Исследование отношений в семье
p align="center">2.3 Методы психотерапии и коррекции семейных отношенийСемейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье: «... именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.»Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. С. 71.. Подобно тому как традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к «медицинской модели» «нормализации» экспертом дефектного функционирования личности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяется следующим образом: «Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются, прежде всего, при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях». Будучи областью психотерапии, т.е. системы «лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного» Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. С. 13., семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, - это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989. С. 4. Выделяют следующие типы методик: 1. Указания (директивы) - это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий; при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой (здесь можно привести в пример всем известные «Вредные советы» Г. Остера). Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семьи поступят как раз наоборот. 2. Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие. 3. Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом «выплывают» проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить. 4. Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели: · коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений; В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными: · обучение членов семьи методам дискуссии; Приведем некоторые правила ведения дискуссии Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. С. 101.: «1) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину; 2) дискуссия - не соревнование и не способ выявления того, кто умнее; 3) цель дискуссии - не прийти к соглашению, а найти истину; 4) прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой»; · обучение членов семьи объективности. При этом не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу. При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной дискуссии. Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. J.Peres предложил основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры: · молчание: · обучение с помощью опросов; · умение слушать; · повторение (резюмирование); · обобщение; · наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д. 5. Обусловленное общение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения - дать возможность членами семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов - обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот - предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся определенные правила. Такова разработанная G. Bach и модифицированная S. Kratochvil. техника «честной борьбы» или «конструктивного спора». Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии: · Спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации. · Начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится. · Все стороны должны быть активными в споре. · Спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности. · Применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено. Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения. 6. Формирование умения и навыки. Особенность методик данной группы в том, что перед пациентами ставится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать. Сообщается также критерий, с помощью которого он может судить о том, насколько ему это удалось. 7. Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения. 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ В СЕМЬЕ 3.1 Программа исследования Цель исследования - диагностика семейных отношений. На основании цели поставлена задача проанализировать типы поведения супругов в конфликтных ситуациях и их совместимость, сделать выводы о существовании прямой или обратной зависимости. Объект исследования - 6 человек, 3 семейные пары. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 20 до 42 лет. Опыт совместной жизни одной из супружеских пар (пары №1) - 6 месяцев, двух других (пара №2, №3) - более 7 лет. Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст, образование, профессию, тип религиозной ориентации, мнение относительно того, кто, как кажется респонденту, глава в его семье. Гипотеза исследования - зависимость конструктивного поведения супругов в конфликтных ситуациях и их психологической совместимости. Методический инструмент - исследования проводились по методике Тейлора и Лири, которые описаны ниже. Опрос по методике Лири. Инструкция: Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом цифру, соответствующую порядковому номеру перечисляемых далее характеристик. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством достоинства. 6. Независимый. 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочаровывается. 17. Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Покладистый. 21. Благодарный. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию. 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи. 26. Стремится ужиться с другими. 27. Доброжелательный. 28. Внимательный и ласковый. 29. Деликатный. 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный. 33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность. 37. Уверен в себе. 38. Самоуверен, и напорист. 39. Деловитый, практичный. 40. Соперничающий. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый и прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому. 97. Стремящийся к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Относится к окружающим с чувством превосходства. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый и подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Услужливый. 116. Мягкотелый. 117. Почти никому не возражает. 118. Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив. 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда со всеми дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. После завершения опроса подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этих целей используется «ключ» (табл. 1), позволяющий определить 16 номеров утверждений соответствующих каждому варианту взаимодействия. Количество зачеркнутых опрашиваемым номеров в конкретном разделе бланка для ответов определяет количество баллов по данному варианту взаимодействия. Таблица 1 Ключ к опроснику Лири |
Типы взаимодействий | Номера утверждений | | I | 1,2,3,4,33,34,35,36,65,66,67,68,97,98,99,100 | | II | 5,6,7,8,37,38,39,40,69,70,71,72,101,102,103,104 | | III | 9,10,11,12,41,42,43,44,73,74,75,76,105,106,107,108 | | IV | 13,14,15,16,45,46,47,48,77,78,79,80,109,110,111,112 | | V | 17,18,19,20,49,50,51,52,81,82,83,84,113,114,115,116 | | VI | 21,22,23,24,53,54,55,56,85,86,87,88,117,118,119,120 | | VII | 25,26,27,28,57,58,59,60,89,90,91,92,121,122,123,124 | | VIII | 29,30,31,32,61,62,63,64,93,94,95,96,125,126,127,128 | | |
Перечислим варианты взаимодействий: I. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) проявляются уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойство руководителя. При высоких показателях характерны: нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 баллов), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 баллов). II. Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16). III. Прямолинейный - агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант проявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы). IV. Недоверчивый - скептический. Реалистичность базы суждений поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью. V. Покорно - застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение. VI. Зависимый - послушный. При умеренных баллах - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих. VII. Сотрудничающий - конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. VIII. Ответственный - великодушный. Проявляется выраженная готовность помогать окружающим, развито чувство ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм Собчак Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерпретации диагностики Т. Лири. С. 6-11.. Интерпретация по октантам в зависимости от количества баллов (3-4, до 12, свыше 12 баллов) I. Стремление давать советы. · Способность наставника и организатора. · Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей. · Догматизм и деспотичность. II. Уверенность, независимость. · Склонность к соревновательности, соперничеству. · Обособленность позиции в группе. · Самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим. III. Искренность, непосредственность. · Настойчивость в достижении цели. · Чрезмерное упорство, недружелюбие. · Несдержанность и вспыльчивость. IV. Реалистическая база суждений. · Скептицизм и неконформность. · Обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму. · Недовольство окружающими, подозрительность. V. Скромность, застенчивость. · Охотное выполнение чужих обязанностей. · Повышенное чувство вины, самоуничижение. · Полная покорность. VI. Потребность в доверии со стороны окружающих. · Потребность в помощи. · Сверхконформность. · Полная зависимость от мнения окружающих. VII. Стремление к сотрудничеству с группой. · Дружелюбие. · Компромиссное поведение. · Несдержанность в излияниях своего дружелюбия. VIII. Выраженная готовность помогать и сочувствовать окружающим. · Мягкосердечность, сверхобязательность. · Гиперсоциальные установки. · Альтруизм Собчак Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерпретации диагностики Т. Лири. С. 48.. Опрос по методике Тейлора. Инструкция: «Уважаемые товарищи! Ниже предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре Вы должны выбрать один из вариантов поведения, наиболее характерный для Вас («а» или «б»). Свой выбор зафиксируйте знаком «+» (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление. Гарантируем неразглашение Ваших ответов». 1. а) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь в споре прийти к взаимному соглашению. б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь прийти к соглашению на основе взаимных уступок. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. б) Я стараюсь, добиться своего. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то одном уступить, чтобы добиться своего в другом. 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом в споре стараюсь разобраться, какие и чьи интересы затронуты и вокруг чего возник спор. 9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я сделаю все, чтобы добиться в споре своего. 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти решение проблемы, которое бы устраивало двоих. 11. а) Первым делом, я стараюсь определить, какие интересы затронуты в споре, из-за чего возник спор. б) Я стараюсь успокоить другого и, прежде всего, сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я стараюсь не занимать такую позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. а) Я предлагаю в споре среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения на проблему и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь убедить другого в правильности и преимуществе моих взглядов. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения в отношениях. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности во взаимоотношениях. 18. а) Если это принесет другому радость, предоставляю ему право настоять на своем. б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19. а) Первым делом я пытаюсь определить из-за чего возник спор, и чьи интересы в нем затронуты. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Улаживая отношения, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому и откровенному обсуждению проблемы. 22. а) В споре я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию. 23. а) Как правило, я беспокоюсь о том, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда я предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если другому его позиция кажется очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на взаимное соглашение. 25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Решая спорные вопросы я стараюсь быть внимательным к доводам другого. 26. а) Я обычно предлагаю в споре среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Чаще всего я стремлюсь избежать споров. б) Если это принесет радость другому я даю ему возможность настоять на своем. 28. а) Обычно в споре я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая конфликт, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29. а) Я предлагаю в споре среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) В споре я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы совместно мы могли добиться успеха. Ключ к опроснику представлен в таблице 2: Таблица 2. Ключ опросника «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации» |
| Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | | 01 | | | | а | б | | 02 | | б | а | | | | 03 | а | | | | б | | 04 | | | а | | б | | 05 | | а | | б | | | 06 | б | | | а | | | 07 | | | б | а | | | 08 | а | б | | | | | 09 | б | | | а | | | 10 | а | | б | | | | 11 | | а | | | б | | 12 | | | б | а | | | 13 | б | | а | | | | 14 | б | а | | | | | 15 | | | | б | а | | 16 | б | | | | а | | 17 | а | | | б | | | 18 | | | б | | а | | 19 | | а | | б | | | 20 | | а | б | | | | 21 | | б | | | а | | 22 | б | | а | | | | 23 | | а | | б | | | 24 | | | б | | а | | 25 | а | | | | б | | 26 | | б | а | | | | 27 | | | | а | б | | 28 | а | б | | | | | 29 | | | а | б | | | 30 | | б | | | а | | Итого: | | | | | | | |
3.2 Результаты исследования Результаты исследования по опроснику Лири представлены в таблице 3, по Тейлору - в таблице 4. Таблица 3 Результаты исследования по опроснику Лири |
№ пары | Пол | Номер октанта | | | | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | | Пара №1 | м | 13 | 11 | 11 | 4 | 0 | 2 | 10 | 9 | | | ж | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 11 | 12 | | Пара №2 | м | 4 | 3 | 4 | 0 | 1 | 1 | 8 | 9 | | | ж | 4 | 2 | 4 | 0 | 0 | 3 | 7 | 7 | | Пара №3 | м | 11 | 11 | 14 | 13 | 1 | 5 | 1 | 0 | | | ж | 13 | 12 | 13 | 12 | 1 | 4 | 1 | 0 | | |
Таблица 4 Результаты исследования по опроснику Тейлора |
№ пары | Пол | Тип состояния | | | | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | | Пара №1 | м | 5 | 9 | 8 | 3 | 5 | | | ж | 6 | 12 | 7 | 1 | 4 | | Пара №2 | м | 1 | 14 | 8 | 3 | 4 | | | ж | 1 | 14 | 7 | 3 | 5 | | Пара №3 | м | 12 | 2 | 2 | 10 | 4 | | | ж | 14 | 2 | 2 | 11 | 1 | | |
3.3 Анализ результатов исследования На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: Результаты исследования первой пары с небольшим опытом семейной жизни фиксируют высокие показатели по конструктивным параметрам (сотрудничество, компромисс), при средних показателях в графах «соперничество» и «приспособление». По опроснику Лири у этой пары также высокие показатели по октанту сотрудничества. Внушают некоторую тревогу высокие показатели супруга из этой пары в первых трех октантах. При этом у пары прослеживается высокая совместимость и, главное, умение конструктивно преодолевать возникающие разногласия. Результаты исследования второй пары во многом повторяют данные пары №1. При этом в опроснике Лири по всем октантам у исследуемых умеренные показатели. Пара - совместима, их семейная жизнь стабильна, коррекция отношений не требуется. Итоги исследования пары №3 внушают тревогу. Налицо низкие показатели по сотрудничеству по обоим тестам, высокие показатели по соперничеству, агрессивность, несдержанность и вспыльчивость супругов. Поскольку у этой пары, несмотря на обескураживающие показатели, большой стаж совместного проживания, необходимо применение методов психотерапии и коррекции семейных отношений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная психология, возникающая на стыке социологии и общей психологии, занимается исследованием групповой и массовой психологии, проявляющейся в совокупном поведении, переживаниях и способах психологического общения, изучает особенности поведения личности под влиянием группы, то, что отличает поведение человека в коллективе от поведения его в относительном одиночестве. Центром, осью всех социально-психологических явлений оказывается как раз то ближайшее окружение, в котором находится индивид, т. е. микроусловия и непосредственное влияние их на индивида. Задачей социальной психологии является раскрытие механизмов функционирования группы, влияния группового сознания на личность, отражение внутренних закономерностей, действующих в той или иной группе. Знание законов социально-психологического отражения действительности, законов влияния микроусловий на личность откроет перед обществом новые возможности научно обоснованного воздействия на поведение человека. Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности. Социально-психологическое исследование семьи, применение методов психотерапии и коррекции семейных отношений, дает знание той части законов, которые лежат в основе процесса социализации личности и которые наиболее сильно воздействуют на членов семейной общности. В данной работе на основании применения методов социальной психологии было исследованы взаимоотношения конкретных семейных пар. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1977. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989. 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. 4. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). - М.: Мысль, 1988. 5. Васипьченко Г.С., Решетняк Ю.А. Брачный клиринг // Вопросы кибернетики. - 1978. 6. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости // Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1979. С. 67. 7. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. 9. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1990. 10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. 11. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал.-Т.3. -1982. - №2. 12. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. -1981.-№6. 13. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. 14. Собчак Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерпретации диагностики Т. Лири. 15. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977. 16. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981. 17. Харчев А.Г. О путях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. - М., 1965. - Вып. 1. 18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.
Страницы: 1, 2
|