый день путешествовал. Наступила ночь, и он не мог найти места для ночлега. Оказавшись в самой чаще дремучего леса, он встретил случайного прохожего, который поведал ему, что во всей округе на расстоянии тридцати миль ему не найти ни одного жилища. В наступивших сумерках он увидел двух человек, сидевших в лодке. Один из них удил рыбу, другой сидел на веслах. Рыбак пригласил его переночевать вместе с ними. Он показал Парсифалю дорогу к месту, где можно найти ночлег, и продолжал ловить рыбу. Парсифаль отправился в указанном направлении и очутился перед огромным рвом, через который был перекинут навесной мост. Он едва успел по нему проскакать: мост исчез, как только конское копыто последний раз коснулось его настила. Парсифаль оказался в огромном замке. В тот же миг навстречу ему вышли четверо слуг, помогли спешиться, проводили в покои, освободили от грязной одежды, отвели в баню и облачили в великолепный новый наряд алого цвета. Затем двое слуг проводили его к рыбаку, которого он увидел в лодке. Он оказался тем самым Королем-Рыбаком. Король-Рыбак извинился, что не может подняться и надлежащим образом приветствовать Парсифаля. Оказалось, что собрался весь двор - четыреста рыцарей вместе со своими дамами. В центре огромного зала был сооружен каменный очаг, хорошо видный со всех четырех сторон. Каждому человеку, знакомому с символикой числа четыре, известно, что появление этого числа свидетельствует о наличии в системе целостности и полноты. Таков замок Грааля. Если бы мы не догадывались или не знали об этом из других источников, все равно смогли бы установить символическую целостность замка Грааля по множеству числовых символов, которые встречаются при описании замка: четверо слуг, четыреста рыцарей и дам, четыре стороны. Итак, стонущий от боли Король-Рыбак у себя в замке приветствовал Парсифаля. Сначала состоялся придворный церемониал, затем в зал вошла процессия. Слуги внесли меч, с которого не переставая капала кровь. Затем вошла дама с кубком в руках - это была та самая Священная Чаша. Другая дама держала в руках серебряный диксос, который хранился здесь же со времен Тайной Вечери. (В мужской психологии это самое подходящее место для появления внутренней женщины; именно она может быть его посредницей в отношении к высшим духовным ценностям внутреннего мира.) В этой церемонии было еще много всего, но мы упоминаем лишь о том, что больше всего привлекло наше внимание. Состоялся грандиозный пир. Во главе стола на кушетке полулежал Король-Рыбак. Он не мог даже прямо сидеть. Каждому гостю в молчании подносили Чашу Грааля, и тот так же молча загадывал всевозможные яства, которые хотел отведать. Стоило лишь подумать о каком-либо блюде или напитке, и волшебная Чаша мгновенно превращала эту мысль в реальность. Такой же силой обладал и серебряный диксос. Приближался вечер, и Парсифаль все больше изумлялся происходящему. Он не поверил своим глазам, увидев, как племянница Короля-Рыбака поднесла дяде меч. Король взял меч и надел его на пояс Парсифаля. Восхищенный таким подарком, тот стоял и не мог вымолвить ни слова. [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!] Замок Грааля Представьте себе деревенского парня, находящегося в замке во время такого церемониала, под воздействием чудесной силы Священной Чаши. Парсифаль просто онемел. Вспомните слова Гурнамонда: едва настоящий рыцарь найдет замок Грааля и войдет в него, ему следует задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Но Парсифаль слишком хорошо усвоил материнский совет - не задавать вопросов, поэтому он так и не произнес нужного вопроса. Он был слишком поражен тем, что происходило вокруг, и только наивно изумлялся. Праздник закончился. Короля-Рыбака на носилках унесли в покои, и все гости и рыцари разошлись восвояси. Двое слуг проводили Пар-сифаля в спальню, помогли ему раздеться и пожелали спокойной ночи. Проснувшись, Парсифаль не нашел вокруг ни души. Он стал стучать в разные двери - никакого результата. Тогда он спустился во двор замка. Его конь был уже оседлан и готов к путешествию. Парсифаль громко крикнул в надежде, что хоть кто-то откликнется. В ответ - только эхо. Вокруг не было ни души. Он вскочил на коня и поскакал из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении копыта коня Парсифаля. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был один дремучий лес. Здесь мы сделаем паузу и посмотрим, где оказались. Замок Грааля - это место, где собрано все драгоценное, что несет в себе фемининность, а Чаша Грааля - квинтэссенция всего, что мы называем фемининностью. Это самый великий, самый возвышенный символ фемининности, ее святая святых. Именно это воплощение фемининности рыцарь ищет всю свою жизнь. Чаша Грааля дает возможность мужчине получить все, что он пожелает, прежде чем он успеет это пожелать. Это полное счастье, ощущение экстаза. Самый трогательный эпизод в этой части мифа связан с тем, что случайно попавший в замок Грааля молодой человек - неопытный подросток, который не только этого не заслужил, но и не просил об этом. Вот почему он не смог воспользоваться представившимся ему случаем. Возможно, каждый подросток хотя бы один день в своей жизни провел в Замке Грааля, ощущая при этом полный восторг. Вот два первых предложения из недавно вышедшей книги, которую я получил сегодня: "Все мы в какой-то момент ощущаем уникальность, трансцендентность и ценность нашего бытия. Эта трансформация почти всегда происходит в подростковом возрасте". Так оно и есть. Обычно мужчина вытесняет это событие из памяти, но, покопавшись в своих воспоминаниях, он обнаружит, что в жизни все-таки был момент, когда, спотыкаясь, он бродил по Замку Грааля. Обычно это бывает в 15-16 лет, в одно прекрасное утро или в один прекрасный день. Человек просыпается среди ночи, выходит из дома и бродит при свете луны. Его поведение не имеет прямого отношения к влюбленности, но очень часто ассоциируется с ней. Это ощущение переживается в одиночестве. Бывают случаи, когда нечто подобное происходит с несколькими людьми одновременно, но, как правило, это опыт переживания в уединении. Мне вспоминается рассказ одного мальчика о том, как в пятнадцатилетнем возрасте, проснувшись в воскресное утро, он вылез через окно на улицу и отправился встречать восход солнца. Потом, снова через окно, он вернулся в комнату и заснул, а проснувшись, встал, как ни в чем не бывало, сел завтракать и при этом вел себя так, словно с ним ничего не случилось. Но те два часа, пока всходило солнце, он находился в Замке Грааля. Некоторые люди достаточно мудры, мужественны и честны, чтобы записать то, что с ними происходило. Поэты называют "золотым миром" такие рассветы в начале сознательной жизни, когда переживаются красота и состояние экстаза. В материальном мире Замка Грааля не существует. Это внутренняя реальность, переживание, присущее духовной сфере. Такое определение мне кажется самым удачным из всех возможных на уровне сознания. Мальчик проснулся с каким-то новым ощущением прилива энергии, необычайной восприимчивости, силы и проникновенности. Это был Замок Грааля. Его нельзя описать, в нем нельзя остаться, и подобное уже никогда не повторится. Люди часто насмехаются над подростками, переживающими путешествие в Замок Грааля,- никогда не следует этого делать. Для них это святое. Вряд ли когда-нибудь с ним случится что-либо более прекрасное, более важное и более значимое для формирования личности. Но, покинув Замок Грааля, мальчик становится тихим и задумчивым. Он не может думать ни о чем другом. С тех пор, как он увидел Замок Грааля, у него ни к чему не лежит душа. Даже вытеснив из сознания свои воспоминания о чудесном замке, он будет чувствовать, как они гложут его изнутри, из глубины бессознательного. Существует древняя мудрость, дошедшая до нас из глубины средних веков: человек дважды имеет возможность пережить Божественное озарение и побывать в "Золотом мире": первый раз - в раннем подростковом возрасте и второй раз - в 45-50 лет. Спустя годы Парсифаль вернется в замок Грааля и задаст главный вопрос, которого не задал раньше. Но в первый раз он лишь брел наобум, спотыкаясь и оглядываясь по сторонам, не сумев сориентироваться в незнакомой для него ситуации. Ни один мальчик, впервые попав в Замок Грааля, не сможет сразу стать хозяином положения. Он не справляется с ситуацией, но чувствует это и очень переживает. Для него эта ситуация почти фатальна. Иногда такие переживания даже губят человека, но чаще всего в дикой и необузданной форме толкают его на поиски Священной Чаши. На всю жизнь у него остается мотивация (иногда - осознанная, иногда - нет) к продолжению поисков Замка Грааля, где однажды он испытал настоящее счастье, познал подлинную радость, совершенную красоту и истинное наслаждение, насколько это вообще возможно. Потеряв все это, он снова превратился в искателя, назойливого, пытливого нахала, колесящего вдоль и поперек по всей земле в поисках красоты, которую он однажды увидел, да и то мельком. Духовный голод заставляет его хвататься за все подряд, и он пытается, не переводя дыхания, делать одно, другое, третье, занимаясь поисками Священной Чаши. Чаша Грааля дает ее обладателю ощущение целостности и полного удовлетворения. Если вы переживали что-то подобное, то знаете, как трудно после этого вернуться к обычной жизни. Совершив ошибку, то есть не задав вопроса, о котором ему сказал Гурнамонд, Парсифаль не мог дольше оставаться в замке Грааля. Он промолчал, следуя совету матери. Его материнский комплекс не позволил юноше остаться в замке Грааля. Более того, полный смысл всего, что произошло, оказывается еще более глубоким. В замке Грааля существовало предание о том, что однажды туда забредет наивный дурачок, задаст роковой для Грааля вопрос и тем самым прекратит мучения Короля-Рыбака. Каждый обитатель замка, за исключением Парсифаля, знал это предание и внимательно наблюдал за поведением юноши, который по всем приметам был тем самым придурковатым простофилей, от которого следовало ожидать исцеляющего вопроса. Существующий у мужчины материнский комплекс не позволяет ему в первый раз остаться в Замке Грааля. Только вырвавшись из материнских объятий и задав в Замке Грааля главный вопрос, он сможет там остаться. Можно выделить шесть разновидностей отношения каждого мужчины к фемининности. Все шесть для него очень значимы, и каждой из них присуще характерное именно для нее благородство. Трудности начинаются тогда, когда эти разновидности смешиваются между собой. Эти затруднения становятся самыми серьезными проблемами в жизни мужчины. Ниже я перечислю все шесть составляющих фемининности, с которыми мужчине так или иначе приходится иметь дело. Его кровная мать. Это земная женщина, его родная мать во всей ее человеческой уникальности, с конкретными чертами характера и индивидуальными особенностями. Его материнский комплекс. Он полностью содержится во внутреннем мире мужчины. В нем сосредоточено регрессивное стремление снова стать ребенком и по-прежнему зависеть от матери. В материнском комплексе каждого мужчины можно обнаружить и скрытую надежду на неудачу, и замаскированное желание потерпеть поражение, и подспудное любопытство, возникающее при виде смерти или несчастных случаев, и постоянное и настойчивое требование заботы, нежности и внимания. Этот комплекс поистине отравляет всю психологию мужчины. Его архетип матери. Если для психологии мужчины материнский комплекс - сущий яд, то архетип матери - чистое золото. Это проявление в человеке женской части божественного начала, изливающейся из вселенского рога изобилия. Это бьющая через край и не имеющая границ щедрость, которой мы пользуемся постоянно. Без этой щедрости материнского архетипа мы не сможем прожить ни минуты. Для нас он всегда связан с надежностью, опорой и поддержкой Его прекрасная дама. Это составляющая фе-мининности психической структуры каждого мужчины, его внутренний партнер и вдохновительница в течение всей его жизни, самое очаровательное и самое чистое создание. Для Парси-фаля это Бланшфлер, для Дон-Кихота Ламанч-ского - прекрасная Дульсинея Тобосская, Беатриче - для Данте в "Божественной Комедии"*. Именно она придает жизни ощущение красоты и смысла. Юнг назвал эту часть мужской психики анимой; именно анима придает мужчине, да и всей жизни в целом, духовное измерение. o Его жена или подруга. Это женщина из плоти и крови, которая делит с мужчиной жизнь. Она же является для него близким человеком и на ежным партнером. o София, Божественная Премудрость, женская половина Бога, Шикхина - в мистике иуда изма. Как правило, мужчина бывает потрясен, узнав о том, что Мудрость непосредственно связана с фемининностью. Но, по крайней мере, так утверждают все мифологические системы. Все без исключения перечисленные выше аспекты фемининности полезны для мужчины, даже материнский комплекс, с которым ему очень сложно справиться. Для полного восстановления Фаусту потребовалось войти в контакт со своим материнским комплексом, который унес его во вселенскую материнскую обитель. К серьезным проблемам может привести лишь смешивание разных аспектов фемининности, что заставляет людей чувствовать себя несчастными. Человечество всегда чрезвычайно склонно к тому, чтобы все смешивать, запутывать и принимать одно за другое. Стоит посмотреть на некоторые примеры такой путаницы, чтобы понять, каких плачевных последствий можно ожидать. Если мужчина не отличает родную мать от материнского комплекса, то вследствие регрессивной природы комплекса он будет постоянно осыпать ее упреками: он будет видеть в ней ведьму, которая хочет его погубить. Ненависть к матери или к женщине, которая ее заменила, вызванная регрессивным материнским комплексом,- очень характерная для многих молодых людей черта. Если мужчина смешивает внутренний материнский образ с архетипом матери, он будет видеть в матери богиню, которая его оберегает, и ожидать от нее защиты, ибо именно такова главная функция материнского архетипа. Он будет предъявлять чрезмерные, доходящие до смешного претензии к материнскому аспекту окружающего мира и ожидать безмятежной Из жизни, не прилагая для этого никаких собственных усилий*. Если происходит смешение анимы, то есть прекрасной дамы, с материнским образом, мужчина постоянно ожидает от своей внутренней женщины материнского отношения. Очень часто смешиваются супружеский и материнский аспекты. В таком случае вместо ожидания, что женщина станет ему партнером и товарищем, мужчина предполагает, что жена заменит ему мать. Тогда она будет слышать его непрерывные требования удовлетворения его потребности в материнской любви и ласке. Так как в жизни каждого мужчины влияние Софии не слишком заметно, этот аспект могут увидеть далеко не все. Если мужчина путает Софию с родной матерью, он наделяет мать божественной мудростью, которой не может обладать ни одна смертная женщина. "Мама лучше знает" и архетип Софии - сочетание не из лучших. Остальные варианты всевозможных смешений и сочетаний я оставляю читателю для самостоятельного исследования. Они все без исключения неблагоприятны. Но хочется повторить: негативна не сама по себе фемининность, а смешение ее разных аспектов и уровней ее осознания. Иначе говоря, он, как ребенок, будет ожнда! ь от окружающих внимания, заботы и одобрения. (Примеч. пер.) Если переживания в священном замке слишком сильны для мальчика, они могут лишить его инициативы делать что-то в будущем. Слоняющиеся вокруг да около юноши иногда могут послужить примером молодых людей, полуослепших после посещения Замка Грааля. Для большинства мужчин это воспоминание о пребывании в Замке Грааля настолько сложно, больно и непостижимо, что они немедленно вытесняет все происходившее с ними и отвечают, что ничего не помнят. Но вытеснить эти переживания в бессознательное, как, впрочем, и любые другие,- не значит от них избавиться. Они будут постоянно о себе напоминать, скрываясь за каждым деревом, за любой дверью, выглядывая из-за спины первого встречного. Так, задиристое поведение мальчика оборачивается для него переживанием в Замке Грааля. Это переживание вызывает боль, которую невозможно вытерпеть, но он пытается доказать самому себе, что достаточно вынослив, и не обращать на нее внимания. Но жажда обладания Чашей Грааля стоит всех этих переживаний. Ощутив эту жажду внутри, вы испытываете чрезвычайно острое ощущение. Мужчина, у которого хватит мужества, поймет, о какой жажде идет речь. Это духовный голод, требующий насыщения. Человек должен что-то добыть, точно не зная, что именно. Тогда свободный вечер вселяет в молодого человека беспокойство. Он должен что-то предпринять, иначе просто взорвется. Многие рекламные агенты очень умело играют на таком мужском голоде. Я не совсем точно представляю степень осознания ими этого голода, но они очень хорошо его используют. Упомяните вскользь о Граале - и вы можете продать мужчине почти все. В какой-то степени этот голод может служить причиной стремления современных молодых людей к наркотикам, уводящим на волшебный путь возвращения к экстазу Грааля. Наркотики дадут возможность экстатического переживания, но это порочный путь. Истинный путь не занимает всей жизни, но он очень долгий. Его нельзя сократить. Опыт Грааля опасен. Как уже упоминалось, избыточный или несвоевременный опыт может привести к психозу. Навесной мост исчезает слишком быстро, и человек остается в ловушке. Очень больно наблюдать за тем, что происходит, но это случается почти с каждым мужчиной: если он надеется, что его желание исполнится, и чувствует в себе зов Грааля, то готов заплатить любую цену. Если даже на следующее утро ему суждено умереть, он все равно будет добиваться своего, пытаясь утолить жажду Грааля. Его поведение иррационально, он почти не признает никаких ограничений. Многие стремления и желания, возникающие в позднем подростковом возрасте,- отчаянная храбрость, гонки по трассе со скоростью девяносто миль в час или наркотики, даже если их действие разрушительно для человека,- вызваны неосознанной жаждой Грааля. Мальчик почти всегда превратно истолковывает возникшее у него вулканическое извержение чувств. Вследствие действия бессознательного механизма защиты он переводит свои чувства в настроение, но при этом причиняет себе больше вреда, чем пользы. Прежде чем решать главную задачу, он должен решить проблему своего настроения. Многие подростки не могут справиться с такой проблемой, и это очень мешает их личностному росту. Главный вопрос жизни, связанный с обретением Чаши Грааля, отходит в сторону, и человек становится жертвой своего настроения. Своим поведением мальчик напоминает капризного старичка. В западной культуре существует почти полное согласие между философами и поэтами в отношении трагизма жизни. Трагедия - очень подходящее определение явления, которое нам приходится наблюдать. Мужчина, погруженный в проблему Грааля, - это трагический герой. Здесь слово "трагедия" несет в себе вопрос, на который мы не можем получить ответ или на который вообще нет ответа. Таков западный мужчина и его отношение к Замку Грааля. С наступлением среднего возраста мы начинаем испытывать тягу к чему-то недостижимому. В этом трагическая сторона жизни. Искренний мужчина, если вы поинтересуетесь, как у него идут дела, может ответить вам так, как однажды честно ответил мне один знакомый: "Да, Роберт, я уткнулся в стенку лбом". Средний возраст - это время между двумя посещениями Замка Грааля. Мужчина трудится, выполняет свои обязанности, расплачивается с кредиторами, следит за успеваемостью детей и добивается в своем деле каких-то успехов. Но при этом он не получает от жизни полного удовлетворения, ощущая глубоко внутри жгучую потребность оказаться в Замке Грааля. Давайте параллельно проследим развитие девочки. Она никогда не покидает Замок Грааля. Это очень характерная черта, отличающая женщину от мужчины. Женщина сохраняет и несет в себе ценность красоты, тепла, ощущение домашнего очага - всего, что совершенно отсутствует у мужчины. Я не думаю, что мужчина больше, чем женщина, предрасположен к творчеству. Но его творчество принимает иную форму. Творческий порыв и импульсивность мужчины обусловлены тем, что он покидает Замок Грааля. Женщина открывает то, что существует всегда, а мужчина выходит за пределы и творит что-то новое или, по крайней мере, думает, что творит. Эйнштейн как-то сказал: "Сейчас я наслаждаюсь одиночеством, которое так тяжело переносил в молодости". Довлеющее чувство одиночества у мужчины - это его болезненное переживание Грааля. Действительно, очень тяжело видеть вокруг себя красоту и вдруг оказаться с пустыми руками. Многие мужчины видят спасение от одиночества в реальной женщине из плоти и крови, пытаясь превратить конкретную женщину в собственный Грааль. Разумеется, из этого ничего не выходит, так как в материальном мире, который они хотят заставить отвечать своим внутренним потребностям, Замка Грааля просто не существует. Очарование восточных религий заключается в том, что они прямо ставят вопрос о Граале. Восточные люди не такие прямолинейные, как западные; они никогда так не стремятся попасть в Замок Грааля и не выходят из него, прилагая для этого такие усилия. Глядя на западного человека, восточный человек недоумевает: "Какая сила в мире так действует на людей, и какая жажда делает их столь одержимыми?" Вот почему восточная философия и соответствующий образ мышления становятся для нас весьма привлекательными. Но, с моей точки зрения, они не очень эффективны, ибо не могут непосредственно влиять на жизненную ситуацию. Западный человек не может себе позволить просто "быть", как это позволяет себе человек восточный. Мы слишком дезинтегрированы, чтобы прямо и сразу войти в эту религию и философию. Для нас более полезен миф о Граале, так как именно в нем находятся корни западной психологии. Разумеется, это несколько упрощенное представление. Теоретически мужчина может в любое время попасть в Замок Грааля. И совершенно не обязательно, что это произойдет только дважды. На протяжении всей жизни у мужчины появляются такие моменты, когда он получает некоторую долю переживаний Грааля. И ему это хорошо помогает. Если бы человек смог перечислить все, что дает ему возможность испытать подобные переживания, этот список стал бы для него откровением. Почти всегда эти вещи и обстоятельства не представляют большого значения: например, то утро, когда хрустящий тост показался необычайно вкусным; или та суббота, когда, повернув за угол дома, он увидел облака редкой, необыкновенной формы; или тот день, когда какой-то совершенно незнакомый человек, проходя мимо, сделал ему комплимент. Почти никогда событие, которое на какой-то момент позволяет человеку еще раз соприкоснуться с переживанием Грааля, не бывает масштабным и драматическим, чаще оно оказывается второстепенным и незначительным. Навесной мост через ров, опоясывающий замок,- намек на природу Замка Грааля. Этого моста нет в действительности, он представляет собой внутреннюю реальность, внутреннее видение. Это - поэзия, опыт мистического переживания. Человек, занимающийся поисками Грааля, должен это понимать. Одна из наиболее серьезных ошибок в таких поисках связана с ожиданием найти в Замке Грааля счастье, связанное с конкретными предметами, или с реальными обстоятельствами, или с каким-то определенным местом. Ничего подобного не происходит, ибо Замок Грааля - не заповедная территория.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|