|
Гуманные отношения в пренатальном развитии
Гуманные отношения в пренатальном развитии
10 Гуманные отношения в пренатальном развитии План 1. Перинатальная психология и психика младенца 2. Внутриутробное развитие плода с точки зрения психологии 3. Роль музыки в пренатальном воспитании 4. Понятие гуманных отношений 5. Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии 1. Перинатальная психология и психика младенца Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение перинатальных матриц, заключающаяся в признании долговременной памяти у плода на события, происходящие во время беременности, родов и послеродового периода. Эти события формируют элементы подсознания, проявляющиеся в последующей жизни и определяющие особенности психических реакций на те или иные события. Особенно большое информационное поле в формировании перинатальных матриц занимают роды. В связи с этим акушер-гинеколог, психолог должны иметь представление о влиянии особенностей течения беременности, родов и послеродового периода на формирующуюся психику ребенка и создавать благоприятные условия, способствующие положительной направленности этого процесса. Наиболее действенным мероприятием в этой связи может и должна быть комплексная подготовка беременной к предстоящим родам, предусматривающая усвоение минимальных знаний по физиологии беременности и родов (образовательная программа), привитие элементов родительской культуры (воспитательная программа), оценку состояния здоровья и адаптационных возможностей организма беременной с целью проведения лечебно-профилактических мероприятий (оздоровительная программа. На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о природе ребенка в утробе матери или в момент рождения. Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны и беспомощны; младенцы не обучаются или не запоминают; младенцы не способны к проявлению эмоций; и младенцы не чувствуют боли. Эти воззрения вводили в заблуждение родителей и направляли по неправильному пути профессионалов, работающих с детьми грудного возраста. Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что на том этапе существовали научные подходы и методы, не позволявшие адекватно оценить природу младенцев во чреве матери или при рождении. Видимо, наиболее крупным нашим просчетом, как профессионалов, была общепринятая идея о том, что полным мерилом разума, собственного "Я" и души является мозг. Господствовала точка зрения, что мозг плода и новорожденного не мог обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцептивной деятельности, в том числе удовольствия или боли. Нейроанатомия не поддерживала идеи о существовании "психики" в период внутриутробного развития. Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность /Chemberlin, 1994/. Ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и играх /Piontelli, 1992/. Д-р Арабин и его коллеги /1996/ зафиксировали первые реакции близнецов на прикосновение в возрасте 9 недель. С помощью ультразвукового исследования родителями была подтверждена агрессия плода в отношении игл, вводимых в матку при амниоцентезе на 16-й неделе беременности. Младенцы целенаправленно и неоднократно атаковали цилиндр шприца - и это происходило на этапе, когда глаза плода были еще не развиты и веки сращены. Такая демонстрация "кожного зрения" и великолепная координация движений, обеспечивающая достижение цели и отражающая присутствие желания, наличие задачи и настоятельной необходимости ее решения, бросает вызов традиционному объяснению феномена. В ходе ряда экспериментов было показано, каким образом тесное взаимодействие младенцев с родителями проявляется в формировании предпочтений в отношении изучения музыке, чтения прозы, стихов и восприятия звуков родного языка матери Такие эмпирические данные дают новые факты, подкрепляющие убежденность многих психотерапевтов в том, что эмоциональные и ментальные патологии развиваются в результате травматических событий в процессе внутриутробного развития и при рождении. Использование разнообразных клинических методов позволили Фрэнку Лэйк /Frank Lake/ в Англии /1997/, Томасу Верни /Thomas Verny/ в Канаде /1986/, Людвигу Янусу / Ludwig Janus/ в Германии /1997/, и Артуру Янову /Arthur Janov/, Дэвиду Чику /Dawid Cheek/ и Дэвиду Чемберлину /David Chamberlin/ в США /1999/ провести убедительные параллели между травмами и симптомами, проявившимися в дальнейшей жизни пациентов. Исследования, как правило, подтверждают, что младенцы замечают и проявляют интерес к окружающей их среде. Их чувства выражаются языком тела: в резких изменениях дыхательных движений, агрессивном поведении или отступлении /Chemberlin, 1999/. Скрупулезное ультразвуковое обследование гортани плода в продольном направлении обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель /Ramon у Cajal, 1996/. После этого момента фонация проявляется во внутриутробном плаче, это явление, значимостью которого пренебрегли, было давно установлено и документально подтверждено. После рождения, благодаря более сформированным мышцам и окружающей воздушной среде, фонация выражается в крике протеста при рождении и быстро перерастает в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни. Задолго до формирования способности к официальному общению младенцы в утробе матери, по-видимому, остро ощущают то, что их матери (и отцы) говорят и делают. Создается ощущение, что младенцы знают, желанны они или нет, как показывают исследования такой телепатической связи у младенцев в утробе матери /Cheek, 1986/. Применение различных терапевтических методов показало, что младенцы способны к измененным состояниям сознания, таким как внетелесные впечатления (out-of-body experience), впечатления о состоянии, близком к смерти (near-death experience), и воспоминание о прошлой жизни (past life recall) /Bowman, 1987; Chamberlin, 1999/. Несмотря на свою поразительность, эти данные, полученные в ходе исследования младенцев в утробе матери, соответствуют результатам исследований тех же состояний у детей и взрослых /Stevenson, 1987; Grof, 1998; Ring 1984/, что служит дополнительным подтверждением того факта, что "младенцы" обладают активной и восприимчивой психикой. Вне всяких сомнений, младенцы представляют собой не то, что мы о них думаем. Аналогично, недавно проведенные исследования "кожного" зрения у слепых людей в состоянии сознания, близком к смерти, показали, что этот феномен является аналогичным фетальному зрению во время амниоцентеза на сроке 16-ти недель беременности /Ring & Cooper, 1997/. У человеческих младенцев и взрослых людей проявились одинаковые физический возможности. Несмотря на то, что психика и психология имеют единый корень, происходящий от греческого слова psychebl - душа, современные психологи не считают, что психика включает такие понятия, как разум, собственное "Я" и душа, предпочитая определять психику как функцию мозга. Однако парадигма мозговой деятельности не объясняет контактов на разных сроках развития и способности плода к пониманию на ранних этапах беременности. Проанализировав целый ряд экспериментальных, клинических и жизненных фактов, я настаиваю на том, что психика (в смысле разум, собственное "Я" и душа) действительно существует во время вынашивания плода вне зависимости от развития мозга. Эта психика постоянно накапливает опыт, полученный через память и обучение, и совокупность способностей к получению знаний, по- видимому, является врожденным, а не благоприобретенным свойством /Chemberlin,1998/. Рассматривая младенца с позиции "разум = собственное "Я" = душа", мы понимаем, что любой период времени реален, приобретение опыта происходит постоянно, и эти впечатления могут принести и "радости и горести". Это подчеркивает значимость впечатлений, полученных конкретным младенцем от зачатия до рождения. Проявляя заботу о младенцах, родители и профессионалы должны постоянно помнить об их врожденной восприимчивости, духовной индивидуальности и желания, чтобы к ним относились как к людям. Таким образом, д-р Чемберлен указывает на то, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства, проявляет социальное поведение в отношении близнеца и активно участвует через родителей в процессе изучения музыки, чтения прозы, стихов, в играх и освоении звуков родного языка. Наблюдения показывают, что младенцы проявляют человеческие черты, воспринимают как травмирующие, так и радостные ситуации, могут общаться телепатически и независимо от своего возраста обладают духовными возможностями. Все эти факты свидетельствуют в пользу того, что у младенца во чреве матери и новорожденного действительно есть "психика" в первоначальном значении этого слова: разум, собственное "Я" и душа. 2. Внутриутробное развитие плода с точки зрения психологии Многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных э оплодотворенной яйцеклетке. Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла в период беременности, испытывает и плод. Чувства и даже мысли матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики. Этот факт, заново открытый наукой, на самом деле стар как мир: Женщина всегда интуитивно знала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютной непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие другие народы првдерживались некоторых строгих традиций и правил для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для внутриутробной жизни и развития. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали цршгатальные клиники-, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переэшдали жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием готовились к родам. Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода в утробе матери. К ним относятся: Сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля), Эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками), 3) Способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, "записывать" информацию (область интересов физиков). Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качество эмоциональной связи между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и отрицательные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Нейрологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь он уже способен воспринимать все чувства матери, поэтому, чем богаче чувства ее, тем лучше развивается малыш. В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает "гормоны радости" (эндорфины). Они способны сообщать ощущение покоя или радости плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего человека. 3. Роль музыки в пренатальном воспитании Массив научной литературы, посвященный пренатальному обучению, стал формироваться в начале прошлого века. Врачи описывали реакции плода на звук автомобильного сигнала и музыку, проявляющиеся в виде учащенного сердцебиения и двигательной активности. Свой вклад в развитие этой отрасли знания внесли также исследования в сопряженных областях, неврологии и физиологии. В 1960г. исследования д-ра Ли Салк /Lee Salk / было доказано, что новорожденные сохраняют воспоминания о событиях в то время, когда они находились в матке, например, о сердцебиении матери; эти данные получили подтверждение в работах д-ра Де Каспера /De Casper/, Муроока /Murooka/ и других. Звук представляет собой активный действующий фактор во чреве матери с момента зачатия. Все в лоне матери пульсирует жизнью; можно слышать постоянный звук сокращения сердца и аорты матери, звуки, сопровождающие ее пищеварение, дыхание и амниотическое дыхание через рот плода. Исследования, проведенные д-ром Энтони де Каспером, Файфером /Fifer/ и другими учеными в 70-х годах, показали, что новорожденные дети могут распознавать голос своей матери и отдавать ему предпочтение в сравнение с другими голосами всего через несколько минут после своего появления на свет. Ультразвуковые приборы и сложные приспособления для внутриматочной регистрации дали возможность замерить интенсивность звука, который слышит плод, фильтрующий эффект жидкости, находящийся внутри плодного пузыря и ряд других показателей. На основании полученных результатов стала формироваться картина практического использования звуковых сигналов. Для стимулирования жизни, протекающей в лоне материнского организма, в течение последних двадцати лет было разработано несколько музыкальных программ, и работа в этом направлении продолжается. Некоторые программы были разработаны психологами, другие - терапевтами, специализирующимися на лечении музыкой, и музыкальными педагогами. "Сердечная программа" представляет собой программу ранней пренатальной стимуляции, разработанную д-ром Брентом Логаном /Brent Logan/, специалистом в области эволюционной психологии, пионера нейро-генетического направления исследований и директором Института раннего обучения в США. Программа записана на шестнадцати аудиокассетах, называемы "Беби-кассеты"; будущая мать вставляет их в проигрыватель, укрепленный в поясе вокруг живота, и проигрывает их в течение двух часов ежедневно, начиная с середины беременности. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Д-р Логан считает, что таким образом пренатальные младенцы подготавливаются к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды. Первые младенцы, прошедшие обучение по этой программе, появились на свет в 1987г., результаты эксперимента документально подтверждены. У этих детей высокий коэффициент умственного развития, они проявляют склонность к творчеству, способность к межличностным отношениям, отличаются стабильностью характера и опережающим физическим развитием. Несмотря на такие замечательные результаты, ценность этой программы считается сомнительной, некоторые ученые считают, что она влияет на нашу генетическую копию. С точки зрения Ж. Уитвелл, размещение какого-либо оборудования на животе будущей матери не всегда оправдано. В этом случае используется механическое оборудование, и отсутствие человеческого взаимодействия приводит к дегуманизации обучения, как если бы мы посадили ребенка перед экраном телевизора и ожидали, что он при этом усвоит положительные человеческие ценности. Она считает, что тех же преимуществ можно достичь в процессе живого взаимодействия матери и супружеской пары с музыкой, в этом случае положительный эффект будет более явно выражен, ибо имеет место внутренняя связь с ребенком. В 1989 г. Лорна Земке /Lorna Zemke/ разработала программу для супружеских пар, ожидающих ребенка. Ее курс "Музыка для нерожденного ребенка" предназначен для обоих родителей, с тем чтобы помочь им установить контакт со своим ребенком во время беременности. Цикл из шести уроков состоит из еженедельных занятий, проводимых в последние три месяца беременности. Занятия включают народные песни, колыбельные, некоторые движения, релаксацию и игру на инструментах. Гинекологом Рене Ван де Карр /Rene Van de Carr/ совместно с д-ром Марком Лерером /Marc Lehler/ в 1983 г. была подготовлена программа пренатального обучения, которая заменила обучение в Пренатальном университете, созданном в 1979 г. Родители стимулировали плод и реагировали на движения своего нерожденного ребенка. Д-ром Ван де Карр было установлено, что при стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Таких младенцев, прошедших пренатальную стимуляцию, обычно характеризуют, как живых, обладающих повышенными адаптационными способностями, социально ориентированных, с опережающим физическим и речевым развитием. Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. Пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность встречи с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Такой контакт способствует развитию форм общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности. Это основной и самый действенный принцип человеческих отношений, из которого развивается все остальное. В зависимости от тех эмоций, которые испытывала мать во время беременности, самыми ранними ощущениями плода в утробе матери и более поздними эмоциями, испытанными малышом в жизни, могут стать чувство плохого или хорошего, комфорта или дискомфорта, удовольствия или боли, ощущение того, желанный ты ребенок или нет. Потребность в любви с самого начала жизни человека неоспорима, и ее недостаток отражается на всех нас (в качестве одного из примеров этого можно назвать вспышки насилия, появляющиеся в разных странах мира). Основанная на любви привязанность устанавливается только в результате частых и регулярных контактов с младенцем. Мишель Оден /Michel Odent/, французский гинеколог, считает, что у женщин существует глубокая потребность петь для своих детей, и что этому процессу мешают медицинские процедуры во время родов. На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых и спокойных ребятишек, способных быстр и легко адаптироваться в самых разных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать. В прошлом женщины во всем мире пели своим детям колыбельные, в последние годы эта традиция предана забвению. Колыбельные имеют большое значение не только из-за своей эмоциональной наполненности, но еще и потому, что в утробе матери ребенок получает первые уроки языка. Интонации родного языка передаются главным образом через пение, обладающее более широким частотным спектром, чем разговорный язык. Музыка и язык имеют ряд общих элементов: высоту тона, тембр, интенсивность и ритм, по этой причине музыка подготавливает ухо, тело и мозг к восприятию, обобщению и воспроизведению звуков языка. Поэтому музыку можно считать неким долингвистическим языком, который создает почву для обучения и стимулирует наше формирование в различных его аспектах. Важно, что в далекие времена речь представляла собой песню, и, следовательно, пение появилось раньше речи. Этот факт находит свое подтверждение в таких дисциплинах, как филология и музыковедение. Ребятишки, появившиеся на свет от глухих матерей, были лишены этих важных первых уроков по развитию языка. Следует заметить, что находящийся в матке младенец слышит голос матери с некоторыми искажениями, а другие доносящиеся извне голоса заглушены еще сильнее, особенно это касается звуков высокой частоты. Д-р Траби /Truby/ отмечал, что после шести меряцев плод двигается в соответствии с ритмом материнской речи. Плод начдрает изучать язык, находясь в матке. Он установил, что голосовая спектрограмма первого плача младенца в возрасте 28 недель уже соответствует интонациям, ритмам и другим речевым характеристикам матери /Уитвелл Ж., 2001/. В России также существуют методы пренатального воспитания. Одним из них является "Сонатал" /1984/ - метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия, разработанный руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Михаилом Лазаревым. Метод "Сонатал" заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и визуализируя свои ощущения на рисунке. Все мамы, пройдя этот метод, отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную, и даже управлять их развитием. Найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ. Полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка. Проведенные исследования позволяют выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление). Таким образом, дородовый период рассматривается как период, в котором с помощью специальных методов ("Сонатал") возникает импритинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями. Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными, позволяет выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импритинга /Лазарев М.Л., 1999/. Научные исследования плода в течение последних десятилетий дали возможность составить более адекватное представление о жизни в утробе матери и развитии ребенка по сравнению с тем, которое существовало раньше. Обнаруженные факты свидетельствуют, что нерожденный младенец -слышащее, чувствующее и ощущающее существо. Этот младенец плачет, чувствует боль и внимательно прислушивается, находясь в матке. Исследования подтверждают, что в его развивающейся памяти фиксируются как приятные, так и неприятные события, пережитые им в лоне материнского организма. Близнецы позволяют нам подсмотреть социальные аспекты своей жизни, увидеть, как они дерутся, играют, заботятся друг о друге. Младенцы во чреве матери еще до рождения накапливают свой личный жизненный опыт. У нас не может быть от них секретов, и рано или поздно это проявится в их дальнейшей жизни. Родителями становятся еще до появления ребенка на свет, в момент зачатия или даже раньше, независимо от того, осознаем мы это или нет. Поэтому наша главная задача как будущих родителей со всей серьезностью отнестись к этой миссии, мы должны воспитывать своего нерожденного ребенка не только физически, но и эмоционально, умственно и духовно /Whitwell, Giselle, E., 2001/. 4. Понятие гуманных отношений Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и пр. Гуманные отношения рассматриваются в широком социокультурном контексте как совокупность гармоничных отношений к миру, другим людям и себе самому. Тогда гуманные отношения выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир -приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются им как сострадание и сорадование и стремление к защите, содействию, помощи. В гуманных отношениях воплощено развитие и проявление важнейшей личностной субстанции - категории совести, т.е. внутреннего различения субъектом добра и зла, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка (своего и чужого), с точки зрения нравственной цензуры. Если проявляется отношение к человеку как к ценности, то другой человек приобретает личностный смысл - это и есть гуманные отношения, которые выступают как идеальная норма, обеспечивающая оптимальное жизненное равновесие и развитие. Рассмотрение социально-психологических свойств как внутренних предпосылок гуманных отношений. Одним из таких свойств является способность встать в позицию другого, отнестись к другому, как будто этим другим является он сам, т.е. способность к идентификации. Эта способность является важнейшим условием понимания состояния другого человека -сопереживания и сорадования. 5. Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии В свете современной социально-политической, экологической, демографической, экономической обстановки, в современных сложившихся условиях проблема сохранения человека как вида встала наиболее остро, как никогда. Беременность - это основа основ сохранения человеческого рода. В мире ежегодно совершается от 25 до 60 (по разным источникам) млн. абортов. Современное цивилизованное общество требует особого, гуманного отношения к еще нерожденному ребенку. Аборт как антигуманное отношение За год работы с беременными женщинами, а также при анализе соответствующей литературы я попыталась выделить (условно)/ приблизительно составить классификацию кризисной беременности: 1. Прерывание непатологической беременности 2. Прерывание патологической беременности (рассмотрим различные возможные варианты) Социальная группа экономические соображения религиозные правовые (изнасилование, умышленное провоцирование выкидыша )* расово-национальные воззрения возрастной показатель (подростковая, поздняя беременность) и как случаи с особым психолого-консультативным подходом так называемые группы риска: алко- и наркозависимые беременные,1 а также ВИЧ-инфицированные П. Медицинская группа патология плода хронические заболевания матери аномальная беременность (внематочная) угроза выкидыша/ естественный выкидыш синдром внезапной детской смерти (антенатальная, неонатальная гибель) Прерывание непатологической беременности В этом случае речь идет о прерывании нормальной, здоровой беременности. Когда женщина идет на прерывание - "данный ребенок, в данный момент не нужен". В этом случае наблюдается халатное отношение женщины к беременности и ребенку, находящемуся в утробе. Аргументации, по которым может быть прервана беременность,приводятся, как правило, женщинами такие: "надо сначала доучиться, а потом детей рожать", "ребенок сейчас будет препятствовать моей карьере", "сейчас нет денег", "беременность "по залету", "отцу ребенка ребенок не нужен", "чтобы мама не узнала" и пр. Таким образом, можно привести общую (приблизительную) классификацию известных аргументаций: 1. Неудачная контрацепция 2. Незаконченное образование 3. Препятствие карьере 4. Нарушенные взаимоотношения 5. Отсутствие денег Целесообразность разъяснения женщине: без осознания факта беременности женщина с легкостью идет на прерывание. Женщина смотрит на данную беременность, как на "несерьезную" проблему, как на "оплошность", допущенную при половом акте ("неудачное использование средств контрацепции " ). В работе с беременной необходимы разъяснительные пособия (в американских и европейских клиниках, женских консультациях эта работа считается обязательной). Разъяснительная работа - предоставление информации о внутриутробном развитии плода, а также ходе и возможных последствиях прерывания беременности (данная работа проводится на любых сроках беременности отмеченной группы). 1. Мини-аборт (зародышевая стадия) - уничтожение еще несформированного человека 2. Аборт (фетальный период) - уничтожение ребенка со сформированным организмом (наличие сердцебиения, сложившейся закладки жизненно важных органов и т.д.) Это обязывает нас как специалистов на проведение интенсивной разъяснительной работы с предоставлением в распоряжение матери, беременной женщины наглядных пособий, муляжей (внутриутробный младенец, зародыш), книг, брошюр с необходимой информацией (медицинский, психологический, нравственный, правовой аспект) и пр. Первичная информация, которая исходит от лечащего врача-гинеколога, к которому обратилась женщина с просьбой о прерывании беременности. Необходимо выделить момент, когда в отношения вступает психолог. При этом должны быть выдержаны правовые нормы. Психологическая поддержка беременной - на 2-м приеме. Я считаю, что психолог включается как обязательное звено работы сразу после сдачи анализов и перед направлением в абортарий. Процедура включения психолога обязательна во всех случаях прерывания беременности. У нас есть обязанности - предостеречь женщину. Данная схема является предположительной и в ней возможны доработки. В свете российского законодательства, которое не предусматривает уголовной ответственности за аборт, психолого-консультационная помощь должна быть оказана как факт повышенной актуальности. Аборт (на всех сроках беременности) - в современном его понимании, есть убийство (Ассоциация "Право на жизнь","Рго Life", "Жизнь" и др.). Аборт, как факт убийства, признан всеми цивилизованными странами и преследуются по закону. Современный цивилизованный мир обращен к детству и пытается его всячески уберечь, начиная свою охрану с самых ранних периодов - периода внутриутробного развития человека. Новейшие американские и европейские подходы направлены на гуманизацию родов, на гуманизацию протекания беременности, на гуманизацию, защиту материнства и детства, создание соответствующих условий. Наша страна сегодня особенно нуждается в подобного рода программах. П. Прерывание патологической беременности (в акушерско-гинекологической практике - прерывание беременности по медицинским показаниям). /Это спорный вопрос, ответ на который ищут ученые, врачи, психологи, волонтеры, священники, юристы, люди всего земного шара. Каждая страна, нация, религия имеет свои разрешения и допущения./ 1. Врожденные пороки развития плода. На генетическом уровне (генные мутации, хромосомные аномалии), либо в результате внутриутробного инфицирования плода (вирусы герпеса, краснухи, хламидиоза, ЦМВ, гриппа и пр.), например, синдром Дауна, синдром Альтцгеймера, гидроцефалия, микроцефалия, анэцефалия, множественные пороки развития, врожденные уродства и т.д. Сохранение подобной беременности может привести к невынашиванию беременности, анте- или перинатальной гибели ребенка, либо рождению аномального ребенка. Это один из сложнейших случаев: во-первых, осознание женщиной (парой) факта патологической беременности; во-вторых, женщина (супружеская пара) поставлена в ситуацию выбора - прервать (возможно) желанную, запланированную беременность, прекратить существование любимого ребенка, зная, что перспективы на выживание и дальнейшее развитие малы. Это трудный выбор, т.к. речь здесь не идет о нормальной беременности. Врачи рекомендуют прерывать данную беременность, но выбор остается за женщиной (супружеской парой). Безусловно, проявлением гуманного отношения в этой ситуации будет сохранение такой беременности и ожидание естественного разрешения событий (выкидыша, мертворождения, готовность родить и вырастить больного ребенка, если он окажется жизнеспособным), но это сопряжено с огромным риском. Если фактической угрозы для жизни женщины нет, то психолог в данном случае устанавливает субъективные воззрения беременной на сохранение данной беременности, и, не настаивая на сохранении, приводит реальные примеры из медицинской и психологической практики, когда пары сохраняли жизнь ребенка. 2. Прерывание беременности для спасения жизни матери в случае ее серьезного заболевания (тяжелая форма сахарного диабета, пороки сердца, миома матки, другие онкологические заболевания и т.д.). Обоснования международной организации "Право жизнь": "Токсикоз, серьезный диабет и тому подобные заболевания на поздних сроках. В таких случаях бывает необходимо прервать беременность для спасения жизни матери. Если этого не сделать погибнут оба. Лечение здесь состоит не в аборте, а в вызове преждевременных родов. Это попытка спасти обе жизни"/Уиллке Дж. и Б., 2001/. "Удаление пораженной раком или травмированной матки или другого органа у беременной женщины. Проводится хирургическая операция или другое лечение для спасения жизни матери. Гибель ребенка, если она происходит, является несчастным и нежелательным побочным эффектом. Если есть возможность нужно спасать и ребенка"/Уиллке Дж. и Б, 2001/. Внематочная беременность - когда оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется (имплантируется) не в эндометрий матки, а в маточной трубе или в брюшной полости. В таком случае развитие идет по тому же пути: зигота - эмбрион - плод, но вне матки. Если во время не удалить эмбрион, плод из тела женщины, то это может привести к разрыву маточной трубы, внутреннему кровотечению и гибели женщины. Поэтому, чтобы сохранить последующую фертильность женщины (ее способность к деторождению), а также жизнь женщины, оперативным путем ребенок удаляется из тела женщины. Здесь идет речь о спасении одной жизни, иначе можно потерять две. Обоснования организации "Право на жизнь": "К моменту проведения хирургической операции по поводу внематочной беременности развивающийся ребенок уже погибает, а зачастую и разрушается от кровотечения. В любом случае, такая хирургическая операция имеет первоочередной целью предотвращение смерти матери. Это - добрая медицинская практика, поскольку у ребенка нет шансов выжить. Даже если из трубы извлекается еще живой ребеночек, движение "Право на жизнь" разрешает это, поскольку в противном случае погибнут оба. У ребенка нет шансов выжить. Хирурги спасают жизнь матери. Если бы медицинские технологии позволили извлекать ребенка из патологического места и переносить его в матку, большинство сторонников врачебной этики сказали бы, что это нужно делать. Но поскольку современные технологии не позволяют этого, сегодня жизнь крошечного нового ребенка обречена" /Уиллке Дж. и Б., 2001/. Антенатальная гибель плода (неразвивающаяся беременность) -внутриутробная смерть ребенка, которая не заканчивается естественным выкидышем. Мертвый плод (ребенок) надежно удерживается маткой женщины, при этом может происходить рост плаценты, определенные обменные процессы; но уже не происходит роста и развития ребенка - главных показателей жизнеспособности. Таким образом, в утробе женщины могут начаться обратные биохимические процессы (разложение, гниение, мумификация плода). Данная беременность не является прогрессирующей, считается неразвивающейся (священники называют такую беременность замершей), т.к. уже все жизненно важные функции и циклы развития преостановлены. В таком случае беременность также искусственно прерывается, т.к. мертвый ребенок может стать источником интоксикации матери, что в свою очередь может привести ее к летальному исходу. В этом случае речь идет о спасении жизни и дальнейшего деторождения женщины. Психологическая работа: Это особая категория случаев, требующая очень мягкого подхода к женщине. Заключается в психологической поддержке женщине, оказавшейся в подобного рода ситуации. Важна работа психолога с посттравмирующей ситуацией, по психологической реабилитации утраты ребенка. Возможно разъяснение нормального протекания беременности, планирования последующей беременности. Психолог должен родить надежду в женщине. Надежда - это главное! Существуют четыре существенных качества, которые позволяют консультанту установить взаимоотношения с клиентом в ситуации кризисной беременности: эмпатия, честность, безусловное принятие и смирение /Дж. Томпсон, Э. Дэвис, 2001/. Эмпатия - это способность понимать, как человек воспринимает ситуацию/проблему и что он чувствует в отношении ее; и затем сообщить о своем понимании обратно человеку, одновременно сохраняя достаточную объективность, чтобы помогать ему. Как писал Маерофф (1971), "Чтобы заботится о другом человеке, я должен понимать ее и ее мир, как будто я нахожусь внутри его. Я должен быть способен видеть, как бы ее глазами, каков этот мир и как она сама видит себя. Вместо того, чтобы просто смотреть на нее со стороны, как будто она "редкий экземпляр", я должен быть способен оказаться с ней в ее мире, погрузиться в ее мир для того, чтобы изнутри почувствовать каковой ей представляется жизнь". Чтобы достичь эмпатии, мы должны иметь сбалансированную возможность оставаться объективными для того, чтобы мы могли помогать женщине сделать осознанный выбор, одновременно идентифицируясь с восприятием и чувствами женщины. "Если Вы сконцентрируетесь на анализе ситуации, Вы станете отчужденным. Если Вы войдете в отношения исключительно на уровне чувств, Вы окажетесь настолько эмоционально вовлеченными, что будете обездвижены и не в состоянии помогать. Когда Вы сведете свои интеллектуальные факты вместе с чувствами, Вы поймете, что чувствует женщина и почему она чувствует именно это, и испытаете сострадание/эмпатию к ней. После этого Вам нужно будет сообщить ей свое понимание и сочувствие" /Дж. Томпсон, Э. Дэвис, 2001/. Честность означает быть глубоко и свободно самим собой. Мы должны стремится к большей степени прозрачности и цельности в наших взаимоотношениях. Честность с точки зрения целей консультирования беременных предполагает быть самим собой в отношениях с консультируемой, не притворяясь кем-то, кем Вы не являетесь. Только в контексте честности и открытости может иметь место подлинное общение. "Честные люди хорошо чувствуют себя наедине с собой, и поэтому они не испытывают неудобства будучи собой во всех взаимодействиях с другими" /Герард Эган, консультант/. "Честный консультант "реален" - это открытый и искренний человек, который избегает фальши или игры в превосходство. Честность предполагает спонтанность без импульсивности и прямоту без равнодушной конфронтации. Это означает, что консультант является глубоко самим собой - его слова не расходятся с мыслями" /Гарри Коллинз, Христианское консультирование/. Смирение - учитывать тот факт, что решение принимает женщина. Наша задача - смириться с любым ее решением, а также заверить ее, что независимо от принятого решения она может обратиться к нам повторно. Безусловное принятие означает признавать, уважать и заботится о человеке, каков бы ни был его стиль жизни, не закрывая глаза на его поступки и не осуждая их, принимая его или ее вопреки им. Особенно важно выражать принятие чувств женщины. Даже если она злится или в отчаянии, ее чувства имеют ценность, и с ними нужно иметь дело, а не избегать или подавлять их.
|
|