рефераты курсовые

История развития психологических взглядов

p align="left">Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом (1757-1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление - функция мозга. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями за конвульсиями казнимых на гильотине: движения обезглавленного тела имели, по его мнению, рефлекторный характер и не осознавались, ибо сознание - функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.

Глава IV. Зарождение психологии как науки

Естественнонаучные предпосылки. В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было "анатомическое начало". Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прохазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.)

Ещё одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы и легло в основу френологии (от греч. "френ" - душа, ум). Австрийский анатом Франц Галль (1758-1829) предложил "карту головного мозга", согласно которой различные способности "размещены" в определенных участках мозга. Френология побудила к экспериментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

Французский физиолог и врач П. Флуранс (1794-1867) показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы - восприятие, интеллект, воля - являются продуктом головного мозга как целостного органа. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины работы мозга.

Развитие ассоцианизма. Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением различных частей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности. Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии.

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что сознание - это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.

Джон Стюарт Милль: ментальная химия. Сын Джеймса - Джон Стюарт Милль (1806-1873) стал говорить о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого. Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания, Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Однако наибольшее влияние на психологию оказала не идея Милля о "ментальной химии", а его "Логика", которая выдвинула на первый план проблемы методологии научного исследования. Аргументация Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента.

Александр Бэн: пробы и ошибки. В отличие от Д.С.Милля Александр Бэн в своих двух главных трудах - "Ощущения и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859) последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое место уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам и инстинктам.

Бэн выдвинул представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации поведения. Так, процесс мышления может рассматриваться как отбор правильной (соответствующей искомой цели) комбинации слов, который производится по тому же принципу, что и отбор нужных движений при обучении плаванию. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма.

Герберт Спенсер: эволюционная психология. Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Он выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Эти выводы позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований. Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию, психологию поведения, на формирование генетической (детской) психологии.

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика. В своей теории немецкий психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) исходил из того, что наш внутренний мир относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в ней можно выделить три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией - область смутного сознания. Гербарт также вводит понятие "апперцептивной массы", содержанием которой является индивидуальный опыт человека.

Гербарт исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр - силу, добавив его к уже существовавшему параметру - времени. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако, подчеркивал он, есть и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. Эта концепция Гербарта, которую он назвал "теорией статики и динамики представлений", сыграла большую роль и в теории обучения, и в дальнейшем развитии психологии. Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии. Ч.Дарвин (1809-1882) создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Важное значение имела книга Дарвина "Происхождение человека". Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями человека и высокоорганизованных живых существ - обезьян Основная объяснительная идея Дарвина заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков) - не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования - такие, как дифференциальная психология, детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология (см. работу Дарвина "Инстинкт") и др.

Глава V. Развитие отраслей психологии

§1. Экспериментальная психология

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Вновь были открыты различия между чувствительными и двигательными волокнами нервной периферической системы, описана рефлекторная дуга. Позже был сформулирован закон "специфической энергии органов чувств", согласно которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Ее основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств - физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

Эрнст Вебер: зарождение психофизики. Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение, составляет 1/160, для ощущений веса - 1/30 и т.д.

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики. Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г.Т.Фехнер уделял особое внимание проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. В центре его интересов оказался факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

Франц Дондерс: время реакции. Голландский физиолог Ф.Дондерс(1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Он обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось, что психические процессы совершаются именно в нервной системе.

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии. Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Г. Гельмгольц (1821-1894). Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и сознания.

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции. Введение психического фактора как регулятора поведения организма было связано с работами немецкого физиолога Э.Пфлюгера (1829-1910). Он подверг экспериментальной критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с центробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию. Пфлюгер доказал своими опытами различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и сознанием.

Разделение психики и сознания в исследованиях гипнологов. Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Ф.Месмера, объяснявшего свои гипнотические сеансы действием магнитных истечений (флюидов).

Будучи предметом интереса медиков, использующих его в своей практике, гипноз не только демонстрировал факты психически регулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем самым представление о бессознательной психике), но требовал создания ситуации взаимодействия между врачом и пациентом ("раппорт"). Обнажаемая гипнозом бессознательная психика является социально-бессознательной, ибо она инициируется и контролируется другим человеком.

К семидесятым годам XIX века появилась потребность в том, чтобы объединить разрозненные знания о психике в отдельную, отличную от других, дисциплину.

Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В.Вундт(1832-1920) пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии. Он сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией.

К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него, и т.д. И в этом случае применялись количественные методы. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания.

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов - например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода.

С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.

Труд Г.Эббингауза "О памяти" (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии.

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов Г.Эббингаузу (1850-1909) принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. Заслуга Эббингауза, прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память. Эббингауз руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал: наборы слогов, которые испытуемые должны были запомнить.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом "кривая забывания". Оказалось, что наибольшая часть материала забывается впервые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше - в ближайшие дни. Осмысленный материал запоминается в девять раз быстрее, чем набор бессмысленных слогов. Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

Изучение навыков. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. Опыты американских психологов Брайяна и Хартера по выработке навыка приема и посылки телеграмм явились второй после опытов Эббингауза важнейшей вехой на пути экспериментального исследования процесса научения. Брайян и Хартер получили кривую, которая показывала, как формируется навык. Оказалось, что успешность выполнения навыка зависит от умения воспринять отрезок текста, который еще не стал объектом реакции, но станет им в следующий момент. Сознание как бы забегает вперед, перекрывая сенсорное поле за пределами непосредственно вызывающего двигательную реакцию сигнала и организуя в соответствии с этим поведение.

Выводы из опытов Брайяна и Хартера сближались в ряде пунктов с тем, что было установлено затем в классических экспериментах американского психолога Д.М.Кеттелла (1860-1944), изучавшего в 90-х годах внимание и навык чтения. С помощью специального прибора - тахитоскопа - Кеттелл определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова. При экспериментах с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кеттелл зафиксировал, как Брайян и Хартер, феномен антиципации - "забегания" восприятия вперед.

Новое направление изучения психологических процессов открыло собственно психологические феномены и закономерные связи между ними, специфичность которых основана на объективных особенностях деятельности человека.

§2. Дифференциальная психология

Проблема индивидуальных различий. С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Френсис Гальтон: наследственность гения. Заслуга Ф.Гальтона в психологии состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода. Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект - генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. К важным заслугам Гальтона относится разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития, статистических методов исследования этой проблемы.

Развитие метода тестов. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами (от англ. test - испытание). Таким образом, статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. В конструировании тестов принимают активное участие А.Бине, Г.Эббингауз, В.Штерн, Э.Торндайк, Г.Мюнстерберг, Г.Мюллер, Р.Мерке и многие другие ученые из различных стран.

Первоначально использовались обычные экспериментально-психологические испытания. Задачей эксперимента являлось выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних раздражителей и физиологических механизмов, длительности ВР - от внутренних операций (различения, выбора, установки), запоминания - от частоты и распределения повторений и т. д. При тестировании, в отличие от экспериментирования, психолог фиксирует, что люди делают, не варьируя условий их деятельности. Здесь переменными являются индивидуальные различия. Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Статистическая закономерность позволяет предсказывать явления в силу того, что вероятностные связи свойственны самой природе вещей, а не привносятся в нее произвольными операциями ума.

Альфред Бине: диагностика умственного развития. С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине (1857-1911). Бине исследовал этапы развития мышления у детей. Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечислений", "стадия описания" и "стадия интерпретации". Бине считал, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем.

Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие "коэффициент интеллекта" (по-английски - Ай-Кью). По нему соотносился "умственный" возраст (определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.

§3 Основные психологические школы

В начале XX кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания. В Европе формируются школы: фрейдизм и гештальтпсихология, в США - функционализм, бихевиоризм и школа Курта Левина. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода.

Психоанализ (глубинная психология). В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над "Проектом программы научной психологии", пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного "полома", соответствующего любому болезненному явлению.

К 1895г., совместно с Брейером, Фрейд разработал метод гипнокатарсиса. В 1886 году полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. К моменту I Мировой войны 3.Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни общества, т.е. начинает создавать "метапсихологическую" теорию.

Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. В процессе эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego)" - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества.

Применяя принцип историзма и в дальнейшем, мы видим, что психоанализ уже при жизни 3.Фрейда распался на несколько основных направлений: групповой психоанализ, возникший в СШЛ (Т.Бэрроу), психосоматическое направление (Ф.Данбэр, Ф.Александр), индивидуальную психологию А.Адлера, аналитическую психотерапию К.Юнга.

Неофрейдизм. Подчеркивалась мысль о незыблемости основных признаков психоанализа (ведущей роли бессознательного, инфантильных психических травм, символического симптомообразования), но одновременно в учение о неврозах проникали и эволюционно-биологические взгляды Э.Кречмера и социально-культурные подходы неофрейдистов. Менялась и техника психоанализа. С одной стороны, она обогащалась новыми приемами (использование прожективных тестов, гипноза, групповых процессов, ролевой техники), с другой - упрощались связи с увеличением числа больных, недостатком времени, высокой стоимостью курса классического ортодоксального психоанализа.

Можно сказать, что чистота и корректность различных методик психоанализа, за которыми тщательно следили основоположники этих методик, сменилась в 50-е и последующие годы различными их комбинациями и сочетаниями, что позволяет последние 30-40 лет считать периодом эклектического психоанализа. Если вначале XX в. 3.Фрейд заявил, что он сменил "медь" гипноза на "золото" психоанализа, то в 50-60-е г.г. гипноз снова широко выходит на мировую сцену в виде новых различных методик, в которых значительную роль играет аналитический подход. Это и "активный гипноз" Э.Кречмера, и "ступенчатый гипноз" Д.Лаигена, и гипноз по Б.Стоквису, и гипноанализ, и гипнодрама, и гипносинтез, комбинации гипноза с психотропными препаратами, аутотренингом, групповыми методиками. Все это становится психоанализом тогда, когда начинается процесс интерпретации, истолкования психологического материала, полученного в результате применения этих методик (сновидений, фантазий, сопротивления и переноса, мотиваций, проекций, конверсионных симптомов, символического поведения и т.д.).

В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа - гештальтпсихология (от нем. "gestalt" - форма, структура). В неё входили известные психологи В.Келер (1887-1967гг.) и К.Коффка (1886-1941гг.). В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений. Гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

Бихейвиоризм. В это время в американской психологии возникает её ведущее направление - бихейвиоризм (от англ. "behavior" - поведение). Бихейвиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихейвиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Одним из основателей бихейвиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг). Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход "вероятностный стиль мышления": в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Оформившаяся в качестве особой научной дисциплины, психология во всех основных своих разветвлениях исходила первоначально из натуралистических установок. Это был физиологический либо биологический натурализм, рассматривающий психику и сознание человека исключительно как функцию нервной системы и продукт органического биологического развития.

Социологическая школа. Своеобразную попытку понять развитие форм человеческого сознания как продукт социально-исторического развития сделала французская социологическая школа Э.Дюркгейма. Представители французской социологической школы и близкие к ней ученые (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Ш.Блондель, Ж.Пиаже, М.Хальбвакс), а также П.Жане попытались объяснить формы человеческого сознания как продукт общественного развития. В ряде исследований они попытались вскрыть общественно-исторический генезис человеческих форм памяти, мышления, эмоций, развития личности и ее самосознания. У представителей французской социологической школы социальность сводится к идеологии, идеология же (и коллективные представления) отожествляется с психологией. Из сферы социального, в котором эти психологи ищут объяснения генезиса и развития человеческого сознания, выпадает общественная деятельность человека, практика, в процессе которой в действительности формируется сознание человека. Поэтому действительно адекватного объяснения генезиса и развития сознания у человека и эта психология, рассматривающая сознание как продукт общественно-исторического развития, дать не смогла.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология (М.Вертхаймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механистическому принципу психологии элементов. Построенная гештальтпсихологией на основе принципа структурной целостности теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер. Принцип целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению принципиальных исходных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации. Здесь идеализм теснейшим образом сплетается с механицизмом. Если понимание реальной исходной ситуации как "феноменального сенсорного поля", т.е. сведение объективной действительности к восприятию, представляется идеалистическим, то мысль, будто "сенсорное поле", т.е. восприятие ситуации в качестве фазы единого саморегулирующегося процесса, предопределяет действия человека, является сугубо механистической. Вместе с тем принцип динамичности, согласно которому психофизический процесс всецело определяется в своем протекании изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом этом процессе, фактически означает, что весь опыт понимается как имманентный продукт субъекта. Принцип динамичности, который представители гештальт-теории противопоставляют "машинной теории" рефлекторной концепции, заключает в себе полное отрицание внешнего опосредования; он упирается в идеализм.

Таким образом, несмотря на заостренную борьбу с частными проявлениями механицизма - со сведением целого к механистической сумме частей, гештальтпсихология сама является механистической концепцией. И в то же время, несмотря на свой "физикализм" и борьбу с "витализмом", она является феноменалистической, т.е. идеалистической, теорией. Идеализм и механицизм в самых утонченных и потому особенно опасных формах сплетены в ней в сложном единстве.

Гештальтпсихология сыграла, несомненно, крупную роль в преодолении атомистических тенденций ассоциативной психологии.

Лейпцигская школа. Совершенно иной характер носит другое направление целостной психологии, представленное так называемой лейпцигской школой. Лейпцигская школа (Ф.Крюгер, И.Фолькельт и др.) исходит из мистического, иррационалистического идеализма, она ведет свое происхождение от немецкой романтики и религиозной мистики. Психика сводится чувство подобному переживанию. Структурной целостности гештальт-теории противопоставляется диффузно-комплексная целостность смутного, недифференцированного чувства. На передний план выдвигаются аффективно-эмоциональные моменты и на нет, сводятся интеллектуальные. Умалить роль интеллекта, роль знания в сознании - такова основная тенденция этого учения. Она представляет реакцию иррационалистического мистического идеализма против лучших тенденций декарто-локковского понятия сознания как знания. Вожди этой школы возглавили фашистскую психологию, в то время как представители гештальтпсихологии вынуждены были покинуть фашистскую Германию и развернуть свою работу в США.

Теория Штерна. С механическим атомизмом, укоренившимся в исходных позициях психологии, связано и то, что психология, разложив психику на элементы, вовсе упустила из поля зрения личность как целое. В ходе кризиса эта проблема личности выступила с большой остротой. Эта проблема, в частности, стоит в центре персоналистической психологии В.Штерна.

Стремясь как будто преодолеть сложившийся под влиянием христианской идеологии и укоренившийся благодаря Р.Декарту дуализм психического и физического, души и тела, В.Штерн в своей персоналистической психологии вместо признания психофизического единства выдвигает принцип психофизической нейтральности: личность и ее акты не могут быть отнесены ни к психическим, ни к физическим образованиям. Оторванное от конкретной исторической личности человека, это понятие стало у Штерна абстрактной метафизической категорией. Личностью признается не только общественный человек, но также, с одной стороны, всякий организм, клетка, даже неорганические тела, с другой - народ, мир, бог. Личность определяется формальными внеисторическими категориями целостности и целенаправленности, выявляющимися в самосохранении и самораскрытии.

Борьба по всем этим направлениям, начинаясь на рубеже XX в., тянется в зарубежной психологии по сегодняшний день. Но в разные периоды господствующими оказываются разные мотивы. Здесь приходится различать прежде всего период до 1918г. (до окончания первой мировой войны и победы Великой социалистической революции в России) и последующий период. Во второй из этих периодов психология вступает в полосу открытого кризиса; в первый он подготовляется. Уже и в первый из этих периодов начинают складываться многие из направлений, которые станут господствующими в последующий период, - и иррационалистический интуитивизм А.Бергсона, и психоанализ З.Фрейда, и психология духа В.Дильтея, и т.д., но характерными для этого периода являются главным образом направления, ведущие борьбу против сенсуализма и отчасти механистического атомизма ассоциативной психологии, которая является на первых порах господствующим направлением психологии (Г.Спенсер, А.Бэн - в Англии, И.Тэн, Т.А.Рибо - во Франции, Э.Эббингауз, Е.Мюллер, Т.Циген - в Германии, М.М.Троицкий - в России). В этот период господствует еще тенденция рационалистического идеализма. В последующий период, в послевоенные годы, которые становятся и для психологии годами острого кризиса, господствующими все в большей мере становятся иррационалистические, мистические тенденции.

Антисенсуалистические тенденции выявляются сначала в связи с постановкой в психологии проблемы мышления - в наиболее тонкой форме у А.Бине во Франции, у Д.Э.Мура и Э.Эвелинга в Англии, в наиболее заостренно идеалистической форме в Германии, у представителей вюрцбургской школы, находящейся под непосредственным влиянием идеалистической философии Э.Гуссерля, воскрешающего платоновский идеализм и "реализм" схоластической философии. Вюрцбургская школа строит психологию мышления на основе "экспериментального самонаблюдения". Основная цель ее - показать, что мышление в своей основе - чисто духовный акт, несводимый к ощущениям и независимый от чувственно-наглядных образов; стержнем его является "интенция" (направленность) на идеальный объект, основным содержанием - непосредственное "схватывание" отношений. Таким образом, вюрцбуржцы возрождают в рамках "экспериментальной психологии" идеи рационалистической философии, так же как их противники осуществляют принципы философии эмпиризма. При этом оба направления при всем их антагонизме объединены общим метафизическим подходом к вопросу о соотношении мышления и ощущения. Сенсуалистическая психология стоит на позициях вульгарного метафизического эмпиризма, для которого нет перехода от ощущения к мышлению. Тем самым приходится либо вовсе отрицать качественную специфичность мышления, сводя мышление к ощущениям, либо рассматривать мышление в отрыве от ощущения. Постановка проблемы мышления в плане психологического исследования неизбежно должна на этой основе привести к рационалистическому противопоставлению мышления ощущению, вообще чувственной наглядности.

Недостатком современной психотерапии является то, что главное внимание уделяется бесконечному дроблению технической стороны дела, созданию все новых и новых технических приемов, в то время как вопрос о содержании психотерапии, индивидуализации этого содержания и вопрос об его усвоении, принятии пациентом все время остается в тени. Это говорит о том, что наука психология, несмотря на многовековой процесс познания, находится ещё в процессе развития, и, может быть, новые поколения психологов смогут также внести свою лепту в изучение этого вопроса.

Заключение

Как уже говорилось выше, психология имеет многовековую историю, поэтому, чтобы выразить вывод словесно, необходимо было бы переписать всё вышесказанное заново. Поэтому заключительная часть будет выражена в виде таблицы периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй -- когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй -- чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам - хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии (о которой мы вовсе не упоминали в данной работе, так как тема была в основном посвящена зарождению науки психологии, а отечественная психология - относительно молодая наука). Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VIв. до н.э. - Vв.

Душа

Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях - ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V - XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV - XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»

XVII - сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX - б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. - конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии

10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно- исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х - 50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. - конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых на правлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Литература

1. Аргунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. М., 1993. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987.

2. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

4. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осёл. М., 2001.

5. Ждан А.Н. «История психологии: от античности к современности», М.: Педагогическое общество России, 1999,

6. М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины XXв. Учеб. Пособие. - М., 1996.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты